Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-12-08 | 164 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей 1 его от других направлений системных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и анализ целей и функций систем управления. Основные сведения о понятии цели, неоднозначности его использования, о закономерностях цслсобразования, играющих важную роль при формировании и анализе структур целей, были рассмотрены в гл. I.
В данной главе характеризуется роль целей в управлении развивающимися системами и полезность использования закономерности эквифинальности при формулировании цели (§ 4.1); приводятся методики структуризации целей и функций, разработанные различными исследователями. Вначале методики формирования и исследования структур целей ("деревьев целей") базировались на сборе и обобщении опыта специалистов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах (§ 4.2). Однако в этом случае невозможно доказать полноту получаемых структур. Поэтому стали разрабатываться методики, основанные на применении философских концепции представления системы, гарантирующих полноту структуризации с точки зрения принятой концепции, примеры и сравнительный анализ таких методик рассматриваются в § 4.3). В § 4.4 излагается обобщенная методика структуризации целей, помогающая при разработке методик анализа целей для конкретных предприятий, организаций, регионов с учетом их особенностей и периода развития; в { 4.5 рассматриваются проблемы анализа целей в многоуровневых системах; в § 4.6 - принципы автоматизации процесса формирования структур целей и оценки значимости их составляющих.
| 4.1. Проблемы формулирования цели при управлении, развнвающимиса системами
|
Роль целей в управлении развивающимися системами с активными элементами. Особенности биологических и социально-экономических объектов по сравнению с техническими, как было показано выше, привели к возникновению в 20-е годы теории организационных систем (тектологии A-А.Богданова [1.9]), а в 30-е годы общей теории систем (Л. фон Берталанфи [1.6, 1.62]).
На протяжении значительного периода развития теории систем и ее прикладных направлений - системотехники, системологии, системного анализа - основой исследования и моделирования широкого класса систем являлась парадигма открытой системы и исследованные Берталанфи закономерности (целостности или эммер-ДЖентности, иерархической упорядоченности, эквифинальности). 233
В развитие этих закономернотей, как было показано в гл. 1. большой вклад внесли В.Г.Афанасьев [1.4], обобщивший закономерности Л.Берталанфи, У.Эшби и др предшественников и дополнивший их закономерностями интегративности, коммуникативности и историчности; В.С.Тюхтин [1.50] и Н.Т. Абрамова [1.1], проводившие углубленные и разносторонние исследования закономерности целостности-Р.Акофф и Ф.Эмери [4.1], М.Г.Макаров [4.10], Ю.И.Чсрняк [13], Л.А.Растригин [4.8^ 4.21], В.Н.Сагатовский (4.14) и др., исследования которых помогли осознать и не. пользовать для организации управления понятие цели как побуждения, а не принуждения, к деятельности, позволили сформулировать рассмотренные в гл. 1 закономерности целеобразования с учетом взаимодействия внешних и внутренних факторов и явились основой для разработки методик структуризации целей и функций систем организационного управления.
В то же время постепенно парадигма открытой системы, которая помогала хорошо отображать сущность биологических объектов (в т. ч. биологического уровня эквифинальности человека), стала дополняться все большим вниманием исследователей не к внешним факторам среды, влияющей на существование и функционирование системы, а к внутренним активным началам, которые приводят к проявлению у социально-экономических объектов таких свойств, как нестационарность параметров и нестабильность поведения, непредсказуемость и уникальность, способность адаптироваться к изменяющимся условиям (причем не только к помехам, но и к управляющим воздействиям), способность изменять свою структуру и вырабатывать варианты поведения, способность и стремление к ценообразованию и другие, рассмотренные в гл. 1.
|
Большинство из этих свойств является следствием наличия в системе активных элементов, которые и обусловливают способность системы противостоять энтропийным, разрушающим, тенденциям и создавать негэнтропииные.
На то, что в сложных системах проявляются не только закономерности (энергетические, информационные), подобные второму закону термодинамики ("второму началу"), но и противодействующие им, обратил внимание еще Берталанфи. Затем синергетика И.Пригожина [1.40] и "дуализм" Дж. ван Гита [1.14] помогли более глубоко осознать принципиальное наличие в развивающихся системах одновременно двух закономерностей - стремление к увеличению энтропии (переходу на более низкий уровень эквифинальности) и проявление нсгэнтропийных тенденций (лежащих в основе законов эволюции систем, перехода их на более высокий уровень эквифинальности), которые обусловливают сложные диалектические взаимоотношения между уровнями иерархической упорядоченности систем.
Первоначально, опираясь на Берталанфи, исследователи объясняли способность системы противостоять энтропийным тенденциям открытостью системы, ее взаимодействием со средой. Но затем появляются концепции, опирающиеся на активное начало компонентов системы. Такие концепции управления социально-экономическими объектами базируются не только на традиционно рекомендуемых методах принуждения (в т. ч. методах принуждения к труду в той или иной форме, методах, оправдывающих эксплуатацию, насилие и т.п. средства), а рекомендуют, используя активность
234
элементов, опираться на целеобразование, организацию процессов коллективного формирования целей-побуждений к действию, способствующих повышению эффективности деятельности активных элементов.
Для реализации роли цели в системах организационного управления необходимо обеспечить полноту определения целей и функций предприятия, организации, региона и т. д. на соответствующем этапе их развития, провести оценку функций с точки зрения их значимости, трудоемкости, частоты выполнения и т. п., и сформировать структуру целей и функций для выбранного уровня системы управления или исследуемого вида деятельности.
|
В результате такого анализа руководители организации или отдельных ее подразделений могут получить рекомендации о необходимости усиления внимания к тем или иным видам деятельности, участкам производства, функциям управления, о целесообразности перераспределения финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. Полученная структура целей н функций является основой для разработки или корректировки организационной структуры предприятии, системы управления регионом и т.д.
Основные этапы развития целевого управления. Проблемы це-леполагания долгое время были предметом исследования философов [1.4, 4.13 и др.]. психологов [4.20], кибернетиков [4.1, 4.8, 4.21 и др.]. Но начиная с 60-х г.г. эти проблемы начинают становиться объектом серьезного исследования в экономике и теории управления [8, 1.49,4.7,4.12,4.14+4.19,4.23,4.25 и др.].
Осознание роли цели и целеустремленности в системах управления привело к созданию в зарубежных странах так называемых "думающих" фирм и корпораций типа RAND, занимающихся разработкой прогнозов развития, формированием и анализом структур целей ("деревьев целей") вначале в области управления военным потенциалом (для чего была разработана методика ПАТТЕРН [4.12], характеризуемая в следующем параграфе), затем обратились к изучению целеустремленных систем, стремящихся к идеалу [4.1]. Развитием этих исследований явился ряд работ по прогнозированию и перспективному планированию на различных фирмах и на общегосударственном уровне в США (подробнее см. в параграфе 4.2).
Справедливости ради следует отметить, что в истории нашей страны имеется также определенный практический опыт целевого Управления, в т. ч. использующий результаты теоретических исследований.
|
Целевое управление и планирование в нашей стране использовалось с 1918 г. (план ГОЭЛРО).
Однако в дальнейшем идея перспективного планирования превратилась в пла-чирование "от достигнутого", в разработку жестких директив на очередную пятилет-^ без прогнозирования структурных сдвигов в организации управления промыш-^нностыо и народным хозяйством в целом.
235
|
В середине 60-х годов была предложена концепция программно. целевого планирования и управления', следствием чего явило<^ включение категории "цель" в систему экономических и управленче ских понятий и решений на самых высших уровнях руководства страной и экономикой.
В 70-е годы исследования отечественных ученых развили кон. цепцию роли цели в управлении как побуждения к деятельности. помогли осознать необходимость замены жесткого планирования, осуществляемого в форме разработки Директив на пятилетку, разработкой комплексного прогноза (впоследствии названного Коц. плексной программой развития научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий) на 20 лет и Основные направлений экономического и социального развития страны на 10-15 лет [4.24]. l
Обратим внимание, что эти нововведения реализовали на практике первую в В рассмотренных в параграфе 1.5 гл. 1 закономерностей целеобразования - завися-• мость цели от времени и изменение ее по мере познания, развития системы. И
Была осознана также полезность привлечения к процессам про. ^ гнозирования и перспективного планирования (т. е. к процессам це-леобразования), широкой научной общественности - такой термин был введен в тот период для обобщенного названия компетентных специалистов, которых стали привлекать к разработке прогнозов и основных направлений развития страны, создавая соответствующие комиссии при Академии наук СССР, Госплане СССР и Государственном Комитете по науке и технике Совета Министров СССР.
Это решение частично обеспечивало условия для реализации второй закономено-сти целеобразования - учета внутренних потребностей, мотивов, программ посредством представителей различных слоев населения, включаемых в состав комиссий.
Такие комиссии формировались на общественных началах из наиболее компетентных представителей научной общественности разных республик и областей страны. Они разрабатывали прогнозы и предложения к "Основным направлениям экономического и социального развития..." по отраслям, группам отраслей и межотраслевым проблемам.
При разработке и представлении этих документов использовались мстодИМ структуризации целей (что также реализует теоретические исследования закономерностей целеобразования и структуризации целей).
|
Учитывая территориальную разобщенность членов комиссии, их работа в основном осуществлялась в форме сбора письменных обоснованных предложений (типа "сценариев") от членов комиссий, периодических совместных обсуждений их точа зрения на заседаниях комиссий и подготовки обобщенных документов (Предложений к Комплексной программе экономического и социального развития страны). которые затем передавались в Совет Министров СССР и ЦК КПСС для разработки Основных направлений на очередные 10 лет и пятилетних планов.
' Косыгин А.Н. Повышение научной обоснованности планов - важнейшая задача плановых органов/УПлановое хозяйство, 1965. № 4, с. 3 ••- 28.
236
В результате к работам этого масштаба привлекалось не только правительство и ЦК КПСС, но и значительное число наиболее активных и компетентных членов общества - ученых из академий наук. научно-исследовательских институтов и вузов. руководителей, научных сотрудников предприятий и учреждений и т. п.
Кроме того, проект Основных направлений экономического и социального раз-витня страны на очередные 10-15 лет широко публиковался в периодической печати. и любой гражданин имел право внести свои корректировки и новые предложения (а партийным организациям такая работа предписывалась как обязательная с обсуждением на партийных собраниях), что также способствовало реализации второй закономерности целеобразования.
Аналогичную работу предписывалось [4.24] проводить не только на уровне страны, но и на уровне регионов, отраслей, научно-производственных объединений, которые к тому времени стали создаваться для совершенствования планирования и управления промышленностью (двухступенчатое управление отраслью). Это опять-таки соответствовало теоретическим рекомендациям о необходимости расчленения большой неопределенности на более обозримые, что способствует повышению объективности принимаемых управленческих решений.
Таким образом, теоретически были созданы условия для участия в прогнозировании и целеобразовании всех желающих. Другое дело, что на практике привыкшие к директивам коллективы промышленных предприятий и других организаций, редко пользовались предоставляемыми правами, да и обработка полученных предложений с использованием традиционных методов "голосования", т. е. принятия решений по большинству однотипных предложений, не позволяли вынести "редкие" (как правило, содержащие радикальные перспективные предложения) и противоречивые мнения не только на страницы печати, но и для обсуждения на уровень общегосударственных органов управления страной.
Иными словами, "механизм" целевого управления, система прогнозирования были созданы, но нуждались в дальнейшем совершенствовании, разъяснении их роли в управлении обществом, создании соответствующих методов и методик прогнозирования, структуризации и анализа целей, оценки предложений.
На какой-то период реформы 70-х годов, часто кратко именуемые косыгинскими (поскольку их инициатором в правительстве был А.Н.Косыгин), позволили повысить эффективность народного хозяйства.
Однако во многих случаях программно-целевое планирование вновь свелось к разработке целевых программ и планов небольшими коллективами аппарата управления и принуждению к выполнению этих программ и планов коллективов работников, которым была отведена пассивная роль в целеобразовании и для которых эти Целевые документы оставались требованиями, диктуемыми свыше, принуждением, а не побуждением к действию.
Кроме того, даже в тех случаях, когда с помощью программно-целевых методов Управления руководители, понимающие кризис прежних форм и методов управления, пытались активизировать работников, повысить их заинтересованность в ре-чупьтатах своего труда (и тем самым производительность труда), они наталкивались на пассивность подавляющего большинства работников, привыкших к директивному планированию.
237
Попытки повысить активность работников предприятий и организаций с помощью внедрения методов хозрасчета к самофинансирования в условиях прежней командно-административной системы управления привели к стандартизации и этих новых форм управления (директивно определяемые формы хозрасчета), не позволили в полной мере реализовать самоорганизацию и самоуправление на уровне предприятий и организаций.
Переход к новым экономическим отношениям, ориентированным на активизацию граждан и стимулирование их труда с помощью возврата права частной собственности и внедрения рыночных механизмов регулирования товарообмена между производителями и владельцами товаров, активизировал определенную часть населения, потребовал введения новых форм управления.
В новых условиях предполагалось, что роль комиссий для разработки прогнозов желаемого будущею и закрепления принципов, реализующих это будущее, в законодательстве страны должны играть работающие на постоянной основе с соответствующим финансированием комитеты и комиссии вначале - при Верховных Советах, теперь - при Федеральном Собрании, а разработка основных направлений развития и перспективное планирование части промышленности и социальной сферы, регулируемых государством. - функции правительства страны.
Перестройка была ориентирована на большие возможности для реализации принципов самоуправления на всех уровнях - региональном, городском, районном, предприятий и организаций.
В этих условиях роль целеобразования, организации процессов перспективного планирования на всех уровнях управления существенно возрастает и повышается потребность в изучении, разработке и использовании методов и методик организации этого процесса.
Помощь в организации процессов формирования целей могут оказать закономерности систем и закономерности целеобразования, методики структуризации целей и автоматизированные диалоговые процедуры, рассматриваемые в данной главе.
Прежде всего, руководители предприятий и организаций сталкиваются с проблемой формулирования общей (глобальной цели, которую, как правило, вначале стремятся сформулировать в виде "цели-идеала".
Третья из рассмотренных в 1.5 гл. 1 закономерностей целеобразования предупреждает, что эту цель практически невозможно сформулировать сразу конкретно. а можно фактически определить только область цели. проблемной ситуации, для уточнения которой - свести задачу формулирования обобщенной цели к задаче ее структуризации. В то же время определить эту область все равно нужно и достаточно сложно, поэтому рассмотрим вначале проблему формулирования обобщенной "цели-идеала". характеризующей область структуризации цели.
Использование закономерности эквифинальностн при формулировании цели. Формулирование "цели-идеала" связано с системой ценностей личности, общества, форм существования сообщества -города, региона, страны и т. п. 238
Система ценностей определяет желаемое будущее, предельный уровень развития личности или сообщества. В теории систем этот предельный уровень, как было отмечено в гл. 1, характеризуется закономерностью эквифинальности. Потребность во введении этого понятия возникает, начиная с некоторого уровня сложности систем. В то же время живые организмы по мере эволюции усложняются, и в разные периоды их жизни можно наблюдать различные состояния эквифинальности. В наибольшей мере это проявляется у человека, что является предметом изучения многих исследователей — биологов, философов, инженеров.
В качестве примера можно рассмотреть следующие основные уровни (которые исследователи называют по разному):
материальный уровень, который определяется врожденными потребностями и программами человека (самосохранение, т. е. поесть, поспать, одеться, иметь материальные блага разного рода);
эмоциональный (доступные развлечения, эстетическое восприятие мира. потребность в проявлении и реализация чувств восхищения, любви и т. п.);
семейно-общественчый (реализация программы продолжения рода, создания условий для воспитания потомства, ассоциирующихся традиционно с семьей, семейно-общественным укладом жизни);
социально-общественный, определяемый соответствующими правилами сообщества того или иного типа, закрепляемыми в законодательстве, этических нормах. традициях и т. п. (история изучает развитие представлений об этом уровне в различных общественных формациях);
интеллектуальный, для которого характерна специфическая система ценностей, ориентированная главным образом на развитие творческих способностей личности (примером можт служить атмосфера академгородков в начальный период их развития).
Разумеется, у сформировавшейся личности присутствуют все уровни. Возможно, каждый последующий вид включает необходимость достижения предыдущих. Однако, имеются и иные точки зрения: у интеллектуально развитой личности могут быть не решены не только семейные проблемы, но и материальные (по представлениям тех, у кого этот названный первым уровень является приоритетным). И уж, по крайней мере, в различные периоды жизни индивида рассмотренные ценности занимают различное место в их жизни, приоритеты различны у разных народов и изменяются по мере развития человека и цивилизации.
Так, например, "американская мечта" начального периода развития капитализма в Америке - свой дом, сад (первый из названных уровней). Мечта-идеал молодых людей 60-х гг., отраженная в одной из популярных песен того периода, - "...А я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги..." (эмоциональный уровень). Продолжая примеры, можно было бы вспомнить христианские заповеди (ориентированные на Уровень культуры и этики), моральный кодекс строителя коммунизма и т. д.
Для нас более интересным является социально-общественный Уровень развития социума и его образований - города, региона, государства.
Здесь прежде всего можно опереться на исследования В.И.Вернадского и его Последователей. В этих трудах нет упоминания об эквифинальности по-Берталанфи, во они могут помочь ответить на вопросы, нерешенные автором этой закономерно-cn^. Мировоззрение Вернадского связано с представлением о сфере разума - ноосфе-Ч (термин был предложен французским исследователем Э.Леруа) как уровне разви-
|
239
тия сообщества людей, отличном от геосферы и биосферы, существовавших до появления человека. Развивая его учение, некоторые философы предлагают понятия пневмосферы (духовной сферы)', этасферы (сферы этики), сферы нравственности.'2
В настоящее время в исследованиях В.Н.Сагатовского [4.22] формулируются характеристики существующего и перспективного уровней существования человечества - антропоцентризма и антро-покосмчзма (термин введен в 1944г. биологом Н.Г.Холодным).
В упрощенном изложении антропоцентризм является следствием принятого человечеством принципа - "человек - царь природы". В развитии этот принцип - "человек - царь зверей", и далее - вообще каждый должен стремиться к верщивс "пирамиды'* ("каждый солдат должен стремиться стать генералом" - модель римского легиона по И.В.Бсстухсву-Ладе). Отсюда - эгоцентризм, человек - центр миро. здания, повелитель, ресурсы природы - на службу человеку, между людьми, сообществами и природой - противоречия, конфликтные ситуации, их крайние проявления - мировые войны, тоталитаризм, разрушение ресурсов Земли, экологические проблемы; и как результат - угроза гибели человечества (прогнозы Римского клуба) и необходимость поиска путей выхода из сложившегося многоаспектного кризиса.
Антропокосмизм представляется по-Сагатовскому обществом, идеал которого - не подчинение мира самоутверждающемуся человеку, а состояние ноосферы, где человек сознательно стремится к гармонизации негэнтропинных тенденций общества и природы. Личность и народ, принявшие такое мировоззрение, не абсолютизируют свои права и свободы, а стремятся к сотворчеству с другими людьми в народами, стремятся найти компромиссы, найти свою социальную нишу, аналогично экологическим нишам, сложившимся в природе.
В.Н.Сагатовский употребляет для характеристики такого состояния термин "развивающаяся гармония" и свою концепцию поясняет популярно в стихотворной форме3:
"Любой из нас Вселенная-Монада. Любой прекрасен и неповторим. Антропо- Но каждый каждому мы о своем кричим, центризм И каждый прав...
А ведь всего-то надо
Прорвать самовлюбленности блокаду Антропо- И все пути в один направить Рим космизм (Путем единым, но путем своим)."
Конечно, проблема согласования локальных и глобальных критериев трудно разрешима даже в формализованных моделях (см., например, известную проблему согласования критериев по-Паре-то). Однако в сложных системах при принятии решений используются не только формальные модели: системный анализ, в частности, рекомендует сочетание формальных и неформальных моделей, использование методов активизации интуиции и опыта специали-
' Флоренский П.А. Марксизм и микрокосм//Богословскис труды. - М.: 1983, т. 24, с. 237.
2 Идею многоуровневой иерархии этих сфер предложил Р.М.Петрусснко (г. Ростов-на-Дону).
3 В.Сагатовский. Обрыв в голубизну. - Симферополь: Изд-во "Таврия", 1991, с. 67.
240
стов - лиц, принимающих решения - носителей системы ценностей, которые могут и должны разрешить противоречия с учетом здравого смысла, необходимости сохранения человечества, региона, страды, Земли. И именно в этом большую роль играют рассматриваемые исследования и необходимость их использования при определении "цели-идеала".
Применительно v обществу профессор Санкт-Петербургского государственного технического университета В.А.Жуков предлагает выделять более детализированные уровни развития человека и сообщества":
ситуативное пространство смыслов, в котором каждый индивид (или социальная группа, народ, регион, страна) рассматривает другого (другую общность) инструментально, т.е. как средство для достижения своих целей;
социальное пространство, в котором личность стремится ставить социально значимые цели (достижение власти, должности, богатства и т. п.), а цели сообщества могут признаваться выше индивидуальных и возможно даже подавление локальных подцелей ради достижения общей цели (такую модель системы или общины, стремящейся к идеалу, предлагают, в частности, Р.Акофф и Ф.Эмсрн [4.10;
пространство культуры, в котором другой человек (другое сообщество) рассматривается как партнер по воспроизводству культуры и ее развитию; каждый начинает считаться с правом на существование другого и строить модели своего поведения с учетом этого факта: отношения между людьми (сообществами) решаются не большинством голосов, а взаимным дополнением, во взаимных добровольных уступках, на основе диалога, отвергающего оценочное отношение к партнеру и допускающего право на ошибку;
пространство "вечных" смыслов, в котором другой человек, народ, страна воспринимаются как неповторимое, самобытное творение, самоценность; для этого пространства характерно не только признание прав," на существование других, но и интерес к другому, к его системе ценностей, и даже потребность в их заимствовании, объединении в совместных моделях.
Классический капитализм, регламентируемый первой американской конституцией, основанной2 на философии Гоббса (которому принадлежит высказывание "человек человеку волк"), на индивидуализме, конкуренции, соответствует первому из названных пространств.
Мечтая об общине, стремящейся к идеалу, американец Р.Акофф и англичанин Ф.Эмери (4.1] предложили принципы, соответствующие социальному пространству, формулируя на их основе рассмотренную выше систему ценностей.
В большинстве работ цели региона формулируются либо только с учетом развития экономики (на материальном уровне), либо с ориентацией на человека ставятся задачи обеспечения условий жизнедеятельности населения (что раскрывается, опять-таки, в большинстве случаев в рамках экономических проблем и социального "беспечения).
Жуков В. А. Высшая школа - социальный институт или часть культуры?//По-"итеявик. № 27. 22.12.94. 2 Янов А. Русская идея и 2000 г. //Нева, 1990, J” 9, с. 145.
|
241
Однако появляются работы [4.10], в которых при формулировании целей управления регионом, наряду с задачей "улучшение качества жизни местного сообщества", ставится задача - "увеличение его вклада в развитие страны", т. е. более общей системы, от состояния которой в силу закономерности целостности зависит качество жизни и развитие региона.
В заключение еще раз констатируем необходимость учета при формулировании целей управления городом, регионом, страной закономерности эквифинальности и возможных ее проявлений в форме уровней или пространств типа рассмотренных.
Однако, при этом обратим внимание на сложность реализации желаемого уровня (пространства) на практике, поскольку в силу второй из рассмотренных в главе 1 закономерностей целеобразова-ния формулирование и реализация целей зависит от внутренних
факторов, т. е. от уровня развития населения, проживающего в регионе.
Поэтому в задачи управления, особенно местного самоуправления должна входить, как одна из наиболее важных, задача целеоб-разования - формулирования "цели-идеала", во имя которой нужно повышать производительность труда, увеличивать благосостояние и т. д. И здесь нет готовых рецептов. Важна системность мышления, умение анализировать конкретные ситуации.
Руководителям необходима культура и предостережения от использования гото;
вых формальных моделей или удобных аналогий; необходимо понимать, что спектр ценностных ориентации лежит между первоначальной "американской мечтой", ориентированной на право частной собственности каждого человека на дом и сад, до мечты Н.Г.Холодного о том, что при переходе к мировоззрению аятропокосмю-ма "Весь мир становится отныне его (человека) домом, его садом..." ' [4.22].
При формулировании "цели-идеала" руководителям необходимо не осуждение ценностей других народов и не слепое заимствование их, а учет менталитета, ценностных ориентации своего народа, жителей своего региона.
Для реализации стремления руководителя к объективному выбору "цели-идеала" полезно учитывать рассмотренные выше закономерности целеобразования. В частности, - закономерность зависимости цели не только от требований надсистемы и других внешних факторов, но и от внутренних факторов. А для этого нужно "измерять" уровень подготовленности населения к введению тех или иных нововведений путем социологических опросов, и в качестве одного из приемов, помогающего в целеобраэовании, - учитывать рекомендацию о "расщеплении" цели, приведенную в разделе 1.5 главы 1 и в [4.8, 4.21].
' Н.Г.Холодный. Мысли дарвиниста о природе и человеке. - Ереван: 1944. 242
Для уточнения формулировки обобщенной цели-идеала и ее детализации необходимо применять методики структуризации, анализировать варианты структур целей и функций, выбирать из них наиболее значимые для конкретного периода развития системы, что и рассматривается в последующих разделах.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!