Реферат на тему: «Клинические основы дефектологии» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Реферат на тему: «Клинические основы дефектологии»

2020-11-19 1433
Реферат на тему: «Клинические основы дефектологии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Клинические основы дефектологии – это совокупность основных знаний медицины и биологии человека (Б.А. Архипов). Они позволяют:

– понять сущность повреждений в организме и особенности развития ребенка с отклонениями;

– увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения и развитии;

– квалифицированно провести профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии педагогическими средствами;

– определить компенсаторные пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем;

– построить специальную педагогическую систематику и педагогические классификации внутри каждой предметной области специальной педагогики;

– координировать коррекционно-образовательный процесс и процессы медицинского и психологического сопровождения развития человека с особыми образовательными потребностями. Медики и педагоги находятся в постоянном, непрерывном многоаспектном взаимодействии, совместными усилиями решая многие проблемы специального образования.

История науки

Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX - начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: идея о социальной полезности человека; школа обязана воспитать активного и полезного члена общества) ребенок с ограниченными возможностями должен своим дом обеспечивать собственное существование; ценность специального образования – приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта; общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным.

В 20-40-е гг. XX в получили определенное распространение идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма, национал-социализма.

Их ведущие положения: поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии бесполезна; стерилизация - путь достижения биологической "чистоты" расы; необходимо физическое уничтожение "неполноценных" людей.

В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную, патерналистскую позицию.

Сущность патерналистской концепции: приоритет интересов общества над интересами отдельной личности; люди с ограниченными возможностями — социально "малоценные", "граждане второго сорта"; существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых; характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности; слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями; неконкурентоспособная позиция на рынке труда; приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями; нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с социокультурным окружением; формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью.

Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями: приоритет интересов личности над интересами общества; достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни); независимая жизнь — независимость в широком смысле; право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически; комфортность бытия человека с отклонениями в развитии; у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах.

Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята "Всеобщая декларация прав человека". Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.:

• должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности;

• интеграция в общество — самый перспективный способ решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями;

• коммуникация — важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения;

• рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья. В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения. Понятие жизнеобеспечения включает:

• активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде;

• ведение домашнего хозяйства;

• максимально полное самообслуживание.

Постепенно концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями осваивается российской системой специального образования: по мнению отечественных ученых, люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро

Связь с другими науками

Основные области дефектологии:

• сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих);

• тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и); олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых)

• логопедия (теория и практика преодоления нарушений развитие речи).

Становление и научное оформление дефектологии связано с развитием педологии, обогатившей педагогику концепция всестороннего изучения развивающейся личности ребенка


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.