Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная

2020-12-06 192
Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению

контрольных работ для студентов заочной формы обучения

направления подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

Краснодар

2018

Составитель: канд. филол. наук, доц. Д.Г. Куренова

 

 

Основы теории коммуникации: методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью / Сост.: Д.Г. Куренова; Кубан. гос. технол. ун-т.; каф. маркетинга и бизнес-коммуникаций. – Краснодар, 2018. – 22 с.

Изложена программа дисциплины, предложены вопросы для самопроверки, порядок выполнения и задания для выполнения контрольной работы, рекомендуемая литература.      

 

 

        

Рецензенты: д-р экон. наук, профессор кафедры маркетинга и

                 бизнес-коммуникаций Э.Ф. Хандамова;

                 генеральный директор ООО «СтройТрест» А.Б. Елисеев

 

 


Содержание

1 Инструкция по работе с методическими указаниями ……………..… 4
2 Программа дисциплины………………………………………………… 4
3 Контрольная работа…………………………….…………………….…. 16
4 Задание на контрольную работу………………………………………. 16
5 Содержание и оформление контрольной работы…………………….. 18

Список рекомендуемой литературы…………………………………..……

21

Приложение А Пример оформления титульного листа контрольной

                      работы ………………...…………………………………..

  21

 

 

 


1 Инструкция по работе с методическими указаниями

 

В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы. В конце тем приводятся вопросы для самопроверки.

В разделе «Контрольная работа» описывается содержание и варианты контрольной работы, а также теоретические вопросы для её выполнения.

 

2 Программа дисциплины

 

Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная

        дисциплина

 

Изучите понятия коммуникации различных авторов. Рассмотрите различные аспекты коммуникации: онтологический (биологические, социальные, этнические, психологические факторы коммуникации), гносеологический (функции коммуникации, единицы коммуникации, категории коммуникации), методологический.

Изучите основные методологические направления: бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменолизм, функциональный подход, структурализм, технологический детерминизм.

Рассмотрите содержание коммуникативного процесса и его этапы. Ознакомьтесь с понятиями «коммуникативный акт», «коммуникативное пространство», «коммуникативный дискурс», «текст». Рассмотрите, что собой представляют первичный и вторичный коммуникативный процессы и каково их содержание. Изучите симметричную и ассиметричную структуры коммуникации, базовые системы коммуникации.

 

Литература: [1], [2], [3], [4], [6], [10]

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение предмету и объекту теории коммуникаций. Какие подходы к определению предмета и объекта теории коммуникации вам известны?

2. Назовите основные задачи курса «Основы теории коммуникации».

3. Почему теория коммуникации является междисциплинарной отраслью знаний?

4. Раскройте понятия «коммуникация», «общение», «информация», «социальная коммуникация», «коммуникативная компетентность», «речевая деятельность».

5. Как соотносятся понятия «коммуникация», «общение», «информация»?

6. Охарактеризуйте основные этапы в развитии технических средств социальной коммуникации.

7. Что представляет собой коммуникативная компетентность?

8. Какая из гипотез происхождения языка и других систем человеческой коммуникации Вам кажется наиболее правдоподобной? Приведите свои аргументы.

9. В чем заключается разница понятий «общение» и «коммуникация»?

10. Почему объектом изучения «Общей теории коммуникации» является именно социальная коммуникация?

11.Чем обусловлены границы коммуникативной сферы?

 

Тема 5. Теории коммуникации

Изучите историю теорий коммуникации. Рассмотрите современные концепции коммуникации (системные, кибернетические, информационные, семиотические, интерпретативные, интеракционистский и критический подходы). Ознакомьтесь с пониманием коммуникации в различных парадигмах (концепция Р. Крейга).

 

    Литература: [1], [2], [4], [6], [7], [10]

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что является основным двигателем истории, согласно теории     Г.М. Маклюэна?

2. Определите ключевые проблемы теории массовой коммуникации.

3. В чем заключается вклад представителей лингвистического подхода в исследование коммуникации?

4. В чем заключается научный вклад представителей технократического подхода в исследование коммуникации?

5. В чем заключается научный вклад представителей интеракционного подхода в исследование коммуникации?

6. Что представляют собой коммуникации в различных парадигмах (концепция Р. Крейга)?

 

Тема 10. Виды коммуникации

Изучите особенности вербальной коммуникации. Рассмотрите способы передачи информации в речевой деятельности. Ознакомьтесь с понятием речевого акта.

Изучите особенности невербальной коммуникации и ее формы: кинесика (язык тела), проксемика (пространство, дистанция), паралингвистика. Ознакомьтесь с теорией имиджа и теорией игр.

Рассмотрите производные виды коммуникации – перформансную, художественную, мифологическую. Изучите роль символов в процессах коммуникации.

 

Литература: [2], [3], [4], [5], [6], [8], [10]

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что изучает семиотика?

2. Дайте определение понятиям синтактика, семантика, прагматика.

3. Охарактеризуйте речевое общение как способ коммуникации.

4. Назовите основные и частные функции речи.

5. Сравните понятия «символ» и «знак».

6. Какова роль вербальной коммуникации в различных сферах общественной жизни?

7. Сравните вербальную и невербальную коммуникации.

8. Каковы паралингвистические и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации?

9. Перечислите основные функции невербальной коммуникации.

10. Что такое кинесика? Каковы ее особенности?

11. В чем заключается проблема интерпретации невербального поведения?

12. Каковы основные содержательно-коммуникативные составляющие мифа?

 

Контрольная работа

 

Контрольная работа – одна из основных форм отчетности студентов заочного обучения и эффективный вид учебной деятельности. Основное требование к контрольной работе – достаточно полное и глубокое раскрытие темы – выполнимо при условии изученности литературных источников по теме работы.

Цель работы с источниками – их аннотация и сопоставление различных взглядов на проблему. Это не исключает изложения самостоятельных суждений и выводов, основанных на собственных наблюдениях. Контрольная работа предполагает проведение студентом самостоятельного исследования, обработку и анализ результатов, их интерпретацию и обобщение.

Порядок выполнения контрольной работы:

– выбор темы, подбор литературы, анализ литературных источников;

– разработка плана контрольной работы;

– разработка программы исследования и инструментария;

– проведение исследования, анализ результатов и их интерпретация;

– сопоставление результатов исследования с выводами, концепциями по данной теме, отраженными в литературе.

Основная часть контрольной работы должна включать в себя два теоретических вопроса, представленных в пункте 4, и практическое задания из методических указаний к практическим занятиям. Вариант контрольной работы разрабатывается и выдается руководителем работы индивидуально студенту.

Задание на контрольную работу

 

Теоретические вопросы к контрольной работе

1. Предмет, функции, методы теории коммуникации. Междисциплинарный характер коммуникативного знания.

2. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Развитие технических средств коммуникации.

3. Коммуникативная компетентность. Основные источники её формирования.

4. Проблемы коммуникации в античной культуре.

5. Коммуникативная проблематика в христианской и новоевропейской культуре.

6. Проблема коммуникации в философии XIX в.

7. Проблема коммуникации в философии XX в.

8. Различные подходы к изучению коммуникации (технократический, интеракционный, лингвистический).

9. Основные элементы коммуникационного процесса.

10. Теории массовой коммуникации.

11. Однонаправленные модели коммуникаций.

12. Модели коммуникаций с обратной связью.

13. Структура коммуникационного процесса.

14. Коммуникационная деятельность и коммуникационные каналы.

15. Теория коммуникации: основные понятия и идеи. Классификация теорий.

16. Аудитория и коммуникации. Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории).

17. Аудитория: виды и характеристики. Особенности коммуникации с различными аудиториями.

18. Законы и условия коммуникации.

19. Рассмотрение социальной коммуникации в контексте бихевиоризма, персонализма, экзистенциализма, символического интеракционизма.

20. Информация как основной элемент процесса коммуникации.

21. Проблема информационной безопасности общества. Информационная война, ее технологии.

22. Основные направления и методы обеспечения информационной безопасности общества и личности на современном этапе (информационной экологии).

23. Основные элементы коммуникационного процесса.

24. Коммуникационные барьеры.

25. Информация как основной элемент коммуникативных систем.

26. Определение и типология коммуникационных потребностей.

27. Понятие, виды, уровни и функции межличностного общения.

28. Модели межличностной коммуникации.

29. Семиотика: семантика, синтактика, прагматика. 

30. Классификация знаков. Социальные символы. Коммуникационные знаки.  

31. Сравнение вербальной и невербальной коммуникации. Особенности и функции невербальной коммуникации.

32. Кинесика: жесты, мимика и взгляд, позы и походка, контакт глазами.

33. Проблема интерпретации невербального поведения.

34. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе.

35. Структура и динамика, модели коммуникации в малой группе.

36. Становление отечественной теории массовой коммуникации.

37. Научные взгляды на массовую коммуникацию западных (Н.Винер, В.Шрамм, Г.Ласауэлл, П.Лазарсфельд, Р.Мертон, А.Моль, Ю.Хабермас и др.) ученых.

38. Научные взгляды на массовую коммуникацию отечественных (Н.Федоров, П.Флоренский, В.Вернадский, М.Бахтин, Ю.Лотман и др.) ученых.

39. Марксистские и немарксистские (Г.Лебон, Г.Тард и др.) взгляды на массы. Развитие концепций о массах и их месте в культурно-коммуникативных процессах учеными середины и конца XX века (А.Молем, Т.Адорно, М.Хорнхаймером, С.Московичи, Ю.Хабермасом).

40. Сущность массовой коммуникации.

41. Функции и характеристики массовой коммуникации.

42. Монокультурный и поликультурный (или комплементарный) взгляд на коммуникацию.

43. Коммуникативная среда и сферы коммуникации.

44. Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации: исторический, функциональный, системный и др. Частнонаучные методы исследования.

45. Конкретные методы анализа социальной коммуникации: корреляционный, факторный, дисперсионный, контент-анализ, дискурс-анализ и др.

46. Языковая и коммуникативная личность: сущность, модель. Языковая и коммуникативная компетенции.

47. Типы коммуникантов по способности к кооперации в речевом поведении: конфликтный, центрированный, кооперативный. Коммуникативные стили.

48. Понятие политической коммуникации. Структура, средства и модели политической коммуникации.

49. Символика и мифология политической коммуникации.

50. Электоральная политическая коммуникация.

51. Формы деловой коммуникации в организации.

52. Вербальные и невербальные средства в деловой коммуникации.

53. Репрезентативная система в деловой коммуникации.

54. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров.

55. Этика речевой коммуникации.

56. Коммуникация как функция управления организацией.

57. Виды коммуникаций в организациях.

58. Техники поведения человека в эмоциональной ситуации. Типичные ошибки коммуникации в эмоциональном состоянии.

59. Коммуникации в бизнесе, понятие о корпоративной коммуникационной стратегии.

60. Эффективность коммуникации.

5 Содержание и оформление контрольной работы

Контрольная работа должна содержать следующие разделы:

титульный лист (1) – приложение А;

содержание (1);

основную часть (15-25);

список используемых источников (4-7).

приложения.

Основная часть контрольной работы выполняется на листах формата 210х297 мм с использованием средств компьютерной техники через полтора интервала на одной стороне листа. Допускается использование цветной печати. Рекомендуется использовать шрифт текстовых редакторов Times New Roman, размер шрифта 14 пунктов. Размеры полей: правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2,0 см, левое – 2,5 см. Текст форматируется по ширине страницы, абзацный отступ – 1,0 см. Для акцентирования внимания допускается применение шрифтов разной гарнитуры.

Иллюстрации, входящие в состав основной части контрольной работы, рекомендуется именовать как «рисунки» и помещать на следующем после их первого упоминания листе. Наименование рисунка производится шрифтом основного текста работы. Внутри рисунка допускается использование различных шрифтов и уменьшение их размера. Нумерация рисунков в основном тексте и в приложениях – двойная: номер раздела или буква приложения - номер рисунка, разделенные точкой, например: «Рисунок 2.7 – Механизм управления маркетингом» (седьмой рисунок второго раздела). Слово «рисунок» и его наименование располагают по центру строки, под иллюстрацией. Если наименование рисунка имеет две и более строк, то первая буква последующей строки размещается под первой буквой предыдущей. На каждый рисунок в основном тексте работы должна даваться ссылка, например, «… на рисунке 3.1».

Листы основной части контрольной работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, включая приложения. Титульный лист и содержание включают в общую нумерацию, но на них номер не ставится. На последующих листах номера проставляются в центре нижней части листа без точки.

При оформлении контрольной работы с использованием компьютера применяются следующие способы выделения разделов:

– между наименованием раздела и подраздела устанавливается двойной пробел;

– наименования разделов и подразделов выделяются жирным шрифтом;

– допускается увеличение размера шрифта для наименования раздела до 16 пунктов.

Формулы размещаются в центре строки и нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела: номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы внутри раздела, разделенных точкой и помещенных в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Название итогового показателя и его размерность указываются в тексте, а промежуточных – ниже формулы.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, начинающийся со слова «Таблица». Начало заголовка таблицы соответствует левой границы ее сетки.

Если заголовок имеет две и более строк, то первая буква последующей строки размещается под первой буквой предыдущей.

Если таблица не помещается на одном листе, то ее переносят с надписью, например, «Продолжение таблицы 2.1» или «Окончание таблицы 2.1». При этом в месте разрыва нижняя линия сетки таблицы не отображается.

Все таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами, отделенными точкой от номера раздела, например: «Таблица 2.1 – Классификация моделей коммуникации» (первая таблица второго раздела). На все таблицы должны быть ссылки в тексте, например, «... в таблице 2.1».

Графу «номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

Ссылки на источник информации даются в виде заключенного в квадратные скобки номера источника и страниц, например, [5, с. 233-235]. В «Списке» источники могут располагаться в порядке их упоминания в тексте.

Рекомендуется при изложении текста давать ссылки на используемые источники литературы в сносках, приводимых в нижней части страницы. При этом в «Списке» источники располагаются в алфавитном порядке, наименования источников удаленного доступа указываются в конце «Списка».

В тексте контрольной работы допускаются общепринятые сокращения:

– употребляемые только с географическим наименованием:

           г. – перед названием городов, но не в начале предложения;

– употребляемые только при датах, написанных цифрами:

           г. – год, гг. - годы, в. – век, вв. – века;

– употребляемые при ссылках:

           с. – страница;

– употребляемые только при указании сумм, написанных цифрами (как экономические единицы): тысяча рублей – 103 руб, миллион рублей – 106 руб, миллиард рублей – 109 руб, руб – рубль, тысяча долларов – 103 доллар, условная единица – усл. ед. В количественных оценках используются следующие сокращения: 20 тыс. шт., 30 млн шт., млрд ед.

 При оформлении «Списка использованных источников» необходимо библиографические описания представлять в следующем виде:

– для законов: 

О рекламе. Федеральный закон. Принят Государственной Думой 14 июня 1995 г // Российская газета, 25 июл. 1995. – С. 5.

– для статей из журналов:

Айвазян О.О. Коммуникация и речь // Вестник Адыгейского государственного университета, 2012. – № 3. – С. 66-75.

– для отдельных изданий:

Нахимова Е.А. Основы теории коммуникаций: учеб. пособие /      Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. – 3-е изд., стер. – М.: Наука, 2015. – 164 с.

– для ресурсов удаленного доступа:

Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. – Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). – М., [2005]. – Режим доступа: http: //www.gpntb.ru/ win/search/help/el-cat.html (дата обращения: 11.11.2018 г.).                                                                         

Список рекомендуемой литературы

 

1. Нахимова Е.А. Основы теории коммуникаций: учеб. пособие / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. – 3-е изд., стер. – М.: Наука, 2015. – 164 с.

2. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2017. – 488 с.

3. Кожемякин Е.А. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 189 с.

4. Гончарова Л.М. Основы теории коммуникации: учеб. пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 352 с.

5. Чамкин А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 350 с.

6. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2013. – 407с.

7. Блинов А. О. Управленческое консультирование: учебник /          А.О. Блинов, В.А. Дресвянников. – М.: Дашков и К°, 2013. – 212 с.

8. Сахнюк Т.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие. – Ставрополь: СтГАУ, 2013. – 92 с.

9. Интегрированные коммуникации: учебник / И.И. Скоробогатых, А.Б. Цветкова и др; под ред. О.В. Сагиновой. – М.: Академия, 2014. – 320 с.

10. Тимашева О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. – 192 с.

11. Нежданов И.Ю. Технологии информационных войн в интернете [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bash.rosmu.ru/activity/attach/events/1283/01.pdf

 


Приложения

 

Приложение А

 

Пример оформления титульного листа контрольной работы

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»

(ФГБОУ ВО «КубГТУ»)

 

 

Кафедра маркетинга и бизнес-коммуникаций

 

 

Институт экономики, управления и бизнеса

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Основы теории коммуникации»

 

Вариант № 15

 

 

Выполнила студентка группы 18-ЭБ-РС1

Касьянова Лилия Вадимовна

 

Работа допущена к защите________________________

 

Руководитель контрольной работы, доцент                          Д.Г. Куренова

 

2018 г.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению

контрольных работ для студентов заочной формы обучения

направления подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

Краснодар

2018

Составитель: канд. филол. наук, доц. Д.Г. Куренова

 

 

Основы теории коммуникации: методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения направления подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью / Сост.: Д.Г. Куренова; Кубан. гос. технол. ун-т.; каф. маркетинга и бизнес-коммуникаций. – Краснодар, 2018. – 22 с.

Изложена программа дисциплины, предложены вопросы для самопроверки, порядок выполнения и задания для выполнения контрольной работы, рекомендуемая литература.      

 

 

        

Рецензенты: д-р экон. наук, профессор кафедры маркетинга и

                 бизнес-коммуникаций Э.Ф. Хандамова;

                 генеральный директор ООО «СтройТрест» А.Б. Елисеев

 

 


Содержание

1 Инструкция по работе с методическими указаниями ……………..… 4
2 Программа дисциплины………………………………………………… 4
3 Контрольная работа…………………………….…………………….…. 16
4 Задание на контрольную работу………………………………………. 16
5 Содержание и оформление контрольной работы…………………….. 18

Список рекомендуемой литературы…………………………………..……

21

Приложение А Пример оформления титульного листа контрольной

                      работы ………………...…………………………………..

  21

 

 

 


1 Инструкция по работе с методическими указаниями

 

В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы. В конце тем приводятся вопросы для самопроверки.

В разделе «Контрольная работа» описывается содержание и варианты контрольной работы, а также теоретические вопросы для её выполнения.

 

2 Программа дисциплины

 

Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная

        дисциплина

 

Изучите понятия коммуникации различных авторов. Рассмотрите различные аспекты коммуникации: онтологический (биологические, социальные, этнические, психологические факторы коммуникации), гносеологический (функции коммуникации, единицы коммуникации, категории коммуникации), методологический.

Изучите основные методологические направления: бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменолизм, функциональный подход, структурализм, технологический детерминизм.

Рассмотрите содержание коммуникативного процесса и его этапы. Ознакомьтесь с понятиями «коммуникативный акт», «коммуникативное пространство», «коммуникативный дискурс», «текст». Рассмотрите, что собой представляют первичный и вторичный коммуникативный процессы и каково их содержание. Изучите симметричную и ассиметричную структуры коммуникации, базовые системы коммуникации.

 

Литература: [1], [2], [3], [4], [6], [10]

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение предмету и объекту теории коммуникаций. Какие подходы к определению предмета и объекта теории коммуникации вам известны?

2. Назовите основные задачи курса «Основы теории коммуникации».

3. Почему теория коммуникации является междисциплинарной отраслью знаний?

4. Раскройте понятия «коммуникация», «общение», «информация», «социальная коммуникация», «коммуникативная компетентность», «речевая деятельность».

5. Как соотносятся понятия «коммуникация», «общение», «информация»?

6. Охарактеризуйте основные этапы в развитии технических средств социальной коммуникации.

7. Что представляет собой коммуникативная компетентность?

8. Какая из гипотез происхождения языка и других систем человеческой коммуникации Вам кажется наиболее правдоподобной? Приведите свои аргументы.

9. В чем заключается разница понятий «общение» и «коммуникация»?

10. Почему объектом изучения «Общей теории коммуникации» является именно социальная коммуникация?

11.Чем обусловлены границы коммуникативной сферы?

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.