ГБОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

ГБОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский

2021-04-18 193
ГБОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство здравоохранения

Российской Федерации

ГБОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский

 университет

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

    

Общественное здоровье

И здравоохранение

ЧАСТЬ I

СТАТИСТИКА ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К практическим ЗАНЯТИЯМ

Хабаровск - 2014

УДК 61: 311 (076)

ББК 51.1 (2Рос), 02 Я 73

С (602)

 

Авторы-составители:

Солохина Л.В. – д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ДВГМУ

Киселев С.Н. – д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ДВГМУ

 

 

Рецензенты:

Капитоненко Н.А. – зав. кафедрой общественного здоровья и          здравоохранения, д.м.н., профессор

Шевченко А.В.  – зав. кафедрой общей гигиены, д.м.н., профессор

 

Общественное здоровье и здравоохранение. Часть 1. Статистика здоровья и здравоохранения: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению для студентов лечебного факультета / Л.В. Солохина, С.Н. Киселев.  Хабаровск: ДВГМУ, 2014. - 70 с.

 

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению для студентовлечебного  факультета составлено на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1118 от 8 ноября 2010 г., учебного планп по специальности 060101 Лечебное дело, утвержденного Ученым советом ГБОУ ВПО ДВГМУ МЗСР РФ «02» сентября 2011 г., Протокол № 1, рабочей программы

 

 

© Солохина Л.В., Киселев С.Н., 2014

© ДВГМУ, 2014


Введение

Вероятностная природа медицины и здравоохранения делает очевидной необходимость знания и освоения соответствующих методов решения проблем, связанных с неоднородностью и неопределенностью. В медицине и здравоохранении часто используются различные статистические концепции при принятии решений по таким вопросам как оценка состояния здоровья, его прогноз, выбор стратегии и тактики профилактики и лечения, оценка отдаленных результатов и выживаемости.

Знание основ статистики является важным для понимания и критической оценки информации, получаемой из медицинских журналов, монографий, докладов и т.д. Статистический анализ является одним из элементов доказательной медицины. Знание принципов статистики абсолютно необходимо для планирования, проведения и анализа научных исследований в медицине.

Особенно это актуально в области общественного здоровья и здравоохранения,  при анализе результатов, базирующихся на данных популяционных исследований. Состоятельность таких исследований и их результатов зависит от применения на всех стадиях разумных статистических принципов.

Целью данного учебно-методического пособия является помощь в освоении и овладении наиболее простыми и часто встречающимися методами и подходами статистического анализа здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения и попытка предупредить наиболее распространенные ошибки.

 

Основные группы риска населения, их классификация

 

 

Общая цель

Анализ факторной обусловленности здоровья населения, роли образа жизни в формирования показателей здоровья населения, определения факторов риска возникновения заболеваний.

Конкретные цели:

Знать Уметь
Ø Понятие общественного здоровья и здравоохранения Ø Классификацию факторов риска развития заболеваний Ø Основные группы риска населения, их классификация Ø Стратегии профилактики Ø Относительный и абсолютный риск   Ø Рассчитывать относительный и абсолютный риск развития заболеваний.

Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

1. Общественное здоровье и здравоохранение, определение

2. Перечислите первичные и вторичные факторы риска

3. Основные группы риска населения, их классификация

4. Определение фактора риска.

5. Определение относительного и абсолютного риска.

План практического занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Выполнение учебных задач: составление плана маркетингового исследования.

3. Контроль практических навыков.

4. Выходной контроль уровня знаний.

Вариант 1

Данные изучения медико – социальной характеристики семей со здоровыми детьми и детьми-инвалидами представлены в табл.1,2.

 

Таблица 1

Вариант 2

Таблица 1

Вариант 3

 

Таблица 1

Субъективная оценка взаимоотношений между членами семей (в % от числа обследованных в данной группе)

Взаимоотношения в семье Контингенты Плохие Хорошие
Семьи с детьми – инвалидами (n -1200) 5.14 64.48
Семьи со здоровыми детьми (n -450) 2.88 70.92

Рассчитайте атрибутивный и относительный риск.

 

 

Таблица 2

Влияние семейного положения на приверженность грудному вскармливанию (%)

  Замужем (N -250) Не замужем (N -280)
Грудное 69,0 45,0
Смешанное 24,0 30,0
Искусственное 7,0 25,0

 

Определите относительный и атрибутивный риск влияния семейного положение на приверженность грудному вскармливанию. Сделайте вывод.

 

Литература.

1. Общественное здоровье и здравоохранение. Ю П. Лисицына.- ГЭОТАР- медиа, 2007. 

2. Norell S.E. Workbook of Epidemiology. New York: Oxford Univ Press 1995; 317.

3. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Пер. с анг.

Контрольные вопросы:

1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания, основные задачи, объект и методы изучения.

2. Понятие об общественном здоровье и факторах, его определяющих.

3. Образ жизни, понятие и его структура.

4. Здоровый образ жизни. Роль врача в формировании здорового образа жизни семьи. Понятие медицинской активности членов семьи.

5. Основные принципы и виды профилактики.

6. Факторы риска: определение, классификация, методы оценки. Факторы антириска.

7.  Относительный и абсолютный риск.

8. Основные группы риска населения, их классификация

9. Концепция риска возникновения патологии. Стратегия высокого риска, популяционная стратегия.

 

Общая цель

Показать роль и место медицинской статистики в изучении общественного здоровья и здравоохранения. Освоить методику статистического исследования для оценки состояния здоровья населения и организации медицинской помощи

Конкретные цели

Знать Уметь
1. основные определения и понятия медицинской статистики 2. методологию, планирование и организацию статистических исследований 3. основные этапы статистического исследования 4. основные понятия теории вероятности 1. формировать цели и задачи исследования 2. планировать статистическое исследование в соответствии с целями и задачами 3. провести научно-практическое исследование по изучению состояния здоровья населению, организации мед. помощи, анализу деятельности ЛПУ 4. рассчитать вероятность наступления события

 

Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний

1. Дайте определение статистики.

2. Назовите основные разделы санитарной медицинской статистики.

3. Перечислите основные этапы статистического исследования.

4. Охарактеризуйте 1-ый этап статистического исследования.

5. Охарактеризуйте 2-ой этап статистического исследования.

6. Охарактеризуйте 3-ий этап статистического исследования.

7. Охарактеризуйте 4-ый этап статистического исследования.

План практического занятия

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Выполнение учебных задач: составление плана статистического исследования.

3. Контроль практических навыков.

4. Выходной контроль уровня знаний.

Выполнение учебных задач

Вариант № 1

Ситуация: в Хабаровском крае за последние 5 лет зарегистрирован рост смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения.

Задание:   проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант № 2

Ситуация: в городе В. за последние годы резко увеличилось число лиц, страдающих гипертонической болезнью.  

Задание: проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант № 3

Ситуация: в Ванинском районе показатель прерывания беременности на 1000 женщин фертильного возраста выше в 2,3 раза по сравнению с уровнем в Российской Федерации и в 1,5 раза - в Хабаровском крае.

Задание: Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант № 4

Перед вами поставлена задача: изучить характер и структуру заболеваемости взрослого населения в поликлинике № 5 г. Хабаровска по данным обращаемости.

Задание: Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант № 5

Ситуация: в Верхнебуреинском районе Хабаровского края за период 2003 – 2007 гг. на 27,5 % увеличилась младенческая смертность.

Задание: проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант № 6

Ситуация: в А – ой области за последние пять лет выросла материнская смертность.

Задание: п роведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

 

 Ориентировочная основа действий

1. Необходимо определить цель и задачи проводимого исследования.

2. Разработать план статистического исследования, т.е. определить объект и единицу наблюдения; время и место проводимого исследования; силы (кадры), с помощью которых будет осуществляться исследование; инструментарий.

3. Разработать программу статистического исследования:

а) программу наблюдения, для чего из имеющихся в вашем распоряжении статистических документов выбрать 3-4 признака, характеризующих объект наблюдения;

б) программу разработки - по выбранным признакам составить комбинационную таблицу в строгом соответствии с правилами оформления статистических таблиц;

в) определить вид и метод наблюдения;

г) формы организации статистического исследования;

д) виды контроля.

Литература

1. Общественное здоровье и здравоохранение. Ю П. Лисицына.- ГЭОТАР- медиа, 2007. 

2. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т.1, – Санкт-Петербург, 1998.

3. Учебно-методическое пособие «Методика статистического анализа в здравоохранении». Хабаровск, 2010.

 

Контрольные вопросы

 

1. Основные этапы статистического исследования.

2. План статистического исследования.

3. Программа статистического исследования.

4. Определение объекта статистического наблюдения.

5. Единица наблюдения и учетные признаки.

6. Виды группировок статистического материала.

7. Инструментарий статистического исследования, его разновидности.

8. Виды статистических таблиц.

9. Правила составления и заполнения статистических таблиц.                        

10. Виды статистического наблюдения, различия между ними.

11. Методы статистического наблюдения.

12. Определение теории вероятностей.

13. Виды событий с точки зрения теории вероятностей.

14. Определение понятия "доверительная вероятность".

15. Закон больших чисел.

Общая цель

Знать методику преобразования абсолютных величин в относительные показатели, методы оценки их достоверности. Уметь анализировать динамические ряды

Конкретные цели

Знать Уметь
1. основные термины и понятия 2. виды относительных показателей 3. методы оценки достоверности относительного показателя 4. методы оценки достоверности разности относительных показателей 5. показатели динамического ряда 1. правильно применять в научно-практической работе статистические коэффициенты при оценке состояния здоровья населения и организации медицинской помощи 2. провести научно-практическое исследование по изучению состояния здоровья населению, организации мед. помощи, анализу деятельности ЛПУ использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах

 

Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

1. Определение понятия «Относительная величина».

2. Экстенсивный показатель: определение.

3. Интенсивный показатель: определение.

4. Показатель наглядности: определение.

5.  Показатель соотношения: определение.

План практического занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Выполнение учебных задач: расчет относительных показателей и показателей динамического ряда.

3. Контроль практических навыков.

4. Выходной контроль уровня знаний.

Выполнение учебных задач

 

Вариант № 1

 

1. В Бикинском районе Хабаровского края проживает 27 500 жителей, в течение года зарегистрировано 373 случая смерти жителей, работает 43 врача всех специальностей, рассчитать:       

а) показатель общей смертности на 1000 населения;

б) показатель обеспеченности врачами на 10000 населения;

в) достоверность полученных результатов;  

г) определить вид полученных показателей;

2. Определить, произошло ли достоверное изменение показателя общей смертности в Бикинском районе в данном году по сравнению с предыдущим, когда он составил 16,7 ‰ при ошибке m = ± 0,76. Расчет произвести двумя способами.

3. Младенческая смертность на 1000 родившихся составила в Российской Федерации:

в 1989 – 20,7 в 1997 – 17,1 в 2006 – 10,2 в 2007 – 9,4

 

Представить изменение уровня младенческой смертности в виде показателя наглядности.

4. При применении новой методики оперативного вмешательства при остром аппендиците у 85 больных не зарегистрировано случая смерти среди оперированных. Доказать, что отсутствие случаев смерти является случайным. Определить ошибку и доверительный интервал.

5. При анализе деятельности женской консультации показатель частоты поздних токсикозов беременных (гестозов) составил 15% при обследовании 160 беременных женщин, ошибка показателя составила ± 3,6 %. Какое минимальное количество беременных необходимо обследовать, чтобы показатель частоты гестозов считался достоверным.

6. Используя следующие данные произвести расчет показателей динамического ряда:

 

  

Годы Численность населения в Российской Федерации (в млн. человек)
1979 1989 2006 2007 137,6 147,4 143,1 144,6

Вариант №2

 

1. В Ванинском районе Хабаровского края проживает 40 470 жителей, в течение года зарегистрировано 28940 заболеваний, в стационарах насчитывается 161 койка, рассчитать:      

а) показатель общей заболеваемости на 1000 населения;

б) показатель обеспеченности койками на 10000 населения;

в) достоверность полученных результатов; 

г) определить вид полученных показателей;

2. Определить, произошло ли достоверное изменение показателя общей заболеваемости в Ванинском районе  в данном году по сравнению с предыдущим годом, когда он составил 876 заболеваний на 1000 населения при m = ±2,63 на 1000 населения. Расчет произвести двумя способами.

3. Общая численность врачей (в тыс.) составила (приведены фактические данные) в Российской Федерации:

 

в 1987 - 677,4 в 1988 - 688,3 в 1989 - 697,7 в 2006 - 610,7

Представить изменение численности врачей в Российской Федерации в виде показателя наглядности.

4. При применении новой методики оперативного вмешательства при остром аппендиците у 83 оперированных больных не зарегистрировано случая смерти. Доказать, что отсутствие случаев смерти является случайным.

5. При анализе деятельности родовспомогательного учреждения рассчитанный показатель преждевременных родов составил 9 %, его ошибка составила ±2,9 %. Какое минимальное количество беременных женщин необходимо взять для наблюдения, чтобы показатель частоты преждевременных родов считался достоверным.

6. Используя следующие данные произвести расчет показателей динамического ряда (приведены фактические данные):

 

Годы Заболеваемость туберкулезом в РФ на 100 000 человек населения
1990 1995 2005 2007 34,2 57,9 83,8 82,6

                          

Вариант №3

 

1. В Вяземском  районе Хабаровского края проживает 25 637 жителей, в течение года зарегистрировано 25124 заболевания, в этом районе работает 65 врачей всех специальностей, рассчитать:      

а) показатель общей заболеваемости на 1000 населения;

б) показатель обеспеченности врачами на 10000 населения;

в) достоверность полученных результатов; 

г) определить вид полученных показателей;

2. Определить, произошло ли достоверное изменение показателя общей заболеваемости в Вяземском районе в данном году по сравнению с предыдущим годом, когда он составил 967 заболеваний на 1000 населения при m = ±0,99 на 1000 населения. Расчет произвести двумя способами.

3. Общая смертность на 1000 населения составила (приведены фактические данные) в Российской Федерации:

в 1989 – 10,7
в 1995 – 15,0

в 2006 –15,2

в 2007 –14,6

Представить изменение уровня общей смертности населения в виде показателя наглядности.

4.В хирургическом отделении городской больницы применили в 54 случаях новое антисептическое средство и добились ликвидации нагноений после операций. Доказать, что отсутствие послеоперационных нагноений случайно.

5. При анализе деятельности лечебного учреждения, рассчитанный на 38 выписанных больных показатель летальности в стационаре составил 9%, но оказался недостоверным, т.к. его ошибка составила ± 4,6 %. Какое минимальное количество больных должно быть выписано из стационара, чтобы показатель летальности считался достоверным.

6. Используя следующие данные произвести расчет показателей динамического ряда (приведены фактические данные):      

                     

Годы Обеспеченность населения РФ койками на 10 000 человек
1990 1995 1997 2005 137,5 126,1 121,0 98,0

Вариант №4

 

1.В Аяно-Майском районе Хабаровского края проживает 2 800 жителей, в течение года зарегистрировано 56 случаев смерти жителей, имеется стационар на 55 коек, рассчитать:      

а) показатель общей смертности на 1000 населения;

б) показатель обеспеченности койками на 10000 населения;

в) достоверность полученных результатов; 

г) определить вид полученных показателей;

2. Определить, произошло ли достоверное изменение показателя общей смертности в Аяно-Майском районе в данном году по сравнению с предыдущим годом, когда он составил 17,1 случая на 1000 населения при m = ± 2,4 на 1000 населения.

3. Численность лиц, поступивших в больничные учреждения на 100 человек населения в Российской Федерации, составила

в 1990 - 22,8
в 1995 - 21,2

в 1997 - 20,5

в 2006 - 19,0

Представьте изменение уровня госпитализации в Российской Федерации в виде показателя наглядности.

4. В хирургическом стационаре освоили новый метод оперативного вмешательства при пороках сердца, однако все 18 больных, прооперированных в течение года по этой методике погибли. Доказать, что полученный результат послеоперационной летальности случаен.

5. При анализе деятельности лечебного учреждения рассчитанный на 48 выписанных больных показатель выписавшихся из стационара с улучшением, составил 85 %, его ошибка составила ± 5,2 %. Какое минимальное количество должно быть выписано из стационара, чтобы показатель эффективности лечения считался достоверным.

6. Используя следующие данные произвести расчет показателей динамического ряда (приведены фактические данные):

 

Годы Заболеваемость сифилисом в РФ на 100 000 человек населения
1992 2003 2006 2007 13,4 94,6 65,2 66,4

Вариант № 5

 

1. В Амурском районе Хабаровского края проживает 71 300 жителей, в течение года родилось живыми 880 детей, работает 2900 средних медицинских работников, рассчитать:      

а) показатель рождаемости на 1000 населения;

б) показатель обеспеченности средними медицинскими работниками на 10000 населения;

в) достоверность полученных результатов; 

г) определить вид полученных показателей;

2. Определить, произошло ли достоверное изменение рождаемости в Амурском районе по сравнению с предыдущим годом, когда он составил 10,3‰ при m = ± 0,37 на 1000 населения. Расчет произвести двумя способами.

3. Численность населения в млн. человек составила (приведены фактические данные) в Российской Федерации:

в 1970 - 130,1

в 1979 - 137,6

в 1989 - 147,4

в 2006 – 143,0

Определить показатели наглядности из приведенных данных.

4. В хирургическом отделении городской больницы применили в 46 случаях новое антисептическое средство и добились ликвидации нагноений после операции. Доказать, что отсутствие послеоперационных нагноений случайно. Определить ошибку и доверительный интервал.

5. При применении новой методики оперативного вмешательства на 48 больных показатель частоты послеоперационных осложнений снизился и составил 2,6 %, ошибка показателя составила ± 2,29 %. Какое минимальное количество больных должно быть прооперированно с применением нового метода, чтобы снижение частоты послеоперационных осложнений считался достоверным. 

6. Используя следующие данные произвести расчет показателей динамического ряда: 

 

Годы Показатель смертности от злокачественных новообразования в Хабаровском крае на 100 000 человек населения
1995 1998 2005 2007 160,0 179,1 200,7 189,2

Вариант № 6

 

1.В Нанайском районе Хабаровского края проживает 19 800 жителей, в течение 2007 года умерло 284 человека, работает 43 врача, рассчитать:      

а) показатель общей смертности на 1000 населения;

б) показатель обеспеченности врачами на 10000 населения;

в) достоверность полученных результатов; 

г) определить вид полученных показателей.

2. Определить, произошло ли достоверное изменение показателя общей смертности в Нанайском районе в 2007 году по сравнению с 2005 г., когда он составил 20,0 на 1000 населения при m = ±0,98 на 1000 населения. Расчет произвести двумя способами.

3. Общая рождаемость на 1000 населения в Российской Федерации составила (приведены фактические данные):

в 1985 - 16,5

в 1993 - 9,2

в 2003 - 10,2

в 2007 – 11,3

Представить изменение уровня рождаемости населения, используя показатель наглядности.

4. В хирургическом отделении стационара освоили новый вид оперативного вмешательства при пороках сердца, однако все 15 прооперированных в течение года по этому методу погибли. Доказать, что полученный показатель послеоперационной летальности случаен.

5. В терапевтическом отделении при применении нового лекарственного препарата у 68 больных резко увеличился показатель выздоровления, который составил 79%, ошибка показателя составила ±4,9 %. Каким должно быть минимальное число наблюдений, чтобы полученный результат считался достоверным считался достоверным. 

6. Используя следующие данные произвести расчет показателей динамического ряда: 

 

Годы Заболеваемость злокачественными заболеваниями в РФ на 100 000 человек населения
1985 1990 1995 2005 248,1 264,5 279,1 330,5

Вариант № 7

 

1.В районе Лазо проживает 49 932 жителя, в течение 2007 года родилось 681 ребенок, работает 383 средний медицинский работник, рассчитать:      

а) показатель рождаемости на 1000 населения;

б) показатель обеспеченности средними медицинскими работниками на 10000 населения;

в) достоверность полученных результатов; 

г) определить вид полученных показателей.

2. Определить, произошло ли достоверное изменение рождаемости в 2007 г. районе  Лазо по сравнению с 2003 г., когда он составил 13,0 рождений на 1000 населения при m = ±0,5 на 1000 населения. Расчет произвести двумя способами.

3. Материнская смертность на 100000 родившихся детей в Российской Федерации составила (приведены фактические данные):

в 1985 - 54,0
в 1989 - 49,0

в 1997 –50,2

в 2006 – 25,0

Представить изменения уровня материнской смертности в виде показателя наглядности.

4. В хирургическом отделении городской больницы применили в 45 случаях новый метод лечения и добились ликвидации нагноений после операции. Доказать, что отсутствие послеоперационных нагноений случайно. Определить ошибку и доверительный интервал.

5. При применении нового метода исследования у 53 больных показатель частоты выявления злокачественных новообразований увеличился и составил 86,7 %, его предельная ошибка составила ±4,7 %. Каким должно быть минимальное количество наблюдений, чтобы данный показатель считался достоверным. 

6. Используя следующие данные произвести расчет показателей динамического ряда (приведены фактические данные): 

 

Годы Заболеваемость новообразованиями детей (0-14 лет) в Хабаровском крае на 100 000 детского населения
2003 2004 2006 2006 306 360 394 419,9

Литература

1. Общественное здоровье и здравоохранение. Ю П. Лисицына. - ГЭОТАР-Медиа, 2007.  

2. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т.1, – Санкт-Петербург, 1998

3. Учебно-методическое пособие «Относительные величины». Хабаровск, 2010.

 

Контрольные вопросы

1. Ошибка относительного показателя, ее смысл, методика расчета. 

2. Доверительные интервалы относительных показателей, методика расчета, их смысл.

3. Методика расчета достаточного числа наблюдений для получения достоверного результата.

4. Оценка достоверности разности относительных показателей, методика расчета.

5. Определение понятия "динамический ряд", виды динамических рядов.

6. Методика расчета показателей динамического ряда.

7. Виды ошибок статистического анализа. 

Конкретные цели

Знать: Уметь:
1. основные термины и понятия 2. виды распределения 3. методику построения вариационных рядов 4. методику вычисления и анализа средних величин методику расчета мер рассеяния (амплитуда, стандартного отклонения, дисперсии, коэффициента вариации) 1. построить вариационный ряд его упростить 2. вычислять средние величины и их оценивать 3. определять разнообразие изучаемой совокупности по мерам рассеяния (амплитуда, стандартного отклонения, дисперсии, коэффициента вариации) 4. определять достоверность разности средних величин оценивать показатели физического развития

Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний

1. Что такое вариационный ряд. Элементы ряда. Виды рядов.

2. Правила построения вариационного сгруппированного ряда.

3. Как определяется средняя арифметическая? Цель применения.

План практического занятия

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Выполнение учебных задач: расчет средней арифметической взвешенной и ее параметров;

3. Контроль практических навыков.

4. Выходной контроль уровня знаний.

 

Выполнение учебных задач

Вариант № 1

 

1. На основание экспертной оценки «Медицинской карты стационарного больного», проведенной в ЦРБ установлено следующее распределение больных по срокам лечения:

 

Число дней лечения (V) Число больных (P)
6 1
7 3
8 2
9 5
10 21
11 24
12 22
13 11
14 15
15 18
16 20
17 16
18 12
19 9
20 6
21 7
22 4
23 3
  n = 199

Требуется:

1).Определить моду и медиану данного вариационного ряда;

2).Сгруппировать ряд (по три варианты);

3).Вычислить на сгруппированном вариационном ряде:

- Среднюю арифметическую взвешенную, среднюю арифметическую по способу моментов;

- Среднее квадратическое отклонение (d);

- Среднюю ошибку средней арифметической (m);

- Определить доверительный интервал средней арифметической;

4). Определить, какой процент вариант данного ряда находится в пределах            

М ± 1 d, М ± 2 d, М ± 3 d

2. Дать оценку физического развития 10-летних девочек, используя сигмальный метод. Известно, что средняя арифметическая массы тела составляет 25,1 кг (d = ±2,1кг), средняя арифметическая роста - 128,2 см (d = ±2,5см)

 

  масса тела рост
Девочка А 21,2 128,5
Девочка Б 26,4 129,4

 

3. Определить достоверность разности среднего балла успеваемости студентов медицинского университета по социальной медицине за два года.

 

год Средний балл Средняя ошибка
2000 4,03 ± 0,04
2007 3,86  ± 0,04

 

Вариант № 2

 

1. На основании экспертной оценки «Медицинской карты стационарного больного», проведенной в ЦРБ установлено следующее распределение больных по срокам лечения:

 

Число дней лечения (V) Число больных (P)
4 1
5 3
6 2
7 5
8 21
8 24
10 22
11 11
12 15
13 18
14 20
15 16
16 2
17 9
18 6
19 7
20 4
21 3
  n = 189

Требуется:

1) Определить моду и медиану данного вариационного ряда;

2) Сгруппировать ряд (по три варианты);

3) Вычислить на сгруппированном вариационном ряде:

- Среднюю арифметическую взвешенную, среднюю арифметическую по способу моментов;

- Среднее квадратическое отклонение (d);

- Среднюю ошибку средней арифметической (m);

- Определить доверительный интервал средней арифметической;

4). Определить, какой процент вариант данного ряда находится в пределах 

М ± 1 d, М ± 2 d, М ± 3 d

 

2. Дать оценку физического развития 4 -летних девочек, используя сигмальный метод. Известно, что средняя арифметическая массы тела составляет 17, 1 кг (d = ± 2,1кг), средняя арифметическая роста - 101,2 см (d = ±2,5см)

 

  масса тела рост
Девочка А 18,3 99,5
Девочка Б 20,5 105,1

 

3. Определить достоверность разности среднего балла успеваемости студентов медицинского университета по социальной медицине за два года.

 

год Средний балл Средняя ошибка
2000 4,03 ± 0.04
2005 3,98  ± 0,04

Вариант № 3

 

1. По результатам выборочного исследования установлено следующее распределение женщин 60-69 лет по уровню систолического давления:

 

Уровень систолического давления (V) Количество женщин (P)
75 1
80 1
85 1
90 2
95 2
100 7
105 10
110 16
115 20
120 20
125 22
130 37
135 20
140 20
145 10
150 8
155 4
  n = 201

 

Требуется:

1) Определить моду и медиану данного вариационного ряда;

2) Сгруппировать ряд (по три варианты);

3) Вычислить на сгруппированном вариационном ряде:

- Среднюю арифметическую взвешенную, среднюю арифметическую по способу моментов;

- Среднее квадратическое отклонение (d);

- Среднюю ошибку средней арифметической (m);

- Определить доверительный интервал средней арифметической;

4) Определить, какой процент вариант данного ряда находится в пределах:            

М ± 1 d, М ± 2 d, М ± 3 d

 

2. Дать оценку физического развития 3 -летних девочек, используя сигмальный метод. Известно, что средняя арифметическая массы тела составляет 15, 1 кг (d = ± 2,1кг), средняя арифметическая роста - 96 см (d = ± 2,5см)

 

 

  масса тела рост
Девочка А 18,3 99,5
Девочка Б 11,5 86,1

 

3. Средний уровень качества лечения (УКЛ) в ЦРБ в 1997 году составил 0,86. Оцените достоверность изменения среднего уровня качества лечения за два года, используя имеющиеся данные:

 

год УКЛ Средняя ошибка
1997 О,87 ± 0.02
1995 0,95  ± 0,02

 

Вариант № 4

 

1. По результатам выборочного исследования установлено следующее распределение уровня холестерина (в мг/ дл) в сыворотке крови женщин 30-35 лет:

 

Уровень холестерина (V) Количество женщин (P)
130 2

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.246 с.