Глава ІI. Развитие навыков аудирования на среднем этапе обучения монологической речи. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава ІI. Развитие навыков аудирования на среднем этапе обучения монологической речи.

2020-12-06 98
Глава ІI. Развитие навыков аудирования на среднем этапе обучения монологической речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Умения, необходимые при обучении аудированию.

Выводы. Экспериментально доказано, что последовательное формирование умений более эффективно, чем комплексное, при условии, что умения располагаются от более элементарных к более сложным и от более легких к более трудным.

Целью аудирования на среднем этапе обучения иностранному языку будет умение учащихся участвовать в устном иноязычном общении. К числу умений, которые необходимо сформулировать на среднем этапе обучения иностранному языку относятся следующие:

1) Выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы;

2) Отделять основную информацию от второстепенной и удерживать в памяти основную информацию из текста;

3) Определять тему сообщений;

4) Разделять текст на смысловые куски;

5) Устанавливать логические связи между фактами;

6) Определять отношение автора/говорящего к излагаемым фактам, т.е. проникать в подтекст;

7) Выделять главную мысль;

8) Восполнять пропуски в приеме сообщения с помощью логической догадки с опорой на контекст;

9) Воспринимать сообщения в определенном темпе и определенной длительности звучания до конца без потерь информации.

Учащиеся должны полно и точно понимать несложные тексты монологического и диалогического характера, со зрительной опорой и без нее, в исполнении разных говорящих, в том числе и носителей языка.

Слушая текст, учащийся должен не только полно и точно его понимать, но и отреагировать на коммуникативное намерение говорящего /не согласен, убежден/ не убежден и т.д./ Этому необходимо обучать. Необходимо широко использовать аудиовизуальные источники информации /диа-кинофильмы/, которые дают наиболее полное представление о естественном общении. Благодаря этому акт общения облегчается, а понимание речи становится более полным и глубоким, т.к. речевая информация дополняется и обогащается неречевой.

Обучение на среднем этапе посвящается формированию основных умений аудирования и развитию на этой основе данного вида речевой деятельности. К этому времени учащиеся уже овладели небольшим запасом языковых средств и навыков их узнавания на слух. Поэтому обучение на данном этапе осуществляется на материале связанных текстов с новым и интересным для обучающихся содержанием. По мере развития аудирования тексты усложняются как по содержанию, так и по языковой форме, увеличивается и их длина. Учащиеся слушают не только занимательные, но и посильные познавательные тексты, в основном страноведческого характера /о городах, обычаях и традициях, географии, истории и страны изучаемого языка/. Используются все источники информации, т.е. и аудиовизуальные и аудитивные при соблюдении принципа от легких к трудным.

Учитывая психологические, физиологические особенности учащихся нужно выбирать текст, к внутренним чертам которого относятся конкретность, логичность, лаконичность, побудительность изложения. Это могут быть тексты газетно-публицистического характера /стиля/. Учащиеся на среднем этапе обучения иностранному языку должны знать, что аудирование заключается в точном пересказе текста. Они должны научиться понимать содержание текста, определить его тему, определить его внешнюю информацию, так же и внутреннюю, более скрытую, которая заключается в определении смысла и идеи данного текста. Учащиеся должны здесь использовать свои новые знания. Процесс обучения и воспитания должен быть непрерывно связан и в этой области речевой деятельности – аудировании.

Выводы. Итак, можно выделить следующие умения, необходимые для аудирования:

1. Отделять основную информацию от второстепенной;

2. Определить смысл текста;

3. Уметь высказать свое мнение;

4. Установить логические связи между фактами;

5. Определить отношение автора /говорящего к излагаемым фактам/

 

Система упражнений для обучения аудирования

Языковое упражнение

Речевое упражнение

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на две подсистемы – подготовительные (языковые) и речевые, на распадающиеся, в свою очередь, группы – (упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования), включающие типы и виды упражнений.

При построении упражнений для обучения аудирования следует учитывать следующее:

1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;

2) взаимодействия подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;

3) постепенное увеличение трудностей, что позволяет гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

Цель языковых упражнений заключается в том, чтобы предварительно до слушания снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволяет аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

Языковые упражнения.

Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в языковых упражнениях можно выделить две группы:

1) Языковые упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера;

2) Языковые упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

В результате выполнения упражнений первой группы должны быть сформированы следующие умения:

1) Вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их понимание;

2) Соотнесение звуковых образов с семантикой;

3) Словообразовательная догадка;

4) Распознавание и осмысление синомических и антонимических явлений.

Вторая группа языковых упражнений способствует развитию:

1) прогностических явлений;

2) механизма эквивалентных замен;

3) речевого слуха;

4) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь.

Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают: а) определять наиболее информативные части сообщения; б) устранять проблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста; в) соотносить текст с ситуацией общения; г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них; д) письменно фиксировать основную часть информации.

Речевые упражнения.

I. Речевые упражнения для обучения восприятию диалогической речи «со стороны»

1. прослушайте диалог, составьте аналогичный;

2. прослушайте начало диалога, расширьте и дополните последнюю реплику одного из партнеров;

3. прослушайте диалог, перескажите в форме монолога;

II. Речевые упражнения для обучения восприятию диалогической речи при участии в монологе или полилоге.

1. послушайте ряд вопросов, дайте утвердительные ответы в отведенную для этого паузу;

2. прослушайте начало диалога, продолжите его в парной работе с одним из студентов.

3. Прослушайте диалог, выскажите собственное мнение.

III. Речевые упражнения для обучения восприятию монологической речи.

1. просмотрите фильм, объясните его основную идею;

2. выделите в речевом сообщении смысловые куски и озаглавьте их

3. прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план:

1. тема сообщения;

2. действующие лица;

3. краткое изложение содержания;

4. основная идея;

5. оценка прослушанного.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.