Жанровые разновидности журналистского произведения: художественно-публицистические жанры — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Жанровые разновидности журналистского произведения: художественно-публицистические жанры

2020-12-08 210
Жанровые разновидности журналистского произведения: художественно-публицистические жанры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность Художественность – это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается, прежде всего, в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.

Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли.

Очерк – это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк – самый объемный жанр, тогда как в литературе – самый небольшой.

Очерки делятся на:

1. Описательные:

а) путевые;

б) событийные.

2. Сюжетные:

а) портретные;

б) проблемные.

Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные – постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий.

Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может «за кадром», его повествование может быть просто «фоном», на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем – главным «оценщиком».

В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм – присущи коммуникативно-классической прозе. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний.

В очерке используются также три вида сюжетов:

1. Простой сюжет – соответствующий естественному ходу события.

2. Пространственно-временной сюжет – это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях.

В очерке также важны такие элементы, как пейзаж, портрет и другие детали.

Зарисовка – небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет.

Виды зарисовок:

1. Пейзажная.

2. Ассоциативная – построенная на ассоциациях.

3. Портретная – портрет человека, или местности, явления.

В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных В. Пескова, которые публикуются в каждом пятничном номере газеты «Комсомольская правда».

Эссе – жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе по тематике:

1. Политические.

2. Экономические.

3. Литературные.

4. Публицистические и др.

В эссе, как правило, отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный «поток информации». Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

Новое слово в современную эссеистику внес известный казахстанский писатель и публицист Г. К. Бельгер, пишущий свои эссе на трех языках: казахском, русском и немецком. Его эссе – виртуальные беседы с сынами казахской земли «Тихие беседы на шумных перекрестках» уникальны по своему содержанию и проблематике. Публицист рассуждает о проблемах казахского народа устами великих предков, эти эссе достойны серьезного изучения.

Политический портрет – жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра – угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.

Фельетон – это объемный жанр, «синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки)». Слово фельетон – в переводе с французского означает «листок» –  в 1800 году 27 января в журнале «Де Пари» был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному развитию.

Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон-корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон-зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон-жалоба, фельетон-заявление; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон-скетч и т. д.

Главная задача фельетона – осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В одном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других – возбудить гнев, ненависть, в-третьих – показать ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона – верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора.

В настоящее время фельетоны почти исчезли со страниц печати.

Памфлет – происходит от греческого «ран» – все, «рфлего» – жгу – произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). Памфлет – редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского («Письма темных людей», 1515 г.), Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль», 1534 г). Даниэль Дефо за памфлет «Кратчайший путь расправы с диссертерами» выстоял у позорного столба. «Философские мысли «Дени Дидро были осуждены на сожжение. За «Философские письма» А. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. «Письмо к Гоголю» Белинского В. Г. распространялось в списках.

В настоящее время памфлеты почти исчезли со страниц изданий.

Пародия – жанр – передразнивание. Цель пародии – гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации.

Эпиграмма – в переводе с греческого «надпись на камне» – это сатирическая миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики, объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре.

Анекдот – небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Текст анекдота строится по принципу «перевернутой пирамиды» – назидание в самом конце, на «вершине».

Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.

 

Вопросы для самопроверки

Какие жанры являются художественно-публицистическими?

В чем заключается специфика очерка как художественно-публицистического жанра?

В чем заключается специфика зарисовки как художественно-публицистического жанра?

В чем заключается специфика эссе как художественно-публицистического жанра?

В чем заключается специфика портрета как художественно-публицистического жанра?

В чем заключается специфика фельетона как художественно-публицистического жанра?

В чем заключается специфика памфлета как художественно-публицистического жанра?

В чем заключается специфика пародии как художественно-публицистического жанра?

В чем заключается специфика эпиграммы как художественно-публицистического жанра?

В чем заключается специфика анекдота как художественно-публицистического жанра?

 

Журналистское расследование

Возникновение данного жанра происходило во многих странах одновременно. Истоки этого жанра в России мы находим у А. С. Пушкина в его «Истории пугачевского бунта», В. А. Гиляровского «Москва и москвичи», книга которого представляет собой пример бытописательского расследования.

Различаются определения «журналистского расследования» за рубежом и в России. За рубежом укрепилось следующее понимание термина – жанр, предполагающий подробное и всестороннее исследование некоторой мало изученной, закрытой, тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую информацию. Люди, которые занимаются журналистским расследованием, называются инвестигейторами.

 В России закрепилось несколько иное определение – это исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью и коррупцией. Цель такого расследования – предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью.

В 1998 году в Санкт-Петербурге было создано Агентство журналистских расследований под руководством известного российского журналиста Андрея Константинова. Он дает четкий ответ на вопрос о том, чем отличается работа западных инвестигейторов от российских журналистов, занимающихся расследованием:

– во-первых, достаточно серьезно различается тематика расследований (криминал, коррупция и что-то к ним подходящее – в России, любая тематика – в западноевропейских странах и США);

– во-вторых, условия, в которых протекает расследование (инвестигейтор получает материальную поддержку государства или специальных общественных либо каких-то иных фондов; российский журналист такой материальной поддержки не получает и, как правило, ведет расследование параллельно с выполнением основных должностных обязанностей).

Основное отличие расследования как журналистского жанра заключается в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и самостоятельным исследованием, а также предлагает варианты ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной работы.

Расследование может быть инициировано самим журналистом, СМИ или неким заявителем (человеком или любой организацией).

Проведение журналистского расследования связано с ответами на следующие вопросы:

– какова схема действий при проведении журналистского расследования?

– как происходит выбор предмета исследования?

– в чем заключаются способы и методика сбора информации?

– как обеспечить безопасность журналиста при проведении журналистского расследования?

– какие этические принципы и нормы следует соблюдать журналисту при проведении журналистского расследования?

Ответы на основные из этих вопросов представлены в виде памяток и краткого руководства по ведению журналистского расследования.

Памятка по составлению плана работы

1. Дайте название своему проекту.

2. Определите тему – основную проблему.

3. Предположите возможную реакцию на данный материал – зачем он нужен, какую выгоду получит СМИ от данного расследования.

4. Обдумайте методы, которыми собираетесь действовать.

5. Обсудите с руководством возможные результаты последствия публикации.

6. Решите, когда будет опубликован материал, будет ли это одна статья или серия материалов, какие иллюстрации потребуются, нужны ли сопутствующие комментарии.

Памятка по работе с информацией

1. Будьте скептические настроены к любой информации, проверяйте номера телефонов, названия улиц, фамилии и имена и пр.

2. Будьте осмотрительны в работе с источниками. Убедитесь в том, что информатор знает, о чем говорит. Даже если кто-то подтвердит полученную информацию, она не обязательно будет правдивой. Цитируйте только того, кто действительно знает о случившемся.

3. В сложном материале пройдитесь по фактам и цитатам второй раз, сверяясь с первоисточником, чтобы убедиться, что вы их правильно поняли. Другой способ достижения понимания: во время интервью перескажите слова интервьюируемого, чтобы он убедился, правильно ли вы его поняли.

4. Не допускайте предположений.

5. Совершенствуйте умения делать записи. «Прикройте» себя с помощью диктофона.

6. Пользуйтесь редакционными и другими библиотеками, но к газетным вырезкам относитесь осторожно – и 10 лет назад журналист мог ошибиться. Держите поблизости от себя часто используемые справочники – телефонные, словари и пр.

7. Внимательно перечитайте окончательный вариант материала. Выправляйте ошибки в содержании, расстановке акцентов, пропорциональности представленных точек зрения также тщательно, как грамматические и прочие ошибки.

8. Если вы не правы – признайте это. При обнаружении грубых ошибок подумайте о написании еще одной статьи, в которой признавались упущения, сделанные в первой. Это может быть и статья, рассказывающая о том, как была допущена ошибка, и какие в результате ее были последствия.

Памятка о плюрализме мнений

1. Достоверность, правдивость, ясность изложения – те критерии, которые укрепляют позицию автора при проведении журналистского исследования.

2. Делайте все от вас зависящее, чтобы ваша статья не оказалась односторонней. Избегайте ситуаций, когда события и факты излагаются с одной позиции. Всегда ищите возможных оппонентов.

3. Поборите желание поерничать над чьей-то неудачной формулировкой или высказать свое пренебрежительное отношение к чужому мнению.

4. Заранее обезопасьте себя от упреков в возможной заинтересованности в проведении журналистского расследования. Нельзя браться за статью, в результате публикации которой могут быть лично заинтересованы ваши близкие или знакомые.

Краткое руководство по проведению журналистского расследования

Что такое журналистское расследование?

Это материал, обладающий высокой новостной ценностью и большой значимостью для общества. Оно основывается на многих источниках информации – людях, документах, личном наблюдении.

Кто занимается расследованиями?

Любой журналист, обладающий любознательностью, желанием бороться с несправедливостью и скептицизмом.

Основными орудиями журналиста являются:

– люди как источники информации;

– разного рода документы и умения работать с ними;

– терпеливо и умело проведенные интервью;

– высокая мораль и чувство социальной ответственности.

Где проводятся расследования?

Везде. В любом учреждении и любом регионе.

Зачем нужно расследование?

Служба обществу и сильное желание журналистов бороться за справедливость являются основными мотивами журналистского расследования. Привлекательными сторонами в расследовании являются для журналиста возможность завоевать хорошую репутацию, получить повышение по службе, финансовая выгода. Для СМИ – репутация защитника общественных ценностей, возможность завоевать доверие своих читателей.

Как проводится расследование?

Журналист никогда не должен высказывать в своих материалах собственного мнения. Он должен построить основанную на фактах структуру, чтобы показать читателю процесс нарушений и указать на источник проблем. Журналист должен действовать в рамках законности и этики.

Приемы журналистского расследования

Предварительное расследование. Работа с газетами, журналами, библиографией, базами данных, фотографиями, электронными носителями информации, официальными документами.

Наблюдение. Сбор информации путем использования визуального восприятия действительности.

Интервью. Наличие плана. Лучше всего брать интервью лично. Желательно использовать диктофон.

Выбор предмета расследования

– самостоятельный выбор журналиста;

– по заданию редакции;

– заказ третьего лица.

Написание статьи

Журналист должен построить собранный материал в сюжет так, чтобы показать читателям направление расследования. После построения сюжета обязательно обнаруживаются пробелы в логической последовательности событий. Для заполнения этих пробелов потребуются дополнительные исследования.

 Разработка темы и литературная отделка журналистского расследования предполагает учет двух существенных моментов:

– журналист должен показать путь и механизм проведенного им расследования, а не только результаты, тем самым вовлекая читателя в исследовательский процесс, добиваясь его заинтересованного соучастия;

– продумывая композицию журналистского расследования, журналист стремится к нарастанию напряженности действия. Описывая и группируя факты, он последовательно раскрывает новые аспекты темы и связывает их в единый сюжетный узел, максимально заинтересовывая читателя в развязке. Таким образом, журналистское расследование приобретает некоторые сюжетные особенности детективного жанра. Однако, в отличие от детектива, автор сосредотачивает внимание на полноте и достоверности расследования негативного явления, чтобы привлечь к нему общественное внимание и добиться объективной правовой оценки.

Рассмотрим жанровые и композиционные особенности журналистского расследования В. Лебедев «Убийство в селе Боево», которое было опубликовано в газете «Совершенно секретно» (1999, №10).

Статья начинается с подзаголовка: «Наш корреспондент через два года после трагедии сумел раскрыть страшное преступление». По сложившейся традиции, заголовок расследования дан броско, плакатно. Присутствует коллаж: панорама села, фотография убитого юноши в матросской форме и отдельно – его одежда в момент трагедии.

Традиция в подаче журналистских расследований преследует определенную цель: подчеркнуть сенсационный характер публикации. Такого рода «гвоздевой» материал часто начинается на первой полосе и продолжается внутри номера. Коллаж является его визитной карточкой. В данном случае коллаж открывает окно в реальную ситуацию. Читатель видит обычное мирное село с деревянными строениями и окружающими их деревьями. Диссонансом на этом фоне выглядит одежда убитого, присутствие которой поясняется следующими словами: «Окровавленную одежду сына мать до сих пор хранит дома. Следствию она не понадобилась». Такое оформление материала привлекает внимание читателя, порождает вопросы, ответы на которые он ищет в тексте.

Экспозиция расследования В. Лебедева, изображающая положение действующих лиц и обстановку до начала событий, заслуживает цитирования по ряду причин. Прежде всего, она рисует необычные и странные обстоятельства, при которых завязывается конфликт. Создается налет загадочности, таинственности, составляющий непременное условие детективного повествования:

«Этот междугородный телефонный звонок был одним из многих. В очередной раз оторвавшись от работы, я снял трубку, представился. Взволнованный баритон стал рассказывать мне путаную, совершенно непонятную историю о чьей-то смерти, о каких-то снах. Мне пришлось прервать незнакомца. История на статью явно не тянула, а обнадеживать человека не хотелось. Но тот, в трубке, совсем, казалось, не огорчился, напротив, стал настойчивее:

– Я убежден, что кто-нибудь из вашей газеты займется моим делом.

– Тогда звоните завтра утром…

– Я уверен, что мне поможет человек с одним рукавом. Так снилось Зинаиде Григорьевне, а ее сны сбываются.

– Это явно не про меня. Звоните завтра.

Править статью почему-то не хотелось. Прихватив чашку с кофе, я направился к креслу, по пути мельком взглянул в висевшее на стене зеркало – и чашка чуть не вылетела из рук! Из зеркала на меня смотрел человек с одним рукавом!…

Надо же. Перед странным звонком я, правя материал, машинально закатывал рукава своей джинсовой рубашки. И успел закатать только один рукав. Совпадение, не больше, но почему-то назавтра я примчался в редакцию первым. Звонок. Снимаю трубку. Тот же голос, что и вчера, узнав меня, расстроился:

– Вам моя история неинтересна… Помогите найти человека, у которого один рукав.

– Нашел. Это я».

Первые строчки произведения играют особую роль. От них во многом зависит, будет ли читатель знакомиться с текстом дальше, или нет. Начало расследования В. Лебедева заинтриговывает читателя.

Вторая причина, заставляющая обратить внимание на процитированное вступление, касается проблемы домысла и вымысла в публицистическом жанре. Журналистское расследование, функционирующее в системе аналитических жанров, строится на документальной основе, анализе фактов реальной действительности, оперативном решении актуальной проблемы. Всякого рода гиперболизация, условность, лирические отступления и прочие элементы художественности выходят за пределы этой системы. Их присутствие считается естественным в художественно-публицистических жанрах, где есть место домыслу – догадке, основанной на предположениях, размышлениях, и вымыслу – плоду авторского воображения, фантазии.

Завязка, как начальный момент в развитии конфликта, изложена лаконично и подготовлена экспозицией: «В Воронежскую область я выехал в тот же день. Предстояло выяснить обстоятельства гибели Жени Никонова. Задача непростая, ведь прошло более двух лет. В момент гибели ему исполнился 21 год. Интуиция подсказывала, что это дело гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд».

Система связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющая сюжетную ткань расследования, открывается приездом журналиста в село Боево и завершается его отъездом из села. Обращает на себя внимание активная авторская позиция. Повествование ведется от первого лица, используются такие методы сбора фактов, как наблюдение, интервьюирование, работа с документами, эксперимент.

«В общем, самое обычное село. Обычное, если не считать того, с чем столкнулся я в первые минуты пребывания в нем. Четверо ребят десяти-одиннадцати лет проезжали мимо на подводе. Трое грызли молодые початки сырой кукурузы, а четвертый погонял тощую лошаденку. Как вы думаете, чем в Боево погоняют лошадь? Поводьями? Нет. И не прутиком, и не отцовским хлыстом – вилами. Причем не черенком, а зубьями. Бедная кляча перебирала ногами, и кровь с ее крупа капала на боевскую землю.

– Как мне добраться до дома Никоновой Зинаиды Григорьевны? – остановил я женщину в резиновых сапогах и домашнем халате. Окинув меня безразличным взглядом с ног до головы и почти не шевеля губами, она произнесла: «Иди вон той дорогой. Держись правой стороны, той, где бегают крысы… А потом выйди на чистую дорожку и будет дом».

Как и экспозиция, сцена знакомства журналиста с местом происшествия выполнена в беллетристическом стиле и создает тревожный настрой, придает повествованию некоторую мистическую окраску. Если на этом этапе фактический материал и «беллетристические куски», представлены в тексте самостоятельно, то в дальнейшем реальность и сновидения перемежаются, хотя документальная основа при этом не размывается и четко излагается автором. В журналистском расследовании В. Лебедева имеются три раздела с одинаковым названием

«Рассказ Зинаиды Григорьевны» – это ее сновидения, которые представляют собой параллельное, наряду с проводимым репортером расследованием, развитие сюжета и усиливают эмоциональный фон, обостряют конфликтную ситуацию.

Из первого рассказа Зинаиды Григорьевны явствует, что ее сын приехал в отпуск из армии, его ждала невеста, была назначена свадьба. Юноша отправился на встречу с невестой и не вернулся. «Привезли его из морга в 16.00. Ровно 21 год назад я его родила, в тот же день и в то же время», – завершает свой первый рассказ Зинаида Григорьевна, из которого читатель узнает о ее вещем сне, в том числе и о человеке с одним рукавом, который поможет раскрыть преступление.

В. Лебедев посвящает читателя в свои сомнения относительно выбора пути расследования конфликта и, в частности, первого шага. Таковым становится его знакомство с материалами уголовного дела Евгения Никонова. Выписки из обвинительного заключения, приведенные репортером, свидетельствуют о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), ставшем причиной гибели юноши. «Но что-то меня настораживало. Стал сравнивать показания свидетелей. Попытался вникнуть в выводы следствия», – пишет автор. И далее анализирует материалы уголовного дела, находит противоречия, упущения. «И закралось подозрение, что следствие сознательно не обращало внимания на факты, красноречиво свидетельствующие о том, что было все, что угодно, только не авария. Я просмотрел видеокассеты с записью судебного заседания. И уверенность в том, что имело место ДТП, истаяла окончательно», – так журналист приводит читателя к конфликтной ситуации, которая становится объектом дальнейшего расследования.

Эффективность деятельности журналиста-расследователя во многом зависит от четкости и основательности плана работы, находчивости и изобретательности в его реализации. В свою очередь составленный репортером план структурирует материал, обеспечивает логичность композиции, последовательность раскрытия темы. Эту задачу В. Лебедев решает с помощью приема, многократно использованного в расследовании.

Он пересказывает читателю свой сон, в котором маленький человечек угостил его яблочным пирогом и густым какао, а затем указал ему на листок бумаги на столе: «Т-там п-план, – сказал дрожащим голосом маленький человечек. – Я кивнул и – проснулся». Собираясь в Боево, репортер обнаружил листок бумаги с ранее составленным планом действий: «Под цифрой «1» значилось: «Одежда Жени Никонова». И я почувствовал привкус какао». Оказалось, что одежда погибшего хранится родителями, но суд ею не заинтересовался. Дальнейшие действия журналиста подтверждают ориентацию его расследования на правовую модель следствия:

«Дело в том, что при аварии, да еще такой серьезной, повлекшей смерть человека, на одежде сохранились бы счесы, дыры и частицы асфальта, а на одежде Никонова даже пуговички не оторвалось. Вся целехонькая и чистая. Только огромные, заплесневевшие от времени пятна крови, стекавшей из раны на голове. Пятна на одежде располагаются так, как если бы человек сидел с пробитой головой, а не лежал «головой вниз», как изящно выразилась судья (очевидно, «лицом вниз» и «головой вниз» для нее одно и то же. Криминалистическая экспертиза одежды потерпевшего почему-то не проводилась.

Под цифрой «2» на моем листочке стояло: «Место ДТП». Я взял рулетку и несколько часов проползал с нею, измеряя ширину обочины и ту часть дороги, где якобы произошла авария. Сравнил свои данные со схемой ДТП, представленной суду следователем Колодезянского отделения милиции Агушевым И. Е.: схема составлялась где угодно, только не на месте аварии. Своими выводами я поделился с Зинаидой Григорьевной».

Второй рассказ Зинаиды Григорьевны, а точнее ее сон, подготавливает кульминацию расследования. Виновными в гибели юноши она объявляет колодезянских милиционеров, которые приснились ей, причем один с окровавленным топором в руках, и называет их фамилии. Между тем В. Лебедев продолжает собственное расследование:

«Если не было дорожно-транспортного происшествия, то что же тогда было? Я опять обратился к листочку из блокнота. Под цифрой «3» значилось: «Узнать о драке». Вот и попытался узнать, была ли в ночь с 27 на 28 июля драка в селе Боево или в близлежащих населенных пунктах. Густо запахло яблочным пирогом…» Репортер получил документальное свидетельство о драке на дискотеке в поселке Дзержинском в День Военно-морского флота, в ней участвовали и ее усмиряли сотрудники Колодезянского отделения милиции, заявившие журналисту, что «они никуда не выезжали, не получали никаких сообщений и что драки никакой никогда вообще не было». Эти высказывания журналист опровергает документальными материалами и показаниями свидетелей: «Не учли сотрудники милиции, что под пунктом «4» у меня будет выведено «Клиники». Я обратился во все близлежащие больницы и санитарно-медицинские части и узнал, какие больные поступали в медицинские учреждения 28 июля с 0 часов 30 минут до 10 часов 30 минут. Несколько человек обратились за медицинской помощью после драки… Равно как не учли, что патрульно-постовая служба получила сообщение об этой грандиозной драке. Я благодарен местной ППС, что многим постовым не нравятся методы работы колодезянцев, и они готовы выступить на стороне закона».

После реализации четырех пунктов намеченного плана расследования репортер четко формулирует собственную версию происшествия: «Приехавшие на вызов милиционеры увидели своих же собственных сослуживцев. Разбираться, кто прав, кто виноват, не стали. Били всех подряд. А после того, как один из них стал махать топором, молодежь разбежалась. На «поле боя» все было залито кровью. А двое ребят, Евгений Никонов и Виктор Плякин, лежали без сознания. Вот тогда, очевидно, чтобы скрыть свою причастность к их травмам, местные органы правопорядка и решили срочно придумать ДТП. Женю Никонова признали потерпевшим, а чудом выжившего Плякина сделали обвиняемым».

Третий рассказ Зинаиды Григорьевны может служить прообразом эпилога. Она повествует о бедах, постигших всех, кто лжесвидетельствовал на суде или участвовал в убийстве сына. Репортер подтверждает справедливость ее слов.

Развязка, как результат развития событий, дается в расследовании с соблюдением правовых и этических норм. Имена подозреваемых в преступлении не названы. Однако, если вспомнить о сне Зинаиды Григорьевны, то эти имена становятся секретом полишинеля.

«А убийцу я нашел. Пункт «5» в моем блокноте: «Милиция». Кстати, в тот момент, когда стало известно, кто убил Женю Никонова, я ел в нововоронежском уличном кафе яблочный пирог с какао. Но уже ничему не удивлялся. Я знаю человека, который нанес смертельную травму Евгению Никонову (его фамилию не называю умышленно по той причине, что в отличие от работников Колодезянского отделения милиции, знаю законы, а уж тем более закон о СМИ). Мною установлены фамилии сотрудников Колодезянского отделения милиции, на чьих глазах это убийство совершилось – всего девять человек… Аудиокассеты – 8 шт., видеокассеты – 3 шт., в том числе из зала суда, одежду Евгения Никонова, фотоматериалы, вскрытые письма, отправленные с 1997 года из разных источников по адресу семьи Никоновых, и другие необходимые для следствия документы обещаю передать по первому требованию Управления по собственной безопасности ГУВД России».

Последняя заключительная сцена, финал журналистского расследования В. Лебедева, выдержана в одном стиле с экспозицией, прологом. Автор в скором поезде возвращается домой: «Спустя три часа раздвинул шторки на окне купе. То, что я увидел, повергло меня в оцепенение. За окном станции, к которой мы подъехали, висела знакомая табличка: «Колодезная». Оказалось, что поезд сделал круг в связи с аварией на железной дороге. А теперь мне стали сниться странные сны – в них я пытаюсь и никак не могу вырваться за пределы села Боево», – этими словами завершается текст.

Литературная форма изложения документального материала, остросюжетность повествования ставят журналистское расследование В. Лебедева в ряд художественной публицистики. Таков один из путей развития жанра, традиции которого заложили А. С. Пушкин, В. Короленко, А. Свирский, М. Кольцов, В. А. Гиляровский и др.

 

Вопросы для самопроверки

Как понимается журналистское расследование как жанр в России и за рубежом?

В чем заключается основное отличие расследования как журналистского жанра?

Кем может быть инициировано журналистское расследование?

Что из себя представляет план работы по проведению журналистского расследования?

Как нужно работать с информацией при проведении журналистского расследования?

Что из себя представляет краткое руководство по проведению журналистского расследования?

От чего зависит эффективность деятельности журналиста-расследователя?


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.