Тема 9. Субъекты коммуникации — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 9. Субъекты коммуникации

2020-12-06 79
Тема 9. Субъекты коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ознакомьтесь с характеристиками адресанта (говорящий/пишущий, передающая инстанция, генератор информации, продуциент, отправитель) и адресата (слушающий/читающий, принимающая инстанция, «потребитель» информации, воспринимающий, реципиент, получатель, реагент). Рассмотрите коммуникативные функции адресанта. Ознакомьтесь с ошибками идентификации коммуникативного акта. Рассмотрите коммуникативные функции адресата и его типичные коммуникативные стратегии.

Изучите понятие «аудитория», ее виды. Рассмотрите характеристики массовой и специализированной аудитории как приемника информации. Разберите, как происходит отбор информации для аудитории с учетом актуальности, коммуникативных норм и правил, социальной, профессиональной и иной ориентированности аудитории.

Рассмотрите понятия «целевая аудитория», «интеракция». Разберите проблемы понимания и множественности интерпретаций. Изучите понятие коммуникативного акта – минимальной единицы взаимодействия субъектов коммуникации (диалогическое единство).

Ознакомьтесь с понятиями «коммуникативная установка», «коммуникативное намерение (интенция)», «коммуникативная цель», «коммуникативная стратегия и тактика» и их составляющими.

Изучите, что собой представляет понятие «языковая личность» и ее лингво-психологическая сущность. Рассмотрите модель языковой личности: вербально-семантический (лексикон), когнитивный (тезаурус) и мотивационный (прагматикон) уровни. Ознакомьтесь с национально-культурным, социальным и психологическим факторами формирования языковой личности.

Ознакомьтесь с понятием «портрет» языковой личности». Рассмотрите понятия «национальная языковая личность», «коммуникативная личность». Исследуйте модель коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный уровни.

Исследуйте, как соотносятся коммуникация и индивидуальные психологические особенности человека: коммуникабельность, харизматичность, способность к кооперации в речевом поведении как индивидуальные параметры коммуникативной личности. Рассмотрите основные типы коммуникантов по способности к кооперации в речевом поведении: конфликтный, центрированный, кооперативный. Разберите коммуникативные стили. Рассмотрите, что представляют собой языковая и коммуникативная компетенции.

 

Литература: [1], [2], [3], [4], [7], [8]

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как формируется личность?

2. Дайте определение «языковой личности».

3. Назовите основные характеристики теоретико-гносеологической модели языковой личности.

4. Назовите общие признаки, характеризующие языковую и коммуникативной личности, и их различия.

5. Перечислите основные параметры коммуникативной личности.

6. Что такое мотивационный параметр коммуникативной личности?

7. Определите главные когнитивные характеристики коммуникативной личности.

8. Какие характеристики определяют функциональный параметр коммуникативной личности?

9. Назовите критерии оценки коммуникативной личности как социального феномена.

10. Определите типы коммуникативной личности и их роль в системе социальной коммуникации.

11. Как вы можете объяснить понятие «русская языковая личность»?

 

Тема 10. Виды коммуникации

Изучите особенности вербальной коммуникации. Рассмотрите способы передачи информации в речевой деятельности. Ознакомьтесь с понятием речевого акта.

Изучите особенности невербальной коммуникации и ее формы: кинесика (язык тела), проксемика (пространство, дистанция), паралингвистика. Ознакомьтесь с теорией имиджа и теорией игр.

Рассмотрите производные виды коммуникации – перформансную, художественную, мифологическую. Изучите роль символов в процессах коммуникации.

 

Литература: [2], [3], [4], [5], [6], [8], [10]

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что изучает семиотика?

2. Дайте определение понятиям синтактика, семантика, прагматика.

3. Охарактеризуйте речевое общение как способ коммуникации.

4. Назовите основные и частные функции речи.

5. Сравните понятия «символ» и «знак».

6. Какова роль вербальной коммуникации в различных сферах общественной жизни?

7. Сравните вербальную и невербальную коммуникации.

8. Каковы паралингвистические и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации?

9. Перечислите основные функции невербальной коммуникации.

10. Что такое кинесика? Каковы ее особенности?

11. В чем заключается проблема интерпретации невербального поведения?

12. Каковы основные содержательно-коммуникативные составляющие мифа?

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.