Модуль 1. Теоретические основы визуальной культуры — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Модуль 1. Теоретические основы визуальной культуры

2020-12-06 309
Модуль 1. Теоретические основы визуальной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УТВЕРЖДАЮ

 

____________________________

 

_____________________________

 

 «____»_____________20____г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

Направление подготовки: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр культурологии

Форма обучения: очная, заочная

 

Москва – 2013

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Ц ель курса:дать базовые знания в области визуальной культуры, привить навыки практических действий по разработке, предъявлению и анализу визуальных образов в сфере культуры.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с терминосистемой и понятийным аппаратом визуальной культуры;

- дать характеристику основным визуальным технологиям в в сфере культуры;

- привить навыки анализа форм визуальной культуры;

- познакомить студентов со спецификой визуального восприятия;

- дать знания по практическому применению технологий в области визуальной культуры;

- показать технологический цикл разработки визуального продукта в сфере культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП: «Визуальная культура» является дисциплиной профессионального цикла (базовая часть) и адресована студентам, обучающимся по направлению «Культурология». Ее программа логически и содержательно связана с проблематикой ряда социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин.

Приступая к изучению курса, студент должен владеть базовыми знаниями в области социологии и истории культуры; быть знакомым с основами психологии. Изучение курса предполагает знакомство студентов с элементарными знаниями в области семиотики культуры.

Освоение дисциплины «Визуальная культура» необходимо для последующего изучения курсов «Методы изучения культуры», «Философия культуры», «История ИЗО», «Теория культуры».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) "Визуальная культура":

Процесс изучения курса "Визуальная культура" направлен на формирование следующих компетенций:

· ОК–1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

· ОК-2 - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

· ПК–1 - владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением научных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике;

· ПК-2 - способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- ключевые понятия в сфере визуальной культуры;

- - классификацию форм визуальной культуры;

- - основные этапы развития визуальной культуры.

Уметь:

– осуществлять анализ визуальных форм и объектов культуры;

– применять на практике технологии разработки и предъявления визуальных образов в культуре.

Владеть:

- навыками исследования объектов визуальной культуры;

- техниками анализа визуальной культуры;

- знаниями в сфере медиатизации современного общества.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

«Визуальная культура»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,

72 часа (1 з.ед.=36 ч.)

 

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лек сем рефераты контр работы сам  
1 Понятие визуализации 5 1 2/1 2/2       Семинар – 5 неделя
2 Психологические аспекты зрительного восприятия 5 2-4 2/1 4/4   12   Семинар – 7 неделя Контрольная работа — 4 неделя
3 Визуальная коммуникация как область культуры 5 5-8 2/1 4/4       Семинар — 7,8,9 недели
4 Классификация визуальных форм в сфере культуры 5 9-11 2/1 4/4       Семинар – 10, 11 недели Рубежный контроль – 10-11 недели
5 Визуальная реальность как культурный конструкт 5 12-13 2/1 2/2       Семинар – 13 неделя  
6 Медиатизация как фактор развития современной визуальной культуры 5 14-15 2/1 2/2 11     Семинар – 15 неделя Реферат — 14 неделя
7 Визуальная культура в системе маркетинговых коммуникаций 5 16-18 2/1 4/4       Семинар – 17, 18 недели Зачет
  Общее количество часов по учебному плану: 72   36 14/ 10 22/22 11   12 36  

 

Содержание дисциплины

Планы семинарских занятий

Рекомендуются также в качестве руководства для самостоятельного изучения курса студентами заочной формы обучения

 

Тема 1. Семинар №1 «Термины и определения визуальной культуры»

Вопросы:

1. Основные подходы к пониманию сути визуальной культуры

2. Основные принципы и цели визуализации

3. Определение семиотической основы визуального образа в культуре

 

Тема 2. Семинар №2 «Визуальное как текст»

Вопросы:

1. Свойства и специфика визуальных знаков

2. Иконические знаки

3. Символические знаки

4. Индексальные знаки

 

Тема 2. Семинар №3 «Психология зрительного восприятия»
Вопросы:

1. Чувствительность зрительной системы

2. Адаптация и привыкание зрительной системы

3. Восприятие и внимание

4. Эмпирические характеристики зрительного восприятия

 

Тема 3. Семинар №4 «Визуальные коды искусства»

Вопросы:

1. Искусство как коммуникационный код

2. Денотативное изображение

3. Методические приемы семиотической интерпретации визуальных феноменов

4. Культурная ценность визуализации

 

Тема 3. Семинар №5 «Интерпретация визуального образа»

Вопросы:

1. Интерпретация: характеристика, отличие от понимания

2. Понятия «Буквальное значение» и «Очевидный смысл»

3. Понятие «Множественность смыслов»

4. Понятие «Грань понимания»

 

Тема 4. Семинар №6 «Визуальные объекты»

Вопросы:

1. Специфика визуального как объекта исследования

2. Источники и материалы для визуальных исследований

3. Визуальные феномены
4. Визуальная грамотность - необходимость или излишество?

 

Тема 4. Семинар №7 «Визуальные формы: основные виды»

Вопросы:

1. Слово как медиатор видимого

2. Видео-формы: фотография, кинематограф, скульптура, живопись, рисунок, дизайн

3. Феномен воображения в художественной культуре

 

Тема 5. Семинар № 8 «Визуальное: реальность и виртуальность»

Вопросы:

1. Концепция визуального поворота Т.Дж.Митчела

2. Понятие окуляцентризма как философского способа концептуализации проблем видения и взгляда

3. Проблема соотношения визуального и вербального в анализе визуальной культуры

 

Тема 6. Семинар№ 9 «Экранные медиа»

Вопросы:

1. Виды экранных медиа

2. Визуальная риторика телевидения

3. Интернет-контент и эмоциональное насыщение визуальных образов

4. Гаджеты и приватно-телесное пространство человека

 

Тема 7. Семинар № 10 «Визуальные образы в рекламе»

Вопросы:

1. Графический дизайн в рекламе

2. Основные визуальные элементы: форма и пространство, цвет, типографика, изображение и композиция макета

3. Визуализация рекламной идеи

4. Видео-реклама: статичные и динамичные визуальные образы

 

Тема 7. Семинар №11 «Визуальные образы в PR»

Вопросы:

1. Идеология зрелища

2. Зрительная коммуникация в PR

3. Визуальные образы современности в решении коммуникативных проблем человечества

 

Образовательные технологии

В качестве инновационных интерактивных образовательных технологий используются:

Дискуссия — форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Дискуссия – обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели (все темы).

Тренинг – систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников. В преподавании курса проводятся ролевые тренинги, видео-тренинги и коммуникационные тренинги (темы 2,4,7).

Презентация – публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного. В процессе освоения курса студенты готовят и представляют презентации проектов, а также любых форм экспериментальной исследовательской работы (темы 5,6).

Видео-демонстрация – наглядный показ, используется в преподавании наряду с объяснением. Преподавание курса опирается на подготовленную коллекцию видеоматериалов по разделам и темам учебной программы (темы 3,4,7).

 

Рекомендации по выполнению рефератов

 

При написании реферата студент должен опираться на источники и специальную литературу (не менее 3 – 4 исследовательских работ и не менее 10 визуальных источников).

Обязательной частью реферата должен быть самостоятельный анализ визуальных источников. Объем реферата должен быть не менее 20 тыс. знаков. Желательно, чтобы тематика реферата сопрягалась с проблематикой исследовательских работ студентов. Поэтому перед написанием реферата рекомендуется согласовать тему с преподавателем.

Реферат сдается за неделю до письменного зачета на кафедру.
Реферат не зачитывается, если в нем отсутствует точка зрения автора, если реферат носит компилятивный характер и в случае некорректного оформления.


Примерная тематика рефератов

1. Визуальные искусства в ХХ столетии (период и страна – по выбору студента).

2. Визуальная составляющая фирменного стиля организаций.

3. Визуальные символы советского общества (период по выбору студента).

4. Символика арт-проектов современной России.

5. Символика российских политических партий (по выбору студента).

6. Визуальные стереотипы в средствах массовой информации современной России. (СМИ – по выбору студента)

7. Эволюция визуальных образов шоу-бизнеса современной России.

8. Карикатура тоталитарной эпохи.

9. Современные комиксы в визуальной культуре

10. Карикатура в современных российских средствах массовой коммуникации.

11. Рекламный плакат (страна и период по выбору студента)

12. Политический плакат (любого периода по выбору студента)

13. Художественный авангард и конструирование антропологической модели советского человека.

14. Агитационный фарфор.

15. План монументальной пропаганды.

16. "Монументальная пропаганда" в современной России.

17. А.Шпеер и нацистская архитектурная утопия.

18. Архитектура Большого стиля как властный дискурс.

19. Визуальные каноны юбилеев советских лидеров в системе российской политической культуры

20. Разбор и интерпретация визуальных канонов современной российской прессы

 

Вопросы к зачету

1. Дефиниции визуальности

2. Визуальность и виртуальность

3. Формирование визуального образа в рекламе

4. Формирование визуального образа в связях с общественностью

5. Интернет ресурсы визуализации реальности

6. Исторические этапы развития визуальности

7. Типология и видовое разнообразие визуальных объектов

8. Психология зрительного восприятия

9. Визуальные инновации

10. Панорама и точки зрения в визуализации реальности

11. Визуальная культура и социокультурные практики

12. Креатив в визуальной культуре

13. Визуальный проект и реальность

14. Факторы восприятия визуальных образов

15. Проблема воспроизводимости визуальных образов

16. Медиатизация и визуальность

17. Визуальное насилие как проблема XXI века

18. Понятие окуляцентризма

19. Трансформация зрительского восприятия на рубеже ХХ-XXI вв.

20. Визуальная культура и технологические инновации.

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля) "Технологии культурного проектирования":

 

Литература

Основная литература:

 

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Архитектура С, 2007. – 392 с.

2. Бергер Дж. Искусство видеть. – М.: Клаудберри, 2012. – 183 с.

3. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха. Основы визуального дизайна для графики, веба и мультимедиа. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.

4. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Либроком, 2009. - 272с.

5. Тупицын В. Глазное яблоко раздора. Беседы с Ильей Кабаковым. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 228 с.

 

 

Дополнительная литература:

1. Андрей Тарковский. Архивы. Документы. Воспоминания. М.,2002.

2. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Пер. с фр., послесл. и комм. М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997.

3. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект,2010. – 351 с.

4. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. Пер. с нем. К.А. Пиганович. М.: «Прогресс-Традиция», 2002.

5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости //М.,1996.

6. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет,2011. – 392 с.

7. Вирильо П. Машина зрения. – М.: Наука, 2004. – 142 с.

8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

9. Глезер, В. Д. Зрение и мышление. – СПб.: Наука, 1993. – 283 с.

10. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 2007. – 112 с.

11. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: Логос,1998. – 264 с.

12. Диди-Юберман, Жорж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. Пер. с фр. А. Шестакова. С-Пб.: «Наука», 2001.

13. Иттен И. Искусство цвета. 2-е изд. М.: Аронов, 2001.

14. Козинцев Г. Глубокий экран. М., Искусство, 1971 г.

15. Кримп Дуглас. Уорхол, которого мы заслуживаем // Синий диван, 2003, № 3.

16. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое лит. обозрение, 2004.

17. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.

18. Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика ХХ века: Сб. -М.: Искусство, 1995.

19. Мерло-Понти, Морис. Феноменология восприятия. Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: «Ювента», «Наука», 1999.

20. Нанси Ж.-Л. О со-бытии // В кн.: Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: «Наука», 1991, с. 91–102.

21. Петровская Е. Антифотография. - М.: «Три квадрата», 2003.

22. Петровская Е. Этика анонимности // Художественный журнал, 2005, № 57.

23. Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М., 1957.

24. Cеров Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2004.

25. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. М.: Изд. центр "МарТ", 2003.

26. Фуко М. Рождение клиники. М.: Академический проект (Психологические технологии), 2010. 256 с.

27. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. – 152 с.

28. Фуко Мишель. Это не трубка. - М.: «Художественный журнал», 1999. – 152 с.

29. Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem’93. М.,1994.

30. Ямпольский М. Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. - М.: НЛО, 2007.

31. Ямпольский М.Наблюдатель. Очерки истории видения. - СПб.: Сеанс; Порядок слов, 2012.

32. Янковская Г.А. Культура российского общества и ее визуальная репрезентация: Курс лекций и ридер (электронный текст) // Электронное издание на 3 CD-R дисках «Учебно-методические комплексы по специальности «Политология»: в 3-х частях». Издание зарегистрировано Министерством информационных технологий и связи РФ, ФГУП НТЦ «Информрегистр», Федеральным депозитарием электронных изданий. Регистрационное свидетельство № 7139 от 5 декабря 2005 г.

Web-ресурсы:

Сайт «Визуальные и культурные исследования» - http://lib.viscult.ehu.lt/hms/home.php 

 

Сайт МедиаАртЛаб - http://www.mediaartlab.ru/

 

Сайт «МедиаМузей» - http://www.mediamuseum.ru/ 

 

Сайт художника Александра Полунина - http://www.artap.ru/  

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

УТВЕРЖДАЮ

 

____________________________

 

_____________________________

 

 «____»_____________20____г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

Направление подготовки: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр культурологии

Форма обучения: очная, заочная

 

Москва – 2013

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Ц ель курса:дать базовые знания в области визуальной культуры, привить навыки практических действий по разработке, предъявлению и анализу визуальных образов в сфере культуры.

Задачи курса:

- ознакомить студентов с терминосистемой и понятийным аппаратом визуальной культуры;

- дать характеристику основным визуальным технологиям в в сфере культуры;

- привить навыки анализа форм визуальной культуры;

- познакомить студентов со спецификой визуального восприятия;

- дать знания по практическому применению технологий в области визуальной культуры;

- показать технологический цикл разработки визуального продукта в сфере культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП: «Визуальная культура» является дисциплиной профессионального цикла (базовая часть) и адресована студентам, обучающимся по направлению «Культурология». Ее программа логически и содержательно связана с проблематикой ряда социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин.

Приступая к изучению курса, студент должен владеть базовыми знаниями в области социологии и истории культуры; быть знакомым с основами психологии. Изучение курса предполагает знакомство студентов с элементарными знаниями в области семиотики культуры.

Освоение дисциплины «Визуальная культура» необходимо для последующего изучения курсов «Методы изучения культуры», «Философия культуры», «История ИЗО», «Теория культуры».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) "Визуальная культура":

Процесс изучения курса "Визуальная культура" направлен на формирование следующих компетенций:

· ОК–1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

· ОК-2 - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

· ПК–1 - владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением научных форм, процессов, практик; способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике;

· ПК-2 - способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- ключевые понятия в сфере визуальной культуры;

- - классификацию форм визуальной культуры;

- - основные этапы развития визуальной культуры.

Уметь:

– осуществлять анализ визуальных форм и объектов культуры;

– применять на практике технологии разработки и предъявления визуальных образов в культуре.

Владеть:

- навыками исследования объектов визуальной культуры;

- техниками анализа визуальной культуры;

- знаниями в сфере медиатизации современного общества.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

«Визуальная культура»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,

72 часа (1 з.ед.=36 ч.)

 

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лек сем рефераты контр работы сам  
1 Понятие визуализации 5 1 2/1 2/2       Семинар – 5 неделя
2 Психологические аспекты зрительного восприятия 5 2-4 2/1 4/4   12   Семинар – 7 неделя Контрольная работа — 4 неделя
3 Визуальная коммуникация как область культуры 5 5-8 2/1 4/4       Семинар — 7,8,9 недели
4 Классификация визуальных форм в сфере культуры 5 9-11 2/1 4/4       Семинар – 10, 11 недели Рубежный контроль – 10-11 недели
5 Визуальная реальность как культурный конструкт 5 12-13 2/1 2/2       Семинар – 13 неделя  
6 Медиатизация как фактор развития современной визуальной культуры 5 14-15 2/1 2/2 11     Семинар – 15 неделя Реферат — 14 неделя
7 Визуальная культура в системе маркетинговых коммуникаций 5 16-18 2/1 4/4       Семинар – 17, 18 недели Зачет
  Общее количество часов по учебному плану: 72   36 14/ 10 22/22 11   12 36  

 

Содержание дисциплины

Модуль 1. Теоретические основы визуальной культуры

Тема 1. Понятие визуализации

Визуальное как особый культурный феномен, как исследовательский подход и средство манипулирования. Дуализм визуального (зримое как очевидное, достоверное, непротиворечивое и зримое как иллюзорная мнимость, видимость). Концептуальная модель М.Мерло-Понти. Визуальное как конвенциональное. Исторические варианты визуальных конвенций. Аксонометрия, прямая и обратная перспектива. Восприятие как визуальное суждение. Проблематика визуального в работах Р.Арнхейма и М. Фуко.

Тема 2. Психологические аспекты зрительного восприятия

Современные представления о психофизиологии зрения. Характеристики зрения глазом: бинокулярность, параллакс движения, градиент плотности, окклюзия. Зрительные иллюзии. Мнимое движение, "луна у горизонта" и пр. Константность восприятия.

 

Тема 3. Визуальная коммуникация как область культуры

Генезис видения. Теории видения. Прогностические учения о видении. Визуальная грамотность как совокупность навыков и умений, необходимых для коммуникации в современном мире. Зрение, видение, рассматривание, представление как различные социальные практики. Визуальное как первичный механизм трансляции традиции и социальных норм. Визуальное конструирование реальности. Социальная и виртуальная реальность. Концептуальные модели М.Маклюэна (“всемирная деревня”, “горячие и “холодные” средства), П.Вирилио (“архитектура войны”, “дромология”, “информационная бомба”, “эстетика исчезновения”) Ж.Бодрийяра (“утрата реальности”, “симулякр” и “соблазн”).

Тема 4. Классификация визуальных форм в сфере культуры

Многозначность визуального образа. Семиотизация зримого. Субъективно-психологическая и социо-культурная интерпретации зрительного образа. Изображение как знаковая система, виды знаков и кодов прочтения.Визуальное как “мягкий” текст. Стратегии прочтения текста. Контекст. Интертекстуальность. Разграничение визуального объекта и визуального субъекта. Культурные феномены визуальности: кино, дизайн, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «public art», реклама и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.