ШОУ Б. «Деревянные корабли». — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

ШОУ Б. «Деревянные корабли».

2020-12-07 86
ШОУ Б. «Деревянные корабли». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ШОУ Б. «Убегающие миры»

ЩЕРБАКОВ В. «Петля Нестерова» (рассказ). // Журнал «Вокруг света», 1987 №10 с50-52.

ЯНГ Р. «Летающая сковородка» (рассказ). // «Современная фантастика»: повести и рассказы советских и зарубежных писателей. // М; Изд. «Книжная палата», 1988 («Популярная библиотека»). С.664-673.

АЭРОНООС – телепатическое техническое устройство. Субъект, помещённый на расстоянии в одном метре от него, может воздействовать на мышление других существ, попадающих в зону с более обширным радиусом окружности, центром которой и будет аэроноос (С. Ягупова «Мутанты Асинтона»).

АЭРОТАКСИ.

«Аэротакси, описав плавный полукруг, опустилось на плоскую крышу фешенебельного здания»

А. Ливадный «Чёрная Луна».

Идея аэротакси достаточно стара и не так-то легко установить, кому из фантастов или просто иных мечтателей первому она пришла в голову. В советской действительности аэротакси графически обозначилось ещё на обложке журнала «Техника – молодёжи» в 1949 году, что, похоже, не самый дальний исторический предел прошлого в данной области изысканий.

картинка: парад. подпись:

 

А внизу – праздничные колонны демонстрантов-трудящихся на проспекте настолько широком, что движение автотранспорта не прекращается. И с высоты авиапарад смотрится совсем в ином ракурсе.

И правда – рассматриваемая идея приходила в голову фантазёрам где-то на стыке XIX и XX веков.

картинка: "Будущее", подпись:

 

– Летают, летают-таки, но низенько…

 

Аэротакси в городском пространстве… Это ли не один из признаков размеренной мирной жизни? Мирной, однако далеко не всегда безоблачной в переносном смысле этого слова. Вот прямой намёк на возможные дорожно-транспортные происшествия в воздухе: «Водитель аэротакси чертыхался себе под нос, оттого что залетел не на ту линию и теперь не мог развернуться» (Лл. Биггл младший «Какая прелестная школа!»). Не только о завязке удивительных приключений таксиста поневоле Корбена Далласа знает всякий, кто удосужился хотя бы раз просмотреть фильм «Пятый элемент» (Франция, 1997). Полёты наяву и всё действие в целом развёртывается на фоне картины социума далеко не благополучного.

А иногда в глаза бросаются и новые экологические проблемы. Загрязнение воздушного пространства морально устаревшей техникой не связанной с применением, скажем, антигравитации, – налицо.

картинка: экология", подпись:

 

Иллюстрация к рассказу Л. Николова «Сто первый закон робототехники».

 

С другой стороны, новой стороной предстаёт проблема нехватки стоянок. В рассказах Р. Хайнлайна «Космический извозчик» и Г. Гуревича «Открытие секунды» аэротакси паркуются прямо на крышах домов. Далеко не каждое архитектурное сооружение может выдержать такую дополнительную нагрузку. Решение видится в постройке специальных «мачт» (башен, пирамид, порталов?) со скоростными лифтами, что конечно изменит облик городов.

Можем ли ныне хоть одним глазком взглянуть на предтеч аэротакси?

две картинки подпись:

 

Главное – «шашечки»?

БААБУ – лекарственное растение, произрастающее только на планете Зан. Попытки культивировать этот вид растительности в других мирах оказались безрезультатными, отчего корни баабу ценятся буквально на вес золота. Они излечивают «нервное расстройство, которое сопряжено с высокими эмоциональными перегрузками и во многих случаях – с чувством вины, проистекающим от неспособности больного забыть былые горькие переживания. Лекарство вызывает у больного состояние полного забвения, но от прежних личных переживаний сохраняются лишь самые общие очертания, и болезнь, таким образом, не возобновляется».

Будучи на планете Зан культовым растением, бабу стало одним из важнейших факторов способствовавших отказу аборигенов от войн за счёт отсутствия технического прогресса и развития уникальных этических отношений (К. Саймак «Эволюция наоборот»).

БААЛЬБЕК.

«В те годы все вокруг словно с ума сошли по поводу летающих тарелок. Только об этом и разговоров: братья по разуму, Баальбекская веранда, Тассильские рисунки…»

А. и Б. Стругацкие «Хромая судьба».

В 1961 году вышла в свет работа доктора физико-математических наук, знатока древних языков М. Агреста, по мнению которого Баальбекское святилище в Ливии может иметь отношение к палеоконтактам.

Сам храм много раз строился и перестраивался. Вся загадка в том, кто и когда вырубил и уложил в его основание (веранду, террасу) девять огромных блоков, пригнанных так, что даже режущая кромка бритвы не проходит в зазор между ними.

Существует легенда, согласно которой Нимврод, основатель Вавилонского государства, задумал подняться в небо, выстроив башню именно на баальбекском основании. Желание царя достичь таким способом богов было настолько жгучим, что он не стал дожидаться окончания строительства. На невиданной машине, движимой четырьмя сильными птицами, попытался подняться в вышину и упал вместе с нею на гору Хермон.

Некоторые предания повествуют, что в подземных сводах святилища хранятся несметные сокровища. М. Агрест предположил, что палеокосмонавты оставили на виду приметное сооружение, позаботившись о сохранности для будущих поколений землян бесценной информации. Идея задействована в фантастике в рассказе В. Бережного «Археоскрипт», только аналогичная мегалитическая постройка расположена в Африке.

Кое-кто из фантастических персонажей так слепо верит в версию палеоконтакта, что готов отправиться на место «прилёта марсиан» на машине времени (В. Григорьев «Школа времени»).

Звездолёт пришельцев с далёких звёзд «на автопилоте» совершает посадку именно в интересующем нас регионе. «Тотчас к баальбекской террасе со всех сторон устремились вертолёты…» (В. Настрадинова «Возвращение Одиссея»).

В свете такого события бессильно отступает суждение о земном происхождении сооружения в рассказе «Чёрный камень» С. Гансовского; «Но мне, честно говоря, кажется, что огромные камни Баальбека не о том говорят, что некогда к нам являлись высокоумные гости со звезд, а наоборот: что люди всегда стремились к к звездам, жаждали войти в соприкосновение с какими-то высшими истинами. Такие глыбищи вырубить, обтесать и доставить на место - немалый труд. И те, кто его выполнял, занимались им не только под страхом наказания, но еще потому, что верили, будто он приближает их к чему-то, стоящему над повседневной заботой о хлебе. Естественно, это происходило в религиозной конструкции, однако по древним временам иного и быть не могло».

Здоровый скептицизм, конечно, необходим для научных гипотез, но всё-таки и с помощью современной техники создать подобное строение пока невозможно.

БАБА-ЯГА.

«Адвентита находилась на правом фланге шеренги… Отдышалась и подала зычным голосом команду:

- Бабоньки…По три рассчитайсь! Первая!..»

В Савченко «Пятое путешествие Гулливера».

Баба-Яга – а точнее, - Ягая Баба – так древние славяне называли страшилище женского рода, сидящее в железной ступе, а в руках держащее железный пест. Не очень-то похоже на неразлучную с метлой старуху с увечной ногой. Следовательно, надо поискать причины такого искажения образа. Одна из них очевидна. В большинстве случаев издаются версии сказок, адаптированные для особенностей детского восприятия. Сравним распространённые описания Бабы-Яги с вариантом собирателя русских народных сказок А. Н. Афанасьева: «Вдруг закрутилося-замутилося, в глаза зелень выступила: становится земля пупом, из-под земли камень выходит, из-под камня Баба-Яга, костяная нога, спина жиленная, на железной ступе едет, железным толкачрм погоняет, пестом упирает, помелом след заметает, сзади собачка побрёхивает…».

Во-первых, здесь представлен более полный инструментарий Бабы-Яги

Во-вторых, появление героини не менее эффектно и без поворачивающейся избушки на курьих ножках.

В-третьих, Бабе-Яге сопутствует собака, а не чёрная кошка, ставшая в средневековье символом ведьмовства.

Более ранние напластования на образ Ягой Бабы тоже не случайны. Они отразили переход от матриархальных отношений в обществе к патриархальным отношениям. А вместе с ним и пересмотр представлений об иерархии верховных божеств. Сюжеты сказок свидетельствуют об отказе от должного почитания древнейшей богини эпохи матриархата, сочетавшей в себе сразу три ипостаси:

- воительницы (богини наделённой и наделяющей магической силой)

- дарительницы (богини плодородия и любви)

- похитительницы (богини смерти).

А если обратиться к образу древнегреческой богини Гекаты, то у неё тоже есть реликт трёх ипостасей. Ибо она обладательница трёх тел! И сопровождает её не чёрная кошка, а собака…

А в сказаниях южных славян полуторатысячелетней давности она предстаёт всадницей во главе военной рати – то есть воительницей, полной силы и решимости. Слово «Яга» происходит от древнеславянского глагола «ягодь», означающего «кричать» и «призывать вперёд». Очевидно, на первоначальный облик легендарного, а затем сказочного персонажа повлияли непосредственные встречи праславян с воинственными племенами амазонок южных степей.

Отзвук воинской профессии Бабы-Яги сохранился даже в «Сказке о молодильныхяблоках и живой воде». Могучая богатырка, девица Синеглазка приходится племянницей трём престарелым тётушкам, каждая из которых – стопроцентная Баба-Яга. Принимая Ивана-Царевича в качестве гостя, все они одаривают его их собственными быстрыми конями, а также сами этих коней «убирают», то есть ухаживают за ними. Весьма бойкие женщины! Ничего общего со сморщенным инфернальным чудовищем с извращённой психикой. И чтобы от одной престарелой особы вмиг родилась точно такая же её преемница – это уже перебор. Одним из первых, кто осознал некое несоответствие в распространённых представлениях, стал писатель Отфрид Пройслер («Маленькая Баба Яга». 1957 ). А далее у него нашлось немало последователей: А. Аливердиев(«Лукоморье»,1996); А. Гравицкий (рассказ «Ягодка»), В. Качан (роман «Юность Бабы-яги»), роман М. Вишневецкая (роман «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки»)

Видимо, крестоносцы не напрасно взяли Бабу-Ягу в союзницы, собираясь в поход на Русь (П. Морвуд «Жар-птица»). Она, будучи давним противником праславян, а впоследствии и славян (тьфу-тьфу, русским духом пахнет!), хорошо знакома с тактикой их боевых дружин.

В стороне от рассматриваемой темы не остался проницательный М. Салтыков-Щедрин: «Бывают чудеса, в которых, при внимательном рассмотрении, можно подметить довольно яркое реальное обоснование. Все мы знаем предание о Бабе-Яге – костяной ноге, которая ездила в ступе и погоняла помелом, и относим эти поездки к числу чудес, созданных народной фантазией… происхождение же этой легенды чисто административное… Баба-Яга была не что иное, как градоначальница, или, пожалуй, посадница, которая для возбуждения в обывателях спасительного страха именно этим способом путешествовала по вверенному ей краю, причём, забирала встречающихся ей по дороге Иванушек и, возвратившись домой, восклицала: «Покатаюся, поваляюся, Иванушкина мясца поевши!» («История одного города»).

Богиня, воительница, администраторша… таков далеко не полный «послужной список» Бабы-Яги, активная деятельность которой растянулась на многие и многие века.

В цикле произведений А. Белянина «Тайный сыск царя Гороха» наша героиня становится экспертом-криминалистом тайного сыска при дворе означенного правителя.

В цикле Дм. Емеца «Таня Гротер» Баба Яга выведена в образе преподавательницы магического целительства — колдуньи Ягге.

Но, похоже, и для вездесущей и пробивной колдуньи рано или поздно должен наступить пенсионный возраст.

Трудно стало глумиться над заблудившимися искателями удачи где-то в глухих лесах. Железнодорожные пути протянулись где-то в непосредственной близости от постоянного места жительства Бабы Яги (Н. Огнев «Щи республики»).

Сохранившийся, а может быть, заново отстроенный экземпляр избушки на курьих ножках обрёл вполне конкретный адрес: «Ул. Лукоморье д. №13, Н. К. Горыныч».

Восстановив в памяти этот эпизод из повести братьев Стругацких «Понедельникначинается в субботу», не худо вспомнить и времена бурной молодости Наины Киевны Горыныч, запечатлённые в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Но и «в отставке» Баба-Яга сохраняет свою беспокойную натуру. Однажды она не выдержала и проявила свою невоспитанность по отношению к пилоту самолёта «Оса», сожалея во всеуслышание, что не сможет его съесть по причине старческого беззубия . Крапивин «Лётчик для особых поручений»).

Где-то в районе железнодорожной станции Быстряково наша неугомонная героиня катается на электричке безбилетницей. А в ответ на упрёки ссылается на свою неграмотность (В. Макаров «Сказочные приключения Полины и её друзей»). Может быть, вредный характер Бабы-Яги во многом объясняется тем, что повсюду ей отводятся не первые, а вторые роли и некуда по-настоящему и с размахом направить свою кипучую энергию? Пристроив к помелу мотоциклетное седло и став пионером воздушного байкерства, она сразу же обрела более добродушный нрав (В. Крапивин «Чоки-чок, или Рыцарь прозрачного кота»).

Всё больше отдаляются истоки «преданий старины глубокой», а личностью Бабы-Яги уже всерьёз интересуются инопланетяне (К. Булычёв «Я набираю номер»).

БАБОЧКИ.

«… так и хочется сделать эту бабочку героиней фантастического рассказа».

Ю. Линник «Космос на крыльях»

Кто из нас в детстве не застывал, словно заворожённый при виде неровного полёта какой-нибудь скромной бабочки-капустницы, одной из первых пробудившейся после зимнего «умирания» природы? А уж появление в среднерусской полосе какой-нибудь экзотической красавицы из отряда чешуекрылых наверняка становилось причиной следующего позыва – поймать обладательницу невиданной доселе формы и окраски. Может быть, это происходит потому, что «соприкосновение миров» человека и бабочек всегда мимолётно.

Ю Линник последовал своему желанию, вынесенному в эпиграф, и сделал героинями рассказа «Космос на крыльях» сразу трёх разных бабочек. Крылья одной из них природа одарила «картой» марсианского ландшафта, другой – неземным пейзажем, третьей – каким-то небесным телом в окружении атмосферного гало. Надо полагать, что при виде такой коллекции потрясение ждёт не только энтомологов, но и всех тех, у кого в душе продолжают звучать и резонировать романтические струны.

Только заядлые гурманы обращают внимание на бабочек под кулинарным углом зрения. Один чудак научился выращивать этих насекомых на грядках, как фасоль, а затем обливать шоколадом и подавать на стол (Я. Бжехва «Академия пана Кляксы»). Роль, отводимая при этом самим бабочкам настолько мизерна, что они не могут даже вымолвить: «Кушать подано!».

В рассказе Г. Уэллса «Бабочка» галлюцинация в образе означенного насекомого не даёт покоя душевнобольному человеку. Когда он бодрствует, бабочка ползает по нему, а когда бедолага спит – превращается в монстра…

Интересующая нас совокупность биологических видов отличается молчаливостью вообще и в отношении с людьми в частности, и оттого даже «человекообразные» бабочки едва не пострадали смертельно от рук юных натуралистов в повести В. Медведева «Баранкин, будьчеловеком!». Вот и приходится некоторым видам бабочек обзаводиться эффективными средствами самозащиты, например, способностью воспламенять растительность в минуты опасности (А. и С. Абрамовы «Огнёвки»). Должный эффект возымела (хоровая?) имитация бабочками брачного призыва протобронта; при звуках которого резко уменьшается количество желающих вторгаться в места обитания мастеров мимикрии (Р. Шекли «Варианты выбора»). Правда, автор рассказа упустил из виду, что протобронты, напротив, с нетерпением спешат на каждый такой «ложный вызов».

Срабатывает и беззащитность бабочек, если им приписано божественное предназначение. Монахи одного из буддийских монастырей хранили древнее поверье, будто исход людей из монастыря предписан высшими силами после того, как состоится «исход» местных бабочек. Они и упорхнули, напуганные одним из чудес техники, а верующие люди сами покинули обживаемое веками место (А. Кларк«Фонтаны Рая»).

Наряду с перепуганным горе-охотником на динозавра раздавленная впопыхах бабочка стала основной героиней «заднего плана» рассказа Р. Брэдбери «… И грянул гром!». Гибель маленького создания многое изменила в ходе исторического развития земной цивилизации.

Оставаясь неприметными, бабочки, казалось бы, неспособны повлиять ни на что в настоящем времени. Однако в романе-буриме «Большие пожары» (1927) один из персонажей подметил, что прежде чем где-нибудь выгорит полгорода или больше, там появляется таинственная жёлтая бабочка с бархатистыми крыльями.

А персонажу рассказа М. Грешнова «Летающие цветы Альбароссы» остаётся уповать на целенаправленную и массовую активность внеземных бабочек, поскольку образуемые их стайками аморфные, едва приметные облачка. Потерпевший аварию астронавт пытается использовать для подачи сигналов бедствия. А спасённая когда-то вами бабочка может стать решающим аргументом для принятия земной цивилизации в Великое Кольцо Разума (Х. Ребане «Бабочка»).

Последнее обстоятельство не так уж удивительно в свете того, что один из видов внеземных бабочек опекают их биологические «предтечи» - разумные гусеницы . Вежинов «Синие бабочки»). Подопечным гусениц созданы все условия для беззаботного порхания с цветка на цветок, но случается, что их собратьям на других планетах приходится потрудиться. В рассказе Д. Александера и Х. Пирса «Посредник» на планете Новая Сонора сила тяжести существенно ниже земной. В этом мире генетики, увлечённые своей профессией, вывели громадных «ездовых бабочек». Без трудностей процесс их одомашнивания не обходится; едва завидев дурманящие цветы, мутировавшие особи стремглав бросаются к источникам одуряющего нектара.

Разум оказался сильнее инстинктов в процессе естественной эволюции бабочек на другой планете, где они вынуждены организовываться в сообщества и поочерёдно махать крылышками, чтобы с помощью циркуляционных потоков воздуха сохранить мягкий климат повсеместно – от экватора до полюсов (Э. Маринин «Ожидание тепла»). Вряд ли немощные лапки бабочек выстроят мегалитические сооружения, паровую машину, наконец, звездолёт. Космическое братство может придти на помощь. Взамен на разумных инсектоидов возложена миссия хранителей галактического информатория (К. Саймак«Куш»). Но в принципе такие космические расы могут воспользоваться как чужими достижениями техники, так и…не совсем чужими! На Земле уходящую цивилизацию людей сменяют выведенные ими разумные теплокровные позвоночные бабочки* (Ю. Буркин «Цветы нанашем пепле»).

С помощью Разума сопоставима сила Красоты. Исходя из этого, многие пытались «поверить гармонию алгеброй». Персонаж рассказа В. Марина «Серебряная токкатамахаона» сумел подтвердить их единство, трансформировав движения летающей бабочки в чарующие узоры цветомузыки. В рассказе Ю. Буркина «Бабочка и Василиск» мотылёк вызвал нежные чувства даже у самого злобного чудовища. Можно представить, какой спектр переживаний пришлось испытать монстру!

В некотором роде компанию Василиску составили пришельцы из высших измерений, эмоционально откликающиеся только на проявление самого что ни на есть, по их мнению, прекрасного. Эстетствующие гости, пришли в восторг от всех земных чешуекрылых. Властелины времени и пространства не только «прикарманили» бабочек, беззастенчиво ограбив нашу фауну, но и «пальцем о палец» не ударили для того, чтобы спасти всё остальное после угасания нашего светила, вызванное их же визитом (Дж. Варли «Закатным Солнцем»).

*Здесь не просто отмечен явный чудовищный оксюморон. Разгромной и обширной рецензией на роман откликнулся А. Караваев. (фэнзин «Семечки» №12 за 2000 год). В его статье «Рукопись на крыльях бабочки» автору «Цветов на нашем пепле» заслуженно досталось за полное незнание биологии и отсутствие элементарной логики. Из уважения к авторским правам критика и соображений краткости приведём лишь пару его ироничных цитат:

«Спустя некоторое время самка рожает… Догадайтесь, кого? Маленькую бабочку?. Ха, дети малые, жизни не знаете! Гусеницу! Гусеницу она рожает!»

«Как эти бабочки, например, приземляются на ветки и цветки? Хлопаясь пузом и обхватывая руками и ногами?»…

БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.

«Жили-были Дед да Баба…»

«Курочка-Ряба».

В обычном понимании бабушки и дедушки – это четверо самых близких пра-предков индивидуума по отцовской и по материнской линиям. Если, конечно, речь идёт о двуполых биологических видах. Фантастика способна напрочь перевернуть это определение.

Рекордное количество престарелых, но таких родных матрон на душу населения считается в порядке вещей на каком-то астероиде в рассказе Р. А. ЛАФФЕРТИ «999 бабушек». Подобного показателя для их визави дедушки в фантастике не найдено. Разве что необычайная универсальность для всей детворы отличает Деда Мороза (см. статью ДЕД МОРОЗ). И неизвестно, питает ли вообще какие-либо родственные чувства по отношению к своему потомству полурастение-полуживотное в рассказе ДЖ. СМИЦА «Дедушка», доказавшее свою разумность.

Далее об экстраординарных бабушках и дедушках по категориям.

СОЛО. Бабушка может оказаться шефом секретной службы Земли (В. Фирсов «Срубить Крест»). А на долю инопланетянина Лендеда выпало приглядеть за несовершеннолетними исследователями в сериале «Книга знаний» А. СВИРИНА и М., ЛЯШЕНКО.

Фантазёрами достаточно широко представлены суррогатные субъекты нашего рассмотрения.

РОБОТЫ. Бабушка-андроид оказалась очень востребованной для создания гармонии в семейных отношениях (Р. БРЭДБЕРИ «Электрическое тело пою!»). Не соскучились бы «внуки» и в обществе престарелого «ветерана», якобы помнящего легендарного генерала Гурко (К. БУЛЫЧЁВ «Остров ржавого фельдмаршала»).

С помощью бутафории вводят в заблуждение киберы-дежиморды. «… у зажженной лампы – хотя на дворе был белый день – сидело семейство: седенький дедушка в кресле качалке, бабушка, вязавшая на спицах чулок…Завидев Клапауция все вскочили и бросились на него; спицы оказались наручниками, лампа микрофоном, а бабушка – начальником местного полицейского участка» (С. ЛЕМ «Кибериада»).

СИМВОЛЫ. В сказочной повести А. ЯКУБЕНКО «Волшебные перья Арарахиса» встречается неразлучная парочка, воплотившая в себя весь мир добрых детских игрушек: Дедушка Мяч и Бабушка Кукла.

Главные герои знаменитой пьесы М. МЕТЕРЛИНКА «Синяя птица», попадая в Страну Воспоминаний, почему-то встречаются только с одним из своих дедушек и с одной из своих бабушек. Разумное объяснение этому, видимо, заключается в том, что невозможно глубоко чтить того, кого не помнишь...

БАЗЫ КОСМИЧЕСКИЕ.

 

Для осуществления космической экспансии крупным космическим поселениям. очевидно, будут предшествовать стационарные жилые и научно-производственные пункты без собственной инфраструктуры. По аналогии с земной историей – сначала в обживаемых районах появлялись деревеньки, а потом уже из них формировались сёла и города. Так и в космосе, прежде чем начнут осуществляться крупные астроинженерные проекты, начнётся строительство космических баз в узком смысле этого слова: заправочные станции, и космодромы (Антимарс на соответствующей орбите, Цифэй на Луне в повести «Путь на Амальтею А. и Б. Стругацких), а также – в перспективе – гиперпространственные маяки (Г. Гаррисон «Ремонтник»).

Луна, безусловно, будет первой вехой на пути в открытое космическое пространство. Первые подобия городов виделись здесь А. Кларку («Лунная пыль»).

Говоря об особенностях архитектуры первых космических баз-сооружений, следует дать хотя бы небольшое описание их «типовых проектов». Преобладают не только привычные глазу полуцилиндрические «ангары», нередко встречающиеся на Земле, но и куполообразные формы строений. Заброшенная американцами Старая База на Марсе в повести «Путь на Амальтею» представлена в виде ряда бетонных куполов на шестиугольных основаниях. В то же время, надо полагать, прибывшие позднее несколько сотен строителей регенерационного завода живут уже в более комфортных условиях. Но без прочных несущих конструкций марсианские поселенцы тоже вряд ли обойдутся. Разве что, оконные проёмы в каркасах куполов будут заделаны не стеклом, а его прочнейшим и прозрачным заменителем – спектролитом. Заметим, что Марс у Стругацких выглядит не столь суровым, каков он есть в действительности.

К вопросу о базах на Луне основательно подошёл С. Лем, отдавая предпочтение для жилых зон тоннелям и анфиладам, вырубленным в естественных скальных породах.На поверхности негостеприимных планет предпочтительнее устанавливать только необходимое оборудование: астрономические приборы, солнечные батареи. В его рассказе «Условный рефлекс» находим описание лунной оранжереи под куполом из…кварца армированного сталью. «Это была действительно уникальная постройка. Поскольку еёокружает безвоздушное пространство, купол должен был выдерживать постоянное давление в девять тонн на квадратный метр, что при размерах оранжереи давало внушительную сумму – две тысячи восемьсот тонн. Именно с такой силой давил во всех направлениях заключённый здесь воздух, пытаясь взорвать изнутри кварцевую оболочку. Конструкторы, вынужденные отказаться от железобетона, погрузили в кварц сварные рёбра, которые всю мощь давления…передавали вверх на диск, изготовленный из иридия; снаружи этот диск удерживался прочными стальными тросами, глубоко закоренёнными в окружающие базальтовые скалы».

Примечательно, что у Стругацких по соседству с бесперспективной Старой Базой находился хитро «прикрытый» артефакт Странников, который условно можно отнести к числу космических баз, созданными представителей нечеловеческого либо внеземного разума. Здесь фантасты чаще оставляют подобные сооружения давно покинутыми их прежними хозяевами, трудно вообразить себе плоды чуждого разума не имеющего. С другой стороны, трудно убедить в их правдоподобии читателя. Поэтому земные персонажи там редко вообще что-нибудь находят, кроме голых стен, либо пространственно-временных переходов. Однако Странники постоянно оставляли внутреннюю облицовку из особого материала – янтарина. Не исключено, что именно этот материал несёт механические, термические и прочие нагрузки. А из повести В. Талалаева «И воскреснут мёртвые» выясняется, что янтарин служит ещё и носителем информации.

Особый случай – военные космические базы, например, «Звезда Смерти» из сериала «Звёздные войны». Здесь наглядно видна тенденция укрупнения баз (похоже, размером с небольшой астероид).

Пусть космические базы далёкого будущего будут иметь исключительно мирное предназначение. Предположим также, что с расширением обитаемой части Вселенной таковыми целиком окажутся и «пограничные планеты» дальнего космоса.

БАЛЬДУРЫ И БАЛЬДУБИНЫ – идеализированные существа, «благородные в своей рыбности формы», которых ускоренными темпами пытались вывести из местных гуманоидов на некогда засушливой планете Пинта. Здесь явная аллюзия на хрущёвские «кукурузные инициативы» (С. Лем «Звёздные дневники Ийона Тихого». Путешествие 13-е.). А исходным языковым архетипом послужило слово Бальдр - имя скандинавского бога весны и света.

БАНДЕРСНАУТЫ– внеземные животные, внешне напоминающие гибрид кашалота и гусеничного трактора. Но удивительно другое обстоятельство – бандерснауты распространены на многих планетах галактики, кроме планет Солнечной системы. (Л. Нивен «Мир-Кольцо»).

БАНШИ.

Банши – в переводе с ирландского языка – женщина из потустороннего мира, предвестник смерти того человека, рядом с домом которого её видят плачущей. Характерная примета – длинные волосы, красные от слёз глаза и светлые, хорошо различимые в темноте одежды. У Р. Брэдбери в рассказе «Банши» находим соответствующие мифологии сведения, что рассматриваемая «нежить» дух либо в облике старухи, либо в облике некогда обманутой молодой девушки. Её появление – признак того, что у того, кому предстоит в скором времени умереть, чисто ирландская кровь. В руке нередко держит серебряный гребень.

В воплях банши сливаются воедино протяжные крики гусей, плач ребёнка и волчий вой.

В рассказе М. З. Брэдли «Ночной гость» земляне «окрестили» опасных марсианских приматов в честь всё того же мифологического персонажа. Банши – это и огромные летающие ящеры с планеты Пандоры, получившие такое название из-за издаваемых ими характерных звуков (фильм «Аватар»).

БАРАБАНЫ и иже с ними.

Барабаны – музыкальные инструменты из семейства ударных. Погружаясь в фантастические миры в поисках предмета нашего рассмотрения, сводный оркестр необыкновенных барабанщиков придётся набирать с бору по сосенке. И получится разновозрастный отряд разномастных существ, среди которых подлинных героев раз-два и обчёлся. Отчасти это объясняется тем, что под глухие или гулкие ритмичные удары далеко не всегда совершались дела благовидные, как-то: кровавые ритуальные жертвоприношения в древности или у дикарей, показательные казни и экзекуции у людей «цивилизованных». Единственное забавное исклбчение состоялось в фильме «Сказка о царе Салтане» (СССР, 1967), где кинематографисты, учитывая детскую аудиторию, «повесили» гонца на барабане, когда царь «стал чудесить».

Под барабанный бой оправлялись на гибель целые армии. Об этом напоминает следующий отрывок из романа «Сирены Титана» К. ВОННЕГУТА:

«Солдаты маршировали по плацу под треск армейского барабана.

Вот что выговаривал для них барабан с ревербератором:

Дрянь дребедень-дребедень-дребедень.

Дрянь-дребедень-дребедень.

Дрянь-дребедень,

Дрянь-дребедень,

Дрянь-дребедень-дребедень».

И от этого кошмара очень трудно избавиться. И в сказке Л. ТОЛСТОГО «Работник Емельян и пустой барабан» означенный инструмент ведёт за собой царское войско. Но стоит только сломать этот источник монотонного звука, как войско тотчас разбегается…

Итак, почётное место на правом фланге по достоинству занимает отставной солдат из фильма «Марья-искусница» (СССР, 1959). Он пригрозил Водоркруту XIII собрать ватагу лихих вояк, используя принцип переклички африканских тамтамов. И это возымело действие. Хотя, похоже, что нечисть и многие носители зла просто не выносят шума

 

В этой же шеренге несколько юных барабанщиков из ряда произведений В. КРАПИВИНА, включая стеклянного барабанщика Тильку.

В задний ряд разместим несимпатичного интригана, директора музыкальной школы (высшее образование по классу ударных) из повести В. КАВЕРИНА «Немухинские музыканты». Слева от него ушедшая на покой парочка пиратов, всерьёз увлёкшаяся игрой на барабанах (К. БУЛЫЧЕВ «Война с лилипутами»).

 

Этот ряд придётся дополнить существами совсем уж экзотическими. Кузнечик, нацепивший на себя инструмент и выдаваемый за Барабанозверя (мультфильм «Утренняя музыка», СССР, 1974). Краб Себастьян из мультсериала «Русалочка» (США, 1992-1994), замеченный играющим на конго. Представители домашнего скота Фредди и Пек («Рога и копыта») в одночасье ставшими звёздами после исполнения песни «A Barn Day`s Night», где они играли соответственно на ударной установке и музыкальном треугольнике.

А замыкать всю эту живописную группу предоставим виртуальному (?) Отставной Козы Барабанщику

 

БАРМАЛЕЙ.

Бармалей – вымышленный пират и опустившийся до каннибализма садист европейского происхождения, обосновавшийся в Африке. Это типичный «чернильный» антигерой, которому «с потолка» приписаны все мыслимые и немыслимые злодеяния.

Оживить картонный образ Бармалея удавалось актёрам Р. Быкову (фильм «Айболит-66») и С. Фараде, озвучивавшему соответствующую роль в мультсериале «Доктор Айболит» (СССР, 1984-85).

Сам же автор «Бармалеады» К. И. ЧУКОВСКИЙ хладнокровно и беспощадно расправился со своим детищем в стихотворении «Одолеем Бармалея»: в 1942 году

«И примчалися на танке

Три орлицы-партизанки

И суровым промолвили голосом:

"Ты предатель и убийца,

Мародёр и живодёр!

Ты послушай, кровопийца,

Всенародный приговор:

НЕНАВИСТНОГО ПИРАТА

РАССТРЕЛЯТЬ ИЗ АВТОМАТА

НЕМЕДЛЕННО!"


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.