Глава I. Принцип отбора аудитивных текстов при обучение монологической речи.                                                                        5 — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава I. Принцип отбора аудитивных текстов при обучение монологической речи.                                                                        5

2020-12-06 200
Глава I. Принцип отбора аудитивных текстов при обучение монологической речи.                                                                        5 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава I. Принцип отбора аудитивных текстов при обучение монологической речи.                                                                        5

1.1. Требование к текстам для аудирования                                         5

1.2. Этапы работы учителя при подготовке текста к аудированию. 6

Глава ІI. Развитие навыков аудирования на среднем этапе обучения монологической речи.                                                                       10

Умения, необходимые при обучении аудированию.               10

Система упражнений для обучения аудирования.                 12

Языковые упражнения                                                              13

Речевые упражнения                                                                  14

Упражнения в обучении аудированию.                                    17

2.6. Упражнения в обучению аудирования (из опытов)                17

     а) подготовительные                                                                18

     б) речевые                                                                                  21

Заключение                                                                                         26

Приложение                                                                                        27

Библиография                                                                                    28

 

Введение

Термин «аудирование» появился в зарубежной и отечественное методике сравнительно недавно. В советской методике его ввела в обиход З.А. Кочкина[1]. Этот термин означает «слушание с пониманием» или «понимание речи на слух». Создание системы обучения аудированию является в настоящее время одной из актуальных проблем методики преподавания (обучения) иностранным языкам. В последние годы проблема аудирования все больше привлекает внимание психологов, психолингвистов и методистов. Аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Аудирование относится к рецептивному виду речевой деятельности и представляет собой восприятие и понимание речи на слух в момент ее порождения. Цель обучения аудирования состоит в формировании речевых умений аудирования различных видов речи: биологической, монологической, а также речи в условиях приближенным к реальным. Поскольку речевое общение – процесс двусторонний, то недооценка аудирования, т.е. восприятия и понимания на слух, может крайне сказаться на языковой подготовке учащихся.

Таким образом, определена цель данной работы, которая заключается в развитии навыков аудирования на среднем этапе обучения иностранному языку.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить требования к отбору текстов для аудирования;

- методика работы над аудированием на среднем этапе обучения иностранному языку.

Теоретическую значимость данной работы можно определить тем, что применение текстов газетно-публистического стиля в работе над развитием навыков аудирования на среднем этапе обучения иностранному языку поможет повысить эффективность подготовки учащихся.

Глава ІI. Развитие навыков аудирования на среднем этапе обучения монологической речи.

Система упражнений для обучения аудирования

Языковое упражнение

Речевое упражнение

Под системой упражнений понимается организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

Последовательность формирования умений и навыков восприятия речи на слух реализуется иерархическим построением упражнений, которые расчленяются на две подсистемы – подготовительные (языковые) и речевые, на распадающиеся, в свою очередь, группы – (упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования, упражнения для устранения психологических сложностей аудирования), включающие типы и виды упражнений.

При построении упражнений для обучения аудирования следует учитывать следующее:

1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения;

2) взаимодействия подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависят от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух;

3) постепенное увеличение трудностей, что позволяет гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.

Цель языковых упражнений заключается в том, чтобы предварительно до слушания снять трудности лингвистического или психологического характера, что позволяет аудитору сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

Языковые упражнения.

Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в языковых упражнениях можно выделить две группы:

1) Языковые упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера;

2) Языковые упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

В результате выполнения упражнений первой группы должны быть сформированы следующие умения:

1) Вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их понимание;

2) Соотнесение звуковых образов с семантикой;

3) Словообразовательная догадка;

4) Распознавание и осмысление синомических и антонимических явлений.

Вторая группа языковых упражнений способствует развитию:

1) прогностических явлений;

2) механизма эквивалентных замен;

3) речевого слуха;

4) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь.

Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают: а) определять наиболее информативные части сообщения; б) устранять проблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста; в) соотносить текст с ситуацией общения; г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них; д) письменно фиксировать основную часть информации.

Речевые упражнения.

I. Речевые упражнения для обучения восприятию диалогической речи «со стороны»

1. прослушайте диалог, составьте аналогичный;

2. прослушайте начало диалога, расширьте и дополните последнюю реплику одного из партнеров;

3. прослушайте диалог, перескажите в форме монолога;

II. Речевые упражнения для обучения восприятию диалогической речи при участии в монологе или полилоге.

1. послушайте ряд вопросов, дайте утвердительные ответы в отведенную для этого паузу;

2. прослушайте начало диалога, продолжите его в парной работе с одним из студентов.

3. Прослушайте диалог, выскажите собственное мнение.

III. Речевые упражнения для обучения восприятию монологической речи.

1. просмотрите фильм, объясните его основную идею;

2. выделите в речевом сообщении смысловые куски и озаглавьте их

3. прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план:

1. тема сообщения;

2. действующие лица;

3. краткое изложение содержания;

4. основная идея;

5. оценка прослушанного.

Заключение.

Итак, аудирование как вид речевой деятельности является наиболее распространенным и доступным видом использования иностранного языка как средства коммуникации. Обучение общению на иностранном языке – актуальная задача, стоящая перед педагогами, призванная укреплять взаимопонимание между народами. Не следует забывать, что только в условиях общения язык выступает в своей естественной функции. А.А. Леонтьев отмечает, что «... совершенно закономерным с точки зрения истории науки является тот факт, что в определенный момент в методике преподавания иностранных языков... утвердился коммуникативный подход, в наибольшей степени соответствующий как ведущим в настоящее время целям обучения, так и психолого-педагогическим целям сегодняшнего дня, лежащими в основе методических положений» (ИЯШ, 1986, №2)

В ходе данной работы мы хотели доказать, что для аудирования должны использоваться различные тексты /страноведческого характера, из художественной литературы, также газетно-публистического стиля/. Это будет способствовать улучшению навыков аудирования на среднем этапе обучения иностранному языку. Для этого мы попытались определить требования к отбору текстов для аудирования.

 В этой работе мы установили, что речевое взаимодействие является важным условием организации учебной работы студентов на занятиях иностранного языка. Оно позволяет наиболее полно решать задачи интенсивного обучения иностранным языкам.

Аудирование при обучении монологической речи приобретает все большее значение. Большинство методистов, психолингвистов, педагогов считают, что наиболее перспективным путем достижения конечной цели обучения иностранным языкам является умение общаться.

 

Приложение

Характерные особенности упражнений Языковые упражнения Речевые упражнения
Направленность мыслительной деятельности Преимущественно на форму На содержание
Темпоральная характеристика восприятия Темп нормальный или несколько замедленный за счет увеличения пауз между смысловыми кусками Темп нормальный
Опоры восприятия Преимущественно формальный /ключевые слова, план, реалии и т.д./ Преимущественно содержательные /картина, фильм, заголовки/
Смысловое Уровень слов Уровень связанного

 

Библиография

1. Апатова Л.И. Обучение пониманию иноязычной речи на слух. Москва 1971 г.

2. Гальскава Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам /Обучение аудированию. Москва 2000 г.

3. Гез Н. Д. Система упражнений и последовательности развития речевых умений и навыков. ИЯШ. 1969, № 6

4. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам. Москва, 1979 г.

5. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики. ИЯШ, 1989 г. №2

6. Елухина Н.В., Мусницкая Е.В. Какими должны быть тексты для аудирования? ИЯШ, 1978 г., №3

7. Жумагулова Н.С. Система заданий для совершенствования умений выражения личностного отношения к предмету речи на материале общественно-политической тематики. Алматы, 1994 г.

8. Кочкина З.А. Аудирование как процесс восприятия и понимания звучащей речи. ИЯШ, 1964, №3

9. Леоньев А.А. Психология восприятия и восприятия речи. ИЯВШ, 1975, №1

10. Перкас С.В. Подготовка иноязычного текста для аудирования. ИЯШ, 1988, №4

11. Рахманов И.В. Обучения устной речи на иностранном языке. Москва, 1980 г.

12. Рогова Г.В. Организация приема информации. ИЯШ, 1964 г. №4

13. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Обучения аудированию/. Москва. 1991 г.

14. Сатинова В.Ф. Обучение аудированию монологической речи во взаимосвязи с говорением /творческий этап/. ИЯШ, 1978 г., №2

15. Следников Б.П. Обучение аудированию иноязычной речи в средней школе. Москва. 1973 г.

16. Соколов А. Н. Внутренняя речь при изучении иностранного языка. ИЯШ, 1960 г., №5

17. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. Москва, 1968 г.

18. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранному языку в средней школе. Москва, 1968 г.

19. Юньев В.И. О соотношении устной и письменной форм языка. ИЯШ, 1966 г., №2

 


[1] Кочкина З.А. «Аудирование как процесс восприятия и понимание звучащей речи». ИЯШ, 1961г., №3

Глава I. Принцип отбора аудитивных текстов при обучение монологической речи.                                                                        5

1.1. Требование к текстам для аудирования                                         5

1.2. Этапы работы учителя при подготовке текста к аудированию. 6


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.