Нормативно-правовая база по противодействию легализации преступных доходов в РФ — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Нормативно-правовая база по противодействию легализации преступных доходов в РФ

2021-04-18 66
Нормативно-правовая база по противодействию легализации преступных доходов в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Используемые преступниками способы широки и многообразны. Источником прибылей для целей «отмывания» считается криминальный раздел теневой экономики. По достоверным сведениям Росстата, в следствии кризисных явлений доля теневой экономики стала вырастать и достигла пятой доли ВВП. Принимая во внимание, что Росстат не включает в собственные оценки криминальную экономику, специалисты расценивают настоящую долю «теневой экономики» в 40-50% ВВП, ну а в некоторых секторах экономики и до 70%. Российская Федерация представляет для интернационального криминала очень большой интерес. Именно в данный момент Россия характеризуется финансовым подъемом, здесь стремительными темпами развивается фондовая торговля, рынок страховых услуг. Нужно отметить, собственно Россия - один из основных поставщиков золота и драгоценных камней на мировой рынок, в следствии этого ряд отечественных фирм исполняют коммерческую работа, связанную с этими поставками за границы РФ (эта продукция льготируется по НДС), в соответствии с этим присутствует и чёрный рынок данной продукции. На территории РФ действует много как районных, так и международных коммерческих организаций. Потому, возможная вероятность поползновение преступников к установлению совместной работы с субъектами предпринимательства, водящими внешнеэкономическую работа, и субъектами предпринимательства, исполняющими её поддержку, этими, к примеру, как аудиторские, юридические и консультационные компании, имеют все шансы иметь место. Конечно, исходя из убеждений отмывания наличных средств в интересы преступных организаций, попадают организации банковской деятельности.

Неблагополучие в этой сфере не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование экономики, оказывает тормозящее воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность страны, создаёт негативный фон для совершенствования бюджетной, налоговой, страховой и иных сфер финансовой системы РФ.

В России в решении проблемы легализации участвуют различные органы государственной власти и банковские институты, которые способны оказать профилактическое воздействие на криминальную ситуацию, складывающуюся в экономике.

Среди данного круга субъектов можно выделить в самостоятельные группы контрольные органы, банковские организации и правоохранительные органы.

В системе контрольных органов, способных оказать существенное влияние на противодействие преступным проявлениям в банковской сфере, в первую очередь следует отметить Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг или ФСФМ). Созданный указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) в марте 2004 года был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Росфинмониторинг является важным элементом системы экономической безопасности Российской Федерации, призванным сформировать и обеспечить эффективное функционирование единой общероссийской системы мер выявления и предупреждения противоправной деятельности, направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём, и финансирование терроризма.

Ключевая роль Росфинмониторинга в системе противодействия теневым процессам в банковской сфере объясняется кругом выполняемых им следующих функций:

формирование единой общероссийской системы сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых возникают подозрения о легализации, а также о движении средств, возможно используемых для финансирования террористической деятельности;

осуществление проверки полученной информации с помощью привлечённых внешних информационных ресурсов;

координация и согласование деятельности федеральных органов исполнительной власти, Банка России и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом;

участие в деятельности международных организаций, координирующих усилия международного сообщества в борьбе с легализацией (отмыванием) денежных средств, финансированием терроризма и др.

Собранные ФСФМ России сведения направляются в правоохранительные органы в виде информации о совершённых сомнительных операциях или материалов, полученных от таможенных, налоговых органов, банковских структур и иных организаций по запросу в ходе проверки, с приложением распечатки операций, совершенных проверяемым лицом.

Как правило, в таких материалах отражаются следующие сведения:

характер и источник поступления в ФСФМ России сведений об операциях (сделках), послуживших основанием для проведения проверочных мероприятий в рамках компетенции ФСФМ России;

данные, идентифицирующие юридических и физических лиц, совершающих (или совершавших) операции (сделки), в которых можно заподозрить легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путём;

общая характеристика выявленной схемы легализации (отмывания) доходов и обнаруженные признаки, свидетельствующие о том, что проверяемые операции (сделки), совершенные юридическими и физическими лицами, могут быть связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов;

перечни конкретных совершённых операций (сделок) с указанием банковских и иных идентифицирующих реквизитов по каждой сделке, а также иные имеющиеся материалы, полученные ФСФМ России в процессе проведения мероприятий финансового мониторинга;

вопросы, которые, по мнению ФСФМ России, нуждаются в дополнительной проверке с использованием методов оперативно-розыскной деятельности.

Немаловажную роль в противодействии процессам легализации играет и Центральный банк Российской Федерации (Банк России), в компетенцию которого, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», входит разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчетности для банковской системы, осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России; осуществление валютного регулирования, включая операции о покупке и продаже иностранной валюты, определение порядка расчётов с иностранными государствами.

В пределах своих полномочий Банк России взаимодействует с кредитными организациями, которые также, в силу возложенных на них прав на осуществление банковских операций, организуют контроль всех проводимых ими финансовых операций в целях выявления фактов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путём.

Сегодня позиции Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков по многим вопросам, связанным с противодействием легализации (отмыванию) «грязных» денег, во многом совпадают. Наблюдается возрастающая тенденция перехода большей части банковского сообщества от формального исполнения требований законодательства по противодействию отмыванию преступных доходов к инициативной работе в этой области. Многие кредитные организации исходят из того, что участие в подобной деятельности позволит им защититься от финансового мошенничества, снизить риск потери ликвидности, операционный и кредитный риски.

Однако существует определенная часть кредитных организаций, стремящаяся получать весомые доходы от проведения финансовых операций с сомнительными клиентами и средствами, осуществляющая их, как правило, в рамках действующего законодательства. Поэтому представляется весьма актуальной задача сконцентрировать усилия аналитических, надзорных и инспекционных подразделений Банка России и его территориальных учреждений на таких организациях.

Важная роль в системе противодействия легализации преступных доходов отводится и правоохранительным органам, в частности органам внутренних дел.

В 1999 г. в МВД России был создан Межведомственный центр (МВЦ) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, деятельность которого составляли следующие основные задачи:

сбор, анализ и предшествующая ревизия сведений о финансово-экономических операциях с капиталом или же другим имуществом, имеющих преступный либо экономически нецелесообразный характер;

информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение общероссийских мероприятий по раскрытию и подавлению легализации заработков, приобретенных преступным путём;

организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по раскрытию и подавлению легализации прибылей, приобретенных нелегальным путём, и совместная работа с подобными структурами заграничных стран и международными организациями. В основном МВЦ занимался аналитической работой и практически дублировал деятельность Комитета по финансовому мониторингу, поэтому в 2002 г. он был упразднен.

В дальнейшем усилия органов внутренних дел сосредоточились на выполнении оперативно-розыскных мероприятий.

Так, ГУБЭП СКМ МВД России планировались и успешно реализовывались оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению посягательств в наиболее криминализированных отраслях экономики, отработке схем масштабных посягательств на средства федерального бюджета при неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, перечислении обязательных платежей через «проблемные» банки. В число приоритетных была включена и задача документирования фактов отмывания криминальных капиталов.

Именно в этот период были раскрыты механизмы легализации доходов кредитными организациями с использованием счетов физических лиц-нерезидентов. Возбуждены уголовные дела по фактам легализации более 300 млн. дол. США. В результате проведенных МВД России совместно с подразделениями ФСБ, ФАПСИ России оперативно-розыскных мероприятий установлено местонахождение и наложен арест на 5,5 млн. дол. США, легализованных через фирмы-однодневки. Подразделениями криминальной милиции ряда субъектов Федерации накоплен опыт документирования фактов легализации доходов, полученных от совершения имущественных преступлений общеуголовной направленности.

Однако принимаемые меры не в полном объёме соответствовали складывающейся обстановке и потребовали от руководства Министерства принятия адекватных управленческих решений.

Учитывая, что выявление и документирование признаков отмывания средств и имущества криминального происхождения требует соответствующей компетенции сотрудников, знания ими специальных методик, с целью реализации потенциальных возможностей КФМ России 18 сентября 2002 г. Министром внутренних дел было принято решение о создании в структуре Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями специализированного подразделения - оперативно-розыскного бюро по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путём.

Важной функцией деятельности ОРБ является взаимодействие с Росфинмониторингом, в ходе которого решаются задачи выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путём, обеспечения возмещения материального ущерба, причинённого преступлениями физическим, юридическим лицам и интересам государства, и др. При этом контакты между Росфинмониторингом и МВД России осуществляются не только на федеральном уровне, но и на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

Для решения проблемы информационного взаимодействия 5 августа 2010г. был утверждён межведомственный нормативный правовой акт - Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, Федеральной службы РФ по контролю за наркотическими и психотропными веществами, ФСФМ «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путём» № 309/566/378/318/1460/43/207, в котором определён порядок взаимодействия различных государственных структур. В дальнейшем этот документ позволит избежать недоразумений по обмену и предоставлению информации.

Банковская система играет очень важную роль в противодействии легализации доходов. Играя огромную роль в экономике страны, банки обеспечивают безналичный расчёт в стране. Через банки проходит и большая часть наличных денежных расчётов. Тщательно контролируемые ЦБ, коммерческие банки являются хорошо организованными и управляемыми структурами с высокопрофессиональным персоналом и достаточными ресурсами для организации первичного контроля за совершаемыми сделками и операциями. Система противодействия отмыванию преступных доходов в банках строиться на нескольких принципах. Первый принцип требует от банка знать своего клиента. Указаниями Банка России по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) прибылей, приобретенных беззаконным путём, и финансированию терроризма утверждаются в инструкции ЦБ РФ №138-иот 4 июня 2012 г., и в Федеральном законе № 173-ФЗ.Как не прискорбно, в работающем российском законодательстве отсутствует определение понятия «идентификация лица», и разночтения сравнительно данного термина имеют все шансы сделать для банков дополнительный риск ответственности. Вот отчего существенно, чтобы работники банков, занятые вопросами идентификации клиентов, как следует знали те малые требования ФАТФ, которые разработаны данной организацией в виде интернациональных стандартов для мер по борьбе с отмыванием средств в области банковской деятельности.

Надобность выяснения лица, находящегося на обслуживании у банка, вытекает из требований статьи 23 Федерального закона 173-ФЗ. Проверкой лица являются действия служащих банка для установление принадлежности документов тому лицу, которыми данное лицо подтверждает собственную персона и собственных правомочий при установлении клиентских взаимоотношений с банком. Неоспоримо, что предъявляемые документы обязаны быть при всем при этом с осмысленной тщательностью проверены насчет их реальности и присутствия всех нужных реквизитов. Как бы там ни было, требование идентификации посетителя ликвидирует законную вероятность открытия банковского счета и совершения банковских операций по предъявлению ксерокопии документа, документа на постороннее имя или документов с определенными показателями подделки. Если выяснится (а такое может случится внезапно, к примеру, при проверке посетителя либо расследовании уголовного дела), что правонарушитель воспользовался предложениями банка под прикрытием посторонних документов, такой банк может оказаться не в роли пострадавшего, а в роли нарушителя статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ со всеми негативными результатами, вытекающими из данного происшествия. В случае если посетителем является юридическое лицо, то цель служащих банка существенно усложняется. Идентификация юридического лица содержится в проверке и оценке документов, представленных в удостоверение его правового статуса и подтверждающих его государственную регистрацию, в установлении обладателей данного предприятия, а еще в действиях, нацеленных на получение достоверной информации о цели и предполагаемом характере деловых взаимоотношений. Документы обязаны оцениваться на предмет их реальности, неимения внутренних противоречий и определенных показателей подделки. При потребности получения дополнительных сведений банк сможет обратиться к другим источникам информации. Например, ФАТФ советует проводить проверку клиента с применением всех верных и независимых источников.

Весомое значение при идентификации клиента - юридического лица имеет идентификация физических лиц, исполняющих в конечном счете реальный контроль над данным юридическим лицом, а еще тех лиц, которые выступают представителями юридического лица в отношениях с банком. Банк обязан брать на себя разумные меры по проверке личности собственников в той степени, которая даст возможность ему прийти к выводу про то, что он понимает, кто считается реальным собственником этого юридического лица, кто его контролирует и получает прибыль от его работы. В связи с этим банки, сотрудничающие с предприятиями, которые зарегистрированы по документам на фальшивых лиц (называются в просторечии «прокладками», «однодневками» и так далее), и еще рискуют не сделать то требование Федерального закона, ответственность за несоблюдение которого имеет возможность повлечь отзыв лицензии.

При осуществлении трансграничной корреспондентской банковской работы ФАТФ советует сначала подобрать о банке-респонденте информацию, необходимую для полного понимания характера его работы, определения его репутации, свойства банковского надзора в стране, расценить меры внутреннего контроля по противодействию отмыванию средств и финансированию терроризма, и удостовериться в том, собственно данные меры достаточны и эффективны.

Если же у тружеников банка при реализации предписанных программ претворения в жизнь внутреннего контролирования появляются подозрения, что некоторые операции исполняются в целях легализации (отмывания) доходов, приобретенных беззаконным путём, либо финансирования терроризма, данная организация должна направлять в ФСФМ сведения о таковых операциях. Заметим при этом, что закон установил тут сугубо субъективные причины для направления инфы в ФСФМ: у 1 сотрудников эти недоверия имеют все шансы появиться, а у иных - нет, а значит, информирование уполномоченного органа власти во многом станет находиться в зависимости от оценок и усмотрения самих работников банка.

По достоверным сведениям ФСФМ, лишь немногие банки соответствующим образом исполняют данную ответственность. Удерживаясь от непременного представления информации и рискуя понести установленную законом ответственность, руководство некоторых банков преследует простую задача не завлекать внимания, осуществляющих контроль и правоохранительных органов к определённому клиенту. Данным посетителем быть может, к примеру, учредитель банка либо солидная фирма, деловыми отношениями с которой банк особо дорожит. Как ни прискорбно, похожая практика приводит к тому, что и банк, и наиболее опекаемый клиент гарантированно попадают в поле зрения ФСФМ. Не стоит забывать, что Федеральная служба по финансовому мониторингу использует большим количеством независимых источников информации, и её аналитическая работа построена таким образом, что подозрения в несоблюдении Федерального закона № 173-ФЗ имеет возможность вызвать не только присутствие определённой информации, но и её неимение в определённое время и в определённом месте. Просрочка с направлением информации в уполномоченный орган власти и еще является нарушением закона и рассматривается в виде кого-то из показателей, вызывающих подозрение в совместной работе банка с лицами, отмывающими преступные доходы.

В отношении банков ФСФМ способна точно определить те или иные случаи как несоблюдение законодательства о противодействии отмыванию беззаконных прибылей и финансированию терроризма, и наделена правом использовать в отношении банков-нарушителей административные наказания. Согласно со статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в объеме от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Правда, невзирая на изобилие компрометирующей информации, аналогичные наказания к банкам не используются, так как между ФСФМ и ЦБ РФ присутствует негласное соглашение о разделении функций: ФСФМ информирует о нарушениях, а ЦБ Рф как надзорный орган на основании данной информации и следующей проверки применяет к банкам установленные законом меры ответственности.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.