Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
закономерности возникновения, функционирования и развития религий
характеристики богослужений разных религий
литературные источники священных писаний разных религий
2
2.
Религиоведение как самостоятельная научная дисциплины сложилась:
в 1 веке н.э.
в 5 в до н.э.
в 20 веке
в 19 веке
4
3.
Объектом изучения религиоведения являются:
ныне существующие религии и верования
ранее существовавшие религии и верования
все существующие и существовавшие религии и верования
мировые религии и ранее существовавшие верования
3
4.
Локальная наука, входящая в религиоведение, определяющая природу и функции религии, рассуждающая о природе божества, его отношении к человеку и миру – это:
религиозная философия
философия религии
теология
теодицея
2
5.
Локальная наука, входящая в религиоведение, изучающая религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества – это:
религиозная антропология
антропология религии
социология религии
социология литургии
3
6.
Один из основоположников социологии религии, изучавший самоубийства среди католиков и протестантов и описавший основные функции религиозного ритуала:
Огюст Конт
Карл Маркс
Эмиль Дюркгейм
Зигмунд Фрейд
3
7.
Локальная наука, входящая в религиоведение, изучающая религиозное поведение групп и отдельных индивидуумов, влияние религии на человека – это:
философия религии
психология религии
психопатология религии
социология религии
2
8.
Наука, изучающая религию как часть человеческой культуры – это:
Совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией какой-либо социальной общности, символизирующих определённые идеи, нормы, идеалы и представления – это:
пост
молитва
обряд
ритуал
3
33.
Упорядоченная система действий, форма сложного символического поведения, выражающая определённые социальные и культурные ценности – это:
пост
молитва
обряд
ритуал
4
34.
Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику – это:
вера
мистика
обряд
ритуал
2
35.
Эрнст Трёльч и Макс Вебер различали два вида религиозных организаций:
церковь и секта
церковь и деноминация
секта и деноминация
секта и мистическая община
1
36.
Группа (религиозная или нерелигиозная), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии – это:
деноминация
община
секта
церковь
3
37.
Понятие, введённое Х. Нибуром и означающее религиозную организацию в стадии оформления – это:
деноминация
община
секта
церковь
1
38.
Согласно концепции Карла Ясперса, в период осевого времени происходит:
разрушение великих цивилизаций
смена мифологического мировоззрения на религиозно-философское
появление первых письменных источников на всех континентах
последний Ледниковый период
2
39.
Период осевого времени Карл Ясперс датирует:
1 веком н.э.
5 веком до н.э.
эпохой Возрождения
8-2 вв до н.э.
4
Функции религии
40.
К основным функциям религии НЕ относится функция:
компенсаторная
мировоззренческая
художественная
коммуникативная
3
41.
Функция религии, устанавливающая этические стандарты и образцы, ценностные установки – это:
коммуникативная
компенсаторная
мировоззренческая
нормативно-регулятивная
4
42.
Функция религии, определяющая смысл человеческого существования, его роль и значение в мироздании – это:
мировоззренческая
компенсаторная
коммуникативная
нормативно-регулятивная
1
43.
Функция религии, дающая верующим утешение, примиряющая с неизбежным – это:
мировоззренческая
компенсаторная
коммуникативная
нормативно-регулятивная
2
44.
Функция религии, объединяющая единоверцев и дающая возможность самоидентификации – это:
мировоззренческая
коммуникативная
интегративно-дезинтегрирующая
нормативно-регулятивная
3
Ранние формы религии
Древнеегипетская религия
99.
Изображение древнеегипетских богов в виде животных называется:
антропоморфизм
изоморфизм
зооморфизм
египтоморфизм
3
100.
Умирающий и воскресающий бог Древнего Египта, судья мёртвых – это:
Осирис
Тот
Анубис
Амон-Ра
1
101.
Основными источниками, рассказывающими о древнеегипетской религии, являются:
Кумранские свитки
тексты пирамид и саркофагов
Ветхий Завет
Трипитака
2
102.
Согласно древнеегипетской космогонии, мир состоит из:
неба, звёзд, солнца, земли
неба, земли, воды, гор, Дуата – преисподней
неба, земли, огня, воды
неба и земли
2
103.
Согласно верованиям египтян, Дуат – преисподняя находится:
на небе на западе
на небе на востоке
на земле за морем
под землёй
4
104.
Суть религиозной реформы Аменхотепа IV - Эхнатона:
установление культа фараона
установление единобожия – поклонение Атону
установление культа Мемфисской триады
установление института жречества
2
Зороастризм
105.
Древняя религия, чьей основой является противоборство двух взаимоисключающих космических принципов:
1. древнегреческая религия
2. ислам
3. зороастризм
4. шумеро-аккадская религия
3
106.
Древняя религия, главным источником которой является «Авеста»:
Культурный герой в зороастризме, создатель благ цивилизации, устроитель социума:
1. Гильгамеш
2. Заратустра
3. Йима
4. Пуруша
3
114.
Одной из отличительных черт зороастризма является:
1. идея посмертного воздаяния
2. принцип беспрекословного подчинения судьбе
3. учение о бессмертной душе
4. культ правителя
3
115.
Полагают, что деятельность Заратустры имеет схожие с деятельностью Христа черты. Это –
1. убеждение людей в необходимости их активного участия в борьбе добра и зла
2. убеждение людей в необходимости поститься
3. убеждение людей в необходимости покаяния
4. убеждение людей в необходимости посвящение первенца богу
1
116.
Полагают, что в жизнеописании Заратустры и Христа есть общие мотивы. Это –
1. мотив искушения
2. мотив предательства
3. мотив страдания за человечество
4. мотив хождения по водам
1
117.
Общий для Заратустры и Христа эпитет:
1. богочеловек
2. спаситель
3. смертью смерть поправший
4. преданный учеником
2
Индуизм
118.
Основным письменным источником иудаизма является (ются):
Трипитака
Веды
Авеста
Танах
2
119.
К Ведам НЕ относится:
Атхарваведа
Ригведа
Самаведа
Упанишады
4
120.
К основным идеям Вед можно отнести:
идею о греховности человека
идею о нравственном миропорядке
идею о спасении через самопожертвование
идею о конечности мира
2
121.
К основным идеям Вед можно отнести:
идею о карме как законе справедливости
идею о карме как круговороте перерождений
идею о карме как спасении
идею о карме как всеобщем единстве мира
1
122.
Индуистское понятие Брахман – это:
карающее божество
милующее божество
вечно сущее
создатель Вед
3
123.
К основным течениям индуизма можно отнести:
шиваизм, вишнуизм
тантризм, иудаизм
кришнаизм, джайнизм
буддизм, синтоизм
1
124.
Мифологический цикл, где содержатся сказания об индуистских божествах:
Энума Элиш
Илиада
Махабхарата
Танах
3
125.
Множество обликов-воплощений индуистских богов называются:
ипостаси
аватары
психостасии
ка и ба
2
126.
Для джайнизма характерен принцип ахимса – это:
идея перерождения
непричинение вреда живому
закон воздаяния
стремление к соединению с Абсолютом
2
127.
Упанишады – это:
комментарии к Ведам
священные тексты, доступные посвящённым
тексты, опровергающие Веды
самая ранняя часть Вед
1
Синтоизм
128.
Древнейшей религией Японии является:
1. даосизм
2. буддизм
3. синтоизм
4. дзен-буддизм
3
129.
Обряд почитания ками в японской культуре называется:
1. мацури
2. ёми-но куни
3. харакири
4. бонсай
1
130.
«Синто» с японского значит:
1. вера богов
2. путь богов
3. обиталище богов
4. жизнь богов
2
131.
Одним из важнейших источников для реконструкции древней японской мифологии является:
1. Коран
2. Трипитака
3. Кодзики
4. Махабхарата
3
132.
В синтоистской мифологии выделяют циклы, руководствуюсь:
1. привязкой к территории
2. миграцией айнов – коренных жителей Японии
3. влиянием Китая
4. влиянием буддизма
1
133.
В первом цикле синтоистской мифологии рассказывается:
1. об эсхатологии
2. о культурных героях
3. о космогонии
4. о победе Японии
3
134.
Согласно синтоистской мифологии, в начале времён мир разделился на:
1. мир Восхода солнца и мир Захода солнца
2. мир воды и мир земли
3. мир верхний и мир подземный
4. мир Севера и мир Юга
3
135.
Завершение космогонии творят:
1. первые ками – Амэ-но минакануси и Такамимусуби
2. первые парные ками – бог всплывающей грязи и богиня осаждающегося песка
3. последние парные ками – Идзанаки и Идзанами
4. дети Такамимусуби – «бог размышляющий» и «бог-малыш»
3
136.
Главные боги синтоистского пантеона – Аматэрасу, Цикуёми и Сусаноо – рождаются:
1. от родителей Идзанаки и Идзанами
2
1. от родителей Идзанаки и Идзанами
2. от капель воды ритуального омовения
3. из пены первой волны, ударившейся о берег острова Хонсю
4. из первых упавших с неба капель дождя
2
137.
Главой синтоистского пантеона является:
1. Идзанаки
2. Аматэрасу
3. Цикуёми
4. Сусаноо
2
138.
О-кунинуси, занимающийся устройством мира, является сыном:
Аматэрасу и земного мужчины
Сусаноо и земной девушки
божественных родителей
земных родителей
2
Религии Китая
139.
Для древнекитайской мифологии характерна эвгемеризация – это:
представление мифологических персонажей как исторических
представление реальных исторических личностей как небесных правителей
представление о чудовищах, в которых превратились люди
закон взаимодействия инь-ян
1
140.
Основным литературным источником даосизма является:
И-цзин
Дао-дэ-цзин
Лунь юй
Трипитака
2
141.
Для даосизма основополагающим является принцип у-вэй, переводимый как:
спасение
добродетель
недеяние
противоборство
3
142.
Основоположником даосизма является:
Конфуций
Ситтхартха Гаутама
Лао-цзы
Далай Лама
3
143.
Основным литературным источником конфуцианства является:
И-цзин
Дао-дэ-цзин
Лунь юй
Ши-цзин
3
144.
Конфуций перечислил пять добродетелей, которые должен демонстрировать благородный муж (цзюнь цзы). К ним НЕ относится:
справедливость, долг
покорность воле родителей
мудрость, интеллект
соблюдение постов
4
145.
Для конфуцианства и даосизма общим является понятие дао, которое означает:
рай
небесное покровительство
первооснова сущего
бессмертие
3
146.
Центром интересов конфуцианства является:
бог
человек
природа
посмертное существование
2
Древнегреческая религия
147.
Для хтонического периода древнегреческой мифологии характерно:
1. олимпийский и параолимпийский
2. доолимпийский и олимпийский
3. олимпийский и постолимпийский
4. олимпийский и дельфийский
2
149.
Согласно древнегреческой мифологии, мир был сотворён четырьмя первопотенциями. К ним относится:
1. Гея
2. Кронос
3. Рея
4. Уран
1
150.
Согласно древнегреческой мифологии, мир был сотворён четырьмя первопотенциями. К ним относится:
Амур
Купидон
Афродита
Эрос
4
151.
Теомахия в древнегреческой мифологии – это:
1. битва богов – олимпийцев со старыми хтоническими богами
2. битва кентавров с лапифами
3. битва дорийцев с амазонками
4. битва метоп с триглифами
1
152.
Богом демократического культа древнегреческой религии являлся:
1. Зевс
2. Аполлон
3. Гефест
4. Дионис
4
153.
В древнегреческой мифологии только три человека понесли наказание в загробной жизни. За что:
1. за убийства младенцев
2. за неуважительное отношение к богам
3. за осквернение храмового алтаря
4. за проповедь, отрицающую каких бы то ни было богов
2
154.
Одним из ключевых понятий древнегреческой мифологии и культуры было понятие космос (κοςμος):
Культурным героем древнегреческой мифологии можно назвать:
Геркулеса
Прометея
Ахиллеса
Одиссея
2
156.
Греческая трагедия берёт своё начало из культовых празднеств:
Зевса
Аполлона
Диониса
Афродиты
3
Древнеримская религия
157.
Для древнеримской религии характерно такое явление, как:
1. обожествление частей тела
2. обожествление социальных явлений
3. обожествление амбаров
4. обожествление животных
2
158.
Для римской мифологии характерно такое явление, как:
1. безличные благие или вредоносные силы – нумины
2. всеобщий нравственный принцип мироздания
3. обожествление злаков
4. отсутствие антропоморфных божеств
1
159.
В римской мифологии:
1. есть теомахия
2. нет теомахии
3. есть амазономахия
4. есть кентавромахия
2
160.
Римский пантеон делится по основным функциям богов:
1. мифы о героях, построивших Рим
2. мифы о героях, не пощадивших жизни для Рима
3. мифы о героях, установивших республику в Риме
4. мифы о героях, ставших императорами
2
163.
Основной концепцией «Римского мифа» явилось:
1. божественное предназначение Рима править всем миром
2. божественное предназначение Рима устанавливать законы
3. божественное предназначение Рима смирять дерзких и помогать слабым
4. божественное предназначение Рима давать своим гражданам рабов из иных земель
3
Древнеславянская религия
172.
Збручский идол отражает поверья:
1. зороастрийцев
2. славян
3. германо-скандинавов
4. кельтов
2
173.
Мироздание в мифологии славян было построено:
1. на законе посмертного воздаяния
2. по принципу бинарных оппозиций (свет-тьма, чёт-нечет, юг-север и пр.)
3. по принципу антропоцентричности
4. по принципу теоцентричности
2
174.
Ярило, Яровит, Купала, Кострома –
1. верховные боги славянского пантеона
2. разные ипостаси солнечного бога
3. главные праздники славян
4. 4 поколения солнечных богов
2
175.
Считается, что в славянской мифологии пантеон божеств состоял из трёх уровней. К высшему уровню относились:
1. божества, связанные с хозяйственными циклами, сезонными обрядами (Макошь, Род, Чур)
2. божества с наиболее абстрагированными функциями (Доля, Лихо, Кривда)
3. божества с обобщёнными ритуально-юридическими и хозяйственными функциями (Велес, Сварог, Даждьбог)
4. божество с военными функциями (Перун)
3
176.
Считается, что в славянской мифологии пантеон божеств состоял из трёх уровней. К среднему уровню относились:
1. божества, связанные с хозяйственными циклами, сезонными обрядами (Макошь, Род, Чур)
2. божества с наиболее абстрагированными функциями (Доля, Лихо, Кривда)
3. божества с обобщёнными ритуально-юридическими и хозяйственными функциями (Велес, Сварог, Даждьбог)
4. божество с военными функциями (Перун)
2
177.
Считается, что в славянской мифологии пантеон божеств состоял из трёх уровней. К низшему уровню относились:
1. божества, связанные с хозяйственными циклами, сезонными обрядами (Макошь, Род, Чур)
2. божества с наиболее абстрагированными функциями (Доля, Лихо, Кривда)
3. божества с обобщёнными ритуально-юридическими и хозяйственными функциями (Велес, Сварог, Даждьбог)
4. божество с военными функциями (Перун)
1
178.
Божество славянской мифологии, бывшее сыном верховного божества и являвшееся покровителем людей и посредником между богами и людьми, чьи черты многие исследователи находят схожими с Христом:
1. Перун
2. Род
3. Даждьбог
4. Сварог
3
179.
Участниками змееборческого сюжета в славянской мифологии были:
1. Сварог и Даждьбог
2. Макошь и Ладо
3. Перун и Велес
4. Правда и Кривда
3
180.
Персонаж славянской мифологии по имени Чур является отражением:
Князь Владимир в 980 г. провёл «религиозную реформу» и:
1. установил единый пантеон богов во главе с Перуном
2. разрушил христианскую Десятинную церковь в Киеве
3. разрешил вероисповедание христианства
4. провёл «испытание вер»
1
Иудаизм
182.
Первая монотеистическая религия:
1. христианство
2. иудаизм
3. ислам
4. буддизм
2
183.
Иудаизм как религия древнееврейского народа возникает в:
1. I тысячелетии до н.э.
2. 2 веке до н.э.
3. 313 г н.э.
4. II тысячелетии до н.э.
4
184.
Главный принцип иудаизма:
1. признание греховности человека
2. признание единого Бога
3. признание воскресения Иисуса Христа
4. признание существования бессмертной души
Суть и гарантию Завета Яхве и людей составляют(ет):
1. чтение Торы в шаббат
2. признание Иисуса Христа Мессией
3. молитва 5 раз в день
4. соблюдение 10 заповедей
4
188.
Письменный канон Торы (Пятикнижия) был составлен:
1. во 2 в до н.э. Птолемеем II
2. в 444 г до н.э. священником Эзрой
3. в 12 в до н.э. Моисеем
4. в 33 г н.э. Иисусом Христом
2
189.
В иудаизме:
1А. неразделимы любовь к Богу и любовь к людям
2. любовь к Богу является единственно возможным проявлением любви
3. любовь к ближнему подразумевает любовь к народу Израиль
4. поощряется нетерпимость по отношению к иным религиям
1
190.
В 10 заповедях содержатся нормативы взаимоотношений:
1. между Богом и людьми
2. между Богом и людьми и между людьми
3. между мужчиной и женщиной
4. между людьми
2
191.
К Моисеевым заповедям НЕ относится:
1. почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле
2. не пожелай дома ближнего твоего
3. не зарывай свой талант в землю
4. не произноси имени Господа Бога твоего напрасно
3
192.
К Моисеевым заповедям относится:
1. не мечи бисера перед свиньями
2. не зарывай свой талант в землю
3. ударившему тебя в правую щёку подставь левую
4. не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
4
193.
В Танах рассказывается в том числе о событиях:
1. о войне евреев с крестоносцами
2. о вавилонском пленении евреев Навуходоносором II
3. о постоянной борьбе с монгольскими кочевниками
4. о суде Понтия Пилата
2
194.
Пример безоговорочной веры, подчинения воле Божьей:
1. жертвоприношение Авраама
2. сотворение золотого тельца
3. чудотворение Моисея перед фараоном
4. победа Давида над Голиафом
1
195.
Талмуд состоит из:
1. одной части – комментария к Танаху
2. двух частей – Мишны и Гемары
3. трёх частей – Торы, Евангелия и Апокалипсиса
4. четырёх частей – Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна
2
196.
Новый год (Рош-Гашана) иудеи отмечают:
1. зимой - это время, не связанное с полевыми работами, ожидание нового цикла
2. весной – это время начала полевых работ, нового жизненного цикла
3. осенью – это время окончания полевых работ, переосмысление прошедшего этапа
4. летом – это разгар полевых работ
3
197.
Иудейский праздник, исторически связанный с окончанием полевых работ и посвящённый памяти о временных шалашах евреев, выведенных Моисеем из Египта:
1. Песах
2. Шаббат
3. Суккот
4. Ханука
3
198.
Иудейский праздник Тиша бэ-Ав – день траура (в этот день, по Преданию, должен родиться Мессия) посвящён памяти:
1. убийства Каином Авеля
2. разрушения Первого Храма в 586 г до н.э. вавилонянами и Второго Храма римлянами
3. бедствий евреев в Египте
4. изгнания Адама и Евы из Рая
2
199.
Иудейский праздник Песах посвящён:
1. воскресению Иисуса Христа
2. дарованию Моисею Богом 10 заповедей
3. милованию Богом еврейских первенцев при десятой казни египетской
4. борьбе Иакова с Богом
3
200.
Иудейский праздник в ноябре-декабре, посвящённый освобождению Иерусалимского Храма в 164 г до н.э. (в Торе отсутствует упоминание о нём):
1. Песах
2. Шаббат
3. Ханука
4. Суккот
3
Мировые религии
Буддизм
201.
Буддизм как религия складывается в:
1 веке н.э.
1 веке до н.э.
6-5 вв до н.э.
конце 2 тыс. до н.э.
2
202.
«Будда» - это:
бессмертный
молчащий
просветлённый
несущий мудрость
3
203.
Основателем буддизма является:
Лао-цзы
Конфуций
Сиддхартха Гаутама
Ошо
3
204.
Для буддизма характерно:
отрицание бога
идея самосожжения как спасения
идея чистилища
идея Мессии
1
205.
Священным Писанием буддизма является:
Ветхий Завет
Махабхарата
Веды
Трипитака
4
206.
Основной целью жизни буддиста является:
вечное пребывание в раю после смерти
достижение нирваны
реинкарнация в лучшем статусе
богатство при жизни
2
207.
Нирвана – это:
принцип перерождений
состояние покоя и бесстрастности
пребывание души в раю
чудотворение
2
208.
Первая речь, которую произнёс Будда после достижения полного просветления, называется:
Нагорная проповедь
Синайская проповедь
Бенаресская проповедь
Проповедь фессалоникийцам
3
209.
Суть учения буддизма составляют:
Десять заповедей
Четыре Благородный Истины
Пять добродетелей благородного мужа
Новый Завет
2
210.
К Четырём Благородный истинам НЕ относится:
существует страдание
причина страданий – желание
избавление от страданий – вера в бога
прекращение страданий – восьмеричный путь
3
211.
Четыре великих потока страданий:
страдания рождения, болезни, старости, смерти
страдания жажды, голода, боли, холода
страдания нищеты, глупости, безверия, сиротства
страдания алчности, гордости, гнева, праздности
1
212.
Восьмеричный путь буддизма включает три основные ступени восхождения. Это:
все последователи учения способны достичь нирваны в следующем воплощении
нирваны достичь могут только монахи, миряне – в одном из воплощений, когда станут монахами
никто, кроме Будды, не может достичь полной нирваны, только улучшить карму
нирвана не достижима в принципе
2
215.
Целью Махаяны является:
полное просветление
испытание максимальных страданий
монашество
постижение дао
1
Христианство
216.
Христианство зародилось:
1. в Палестине
2. в Риме
3. на Руси
4. в Византии
1
217.
Считается, что христианство зародилось на волне:
1. проповедей о скором приходе Мессии
2. увлечения культом Осириса
3. разочарования евреев в религии Яхве
4. активной общественной деятельности секты ессеев
1
218.
Одним из наиболее привлекательных аспектов новой для 1 в н.э. религии – христианства – считалось:
1. избранничество христиан
2. надежда на спасение посредством признания божественной истины
3. обещание богатств в следующей жизни
4. дарование святости
2
219.
Христианство имеет общее с иудаизмом понимание:
1. святости
2. монотеизма
3. богочеловеческой природы Иисуса Христа
4. ритуальной чистоты
2
220.
Миланский эдикт 313г. императора Константина Великого провозгласил:
1. веротерпимость по отношению к христианству
2. начало гонений на христианство
3. запрет на совершение христианских богослужений
4. право христиан на преследование язычников
1
221.
Христианство усвоило и переосмыслило идеи иудаизма, касающиеся:
Одной из причин объявления христианства официальной религией Империи принято считать:
1. необходимость заповедей «не убий», «возлюби ближнего» для управления покорёнными народами
2. необходимость красивого культа
3. необходимость объединяющей все народы религии
4. необходимость в людях, способных принести себя в жертву, как Иисус Христос
3
226.
Во время появления христианства Палестина находилась под властью:
1. Вавилона
2. Персии
3. Рима
4. Египта
3
227.
Секта в Палестине, существовавшая с 145 г до н.э. по 70 г н.э., в основных нормативах которой угадываются черты христианства:
1. концепция о способности чудотворения уверовавших
2. концепция истории как божественного промысла
3. концепция физической силы проповеднического слова
4. концепция о способности предвидеть будущее
2
229.
Во времена земной жизни Христа власть в Палестине принадлежала:
1. народному парламенту
2. двухпалатному парламенту – палата саддукеев и фарисеев
3. римскому наместнику и синедриону
4. Папе Римскому и главе города
3
230.
Неканонические книги (которые не вошли в Священное Писание) – это:
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...