В е л и к а я битва при Бадре — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

В е л и к а я битва при Бадре

2021-04-18 302
В е л и к а я битва при Бадре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эта битва стала первой серьёзной битвой между мусульманами и курейшитами. Поводом для неё послужило то, что Посланник Аллаха   не прекращал следить за передвижениями ушедшего в Сирию каравана, который  был  упущен  мусульманами во время похода  на Зу-ль-'Ушайру.  Для наблюдения  за  этим  караваном  в  Сирию были отправлены два человека. Узнав, что караван возвращается, они поспешили вернуться в Медину, чтобы сообщить об этом Посланнику Аллаха , который  стал  побуждать  мусульман  выступить в  поход, однако не настаивал на этом. Принять участие в нём вызвались 313 человек (по другим сведениям, их было 314 или 317) — 82 мухаджира (по другим сведениям, их было 83 или 86), 61 аусит и 170 хазраджитов. Поскольку мусульмане не смогли подготовиться к  походу должным образом, в отряде было только два коня и семьдесят верблюдов.

Белое  знамя  отряда  Посланник  Аллаха  вручил  Мус'абу  бин

'Умайру. Кроме того, у мухаждиров был свой вымпел, который нёс 'Али бин Абу Талиб, а у ансаров — свой, и его нёс Са'д бин Му'аз. Вместо

себя  в Медине  Посланник  Аллаха  оставил  Ибн  Умм  Мактума,  ко- торого впоследствии заменил на Абу Любабу бин 'Абд аль-Мунзира.

В назначенный день Посланник Аллаха  выступил из Медины по направлению к Бадру, месту, расположенному в 155 км к юго-западу от

 

 

84 Здесь речь идёт о тех мусульманах, которых курейшиты силой пытались заставить отречься от ислама.


Медины и со всех сторон окружённому высокими горами, в которых есть только три прохода, ведущих к Бадру с  севера, юга и востока. Жители Медины добирались до Бадра через северный проход, в то же время служивший и главной дорогой для торговых караванов, которые следовали из Сирии в Мекку. Поскольку в этих местах были жилища людей, колодцы и пальмы, торговые караваны останавливались у Бадра на отдых, задерживаясь там на  срок от нескольких часов до нескольких  дней.  Для мусульман не  составило  бы  никакого  труда запереть карван курейшитов в этом месте и принудить его к сдаче в плен, однако для успеха подобной операции было абсолютно необходимо сохранить в тайне от людей, сопровождавших этот караван, факт выхода отряда мусульман из Медины, чтобы внезапно напасть на них.  Для  этого  Пророк  сначала  двинулся  совсем  в  другом направлении и только потом свернул к Бадру.

В караване курейшитов было около тысячи верблюдов, гружённых товарами  на  сумму  не  менее чем  в  пятьдесят  тысяч  динаров, возглавлял же его Абу Суфьян, с которым находилось всего лишь около сорока человек. Абу Суфьян проявлял крайнюю осторожность и осмотрительность, расспрашивая о действиях мусульман каждого встречного, благодаря чему ему удалось узнать о том, что отряд му- сульман выступил из Медины. В это время караван курейшитов на- ходился на довольно значительном удалении от Бадра, и Абу Суфьян принял решение свернуть с  обычного пути и добираться до  Мекки дорогой, идущей вдоль берега моря. Кроме того, он нанял человека и поручил ему как можно  скорее известить мекканцев о  выступлении мусульман, и, когда этот гонец добрался до Мекки, курейшиты быстро подготовились к  походу и выступили из города. Из  числа знатных мекканцев в городе остался один лишь Абу Ляхаб, а из всех курейшитских родов в походе не принял участия только род бану 'ади, зато курейшитам удалось привлечь к участию в нём представителей многих других племён.

Когда войско курейшитов достигло аль-Джухфы, они получили послание Абу Суфьяна, в котором он извещал их о том, что ему удалось избежать  опасности,  и  предлагал  им  вернуться  в  Мекку.  Многие

участники похода стали собираться в обратный путь, однако Абу Джахль из гордости и высокомерия отверг это предложение, и в Мекку вернулись только 300 человек из рода бану зухра, которым посоветовал сделать это глава рода аль-Ахнас бин Шурайк ас-Сакафи. После этого в

отряде курейшитов осталось около тысячи бойцов, которые продолжили свой путь, но решили не входить в вади Бадр, а останови- лись на открытом пространстве поблизости от окружавших его гор.


 

 
Узнав  о возвращении  части  мекканцев,  Посланник  Аллаха созвал мусульман на совет, во время которого добрые слова сказал Абу Бакр,  что-то  хорошее  сказал  'Умар,  а после  них со  своего  места  под- нялся              аль-Микдад,         который       сказал: «О        Посланник         Аллаха, клянёмся  Аллахом,  мы  не станем говорить  того, что сказали Мусе  израильтяне,  сказавшие:  "Ступай  сам вместе с  твоим Господом, и сражайтесь, мы же, поистине, будем сидеть здесь!" (5:24), нет, мы будем сражаться справа и слева, впереди и позади тебя!»

— и лицо Посланника Аллаха , услышавшего эти слова, засияло от радости.

Затем Посланник Аллаха  сказал: «Дайте мне совет, о  мусуль- мане!» Тогда со своего места поднялся глава ансаров Са'д бин Му'аз,

который сказал: «Ты будто предлагаешь нам что-то, о Посланник Ал-

лаха! Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если бы ты вошёл в море, то и мы бы пошли вслед за тобой, и не отстал бы от тебя ни один! Мы не имеем ничего против того, чтобы завтра ты повёл нас на врага, ведь мы привыкли к войне и никогда не дрогнем, и, может быть, Аллах даст тебе увидеть в нас то, что порадует тебя! Веди жб нас с благословения Аллаха!»  Среди прочего он также сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если бы повёл ты нас в Барк аль-Гимад мы и  тогда  последовали  бы  за  тобой!»  Посланник  Аллаха    был  рад услышать это и сказал: «Тогда ступайте и радуйтесь, ибо Аллах Всевышний обещал мне либо то, либо другое85, и я будто воочию вижу гибель этих людей!»

После этого мусульмане продолжили двигаться к Бадру, подошли к  нему  в  ту же  ночь, что и многобожники, и остановились  около северного  горного  прохода.  На  это  место  указал  Хаббаб  бин

аль-Мунзир, который посоветовал подойти к источнику ближе мек- канцев, чтобы самим  запастись водой, а потом засыпать колодцы и заставить врага мучаться от жажды, что и было сделано.

Заняв  позиции,  мусульмане  поставили  шатёр,  который  должен

был служить командным пунктом Посланника Аллаха , и выставили вокруг него охрану из молодых ансаров под командованием Са'да бин аль-Мунзира.

После этого Посланник Аллаха  распределил силы своего отряда и  направился  на поле боя,  указывая  рукой  на то  или иное место  и говоря: «Здесь погибнет такой-то, а здесь — такой-то». Потом он пошёл спать, совершив перед сном молитву, и мусульмане тоже заснули, будучи уверенными в успехе, а ночью Аллах послал на землю дождь, и

 

85 Имеется в виду либо захват торгового каравана во главе с Абу  Суфьяном, либо разгром отряда мекканцев под командованием Абу

Джахля.


всё было так, как Сам Он сказал об этом: «[Вспомни,] как покрыл Он вас дремотой, чтобы вы почувствовали  себя в безопасности, и ниспослал с неба воду, чтобы очистить вас ею, и удалить от вас скверну шайтана, и придать стойкость вашим сердцам, и укре- пить этим ваши стопы» (8:11).

Утром  в пятницу 17 рамадана 2 года  хиджры противники  стали

сходиться,  и  Посланник  Аллаха   обратился  к Аллаху  с  такой мольбой: «О Аллах, вот курейшиты, которые явились сюда со своей кичливостью и гордостью, сопротивляясь Тебе и объявляя ложью слова Твоего посланника! О Аллах, окажи мне обещанную  Тобой помощь и заставь  их  склониться!»  А  потом  Пророк   выровнял  ряды  своих бойцов, велев им не вступать в сражение без его приказа, и сказал им:

«Когда они приблизятся к вам, начинайте обстреливать их из луков и стреляйте как можно чаще, но не извлекайте мечей из ножен, пока они не  навалятся на вас!» А потом он  вместе с Абу  Бакром вернулся к своему шатру и снова стал взывать к Всемогущему и Великому Аллаху и обращаться к Нему с мольбами, сказав среди прочего: «О Аллах, если эти  люди погибнут,  не  останется  больше  поклоняющихся  Тебе!  О Аллах, если Ты пожелаешь, больше никто не станет поклоняться Тебе после этого дня!» И Пророк  молился так горячо и самозабвенно, что с его плеч упал плащ, который Абу Бакр Основа надел на него, сказав:

«Довольно, о  посланник Аллаха, ибо ты слишком настойчив в своих обращениях к Господу твоему!»

Что  же  касается  многобожников,  то  с  мольбой  о  помощи  им  к

Аллаху обратился Абу Джахль, который сказал: «О Аллах, он порвал родственные связи с нами и пришёл к нам с тем, что нам неведомо, так

заставь же его склониться! О Аллах, помоги сегодня тому из нас, кого

Ты больше любишь и кто более угоден Тебе!»

 

 

П о е д и н к и и сражение

 

Перед началом сражения вперёд вышли трое лучших бойцов из числа многобожников  —  'Утба  бин  Раби'а,  его  брат  Шайба  бин  Раби'а и аль-Валид бин 'Утба, которые вызвали на поединок мусульман. Сначала их вызов приняли трое молодых ансаров, но многобожники заявили: «Мы хотим сразиться с  сыновьями нашего дяди!» Тогда на поединок с ними вышли 'Убайда бин аль-Харис, Хамза и 'Али, и Хамза убил Шайбу, а 'Али — аль-Валида. Что же касается 'Убайды и 'Утбы, то они  обменялись  ударами  и нанесли  друг  другу  ранения,  после  чего

'Али и Хамза вернулись к месту схватки, убили 'Утбу и унесли с поля боя 'Убайду. У него была отрублена нога, и он скончался через четыре

или пять дней на обратном пути в Медину.


Многобожники, недовольные исходом единоборств, преиспол- нились гневом, бросились на мусульман и обрушились на них в едином порыве, однако мусульмане твёрдо стояли на своих позициях, защищаясь и повторяя: «Один, Один!» 86

Что же  касается Посланника Аллаха , то он  сначала забылся коротким сном, а потом поднял голову и воскликнул: «Радуйся, о Абу Бакр, ибо пришла к  тебе помощь Аллаха! Вот Джибрил ведёт под уздцы своего коня, и пыль клубится по сторонам, ибо сегодня Аллах послал на помощь мусульманам тысячу ангелов, следующих за Джибрилом!»

Затем  Посланник  Аллаха  двинулся  вперёд,  повторяя  слова Аллаха Всевышнего: «Скоро будет разбита эта толпа, и они обра- тятся в бегство» (54:45), а потом набрал горсть мелких камешков и стал  бросать  их  в  лица  многобожников  со словами:  «Да  исказятся лица!» — и не было такого многобожника, которому эти камешки не попали бы в глаза или ноздри. Об этом Аллах Всевышний сказал так:

«Н е  ты бросил, когда бросал, это Аллах бросил...» (8:17)

После этого Посланник Аллаха  велел мусульманам атаковать многобожников, скомандовав: «Вперёд!» — и стал побуждать их к бою. Воодушевлённые тем, что вместе с  ними сражается сам  Посланник Аллаха  , мусульмане бросились в  атаку, сминая ряды многобожников и рубя им головы. Им помогали ангелы, и часто многобожники не могли понять, кто же наносит им удары. В конечном итоге мекканцы потерпели полное поражение и обратились в бегство, а мусульмане, которые стали преследовать их, убили часть беглецов и часть захватили в плен.

Во время этого сражения в образе Сураки бин Малика на поле боя присутствовал Иблис, который оказывал помощь мекканцам и побуждал их сражаться с мусульманами, однако, увидев сражающихся ангелов, он повернул вспять, побежал в сторону Красного моря и бросился в его воды.

 

 

Г и б е л ь Абу Джахля

 

Во время битвы при Бадре Абу Джахля окружало множество людей с обнажёнными мечами и копьями, а  рядом с  'Абд-ур-Рахманом  бин

'Ауфом  сражались  два  молодых  ансара.  Один из  них  обратился  к

'Абд-ур-Рахману с просьбой, стараясь говорить так, чтобы его не услышал другой: «О дядя, покажи мне Абу Джахля». 'Абд-ур-Рахман спросил:  «Зачем  он тебе?»  Юноша ответил:  «Мне  рассказали,  что  он

 

86 То есть Аллах Один.


 

 
оскорблял Посланника Аллаха, и поэтому я клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если я увижу его, то не успокоюсь, пока не убью его!»

— а после этого другой юноша обратился к нему с такой же просьбой. Когда ряды многобожников были смяты, 'Абд-ур-Рахман увидел Абу Джахля, показал его этим юношам, и они бросились к нему. Один из них отрубил ему ногу мечом, другой же смертельно ранил его, после

чего  они  явились  к Посланнику  Аллаха , и каждый  из них сказал ему: «Я убил Абу Джахля!» Посмотрев на их мечи, он сказал: «Вы оба

убили его!» Этими юношами были Му'аз бин 'Амр и Му'аввиз бин Афра. Му'аввиз погиб в этом же бою, а Му'аз дожил до того времени, когда халифом стал 'Усман.

После  завершения  боя  люди отправились  на  поиски  тела  Абу

Джахля, которого нашёл 'Абдуллах бин Мас'уд, когда тот находился уже при последнем издыхании. Обнаружив его, 'Абдуллах наступил на шею Абу Джахля, схватил его за бороду и отрубил ему голову, а потом принёс её Посланнику Аллаха , который сказл: «Аллах велик! Хвала

Аллаху,  Который  выполнил  Своё  обещание,  оказал  помощь  Своему

рабу и Один нанёс поражение союзным племенам!» Пророк  также сказал: «Поистине, он был подобен фараону для своего народа!»

 

 

Д ень различения

 

Сражение при Бадре стало битвой между верой и неверием, во время которой нередко получалось так, что люди сражались против своих отцов, сыновей и ближайших родственников. Так, например, 'Умар бин аль-Хаттаб убил своего дядю аль-'Аса бин Хишама, Абу Бакр бился с собственным сыном 'Абд-ур-Рахманом, а 'Аббас, приходившийся дядей Посланнику Аллаха , в ходе сражения был захвачен в плен. Таким образом, многие родственные связи в этот день были оборваны, а Аллах Всевышний возвысил слово веры над словами неверия и отделил истину  от  лжи. Именно  поэтому  этот  день,  17 рамадана,  был  назван

«днём различения».

 

 

П от ери о беих сторон

 

В битве при Бадре погибло 14 мусулмьан — 6 мухаджиров и 8 ансаров. Этих людей похоронили близ Бадра, и могилы их сохранились до сих пор.

Многобожники потеряли 70 человек убитыми, и ещё 70 было захвачено в плен, причём большинство из них славились своей доб- лестью. Трупы 24 убитых были сброшены в высохший колодец.


 

 
После битвы Посланник Аллаха  пробыл в Бадре ещё три дня, а перед отъездом подошёл к краю этого колодца и обратился к лежавшим там трупам, называя каждого из  погибших по  имени  и говоря: «О такой-то, сын такого-то! Поистине, мы убедились в том, что обещанное Господом нашим — истина, а убедились ли в этом вы?!»

'Умар спросил его: «О посланник Аллаха, как же обращаешься ты к

телам, в которых нет духа?!» — на что Посланник Аллаха  ответил ему  так:  «Они  не  хуже  вас  слышат  мои слова,  только  не  могут ответить!»

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.