История становления этических традиций на Руси — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История становления этических традиций на Руси

2021-04-18 505
История становления этических традиций на Руси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения.

Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная трудовая деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума. Вторая точка зрения мнений состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда. Эта точка зрения считается более предпочтительной, поскольку "человеческое общество предшествует любой теории; оно имеет свою природу, свои потребности, инстинкт самосохранения, свои неписаные законы и свои условия существования, от которых не может отказаться, не разрушая само себя", даже если это не собственно общество в современном понимании, а его прообраз.

Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Известно, что изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с место на место в поисках пищи. В те времена предок человека был жесток, а в обществе выживали сильнейшие. Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей. Л. Крживинский называет первобытное общество-орду - "обществом без стариков" и "обществом сильных людей". Происходил действующий в животном мире естественный отбор, в результате которого выживали наиболее молодые, ловкие и сильные.

Ценности первобытного общества определялись эмпирически, ощущались инстинктивно и носили явную биологическую окраску в полном соответствии с коллективными потребностями выживания. Это не были ценности в нашем современном понимании, но на уровне примитивных полуживотных инстинктов человек дифференцировал полезное и вредное для себя и сообщества. Мораль носила ярко выраженный коллективистский характер и подразумевала безоговорочное подчинение более слабых сильнейшему, и этот сильнейший имел неограниченные права, непререкаемый авторитет и абсолютную власть, что давало ему возможность использовать свое положение в первую очередь в своих собственных целях и решать силовыми методами все вопросы, возникающие в орде.

Как считает В. Вичев, "первые социальные нормы, возникшие как отражение производственной необходимости обуздать животный индивидуализм, как закрепленные практикой целесообразные формы деятельности, имеют не столько позитивный, сколько негативный характер. В них доминируют не столько предписания к индивиду, сколько требования воздерживаться от определенный действий, опасный характер которых уже подтвержден практикой".

Можно сделать вывод, что мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества: в первобытной орде поведение каждого ее члена соответствовало требованиям выживания в природной среде и было направлено на удовлетворение в первую очередь коллективных потребностей - обеспечения выживания, безопасности, продолжения рода.

По мере совершенствования орудий труда возникло первое примитивное разделение труда между членами племени и между полами и возрастными группами, причем в этих новых условиях полезными оказались и слабые члены племени - дети и старики. Человек становится действительно человеческим, социальным существом, а не является только одним из биологических видов, существующих на земле. Как указывал Г. Спенсер, "любое общество стремится сформировать своих членов таким образом, чтобы осуществление социальных функций было для них желанным", вследствие чего становится необходимым прививать каждому наиболее целесообразные для социума нормы человеческого общения и взаимодействия.

В период образования материнского рода начинается постепенное формирование собственно моральных отношений, регулирующих взаимодействие людей и формы их существования на основе определенных нравственных законов. К этому же периоду относят появление первых форм взаимопомощи людей, прообразов будущей благотворительности. Исследования этнографов приводят к неизбежному выводу, что для первобытного человека забота о нуждающемся была нормой.

Однако в значительно большей степени нравственное регулирование отношений между людьми требовалось и, соответственно, развивалось с появлением семьи и собственности. А.Г. Харчев считает, что мораль возникает и функционирует в этот период "как способ преодоления противоречия между личностью и обществом", между интересами собственников и сообщества в целом.

Выводы Л.Н. Гумилева о биологически и социально-обусловленном коллективизме и альтруизме относятся к более позднему образованию - этосу: "Для того, чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо, чтобы внутри этоса возникла альтруистская этика, при которой интересы коллектива становятся выше личных", при этом имеется в виду что альтруизм и коллективизм подразумевают обязательную взаимопомощь членов сообщества.

Первые, наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности людей, моральные принципы получили в дальнейшем закрепление в религиозных нормах и заповедях, а впоследствии - в светских законах. Введение на Руси православия в качестве официальной государственной религии и идеологии сделало его догматы основой этических воззрений верующего населения. Наиболее широко известным сводом религиозных норм и правил, распространяющихся и на этические основы человеческого сосуществования, является Библия.

Самый же главный этический принцип изложен в Нагорной проповеди Иисуса Христа: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф.7;12). Этот величайший нравственный закон, регулирующий человеческие взаимоотношения во всех областях совместной деятельности и сосуществования, "золотое правило этики" логичен в основе своей и применим во всех сферах человеческой жизнедеятельности и совместной практики, и поэтому встречается практически у всех народов в той или иной формулировке.

В Древней Руси этика помощи человеку, безусловно, не оформлялась в отдельную отрасль знаний и не фиксировалась произведениями, посвященными этому вопросу. Этические взгляды на проблемы помощи и взаимопомощи существовали только в самом общем виде, в контексте норм человеческого общежития, что доказывает обыденность самого факта оказания помощи. Их зарождение и сущность можно до некоторой степени проследить в древнейших памятниках русской литературы, в фольклорных произведениях.

С древнейших времен русским народом создавались произведения, носящие характер преимущественно морального поучения, завета и детерминирующее поведение человека в обществе, в семье, в его взаимоотношениях с другими людьми, т.е. в повседневной деятельности и общении. "Поучение" Владимира Мономаха (1099 г.) представляет собой наиболее полную систему этических воззрений, которая затрагивает в числе прочих и проблему помощи нуждающимся.

Широко были распространены на Руси традиции частной благотворительности, осуществлявшейся людьми по мере возможности, вне зависимости от их социального и экономического статуса. Фактически до XX века в некоторых русских деревнях и местностях сохранялся древнейший обычай пускать к себе в дом на постой странников, оказывать индивидуальную и коллективную помощь неимущим соседям и т.п., не ожидая в результате этого прибыли или благодеяния, а просто потому, что иначе нельзя - нельзя не помочь людям, оказавшимся в беде и нужде. Распространившийся в XVI веке "Домострой" затрагивает вопросы нравственности личности и содержит определенные требования, в том числе и требование участвовать в благотворительности.

В годы реформ Петра I и позднее выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, которые содержат нормы как этики, так и этикета, не разделяемых по содержанию. Большинство изложенных в них правил относится не к какой-либо определенной категории лиц, а ко всем людям независимо от их сословия и носит всеобщий характер.

Этика помощи нуждающимся находит свое дальнейшее развитие в работах русских философов. Их большинство, сами будучи верующими людьми, связывали свои этические понятия с православием как основой мировоззрения большинства своих сограждан.

Н.Г. Чернышевский связывал стремление человека делать добро, приносить пользу с его естественным стремлением к наслаждению: это "…предписывается просто рассудком, здравым смыслом, потребностью наслаждения; эта цель - добро". Чернышевский считает стремление человека к нравственному совершенствованию, использованию своих духовных качеств во благо людей естественным и наиболее прочным, долговечным и надежным в отношении добра и блага, приносимого окружающим и самому себе.

Во взглядах Н.К. Михайловского человек признается высшей ценностью общества - именно поэтому общество должно служить человеку. Однако и человек призван служить обществу: служа обществу, он служит людям, человечеству. Не "простота" и "одинаковость" членов общества, а, напротив, их совершенство и совершенствование являются задатками лучшего будущего.

Таким образом, этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными просветителями находили отклики в различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические труды светских ученых, на творчество литераторов.

В советский период взгляды на социальную работу изменились в худшую сторону и лишь в постиндустриальном обществе утверждается понимание человека как сложной, интегрированной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Требования к нравственному облику человека и гражданина, основанные на традиционных общечеловеческих гуманистических представлениях, включают в себя умение любить людей и бескорыстно творить добро, поскольку это отвечает и общественным, и личностным потребностям, принципу социальной справедливости и гуманизма. Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.