Г л а в а 8. Применение системного анализа при разработке и развитии информационных систем — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Г л а в а 8. Применение системного анализа при разработке и развитии информационных систем

2020-12-08 107
Г л а в а 8. Применение системного анализа при разработке и развитии информационных систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

^1 к §%

“                       § 'I? ^33

SMI.-”              1 i t.^

• П gri 5- a:8             ^"^ i т”П            ^~


-1 ^

^ й

I I- i-i § "* 1 _ ^        1,3 | [55                       В настоящее время осознана роль информации как важнейшего ресурса пред-

^ s —.-*         | о?                 приятия, организации, региона, общества в целом; разрабатываются автоматчзиро-„II  " '-'^                 д§                 ванные информационные системы разного рода. Для того, тгобы помочь будущему В |_J § § §.'?               I                     специалисту ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, в данной

g |Ч " 1П § С I? | |                                      главе характеризуются виды информации и формы информационного обслуживания о) ___| [                                   (раздел 8.1.); кратко рассматриваются история и проблемы разработки автоматизи­рованных информационных систем (как основы автоматизированных систем управ­ления) и автоматизированных систем научно-технической информации (8.2); при­водятся примеры применения методов системного анализа при разработке автома­тизированных информационных систем разного рода и назначения (8.3, 8.4).

 

 

В заключение обсуждается проблема формирования и развития информационной инфраструктуры как основы информационно-управляющих систем будущего (8.5).

(--

U

<£    I a

| Л  8.1. Ииформагфюнные ресурсы системы

(

Информация как ресурс. Под ресурсами обычно понимают материальные средства (минеральные, энергетические, лесные и т. п.). Однако с древних времен опыт поколений, фиксируемый в различных формах (от наскальных рисунков до современных типо­графских средств и ЭВМ) является основой технического, затем научно-технического прогресса, а по мере развития и усложнения технологий "информационная поддержка" способностей разума че­ловека становится все более значимой.

В то же время осознание того факта, что информация является важным ресурсом любой деятельности, что развитие информацией-

5 д. [               ной сферы (инфраструктуры) является основой развития техноло­ги П ^ S 1               гии и Цивчлизации в целом, пришло не сразу. Более того, на промы­шленных предприятиях значимость эффективного развития их ин­формационной сферы не всегда осознается и в настоящее время.

В период, когда стали явно ощущаться проблемы информаци­онного взрыва (увеличение потоков документов, рост численности

л.^                                                       работников, для которых регистрация и обработка информации стали основной профессией и т. п.), начали создаваться автомати-413


зированаые информационные системы (АИС), с помощью которых буквально "заваливали" столы руководителей распечатками разно­образных форм, содержащих различные сведения о состоянии про­изводства, района и т. д. Однако эти горы "информации" по мне­нию управленческих работников не только не помогали им, но, на­против, создавали дополнительные хлбпоты.

В чем же дело? Почему информация, роль которой как важ­нейшего ресурса развития технологий и производства в целом тео­ретически осознана, не всегда становится фактически действенным ресурсом в практической деятельности предприятий и организаций?

Долгое время Такое положение пытались объяснить отсутствием

• хорошей ''инструментальной поддержки" информационных процес­сов. Однако и в настоящее время, когда в большинстве организа­ций имеются персональные ЭВМ, локальные вычислительные сети, доступ к международным информационным системам, положение меняется достаточно медленно. По-видимому, дело не только в техническом обеспечении,.а в каких-то принципиальных особенно­стях информации как ресурса, в недостаточном понимании необхо­димости комплексного использования информационных ресурсов. Исследованием феномена информации и ее особенностей зани-

* маются философы, экономисты, психологи, специалисты по техни­ческим наукам. Обобщая и преломляя результаты этих исследова­ний применительно к проблеме использования информации как ре­сурса предприятий и организаций, можно выделить следующие основные специфические особенности информации, обуславлива­ющие ее отличие от других видов ресурсов.

Основная характеристика ресурсов - их потенциальная эффек­тивность. Потенциальная эффективность минеральных ресурсов, сырья уменьшается по мере их использования. В случае возобнов­ляемых ресурсов их потенциальная эффективность может восста­навливаться, но для этого требуется определенный (часто значи­тельный) период. Потенциальная эффективность искусственно соз­даваемых технических средств, в том числе оборудования, также имеет предел, определяемый их сроком службы, и исчезает пост-списания станка или другого технического средства. Иначе обстой дело с информационными ресурсами: их потенциальная эффектна ность не исчезает после не только однократного, но и многократно го использования одной и той же информации (уменьшение эффек­тивности может быть связано только с устареванием информации).

Более того, принципиальной особенностью информации являет ся ее тиражируемость. Иногда говорят, правда, и о тиражируемос-ти станка, но опять-таки в этом случае речь идет о тиражируемости конструкции станка, идеи, т. е. информации, а на создание каждого экземпляра станка одного и того же типа снова нужно затратить труд, в то время как при тиражировании информации труд умст-414


венный) на ее создание больше не тратится, а труд, затрачивае­мый на размножение информации, незначителен и им, как правило, можно пренебречь при оценке эффективности использования ин­формации.

Таким образом, если учесть тиражируемость я многократ­ность использования, то информация в принципе может иметь практически неубывающую потенциальную эффективность, кото­рая часто реализуется далеко не сразу, а спустя многие годы (как бывало, например, с рядом открытий, изобретений или новых идей. не понятых поколениями при жизни их авторов).

Другой вопрос - фактически реализуемая эффективность. В слу­чае материальных ресурсов ее можно оценить коэффициентом ис­пользования материалов, сырья, электроэнергии и т. п., коэффици­ентом полезного действия оборудования и др. технических средств. При оценке же эффективности использования информации следует иметь в виду еще одну ее принципиальную особенность: информа­ция становится информацией только в случае, когда есть источник, переносчик (в т. ч. передатчик, носитель) и приемник (потребитель), который должен хотеть воспринять информацию и быть способным ее понять и использовать.

Иными словами, создаваемые информационные массивы только тогда стано­вятся действительно информацией, а соответственно и информационными ресурса­ми, когда они "находят" своего пользователя, которому представляется информа­ция именно в то время, когда она ему нужна для принятия конструкторских, техно­логических или управленческих решений.

Обратим внимание еще на одну принципиальную особенность информации. Материя и информация - парные философские кате­гории, так что появление новой информации всегда сопутствует по­явлению (созданию) новых форм существования материальных объ­ектов и процессов, независимо от того, осознают ли этот факт их создатели.

Поэтому вклад в формирование информационных ресурсов вносят практически все профессиональные группы работников предприятия: рабочие, которые создают новые образцы изделий и принимают участие в совершенствовании технологии (рационализаторская и изобретательская деятельность), инженерно-технические ра­ботники, которые проектируют изделия, системы, новые технологические процессы и т. п., ученые и научные работники, которые изучают явления и процессы есте­ственного и искусственного (созданного руками человека) мира, делают открытия, разрабатывают фундаментальные основы будущих новых изделий, систем, техноло­гов, а также руководители предприятий (организаций) и управленческие работни­ки, которые занимаются непосредственно регистрацией, хранением и обработкой производственной н управленческой информации разного рода.

В настоящее время виды информационных ресурсов и особен­ности их использования в различных сферах деятельности еще недо­статочно изучены. Свойства информации как ресурса по разному "роявляются в зависимости от ее характера, источника, формы 415


представления и т. д. Поэтому необходим комплексный (системный} анализ информационных ресурсов, с тем чтобы научиться оцени­вать возможности их более эффективного использования.

Основные виды и формы информационного обеспечения. В на­стоящее время в обществе циркулируют разнообразные потоки раз­ной по характеру информации. Более глубоко их начали изучать в 60-е - 70-е гг. в связи с созданием автоматизированных систем, ко­торые создавались параллельно для разных сфер деятельности предприятий, организаций, отраслей, регионов: для автоматизации управления технологическими процессами - АСУ ТП, для автома­тизации организационного управления предприятиями - АСУП для автоматизации научных исследований и управления научно-ис­следовательской деятельностью предприятий и научно-исследова­тельских институтов - АСНИ, АСУ НИР, АСУ НИИ, для хранения, поиска и анализа научно-технической информации - АС НТИ и т.п.

При создании этих систем предлагались и использовались раз­ные принципы, сформировалась различная терминология. Даже термин "информатика" используется по разному. В первоначальном смысле этот термин был введен А.И.Михайловым, А-И.Черным и Р.С.Гиляревским [8.20, 8.21] применительно к научно-технической информации как "... научная дисциплина, изучающая структуру ч свойства научной информации, а также закономерности научно-информационной деятельности, ее теорию, историю, методику и ор­ганизацию. " А в последующем этот термин стал использоваться в более узком смысле, применительно, в основном, к техническим и программным средствам хранения и обработки информации.

Однако по мере развития автоматизированных систем начинает все больше проявляться их взаимное влияние и взаимодействие раз­личных сфер информационного обеспечения, и в настоящее время начинает все больше пониматься необходимость формирования единой информационной сферы, в которой информацию необходи­мо классифицировать по разным признакам.

Например, информационная сфера предприятия (организации) должна включать в себя весь спектр различных видов информации, отображающей состояние и функционирование соответствующих видов деятельности предприятия.

Разными исследователями предлагались различные способы классификации информационного обеспечения.

Так, с точки зрения взаимодействия предприятия (организации) с окружающей средой всю информацию (в основном документальную) принято делить на входящ/ю и исходящую. В зависимости от сроков хранения различают постоянную, условно-постоянную (иногда обновляемую) и переменную (регулярно изменяющуюся). Разде­ляют информацию и по уровням управления (заводская, внутризаводская, цеховая, внутрицеховая), по характеру деятельности (конструкторско-технологическая, бух­галтерская, учетно-отчстная, плановая и т. п.). В автоматизированных системах ин­формационное обеспечение делят на машинное (в памяти ЭВМ) и внемашимчое.

416


”ги классификации в различных сочетаниях используются при индексировании ем приказов, инструкций и других документов, используемых предприятиями и пн„анизациями в своей практической деятельности.

различные классификации предлагались и использовались в си­стемах управления, как правило, для информации, создаваемой и хранящейся в форме документов (приказов, писем, справочно-табличных форм статистической отчетности и т. п.), т. е. для доку­ментальной информации. Однако по мере развития автоматизиро­ванных средств появилась возможность регистрации и хранения информации в виде отдельных фактов (предметов, событий, опера­ций и т. п.), т. е. в виде массивов фактографической информации, в которых данные могут сортироваться по различным признакам и выводиться в форме различных документов, удобных для решения той или иной управленческой или проектной задачи.

При создании банков и баз данных фактографической информа­ции использовались более разнообразные классификации.

Например, в создаваемых для отображения производственного процесса банках данных типа СИОД, БАНК и т. п. формировались [2.42 и др.]: главный предметный массив (ГП), массив состава изделия (СИ), массив рабочих мест или рабочих центров (РМ, РЦ), массив пооперационно-трудовых нормативов (ПТН), т. е. выделялись группы данных, характеризующих предмет, средства, условия труда при произ­водстве конкретных изделий. При создании информационных массивов о кадрах (сотрудниках предприятия) фактографические данные классифицировали в соот­ветствии с личным делом работника, выделяя социально-демографические, произ­водственные, общественные и другие характеристики личности.

Такие классификации помогают формировать из фактографи­ческой информации документы - формы статистической отчет­ности, справки для руководителей различных служб системы управ­ления и т. п.

Подобные преобразования документальной и фактографической информации приводили к необходимости классификации информа­ционных массивов: массивы входной информации (структура кото­рых соответствовала структуре потоков или документов входной информации), архивные массивы (в которые преобразовывались входные массивы для долговременного хранения и обобщения), вы­ходные массивы (структуры которых соответствовали наиболее часто требуемым формам представления информации по регламен­тированным запросам).

При преобразовании массивов происходило и преобразование

информации: из документальной входной - в фактографическую ар­хивную, из архивной - снова в документальную информацию, пред­ставляемую в формах, соответствующих регламентным запросам.

При этом, поскольку преобразования связаны с пересортиров­ан, в основном, фактографических данных, они не вызывают "Ринципиальных трудностей, и в этих случаях не обязательно раз-417


деление информации на документальную и фактографическую, <,ц

и полезно с точки зрения осознания происходящих прообразов. нцц и определения характера и структуры массивов.

Разделение на документальную и фактографическую информд. цию носит более принципиальный характер, когда речь идет о на. учно-технической информации (монографиях, статьях, отчетах, па­тентах, законодательных актах и т. п.). Такая информация форми­руется человеком всегда в виде текстов, т. е. в форме документаль­ной информации, а, как уже отмечалось в гл. 2, тексты (даже отно­сительно структурированные) имеют ряд принципиальных особен­ностей (синонимия, омонимия, парадоксы), которые затрудняют из­влечение из них фактографической информации, необходимой для решения проектных или управленческих задач.

При этом иногда усложняется само понятие факта, который должен представ­лять собой минимальную единицу информации, принципиально значимую для того или иного вида деятельности. В частности, применительно к нормативно-правовой информации фактом следует считать не отдельный термин, а юридически значимую норму, регламентирующую управленческую деятельность, и эта форма факта (как будет показана ниже) должна иметь определенную структуру.

Иными словами, при фактографическом анализе текста речь идет о расчлене­нии целостного объекта (текста) на минимально значимые части (факты), и здесь следует- учитывать рекомендации о расчленении системы на элементы, рассмотрен­ные в гл. 1. При этом факт не обязательно локализован в одном документе или его разделе- (например, норма может быть доопределена в другом разделе анализируе­мого документа или даже в другом нормативно-правовом документе), что требует разрабоггки для анализа текста и извлечения из него фактографической информации специальных языков моделирования, пример которого будут рассмотрены ниже.

Для систем научно-технической информации также разрабаты­вали различные классификации, по видам информационно-поис­ковых систем и информационно-поисковых языков, системам индек­сирования, тематическому профилю комплектования, режимам рас­пространения информации, видам критериев поиска, формам носите­лей информации, уровням интеграции лексики и другим, специфиче­ским для НТИ, признакам классификации. Для того, чтобы охарак­теризовать систему НТИ более полно разрабатывались многоас­пектные классификации, наиболее развитой из которых была фа-сетная классификация А.В.Соколова [8.36].

При работе с информацией (особенно с документальной) особое значение приобретает проблема определения потребителя, исследо­вания и удовлетворения его потребностей. Для решения этой про­блемы в теории научно-информационного поиска были предложе­ны следующие виды информационного обслуживания: регламент­ное обслуживание по стандартным запросам (СЗ), избирательное распределение информации (ПРИ), дифференцированное обслужива­ние руководителей (ДОР), ретроспективный поиск (РП) по произволь­ным запросам.

418


Опираясь на изложенные в главах 1 - 4 теоретические представ­ив и методы анализа систем, можно предложить подход к опре-елению потребностей, основанный на анализе структуры целей и функций деятельности потребителей информации.

При этом прежде всего полезно структурировать разнообразную „„формацию по ее назначению.

Пример структуризации информации для производственной системы приведен на рис. 8.1, на котором информация структурирована по сферам деятельности пред-псиятия: производственная информация, информация для научно-исследовательской лагтельности, информация для организационного управления, научно-техническая

информация

В последнее время появился и еще один важный вид информации - программные продукты, которыми могут быть дополнены все ветви на рис. 8.1, программное обеспечение станков с ЧПУ, автома­тических линий и т. п. информация для обслуживания производ­ственных процессов, программная поддержка научных исследова­ний, менеджмента, программные средства автоматизации поиска информации, анализа текстов и т. п.

При этом научно-техническая информация и программные про­дукты могут быть ориентированы не только на внутреннего потре­бителя, но и быть предметом экспорта.

Например, возможен как невидимый экспорт результатов НИОКР (овеще­ствленных в наукоемких изделиях, созданных на предприятии, патентно-лицензион­ной и изобретательской деятельности), так и явная продажа производимых пред­приятием информационных ресурсов в форме научно-технической информации и

программных продуктов.

Для более эффективного удовлетворения производственных по­требностей сотрудников предприятия целесообразно разрабатывать классификаторы не только по видам информации, но и по ее содер­жанию, т. е. по функциям производственного процесса, организа­ционного управления и т. д.

Из вышеизложенного следует, что разработка структуры ин­формационных ресурсов предприятия или организации является важной и сложной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность их деятельности. Эту задачу следует решать с уче­том конкретных особенностей предприятия (организации). При этом, вероятно, необходимо разрабатывать многоаспектную клас­сификацию, которая позволит более полно охарактеризовать ин­формационные ресурсы организации (т. е. учесть вид, характер, назначение информации, ее направленность на внутренние потреб­ности или на экспорт и т. д.). Важно также учесть и многоаспект-ность проблемы организации сбора, хранения, поиска и представ­ления информации, что можно сделать путем стратифицированного представления информационной инфраструктуры (см. примеры в параграфе 8.5).

419


И1Н np/ff e/vHwonhaw f/n^to я ^пнгшгадеел а килнвжсммЩ)f^3(fotHaenuBrion>mdо нШют/офнл

•vntiDhfe/of^^'1 тннопкнз^ти-оншнашуи

(•uw л uyantrmaMct/W01"' ' amiaftinpondau ' апмвн

-nffondaudK) n"n”fftn апннопЯв^офни

ИлЯашнгн

./Su/ip уомзалпнхяш -OHgniusHdOH и иоизвллрошм-онупшшы^он

unuiifniftiifadu пшзон -wsu/vaa о ^nhoM/ottinn мтшялша-оншалк

ИтюшнгиЛмау иатиаш

-прю/оизИ1'^'101'^1'1'1111'3*1 л ишоонуиц

-.       dXUHH ^шя/Чюаи упннопПшыНоФни"

.„у, „и ' т/ошчМшяно)! dua-OH 'чпЬаш -миммм Mмэv^'^гol/мxsшoмя^aш)l^шwll)^

(Off MHu/eupfdu) ипнод -odniwtf01^' тиаагун до хпнчшр wag

аш

.^//ifffOfMopo амми/яяеауннвЛи ппмв/iwatf0 uoHUHDdfodu а urniaudodinn

(aod^^ xnfiaaod чизаи iinhogsd) ипнойос^У9 "лнмшаоз о unhoudadiHH

possefl,,//„ „„^t/inui/OHifSul арах п ппщ/ашзоя

•л/вшмМш! QiiiMaymspeettiwlu a unfiDui/wtiHH



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.