Тема 1. Технология сотрудничества на уроках в начальной школе — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 1. Технология сотрудничества на уроках в начальной школе

2020-11-19 140
Тема 1. Технология сотрудничества на уроках в начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Технология сотрудничества на уроках в начальной школе

 

1.Дайте определение понятию «учебное сотрудничество»

 Учебное сотрудничество - это особая форма отношений ребенка и взрослого, необходимая для полноценного усвоения теоретических понятий.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

 

2.Заполните таблицу

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности
Выступление с заранее подготовленной речью. Учебная беседа учителя и ученика.
Рассказ о событии. Учебная беседа в парах.
Доказательство и опровержение. Учебная беседа в группах.
Пересказ. Дискуссия.
Сообщение. Ответы на вопросы.
Подготовка вопросов и ответов. Ролевая игра.
Критика. Блиц-турнир.
Исповедь. Защита проекта.
   

3. Раскройте и охарактеризуйте этапы обучения сотрудничеству.

1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия.

2-й этап: парная работа.

1) Работа «хором»: обучающиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе...

2) Действия по операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации деятельности, вынося их на общее обсуждение.

3-й этап: групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1–2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и успехи. Образец работы усваивается после разбора 2–3 ошибок.

 

4.Предложите свои варианты заданий для парной и групповой работы

 Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:

1) Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…

2) По операциям: 1-й ученик называет слово,

2-й ученик кладет карточку,

1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

Сначала учитель сам говорит парам. Каким образом они должны работать. Позже пары выдирают тот вариант, который им удобнее.

В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить. Заострить конфликтную сторону взаимодействия).

Варианты ''негативных'' образцов:

1) задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''

2) задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''

3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

 

5. Как можно использовать в работе по сотрудничеству следующие приемы. Дать краткие описания

 

Приём "Мозговой штурм"

Мозговой штурм.

Суть приёма: используется для генерации идей; соблюдается жесткий регламент, распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря); после выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп.

Преимущества приема: способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы.

 

Приём «Снежный ком»

Суть приёма: Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее; далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них; в конце работы все учащиеся попадают в одну группу - делают доклады о своей работе.

Преимущества приема: развиваются память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами.

 

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Тема 3. Задания, предназначенные для упражнения детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем

Задание. Выполнить предложенные упражнения. Предусмотреть возможность их использования при проведении занятий с обучающимися

 

Задания по русскому языку, предназначенные для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем

Задания с недостающими данными

1. Учитель предлагает учащимся отгадать звук, который он задумал, выполняя следующее задание: этот звук звонкий согласный, находится в слове доброта (в данном слове 3 звука, соответствующие заданному условию:[д],[р], [б]. Ученики должны задать учителю вопрос для выяснения недостающих данных. Например: этот звук парный по глухости? Или: этот звук находится во втором слоге?

2. По каким грамматическим признакам изменяется слово столовая? Учащимся необходимо уточнить, какой частью речи является это слово?

3. Учитель обращается к ученикам с утверждением: я утверждаю, чтобы проверить букву безударного гласного, надо подобрать проверочное слово (однокоренное или форму слова), чтобы этот звук стал ударный.

Ответ учеников: не хватает данных. Далее задают вопрос: этот звук находится в корне? Если учитель отвечает: да, то ребята соглашаются с его утверждением.

4. В слове 6 звуков. Сколько в нём слогов? Дети отвечают, что точно на этот вопрос ответить нельзя, так как не хватает данных и просят ответить на вопрос: сколько в этом слове гласных звуков? Получив ответ, ребята отвечают на вопрос учителя.

5. В каком случае буква парного согласного не будет являться орфограммой?

а) эта буква стоит перед буквой гласного;

б) эта буква стоит перед буквой согласного [7, с. 69].

Ребята отвечают: для того, чтобы согласиться или нет со вторым утверждением, они должны знать, следом стоит буква сонорного согласного или нет. Получив ответ, они соглашаются или нет со вторым утверждением.

6. Учитель обращается к ученикам с заданием: проверьте правильность подбора проверочного слова ст…рожил – сторож. Ученики должны обратиться к учителю с просьбой: назвать лексическое значение проверяемого слова.

З адания, не имеющие решения

1. Учитель предлагает задание: для каких слов является проверочным слово пять: опята, пятница, пятнышко, пятнистый? Ученики должны ответить, что таких слов нет, так как в однокоренном слове пятница в корне находится буква ударного гласного, которую проверять не надо, а остальные слова не являются однокоренными слову пять.

2. Учитель просит учащихся просклонять слово думать. Ученики должны ответить, что задание выполнить не возможно, так как глаголы не склоняются, а спрягаются.

3. Учитель предлагает задание: выписать слова, в которых мягкость согласных звуков обозначена ь: речь, ледяной, вещь, прочь. В процессе работы ученики убеждаются, что слов, соответствующих заданному условию нет.

Задания с лишними данными

Назовите звонкий твёрдый согласный, который находится в первом слоге слова мороз. Нет ли в задании «лишних» данных? Переформулируйте задание так, чтобы их не было.

Задания, имеющие несколько правильных ответов

1. Разберите по составу слово дали (дал – корень, и – окончание; да-корень, л-суффикс, и – окончание)[1, с. 23].

2. Просклоняйте в форме множественного числа слово лист (листы, листам…; листья, листьев…)[1, с. 41].

3. Составьте словосочетания с данными в транскрипции словами: [т а и т], [р от](тает весной, таит обиду, древний род, открой рот).

 

Задания с неверными ответами, формально кажущимися

правильными

Учитель предложил учащимся согласиться или нет с ответом ученика, который букву безударного гласного в слове лист…пад проверил словом листок.

 

Задания, требующие переформулировки задания

Сформулируйте по-другому задание: подчеркните главные члены предложения (ответы учащихся:

1)подчеркните основу предложения,

2) подчеркните подлежащее и сказуемое).

 

Задания, требующие составления вопросов для одноклассников

Учитель предлагает ученикам составить вопросы по изучаемой теме для одноклассников с условием, что сами точно знают на них ответы.

Цель и тип урока

а) правомерность постановки данной цели.

Цели: урок класс контакт групповой

- практическая - совершенствовать умения и навыки говорения и чтения

- развивающая - развивать мышление, память, речь и внимание

- воспитательная - учить слушать друг друга, воспитать интерес к предмету.

б) тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тема 5.  

Психологический настрой.

Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро вам улыбчивым лицам. Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы - мы здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните свежесть апрельского утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Выдохните вчерашнюю злость, обиду - забудьте про неё. Я желаю вам бережного отношения друг к другу.

Мотивация темы урока

Приближается лето, пора отдыха, путешествий. Куда люди едут во время отпуска? Я тоже предлагаю вам отправиться к Чёрному морю и посетить один из лучших курортов Краснодарского края. Наше путешествие будет математическим. Помогите мне сформулировать тему урока.

(Связь между величинами скорость, время, расстояние.) Карточки разрезаны и развешаны по стенкам класса. Ученики собирают тему урока и озвучивают её.

Какие знания и умения мы будем отрабатывать на уроке?

Как мы попадём в Чёрное море?

Группе детей из нашего класса было предложено дома проложить по карте маршрут, по которому мы попадём в Чёрное море. Слово ребятам. (У доски находится карта: Маршрут: РЕКА МИУС - АЗОВСКОЕ МОРЕ – КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ – ЧЁРНОЕ МОРЕ. В презентации: слайд - карта, на которой путь высвечен красным цветом).

Какие качества нам понадобятся в пути?

Пусть будет удача у нас на пути

Плыви наш кораблик, скорее плыви!!!

Актуализация знаний.

Устный счёт.

1) Найдите значение выражения и примите позу весёлого человечка.

24 х3 150:5 240:60 3200:8

120:60 810: 90 63х8 45х3

2) Прежде, чем отправиться в далёкое путешествие, я хочу проверить ваши знания по теме «Связь между величинами»

Что такое расстояние?

Что показывает скорость?

Вопрос для девочек: В чём измеряется скорость? Мальчики, если ответ верный – примите позу весёлого человечка

Вопрос для мальчиков: В чём измеряется расстояние? Девочки, если ответ верный – примите позу радости.

Как найти скорость?

Как найти время?

Как найти расстояние?

3)До реки 6 км. Сколько времени нам понадобится, если мы будем двигаться со скоростью 3км/ч.

4)Около реки лес. Предлагаю запастись съедобными грибами. Ядовитые грибы откладываем в другую корзину. Ребята среднего ряда собирают цветы.

Самостоятельная работа.

Умножение в столбик на однозначное число.

Ученики составляют слово СОЧИ.

234 х5 – С

540Х7 – О

876 Х3 – Ч

907Х6 - И

Физминутка

Волны плещут в океане

(Дети машут руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане?

(Вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей

(Руки вытягивают вверх)

Пусть плывут сюда скорей.

(Машут руками)

Вот и город Сочи. (ВИДЕОФРАГМЕНТ)

Как вы думаете, почему мы приехали именно в Сочи? (2014 год – место проведения зимней олимпиады)

В этом году на зимней олимпиаде в Турине нашей сборной был передан олимпийский флаг, который отправился в город Сочи. И сейчас полным ходом идёт подготовка к проведению этой олимпиады. А вам хотелось бы узнать, как будет выглядеть символ Зимних олимпийских игр в Сочи? Жителям города Сочи было предложено 4 символа будущей олимпиады. Один из них нам предстоит составить

Рефлексия.

Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в родную школу. Справились мы с целью урока? Где нам пригодится умение работать в группе? Оцените свою работу (лесенка достижений).

Тема 1. Технология сотрудничества на уроках в начальной школе

 

1.Дайте определение понятию «учебное сотрудничество»

 Учебное сотрудничество - это особая форма отношений ребенка и взрослого, необходимая для полноценного усвоения теоретических понятий.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

 

2.Заполните таблицу

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности
Выступление с заранее подготовленной речью. Учебная беседа учителя и ученика.
Рассказ о событии. Учебная беседа в парах.
Доказательство и опровержение. Учебная беседа в группах.
Пересказ. Дискуссия.
Сообщение. Ответы на вопросы.
Подготовка вопросов и ответов. Ролевая игра.
Критика. Блиц-турнир.
Исповедь. Защита проекта.
   

3. Раскройте и охарактеризуйте этапы обучения сотрудничеству.

1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия.

2-й этап: парная работа.

1) Работа «хором»: обучающиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе...

2) Действия по операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик кладет карточку, 1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации деятельности, вынося их на общее обсуждение.

3-й этап: групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1–2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и успехи. Образец работы усваивается после разбора 2–3 ошибок.

 

4.Предложите свои варианты заданий для парной и групповой работы

 Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:

1) Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…

2) По операциям: 1-й ученик называет слово,

2-й ученик кладет карточку,

1-й ученик соглашается или протестует.

3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

Сначала учитель сам говорит парам. Каким образом они должны работать. Позже пары выдирают тот вариант, который им удобнее.

В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить. Заострить конфликтную сторону взаимодействия).

Варианты ''негативных'' образцов:

1) задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''

2) задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''

3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

 

5. Как можно использовать в работе по сотрудничеству следующие приемы. Дать краткие описания

 

Приём "Мозговой штурм"

Мозговой штурм.

Суть приёма: используется для генерации идей; соблюдается жесткий регламент, распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря); после выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп.

Преимущества приема: способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы.

 

Приём «Снежный ком»

Суть приёма: Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее; далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них; в конце работы все учащиеся попадают в одну группу - делают доклады о своей работе.

Преимущества приема: развиваются память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами.

 

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.