Модуль зубьев по ГОСТ 9563-80 — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Модуль зубьев по ГОСТ 9563-80

2020-11-19 1871
Модуль зубьев по ГОСТ 9563-80 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ряды Модуль, мм
1-й 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12
2-й 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14

Примечание. При назначении модулей 1-й ряд следует предпочитать 2-му.

 

Значение модулей m < 2 мм в приводе главного движения использовать не рекомендуется из-за возможности большого понижения несущей способности в результате износа, повышенного влияния неоднородности материала, опасности разрушения при перегрузках.

Основные геометрические соотношения для некорригированных передач внешнего зацепления приведены в табл. 2.31.

Таблица 2.31

Геометрические параметры цилиндрических передач внешнего зацепления

 без смещения, мм

 

Шаг зубьев, мм p = πm
Диаметр делительной окружности, мм d = mz /cosβ
Диаметр окружности вершин, мм da = d + 2 m
Диаметр окружности впадин, мм df = d – 2,5 m
Межосевое расстояние, мм a = m (z 1 + z 2)/(2cosβ)
Передаточное число u = z 2/ z 1
Коэффициент торцового перекрытия εα = [1,88 – 3,2(1/ z 1 + 1/ z 2)]cosβ
Коэффициент осевого перекрытия εβ = b sinβ/(π m)

Примечание. Передаточное число u по ГОСТ 16532-70 определяется как отношение большего числа зубьев к меньшему независимо от того, как передается вращение: от z 1 к z 2 или от z 2 к z 1.

Ширина зубчатых колес выбирается в соответствии с установленными эмпирическими соотношениями. В приводах главного движения для уменьшения концентрации нагрузки при высокой твердости зубьев и высоких окружных скоростях рекомендуется применять относительно неширокие колеса и придавать зубьям бочкообразную форму. Для прямозубых колес ширина зубчатого венца b = (6…10) m, для косозубых колес – b = (8…16) m. Коэффициент ширины колес ψ ba = b 2/ a рекомендуется принимать равным 0,1 – 0,2. Численные значения ψ ba регламентированы ГОСТом: 0,100; 0,125; 0,160; 0,200; 0,250 и т.д.

Учитывая возможное осевое смещение зубчатых колес при сборке передачи, ширину венца шестерни принимают на несколько миллиметров большей, чем ширину венца колеса:

 

b 1 = 1,12 b 2.

 

Межосевое расстояние a по возможности рекомендуется округлять по ряду Ra 40:…80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130, далее через 10 до 260 и через 20 до 420.

Минимальное число зубьев у меньшего зубчатого колеса обычно ограничивается условием неподрезания зубьев у основания, для некорригированных передач z min = 17.     В станкостроении минимальное число зубьев рекомендуется принимать z min = 21…24, а при работе передачи на высоких оборотах для уменьшения шума целесообразно брать z min≥ 25. Общие рекомендации по выбору числа зубьев шестерни некорригированной передачи  представлены в табл. 2.32.

Таблица 2. 32

Число зубьев шестерни

 

Угол наклона линии зуба,β Число зубьев шестерни
β = 0º z 1 ≥ 21
0º < β ≤ 12º z 1 ≥ 19
12º < β ≤ 17º z 1 ≥ 18
17º < β ≤ 21º z 1 ≥ 17

Примечание. Ограничение по условию неподрезания для косозубых колес.

 

В коробках скоростей металлорежущих станков числа зубьев колес подвижных зубчатых блоков выбираются по кинематическим условиям. По графику частот вращения для каждой передачи находят передаточное отношение и по табл. П22, исходя из условия равенства суммы зубьев Σ z ведущего и ведомого колес каждой группы передач при одинаковом модуле (сумма зубьев всех колес, находящихся между соседними валами, должна быть одинаковой) и в зависимости от передаточного числа u, определяются числа зубьев. В таблице приведены числа зубьев меньшего колеса передачи.

Таблица 2.33

Формулы для расчета сил в зацеплении

 

Сила, Н

Передачи

прямозубые косозубые
Окружная, Ft

2000 M / d

Радиальная, Fr Ft tgα Ft tgα/cosβ
Осевая, Fa отсутствует Ft tgβ
Нормальная, Fn Ft /cosα Ft /(cosαcosβ)

Примечание. α – угол зацепления. Для некорригированных передач α = 20°.

 

На зубчатые колеса при передаче крутящего момента действует нормальная сила Fn, приложенная в полюсе зацепления. Для удобства расчета валов и подшипников силу Fn раскладывают на три взаимно перпендикулярные составляющие: окружную силу Ft, радиальную Fr и осевую Fa. Формулы для определения данных сил по заданным значениям момента M (Нм) и диаметра d (мм) представлены в табл. 2.33.

 

Расчет зубчатых передач

 

При передаче крутящего момента под действием нормальной силы Fn и сил трения зуб находится в сложном напряженном состоянии. Решающее влияние на его работоспособность оказывают два основных напряжения: контактные напряжения σ Н и напряжения изгиба σ F. Для каждого зуба σ Н и σ F не являются постоянно действующими. Переменные напряжения являются причиной усталостного разрушения зубьев: поломка зубьев от напряжений изгиба и выкрашивание поверхности от контактных напряжений.        С контактными напряжениями и трением в зацеплении связаны также износ, заедание и другие виды повреждения поверхностей зубьев.

Поскольку в коробке скоростей привода главного движения зубчатые колеса закалены до высокой твердости, основным критерием их работоспособности является прочность на изгиб. С учетом того, что числа зубьев передачи выявляются на стадии кинематического расчета, расчет на прочность сводится к определению модуля по заданным числам зубьев с последующей проверкой на контактную и изгибную прочность (проверочный расчет).

 

 

 Расчет модулей зубчатых передач

 по критерию изгибной прочности

 

Модуль передачи по условию обеспечения изгибной прочности должен удовлетворять условию:

 

,

 

где YFS 1 - коэффициент формы зуба, рассчитываемый в зависимости от эквивалентного числа зубьев:

 

YFS = 3,47 + 13,2/ zE – 29,7 x / zE + 0,092 x 2;

 

где zE = z 1 – для прямозубых колес; zE = z 1/cosβ3 – для косозубых передач;

х – коэффициент смещения (для некорригированных колес х = 0);

YF β = 1 – для прямозубых колес, YF β = 0,8 – для косозубых колес;

KF = 1,3…1,5 – коэффициент расчетной нагрузки для шестерни. Меньшее значение принимается при расположении шестерни в середине вала между опорами. Большее значение – при нахождении шестерни рядом с опорой. Этот коэффициент при проверочном расчете подлежит уточнению;

М 1 – максимальный крутящий момент на шестерне, Нм. Рассчитывается по кинематической схеме привода;

z 1 – число зубьев шестерни;

ψ m = b / m = 6…10 – для прямозубых колес в подвижных зубчатых блоках;

σ FP 1 – допускаемое изгибное напряжение для материала шестерни, МПа.


Таблица 2.34

Пределы выносливости σ Flimb, σ Н limb и коэффициенты безопасности SF, SH при расчете на контактную и изгибную прочность

Вид термообработки

Марка стали

Твердость зубьев HRC

Модуль колеса m, мм

σ Hlimb, МПа

SH

σ Flimb, МПа

SF

на поверхности в сердцевине

Объемная закалка

50ХНМ; 40Х;

АЦ40Х и др.

45…55

4…6

17 HRC +200

1,1

550 1,85
1…4 500 1,85

Закалка ТВЧ по всему контуру

55ПП; У6; 35ХМ; 56…63

25…28

3…12

1050

1,2

900

1,75

40Х; 40ХН и др. 45…55 600
Закалка ТВЧ сквозная с охватом впадины

35ХМ; 40Х; 40ХН и др.

45…55

45…55

1…3

500
Закалка ТВЧ сквозная до переходной поверхности 400

Азотирование

35ХЮА; 55…67

24…40

1…6

650

38ХМЮА; 40Х; 40ХФА; 40ХНМА 50…59

Цементация с автоматическим регулированием процесса, закалка с повторного нагрева

12ХН3А;

20ХН3А;

20ХН2М и др.

58…62

30…40 1,5…6

1380

950

1,55

32…45 6…10

Цементация, закалка с повторного нагрева

12ХН3А;

20ХН3А; 20ХН2М

56…60

32…45

1,5…6

1300

800

1,65

4…10
20Х 27…32 1,5…4

750

Цементация, закалка с непосредственного нагрева 18ХГТ 56…60 30…43 1,5…6

Нитроцементация с автоматическим регулированием процесса, закалка с непосредственного нагрева

25ХГМ

58…60

32…45

1,5…2

1350

1,2

1000

1,55

25ХГТ 750
25ХГМ

56…60

32…45

1,5…4

750

1,65

25ХГТ 27…35 680

Нитроцементация, закалка с непосредственного нагрева

25ХГМ 32…45 750
25ХГТ 27…35 680

Допускаемое изгибное напряжение определяется приближенно по выражению:

 

σ FP = 0,4σ FlimbYN,

 

где σ Flimb – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба, табл. 2.34.

YN – коэффициент долговечности при изгибе:

 

,

 

где qF – показатель степени кривой усталости по изгибным напряжениям. Значение qF определяется по табл. 2. 35, при этом коэффициент YN не должен превышать максимального значения YN max;

NFE – эквивалентное число циклов перемены напряжений:

 

NFE = μ FN Σ,

 

где μ F – коэффициент приведения, табл. 2.35; N Σ – суммарное число циклов изменения напряжений за весь срок службы. Значение N Σ определяется приближенно для частоты вращения шестерни n 1 (мин-1) при максимальном крутящем моменте М 1:

 

N Σ = (55200…64400) n 1.

 

Меньшее значение N Σ принимается для универсального станка, большее – для специального. При NFE ≥ 4·106 коэффициент YN = 1.

 

Таблица 2.35

Показатели степени кривой усталости qF, qН

и коэффициенты приведения μ F, μ Н

 

Термообработка qF qH μ F μ Н YN max ZN max
Зубчатые колеса с однородной структурой материала, включая закаленные при нагреве ТВЧ со сквозной закалкой, и зубчатые колеса со шлифованной переходной поверхностью, независимо от твердости и термообработки их зубьев 6 6 0,038 0,125 4 2,6
Азотированные, цементированные и нитроцементированные зубчатые колеса с нешлифованной переходной поверхностью 9 6 0,016 0,125 2,5 1,8

Примечание. Коэффициенты приведения μ F и μ Н приведены для режима нагружения,  характерного для металлорежущих станков.

 

В проверочном расчете σ FP уточняется.

Если зубчатая передача входит в подвижный зубчатый блок, то модуль m, определяется для каждой передачи, затем из полученных значений выбирается наибольшее и округляется в большую сторону по ГОСТ 9563-80.

После вычисления модуля определяется межосевое расстояние a (табл. 2.31), рассчитываются основные геометрические параметры передачи (табл. 2.31), выявляется окружная скорость колес и назначается степень точности передачи.

Если передача косозубая, то после выявления модуля m, выбирается угол β из условия коэффициента осевого перекрытия εβ ≥ 1,1:

 

β ≥ arcsin(4 m / b 2).

 

Рис. 2.31. Косозубые передачи с заданным межосевым расстоянием

 

Рекомендуемое значение β = 8…18°. Затем уточняется межосевое расстояние а       (см. табл. 2.31). Если межосевое расстояние уже задано (например, конструкция на            рис. 2.31), уточняется суммарное число зубьев: Σ z = (2 a cosβ)/ m с последующим округлением до целого числа  в меньшую сторону и уточнением фактического значения угла β до шестого знака после запятой:

 

β = arcos(Σ zm /(2 a)).

 

 

 Коэффициенты расчетной нагрузки

 

По ГОСТ 21354 – 87 коэффициенты расчетной нагрузки определяются как произведение коэффициентов:

 

K F = K FA K F αK F βK FV,

 

K H = K HA K H αK H βK HV,

 

где K A - коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку; Kα - коэффициент распределения нагрузки между зубьями, Kβ - коэффициент концентрации нагрузки;             K V - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку.

Концентрация нагрузки и динамические нагрузки различно влияют на прочность по контактным и изгибным напряжениям. Соответственно различают:

· K H = K HA K H αK H βK HV - в расчетах по контактным напряжениям;

· K F = K FA K F αK F βK FV - в расчетах по напряжениям изгиба.

Коэффициент внешней динамической нагрузки K A в приводах главного движения металлорежущих станков следует принимать K HA = K FA = 1,25.

 


Таблица 2.36

Коэффициенты K F β и K Н β

 

Угол наклона зубьев

Расположение передач

симметричное

вблизи опоры

консольное

Жесткость вала

любая

высокая

средняя

высокая

средняя

Степень точности по нормам плавности

4,5,6 7 8 4,5,6 7 8 4,5,6 7 8 4,5,6 7 8 4,5,6 7 8

K F β, K Н β

0,2

β = 0º 1 1,05 1,07 1,05 1,07 1,1 1,1 1,12 1,13 1,1 1,1 1,15 1,2 1,2 1,25
β > 0º 1 1,07 1,1 1,07 1,1 1,14 1,14 1,17 1,18 1,14 1,14 1,21 1,28 1,28 1,35

0,3

β = 0º 1,05 1,07 1,1 1,08 1,1 1,15 1,18 1,2 1,2 1,15 1,2 1,25 1,2 1,3 1,35
β > 0º 1,07 1,1 1,14 1,11 1,14 1,21 1,25 1,28 1,28 1,21 1,28 1,35 1,28 1,42 1,49

0,4

β = 0º 1,05 1,1 1,15 1,1 1,15 1,2 1,2 1,25 1,3 1,2 1,25 1,3 1,3 1,4 1,45
β > 0º 1,07 1,14 1,21 1,14 1,21 1,28 1,28 1,35 1,42 1,28 1,35 1,42 1,42 1,56 1,63

0,6

β = 0º 1,1 1,15 1,2 1,15 1,2 1,3 1,3 1,35 1,45 1,3 1,35 1,45 1,45 1,6 1,65
β > 0º 1,14 1,21 1,28 1,21 1,28 1,42 1,42 1,49 1,63 1,42 1,49 1,63 1,63 1,84 1,91

0,8

β = 0º 1,1 1,2 1,3 1,2 1,3 1,4 1,4 1,5 1,6 1,4 1,5 1,6 1,6 1,8 1,9
β > 0º 1,14 1,28 1,42 1,28 1,42 1,56 1,56 1,7 1,84 1,56 1,7 1,84 1,84 2,12 2,26

1

β = 0º 1,15 1,25 1,35 1,25 1,35 1,5 1,5 1,6 1,75
β > 0º 1,21 1,35 1,49 1,35 1,49 1,7 1,7 1,84 2,05

Примечание. Коэффициенты K F β и K Н β приведены для зубчатых колес, используемых в коробках скоростей и редукторах станков.

 


Коэффициент распределения нагрузки между зубьями Kα определяется в зависимости от степени точности (n СТ) изготовления зубчатых колес по нормам плавности. Для прямозубых передач:

 

K H α = 1 + 0,06(n СТ – 5), при 1 ≤ K H α ≤ 1,25.

 

Для косозубых передач при твердости поверхностей зубьев шестерни H1 > 350HB и колеса H2 > 35HB:

 

K H α = 1 + 0,15(n СТ – 5), при 1 ≤ K H α ≤ 1,6.

 

В расчетах на прочность по напряжениям изгиба полагают K F α = K H α, для прямозубых колес K F α =1. Отметим, что для точно изготовленных передач K H α = 1.

Коэффициенты K F β и K Н β, учитывающие концентрацию нагрузки по ширине зубчатого венца, зависят от расположения колес относительно опор, материала передачи, ширины венца и степени точности передачи. При конструировании передачи необходимо учитывать все факторы, влияющие на концентрацию нагрузки, и в первую очередь учитывать жесткость валов, опор и корпусов. Приближенные значения K F β и K Н β определяются по табл. 2.36.

Коэффициенты K FV и K Н V выбирают по табл. 2.37 в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности, твердости зубьев, наклона зуба и окружной скорости. Коэффициент K FV = K Н V при условии, что оба колеса передачи закалены до высокой твердости H > 350HB.

Таблица 2.37

Коэффициенты K FV и K Н V динамической нагрузки

 

Степень точности

, мм

Угол наклона зубьев

Окружная скорость V, м/с

1…3 3…6 6…9 9…12 12…15 15…18 18…24

5

10…100

β = 0º 1 1,05 1,05 1,1 1,1 1,15 1,15
β > 0º 1 1,025 1,025 1,05 1,05 1,075 1,075

100…200

β = 0º 1 1,05 1,1 1,15 1,15 1,2 1,3
β > 0º 1 1,025 1,05 1,075 1,075 1,1 1,15

6

10…100

β = 0º 1 1,05 1,1 1,1 1,15 1,2 1,25
β > 0º 1 1,025 1,05 1,05 1,075 1,1 1,125

100…200

β = 0º 1,05 1,1 1,15 1,2 1,2 1,3 1,35
β > 0º 1,025 1,05 1,075 1,1 1,1 1,15 1,175

7

10…100

β = 0º 1 1,05 1,1 1,15
β > 0º 1 1,025 1,05 1,075

100…200

β = 0º 1,05 1,1 1,15 1,25
β > 0º 1,025 1,05 1,075 1,125

8

10…100

β = 0º 1 1,1 1,15
β > 0º 1 1,05 1,075

100…200

β = 0º 1,05 1,15 1,2
β > 0º 1,025 1,075 1,1

Примечания: 1. Коэффициенты K FV и K Н V приведены для нормально и тяжело нагруженных зубчатых передач.

2. Коэффициенты K FV и K Н V приведены для зубчатых передач при H1 > 350HB и H2 > 350HB.

 

 Проверочный расчет цилиндрических зубчатых передач

 на выносливость при изгибе

 

Расчетное местное напряжение от изгиба рассчитывается в опасном сечении на переходной поверхности ножки зуба, МПа:

 

σ F = Ft K FYFSYF β Y ε/(bm) ≤ σ FP,

 

где Ft – расчетная окружная сила, Н (см. табл. 2.33); K F – коэффициент расчетной нагрузки при изгибе; YFS - коэффициент формы зуба; YF β = 1 – εββº/120 ≥ 0,7 – коэффициент, учитывающий наклон зуба; b – ширина зубчатого венца; Y ε – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев:

· для прямозубых передач Y ε =1;

· для косозубых передач при εβ < 1: Y ε = 0,2 + 0,8/εα;

· для косозубых передач при εβ ≥ 1: Y ε = 1/εα,

где εβ - коэффициент осевого перекрытия, табл. 2.31; εα - коэффициент торцового перекрытия, табл. 2.31.

Допускаемое напряжение изгиба σ FP, МПа:

 

σ FP = σ Flimb YNY δ YRYX / SF,

 

где σ Flimb - предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба, табл. 2.34.

YN - коэффициент долговечности при изгибе по формуле.

SF - коэффициент безопасности при расчете на изгиб, табл. 2.34.

Y δ - опорный коэффициент, отражающий чувствительность материала зубьев к концентрации напряжений:

 

Y δ = 1,082 – 0,172lg m,

 

где m – модуль зуба, мм.

YR – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности:

· при зубофрезеровании и шлифовании YR = 1;

· при полировании YR = 1,05…1,2:

a) цементация, нитроцементация, азотирование YR = 1,05;

б) нормализация и улучшение YR = 1,2;

в) при закалке ТВЧ, когда закаленный слой повторяет очертание впадины между зубьями YR = 1,05;

г) при сквозной закалке ТВЧ по всему сечению зуба YR = 1,2.

YX - коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса:

· при d ≤ 400мм, YX = 1;

· при d > 400мм, YX = 1,05 – 0,000125 d.

Допускаемое напряжение σ FP определяется раздельно для шестерни и колеса. Если хотя бы в одном случае расчетное напряжение σ F превысит допускаемое σ FP, необходимо либо изменять термообработку и материал колес, либо выбирать больший модуль m, с последующим пересчетом всех геометрических параметров передачи и проверкой контактной и изгибной прочности.

 

 Проверочный расчет на контактную выносливость зубьев

 

Расчетное контактное напряжение в полюсе зацепления, МПа:

 

,

 

где Ft - расчетная окружная сила, Н (табл. 2.33); K Н - коэффициент расчетной нагрузки при расчете по контактным напряжениям; b 2 - ширина зубчатого венца  колеса, мм; d 1 - диаметр делительной окружности шестерни, мм; u – передаточное число;

ZH - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления и определяемый по рис. 2.32, в зависимости от угла наклона зубьев β и суммарного коэффициента смещения X Σ: ZH = 1,76 для прямозубых передач при угле зацепления α = 20° и X Σ = 0;

ZЕ - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес: для стали при модуле упругости Е = 2,11·105 МПа и коэффициенте Пуассона n = 0,3, ZЕ = 274 МПа;

Z ε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:

· для прямозубых передач ;

· для косозубых передач ,

где εα - коэффициент торцового перекрытия, табл. 2.31.

Рис. 2.32. Коэффициент ZH

 

Допускаемое контактное напряжение σ HP, МПа:

 

σ HP = σ HlimbZNZLZRZXZV / SH,

 

где σ Hlimb - базовый предел контактной выносливости, табл. 2.34.

SH - коэффициент безопасности, табл. 2.34.

ZL = 1 - коэффициент, учитывающий влияние смазочного материала;

ZR - коэффициент, учитывающий параметр шероховатости поверхностей зубьев колес; ZR = 1 при Ra ≤ 1,25 мкм, ZR = (0,9…0,95) в остальных случаях;

ZX - коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса:

· при d ≤ 1000 мм: ZX = 1;

· при d > 1000 мм: .

ZV - коэффициент, учитывающий окружную скорость V, м/с: при H > 350HB определяется ZV = 0,925 V 0,05;

ZN - коэффициент долговечности:

 

·  при ;

·  при ,

 

где ZN max - максимальное значение коэффициента долговечности, табл. 2.35;

NHlim - базовое число циклов перемены напряжений; определяется в зависимости от твердости поверхности зубьев по Бринеллю по табл. 2.38.

Таблица 2.38

Базовое число циклов NHlim

 

H, HB 200 250 285 450 520 530 550 560 и более
NHlim 107 17·106 23,4·106 70·106 99·106 104·106 113·106 120·106

 

График для пересчета единиц твердости HRC и HV в единицы твердости по Бринеллю HB представлен на рис. 2.33.

NHE - эквивалентное число циклов перемены напряжений:

 

NHE = μ HN Σ,

 

где μ H - коэффициент приведения при расчете на контактную выносливость, табл. 2.35;   N Σ - суммарное число циклов изменения напряжений за весь срок службы.

 

Рис. 2.33. Соотношение твердостей HB, HRC, HV

Величины расчетных контактных напряжений одинаковы для шестерни и колеса, поэтому за расчетное допускаемое контактное напряжение принимают:

· для прямозубых передач наименьшее допускаемое контактное напряжение:                σ HP = min(σ HP 1; σ HP 2), где σ HP 1 - допускаемое контактное напряжение для шестерни,  σ HP 2 - допускаемое контактное напряжение для колеса;

· для косозубых передач: σ HP = 0,45(σ HP 1 + σ HP 2).

 

Конструкция зубчатых колес

 

Конструкция зубчатых колес зависит от геометрических размеров, способа получения заготовки, применяемого материала, технологии изготовления и других факторов.

При соотношении диаметров колеса и вала менее двух, или если толщина стенки в корпусе колеса между впадиной зуба и шпоночным пазом менее двух модулей, целесообразно давать конструкцию в виде вала-шестерни. В остальных случаях подобные конструкции – сборные с применением шпоночного или шлицевого соединения. Изготавливают зубчатые колеса из прутка при небольших габаритных размерах в условиях мелкосерийного производства (рис. 2.34, а) или ковкой в штампах (рис. 2.34, б) в условиях среднесерийного производства. Соотношения размеров зубчатого колеса следующие:

 

b = (6…10) m;      d СТ = 1,6 d;     S = 3 m;  

 

S СТ = 0,5(d СТd);   f = 0,6 m; C = (0,35…0,4) b;  

 

R ≥ 6 мм;      L СТ = (1…1,5) d;   D = mz,

 

где m – модуль зубьев, мм; d – внутренний диаметр ступицы (диаметр вала, на который устанавливается зубчатое колесо), мм; z – число зубьев на колесе. Выточки глубиной 1...2 мм на боковой поверхности зубчатого колеса (рис. 2.34, а) диаметром менее 80 мм допустимо не делать.

В коробках скоростей часто используются зубчатые блоки из двух колес (рис. 2.35) для переключения которых используются специальная вилка 1, соединяемая с подвижным блоком колес через радиальный шариковый подшипник 2. Длину ступицы колеса 3 необходимо согласовывать с расчетной длиной шпонки 4 по передаваемому крутящему моменту. Причем данное условие относится также и к одиночным зубчатым колесам.

Сборные конструкции зубчатых блоков применяются в приводах, если окружная скорость передачи более 6 м/с, поскольку профиль зуба необходимо шлифовать. При скоростях менее 6 м/с допустимо зубчатый блок делать монолитным с расстоянием между колесами в 6…8 мм для выхода долбяка при нарезании зубчатого профиля на колесе.

Располагаться зубчатые колеса на валу должны таким образом, чтобы ступицы колес находились на участке вала, передающим крутящий момент. Например, в схеме привода на рис. 2.12, а у первой пары колес, передающей вращение с первого вал на второй, ступицы у зубчатых колес должны находиться с разных сторон. У ведущего колеса слева, у ведомого – справа, так как именно на этих участках происходит закручивание валов. Ступицы способствуют выравниванию напряжений смятия в шпоночных (или шлицевых соединениях).

а)    б)

Рис. 2.34. Варианты формы зубчатого колеса получаемой:

а - точением из прутка; б - штамповкой с последующим точением

 

 

Рис. 2.35. Конструкция сборного зубчатого колеса

 

РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Ременные передачи широко применяются в приводах главного движения токарных, фрезерных и шлифовальных станков для сообщения вращательного движения, как валам коробок скоростей, так и непосредственно шпинделя.

Основные достоинства ременных передач обусловлены способностью смягчать ударную нагрузку при резании, обеспечивать плавную и бесшумную работу и возможностью вращаться с высокими окружными скоростями, что особенно актуально для современных режимов резания. Однако необходимо иметь в виду, что ременные передачи дают дополнительную нагрузку на опоры валов от сил предварительного натяжения ветвей ремня, не гарантируют постоянство передаточного отношения в передачи из-за возможности проскальзывания ремня по рабочей поверхности шкивов (в особенности при попадании масла) и обладают относительно невысокой долговечностью ремня.

В станкостроении в основном используются три разновидности ременных передач: клиноременная, поликлиновая и зубчато-ременная, основные технические характеристики которых приведены в табл. 2.39.

 

Таблица 2.39


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.252 с.