Организация работы редакции. Журналистский корпус — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация работы редакции. Журналистский корпус

2020-12-08 353
Организация работы редакции. Журналистский корпус 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прежде всего, следует отметить, что любой журналист обладает социальным и должностным статусом.

Рассмотрим социальный статус журналиста. Любое исследование состояния журналистского корпуса отражает большую психическую и физичес­кую нагрузку как атрибут этой профессии. По данным английской газеты «The Sunday Times», с точки зрения вероятности возникно­вения стрессовых ситуаций, журналисты уступают лишь шахтерам и полицейским, опережая такие рискованные профессии, как води­тель такси, пожарный, военнослужащий и др. Велика и прямая угро­за жизни сотрудников СМИ, особенно в так называемых «горячих точках» и в условиях нестабильности социальных систем. В связи с этим труд журналиста заслуживает та­кого же социального признания и такой же охраны со стороны общества, как и выполнение других особо значимых и небезопас­ных профессиональных обязанностей. В действительности журна­листы, как правило, не имеют тех материальных привилегий и социальных льгот, которые предоставляет работа в шахте, на воз­душном флоте или в правоохранительных органах.

Определим социальный статус журналиста. Мы рассмотрим два из множества суще­ствующих определений.

В Законе РФ «О средствах массовой информации» под журна­листом понимается лицо, занимающееся редактированием, созда­нием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для ре­акции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Здесь внимание концентрируется на функциональных атрибутах профес­сии, а также на правовой стороне дела. В мировом сообществе по­лучило признание определение, предложенное руководителем од­ной из комиссий ЮНЕСКО, лауреатом Нобелевской премии и Международной Ленинской премии Ш. Макбрайдом. Оно в целом совпадает с российским, но в нем подробнее перечисляются виды деятельности (издатель, репортер, фотограф, кинооператор, тех­ник) и подчеркивается, что журналист должен иметь документ, подтверждающий его профессиональную принадлежность. Соглас­но российскому законодательству, журналист тоже обязан по пер­вому требованию предъявлять удостоверение. Однако обратим вни­мание на то, что в Законе «О средствах массовой информации» не говорится, каким образом удостоверяется факт работы по уполно­мочию редакции. Значит, допускаются различные формы подтвер­ждения связей со СМИ.

Оба определения достаточно ясно очерчивают круг лиц, отно­симых к журналистам. Из документов следует, что на этот статус не вправе претен­довать люди, которые собирают и распространяют информацию по собственному почину и не могут подтвердить деловых связей с какой-либо редакцией или агентством. Не относятся к журналис­там и сотрудники различного рода информационных служб, не связанных с выпуском периодических изданий или программ: рек­ламных агентств, центров по связям с общественностью, книж­ных издательств или фирм – распространителей печати. В ряде стран это разграничение специально оговаривается, журналистам за­прещается заниматься рекламно-коммерческой практикой, и даже подготовка кадров для периодики и, например, служб паблик рилейшнз ведется в разных учебных заведениях. В России такого раз­граничения пока нет.

Рос­сийское законодательство нагружает журналиста многочисленны­ми социальными обязанностями. Одновременно ему предоставля­ются специальные права в доступе к информации, которых лише­ны представители иных профессий, государство гарантирует защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. Эти положения имеют отнюдь не формальное значение – ими приходится руководствоваться в конкретных обстоятельствах на практике.

Итак, труд журналиста обладает незаурядной ценностью для общества, оно стремится создать благоприятные условия для дея­тельности прессы и, в свою очередь, предъявляет к людям этой профессии строгие требования. Для работников редакций ожида­ния, которые сложились в обществе по отношению к ним, явля­ются социальным заказом на «оптимального» профессионала и ори­ентиром в собственной подготовке и практике.

«Заказ» общества на специалиста выражается в профессиональ­но-квалификационных требованиях к нему.

Для удобства классификации нормативные требования к со­труднику СМИ (качества) обычно делятся на несколько групп.

Идейно-нравственные качества. Они не случайно называются в первую очередь. Журналистика, по объективному своему положе­нию, есть дело сначала общественное, а потом уже производствен­ное или личное. Не осознав себя человеком, у которого в руках находится мощное средство воздействия на современников и по­томков, не ощутив полноту ответственностиперед обществом и людьми, сотрудник редакции не может считать себя зрелым про­фессионалом.

Как и всякий гражданин, журналист имеет право занимать любую позицию в мировоззренческом или политическом споре. Однако это не должно выливаться в подмену фактов окрашенны­ми суждениями, аргументов – политическими декларациями. В противном случае нарушается право аудитории на объективную информацию, а оно занимает приоритетное положение по отно­шению к личным интересам журналиста.

Высокие требования аудитория предъявляет к принципиальнос­ти журналиста. У этого качества есть несколько проявлений. Так, вряд ли заслужит общественное уважение корреспондент, кото­рый со сменой места работы резко поменял и свои убеждения, во всяком случае, стал публично выражать иные взгляды, отвечающие позиции нового главного редактора. Совсем уж противоестественно выглядит издание, которое в январе было известно аудитории как, например, умеренно консервативное, а к апрелю превратилось в ультрареволюционное. Не будем забывать о том, что подписчик вы­бирал для себя не только название и периодичность выхода газеты, но и ее определенную гражданскую ориентацию. Получается, что ему в процессе потребления заменили качество товара.

Опытные газетчики отстаивают ценность такого нравственно­го качества как «порядочность». «Если журналист порядочен, он по природе своей не может лгать, угодничать, не позволяет себе быть неточным и неэтичным. Если профессия связана не с железками и не с формулами, а с другими людьми, в ней действительно профессионально важны челове­ческие качества».

Деловые качества. В идеале следовало бы говорить о специфи­ческих способностях и даже таланте. Эти качества высоко развиты у признанных мастеров, которые, конечно же, оказывают силь­ное творческое влияние на своих коллег. Однако мы ведем сейчас речь о массовом виде занятий, а не об исключитель­ных личностях в прессе. Общество не вправе требовать от каждого редакционного сотрудника выдающихся спо­собностей, но оно рассчитывает, что каждый обладает хотя бы неким минимумом квалификации. В ней можно выделить две под­группы качеств, которые назовем «интеллект» (от лат. intellectus – понимание, познание) и «умения».

В интеллектуальном отношении квалифицированный специа­лист владеет научными основами своего дела, свободно ориенти­руется в профессиональных проблемах, понятиях и терминах, а также в источниках пополнения знаний. В этом плане он не отли­чается от других представителей умственного труда. Однако осо­бенности интеллектуальной деятельности в журналистике связаны с тем, что здесь приходится многократно переключаться с одного предмета освещения на другой и при этом демонстрировать доста­точно глубокое понимание поднимаемых вопросов. Это предпола­гает особого рода компетентность. По сравнению с профессио­нальным экспертом в конкретной области знания или практики журналист всегда останется дилетантом. Но уровень его осведомленности о теме публикации должен быть как минимум не ниже, чем у «среднего» читателя.

Таким образом, с одной стороны, журналист должен обладать широкой, универсальной эрудицией в различных сферах обществен­ной практики, не превращаясь в этакого узкого спеца; с другой стороны, ему требуется развить в себе особенную гибкость ума, восприимчивость к новому, иной раз совершенно неожиданному знанию. Исследователи полагают, что в структуре журналистского сознания центральное место занимает своеобразный тип воображения, «настроенный» на быстрое освоение свежей информации, ее ассоциативное увязывание с уже известными данными, интер­претацию в свете актуальных для общества проблем.

В ряду интеллектуальных качеств выделяют также цепкую па­мять. Журналисту подчас приходится воспроизводить события, об­разы, слова собеседника, которые не удалось оперативно зафик­сировать на бумаге или пленке, например, случайные беседы с попутчиками. Но многие факты он хранит и в долговременной памяти, из которой по мере необходимости извлекает картины минувшего, высказывания, сравнения. Наконец, для успешной работы требуется держать в голове огромное количество знакомств, которые полезно время от времени возобновлять, напоминая о себе звонком, поздравительной открыткой или дру­жеской услугой.

Профессиональные умения складываются из владения широ­ким набором методов, приемов, технических средств труда. Кроме традиционных методов – литературно-описательного изложения событий – современному журналисту требуется освоить основы экономического, психологического, политологического и в осо­бенности социологического подхода к изучению действительнос­ти. В журналистике действует несколько систем стандартов: машинописных, оформительских, полиграфических и др. Свобод­ное оперирование ими входит в набор профессиональных умений.

Однако технические достижения не избавляют журналиста от обязанности развивать культуру речи, так как литературный язык – основной рабочий инструмент прессы. По данным опроса российских журналистов, около 70% из них регулярно пишут собственные материалы и лишь менее 2% выполняют чисто административные функции.

Психологические качества. Можно выделить такие свойства личности, которые либо помогают выполнять профессиональные задачи, либо за­трудняют их выполнение. Социологи, изучающие динамику лич­ностных черт журналиста в течение тридцати лет, отмечают, что такие коренные качества, как оперативность, мобильность, ком­муникабельность, адаптивность, любознательность, находчивость, не подвержены влиянию времени, перемен в политике и общест­венной нравственности.

В современной психологии осмысление личности журналиста выходит за пределы его врожденных качеств. Так, исследователь психологической культуры журналиста В. И. Кузин, развивая идеи Э. Фромма, различает у сотрудников СМИ два вида характеров – личностный и социальный, формирующийся условиями жизни и деятельности. За последние годы под влиянием социальной среды в российской журналистике увеличивается число работников с «рыночным» ха­рактером. Его носители ощущают себя продавцами и товаром, ис­поведуя принцип: «Я такой, какой я вам нужен». Принципиально иначе ориентирован продуктивный тип социального характера. В его основе лежат независимость, честность, способность к творческо­му мышлению. Он соответствует сущности профессии журналис­та, тогда как рыночный характер яв­ляется лишь вынужденным средством приспособления к неопре­деленному состоянию российского общества.

Физические качества. Состояние здоровья – это не только част­ное дело журналиста, но и вопрос его готовности полноцен­но функционировать, а значит – критерий профессиональной пригодности. Конечно, среди крупных публицистов встречаются люди с ослабленным здоровьем, но они трудятся вопреки своим недугам, тратя на это дополнительные силы. Таким человеком была Мариэтта Шагинян, известнейшая в советские годы очеркистка и писательница. Работавшие с ней газетчики вспоминают, что уже в пожилом возрасте, в очках с толстыми стеклами и со слуховым аппаратом она по редакционному заданию неутомимо путешество­вала по стройкам в годы первых пятилеток, по эвакуированным заводам в период войны, по заграничным городам. Но подобные исключения лишь подтверждают, что физическая и психическая выносливость является нормативным требованием к профессиона­лам. Особенно тяжелые испытания достаются репортерам – тем корреспондентам, кто добывает оперативную событийную инфор­мацию.

Давно известно, что наибольшая нагрузка у журналистов ло­жится на зрение, опорно-двигательный аппарат, нервную систе­му и, конечно, сердечную мышцу. С учетом этих наблюдений вен­герские медики предложили ряд мер по укреплению здоровья жур­налистского корпуса:

– при приеме на работу обязательно проверять физическую пригодность;

– создавать условия для регулярных занятий спортом, популя­ризировать активные формы отдыха;

– запретить курение в редакциях, учитывая, что журналисты курят гораздо больше, чем население в целом;

– популяризировать рациональное питание и бороться с по­треблением алкоголя;

– организовывать постоянное врачебное дежурство для конт­роля за здоровьем журналистов, проводить их медицинские обсле­дования;

– осуществлять специальную программу для лечения гиперто­нической болезни и заболеваний опорно-двигательной системы.

Приведенные рекомендации адресованы работодателям. Одна­ко главную ответственность за дееспособность редакционных со­трудников несут, конечно же, они сами. Им в первую очередь над­лежит следить за удобством письменного стола и своей осанкой, соблюдением гигиены чтения и психологически здоровых отно­шений с товарищами и т. д.

Не можем обойти вниманием тот факт, что внутри России нет универсальных требований ко всем журналистам. Каждая компания придержива­ется собственных представлений о желательной квалификации сотрудников и соответствующих стандартах профессионального поведения.

По мере разделения прессы на качественную и популярную, а тем более при наличии бессчетных «промежуточных» вариантов унифицированный портрет профессионала все больше становится абстракцией.

С критериями оценки качества труда тесно связаны представ­ления о карьере в журналистике. В словарях карьера описывается как успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности. Однако что считать успешным про­движением? Восхождение по служебной лестнице – от хроникера до главного редактора? Или достижение известности и популяр­ности у широкой публики? Или рост зарплаты, гонораров и дру­гих доходов? Однозначный ответ дать невозможно. Журналистика одновременно является и творческой деятельностью, и областью массового общения, и отраслью производства, где действуют ад­министративно-служебные отношения, и сферой товарно-денеж­ного, экономического обмена. Соответственно она дает возмож­ность для реализации способностей различного рода, а значит, и карьера может развиваться в нескольких направлениях.

Варианты построения карьеры в самом деле многообразны. Но во всех приведенных примерах ее фунда­ментом служат преданность и честное служение своей первой, журналистской профессии. Именно поэтому для подавляющего большинства сотрудников прессы более естествен изначально из­бранный путь корреспондента. Их карьера в меньшей степени свя­зана с административным ростом или достижениями в других сфе­рах деятельности – главным образом она выражается в совер­шенствовании профессионального мастерства, открытии новых тем и новых граней своей личности, завоевании уважения аудитории и товарищей по цеху.

Как и всякий результат напряженного труда, помноженного на природные способности, успех в журналистике заслуживает публичного оглашения и поощрения. Критериев оценки уровня спе­циалиста несколько, но в рыночной экономике главный среди них – заработная плата. В современной России нет точной статистики о величине жур­налистских доходов, им можно давать лишь сравнительные оцен­ки. Известно, однако, что это далеко не самый при­быльный род занятий, особенно в условиях кризиса печати, хотя, например, отдельные телезвезды зарабатывают тысячи долларов в месяц. Существенно разнятся доходы исполнителей и менеджеров: в некоторых изданиях главный редактор получает в несколько раз больше, чем литературный сотрудник. В среднем выгоднее рабо­тать в ежедневной прессе и информагентстве, чем в журнале или газете с редкой периодичностью выхода, но особенно велики раз­личия между крупными и малыми изданиями. Заработки на теле­видении в полтора раза ниже, чем в ежедневной прессе. Во мно­гом сходные пропорции наблюдаются за рубежом.

Актами признания заслуг служат разнообразные премии и при­зы, присуждаемые журналистам в конкурсном порядке. У нас вру­чение престижных премий общенационального Союза журналис­тов приурочено ко Дню российской прессы (13 января). Предста­вители телевидения получают награды на фестивале «ТЭФИ». Региональные союзы журналистов проводят собственные конкур­сы. Кроме того, существует множество конкурсов, которые прохо­дят под эгидой ведомств, творческих союзов, общественных орга­низаций, заинтересованных в освещении их деятельности в СМИ.

К журналистскому сообществу применимо понятие «элита». Эта тема слабо разработана в литературе. Между тем очевидно, что, как и всякая корпорация, журналистский корпус делится на основную массу профессионалов и «верхушку» – признанных мэтров публи­цистики, главных редакторов и других менеджеров. Они постоянно общаются с ведущими представителями политики, бизнеса, искус­ства, армии и нередко фактически входят в их круг. Элита отличает­ся от рядовых коллег по уровню известности, режиму работы, дохо­дам, образу жизни. Характерно, например, что наряду с общими для всех журналистов объединениями, построенными на самых де­мократических началах, в столице и регионах образуются клубы глав­ных редакторов, для них даже создан специальный журнал с таким названием. Различия возникают объективно, но их опасно увели­чивать и подчеркивать. Журналистика зиждется на корпоративной солидарности, изоляция от товарищей может свести на нет успех, для достижения которого было потрачено немало сил.

Отдельную группу составляют владельцы СМИ. Среди них не­мало людей, которые никогда не были связаны с прессой профес­сионально и не стремятся к этому. Их надо относить к членам пред­принимательской, а не журналистской корпорации. В более слож­ном варианте собственник одновременно является и редактором, а то и автором своей программы или издания.

Перейдем к рассмотрению должностного статуса журналиста. Работа в СМИ относится к сфере интеллектуального, то есть умственного труда, и в этом качестве она отличается рядом особенностей. Дополним те характеристики, кото­рые упоминались в связи с профессионально-квалификационными требованиями, предъявляемыми к журналисту. В иерархическом спис­ке особенностей работы в СМИ на первых местах стоят оператив­ность и интенсивность умственной деятельности.

Для сравнения: вполне можно представить себе, например, литератора, у которого случились длительные творческие канику­лы, потому что «не пишется». Применительно к редакционному сотруднику такое допущение почти исключается. Наоборот, слу­жебные и личные обстоятельства подталкивают его к ежедневному напряженному труду, который тем не менее сохраняет свое твор­ческое содержание. Причина заключается главным образом в том, что редакционная работа носит общественно-производственный ха­рактер, а само производство имеет признаки непрерывного кон­вейера: оно настроено на регулярный выпуск продукции опреде­ленного ассортимента и качества.

Рыночная экономика диктует дальнейшее повышение интен­сивности журналистского труда. В российских СМИ в течение по­следних лет наблюдается резкое сокращение редакционных шта­тов, взамен использования «человеческих» ресурсов внедряются электронные технологии и соответственно меняются критерии оценки квалификации сотрудников, возрастает нагрузка на каж­дого отдельного профессионала. Значительно ужесточилась конкуренция за место работы, образовался необычайно мобильный ры­нок труда. В частности, общей практикой для журналистов стало совмещение рабочих мест в нескольких, иногда разнородных ре­дакциях (так называемая вторичная занятость). Значит, в цене се­годня журналист-универсал, который как бы воплощает в себе богатое многообразие профессиональных функций.

С производственной точки зрения, журналистский труд и в са­мом деле многофункционален. Даже каждый из входящих в него видов деятельности «распадается» на несколько составляющих. Так, творческая работа включает в себя подготовку информационных, аналитических и художественно-публицистических произведений. Служебная практика представлена выполнением административ­ных, организационных и редакторских (обработка текстов других авторов) обязанностей. Газетчик в случае необходимости выступа­ет в роли литературного сотрудника, фотокорреспондента или специалиста по техническому оформлению издания.

Журналистский труд ориентирован на коллективный выпуск продукции. Даже индивидуально написанные произведения про­ходят через несколько рук, прежде чем увидят свет: их редактиру­ют, проверяют на точность данных, подвергают корректуре, офор­мляют на полосе и т. п. Тем более коллективным продуктом явля­ется целое издание или вещательная программа. Следовательно, первостепенную важность имеет рациональное разделение труда в редакции.

Штатный состав СМИ делится на две основные группы со­трудников: журналистов (то есть людей, непосредственно произ­водящих информационную продукцию) и обеспечивающий персо­нал (то есть работников, занятых техническими, финансовыми, организационными сторонами производства). В свою очередь, каж­дая из этих групп представлена двумя уровнями компетенции – управленческим и исполнительским.

Среди журналистов на управленческом уровне можно выделить заведующего отделом, редактора по отделу, замести­теля главного редактора, ответственного секретаря (организатора текущего производственного процесса, своего рода начальника штаба), которые занимаются кадровым менеджментом. К испол­нительскому уровню относятся должности корреспондента, стар­шего корреспондента, обозревателя, комментатора. Последние две должности предполагают главным образом углубленный аналити­ческий подход к освещаемым темам. Кроме функционального раз­деления внутри редакций обычно вводится тематическая специа­лизация сотрудников. В зависимости от задач и строения конкрет­ной редакции ее корреспонденты могут специализироваться на освещении вопросов политики, экономики, быта, спортивной, театральной, школьной жизни, криминальной хроники и т. д.

Некоторые российские редакции, избирающие для себя запад­ные аналоги в организации труда, используют сеть стрингеров, или легменов (legman – буквально «человек-нога»), в задачу ко­торых входит сбор «сырой» фактической информации, тогда как текст на этой основе пишут штатные репортеры. Подобную техно­логию с давних времен применяли в нашей прессе специалисты в области журналистских расследований – к примеру, авторы су­дебных очерков, для которых черновую работу с документами вы­полняют разработчики темы. Если разработчиков можно относить к журналистским силам редакции, то платных агентов, источни­ков информации (такое встречается нередко) нет оснований по­мещать в этот ряд.

Собственной двух-, а то и трехслойной структурой обладает и штат обеспечивающего персонала. Финансово-хозяйственный ме­неджмент представлен главным бухгалтером, директором издатель­ства, заведующим рекламным бюро и т. п. В ведении каждого из них находятся исполнители: кассиры, издательские редакторы, опера­торы набора текста, агенты по рекламе и т. п.

На вершине кадрово-должностной пирамиды находится глав­ный редактор, председатель вещательной компании или, как в некоторых издательских домах, генеральный директор. В действую­щем законодательстве этот высший руководитель фигурирует как главный редактор, и границы его компетенции определены очень широко. Под главным редактором понимается лицо, возглавляю­щее редакцию (независимо от наименования должности) и при­нимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации. В отечественной и мировой прессе наблюдается тенденция к относительному росту обеспечивающей части персонала по срав­нению с журналистской.

В связи с разделением должностных обязанностей внима­ние привлекает специфика труда журналистов и близких им по профилю деятельности специалистов – сотрудников служб по связям с общественностью и рекламных агентств. Внутри редак­ций существуют подразделения такого рода, они тесно взаимо­действуют с корреспондентами, и поэтому бывает полезно точно определить круг полномочий работников и служб. На интуитивном уровне решить эту задачу вряд ли удастся. Добиться четкого разгра­ничения функций можно только в том случае, если у руководства редакции сложилось ясное представление о содержании каждого вида информационной деятельности.

Правда, в редакционной жизни разделение труда выглядит не таким строгим. Структура обязан­ностей подвижна, она подчиняется производственной необходи­мости и зависит от субъективных наклонностей работников. Это относится не только к специализации на литературно-творческой или, например, рекламной деятельности. Главный редактор не­редко выступает с собственными публицистическими статьями, не говоря уже о заведующем отделом, а финансовые обязанности в небольшом коллективе могут быть возложены на ответственного секретаря. В зависимости от типа СМИ штат пополняется должнос­тями, которых нет в классической газете. Так, в журнале основ­ным исполнителем становится не корреспондент, а редактор, по­является должность консультанта и т. д. На телевидении в творчес­кий ансамбль входят режиссер, звукооператор, музыкальный редактор, гример. Крупные издания вводят ставки специального кор­респондента (сокращенно – спецкора), выполняющего особенно ответственные задания главного редактора, и собственного коррес­пондента (собкора) – представителя редакции в отдельном реги­оне страны или мира. Заметим, что в практике собкора отчетливее всего проявляются общие черты журналистской квалификации. Работая в отрыве от основного аппарата редакции, он вынужден быть универсалом с точки зрения многообразия функций, тема­тики и жанров выступлений, на нем лежит особо ответственная миссия в одиночку принимать решения и проводить политику своего издания, он работает по ненормированному графику и т. п.

Рассмотрим деятельность корреспон­дента как главной рабочей силы редакции. Его производственные обя­занности складываются из трех компонентов: индивидуальный труд по сбору и подготовке информационных материалов, работа по плану отдела (сдача материалов согласно норме и графику, взаи­модействие с внештатными авторами, участие в организационных мероприятиях отдела и др.) и работа по общередакционному пла­ну (дежурство на выпуске номеров, подготовка обзоров публика­ций, участие в производственных совещаниях и др.).

Нетрудно заметить, что наиболее ценный вклад в общее дело корреспондент вносит тогда, когда добывает и готовит к публика­ции свои материалы. Поэтому в интересах производства его следо­вало бы насколько возможно разгрузить от рутинной «службы». Кста­ти сказать, по неписаным традициям отечественной прессы от­ветственные материалы редко создаются в редакционной суете – чаще дома. Значит, администрация должна беспокоиться о том, чтобы сотрудники имели достаточно комфортные условия для про­должения рабочего дня в домашней обстановке. В то же время прин­ципиально неверен взгляд на корреспондента как на творца-ин­дивидуалиста, абстрагировавшегося от коллективного трудового процесса. Эти два начала – индивидуально-творческое и редакционно-коллективное – сочетаются в противоречивых и даже при­хотливых комбинациях.

Обязанности сотруд­ников, правила поведения и внутренний трудовой распорядок из­лагаются в редакционных регламентных документах. Они многооб­разны по форме и нормативной силе. Центральное место среди них занимают устав редакции и договор с учредителем и издателем, пре­дусмотренные Законом РФ «О средствах массовой информации». Именно в этих документах представлены статус СМИ, порядок фор­мирования штатов и выдвижения главного редактора, распределе­ние финансовых обязательств и т. д. Функциональные требования к сотрудникам излагаются в должностных инструкциях, а с конкрет­ным работником заключается контракт или временный трудовой договор. Регулирование производства во времени осуществляется посредством графиков (сдачи материалов в секретариат, прохожде­ния номера газеты через типографию, дежурств по номеру, рассыл­ки и др.). Директивы по оперативным вопросам содержатся в прика­зах администрации или решениях редколлегии.

Отдельного описания заслуживают плановые документы.

Для отдельного корреспондента ориентиром служит его соб­ственный индивидуальный план. Этот своеобычный документ созда­ется по принципу встречного движения. Сначала корреспондент подает заявку (в отдел, ответственному секретарю или в редакторат), в которой излагает свои предложения о тематике, объектах и объемах материалов на предстоящий месяц. Затем, пройдя коррек­тировку и утверждение у руководства, этот документ возвращает­ся к журналисту уже в виде директивы.

Принцип встречного движения проявляется не только в этом механизме утверждения плана, но и в том, что стороны учитыва­ют интересы друг друга.

По объему работы индивидуальный план на месяц соответ­ствует тем нормативам, которые приняты в данной редакции. Ска­жем, в ежедневном общероссийском издании он может включать в себя три-четыре собственных выступления корреспондента по 200-400 строк плюс десяток кратких информационных сообще­ний плюс один-два материала внештатных авторов. И такая норма окажется весьма напряженной, требующей постоянных поиско­вых и творческих усилий. Однако в городской или районной газе­те, где штат невелик, а потребность в материалах огромна, кор­респонденту придется каждую неделю готовить тысячи строк. Глу­бина разработки тем при этом, конечно, пострадает, но интенсивность труда, напротив, возрастет.

В стройной системе планирования нуждается деятельность ре­дакции в целом. Каждое предприятие СМИ выбирает особенную, подходящую для него методику проектирования своего производ­ственного будущего. Поэтому те виды документов, которые далее будут рассмотрены, не обязательно встретятся в каждом трудовом коллекти­ве. Однако требование именно системного, комплексного подхода к планированию сохраняется в любом случае как условие успеха и в организации труда, и в конкурентной борьбе на рынке.

На глубокую перспективу рассчитан план развития, или стра­тегический план. Как правило, он охватывает период времени про­тяженностью в несколько лет. Редакция предусматривает главные области своей деятельности, развитие материально-технической базы (например, строительство или модернизацию типографии), те или иные формы взаимоотношений с учредителями и издателя­ми, переход на новую технологию изготовления продукции, реор­ганизацию кадровой структуры и т. п. Естественно, что тематика отдельных публикаций в этом случае не рассматривается, равно как и другие относительно частные вопросы.

Долгосрочное планирование представлено документами, срок действия которых составляет год, полгода, во многих редакциях – квартал. Их принято называть направленческими планами (в отли­чие от тематических), поскольку темы конкретных выступлений опять-таки отражаются в них крайне редко. Исключениями служат разве что программные публикации. В основном же такие планы показывают ведущие тематические направления дан­ного СМИ, как традиционные для него, так и более или менее необычные, вызванные к жизни особыми событиями – выборами президента страны, проведением на обслуживаемой территории чемпионата мира по хоккею, юбилеем города или региона и т. п. Долговременное планирование содержит конкретные матери­алы иного рода – так называемые модели СМИ. Они делятся на две категории. Графическая модель представляет собой комплекс стандартных элементов художнического и полиграфического оформ­ления издания. По строго установленным правилам могут выпол­няться как отдельные фрагменты верстки (формы подачи фотоил­люстраций, шрифтовое оформление заголовков, форматирование авторской подписи под статьей и т. п.), так и макеты целых полос. На таких макетах-стандартах заранее предусмотрены варианты рас­положения публикаций, используемые для их набора шрифты, линейки и т. д. Макеты-стандарты превращают подготовку номера в высокотехнологичный процесс, заметно экономят время и силы секретариата и в силу этого играют незаменимую, хотя и вспомо­гательную роль при планировании.

Непосредственное отношение к планированию имеют компо­зиционно-содержательные модели. Основным инструментом при их конструировании выступают постоянные рубрики. Коллектив редакции на долгий срок устанавливает дни появления рубрик и номера полос, на которых они располагаются, и ответственных за их наполнение материалами. Так составляется сетевой график из­дания.

Во многих редакциях составляются и среднесрочные планы, рас­считанные на период от месяца до трех. Еще более короткие отрез­ки времени охватывает оперативное планирование, например не­дельное. В этом случае и на уровне редакции, и на уровне каждого отдела составляется, по возможности, точная конструкция бли­жайших номеров. В планах указываются темы, объекты, объемы в строках, авторы публикаций, а если предусмотрены иллюстрации, то описываются и они. В ряде редакций принято также пояснять, готов ли уже материал или его еще предстоит собрать и написать. Иными словами, достигается максимально возможная ясность, чтобы секретариат заблаговременно приступал к составлению от­дельных полос и номеров. Однако наибольшей конкретностью об­ладает план номера – того, что выйдет завтра или в ближайший по графику выпуска день. Такой план выполняется в двух вариан­тах – в текстовом, в котором описывается все содержание выпус­ка, распределенное по полосам и рубрикам, и в графическом, т. е. в виде чертежа, макета. Макет составляется со скрупулезной тщательностью, он отражает не только содержание номера, но и все бесчисленные детали оформления. Только при этом условии ре­дакция гарантирует себя от неприятных сюрпризов, которые мо­жет принести выполнение ее указаний в типографии. В плане но­мера не бывает пустот – разве что до последнего момента оставляется свободное пространство для сверхоперативных ново­стей.

Кроме основных, существуют дополнительные планы, обеспечивающие не­которые специальные стороны производства. К ним относятся, например, планы-графики проведения внутриредакционных ме­роприятий (творческих совещаний – «летучек», заседаний ред­коллегии и др.), подписных кампаний, организационно-массовой работы, повышения квалификации и движения кадров и пр. Когда говорят, что без планирования не обходится ни одна редакцион­ная акция, это не надо воспринимать как преувеличение. Для каж­дого сотрудника планы и графики служат средством разумной орга­низации своего рабочего времени, и в этом отношении у них нет альтернативы.

Время – ценнейший ресурс профессионала с точки зрения повышения производительности труда и сбережения творческого потенциала. Дополнительную возможность рационально распоря­диться им дают специальные приемы, проверенные многими по­колениями журналистов. Специалисты по научной организации журналистского труда рекомендуют следующие способы экономии времени:

– параллельная работа над несколькими заданиями;

– поручение части заданий помощникам;

– использование максимального количества источников инфор­мации;

– аккредитация при пресс-центрах организац


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.