Аудирование как вид РД и как умение. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Аудирование как вид РД и как умение.

2020-12-06 502
Аудирование как вид РД и как умение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аудирование как вид РД и как умение.

 Аудирование – это понимание воспринимаемой речи на слух. Сущность восприятия (слухового и зрительного):  формирование образа (выделение различных признаков) и   узнавание ( опознание этого образа в сличении с эталоном). Процессы формирования и опознавания (восприятия и узнавания) взаимосвязаны. По мере ознакомления с материалом опознавание меняется: сначала оно не носит характер сознательного действия, затем оно осуществляется мгновенно.

Термин "Аудирование" был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух (сравните: слушание – как акустическое восприятие звукоряда).

В английском языке этот термин не употребляется. " Listening comprehension "(восприятие и понимание на слух), по мнению наших зарубежных коллег, наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности.

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.

Понимание речи на слух тесно связано с говорением. Для устно-речевого общения необходимы два собеседника: слушающий и говорящий; причем, их позиции могут меняться. Аудирование не только приём сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции. Аудирование подготавливает говорение, а говорение помогает формированию восприятия речи на слух.

Аудирование связано и с чтением. Это рецептивные виды РД. При аудировании информация поступает через слуховой канал, а при чтении – через зрительный. Чтение представляет собой перевод графического языка в звуковой. Читая вслух или про себя, человек как бы слышит воспринимаемый текст.

Аудирование связано и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.

Аудирование даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой. Через Аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры.

По характеру речевого общения аудирование относится к видам РД, реализующим непосредственное общение. По роли в процессе общения (диалог) аудирование – реактивный вид РД (использование готовых фраз). По направленности на приём и выдачу речевого сообщения аудирование – рецептивный вид РД. Основная форма протекания – внутренняя. Предмет аудирования – чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию. Единицы аудирования: смысловое решение, дальнейшее речевое и неречевое поведение слушающего. Фазы аудирования: мотивационно-побудительная, аналитико-синтетическая, исполнительная, фаза контроля.

Фазы аудирования.

Мотивационно-побудительная.

Она приводится в действие коммуникативной задачей, создающей установку на слушание, ориентирующей в том, какой должна быть широта и глубина понимания. Коммуникативные задачи вызывают интерес.

Аналитико-синтетическая.

Во время этой фазы происходит узнавание и осознание значений известных языковых и речевых средств и смысла воспринимаемого, а также догадка о значении незнакомых средств.

Контролирующая.

Выводит аудирование во внешний план. Контроль может быть двух видов: контроль и самоконтроль. Самоконтроль будет осуществляться в аналитико-синтетической фазе. Учащиеся сравнивают языковые и речевые средства, используемые в звучащей речи с теми, которыми сами располагают.

2. Психофизиологические механизмы аудирования.

В отечественной методике выделяются 4 ос­новных механизма аудирования.

· РЕЧЕВОЙ СЛУХ - один из важнейших среди них.

Речевой (фонематический) слух – это умение различать звуки речи.

Он обеспечивает восприятие устной речи, деле­ние ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомых образов в потоке речи.

  Выделение единиц восприятия речи, их различение, а значит, и узнавание их характерных признаков воз­можно лишь при наличии хорошо тренированного ре­чевого слуха.

Как часто, слушая речь на иностранном языке, люди теряются и не в состоянии различить даже зна­комые слова.

 Фраза воспринимается в результате распознавания информативных признаков. Самый информативный признак – интонация. Она делит речь на блоки, помогает связать части фразы.

Функции интонации: коммуникативная, синтаксическая, логическая, модальная. Коммуникативная: распознать типы предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное…).

Интонационный слух вырабатывает индикаторные признаки (эталоны), которые необходимы для развития кратковременной памяти.

Для понимания устной речи хорошего речевого слуха недостаточно. Узнанную единицу необходимо удержать в голове, сопоставить с эталоном значения, запомнить для дальнейших операций с ней.

· Следова­тельно, ПАМЯТЬ является следующим важным ме­ханизмом аудирования.

В психологии выделяют 2 основных вида памя­ти: долговременную и кратковременную.

Кратковременная память удерживает информацию до её обработки (в течение 10 секунд). Она необходима для сравнения восприятий. За это время происходит отбор того, что существенно для человека в данный момент. Однако отбор может про­исходить лишь в случае узнавания, а узнавание есть сравнение воспринятого с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Отсюда очевидно, что оба вида памяти чрезвычайно важны для процесса пони­мания речи на слух.

Но в большей степени нас интересует формирова­ние еще одного вида памяти, который в психологии получил название оперативной памяти.

Оперативная память - это кратковременная память, которая способна удерживать информацию значительно дольше, чем в течение 10 секунд.  Она помогает связать услышанное в данный момент с тем, что услышал до этого. Опера­тивная память отличается низкой точностью и слабой помехоустойчивостью. Она работает наиболее эффективно при на­личии установки на запоминание. Речевая задача обеспечивает лучшее запоминание.

Кратковременная и оперативная память выполняют служебную роль, помогают поступлению части информации в долговременную память, которая хранит образы слов, словосочетаний и конструкций.

Задание. Как вы думаете, в каком случае ин­формация текста заполнится наиболее полно:

а) когда слушающий представляет, о чем пойдет речь, и для себя формулирует речевую задачу, Т.е. оп­ределяет, что ему следует запомнить, узнать, уточнить, сопоставить и Т.д.;

б) когда он приступает к аудированию, даже приблизительно не представляя суть слушаемого тек­ста, а главное, не понимая, зачем эта информация пе­редается ему.

 

Идя на лекцию, разговаривая по телефону с товарищем, начальником или родителя­ми, включая радио или телевизор, вы примерно пред­ставляете, чего вы хотите или ожидаете. Если один источник информации не оправдывает ожиданий, то вы можете легко переключиться на другой.

На уроке не так все просто. Учитель говорит:

«Слушайте текст и будьте готовы ответить на мои во­просы после прослушивания». Всегда ли это соответ­ствует нашим реальным потребностям и возможно­стям, понимаем ли мы точно задачу, можем ли мы "сменить" источник информации, восполнить опреде­ленные информационные пробелы? Главный вывод за­ключается в том, что учебная деятельность может и должна хотя бы искусственно моделировать реальные жизненные ситуации общения. Разница заключается лишь в том, что на уроке все можно повторить, опре­деленные неудачи закономерны, мы и приходим на урок для того, чтобы учиться.

Грамотный учитель видит и понимает проблемы своих учеников и знает, где и как их можно решить, не облегчая задания безмерно, но и не лишая обучаемых уверенности в собственных силах.

Итак, контекст, компенсаторные умения, кото­рые позволяют нам понимать речь в условиях помех, недоговоренностей, недостатка внимания - все это свя­зано с механизмом вероятностного прогнозирования.

 

Артикулирование.

Психологи отмечают, что при аудировании про­исходит внутреннее проговаривание речи. Воспринимая речь, слушающий преобразует звуковые образы в артикуляционные. Зрительный анализатор облегчает восприятие и понимание речи на слух (зрительные опоры – органы речи, жесты, мимика). Между слуховым и речедвигательным анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. Внутренняя речь (даже в затруднённых условиях – помехи) помогает воспринимать речевые сообщения, прогнозировать и обобщать. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования.

На начальной ступени внутренняя речь протекает особенно интенсивно, она – основной и необходимый компонент слухового восприятия. На продвинутом этапе слуховой и зрительный анализаторы объединяются в единую систему, и наблюдается свёртывание моторной деятельности. Тем не менее, скрытая речь проявляется при возникновении затруднений в понимании речи на слух и в случае необходимости точного запоминания содержания.

Тот, кто имеет привычку внутренне проговаривать, фикси­ровать информацию, тот лучше поймет и запомнит ее.

 

3. Трудности смыслового восприятия на слух.

Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой дея­тельности.

· Во-первых, он характеризуется одноразово­стью предъявления. Следовательно, надо учиться по­нимать текст с первого раза, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую просто исклю­чены.

· Во-вторых, мы не в состоянии что-либо изме­нить, не можем приспособить речь говорящего под свой уровень понимания.

У каждого человека свой стиль, иногда он слишком научный, а иногда чересчур эмоциональный, насыщенный идиомами и образными выражениями, далеко не всем понятными.

· В-третьих, существует целый ряд объективных сложностей, пре­пятствующих пониманию речи с первого раза: трудности психологического и лингвистического характера.

Психологические трудности.

1. Одноразовость (следует приучать к одноразовому предъявлению, для этого снять трудности перед прослушиванием, научить переспрашивать).

2. Разные источники: непосредственное общение, ТСО, речь одного учителя, речь носителя языка.

3. Темп речи, тембр (140-150 слов в минуту). Темп речи зависит от важности информации: более важная – медленнее, второстепенная быстрее. С самого начала звучащая речь должна предъявляться в естественном темпе, при необходимости – удлинять паузы между смысловыми кусками. Искусственное замедление темпа искажает интонационный рисунок фразы, нарушает нормы ударения, содействует ослаблению внимания.

4. Длительность звучания. Для начального этапа – 1 минута, средний – 2-3 минуты, старший – 3-4 мин.

5. Контактная и дистантная речь.

Лингвистические трудности.

1. Различие в восприятии диалогической и монологической речи.

Монологическая речь воспринимается легче, но надо приучать к восприятию и монологической речи и диалогической.

2. Непонимание контекста. (Необходим специальный подбор текстов, обращать внимание на информативность).

3. Незнакомые слова, сложные грамматические явления (градуированное введение трудностей).

4. Удерживание в памяти весь текст (многократное повторение, но каждый раз с новой коммуникативной задачей).

 

Трудности, обусловленные индивидуальны­ми особенностями источника речи.

Важно, чтобы обучаемые имели возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке, а также людей разного возраста. Недаром считается, что тот, кто понимает детей до 5 лет на иностранном языке, аудирует на уровне носителей языка. Не менее трудно бывает по­нять и подростков, которые "проглатывают" часть предложения, используют подростковый сленг. Труд­но бывает аудировать и людей пожилого возраста в силу чисто возрастных особенностей артикуляции.

Под индивидуальными особенностями источни­ка речи понимаются и особенности дикции, тембра, темпа, паузации, а также возможные нарушения артикуляции. Все люди индивидуальны, трудно предположить, что все партнеры по общению будут звучать идеально, а значит, надо учиться восполнять пробелы понимания за счет компенсаторных умений.

Трудности, обусловленные языковыми осо­бенностями воспринимаемого материала.

К таким трудностям можно отнести использо­вание большого количества фра­зеологизмов, специальных терминов, аббревиатур, разговорных формул, клише, идиом. Смысл этих выражений не все­гда обусловлен значением слов, в них входящих.

  Так, иностранцам возможно трудно понять смысл выражения «бежать сломя голову», а русские могут быть дез­ориентированы такими английскими выражениями как " it ' s raining cats and dogs " даже если все слова по отдельности им знакомы.

 К группе языковых сложностей можно отнести и эллипсисы.

Эллипсис – усечённость фразы, фраза без некоторых членов предложения, характерная для диалогической речи. Такие фразы обиходны для носителей языка и понятны в контексте участни­кам диалога.

  Как вы думаете, о чем идет речь в данном диалоге двух молодых людей?

- Ну?

- А, по нулям.

- Что теперь?

- Попробую в пятницу. Поможешь?

- Да чем, я сам еле вытянул на трояк.

Услышав такой разговор в реальной ситуации, нам было бы легче понять, идет ли речь об экзамене, о торговой сделке или о чем-то еще.

 

Завершая перечисление возможных языковых трудностей, хотелось бы отметить группу прецизион­ных слов. (Прецизионный – отличающийся высокой точностью). Прецизионные слова – однозначные, широко употребительные в обиходной речи слова, выражающие точные понятия. К ним относятся имена собственные, числительные, названия месяцев и дней недели, географические названия. Прецизионные слова представляют значительное препят­ствие для запоми­нания речи на слух. Они не несут личностно значимой информации, а значит, практически не запоминаются на слух.

· Дейст­вительно, какая мне разница, произошло что-то где-то с кем-то в пятницу 1897 года или в четверг 1987 года.

· А географические названия?

· Простое смещение ударения в слове может изменить его образ до неузнаваемости, а пока мы расшифровываем смут­но знакомое слово, следующие за ним слова теряются, проходят мимо, унося с собой иной раз и суть сказан­ного.

Часто, знакомясь с иностранцами, мы спраши­ваем: «Как вас зовут?», а потом тут же забываем эти чужие, трудно выговариваемые имена. Как же неудоб­но потом мы чувствуем себя, когда они обращаются к нам по имени, пусть слегка и коверкая наши имена, а мы ищем способ избежать прямого обращения.

 

Уровни понимания.

Четыре уровня понимания аудиотекста: уровень слов, уровень предложения, уровень смыслового куска, уровень текста. Понимание на уровне слов: различение на слух отдельных слов и лёгких фраз. Оно зависит от соотношения между активным и пассивным словарём учащихся. Понимание предложений зависит от их синтаксической особенности. Сложнее понять логико-грамматическую структуру сложного предложения. Синтез отдельных элементов должен сочетаться с одновременной обозримостью всего предложения. Понять смысловой кусок можно, разбив его на части и определив средства соединения предложений (тема, начало и конец мысли) по основным синтаксическим признакам (инверсия, вводные слова, союзы). Восприятие целого текста зависит от структуры текста, стиля и жанра.

 

Требования Госстандарта и программы.

Аудирование предполагает восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание. Полному и точному пониманию подлежат высказывания учителя, речь одноклассников, короткие сообщения, построенные на знакомом языковом материале. Аудирование с пониманием основного содержания строится на материале текстов, содержащих незначительное количество незнакомых слов. Тексты: аутентичные, монологического характера. Задачи: выделить основную мысль, главные факты, находить опоры для понимания информации, включать информацию в речевую и неречевую деятельность.

 

План семинарского занятия.

1. Аудирование как вид речевой деятельности, его отличие от говорения и чтения, их сходство.

2. Аудирование как цель и как средство обучения.

3. Цели и задачи обучения аудированию. Требования Госстандарта и программы к уровню сформированности речевых умений аудирования.

4. Содержание обучения аудированию:

- навыки, составляющее данное речевое умение, их специфика;

- трудности восприятия иноязычной речи на слух, пути преодоления этих трудностей;

- роль внутренней речи и различных видов памяти для понимания речи на слух;

- лексико-грамматический минимум, влияние незнания лексики или грамматики на общее понимание аудиотекста.

1. Методика работы по обучению аудированию:

- взаимосвязь аудирования и говорения в учебном процессе по иностранному языку;

- этапы обучения аудированию;

- подсистема упражнений в УМК по иностранным языкам для средней школы, основные типы и виды этих упражнений, способы их выполнения;

- требования к текстам (количественные и качественные) на различных ступенях обучения;

- уровни понимания аудиотекстов и способы их контроля.

Аудирование как вид РД и как умение.

 Аудирование – это понимание воспринимаемой речи на слух. Сущность восприятия (слухового и зрительного):  формирование образа (выделение различных признаков) и   узнавание ( опознание этого образа в сличении с эталоном). Процессы формирования и опознавания (восприятия и узнавания) взаимосвязаны. По мере ознакомления с материалом опознавание меняется: сначала оно не носит характер сознательного действия, затем оно осуществляется мгновенно.

Термин "Аудирование" был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимания речи на слух (сравните: слушание – как акустическое восприятие звукоряда).

В английском языке этот термин не употребляется. " Listening comprehension "(восприятие и понимание на слух), по мнению наших зарубежных коллег, наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности.

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.

Понимание речи на слух тесно связано с говорением. Для устно-речевого общения необходимы два собеседника: слушающий и говорящий; причем, их позиции могут меняться. Аудирование не только приём сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции. Аудирование подготавливает говорение, а говорение помогает формированию восприятия речи на слух.

Аудирование связано и с чтением. Это рецептивные виды РД. При аудировании информация поступает через слуховой канал, а при чтении – через зрительный. Чтение представляет собой перевод графического языка в звуковой. Читая вслух или про себя, человек как бы слышит воспринимаемый текст.

Аудирование связано и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.

Аудирование даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой. Через Аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры.

По характеру речевого общения аудирование относится к видам РД, реализующим непосредственное общение. По роли в процессе общения (диалог) аудирование – реактивный вид РД (использование готовых фраз). По направленности на приём и выдачу речевого сообщения аудирование – рецептивный вид РД. Основная форма протекания – внутренняя. Предмет аудирования – чужая мысль, закодированная в тексте и подлежащая распознаванию. Единицы аудирования: смысловое решение, дальнейшее речевое и неречевое поведение слушающего. Фазы аудирования: мотивационно-побудительная, аналитико-синтетическая, исполнительная, фаза контроля.

Фазы аудирования.

Мотивационно-побудительная.

Она приводится в действие коммуникативной задачей, создающей установку на слушание, ориентирующей в том, какой должна быть широта и глубина понимания. Коммуникативные задачи вызывают интерес.

Аналитико-синтетическая.

Во время этой фазы происходит узнавание и осознание значений известных языковых и речевых средств и смысла воспринимаемого, а также догадка о значении незнакомых средств.

Контролирующая.

Выводит аудирование во внешний план. Контроль может быть двух видов: контроль и самоконтроль. Самоконтроль будет осуществляться в аналитико-синтетической фазе. Учащиеся сравнивают языковые и речевые средства, используемые в звучащей речи с теми, которыми сами располагают.

2. Психофизиологические механизмы аудирования.

В отечественной методике выделяются 4 ос­новных механизма аудирования.

· РЕЧЕВОЙ СЛУХ - один из важнейших среди них.

Речевой (фонематический) слух – это умение различать звуки речи.

Он обеспечивает восприятие устной речи, деле­ние ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомых образов в потоке речи.

  Выделение единиц восприятия речи, их различение, а значит, и узнавание их характерных признаков воз­можно лишь при наличии хорошо тренированного ре­чевого слуха.

Как часто, слушая речь на иностранном языке, люди теряются и не в состоянии различить даже зна­комые слова.

 Фраза воспринимается в результате распознавания информативных признаков. Самый информативный признак – интонация. Она делит речь на блоки, помогает связать части фразы.

Функции интонации: коммуникативная, синтаксическая, логическая, модальная. Коммуникативная: распознать типы предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное…).

Интонационный слух вырабатывает индикаторные признаки (эталоны), которые необходимы для развития кратковременной памяти.

Для понимания устной речи хорошего речевого слуха недостаточно. Узнанную единицу необходимо удержать в голове, сопоставить с эталоном значения, запомнить для дальнейших операций с ней.

· Следова­тельно, ПАМЯТЬ является следующим важным ме­ханизмом аудирования.

В психологии выделяют 2 основных вида памя­ти: долговременную и кратковременную.

Кратковременная память удерживает информацию до её обработки (в течение 10 секунд). Она необходима для сравнения восприятий. За это время происходит отбор того, что существенно для человека в данный момент. Однако отбор может про­исходить лишь в случае узнавания, а узнавание есть сравнение воспринятого с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Отсюда очевидно, что оба вида памяти чрезвычайно важны для процесса пони­мания речи на слух.

Но в большей степени нас интересует формирова­ние еще одного вида памяти, который в психологии получил название оперативной памяти.

Оперативная память - это кратковременная память, которая способна удерживать информацию значительно дольше, чем в течение 10 секунд.  Она помогает связать услышанное в данный момент с тем, что услышал до этого. Опера­тивная память отличается низкой точностью и слабой помехоустойчивостью. Она работает наиболее эффективно при на­личии установки на запоминание. Речевая задача обеспечивает лучшее запоминание.

Кратковременная и оперативная память выполняют служебную роль, помогают поступлению части информации в долговременную память, которая хранит образы слов, словосочетаний и конструкций.

Задание. Как вы думаете, в каком случае ин­формация текста заполнится наиболее полно:

а) когда слушающий представляет, о чем пойдет речь, и для себя формулирует речевую задачу, Т.е. оп­ределяет, что ему следует запомнить, узнать, уточнить, сопоставить и Т.д.;

б) когда он приступает к аудированию, даже приблизительно не представляя суть слушаемого тек­ста, а главное, не понимая, зачем эта информация пе­редается ему.

 

Идя на лекцию, разговаривая по телефону с товарищем, начальником или родителя­ми, включая радио или телевизор, вы примерно пред­ставляете, чего вы хотите или ожидаете. Если один источник информации не оправдывает ожиданий, то вы можете легко переключиться на другой.

На уроке не так все просто. Учитель говорит:

«Слушайте текст и будьте готовы ответить на мои во­просы после прослушивания». Всегда ли это соответ­ствует нашим реальным потребностям и возможно­стям, понимаем ли мы точно задачу, можем ли мы "сменить" источник информации, восполнить опреде­ленные информационные пробелы? Главный вывод за­ключается в том, что учебная деятельность может и должна хотя бы искусственно моделировать реальные жизненные ситуации общения. Разница заключается лишь в том, что на уроке все можно повторить, опре­деленные неудачи закономерны, мы и приходим на урок для того, чтобы учиться.

Грамотный учитель видит и понимает проблемы своих учеников и знает, где и как их можно решить, не облегчая задания безмерно, но и не лишая обучаемых уверенности в собственных силах.

Итак, контекст, компенсаторные умения, кото­рые позволяют нам понимать речь в условиях помех, недоговоренностей, недостатка внимания - все это свя­зано с механизмом вероятностного прогнозирования.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.