Проблема нравственности в деятельности социального работника — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Проблема нравственности в деятельности социального работника

2021-04-18 406
Проблема нравственности в деятельности социального работника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

1. Проблема нравственности в деятельности социального работника

1.1 История становления этических традиций на Руси

1.2 Этические принципы в социальной работе

2. Основные личностные характеристики социального работника

2.1 Личностно-нравственные качества социального работника

2.2 Профессионально-этический кодекс социального работника

3. Современные требования к социальному работнику

3.1 Деонтология отдельных видов взаимодействия в социальной работе

3.2 Долг, ответственность и этические дилеммы в социальной работе

3.3 Этический аспект профессиональной подготовки социальных работников для пенитенциарной системы

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

 

В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы упорядочены и формализованы.

Социальная работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности. В ней не существует таких ограничений, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Но все-таки необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в современном российском обществе.

Основными причинами этого явления можно считать следующие:

· Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентаций не может не сказаться на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума.

· Использование зарубежных моделей социальной защиты порождает неоднозначность понимания представителями различных научных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач, ценностных ориентаций и т.д. и вызывает различное толкование подходов к деятельности и взаимодействию - как с клиентом так и внутри системы социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между субъектами и объектами социальной работы.

· Зависимость социальной работы от государства и местных органов власти, определяющих порядок, объемы и условия финансирования и имеющих систему ценностей многим отличающуюся от принципов и ценностей социальной работы.

· Являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее представителей.

· Социальный работник должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей.

· Для успешной работы в сфере социальной работы от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему быть чутким и деликатным. и проблем

· Социальный работник чаще работает один на один с клиентом и представляет перед ним интересы учреждения социальной защиты и интересы государства. Это требует от социального работника особых навыков и сугубого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом.

· Поскольку мы имеет дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей "случайных" пока невозможно, постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов.

Эти причины являются достойными для актуализации вопроса об изучении этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения, их взаимоотношения с другими институтами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета российского народа и ожиданий общества.

Реформирование экономики в нашей стране обострило значимость моральных отношений в обществе. Стремление человека руководствоваться в своих действиях этическими нормами естественно, однако, в силу различных внешних обстоятельств, оно может быть полностью или частично подавлено. Поэтому готовность социальных работников выступать с высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам является их весомым вкладом в дело морального оздоровления нашего общества.

Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых им исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию непосредственных социальных услуг клиентам или группам клиентов, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями "внешних" по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности здесь обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социального, экономического и политического неравенства, нарушениями принципа социальной справедливости. Долг социального работника - всемерно способствовать восстановлению справедливости, помогать клиенту реализовать основные права человека, - что в интересах как самого клиента, так и всего общества.

Актуальность данных проблем определяет выбор темы дипломной работы - "Этические принципы и нормы деятельности социального работника".

Объект исследования - деятельность социального работника.

Предмет исследования - этические требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе.

социальный работник этический кодекс

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.

В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:

· изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;

· исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;

· разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Гипотеза исследования: если социальный работник в своей повседневной деятельности будет руководствоваться этическими нормами и правилами, то будет повышаться уровень нравственности всего российского общества.

В основу исследования положены труды Е.А. Холостовой, Г.П. Медведевой и Е. Ярской-Смирновой. Однако этический аспект проблемы социального обслуживания населения в вышеназванных источниках недостаточно хорошо освящен.

В ходе нашего исследования нами были использованы следующие теоретические и общелогические методы: анализ научных источников, обобщение и анализ научной литературы применительно к данной теме и другие.

Структура работы: дипломная работа включает в себя: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложение.


Заключение

 

Проанализировав научно-методическую литературу, изучив историю, сущность и специфику профессиональной морали мы пришли к следующему:

Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.

Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе он должен руководствоваться принципами профессиональной этики - наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или и иному субъекту отношений, возникающих в процессе социальной работы.

Социальная работа во многом исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, достижении социальной справедливости. На основе "Международной декларации этических принципов социальной работы" социальный работник обязан признавать стандарты этического поведения.

На основании анализа личностно-нравственных характеристик социального работника сделаем вывод, что основой личности социального работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо. Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента:

· нравственные знания;

· нравственные убеждения;

· нравственная потребность

Осознание обществом высокой значимости социальной работы, ее объективного статуса и функций, которые она выполняет, поможет социальным работникам, если не решить полностью, то, по крайней мере, уменьшить проблемы клиентов. Повышение статуса социальной работы как наиболее гуманной сферы профессиональной деятельности может способствовать повышению статуса милосердия и гуманизма, социальной справедливости и доброты в общественном сознании, росту духовности российского общества.

Если действия и поведение социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие качества его личности, отвечают требованиям профессиональной морали, систематизированной в этическом кодексе, который разобран нами во втором разделе, можно сделать вывод, что они соответствуют также понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Такое соответствие означает, что действия, поведение и личностно-нравственный облик социального работника отвечают требованиям господствующей в обществе морали. Подобная функция социальной работы осуществляется благодаря ее положительному моральному влиянию как непосредственно на участников процесса деятельности - самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на социум в целом.

Деятельность социального работника, имеющая в своей основе должное поведение, всегда ориентирована на тщательное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов, сопровождающиеся сознанием личной ответственности за произведенные действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе.

Одним из современных направлений эволюции профессионального образования и совершенствования его содержания является дифференциация образования в зависимости от сферы будущей деятельности специалиста. Именно на этой основе выделилась специализация "социальный работник пенитенциарного учреждения". Стать квалифицированным специалистом в данной области можно, пройдя профессиональную подготовку либо переподготовку в соответствующих учебных заведениях.

Общими задачами структурных подразделений высших и средних специальных образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации социальных работников пенитенциарных учреждений являются:

) удовлетворение потребности социальных работников пенитенциарных учреждений в получении новых знаний по теории и истории социально-воспитательной работы в отечественной и зарубежной практике исправительной системы;

) повышение квалификации и профессиональная переподготовка социальных работников пенитенциарных учреждений;

) консультационная деятельность по профессиональной деятельности социальных работников пенитенциарных учреждений и особенностям их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

) обобщение и распространение новейшего опыта организации учебного процесса по социальной работе.


Приложения

 

Приложение А

Стиль

Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.

Честность

Социальный работник должен соизмерять свои поступки с высшими стандартами профессиональной честности:

а) социальный работник должен не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои профессиональные обязанности;

б) социальный работник не имеет права использовать свои профессиональные отношения в личных целях.

Гонорары

Сотрудник социальной службы должен убедиться, что установленные гонорары за различные виды социальной помощи справедливы, разумны, тактичны, и соразмерны с видами оказанной социальной помощи и со способностью клиента платить. Социальный работник не должен принимать ценных подарков за выполненную работу.

3. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ КОЛЛЕГАМ

3.1. Уважение, честность, вежливость

Социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость:

а) социальному работнику следует обращаться с коллегами на основе профессиональных интересов и убеждений;

б) социальный работник должен уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений;

в) социальный работник должен создавать и поддерживать ситуации, облегчающие коллегам этические, профессионально компетентные действия;

г) при работе с клиентом социальному работнику необходимо детально и честно представить данные о квалификации, точке зрения, творческих находках коллег; использовать подходящие каналы для оценки методов работы коллег;

д) социальный работник, замещающий коллегу, должен действовать в интересах репутации того, кого замещает;

е) социальный работник не должен использовать конфликт между коллегой и руководителем в своих интересах и для укрепления своей позиции;

ж) социальному работнику следует искать арбитраж (арбитраж:

) разрешение спорных вопросов арбитрами, третейским судом;

) государственный орган, занимающийся таким разрешением) (арбитр:

) посредник в спорах, третейский судья;

) то же, что и судья) или объективное посредничество, когда профессиональные конфликты с коллегами требуют немедленного разрешения;

з) социальному работнику необходимо распространять свое уважение и к коллегам, не связанным непосредственно со сферой его работы;

и) социальный работник, выполняющий функции эксперта, руководителя, инспектора, наставника по отношению к коллегам должен доброжелательно, спокойно и подробно доводить до их сведения условия совместной работы и взаимоотношений;

к) сотрудник социальной службы, ответственный за прием на работу и оценку деятельности других социальных работников, должен выполнять эту обязанность в спокойной, деликатной, беспристрастной манере на основе четко сформулированных критериев;

л) социальный работник, ответственный за оценку других социальных работников, должен знакомить их с этой оценкой.

3.2. Отношения с клиентами коллег

Сотрудник социальной службы должен обращаться с клиентами своих коллег внимательно, вести их дела с полной профессиональной отдачей:

а) социальный работник не должен брать на себя профессиональную ответственность за клиента другого коллеги без соответствующих согласований с этим коллегой;

б) социальный работник, обслуживающий клиентов коллег в период временного отсутствия последних или непредвиденного обстоятельства, должен обслуживать их с таким же вниманием, как и своих "собственных" клиентов.

Развитие знаний

Социальный работник должен нести ответственность за развитие и полное использование профессиональных знаний:

а) социальный работник должен основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;

б) социальный работник должен критически анализировать, оценивать и быть в курсе новых знаний, относящихся к его профессии;

в) социальный работник должен вносить свой вклад в развитие знаний в области системы служб социальной помощи населению, делиться с коллегами практическим опытом, знаниями.

Содержание

 

Введение

1. Проблема нравственности в деятельности социального работника

1.1 История становления этических традиций на Руси

1.2 Этические принципы в социальной работе

2. Основные личностные характеристики социального работника

2.1 Личностно-нравственные качества социального работника

2.2 Профессионально-этический кодекс социального работника

3. Современные требования к социальному работнику

3.1 Деонтология отдельных видов взаимодействия в социальной работе

3.2 Долг, ответственность и этические дилеммы в социальной работе

3.3 Этический аспект профессиональной подготовки социальных работников для пенитенциарной системы

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

 

В настоящее время, когда социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы упорядочены и формализованы.

Социальная работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности. В ней не существует таких ограничений, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Но все-таки необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в современном российском обществе.

Основными причинами этого явления можно считать следующие:

· Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентаций не может не сказаться на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума.

· Использование зарубежных моделей социальной защиты порождает неоднозначность понимания представителями различных научных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач, ценностных ориентаций и т.д. и вызывает различное толкование подходов к деятельности и взаимодействию - как с клиентом так и внутри системы социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между субъектами и объектами социальной работы.

· Зависимость социальной работы от государства и местных органов власти, определяющих порядок, объемы и условия финансирования и имеющих систему ценностей многим отличающуюся от принципов и ценностей социальной работы.

· Являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее представителей.

· Социальный работник должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей.

· Для успешной работы в сфере социальной работы от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему быть чутким и деликатным. и проблем

· Социальный работник чаще работает один на один с клиентом и представляет перед ним интересы учреждения социальной защиты и интересы государства. Это требует от социального работника особых навыков и сугубого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом.

· Поскольку мы имеет дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей "случайных" пока невозможно, постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов.

Эти причины являются достойными для актуализации вопроса об изучении этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения, их взаимоотношения с другими институтами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета российского народа и ожиданий общества.

Реформирование экономики в нашей стране обострило значимость моральных отношений в обществе. Стремление человека руководствоваться в своих действиях этическими нормами естественно, однако, в силу различных внешних обстоятельств, оно может быть полностью или частично подавлено. Поэтому готовность социальных работников выступать с высоких этических позиций, нравственное отношение к клиентам является их весомым вкладом в дело морального оздоровления нашего общества.

Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых им исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию непосредственных социальных услуг клиентам или группам клиентов, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями "внешних" по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности здесь обусловлены в основном тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социального, экономического и политического неравенства, нарушениями принципа социальной справедливости. Долг социального работника - всемерно способствовать восстановлению справедливости, помогать клиенту реализовать основные права человека, - что в интересах как самого клиента, так и всего общества.

Актуальность данных проблем определяет выбор темы дипломной работы - "Этические принципы и нормы деятельности социального работника".

Объект исследования - деятельность социального работника.

Предмет исследования - этические требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе.

социальный работник этический кодекс

Цель работы: исследовать соответствие моральных и нравственных аспектов деятельности социального работника требованиям современного общества.

В соответствии с целью, предметом и объектом нами определены задачи исследования:

· изучить историю, сущность, специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе;

· исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника;

· разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении.

Гипотеза исследования: если социальный работник в своей повседневной деятельности будет руководствоваться этическими нормами и правилами, то будет повышаться уровень нравственности всего российского общества.

В основу исследования положены труды Е.А. Холостовой, Г.П. Медведевой и Е. Ярской-Смирновой. Однако этический аспект проблемы социального обслуживания населения в вышеназванных источниках недостаточно хорошо освящен.

В ходе нашего исследования нами были использованы следующие теоретические и общелогические методы: анализ научных источников, обобщение и анализ научной литературы применительно к данной теме и другие.

Структура работы: дипломная работа включает в себя: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы и приложение.


Проблема нравственности в деятельности социального работника


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.