Выбор супруга — важнейший и ответственнейший шаг в жизни человека — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Выбор супруга — важнейший и ответственнейший шаг в жизни человека

2020-12-07 93
Выбор супруга — важнейший и ответственнейший шаг в жизни человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как выбирать супруга

http://karizha.ru/

ВЫБОР СУПРУГА — ВАЖНЕЙШИЙ И ОТВЕТСТВЕННЕЙШИЙ ШАГ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его

Пс 126, 1

Молодая, юная душа, вступающая в брак, помни, что нет в жизни более ответственного, более значимого, более влияющего на всю жизнь решения, чем решение вступить в брак и выбор супруга. Да подаст тебе Господь осознать это и сделать все необходимое, чтобы избежать роковой ошибки. От твоего решения будет зависеть — проживешь ли ты эту жизнь радуясь или с горькими слезами; почерпнешь ли ш в браке новые силы, или ты согнешься под непосильным игом и захиреешь или, что еще хуже, сломишься и погибнешь духовно (а может быть, и физически), как погибают многие

Счастье, если личная свобода в браке сменилась добровольным подчинением благочестию, но горе, если это будут цепи греха и страстей.

Старица Ардалиона (из Усть-Медведицкого Донского монастыря) имела одно время около себя послушницу, хотя и привязанную к ней, но чуждую по духу и своевольную. Много страдала из-за нее старица, пока послушница сама не ушла от нее, поняв, ч го выбрала путь не по силам. Старица так отзывалась о времени, когда она жила со строптивой послушницей: «Живя с ней, я чувствовала себя так, как чувствовал бы себя живой человек, к которому привязан труп». Так переживала старица присутствие чуждой ей по духу души.

Недаром существует старая русская поговорка: «Чтобы узнать человека, надо съесть с ним два пуда соли», т. е. тесно общаться с ним длительное время.

Мы слышали рассказ одной женщины, к которой приходила ее умершая сестра, чтобы предупредить ее о загробной участи тех, кто не помнит о Боге и Его заповедях. Она говорила, чю нечестивые люди там, за гробом, так же «бранятся, злобятся и грызут друг друга, как это они делали на земле. В этом и есть сущность мучения», — пояснила умершая. И если несчастный брак вылился в постоянную духовную борьбу взаимное непонимание, укоры, ссоры и брань, то не приобщатся ли супруги еще здесь, на земле, к мукам ада? А такие браки так ли уж редки?

Апостол Павел, сочетавший неизмеримые глубины духовного озарения с практичностью жизни в мире, предупреждает брачующихся: «Таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жал ь» (1 Кор. 7, 28) Он говорит также, что брак может отразиться и на духовной жизни, на стремлении угождать Богу.

Наблюдая жизнь, можно встретить много случаев изменения мировоззрения под влиянием супруга. Вот два из них, лично известные автору.

Молодая женщина тянется ко Христу, находит вкус в чтении Добротолюбия и говорит о нем: «Если бы оно мне было известно раньше, я не вышла бы замуж».

Но муж у нее атеист и человек сильной воли. И его влияние победило: душа женщины не выдержала раздвоения — она не смогла «служить двум господам» и... выбрала мужа, оставила Бога, молитву, порвала с кругом верующих людей, чтобы ничто не напоминало ей о прошлом. Другой случай: муж имел церковное посвящение в «чтеца» и был ревностным «алтарным братом» одной церковной общины. Община распалась, не стало духовного отца. И этого было достаточно, чтобы пересилило влияние жены-атеистки. Теперь он смеется "над верой и «жалеет» тех, кто, по его словам, «не стряхнул с себя ее уз».

Так духовно умерли слабые. А для сильных, но чуждых по духу своему супругов в браке неизбежны страдания.

Духовный конфликт может возникнуть и с друзьями и знакомыми, но с ними можно порвать связь. От супруга уйти нельзя: можно или покориться ему, или проводить жизнь в постоянной борьбе, духовной самозащите и отсюда в непрерывных глубоких страданиях души.

Вот как опасно соединить свою судьбу с человеком неверующим — безумным, по терминологии пророка Давида: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 1). Но и холодная вера — маловерие - есть душевная болезнь. Неизбежно она сочетается с господством в душе страстей, изнуряющих душу (гордость, тщеславие, сребролюбие, сластолюбие и т. д.). Но страдание больной души неизбежно, и, по духовному закону, будет передаваться близким, и прежде всего супругу. Апостол Павел пишет: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26). И в этих случаях супруг не может уклониться от страданий по заповедям апостола «плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15) и «сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15, 1).

Физическое здоровье

Брачная жизнь и для блага самих супругов и для блага их будущих детей требует хорошего здоровья. Конечно, наша жизнь и здоровье завися г о г Бога, и здоровый жених может впоследствии потерять здоровье и стать больным мужем, и здоровая невеста может стать больной женой. Это все от Бога. Но если мужчина или женщина уже больны, страдают каким-либо тяжелым заболеванием, — им лучше воздержаться от вступления в брак. Сделать это нужно, чтобы не отягощать жизни другого человека. При вступлении в брак следует обращать внимание не только на возможность счастья для себя, но и на возможность счастья для другого. Что пользы в таком браке, когда один будет доволен супружеством, а другой, напротив, будет считать себя погубившим свою жизнь? А такой раскол в душевном состоянии супругов легко может произойти и, в конце концов, привести к расстройству жизни обоих. Если для обоюдного счастья супругов требуется некоторое равенство в возрасте, и мало хорошего сулит брак старика с молодой девушкой, то едва ли не более грозит разрушением супружеского счастья брак здорового, полного сил человека с больным, который страдает от какого-либо неизлечимого недуга. У больного вкусы, желания, и часто даже сам общий взгляд на вещи резко отличался от вкусов, желаний и взглядов здорового человека: то, что одному нравится, в другом вызывает раздражение и неудовольствие. При таком несходстве душевного и физического состояний больною и здорового человека, не станет ли брачный союз между ними тяжелым ярмом для обоих, вызывающим лишь постоянное страдание?

Материальная сторона

Помимо крепкого физического здоровья жениха и невесты другой предпосылкой их будущего счастья является их взаимная готовность к семейной жизни, к приобретению средств к содержанию как самих себя, так и возможного потомства, к умению вести домашнее хозяйство. Мужчина до своего вступления в брак должен основательно решить для себя вопрос: настолько ли он самостоятелен в материальном отношении, чтобы обеспечить благосостояние своей будущей семьи, -- так как именно на нем будет преимущественно лежать обязанность содержания жены и детей. Женщина, прежде чем вступить в брак, также должна испытать себя, достаточно ли она подготовлена к ведению домашнего хозяйства, чтобы быть истинной помощницей мужа в благоустройстве семейной жизни.

Каково вообще может быть значение при заключении брака материальной стороны? Господь сказал, что «жизнь человека не зависит от изобилия ею имения» (Лк. 12, 15). Поэтому решающего значения материальная сторона при заключении брака иметь не должна. Однако это не исключает ее важности и необходимости ее учитывать. Обычно трудоспособность мужа, его самостоятельное положение в обществе считаются условием для бракосочетания. Девушке надо выходить замуж за человека, способного в дальнейшем прокормить детей. Если этого нет, если жених должен, например, еще учиться, то, может быть, благоразумнее отсрочить свадьбу.

Вместе с тем надо учитывать и следующее соображение, о котором так пишет проф. прот. Зеньковский: «Перед нами открыт путь правильного и здорового устроения жизни пола — путь семьи, и чем раньше юноши и девушки вступят в брак, чем легче дастся им внутренняя гармонизация в их существе».

Сходство воспитания

Кроме готовности супругов к самостоятельной жизни, к содержанию себя и своих будущих детей, для их супружеского счастья требуется еще и определенное соответствие между женихом и невестой по воспитанию, образованию, вкусам, привычкам, которые обычно приобретаются в домашней, родительской среде, го есть в той среде, в которой жених и невеста провели свою прежнюю жизнь. Различие в воспитании и образовании, привычках и привязанностях, в образе мыслей и нравственном настроении очень часто при выборе женихом невесты и невестой жениха под влиянием чисто внешнего увлечения их друг другом или вовсе не учитывается, или даже намеренно скрывается, чтобы не помешать возникшей привязанности. Но после заключения брака, когда уже исчезает необходимость стесняться друг друга и ког'да заключенный брак считается уже бесповоротным, — истинная душевная природа мужа и жены обнаруживается во всей своей непритворности, и тогда различие в их воспитании, привычках и образе мыслей приводит к самым неприятным последствиям: бесконечным спорам^ ссорам, взаимным упрекам и, нередко, полном} разочарованию друг в друге.

Вера

Можно ли выбирать неверующего супруга? свете всего ранее сказанного ответ ясен сам собою. Он гак решается апостолом Павлом. Говоря о возможности для вдовы вступить во второй брак, он указывает, что она «свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7, 39).

Но могут быть случаи, когда юная душа выросла в атеистической среде, не слышала Евангелия, не могла познать Христа, но имеет вместе с тем залоги добродетелей. Может быть она выбрана в супруги христианину? Здесь вопрос решается временем и ожиданием. Если, услышав о Христе, она потянется к Нему, порвет со средой, мешающей этому, и на деле докажет решимость идти новым путем, то брак может иметь место, но и здесь надо бояться лицемерия и не торопиться с браком.

В практике Церкви бывали и такие случаи, когда духовные отцы высокой мудрости давали разрешение своим духовным детям на брак даже с неверующими людьми, ставя при этом два условия:

1) что неверующий согласится на совершение церковного Таинства Бракосочетания;

2) чтобы он не препятствовал воспитывать детей в православном духе.

В таких случаях духовным отцом дается разрешение, как бы вынужденное тяжелыми обстоятельствами, — но не благословение. Обычно это бывает тогда, когда духовная дочь (или сын) очень хочет замужества и не может найти для себя верующего супруга. Избегая креста безбрачия, верующий берет на себя другой и тоже тяжелый крест - крест совместной жизни с неверующим супругом.

На основе вышеизложенного пусть в этих случаях юная душа много думает, не будет ли для нее второй крест тяжелее первого.

Точно так же это относится и к тому случаю, когда в женихе (или в невесте) не ясна твердость христианского устроения.

Православная Церковь разрешает браки и с христианами инославных вероисповеданий, но при условии, что дети будут воспитываться в Православии и Таинство Брака будет совершено в Православной Церкви.

Здесь, однако, тоже уместно предостережение. Такие браки в основе своей не имеют залога полного счастья, так как муж и жена разделены в самом главном — в своем понимании основ веры. В особенности это относится к лютеранам, англиканам и сектантам с их отношением к большинству Таинств, к святым и к Богоматери.

Против браков «по любви»

Иногда приходится слышать от современных родителей мнение, что детям надо предоставить самим выбирать себе супругу или супруга, что главное, чтобы брак был «по любви», что «увлечение» есть предпосылка для заключения брака.

За этими словами кроется непонимание сущности духовного состояния падшего человечества, наших слабостей, нашей подчинённости злому духу, подверженности страстям и неумению бороться с ними.

«Любовь» — это слово имеет, к сожалению, много совершенно разных понятий, начиная от чисто физиологического понятия языческой древности и наиболее развращенных из современных материалистов до жертвенной любви Христа к человеческому роду.

Поэтому если в юноше или девушке, как говорят, проявилась «любовь», то надо хорошо разобрать, каковы основы этой «любви».

Когда маг Киприан (впоследствии святитель Киприан Карфагенский, память 31 августа) навел бесовские чары на святую Юстину, то можно ли сказать, что в ней проснулась «любовь»? Или когда девушка, дочь знатных и благочестивых родителей (см. житие св. Василия Великого, память 1 января), под влиянием волхвований потребовала выдать себя за раба —- это тоже была «любовь»?

И хотя заманчиво звучат слова «брак по любви», но в жизни чаще всего эта «любовь» является низменным чувственным влечением, неразборчивым в своих объектах, далеким от глубины чувства с общностью миросозерцания, интересов, взглядов и стремлений. Часто подобные «влечения» бывают следствием неразумия родителей, обильно питающих юношей и девушек мясной пищей, толкающих их на соблазнительные спектакли, позволяющих им читать литературу, граничащую с порнографией, и не заботящихся о их духовном воспитании и развитии в них воздержания.

В результате такого воспитания молодежь бывает не в силах бороться с плотью, и первый случайный объект вызывает так называемое чувство любви.

И это бывает слепая любовь, т. е. затуманенный страстью взгляд не видит уже ясно, не разбирает сущности того, кого выбирает. Таких случаев много описано в литературе. Одним из них является любовь Наташи Ростовой к красавцу Анатолю в романе «Война и мир» Л. Толстого. Совершенно очевидно, насколько несчастлива была бы Наташа, если бы состоялся ее брак с Анатолем. Л. Толстой нарисовал здесь типичную картину, очевидно, много раз повторявшуюся в жизни перед его глазами. Отсюда понятно, почему старец Иларион Оптинский не одобрял брак по страсти. Он говорил: «Когда страсти утихнут --любовь может исчезнуть». И тогда неизбежно наступит период, который обычно называют «разочарованием». Один из супругов тогда начинает тяготиться брачной жизнью, и подчас становится она для него, по его терминологии, «невыносимой». Если он при этом не может жертвовать собой как христианин, то следует «развод» — полное разрушение семьи. Страдания неизбежны, так же как и несчастье детей, теряющих при этом чаще всего отца. И как следствие несдержанности молодежи, ее самоволия, непослушания родителям, пренебрежения их благословением - налицо несчастные браки и распад семей.

Участие старших в выборе

И как странно: во всех государственных, жизненных, практических делах — в делах техники, науки, искусства, - - когда решается важный вопрос, считают необходимым собирать мнения наиболее опытных, чаще всего пожилых людей. Для этого собирают советы и совещания, вопрос всесторонне обсуждают, и на основе всех мнений выносят сообща соответственное решение.

Для молодой жизни нет более ответственного решения, как выбор супруга и спутника всей жизни. И в этом важнейшем вопросе считается возможным предоставлять решение одной неопытной, неокрепшей духовно душе с ее почти полным отсутствием знания жизни.

Поэтому не может быть сомнений, что счастье брака будет более обеспечено лишь при одобрении его старцем, духовным отцом или благочестиво настроенными родителями. И всегда христианским детям необходимо проявлять и в этом наиболее важном для жизни вопросе полноту послушания духовным руководителям и благочестивым родителям, используя их опыт и знание жизни и подавляя свое мнение, желание и склонность.

В этом залог их счастья на всю жизнь. При выборе старцами или родителями всегда будет избега гься опасность легкомысленной поспешности, опасность поддаться случайному влечению и слепому чувству. Следует вспомнить, что по обычаю в древней патриархальной семье выбор супругов для детей производился родителями. Так «друг Божий» (Иак. 2, 23) — родоначальник израильского народа Авраам - выбирает сам жену своему сыну Исааку. Не желая брать ее из окружающего его нечестивого народа, он посылает своего доверенного слугу для выбора невестки на свою родину (Быт. 24).

Из истории Новозаветной Церкви всех эпох и народов можно видеть, что в благочестивых семьях выбор невест и женихов производился чаще всего родителями брачующихся. Такой же порядок, как известно, существовал на Руси в прежние века. И в лучших по духу христианских семьях до последнего времени в этом вопросе еще существовала полная покорность детей родителям.

Вот рассказ одного из современных нам пастырей Церкви о том, как совершалось его бракосочетание (о. Митрофана Сребрянского).

«Я был студентом духовной академии, 22 лет, когда, приехав домой, я объявил родителям, что намерен вступить в брак и затем воспринять священство — осуществить мою заветную мечту. Я объяснил родителям, что избранная мною девица — дочь священника, образована, полна веры и любви к Господу и согласна разделить со мной крест иерейского служения Богу и людям. Я просил родителей благословить нас, но предупредил: если я не получу их благословения, то брака этого не будет.

Выслушав меня, отец мой, священник, засветил лампаду, надел епитрахиль, взял в руки св. икону. К нему присоединилась моя мать и взяла эту икону за другой край. После этого мой отец спросил меня: «Вот ты желаешь вступить в брак и воспринять священство, но скажи нам, сохранил ли ты целомудрие?» Я отвечал ему: «При помощи Божией и ваших святых молитв, данного вами мне воспитания, я сохранил целомудрие и не знаю устроения женского тела». Тогда отец велел мне стать на колени и сказал: «Мы, родители твои, верим тебе и благословляем тебя на брак с девицей Ольгой. Иди и женись для благословенного продолжения рода человеческого. Иди и восприми из рук архиерея Божия благодать священства и жертвенного служения Богу и людям при помощи твоей супруги и до конца жизни».

После этого меня благословили иконой. Отец, кроме того, благословил иерейски, а мать перекрестила меня. Я поцеловал св. икону, руки отца и матери и плакал горячими благодарными слезами».

Законы духовной жизни вечны и неизменны. Здесь не может быть так называемых «прогресса» и «эволюции» — этой дурной бесконечности на том пути устроения мира, по которому хочет вести его сатана. Поэтому и установленные с первых веков христианские нормы и обычаи взаимоотношений христианского общества в основе должны оставаться неизменными. И если они изменяются, то причиной этому служит ослабление веры и благочестия в эпоху отступления от Христа на закате мировой истории. Не связанная более заповедями и установлениями Церкви, молодежь духовно порывает с родителями, не хочет подчиняться им или не считается с их мнениями и благословениями.

Стала ли жизнь молодежи от этого счастливее, браки - более удачными, семьи — более крепкими, разводы — более редкими? Ответ очевиден для всех: налицо распад семьи, ее шаткость, многочисленные неудачные браки и очень большой процент разводов.

* * *

Мудрые обычаи в выборе супруга, существовавшие во все века христианства, ныне уступили место браку по случайному знакомству и первому «увлечению».

Для христианина брак по страсти неприемлем главным образом потому, что является прямым нарушением первой из Десяти заповедей. «Да не будут тебе бози инии, разве Мене», — сказал Господь. Эта заповедь говорит о том, что прежде всего и больше всего на свете мы должны любить Господа и не простирать любви к твари до забвения Творца. Ведь место Творца в душе человека, ослепленного страстью, занимает другой человек, ставший для него своего рода кумиром, «божком». Об этом, кстати, красноречиво свидетельствуют эпитеты, которыми награждают друг друга влюбленные: «Ангел мой, божество мое, жизнь моя, ты для меня все». Ни одна невеста не может быть названа ангелом, ибо нег ни одного человека, чистого от грехов. Ни об одном женихе нельзя сказать: «Ты для меня все». Если бы он был для тебя всем, то с утратой его ты осталась бы в таком случае без всего. Ни одну невесту, ни одного жениха нельзя назвать «нашей жизнью». «Мне еже жити Христос». Чем неумереннее такие похвалы, такое превозношение, тем тяжелее, скорее всего, будет разочарование впоследствии, когда молодые супруги столкнутся с трудностями семейной жизни. Опыт вам покажет, чю особа, которую вы называете «своим божеством», грешит не меньше большей части смертных, что ваш «ангел» имеет нужду в ваших обличениях и вразумлениях. Ваше «божество» бывает вспыльчиво и своенравно, у вашего «ангела» иногда злоба так искажает черты лица, что делает их годными для снятия с него образа злого духа. Иаков сердечно любил Рахиль и семь лет служил за нее ее отцу, но такой неумеренной лести никогда не было на его устах.

Против браков по расчету

«Будем искать в избираемой невесте — учит свт. Иоанн Златоуст — только одного — душевной добродетели и благородства нравов, чтобы наслаждаться миром, чтобы утешаться взаимным согласием и постоянной любовью. Кто взял жену богатую, тог взял себе более госпожу, нежели жену. Если жены и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то когда и

богатство будет им прибавлено, как они мог yi быть сносными для супругов? А кто взял жену, равную по состоянию или беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу и внес в дом все блага, потому что бедность располагает ее беречь своего мужа, и во всем слушаться его, и повиноваться ему и устраняет всякий повод к несогласию, вражде, гордости и оскорблению, но напротив, делается союзом мира, единодушия, любви и согласия. Не будем же искать того, чтобы нам получить деньги, но будем искать мир и спокойствие. Брак не для того, чтобы мы наполняли дома враждой и ненавистью, чтобы имели ссоры и распри, несогласие друг с другом и делали жизнь не в жизнь, но для того, чтобы нам пользоваться помощью, иметь пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы находить удовольствие в беседе с женой. Сколько богатых, взявших богатых жен, увеличивших свое состояние, лишились и удовольствия и согласия, имея ежедневные ссоры за столом, вступая в состязания с женами! Сколько бедных, которые взяли беднейших жен, наслаждаются миром! А богатые, при всей окружающей их роскоши, из-за жен молят себе смерти и желают освобождения от настоящей жизни. Нет никакой пользы от богатства, если мы не найдем доброй души...»

Об истинной красоте невесты

Кроме браков по расчету, бывают браки по любви, или, лучше сказать, по страсти, в которые нередко вступают люди молодые с неустановившимся образом мыслей и неопытные в жизни. Так как в большей части подобных браков причиною страсти служат не душевные достоинства избираемого лица, а его внешняя красота и другие внешние качества, то неудивительно, что браки по страсти часто бывают очень несчастливы. Поэтому св. Златоуст неоднократно предостерегал молодых людей от слепого увлечения одной телесной красотой в невесте и часто следующих за ним горьких, но напрасных сожалений. Намеревающимся вступить в брак и их родителям он старался внушить, что телесная красота есть нечто несущественное и скоропреходящее в человеке и ни в каком случае не может служить залогом прочного счастья в брачной жизни, и что истинная, всегда дорогая сердцу красота состоит в прекрасных качествах душевных, без которых телесная красота не имеет никакого достоинства. «Не в теле красота, - говорил он в одной из своих бесед на Евангелие от Матфея, — но красота тела зависит от того образования и характера, который отпечатлевает душа в формах тела. Итак, люби душу, которая сообщает телу такое благообразие. Я тебе покажу, что и в самой

сей жизни все прекрасное зависит о г души. Если душа радуется, то розы рассыпает по ланитам, если печалится, то отнимает красоту у тела и облекает ею в черную одежду; и если постоянно находится в веселом состоянии, то и тело бывает безболезненно; если же находится в печали, го и тело бывает слабо и бессильно. Если душа бывает объята завистию, то и на тело разливает бледность и томление; если исполнена бывает любовию, то и телу сообщает особенную миловидность. Таким-то образом многие жены, не будучи красивыми лицом, особенную приятность имеют от души; напротив, другие, одаренные отличной красотой, всю ее портили тем, что не имели приятности в душе. Представь, как румянеет белое лицо, и какую производит приятность разнообразием цвета, когда краска стыдливости разливается по нем! Посему, в ком бесстыдна душа, у того и самый вид отвратительнее вида всякого зверя; напротив, стыдливая душа и самое лицо делает кротким и любезным; ибо нет ничего прекраснее и любезнее доброй души. Любовь к телесной красоте смешана с огорчением; напротив, любовь к красоте душевной соединена с чистым, невозмущаемым удовольствием. Итак, когда ты видишь привлекательный внешний вид, постарайся узнать внутренний; и если он некрасив, презри и внешний».

Удовлетворяться в выборе невесты одной чувственной красотой очень опасно, потому что любовь, ею возбужденная, очень кратковременна, и тем скорее исчезает, чем скорее из-под прекрасного образа высказывается злая душа. «Красота без добродетели, — по словам Злагоустого, — может, конечно, занять мужа дней на десять, двадцать или тридцать, но не сохраняет этой силы далее, потому что воспламенение любви исчезает при обнаружении злобы. Но женщины, обладающие душевным благородством, чем более с течением времени раскрывают благородство своей души, тем сильнейшую любовь возжигают в сердцах своих мужей». Поэтому женщинам, одаренным красотою, Златоуст советует не тщеславиться этим даром и не считать его верным средством к приобретению любви мужа и к достижению семейного счастия. «Красота телесная чрез привычку становится обыкновенною, — говорит он, — а красота души на каждый день обновляется, и больший возжигает к себе пламень. Итак, если хочешь угодить мужу, украшай себя скромностию, благочестием, пекись о доме; это — единственное средство покорить мужа, и навсегда. Ни старость не изменяет сей красоты, ни болезнь не повреждает ее. Вот красоту тела стирает время и поедает болезнь: но красота душевная выше всех перемен, та и зависть возбуждает, и ревность производит, а сия не подвержена подобным страстям и не знает никакого тщеславия».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно постичь все значение брака в жизни. Он может сделать человека счастливейшим в жизни, если он нашел себе в спутники любящее, добродетельное и единодушное ему существо, и самым несчастным, если через спутника на него излилось влияние темного, человеконенавистнического духа. Поэтому и в браке можно приблизиться к вратам рая и приобщиться к страданиям ада.

Апостол Павел предупреждает брачующихся: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7, 28). Он говорит также, что брак может стать препятствием и в духовной жизни человека (хотя, конечно, ничто не может помешать в стремлении угождать Богу, если того хочет человек).

Узок путь и тесны врага, ведущие в Царство Небесное, и поэтому христианский брак должен быть тем идеальным браком, в котором супруги понуждали бы себя к исполнению заповедей Божиих, быть тем браком, в котором, по слову

апостола, «имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 29-31). В противном случае имеет место следующее предупреждение апостола: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1 Кор. 7, 32-35).

Вслушаемся в это предупреждение апостола задумаемся над тайной брака, над его величайшим значением в жизни. И прежде чем сделать) важнейшее из жизненных решений, сделаем все чтобы это решение приблизило нас к духовному свету, к богообщению и отсюда к счастью, а не привело бы к неверию, к греху, страстям и не ввергло бы в пучину страданий.

МОЛИТВА ДЕВИЦЫ О ЗАМУЖЕСТВЕ

О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим и чтобы исполняла во всем волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани меня от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают меня. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Поелику же закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Снятый, к сему освященному Тобою званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: не добро быти человеку одному, и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичьего сердца Тебе возсыла-емую; дай мне супруг а честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Как выбирать супруга

http://karizha.ru/

ВЫБОР СУПРУГА — ВАЖНЕЙШИЙ И ОТВЕТСТВЕННЕЙШИЙ ШАГ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его

Пс 126, 1

Молодая, юная душа, вступающая в брак, помни, что нет в жизни более ответственного, более значимого, более влияющего на всю жизнь решения, чем решение вступить в брак и выбор супруга. Да подаст тебе Господь осознать это и сделать все необходимое, чтобы избежать роковой ошибки. От твоего решения будет зависеть — проживешь ли ты эту жизнь радуясь или с горькими слезами; почерпнешь ли ш в браке новые силы, или ты согнешься под непосильным игом и захиреешь или, что еще хуже, сломишься и погибнешь духовно (а может быть, и физически), как погибают многие

Счастье, если личная свобода в браке сменилась добровольным подчинением благочестию, но горе, если это будут цепи греха и страстей.

Старица Ардалиона (из Усть-Медведицкого Донского монастыря) имела одно время около себя послушницу, хотя и привязанную к ней, но чуждую по духу и своевольную. Много страдала из-за нее старица, пока послушница сама не ушла от нее, поняв, ч го выбрала путь не по силам. Старица так отзывалась о времени, когда она жила со строптивой послушницей: «Живя с ней, я чувствовала себя так, как чувствовал бы себя живой человек, к которому привязан труп». Так переживала старица присутствие чуждой ей по духу души.

Недаром существует старая русская поговорка: «Чтобы узнать человека, надо съесть с ним два пуда соли», т. е. тесно общаться с ним длительное время.

Мы слышали рассказ одной женщины, к которой приходила ее умершая сестра, чтобы предупредить ее о загробной участи тех, кто не помнит о Боге и Его заповедях. Она говорила, чю нечестивые люди там, за гробом, так же «бранятся, злобятся и грызут друг друга, как это они делали на земле. В этом и есть сущность мучения», — пояснила умершая. И если несчастный брак вылился в постоянную духовную борьбу взаимное непонимание, укоры, ссоры и брань, то не приобщатся ли супруги еще здесь, на земле, к мукам ада? А такие браки так ли уж редки?

Апостол Павел, сочетавший неизмеримые глубины духовного озарения с практичностью жизни в мире, предупреждает брачующихся: «Таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жал ь» (1 Кор. 7, 28) Он говорит также, что брак может отразиться и на духовной жизни, на стремлении угождать Богу.

Наблюдая жизнь, можно встретить много случаев изменения мировоззрения под влиянием супруга. Вот два из них, лично известные автору.

Молодая женщина тянется ко Христу, находит вкус в чтении Добротолюбия и говорит о нем: «Если бы оно мне было известно раньше, я не вышла бы замуж».

Но муж у нее атеист и человек сильной воли. И его влияние победило: душа женщины не выдержала раздвоения — она не смогла «служить двум господам» и... выбрала мужа, оставила Бога, молитву, порвала с кругом верующих людей, чтобы ничто не напоминало ей о прошлом. Другой случай: муж имел церковное посвящение в «чтеца» и был ревностным «алтарным братом» одной церковной общины. Община распалась, не стало духовного отца. И этого было достаточно, чтобы пересилило влияние жены-атеистки. Теперь он смеется "над верой и «жалеет» тех, кто, по его словам, «не стряхнул с себя ее уз».

Так духовно умерли слабые. А для сильных, но чуждых по духу своему супругов в браке неизбежны страдания.

Духовный конфликт может возникнуть и с друзьями и знакомыми, но с ними можно порвать связь. От супруга уйти нельзя: можно или покориться ему, или проводить жизнь в постоянной борьбе, духовной самозащите и отсюда в непрерывных глубоких страданиях души.

Вот как опасно соединить свою судьбу с человеком неверующим — безумным, по терминологии пророка Давида: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 1). Но и холодная вера — маловерие - есть душевная болезнь. Неизбежно она сочетается с господством в душе страстей, изнуряющих душу (гордость, тщеславие, сребролюбие, сластолюбие и т. д.). Но страдание больной души неизбежно, и, по духовному закону, будет передаваться близким, и прежде всего супругу. Апостол Павел пишет: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26). И в этих случаях супруг не может уклониться от страданий по заповедям апостола «плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15) и «сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15, 1).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.