Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Творение мира в германо-скандинавской мифологии началось:
1. с таяния Мировой бездны
2. с убийства Одином, Вили и Ве первочеловека
3. с изготовления людей из дерева
4. с убийства слепым богом Хёдом юного бога Бальдра
2
167.
Германо-скандинавская мифология считается антропоцентричной, так как:
1. человек – венец творения
2. человек живёт в центре мира
3. человек – хранитель и исполнитель верховных законов
4. человек творит богов
2
168.
Битва богов и гибель мира в германо-скандинавской мифологии начинается с:
1. убийства богом Хёдом бога Бальдра
2. спора ётунов и асов
3. пакостей Локи
4. неподчинения людей
1
169.
В германо-скандинавской мифологии «мёд поэзии» - это:
1. сочетание ритма и рифмы
2. сочетание пения и слов
3. сочетание мудрости и поэтического вдохновения
4. проявление экстатического состояния в танце и пении
3
170.
Характерной чертой германо-скандинавской мифологии является:
1. наличие волшебных предметов
2. гибель мира из-за нарушения моральных устоев
3. спор братьев-антагонистов
4. присутствие карликов и великанов
2
171.
В Вальхаллу попадали:
1. павшие в бою воины
2. воины, дожившие до старости и умершие естественной смертью
3. все воины без исключения
4. только юные воины, павшие в первом бою
1
Древнеславянская религия
172.
Збручский идол отражает поверья:
1. зороастрийцев
2. славян
3. германо-скандинавов
4. кельтов
2
173.
Мироздание в мифологии славян было построено:
1. на законе посмертного воздаяния
2. по принципу бинарных оппозиций (свет-тьма, чёт-нечет, юг-север и пр.)
3. по принципу антропоцентричности
4. по принципу теоцентричности
2
174.
Ярило, Яровит, Купала, Кострома –
1. верховные боги славянского пантеона
2. разные ипостаси солнечного бога
3. главные праздники славян
4. 4 поколения солнечных богов
2
175.
Считается, что в славянской мифологии пантеон божеств состоял из трёх уровней. К высшему уровню относились:
1. божества, связанные с хозяйственными циклами, сезонными обрядами (Макошь, Род, Чур)
2. божества с наиболее абстрагированными функциями (Доля, Лихо, Кривда)
3. божества с обобщёнными ритуально-юридическими и хозяйственными функциями (Велес, Сварог, Даждьбог)
4. божество с военными функциями (Перун)
3
176.
Считается, что в славянской мифологии пантеон божеств состоял из трёх уровней. К среднему уровню относились:
1. божества, связанные с хозяйственными циклами, сезонными обрядами (Макошь, Род, Чур)
2. божества с наиболее абстрагированными функциями (Доля, Лихо, Кривда)
3. божества с обобщёнными ритуально-юридическими и хозяйственными функциями (Велес, Сварог, Даждьбог)
4. божество с военными функциями (Перун)
2
177.
Считается, что в славянской мифологии пантеон божеств состоял из трёх уровней. К низшему уровню относились:
1. божества, связанные с хозяйственными циклами, сезонными обрядами (Макошь, Род, Чур)
2. божества с наиболее абстрагированными функциями (Доля, Лихо, Кривда)
3. божества с обобщёнными ритуально-юридическими и хозяйственными функциями (Велес, Сварог, Даждьбог)
4. божество с военными функциями (Перун)
1
178.
Божество славянской мифологии, бывшее сыном верховного божества и являвшееся покровителем людей и посредником между богами и людьми, чьи черты многие исследователи находят схожими с Христом:
1. Перун
2. Род
3. Даждьбог
4. Сварог
3
179.
Участниками змееборческого сюжета в славянской мифологии были:
1. Сварог и Даждьбог
2. Макошь и Ладо
3. Перун и Велес
4. Правда и Кривда
3
180.
Персонаж славянской мифологии по имени Чур является отражением:
Князь Владимир в 980 г. провёл «религиозную реформу» и:
1. установил единый пантеон богов во главе с Перуном
2. разрушил христианскую Десятинную церковь в Киеве
3. разрешил вероисповедание христианства
4. провёл «испытание вер»
1
Иудаизм
182.
Первая монотеистическая религия:
1. христианство
2. иудаизм
3. ислам
4. буддизм
2
183.
Иудаизм как религия древнееврейского народа возникает в:
1. I тысячелетии до н.э.
2. 2 веке до н.э.
3. 313 г н.э.
4. II тысячелетии до н.э.
4
184.
Главный принцип иудаизма:
1. признание греховности человека
2. признание единого Бога
3. признание воскресения Иисуса Христа
4. признание существования бессмертной души
Суть и гарантию Завета Яхве и людей составляют(ет):
1. чтение Торы в шаббат
2. признание Иисуса Христа Мессией
3. молитва 5 раз в день
4. соблюдение 10 заповедей
4
188.
Письменный канон Торы (Пятикнижия) был составлен:
1. во 2 в до н.э. Птолемеем II
2. в 444 г до н.э. священником Эзрой
3. в 12 в до н.э. Моисеем
4. в 33 г н.э. Иисусом Христом
2
189.
В иудаизме:
1А. неразделимы любовь к Богу и любовь к людям
2. любовь к Богу является единственно возможным проявлением любви
3. любовь к ближнему подразумевает любовь к народу Израиль
4. поощряется нетерпимость по отношению к иным религиям
1
190.
В 10 заповедях содержатся нормативы взаимоотношений:
1. между Богом и людьми
2. между Богом и людьми и между людьми
3. между мужчиной и женщиной
4. между людьми
2
191.
К Моисеевым заповедям НЕ относится:
1. почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле
2. не пожелай дома ближнего твоего
3. не зарывай свой талант в землю
4. не произноси имени Господа Бога твоего напрасно
3
192.
К Моисеевым заповедям относится:
1. не мечи бисера перед свиньями
2. не зарывай свой талант в землю
3. ударившему тебя в правую щёку подставь левую
4. не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
4
193.
В Танах рассказывается в том числе о событиях:
1. о войне евреев с крестоносцами
2. о вавилонском пленении евреев Навуходоносором II
3. о постоянной борьбе с монгольскими кочевниками
4. о суде Понтия Пилата
2
194.
Пример безоговорочной веры, подчинения воле Божьей:
1. жертвоприношение Авраама
2. сотворение золотого тельца
3. чудотворение Моисея перед фараоном
4. победа Давида над Голиафом
1
195.
Талмуд состоит из:
1. одной части – комментария к Танаху
2. двух частей – Мишны и Гемары
3. трёх частей – Торы, Евангелия и Апокалипсиса
4. четырёх частей – Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна
2
196.
Новый год (Рош-Гашана) иудеи отмечают:
1. зимой - это время, не связанное с полевыми работами, ожидание нового цикла
2. весной – это время начала полевых работ, нового жизненного цикла
3. осенью – это время окончания полевых работ, переосмысление прошедшего этапа
4. летом – это разгар полевых работ
3
197.
Иудейский праздник, исторически связанный с окончанием полевых работ и посвящённый памяти о временных шалашах евреев, выведенных Моисеем из Египта:
1. Песах
2. Шаббат
3. Суккот
4. Ханука
3
198.
Иудейский праздник Тиша бэ-Ав – день траура (в этот день, по Преданию, должен родиться Мессия) посвящён памяти:
1. убийства Каином Авеля
2. разрушения Первого Храма в 586 г до н.э. вавилонянами и Второго Храма римлянами
3. бедствий евреев в Египте
4. изгнания Адама и Евы из Рая
2
199.
Иудейский праздник Песах посвящён:
1. воскресению Иисуса Христа
2. дарованию Моисею Богом 10 заповедей
3. милованию Богом еврейских первенцев при десятой казни египетской
4. борьбе Иакова с Богом
3
200.
Иудейский праздник в ноябре-декабре, посвящённый освобождению Иерусалимского Храма в 164 г до н.э. (в Торе отсутствует упоминание о нём):
1. Песах
2. Шаббат
3. Ханука
4. Суккот
3
Мировые религии
Буддизм
201.
Буддизм как религия складывается в:
1 веке н.э.
1 веке до н.э.
6-5 вв до н.э.
конце 2 тыс. до н.э.
2
202.
«Будда» - это:
бессмертный
молчащий
просветлённый
несущий мудрость
3
203.
Основателем буддизма является:
Лао-цзы
Конфуций
Сиддхартха Гаутама
Ошо
3
204.
Для буддизма характерно:
отрицание бога
идея самосожжения как спасения
идея чистилища
идея Мессии
1
205.
Священным Писанием буддизма является:
Ветхий Завет
Махабхарата
Веды
Трипитака
4
206.
Основной целью жизни буддиста является:
вечное пребывание в раю после смерти
достижение нирваны
реинкарнация в лучшем статусе
богатство при жизни
2
207.
Нирвана – это:
принцип перерождений
состояние покоя и бесстрастности
пребывание души в раю
чудотворение
2
208.
Первая речь, которую произнёс Будда после достижения полного просветления, называется:
Нагорная проповедь
Синайская проповедь
Бенаресская проповедь
Проповедь фессалоникийцам
3
209.
Суть учения буддизма составляют:
Десять заповедей
Четыре Благородный Истины
Пять добродетелей благородного мужа
Новый Завет
2
210.
К Четырём Благородный истинам НЕ относится:
существует страдание
причина страданий – желание
избавление от страданий – вера в бога
прекращение страданий – восьмеричный путь
3
211.
Четыре великих потока страданий:
страдания рождения, болезни, старости, смерти
страдания жажды, голода, боли, холода
страдания нищеты, глупости, безверия, сиротства
страдания алчности, гордости, гнева, праздности
1
212.
Восьмеричный путь буддизма включает три основные ступени восхождения. Это:
все последователи учения способны достичь нирваны в следующем воплощении
нирваны достичь могут только монахи, миряне – в одном из воплощений, когда станут монахами
никто, кроме Будды, не может достичь полной нирваны, только улучшить карму
нирвана не достижима в принципе
2
215.
Целью Махаяны является:
полное просветление
испытание максимальных страданий
монашество
постижение дао
1
Христианство
216.
Христианство зародилось:
1. в Палестине
2. в Риме
3. на Руси
4. в Византии
1
217.
Считается, что христианство зародилось на волне:
1. проповедей о скором приходе Мессии
2. увлечения культом Осириса
3. разочарования евреев в религии Яхве
4. активной общественной деятельности секты ессеев
1
218.
Одним из наиболее привлекательных аспектов новой для 1 в н.э. религии – христианства – считалось:
1. избранничество христиан
2. надежда на спасение посредством признания божественной истины
3. обещание богатств в следующей жизни
4. дарование святости
2
219.
Христианство имеет общее с иудаизмом понимание:
1. святости
2. монотеизма
3. богочеловеческой природы Иисуса Христа
4. ритуальной чистоты
2
220.
Миланский эдикт 313г. императора Константина Великого провозгласил:
1. веротерпимость по отношению к христианству
2. начало гонений на христианство
3. запрет на совершение христианских богослужений
4. право христиан на преследование язычников
1
221.
Христианство усвоило и переосмыслило идеи иудаизма, касающиеся:
Одной из причин объявления христианства официальной религией Империи принято считать:
1. необходимость заповедей «не убий», «возлюби ближнего» для управления покорёнными народами
2. необходимость красивого культа
3. необходимость объединяющей все народы религии
4. необходимость в людях, способных принести себя в жертву, как Иисус Христос
3
226.
Во время появления христианства Палестина находилась под властью:
1. Вавилона
2. Персии
3. Рима
4. Египта
3
227.
Секта в Палестине, существовавшая с 145 г до н.э. по 70 г н.э., в основных нормативах которой угадываются черты христианства:
1. концепция о способности чудотворения уверовавших
2. концепция истории как божественного промысла
3. концепция физической силы проповеднического слова
4. концепция о способности предвидеть будущее
2
229.
Во времена земной жизни Христа власть в Палестине принадлежала:
1. народному парламенту
2. двухпалатному парламенту – палата саддукеев и фарисеев
3. римскому наместнику и синедриону
4. Папе Римскому и главе города
3
230.
Неканонические книги (которые не вошли в Священное Писание) – это:
Перечень канонических книг Нового Завета был утверждён:
1. на Карфагенском соборе в 419 году
2. на Лаодикийском соборе в 363 году
3. Миланским эдиктом в 313 году
4. в 529 году указом императора Юстиниана
2
233.
Утверждение догматов христианства и формулирование символа веры происходило:
1. на Никейском (325) и Константинопольском (381) соборах
2. на Карфагенском соборе (419)
3. на Лаодикийском соборе (363 г.)
4. это происходило не на соборах
1
234.
Основные споры на первых Вселенских соборах велись относительно догматов:
1. о триединстве Бога и воплощении Сына Божия
2. о исхождении Духа Святого и от Сына
3. о необходимости причащения пресным хлебом
4. о непорочном зачатии
1
235.
Наиболее ранней книгой Нового Завета на данный момент исследователи считают:
1. Евангелие от Матфея
2. Откровение Иоанна Богослова
3. Деяния Апостолов
4. Послания Апостолов
2
236.
Vulgata – перевод Библии на латынь – был сделан:
1. в 444 г до н.э. священником Ездрой
2. в 313 г императором Константином Великим
3. в конце 4-начале 5 вв Иеронимом Блаженным
4. в конце 1 века евангелистом Лукой
1. В начале сотворил Бог небо и землю…
2. В начале было Слово…
3. И было: в тридцатый год и четвёртый месяц, в пятый день месяца…
4. По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу…
2
239.
Нагорная проповедь содержит заповедь:
1. не сотвори себе кумира
2. не мечи бисер перед свиньями
3. не зарывай свой талант в землю
4. любите врагов ваших
4
240.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное…» - слова:
1. скрижалей Моисеевых
2. Нагорной проповеди Христа
3. моления о чаше в Гефсиманском саду
4. апостола Петра Христу
2
241.
«Возлюбите ближнего своего, как Я возлюбил вас…» - слова:
1. скрижалей Моисеевых
2. Нагорной проповеди Христа
3. моления о чаще в Гефсиманском саду
4. Тайной вечери
4
242.
«Отче Мой! Если возможно, да минует меня чаша сия…» - слова:
1. скрижалей Моисеевых
2. Нагорной проповеди Христа
3. моления в Гефсиманском саду
4. Тайной вечери
3
243.
В число первозванных Двенадцати апостолов не входит:
1. Фома
2. Пётр
3. Павел
4. Иоанн
3
244.
Легенда приписывает проповедническую деятельность на территории Древней Руси: