Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-12-08 | 210 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность Художественность – это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается, прежде всего, в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.
Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли.
Очерк – это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк – самый объемный жанр, тогда как в литературе – самый небольшой.
Очерки делятся на:
1. Описательные:
а) путевые;
б) событийные.
2. Сюжетные:
а) портретные;
б) проблемные.
Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные – постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий.
Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может «за кадром», его повествование может быть просто «фоном», на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем – главным «оценщиком».
В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм – присущи коммуникативно-классической прозе. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний.
|
В очерке используются также три вида сюжетов:
1. Простой сюжет – соответствующий естественному ходу события.
2. Пространственно-временной сюжет – это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях.
В очерке также важны такие элементы, как пейзаж, портрет и другие детали.
Зарисовка – небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет.
Виды зарисовок:
1. Пейзажная.
2. Ассоциативная – построенная на ассоциациях.
3. Портретная – портрет человека, или местности, явления.
В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных В. Пескова, которые публикуются в каждом пятничном номере газеты «Комсомольская правда».
Эссе – жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.
Виды эссе по тематике:
1. Политические.
2. Экономические.
3. Литературные.
4. Публицистические и др.
В эссе, как правило, отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный «поток информации». Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.
Новое слово в современную эссеистику внес известный казахстанский писатель и публицист Г. К. Бельгер, пишущий свои эссе на трех языках: казахском, русском и немецком. Его эссе – виртуальные беседы с сынами казахской земли «Тихие беседы на шумных перекрестках» уникальны по своему содержанию и проблематике. Публицист рассуждает о проблемах казахского народа устами великих предков, эти эссе достойны серьезного изучения.
Политический портрет – жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра – угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.
|
Фельетон – это объемный жанр, «синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки)». Слово фельетон – в переводе с французского означает «листок» – в 1800 году 27 января в журнале «Де Пари» был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному развитию.
Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон-корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон-зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон-жалоба, фельетон-заявление; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон-скетч и т. д.
Главная задача фельетона – осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В одном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других – возбудить гнев, ненависть, в-третьих – показать ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона – верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора.
В настоящее время фельетоны почти исчезли со страниц печати.
Памфлет – происходит от греческого «ран» – все, «рфлего» – жгу – произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). Памфлет – редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского («Письма темных людей», 1515 г.), Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль», 1534 г). Даниэль Дефо за памфлет «Кратчайший путь расправы с диссертерами» выстоял у позорного столба. «Философские мысли «Дени Дидро были осуждены на сожжение. За «Философские письма» А. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. «Письмо к Гоголю» Белинского В. Г. распространялось в списках.
|
В настоящее время памфлеты почти исчезли со страниц изданий.
Пародия – жанр – передразнивание. Цель пародии – гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации.
Эпиграмма – в переводе с греческого «надпись на камне» – это сатирическая миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики, объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре.
Анекдот – небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Текст анекдота строится по принципу «перевернутой пирамиды» – назидание в самом конце, на «вершине».
Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.
Вопросы для самопроверки
Какие жанры являются художественно-публицистическими?
В чем заключается специфика очерка как художественно-публицистического жанра?
В чем заключается специфика зарисовки как художественно-публицистического жанра?
В чем заключается специфика эссе как художественно-публицистического жанра?
В чем заключается специфика портрета как художественно-публицистического жанра?
В чем заключается специфика фельетона как художественно-публицистического жанра?
|
В чем заключается специфика памфлета как художественно-публицистического жанра?
В чем заключается специфика пародии как художественно-публицистического жанра?
В чем заключается специфика эпиграммы как художественно-публицистического жанра?
В чем заключается специфика анекдота как художественно-публицистического жанра?
Журналистское расследование
Возникновение данного жанра происходило во многих странах одновременно. Истоки этого жанра в России мы находим у А. С. Пушкина в его «Истории пугачевского бунта», В. А. Гиляровского «Москва и москвичи», книга которого представляет собой пример бытописательского расследования.
Различаются определения «журналистского расследования» за рубежом и в России. За рубежом укрепилось следующее понимание термина – жанр, предполагающий подробное и всестороннее исследование некоторой мало изученной, закрытой, тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую информацию. Люди, которые занимаются журналистским расследованием, называются инвестигейторами.
В России закрепилось несколько иное определение – это исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью и коррупцией. Цель такого расследования – предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью.
В 1998 году в Санкт-Петербурге было создано Агентство журналистских расследований под руководством известного российского журналиста Андрея Константинова. Он дает четкий ответ на вопрос о том, чем отличается работа западных инвестигейторов от российских журналистов, занимающихся расследованием:
– во-первых, достаточно серьезно различается тематика расследований (криминал, коррупция и что-то к ним подходящее – в России, любая тематика – в западноевропейских странах и США);
– во-вторых, условия, в которых протекает расследование (инвестигейтор получает материальную поддержку государства или специальных общественных либо каких-то иных фондов; российский журналист такой материальной поддержки не получает и, как правило, ведет расследование параллельно с выполнением основных должностных обязанностей).
Основное отличие расследования как журналистского жанра заключается в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и самостоятельным исследованием, а также предлагает варианты ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной работы.
Расследование может быть инициировано самим журналистом, СМИ или неким заявителем (человеком или любой организацией).
|
Проведение журналистского расследования связано с ответами на следующие вопросы:
– какова схема действий при проведении журналистского расследования?
– как происходит выбор предмета исследования?
– в чем заключаются способы и методика сбора информации?
– как обеспечить безопасность журналиста при проведении журналистского расследования?
– какие этические принципы и нормы следует соблюдать журналисту при проведении журналистского расследования?
Ответы на основные из этих вопросов представлены в виде памяток и краткого руководства по ведению журналистского расследования.
Памятка по составлению плана работы
1. Дайте название своему проекту.
2. Определите тему – основную проблему.
3. Предположите возможную реакцию на данный материал – зачем он нужен, какую выгоду получит СМИ от данного расследования.
4. Обдумайте методы, которыми собираетесь действовать.
5. Обсудите с руководством возможные результаты последствия публикации.
6. Решите, когда будет опубликован материал, будет ли это одна статья или серия материалов, какие иллюстрации потребуются, нужны ли сопутствующие комментарии.
Памятка по работе с информацией
1. Будьте скептические настроены к любой информации, проверяйте номера телефонов, названия улиц, фамилии и имена и пр.
2. Будьте осмотрительны в работе с источниками. Убедитесь в том, что информатор знает, о чем говорит. Даже если кто-то подтвердит полученную информацию, она не обязательно будет правдивой. Цитируйте только того, кто действительно знает о случившемся.
3. В сложном материале пройдитесь по фактам и цитатам второй раз, сверяясь с первоисточником, чтобы убедиться, что вы их правильно поняли. Другой способ достижения понимания: во время интервью перескажите слова интервьюируемого, чтобы он убедился, правильно ли вы его поняли.
4. Не допускайте предположений.
5. Совершенствуйте умения делать записи. «Прикройте» себя с помощью диктофона.
6. Пользуйтесь редакционными и другими библиотеками, но к газетным вырезкам относитесь осторожно – и 10 лет назад журналист мог ошибиться. Держите поблизости от себя часто используемые справочники – телефонные, словари и пр.
7. Внимательно перечитайте окончательный вариант материала. Выправляйте ошибки в содержании, расстановке акцентов, пропорциональности представленных точек зрения также тщательно, как грамматические и прочие ошибки.
8. Если вы не правы – признайте это. При обнаружении грубых ошибок подумайте о написании еще одной статьи, в которой признавались упущения, сделанные в первой. Это может быть и статья, рассказывающая о том, как была допущена ошибка, и какие в результате ее были последствия.
Памятка о плюрализме мнений
1. Достоверность, правдивость, ясность изложения – те критерии, которые укрепляют позицию автора при проведении журналистского исследования.
2. Делайте все от вас зависящее, чтобы ваша статья не оказалась односторонней. Избегайте ситуаций, когда события и факты излагаются с одной позиции. Всегда ищите возможных оппонентов.
3. Поборите желание поерничать над чьей-то неудачной формулировкой или высказать свое пренебрежительное отношение к чужому мнению.
4. Заранее обезопасьте себя от упреков в возможной заинтересованности в проведении журналистского расследования. Нельзя браться за статью, в результате публикации которой могут быть лично заинтересованы ваши близкие или знакомые.
Краткое руководство по проведению журналистского расследования
Что такое журналистское расследование?
Это материал, обладающий высокой новостной ценностью и большой значимостью для общества. Оно основывается на многих источниках информации – людях, документах, личном наблюдении.
Кто занимается расследованиями?
Любой журналист, обладающий любознательностью, желанием бороться с несправедливостью и скептицизмом.
Основными орудиями журналиста являются:
– люди как источники информации;
– разного рода документы и умения работать с ними;
– терпеливо и умело проведенные интервью;
– высокая мораль и чувство социальной ответственности.
Где проводятся расследования?
Везде. В любом учреждении и любом регионе.
Зачем нужно расследование?
Служба обществу и сильное желание журналистов бороться за справедливость являются основными мотивами журналистского расследования. Привлекательными сторонами в расследовании являются для журналиста возможность завоевать хорошую репутацию, получить повышение по службе, финансовая выгода. Для СМИ – репутация защитника общественных ценностей, возможность завоевать доверие своих читателей.
Как проводится расследование?
Журналист никогда не должен высказывать в своих материалах собственного мнения. Он должен построить основанную на фактах структуру, чтобы показать читателю процесс нарушений и указать на источник проблем. Журналист должен действовать в рамках законности и этики.
Приемы журналистского расследования
Предварительное расследование. Работа с газетами, журналами, библиографией, базами данных, фотографиями, электронными носителями информации, официальными документами.
Наблюдение. Сбор информации путем использования визуального восприятия действительности.
Интервью. Наличие плана. Лучше всего брать интервью лично. Желательно использовать диктофон.
Выбор предмета расследования
– самостоятельный выбор журналиста;
– по заданию редакции;
– заказ третьего лица.
Написание статьи
Журналист должен построить собранный материал в сюжет так, чтобы показать читателям направление расследования. После построения сюжета обязательно обнаруживаются пробелы в логической последовательности событий. Для заполнения этих пробелов потребуются дополнительные исследования.
Разработка темы и литературная отделка журналистского расследования предполагает учет двух существенных моментов:
– журналист должен показать путь и механизм проведенного им расследования, а не только результаты, тем самым вовлекая читателя в исследовательский процесс, добиваясь его заинтересованного соучастия;
– продумывая композицию журналистского расследования, журналист стремится к нарастанию напряженности действия. Описывая и группируя факты, он последовательно раскрывает новые аспекты темы и связывает их в единый сюжетный узел, максимально заинтересовывая читателя в развязке. Таким образом, журналистское расследование приобретает некоторые сюжетные особенности детективного жанра. Однако, в отличие от детектива, автор сосредотачивает внимание на полноте и достоверности расследования негативного явления, чтобы привлечь к нему общественное внимание и добиться объективной правовой оценки.
Рассмотрим жанровые и композиционные особенности журналистского расследования В. Лебедев «Убийство в селе Боево», которое было опубликовано в газете «Совершенно секретно» (1999, №10).
Статья начинается с подзаголовка: «Наш корреспондент через два года после трагедии сумел раскрыть страшное преступление». По сложившейся традиции, заголовок расследования дан броско, плакатно. Присутствует коллаж: панорама села, фотография убитого юноши в матросской форме и отдельно – его одежда в момент трагедии.
Традиция в подаче журналистских расследований преследует определенную цель: подчеркнуть сенсационный характер публикации. Такого рода «гвоздевой» материал часто начинается на первой полосе и продолжается внутри номера. Коллаж является его визитной карточкой. В данном случае коллаж открывает окно в реальную ситуацию. Читатель видит обычное мирное село с деревянными строениями и окружающими их деревьями. Диссонансом на этом фоне выглядит одежда убитого, присутствие которой поясняется следующими словами: «Окровавленную одежду сына мать до сих пор хранит дома. Следствию она не понадобилась». Такое оформление материала привлекает внимание читателя, порождает вопросы, ответы на которые он ищет в тексте.
Экспозиция расследования В. Лебедева, изображающая положение действующих лиц и обстановку до начала событий, заслуживает цитирования по ряду причин. Прежде всего, она рисует необычные и странные обстоятельства, при которых завязывается конфликт. Создается налет загадочности, таинственности, составляющий непременное условие детективного повествования:
«Этот междугородный телефонный звонок был одним из многих. В очередной раз оторвавшись от работы, я снял трубку, представился. Взволнованный баритон стал рассказывать мне путаную, совершенно непонятную историю о чьей-то смерти, о каких-то снах. Мне пришлось прервать незнакомца. История на статью явно не тянула, а обнадеживать человека не хотелось. Но тот, в трубке, совсем, казалось, не огорчился, напротив, стал настойчивее:
– Я убежден, что кто-нибудь из вашей газеты займется моим делом.
– Тогда звоните завтра утром…
– Я уверен, что мне поможет человек с одним рукавом. Так снилось Зинаиде Григорьевне, а ее сны сбываются.
– Это явно не про меня. Звоните завтра.
Править статью почему-то не хотелось. Прихватив чашку с кофе, я направился к креслу, по пути мельком взглянул в висевшее на стене зеркало – и чашка чуть не вылетела из рук! Из зеркала на меня смотрел человек с одним рукавом!…
Надо же. Перед странным звонком я, правя материал, машинально закатывал рукава своей джинсовой рубашки. И успел закатать только один рукав. Совпадение, не больше, но почему-то назавтра я примчался в редакцию первым. Звонок. Снимаю трубку. Тот же голос, что и вчера, узнав меня, расстроился:
– Вам моя история неинтересна… Помогите найти человека, у которого один рукав.
– Нашел. Это я».
Первые строчки произведения играют особую роль. От них во многом зависит, будет ли читатель знакомиться с текстом дальше, или нет. Начало расследования В. Лебедева заинтриговывает читателя.
Вторая причина, заставляющая обратить внимание на процитированное вступление, касается проблемы домысла и вымысла в публицистическом жанре. Журналистское расследование, функционирующее в системе аналитических жанров, строится на документальной основе, анализе фактов реальной действительности, оперативном решении актуальной проблемы. Всякого рода гиперболизация, условность, лирические отступления и прочие элементы художественности выходят за пределы этой системы. Их присутствие считается естественным в художественно-публицистических жанрах, где есть место домыслу – догадке, основанной на предположениях, размышлениях, и вымыслу – плоду авторского воображения, фантазии.
Завязка, как начальный момент в развитии конфликта, изложена лаконично и подготовлена экспозицией: «В Воронежскую область я выехал в тот же день. Предстояло выяснить обстоятельства гибели Жени Никонова. Задача непростая, ведь прошло более двух лет. В момент гибели ему исполнился 21 год. Интуиция подсказывала, что это дело гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд».
Система связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющая сюжетную ткань расследования, открывается приездом журналиста в село Боево и завершается его отъездом из села. Обращает на себя внимание активная авторская позиция. Повествование ведется от первого лица, используются такие методы сбора фактов, как наблюдение, интервьюирование, работа с документами, эксперимент.
«В общем, самое обычное село. Обычное, если не считать того, с чем столкнулся я в первые минуты пребывания в нем. Четверо ребят десяти-одиннадцати лет проезжали мимо на подводе. Трое грызли молодые початки сырой кукурузы, а четвертый погонял тощую лошаденку. Как вы думаете, чем в Боево погоняют лошадь? Поводьями? Нет. И не прутиком, и не отцовским хлыстом – вилами. Причем не черенком, а зубьями. Бедная кляча перебирала ногами, и кровь с ее крупа капала на боевскую землю.
– Как мне добраться до дома Никоновой Зинаиды Григорьевны? – остановил я женщину в резиновых сапогах и домашнем халате. Окинув меня безразличным взглядом с ног до головы и почти не шевеля губами, она произнесла: «Иди вон той дорогой. Держись правой стороны, той, где бегают крысы… А потом выйди на чистую дорожку и будет дом».
Как и экспозиция, сцена знакомства журналиста с местом происшествия выполнена в беллетристическом стиле и создает тревожный настрой, придает повествованию некоторую мистическую окраску. Если на этом этапе фактический материал и «беллетристические куски», представлены в тексте самостоятельно, то в дальнейшем реальность и сновидения перемежаются, хотя документальная основа при этом не размывается и четко излагается автором. В журналистском расследовании В. Лебедева имеются три раздела с одинаковым названием
«Рассказ Зинаиды Григорьевны» – это ее сновидения, которые представляют собой параллельное, наряду с проводимым репортером расследованием, развитие сюжета и усиливают эмоциональный фон, обостряют конфликтную ситуацию.
Из первого рассказа Зинаиды Григорьевны явствует, что ее сын приехал в отпуск из армии, его ждала невеста, была назначена свадьба. Юноша отправился на встречу с невестой и не вернулся. «Привезли его из морга в 16.00. Ровно 21 год назад я его родила, в тот же день и в то же время», – завершает свой первый рассказ Зинаида Григорьевна, из которого читатель узнает о ее вещем сне, в том числе и о человеке с одним рукавом, который поможет раскрыть преступление.
В. Лебедев посвящает читателя в свои сомнения относительно выбора пути расследования конфликта и, в частности, первого шага. Таковым становится его знакомство с материалами уголовного дела Евгения Никонова. Выписки из обвинительного заключения, приведенные репортером, свидетельствуют о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), ставшем причиной гибели юноши. «Но что-то меня настораживало. Стал сравнивать показания свидетелей. Попытался вникнуть в выводы следствия», – пишет автор. И далее анализирует материалы уголовного дела, находит противоречия, упущения. «И закралось подозрение, что следствие сознательно не обращало внимания на факты, красноречиво свидетельствующие о том, что было все, что угодно, только не авария. Я просмотрел видеокассеты с записью судебного заседания. И уверенность в том, что имело место ДТП, истаяла окончательно», – так журналист приводит читателя к конфликтной ситуации, которая становится объектом дальнейшего расследования.
Эффективность деятельности журналиста-расследователя во многом зависит от четкости и основательности плана работы, находчивости и изобретательности в его реализации. В свою очередь составленный репортером план структурирует материал, обеспечивает логичность композиции, последовательность раскрытия темы. Эту задачу В. Лебедев решает с помощью приема, многократно использованного в расследовании.
Он пересказывает читателю свой сон, в котором маленький человечек угостил его яблочным пирогом и густым какао, а затем указал ему на листок бумаги на столе: «Т-там п-план, – сказал дрожащим голосом маленький человечек. – Я кивнул и – проснулся». Собираясь в Боево, репортер обнаружил листок бумаги с ранее составленным планом действий: «Под цифрой «1» значилось: «Одежда Жени Никонова». И я почувствовал привкус какао». Оказалось, что одежда погибшего хранится родителями, но суд ею не заинтересовался. Дальнейшие действия журналиста подтверждают ориентацию его расследования на правовую модель следствия:
«Дело в том, что при аварии, да еще такой серьезной, повлекшей смерть человека, на одежде сохранились бы счесы, дыры и частицы асфальта, а на одежде Никонова даже пуговички не оторвалось. Вся целехонькая и чистая. Только огромные, заплесневевшие от времени пятна крови, стекавшей из раны на голове. Пятна на одежде располагаются так, как если бы человек сидел с пробитой головой, а не лежал «головой вниз», как изящно выразилась судья (очевидно, «лицом вниз» и «головой вниз» для нее одно и то же. Криминалистическая экспертиза одежды потерпевшего почему-то не проводилась.
Под цифрой «2» на моем листочке стояло: «Место ДТП». Я взял рулетку и несколько часов проползал с нею, измеряя ширину обочины и ту часть дороги, где якобы произошла авария. Сравнил свои данные со схемой ДТП, представленной суду следователем Колодезянского отделения милиции Агушевым И. Е.: схема составлялась где угодно, только не на месте аварии. Своими выводами я поделился с Зинаидой Григорьевной».
Второй рассказ Зинаиды Григорьевны, а точнее ее сон, подготавливает кульминацию расследования. Виновными в гибели юноши она объявляет колодезянских милиционеров, которые приснились ей, причем один с окровавленным топором в руках, и называет их фамилии. Между тем В. Лебедев продолжает собственное расследование:
«Если не было дорожно-транспортного происшествия, то что же тогда было? Я опять обратился к листочку из блокнота. Под цифрой «3» значилось: «Узнать о драке». Вот и попытался узнать, была ли в ночь с 27 на 28 июля драка в селе Боево или в близлежащих населенных пунктах. Густо запахло яблочным пирогом…» Репортер получил документальное свидетельство о драке на дискотеке в поселке Дзержинском в День Военно-морского флота, в ней участвовали и ее усмиряли сотрудники Колодезянского отделения милиции, заявившие журналисту, что «они никуда не выезжали, не получали никаких сообщений и что драки никакой никогда вообще не было». Эти высказывания журналист опровергает документальными материалами и показаниями свидетелей: «Не учли сотрудники милиции, что под пунктом «4» у меня будет выведено «Клиники». Я обратился во все близлежащие больницы и санитарно-медицинские части и узнал, какие больные поступали в медицинские учреждения 28 июля с 0 часов 30 минут до 10 часов 30 минут. Несколько человек обратились за медицинской помощью после драки… Равно как не учли, что патрульно-постовая служба получила сообщение об этой грандиозной драке. Я благодарен местной ППС, что многим постовым не нравятся методы работы колодезянцев, и они готовы выступить на стороне закона».
После реализации четырех пунктов намеченного плана расследования репортер четко формулирует собственную версию происшествия: «Приехавшие на вызов милиционеры увидели своих же собственных сослуживцев. Разбираться, кто прав, кто виноват, не стали. Били всех подряд. А после того, как один из них стал махать топором, молодежь разбежалась. На «поле боя» все было залито кровью. А двое ребят, Евгений Никонов и Виктор Плякин, лежали без сознания. Вот тогда, очевидно, чтобы скрыть свою причастность к их травмам, местные органы правопорядка и решили срочно придумать ДТП. Женю Никонова признали потерпевшим, а чудом выжившего Плякина сделали обвиняемым».
Третий рассказ Зинаиды Григорьевны может служить прообразом эпилога. Она повествует о бедах, постигших всех, кто лжесвидетельствовал на суде или участвовал в убийстве сына. Репортер подтверждает справедливость ее слов.
Развязка, как результат развития событий, дается в расследовании с соблюдением правовых и этических норм. Имена подозреваемых в преступлении не названы. Однако, если вспомнить о сне Зинаиды Григорьевны, то эти имена становятся секретом полишинеля.
«А убийцу я нашел. Пункт «5» в моем блокноте: «Милиция». Кстати, в тот момент, когда стало известно, кто убил Женю Никонова, я ел в нововоронежском уличном кафе яблочный пирог с какао. Но уже ничему не удивлялся. Я знаю человека, который нанес смертельную травму Евгению Никонову (его фамилию не называю умышленно по той причине, что в отличие от работников Колодезянского отделения милиции, знаю законы, а уж тем более закон о СМИ). Мною установлены фамилии сотрудников Колодезянского отделения милиции, на чьих глазах это убийство совершилось – всего девять человек… Аудиокассеты – 8 шт., видеокассеты – 3 шт., в том числе из зала суда, одежду Евгения Никонова, фотоматериалы, вскрытые письма, отправленные с 1997 года из разных источников по адресу семьи Никоновых, и другие необходимые для следствия документы обещаю передать по первому требованию Управления по собственной безопасности ГУВД России».
Последняя заключительная сцена, финал журналистского расследования В. Лебедева, выдержана в одном стиле с экспозицией, прологом. Автор в скором поезде возвращается домой: «Спустя три часа раздвинул шторки на окне купе. То, что я увидел, повергло меня в оцепенение. За окном станции, к которой мы подъехали, висела знакомая табличка: «Колодезная». Оказалось, что поезд сделал круг в связи с аварией на железной дороге. А теперь мне стали сниться странные сны – в них я пытаюсь и никак не могу вырваться за пределы села Боево», – этими словами завершается текст.
Литературная форма изложения документального материала, остросюжетность повествования ставят журналистское расследование В. Лебедева в ряд художественной публицистики. Таков один из путей развития жанра, традиции которого заложили А. С. Пушкин, В. Короленко, А. Свирский, М. Кольцов, В. А. Гиляровский и др.
Вопросы для самопроверки
Как понимается журналистское расследование как жанр в России и за рубежом?
В чем заключается основное отличие расследования как журналистского жанра?
Кем может быть инициировано журналистское расследование?
Что из себя представляет план работы по проведению журналистского расследования?
Как нужно работать с информацией при проведении журналистского расследования?
Что из себя представляет краткое руководство по проведению журналистского расследования?
От чего зависит эффективность деятельности журналиста-расследователя?
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!