Эволюция учетного и ссудного процента — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эволюция учетного и ссудного процента

2020-11-19 105
Эволюция учетного и ссудного процента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Действителен с

Учетный процент Ссудный процент
1948 1 июля 5 6
  1 сентября - -
  15 декабря - -
1949 27 мая 4 12 5 1/2
  14 июля 4 5
1950 27 октября 6 7
1952 29 мая 5 6
  21 августа 4 1/2 5 1/2'
1953 8 января 4 5
  11 июня 3 1/2 4 1/2
1954 20 мая 3 4
  1 июля - -
1955 4 августа 3 1/2 4 1/2
1956 8 марта 4 1/2 5 1/2
  19 мая 5 1/2 6 1/2
  6 сентября 5 6
1957 11 января 4 1/2 5 1/2
  19 сентября 4 5

В эти месяцы постепенно были понижены также и до­стигшие во время корейского кризиса высокого уровня став­ки для минимальных банковских резервов.

«Прорыв вперед»

В эти годы во что бы то ни стало нужно было показать преимущества «количественной конъюнктуры», популяри­зировать «прорыв вперед». Приведу в качестве примера вы­держку из речи по случаю открытия Технической ярмарки в Ганновере в конце апреля 1953 года:

«Не буду даже касаться болтовни о том, будто спрос удовлетворен и потребительский рынок насыщен. Это прямо кощунство. Скажу о но­вых веяниях. За последние четверть года я не раз говорил, что мы должны стремиться вырваться из примитивности узко математических понятий о потреблении как об удовлетворении насущных потребностей. Это означает, что «долговечные» товары, как-то холодильники, стиральные машины, пылесосы и т. д. должны находить все большее распространение в немецком домашнем хозяйстве. И, главным образом, я имел в виду рабочие семьи.

На это мне возражали, что пенсионеры получают слишком мало, чтобы вообще помышлять о подобной роскоши. Само собой разумеется, что не с пенсионеров может начаться переход к более высокому уровню потребления. В Америке в свое время автомобили покупали вначале так­же не самые бедные. Но мы снова и снова констатируем: то, что сегодня считается роскошью, завтра становится предметом, спрос на который уже довольно широк, а послезавтра - товаром широкого потребления.

Если мы не сумеем преодолеть социальную неприязнь, если мы не сможем потерпеть того, что появляющиеся на рынке, в ходе развития техники, новые товары станут вначале достоянием только одних, - иног­да даже незаслуженно, - а не сразу всех, тогда мы все законсервируемся в искусственной бедности... Если мы не будем стремиться постоянно улучшать жизненные возможности нашего народа, мы подорвем этим основу для технического прогресса, а тем самым выйдем из круга циви­лизованных народов. Только расширив потребление, мы сможем и впредь участвовать в счастливом и здоровом мировом развитии».

Было ли это теорией или трезвым взглядом на будущее? Пусть об этом свидетельствуют кое-какие статистические данные:

Производство холодильников

  Число Стоимость продукции в млн. Н.М.   Число Стоимость продукции в млн. Н.М.
1949 Статистическим 28 1953 363600 158
1950 путем 40 1954 521 500 323
1951 не учтено 75 1955 588 700 241
1952 214 000 108 1956 800 000 373

Во время 2-ой Международной велосипедной и мото­циклетной выставки во Франкфурте-на-Майне 17 октября 1953 года я воспользовался случаем, чтобы выступить про­тив распространенного в то время аргумента, что нужно бо­роться против перегрузки улиц и дорог в результате возрос­шего моторизованного движения путем применения ограни­чивающих моторизацию мер:

«... Я считаю, что не дело государства вмешиваться в то, как каж­дый гражданин тратит свои деньги; т. е. государство не должно высту­пать в роли учителя морали. Пусть каждый будет счастлив по-своему... Далее я считаю, что и проблема транспорта и движения может быть решена только путем экспансии. Развивая моторизацию, нужно расши­рять старые и строить новые дороги».

Производство мотоциклов, мотороллеров и веломоторов повысилось с 143 800 в 1949 году до 290 800 в 1951 году и до 524 400 в 1953 году.

Ожидавшееся в этой области производства расширение можно было с еще большим основанием предвидеть в сек­торе легковых автомобилей. Уже тогда стал намечаться при­ток покупателей легковых автомашин из среды рабочих и служащих. В дальнейшем производство развивалось здесь еще более заметным образом; в то время, как в 1949 году выпуск показал цифру в 104 055 автомобилей, в настоящее время ежегодная продукция превышает 850 000 автомашин.

О пессимистах

В начале 1954 года распространилось мнение, будто го­ды подъема приходят к концу. Возникали опасения, и при­водились даже доказательства тому, что экспансивные силы и способности немецкого хозяйства начинают ослабевать. Все это подкреплялось учеными анализами положения. Я посчитал необходимым выступить против этого мнения:

«Темпы развития немецкого хозяйства по-прежнему опережают темпы развития народных хозяйств прочих европейских стран. Чтобы эта динамика не иссякла, надо заново оживить движущие силы конъ­юнктуры - стремление к рационализации, к капиталовложениям, а так­же готовность к расширению потребления.

Нет никаких логических причин, на основании которых должно было бы последовать ослабление этих движущих сил. Несмотря на до­стигнутые успехи в повышении жизненного уровня нашего народа, нельзя делать заключения, будто наступило насыщение в области пот­ребления.

Следовательно, все сводится к тому, что необходимо и дальше по­вышать производство, ибо только увеличив производство - и только этим путем - можно повысить народный доход, а, следовательно, и по­купательную способность, которая обеспечит сбыт...» [22]

Далее, подводя итоги 1954 года, я говорил:

«Если по ряду причин невозможно добиться оптимальной пропор­ции между капиталом, образуемым из вкладов по сбережениям, инвести­ционными нуждами народного хозяйства и потреблением, тогда я счи­таю, что в теперешней ситуации выгоднее сохранить потребительскую конъюнктуру, идя при этом на риск затруднений в области капитало­вложений, чем, наоборот, пытаться за счет сокращения потребления уве­личить вклады по сбережениям, но иметь тогда дело с затруднениями в области сбыта». [22]

 

 

Людвиг Эрхард. "Благосостояние для всех" - Глава IV. Овладение высокой конъюнктурой

 

Тот, кто смотрел вперед, уже в 1954 году видел наме­чающийся переход к следующему, пятому периоду в непро­должительной истории рыночного хозяйства. Я имею здесь в виду переход к фазе высокой конъюнктуры. Выдвигалась новая задача, не так легко разрешимая. В первую очередь возникал вопрос эффективного противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры.

Разрешение этой задачи оказалось настолько трудным, что многие были склонны видеть одну лишь эту проблемати­ку, забывая о том, какие огромные успехи были достигнуты во всех областях хозяйственной и общественной жизни. С середины 1956 года во все возрастающей мере удалось сов­ладать с угрозой хозяйственной деградации. После заторможения экономического подъема переход к спокойному и постоянному прогрессу можно считать обеспеченным.

Ко второй части этой задачи - совладание с легкой ин­фляцией цен - мы еще вернемся.

Совершившийся в 1954 году переход к высокой конъ­юнктуре наглядно виден из индексовых показателей про­мышленной выработки на этой фазе.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.