Законодательства в ходе проведения специальных мероприятий — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Законодательства в ходе проведения специальных мероприятий

2020-12-06 88
Законодательства в ходе проведения специальных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говоря о выявлении и документировании нарушений таможенного зако-нодательства в ходе проведения специальных мероприятий1, заметим, что де-тальный порядок проведения данных мероприятий как таковой не закреплен в каких-либо актах Федеральной таможенной службы нормативного или не-нормативного характера, что в свою очередь у должностных лиц таможен-ных органов, участвующих в названных мероприятия, вызывает определен-ные трудности.

1 Под специальными мероприятиями в данном случае следует понимать отдельные меро-приятия, проводимые силовыми и правоохранительными подразделениями таможенных органов совместно с иными функциональными подразделениями с целью выявления нару-шений таможенного законодательства.

2 Ввиду того, что сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях (см. параграф 3.1 настоящего учебного пособия), в случае обнаружения события административного пра-вонарушения в ходе проведения специальных мероприятий сотрудниками оперативных подразделений таможенных органов совместно с СОБР, все первоначальные действия по документированию, фиксированию, учету и передачи вещей и документов осуществляет сотрудник СОБР.

Учитывая данное обстоятельство, полагаясь на практику деятельности должностных лиц таможенных органов и руководствуясь действующим за-конодательством, изложим примерный порядок действий при выявлении нарушений таможенного законодательства в рассматриваемом случае, точнее – некоторых случаях, в зависимости от конкретных обстоятельств и условий проведения специальных мероприятий.

1. Действия сотрудников специального отряда быстрого реагирова-ния (далееСОБР), правоохранительных подразделений таможенных органов и должностных лиц таможенных постов в приграничной зоне таможенного контроля, созданной вдоль таможенной границы Тамо-женного союза, при приостановлении транспортных средств с товара-ми, ввезенными на таможенную территорию с нарушением порядка, установленного таможенным законодательством.

В ходе проведения специальных мероприятий должностные лица тамо-женного поста совместно с СОБР (по заявке таможенного поста), или со-трудник СОБР, в ходе проведения специальных мероприятий (по заявкам правоохранительных подразделений) при приостановлении движения транс-портного средства после проверки предъявленных перевозчиком документов при имеющихся данных о наличии события административного правонару-шения, выполняют (должны выполнить) следующие действия2.

С целью закрепления следов правонарушения и сбора доказательств по делу об административном правонарушении:

1. Проводят в соответствии со статьей 27.9 КоАП РФ досмотр транс-портного средства, обеспечив присутствие двух понятых, с составлением протокола досмотра, где указываются идентификационные признаки транс-портного средства (тип, модель, номера кузова, шасси, двигателя автомобиля и т.п.). При применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установлен-ных способов фиксации вещественных доказательств в протоколе досмотра об этом делается запись.

2. При имеющихся основаниях полагать, что при физическом лице нахо-дятся предметы административного правонарушения, в соответствии со ста-тьей 27.7 КоАП РФ проводится личный досмотр физического лица и вещей, находящихся при нем, с участием не менее двух понятых с составлением со-ответствующего протокола.

3. Составляют схему места остановки транспортного средства или физи-ческого лица, в которой в обязательном порядке отражается направление их движения непосредственно перед остановкой сотрудниками правоохрани-тельных органов относительно пункта пропуска, географических объектов, Государственной границы Российской Федерации с сопредельным государ-ством, расположения таможенного поста, пограничной зоны и зоны тамо-женного контроля.

При наличии на проселочных дорогах информационных знаков, свиде-тельствующих о запрете проезда, они также отражаются на схеме остановки транспортного средства, а также по возможности сфотографировать и при-общить к материалам дела об административном правонарушении вместе со схемой остановки.

4. Фиксируют с помощью технических средств, по возможности с при-влечением криминалиста, следы правонарушения, например:

– фотографируют транспортное средство и прилегающую местность, территорию, вещи, обнаруженные у физического лица, товар, находящийся в автомобиле, в соответствии с правилами масштабной криминалистической фотосъемки; фиксируют след протектора автомобиля, следы человека для проведения в ходе расследования в случае необходимости трасологической экспертизы.

Данные материалы приобщаются к вышеназванной схеме, которая в свою очередь приобщается к протоколу досмотра.

5. Принимают меры к установлению личности нарушителя, сведений о нем. При невозможности сделать это на месте остановки транспортного средства физическое лицо – нарушителя таможенного законодательства до-ставляют в служебное помещение таможенного органа, где составляют про-токол о доставлении в соответствии со статьями 27.1 и 27.2 КоАП РФ.

6. Производят в порядке статьи 27.10 КоАП РФ с участием понятых изъ-ятие вещей и документов, являющихся доказательствами административного правонарушения, обнаруженных в ходе досмотра транспортного средства или личного досмотра (если обнаружены признаки сокрытия товаров от та-моженного контроля путем использования тайников или иных способов, за-трудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам ви-да других – изъятию (аресту) подлежит также орудие совершения админи-стративного правонарушения). В протоколе изъятия подробно описать иден-тификационные признаки изымаемого предмета либо документа (тип, цвет, размер, марка, модель и т.д.). Вместо оригиналов документов, обладающих свойством доказательств по делу, могут быть представлены надлежащим об-разом заверенные их копии.

При этом следует иметь в виду, что при перемещении транспортных средств и находящихся в них товарах вне установленных мест прибытия/убытия (пунктов пропуска) предметом административного правонаруше-ния являются товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению. Поэтому изъятию (аресту в соответствии со статьей 27.14 Ко-АП РФ) подлежат незаконно перемещенные товары и транспортные сред-ства.

В протоколе изъятия вещей и документов перечисляются все изымаемые вещественные доказательства и документы. При изъятии большого числа вещественных доказательств и документов, если все данные о них в протоко-ле указать затруднительно, в обязательном порядке составляется опись, при-лагаемая к протоколу и являющаяся его неотъемлемой частью. В протоколе или прилагаемой к нему описи указываются точные сведения о виде и рекви-зитах изъятых документов, о виде, количестве, объеме, весе, литраже, физи-ческом состоянии, типе, марке, модели, калибре, серии, номере и иных иден-тификационных признаках изъятых вещественных доказательств.

Все изымаемые вещественные доказательства и документы предъявля-ются понятым и другим присутствующим при этом лицам, в случае необхо-димости помещаются в упаковку, исключающую возможность их поврежде-ния и обеспечивающую сохранность имеющихся на них следов (микросле-дов). На упаковку наклеивается либо прикрепляется иным способом, обеспе-чивающим невозможность утраты вещественного доказательства, ярлык, на котором выполняется пояснительная надпись с перечнем вложенного, указа-нием вида и даты процессуального действия, номера дела об АП, ставятся подписи лица, у которого произведено изъятие, понятых, лица, осуществля-ющего изъятие. Упаковка опечатывается, о чем в протоколе делается соот-ветствующая отметка.

Если опись изымаемых вещественных доказательств составить на месте невозможно из-за большого их количества, они изымаются и помещаются в упаковку в порядке, указанном в предыдущем пункте. В таких случаях со-ставление описи изъятых вещественных доказательств производится по ме-сту проведения административного расследования с участием понятых (по возможности тех же, что присутствовали при изъятии), лица, у которого изымались вещественные доказательства, лица, в отношении которого осу-ществляется административное производство, и отражением в протоколе сведений о сохранности ярлыка и печатей (пломб) на упаковке, в которую были помещены изъятые вещественные доказательства.

В случае невозможности помещения вещественных доказательств в упа-ковку они размещаются в помещении, определяемом лицом, осуществляю-щим изъятие, которое опечатывается, в том числе с помощью ярлыка, либо пломбируется и обеспечивается охраной, а дальнейшее составление описи осуществляется на следующий рабочий день путем составления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному пред-принимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и докумен-тов.

7. После изъятия предметов административного правонарушения в соот-ветствии с требованиями статьи 26.6 КоАП РФ должностные лица таможен-ного органа принимают меры к обеспечению их сохранности – помещают на склад временного хранения, зону таможенного контроля, иное место, обеспе-чивающее сохранность товаров, с составлением акта приема-передачи

8. При невозможности изъятия на товары и транспортные средства, явившиеся предметом административном правонарушении, накладывается арест с составлением протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей в порядке ст. 27.14 КоАП РФ.

Изъятие либо арест предметов АП обязательны, так как такие товары и/или транспортные средства имеют существенное значение в процессе дока-зывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также в силу того, что санкцией статьи предусмотрена конфискация предме-та правонарушения.

Невыполнение одного из указанных процессуальных действий может привести к утрате вещественного доказательства или его подмене. Кроме этого, отсутствие изъятого (арестованного) предмета правонарушения не позволяет его идентифицировать, затрудняет определение стоимости, а в не-которых случаях делает эту процедуру невозможной (при отсутствии четкого описания товара).

9. Устанавливают лиц, участвующих в перемещении товара и транспортного средства (Ф.И.О., паспортные данные, адреса регистрации и фактического проживания), и отбирают у каждого из них по отдельности объяснения, в которых отражаются следующие вопросы:

 время, место и условия загрузки товара, кто при этом присутствовал,

 какие документы на товар имеются,

 кто является владельцем, собственником товара,

 кто и при каких условиях выдавал документы на товар,

 маршрут движения, с указанием времени проследования характерных мест или населенных пунктов, иные вопросы исходя из обстоятельств задержания.

10. Учитывая объяснения лиц, участвующих в перемещении товара, со-ставляют схемы маршрута движения транспортного средства с указанием мест загрузки товара, пересечения таможенной границы РФ и задержания транспортного средства. Данные схемы оформляются в качестве приложения к объяснениям лиц, осуществляющим перемещение товаров и транспортных средств (по возможности, с участием понятых).

При этом, следует учесть, что в соответствии с п.1 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмот-ренных ст. 27.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении уже считается возбужденным, в связи с этим, должностное лицо СОБР (либо та-моженного поста), возбудившее дело об административном правонарушении, осуществляет следующие действия:

1 В соответствии с ч.1 ст. 27.1 КоАП РФ к мерам обеспечения производства относятся:

доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находя-щихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспорт-ных средств и иных вещей и др. (см. параграф 3.2 настоящего учебного пособия)

– немедленно рапортом докладывает начальнику СОБР (если это должностное лицо СОБР) или начальнику таможенного поста (если это должностное лицо поста, при этом, к рапорту прикладываются материалы дела об административном правонарушении) об обнаруженном факте выяв-ления (пресечения) административного правонарушения,

1 Начальник СОБР таможни (если дело возбуждено должностным лицом СОБР) или начальник таможенного поста (если дело возбуждено должностным лицом поста) неза-медлительно докладывает о данном факте рапортом начальнику таможни (заместителю начальника по правоохранительной деятельности). На рапорте, полученном начальником таможенного поста от должностного лица поста, возбудившего дело об АП, начальник по-ста накладывает резолюцию о передачи дела в производство ОАР поста либо сотрудника по делам об АП. На рапорте начальника СОБР таможни начальник таможни (заместитель начальника по правоохранительной деятельности) накладывает резолюцию о необходимо-сти передачи материалов дела на таможенный пост, в зоне деятельности которого было совершено правонарушение (в случае, если на посту есть ОАР либо инспектор по делам об административных правонарушениях), или в ОАР таможни.

– регистрирует дело об АП в учетно-регистрационном отделении та-можни,

– составляет определение о возбуждении дела об административном правонарушении.

После поступления на таможенный пост рапорта начальника СОБР та-можни (в ином, указанном выше, случае, рапорта начальника таможенного поста) с резолюцией начальника таможни (заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности) сотрудники, участвующие в ходе спе-циальных мероприятий, передают начальнику соответствующего таможенно-го поста с сопроводительной служебной запиской от имени начальника СОБР таможни (если дело возбуждено сотрудником СОБР).

Вещественные доказательства передаются в камеру хранения в упако-ванном виде в течение суток с момента их изъятия. В случае невозможности хранения изъятых вещественных доказательств в камере хранения таможен-ного органа в силу громоздкости они хранятся на складе временного хране-ния таможенного органа или по соответствующим договорам, заключенным в установленном порядке с юридическими лицами, осуществляющими складские услуги в зоне действия таможенного органа.

Должностное лицо, непосредственно выявившее административного правонарушение и составившее определение о возбуждении дела об админи-стративном правонарушении, считается должностным лицом таможенного органа, в производстве которого находится дело об административном пра-вонарушении, и, следовательно, несет всю ответственность за нарушение процессуальных требований при проведении первоначальных действий по делу.

Сотрудники правоохранительных подразделений, участвующие в прове-дении специальных мероприятий (совместно с СОБР) при проверке докумен-тов приостановленного транспортного средства с товаром, в случае обнару-жения признаков преступлений, отнесенных к компетенции таможенных ор-ганов, на месте оформляют первоначальные документы (протокол осмотра места происшествия; объяснения водителей и иных лиц; схема задержания и маршрута движения транспортного средства; при наличии технической возможности – фото-видеоматериалы) и доставляют транспортное средство на таможенный пост. По прибытии на таможенный пост сотрудники право-охранительных подразделений составляют рапорт об обнаружении признаков преступления на имя заместителя начальника таможни по правоохранитель-ной деятельности. Применение фото и видеосъемки отражается в процессу-альных документах, с приложением их носителей. После регистрации рапор-та в книге учета преступлений таможни, принимают меры по изъятию веще-ственных доказательств в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, информируя отдел дознания таможни.

Вещественные доказательства передаются в камеру хранения в упако-ванном виде в течение суток с момента их изъятия. В случае невозможности хранения изъятых вещественных доказательств в камере хранения таможен-ного органа в силу громоздкости они хранятся на складе временного хране-ния таможенного органа или по соответствующим договорам, заключенным в установленном порядке с юридическими лицами, осуществляющими складские услуги в зоне действия таможенного органа.

Действия сотрудников правоохранительных подразделений, специального отряда быстрого реагирования таможенных органов и должностных лиц таможенных постов в приграничной зоне таможен-ного контроля, созданной вдоль таможенной границы Таможенного сою-за, при обнаружении мест складирования или перегрузки товаров, ввезен-ных на таможенную территорию с нарушением порядка, установленно-го законодательством Российской Федерации.

Сотрудникам СОБР (по заявкам правоохранительных подразделений) при обнаружении в ходе проведения специальных мероприятий мест склади-рования или перегрузки товаров, ввезенных на таможенную территорию Та-моженного союза с нарушением порядка, установленного таможенным зако-нодательством, при обнаружении события административного правонаруше-ния выполняют следующие действия:

1. Проводят в соответствии со статьей 27.8 КоАП РФ осмотр принадле-жащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю поме-щений, территорий и находящихся там вещей и документов (необходимо обеспечить присутствие двух понятых) с составлением протокола осмотра. При применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств в протоколе досмотра об этом делается запись.

2. Производят в порядке статьи 27.10 КоАП РФ с участием понятых изъ-ятие вещей и документов, являющихся доказательствами административного правонарушения, обнаруженных в ходе осмотра принадлежащих юридиче-скому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, террито-рий. В протоколе изъятия необходимо подробно описать идентификацион-ные признаки изымаемого предмета либо документа (тип, цвет, размер, мар-ка, модель и т.д.). Вместо оригиналов документов, обладающих свойством доказательств по делу, могут быть представлены надлежащим образом заве-ренные их копии.

3. После изъятия предметов административного правонарушения в соот-ветствии с требованиями статьи 26.6 КоАП РФ принимают меры к обеспече-нию их сохранности – помещают на склад временного хранения, зону тамо-женного контроля, иное место, обеспечивающее сохранность товаров, с со-ставлением акта приема-передачи.

4. При невозможности изъятия предметов административного правона-рушения накладывают арест на товары и транспортные средства, явившиеся предметом административном правонарушении с составлением протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей в порядке ст. 27.14 Ко-АП РФ.

5. Отбирают объяснения у владельцев товаров, помещений и иных лиц, в которых отражаются следующие вопросы:

 время, место и условия приобретения товара, кто при этом присут-ствовал,

 какие документы на товар имеются,

 кто является владельцем, собственником товара,

 кто и при каких условиях выдавал документы на товар,

 маршрут перемещения (ввоза) товара, с указанием времени пере-мещения, характерных мест или населенных пунктов,

иные вопросы исходя из обстоятельств.

Дальнейшие действия аналогичны действиям, изложенным в п. 1А.

Сотрудники правоохранительных подразделений и СОБР таможенных органов при обнаружении в ходе проведения специальных мероприятий мест складирования товаров, ввезенных на таможенную территорию Тамо-женного союза с нарушением порядка, установленного таможенным законо-дательством, и в случае отсутствия возможности их процессуального изъя-тия, докладывают рапортом на имя заместителя начальника таможни по пра-воохранительной деятельности для принятия мер по обеспечению сохранно-сти грузов путем визуального круглосуточного наблюдения за объектом си-лами совместного наряда и его фиксацией (с применением фото - видеосъем-ки).

Сотрудники правоохранительных подразделений таможенного органа осуществляют проверочные мероприятия по установлению лица, обладаю-щего полномочиями в отношении товаров, помещений и территорий, с целью установления данных о нем и его местонахождения, а также принимают ме-ры по установлению данных объекта (жилое или нежилое помещение) через регистрационные службы и органы исполнительной власти. В случае уста-новления данных объекта, подтверждающих, что он является нежилым по-мещением, делается доклад начальнику таможенного органа о возможном правонарушении в области таможенного дела в приграничной зоне таможен-ного контроля и отсутствии возможности процессуального изъятия товаров, с целью принятия решения о проведении осмотра помещений и территорий, предусмотренного Таможенным кодексом Таможенного союза.

Начальником таможенного поста при получении указания начальника таможни, принимаются незамедлительные меры по проведению осмотра по-мещений и территорий, находящихся в зонах таможенного контроля, создан-ных вдоль таможенной границы Таможенного союза, а также у лиц, осу-ществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, ввезенными на таможенную территорию с нарушением порядка, установленного таможен-ным законодательством.

Проведение осмотра жилых помещений не допускается.

Осмотр проводится при наличии предписания начальника таможенного органа и его результаты оформляются актом осмотра помещений и террито-рий. В случае отказа обеспечения доступа должностным лицам таможенного поста в помещения и на территории они вправе входить с пресечением со-противления и вскрытием запертых помещений, с оформлением акта вскры-тия (в присутствии двух понятых) и уведомлением прокурора в течение 24 часов.

В случае обнаружения признаков административного правонарушения должностные лица таможенного поста на месте возбуждают дело об админи-стративном правонарушении путем оформления первоначальных процессу-альных документов, инициируют подготовку распоряжения по таможне для помещения изъятых товаров на склад временного хранения или иное место хранения, обеспечивающее их сохранность.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.