Роль вербальных и изобразительных средств языка в СМИ — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Роль вербальных и изобразительных средств языка в СМИ

2020-12-08 183
Роль вербальных и изобразительных средств языка в СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык часто называют инструментом общения. Он может быть письменным и устным. Соответственно, можно говорить о культуре письменного и устного языка.

Культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Подбирая слова для выражения мыслей, следует руководствоваться следующими требованиями: 1) подходит ли слово по смыслу; 2) правильно ли мы его употребляем; 3) уместно ли оно в данной ситуации; 4) выразительно ли оно.

Культура речи предполагает: знание норм литературного языка; соблюдение основные требований к языку выступления; выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств.

Культура речи занимает важнейшее место среди других навыков и приемов, которые использует человек, чтобы склонить собеседника, партнера, аудиторию к своей точке зрения либо привлечь на свою сторону.

Стоит исказить слово, изменить ударение, применить тот или иной прием не по назначению, и аудитория моментально отреагирует. Слушатель отвлекается на второстепенные детали, перестает слушать, что говорит выступающий, а начинает следить за тем, как тот говорит, подмечая все недостатки в речи. При этом эмоциональное состояние, возникающее под влиянием слова, переносится на самого слушателя, усиливая у последнего чувство неловкости и еще больше усугубляя его положение.

В речи следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно2-3 ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего, особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете. Если ошибки встречаются часто, то они раздражают. Неприятное впечатление производят канцеляризмы («охватить мероприятием», «уделить должное внимание», «в настоящий момент»), слова-паразиты («так сказать», «понимаете», «как бы», «значит», «вот»).

Следует также обратить внимание на словарный запас. Так, по данным психологов, ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток – 9000, взрослый среднего образовательного уровня – 11700, человек «повышенной образованности» – 13500.

Для восприятия звучания и умысла слова требуется не более секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек «схватывает» звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60-70 слов в минуту. Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли выступающего; «переводить их на русский язык», если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление очень утомительно: ослабляет внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания.

Устная речь отличается от письменной более короткими предложениями, простотой построения фраз, употреблением разговорной лексики, эмоциональной окрашенностью. Для устной речи, ориентированной на слушателя, характерны вопросительные предложения, обращения, использование личных местоимений, глаголов побудительном наклонении. Чаще всего допускаются ошибки неправильного выбора слов, произнесения слов, грамматические ошибки в словах, неправильное построение предложений.

Подбирая слова для выступления, необходимо все время иметь в виду основную цель своей речи: передать информацию аудитории или воздействовать на нее.

В устной и письменной речи воплощаются три функции языка: общение, сообщение, воздействие. Выполнение этих функций привело к тому, что в языке исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, называемые функциональными стилями. К ним относятся разговорный (функция общения), научный и официально-деловой (функция сообщения), публицистический и литературно-художественный (функция воздействия). Эти стили не существуют изолированно друг от друга. Каждый стиль имеет свои особенности.

Выразительность устной и письменной речи придает использование художественных средств языка.

Синонимы – слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и поэтому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской.

Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства тропы – средства языковой выразительности речи. К ним относятся

– сравнение – сопоставление одного объекта или явления другому («Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого»);

– эпитет – образное определение, передающее отношение говорящего к предмету («Мы способны помочь миру в его раскаленный час»);

– метафора – употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения («Душа человека подобна самому сложному, самому нежному, самому певучему инструменту»);

– метонимия – слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании определенной связи между ними («Все решает кошелек»);

– гипербола – непомерное преувеличение каких-либо качеств явления («Я самый счастливый человек в мире»);

– литота – чрезмерное уменьшение каких-либо качеств явления («Это можно сделать за одну секунду»);

– ирония – слово или выражение, употребляемое в обратном буквальному смысле для высмеивания кого-то явления («Стоит дать рекламу, и отбоя от клиентов не будет»);

– олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия («Лес – покровитель и воспитатель народа»).

Для того чтобы сделать более впечатляющей и отчетливой какую-то мысль, используются фигуры – особые построении фраз:

– риторическое восклицание – эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее («Простой шаг простого человека: не участвовать во лжи!»);

– риторический вопрос – вопрос, не предполагающий прямого ответа («Кто сегодня не болеет?!»);

– инверсия – расположение слов в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок слов, для усиления выразительности речи («Пробовали ли поверить вы в человека?»);

– градация – расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже – ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления («Насколько все это просто для художника, настолько это сложно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то для него допустимо, то для него ненавистно»);

– повтор – многократное воспроизведение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе («Никто, никто, никто не имеет на это права!»);

– цитирование – использование дословных отрывков из текстов, которые обозначаются с помощью кавычек и требуют указания на источник  информации;

– противопоставление – это сравнение, содержащее указание на различия признаков одного и другого («Ваши дети будут жить в свободном мире, а ваши – в тоталитарном обществе»);

– предуведомление – создание повышенного ожидания за счет предварительного извещения («Я хочу вам подробно объяснить»);

– намек – прием, проясняющий высказывание («Вы уже знаете, к чему я клоню»).

Все перечисленные средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять все сразу, так как их действие притупляется.

Можно использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они не только украшают речь, но и точно, кратко, выразительно способны передать самый сложный смысл («Если сердце черное, то и золотой язык не поможет», «Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях» и пр.).

Для того чтобы развить свою выразительность, следует много читать, учиться у мастеров слова и не пропускать выступлений людей творческих профессий.

 

Вопросы для самопроверки

Что такое культура устной речи, и какие требования она предъявляет к журналисту?

В чем заключается специфика устной речи?

В чем заключается специфика письменной речи?

Какие функциональные стили языка вам известны и чем они характеризуются?

Какие художественные средства языка использует в своей письменной речи журналист?

 Жанровые разновидности журналистского произведения: информационные жанры

Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:

печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники (газет­ного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, про­межуточную подгруппу образует телетекст;

информационные службы – телеграфные агентства, реклам­ные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественнос­тью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

Будучи социальным институтом, журналистика через эту систему средств массовой информации оказывает влияние на общественные процессы, активно участвует в политической деятельности: представляя те или иные социальные слои; зная их нужды и потребности, конкретное средство массовой информации добивается реализации этих нужд, используя возможности власти, государства, применяя для этого специфические средства, прежде всего публицистику.

Отстаивая интересы «своего» социального слоя, редакция СМИ должна с уважением относиться к потребностям других слоев, а значит выступать за диалог с другими СМИ, избегая конфронтации. Только тогда можно говорить о целостной и гармоничной системе журналистики.

Печатная пресса (газеты, журналы, дайджесты) и пресса электронная (эфирное и кабельное телевидение, радио, документальное кино и видеовещание) составляют ядро журналистики как системы СМИ. Внутри каждой группы наблюдается разнообразие типологических характеристик. Газеты делятся на массовые и качественные, общеполитические и развлекательные, деловые и рекламные и т. д. Широка тематическая палитра телевидения. А радиостанции – государственные и коммерческие – озабочены поиском формата, связанного с единством стилевых и тематических направлений. Соперником традиционных средств массовой информации становится быстро набирающий сил Интернет.

На успешную работу средств массовой информации существенно влияет развитие инфраструктуры журналистики. Если информационная инфраструктура сегодня бурно развивается, то техническая находится в стадии глубокого кризиса из-за недостаточного финансирования, необходимого для обновления и реконструкции типографий и телерадиоцентров. Нуждаются в совершенствовании и другие виды инфраструктуры: законодательная база журналистики и процесс подготовки; журналистов, способных эффективно работать в современных газетах, на радио и телевидении, в информационных и рекламных агентствах, организациях «паблик рилейшнз».

Журналистская деятельность подразделяется на редакторскую (обеспечение идейной направленности издания, тематики, проблематики, правка материалов и т. д.), организаторскую (массовая работа, деловые связи, поиск рекламодателей и т. д.) и авторскую (тексты, макетирование газетных страниц, создание сюжетов телерадиопередач и т. д.). Авторская деятельность помогает читателю, радиослушателю, телезрителю сформировать мнение или позицию по обсуждаемой проблеме (публицистический тип творчества), представить образную картину мира, обогащая миросозерцание (художественный тип), получить научные знания, связанные с мировоззрением (научный тип творчества).

Характер творческого процесса (выбор темы произведения – разработка темы – литературное оформление) определяется методологической культурой журналиста. Ее составляющие – общая методология познания социальных явлений (обладая знаниями об обществе, журналист умеет применять их при анализе конкретной ситуации); общая журналистская методология (представление о журналистике как социальном явлении, ее функциях, принципах, законах массово-информационной деятельности); методы получения эмпирической информации (три источника – человек, коллектив, документ: отбор фактов, выявление их взаимосвязи); методы интерпретации (максимально объективная характеристика эмпирического материала и аргументированные ответы на вопросы «Кто виноват?», «Что делать?»).

Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора определяют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, т. е. жанр. В последнее время слышатся голоса о необязательности жанровой палитры, дескать, главное – глубина проникновения в суть явления, его анализ, концепция, прогноз, рекомендации. Однако, именно выбор жанра – этой определенной, обладающей устойчивыми признаками формы отражения социальной действительности помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений. Подобно тому, как в художественной литературе мы встречаемся с романом, повестью, рассказом, так и журналистские произведения предстают перед нами в сложившихся, устойчивых жанровых разновидностях. В зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широте обобщений, выразительно-изобразительных средств жанры в газете подразделяются на три вида – информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Рассмотрим подробнее информационные жанры.

К ним относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, комментарий, репортаж, отчет.

Если, изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист ставит своей целью сообщить о них, проинформировать общественность, то он выбирает или заметку, или репортаж. В заметке более или менее подробно излагает факт и наиболее важные его составляющие (место действие, участвующие лица). В репортаже главенствует уже наглядно-чувственное изображение фактов. Автор эмоционально, объективно воспринимает определенные факты и рассказывает о них, как очевидец, читателю. Если заметке, отчету свойственна краткость, лаконичность, скупость изобразительных средств, то для репортажа, интервью характерны почти все художественно-выразительные средства, которыми пользуется публицистика. И все информационные жанры объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача.

Итак, заметка – простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит злободневный, оперативный, общественно- значимый факт. Ее характеризуют новизна и краткость. Для журналиста важно уметь за частным фактом увидеть явление, не только сообщить о нем, но и оценить, прокомментировать. Наиболее краткой формой заметки является хроника или новость.

Различают два способа подачи краткой новости. Жесткий, когда идет информация о событии, сенсации, и мягкий, когда информация оживляется подробностями и деталями. Искусство состоит в том, чтобы дать аудитории ответы на такие вопросы: как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем? – в предельно ограниченном (35-40 слов) газетном пространстве. С этой целью прибегают к «перевернутой пирамиде» или «опрокинутому треугольнику», когда начинают с наиболее значимого факта (с основания пирамиды), а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. А чтобы привлечь читателя, вызвать любопытство и интерес к заметке, начинать следует с лида (lead), освещающего главную тему.

Американская учебная литература рекомендует при подготовке жесткой» новости применять различные виды лидов.

Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т. д.).

Лид – обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).

Лид – «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы. (Что редко бывает оправдано, подчас приводит к сумбурному, хаотичному лиду).

Лид – немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости – уча­стие известной личности в описываемом событии.

Лид – затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершен­ных действий (например, убийства). Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т. п.) часть этих све­дений перекидывается во второй абзац.

Лид – «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен. (На­пример: «Переговоры состоятся – это решено»).

Лид – комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но со­держат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя, но...» и т. д.). Иногда лидом – комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто, почему?», «Что, почему?», «Что, как?» (Например: «С огромным трудом преодолев...», «Признавая на словах...» или «Сжег себя, протестуя...»).

Лид – каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе по­добных лидов – названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просто­речные обороты. (Например: «Молодая красавица, жена создателя переда­чи «Алло! Алло!» Джереми Ллойда угрожает сказать ему «Пока! Пока!»).

Лид – рассказ. Используется, если необычность происшествия мо­жет быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение. Например: «Бонн. Немецкие полицейские вчера краснели от стыда: сначала они допустили побег четы­рех опасных преступников из надежно охраняемой тюрьмы, предоставили им машину и два миллиона марок, а затем потеряли их след, – сообщает агентство».

Для «мягких» новостей – занимательных, но не особенно оператив­ных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготав­ливающие восприятие.

Повествовательный лид или «лид – рассказ».

Контрастный лид («лид – контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствую­щие действию.

Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз – полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида – стак­като, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.

Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).

Лид – вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопроси­тельным знаком на конце), так и приглушенная, (Например: «неужели можно поверить в то, что было сказано на конференции...»). Лиды жестких ново­стей никогда не начинаются с вопросов.

Лид – цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма захода распространена более в европейской (например, французской), нежели в американской прессе.

Лид – «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыг­рывающий ситуацию.

Кроме краткой или расширенной хроники (новости) к вышеназван­ному жанру можно отнести критическую заметку и реплику (ответ оппо­ненту). Иногда факт комментируется в острой фельетонной манере (сати­рическая заметка).

Отчет – это информационное сообщение о мероприятии, на кото­ром присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т. д.). По характеру подхода к осве­щаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по цели и особенностям изложения – информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося).

Интервью – это представляющие общественный интерес ответ конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, а беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. Заметим, что интервью называют не только жанром, но и методом получения сведений для корреспондентского очерка, других материалов.

Как с жанром мы встречаемся с интервью-монологом (к примеру ответ Президента РФ на вопрос газеты «Известия»); интервью-сообщением (излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в ее сокращенном виде); интервью-диалогом (полный текст беседы); интервью-зарисовкой (кроме содержания беседы, журналист передает обстановку разговора, его характер, рассказывает о жизни и делах собеседника; публикуется под рубриками «Разговор с интересным собеседником», «Гост редакции», «Наши интервью» и т.д.); интервью-мнением (комментарий проблемы, события, факта); массовым интервью (с пресс-конференций, брифингов). К жанру интервью можно отнести анкеты, целые газетные страницы под шапками «Деловой клуб», «Беседа за круглым столом редакции».

Репортаж рассматривается также в двух планах – как сбор, подача информационных материалов для печати, радио и телевидения, и как информационный жанр, оперативно и ярко рассказывающий о событии ситуации, явлении (эти черты особенно заметны на телевидении и радио, где репортаж ведется с места события в момент его свершения). Эффекты присутствия, достоверности, сопереживания – таковы требования к репортажу, автор которого всегда или очевидец или активный участник события.

 

Вопросы для самопроверки

На какие виды деятельности подразделяется деятельность журналистская?

Что из себя представляет методологическая культура журналиста?

На какие виды в зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широте обобщений, выразительно-изобразительных средств подразделяются журналистские жанры?

Какие жанры являются информационными?

В чем заключается специфика новости как информационного жанра?

В чем заключается специфика интервью как информационного жанра?

В чем заключается специфика беседы как информационного жанра?

В чем заключается специфика комментария как информационного жанра?

В чем заключается специфика репортажа как информационного жанра?

В чем заключается специфика отчета как информационного жанра?


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.