Психофизиология сознания, бессознательного — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Психофизиология сознания, бессознательного

2020-11-19 791
Психофизиология сознания, бессознательного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сознание — это отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.

Во всех определениях подчеркивается, что человеческое сознание имеет общественный характер и по своему содержанию, и по его детерминации. Сознание развилось у человека в процессе совместной, общественной трудовой деятельности людей, вместе со становлением его речевых функций как средства коммуникации и передачи знаний между людьми.

Сознание всегда предполагает познавательное отношение к объекту, находящемуся во внешнем мире. Однако предметом осознания могут стать и собственные психические явления и переживания. Поэтому сознание в психологическом плане — это процесс осознания человеком внешнего мира и самого себя, способность отдавать отчет в том, что происходит в окружающей среде и в своем духовном мире. Сознание есть как бы социальный контакт человека с самим собой, в процессе которого происходит формирование определенного представления о себе самом, субъективного образа своего Я. Это отношение субъекта к своему осознанному бытию в психологии обозначают термином самосознание.

Понятие бессознательного в широком смысле включает в себя все психические явления вне сферы сознания — те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В качестве примера можно привести факт неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов. Они начинают осознаваться в основном при патологии соответствующего органа, когда нарушается его функция. Однако в норме они создают определенный положительный чувственный фон, обеспечивающий нормальное самочувствие человека.

Глоссарий к дисциплине «Клинические основы дефектологии»

 

1. Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения,

следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного

произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном

введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

2. Автоматизированные речевые ряды – речевые действия, реализуемые безнепосредственного участия сознания.

3. Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при

определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.

4. Аграмматизм –нарушениепонимания и употребления грамматических средств

языка.

5. Адаптация –приспособление организма к условиям существования.

6. Акалькулия –нарушение счета и счетных опреаций как следствие пораженияразличных областей коры головного мозга.

7. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и

первично сохранном интеллекте.

8. Алексия – невозможность процесса чтения.

9. Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные

слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), словазвукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия,ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение иколичество слогов).

10. Амнезия –нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение

образовавшихся в прошлом представлении и понятий.

11. Анамнез – совокупность сведений (об условиях жизни человека, о

предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самогообследуемого и (или) знающих его лиц; используется для установления диагноза,прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

12. Анкилоглоссия –укороченная подъязычная связка.

13. Антиципации – способность предвидеть проявление результатов действия,«опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящих вконечных двигательных актов.

14. Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, неявляющихся следствием параличей и порезов, а относящихся к расстройствам высшегоуровня организации двигательных актов.

15. Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуковречи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

16. Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающихобразование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки,гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

17. Атаксия – расстройство/отсутствие координации движений.

18. Атрофия – патологические структурные изменения в тканях, связанные угнетением обмена веществ (обусловленные расстройством их питания).

19. Астения – слабость.

20. Асфиксия – удушье плода и новорожденного – прекращение дыхания припродолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утратывозбудимости дыхательного центра.

21. Аудиограмма – графическое изображение данных исследования слуха с помощьюприбора (аудиометра).

22. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальнымипоражениями головного мозга.

Основные формы афазии:

23. акустико-гностическая (сенсорная) – нарушение фонематического восприятия;

24. акустико-мнестическая – нарушение слухоречевой памяти;

25. семантическая – нарушение понимания логико-грамматических конструкций;

26. афферентная моторная – кинестетическая и артикуляторная апраксия;

27. эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений;

28. динамическая – нарушения последовательной организации высказывания, планирования высказывания.

29. Афферентный кинестетический праксис – это способность воспроизводитьизолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называюттакже речевыми кинестезиями или артикулемами.

30. Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи;непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чегопри фонации происходит утечка воздуха. Афония возникаем в результате органическихили функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевойдеятельности.

31. Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

32. Брока Центр – участок коры головного мозга, расположенный в задней третинижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторнуюорганизацию речи (ответственный за экспрессивную речь).

33. Вернике Центр – область коры головного мозга в заднем отделе верхней височнойизвилины доминантного полушария, обеспечивающий понимание речи (ответственный заимпрессивную речь).

34. Гаммацизм – недостаток произношения звуков [Г], [Гь].

35. Гемиплегия – паралич мышц одной половины тела.

36. Гиперкинез – автоматические насильственные движения вследствиенепроизвольных сокращений мышц.

37. Гипоксия – кислородное голодание организма. Гипоксией у новорожденныхназывают патологию плода, развившуюся во время беременности (хроническая) илиродов (острая) вследствие кислородной недостаточности. Недостаток обеспечениякислородом плода в начале беременности может стать причиной задержки или нарушении развития плода, а на поздних сроках затрагивает нервную систему малыша, что можетсущественно повлиять на речевое развитие.

38. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленноенедостаточностью иннервации речевого аппарата.

39. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраннойиннервации речевого аппарата.

40. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций ипроявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

41. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и

проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

42. Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной

нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всехкомпонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).

43. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленноесудорожным состоянием мышц речевого аппарата.

44. Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний,сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криковживотных.

45. Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.

46. Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью сцентральной нервной системой.

47. Инсульт – вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового

кровообращения (ОНМК) с развитием стойких симптомов поражения центральной

нервной системы. Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в головной мозгили его оболочки, ишемический инсульт обусловлен прекращением или значительнымуменьшением кровоснабжения участка мозга, тромботический инсульт обусловлензакупоркой сосуда мозга тромбом, эмболический инсульт обусловлен закупоркой сосудамозга эмболом.

48. Каппацизм – недостаток произношения звуков [К], [Кь].

49. Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.

50. Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психическихфункций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

51. Контаминация – ошибочное воспроизведение слов, заключающиеся вобъединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам.

52. Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [Л], [Ль].

53. Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления иустранения средствами специального обучения и воспитания.

54. Логопедический массаж — одна из логопедических техник, способствующаянормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц,страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную

медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых,

страдающих речевыми нарушениями.

55. Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющийпустой набор отдельных слов, лишенных логической связи. Наблюдается при сенсорнойафазии.

56. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различныедвижения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

57. Логоритмика —форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путемразвития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

58. Локализация функций – согласно теории системной динамической локализациивысших психических функций мозг рассматривается как субстрат, состоящий из

дифференцированных по своим функциям отделов, работающих как единое целое.

59. Локальный – местный, ограниченный определенной областью, участком.

60. Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальномразвитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М.

наблюдаются значительные нарушения произношения.

61. Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.

62. Модуляция голоса – изменение высоты голоса, при снижении слуха М. г.нарушается, что делает речь монотонной.

63. Мутация голоса – изменение голоса, наступающее в результате возрастныхизменений в голосовом аппарате (13-15 лет).

64. Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствиепсихической травмы.

65. Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие

патологических изменений голосообразующего аппарата.

66. Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в

данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях(звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройстваминормального функционирования психофизиологических механизмов речевойдеятельности.

67. Нейропсихология – наука о мозговой организации высших психических функций

человека. Н. изучает психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФи речевой функции. Н. изучает нарушения речевой и других ВПФ в зависимости отхарактера поражения мозга (локального, диффузного, межзональных связей), а такжедиагностику этих нарушений и методы коррекционно-восстановительной работы.

68. Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства,при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,

относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

69. Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.

70. Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой

моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие

стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.

71. Парафазия –нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках,

ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия,

напримермоколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов

другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в

устной и письменной речи.

72. Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса

или состояния.

73. Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто

вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.

74. Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.

75. Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений

вследствие локальных поражений мозга.

76. Рефлекс – в физиологии – опосредованная нервной системой закономерная

ответная реакция организма на раздражитель.

77. Растормаживание – прекращение состояния внутреннего торможения в коре

больших полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.

78. Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей с задержкой

речевого развития.

79. Растормаживание речи у взрослых – восстановление речевой функции у

безречевых больных.

80. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в

результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования вносовой

полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления

голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой

полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

81. Различают открытую, закрытую и смешаннуюринолалию.

82. Ротацизм – расстройство произношения звуков [Р], [Рь].

83. Сенсорный – чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

84. Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и

шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.

85. Синдром – закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий

патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.

86. Симультанный – одновременный.

87. Соматический – термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в

организме, связанных с телом, в противоположность психике.

88. Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более

лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

89. Судороги – непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии,

травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях. Судороги характерны для

состояния возбуждения подкорковых образований, могут быть вызваны рефлекторно.

90. Клонические судороги характеризуются быстрой сменой сокращения и

расслабления мышц. Тонические судороги характеризуются длительным сокращением

мышц, что вызывает продолжительное вынужденное напряженное положение.

91. Сукцессивный –последовательный.

92. Тахилалия –нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от последнего,

тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее

темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и

грамматического строя.

93. Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д.

при поражении нервной системы.

94. Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования

произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми

расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

95. Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу

звуковой структуры слова.

96. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий

способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих

звуковую оболочку слова.

97. Фониатрия – раздел медицины, изучающий проблемы зубов и патологии

голосовых связок и гортани, приводящие к нарушениям голоса (дисфония), методы

лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального

голоса в желаемую сторону. Нарушение голосообразования может возникать также

вследствие определённых психологических расстройств. Решение некоторых проблем

фониатрии тесно связаны с проблемами логопедии.

98. Фониатр – врач, специалист по проблемам голосовых связок и занимается их

лечением, а так же профилактикой заболеваний.

99. Церебральный – мозговой, принадлежащий головному мозгу.

100. Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.

101. Этиология – причина возникновения болезни или патологического состояния.

102. Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.

102.

Отчет по практике


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.