Программа коррекционной работы учителя-логопеда — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

2020-11-19 67
Программа коррекционной работы учителя-логопеда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционная программа по исправлению недостатков в развитии устной и формировании письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющей общее недоразвитие речи является коррекционно-развивающей программой и соотнесена с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями (Приказ от 19 декабря 2014 г.№1598), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»), программой «Школа России», и Инструктивным письмом МО РФ: «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 № 2).

Актуальность разработки данной программы обусловлена необходимостью оказания логопедической помощи учащимся, имеющим общее недоразвитие речи и испытывающей трудности в обучении грамоте, русскому языку, чтению для успешного освоения школьной программы в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с РАС вариант 8.1.

Значимость данной программы заключается в том, что она позволяет устранить пробелы в развитии устной речи обучающейся с РАС, так как особенности её речевого развития ограничивают возможности школьницы и негативно влияют на весь учебный процесс.

Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А.Р. Лурия); учение П.К. Анохина о функциональных системах как широком функциональном объединении различных структур мозга на основе получения конечного эффекта (позволяет с позиций методологии рассматривать развитие речи в условиях нормы и патологии); исследования развития высших психических функций Л.С. Выготского, работы Т.Н. Ушаковой о функциональных структурах второй сигнальной системы и др.

Программа направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, обеспечение равных возможностей учащихся, имеющей общее недоразвитие речи.

Цели программы:

•  Преодоление недостатков в развитии устной речи.

•  Предупреждение нарушений в формировании письменной речи.

Эти цели обучения учащихся рассматриваются в логике приоритетных целей начального образования - направленность процесса обучения на формирование ключевых компетенций и важнейшего новообразования этого возрастного периода - учебной деятельности.

Задачи:

Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами в учебном процессе.

•  Развитие фонематических процессов, формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

•  Совершенствование культуры устной речи (дикции, речевого дыхания, голоса, интонирования).

•  Формирование речемыслительной деятельности в целом (развитие и совершенствование связного учебного высказывания, связной речи, формирование грамматических категорий, развитие творческого мышления).

•  Уточнение, расширение и активизация словарного запаса.

•  Развитие неречевых процессов: зрительного анализа и синтеза; пространственно­временных ориентировок; слухо-зрительно-моторных координаций.

•  Автоматизация в речи поставленных звуков речи.

•  Закрепление орфографических правил.

•  Укрепление связи звука с буквой, формирование буквенного гнозиса.

•  Повышение коммуникативных возможностей ребёнка.

Реализация этих задач зависит от тяжести психоречевого недоразвития, его структуры.

Основой построения коррекционно-развивающего процесса является компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся, следующих ключевых компетенций: коммуникативной, готовности к социальному взаимодействию, личностной, умению учиться, организационной.

В основу программы положены следующие общедидактические принципы работы.

•  учет индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка младшего школьного возраста;

•  уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

•  комплексный подход в обследовании, обучении и коррекции недостатков в развитии

речи;

•  систематичность и последовательность в подборе, изложении, усвоении дидактического материала;

•  воспитывающий характер обучения;

•  наглядность в подаче учебного материала и его доступность;

•  практическая направленность;

•  компетентностный подход;

•  индивидуальный подход.

Данная программа базируется на личностно-ориентированной, коррекционно­развивающей и здоровьесберегающей технологиях, что позволяет вести учет успехов и затруднений ребёнка младшего школьного возраста, использовать специальный комплекс организационных, дидактических и методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для исправления недостатков развития речи в соответствии с его актуальными возможностями.

Организационные формы: индивидуальная.

Анализ психологических особенностей развития ребёнка младшего школьного возраста, её деятельности позволяет определить содержание коррекционно-развивающей работы, которое направлено на исправление недостатков в психоречевом развитии, учитывая индивидуальные возможности ребенка, развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

В основу отбора содержания программы легли следующие специальные принципы:

•  учет возрастных и индивидуальных особенностей развития;

•  дифференцированный и комплексный подход;

•  формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения;

•  деятельностный подход;

•  системности и учета структуры речевого нарушения.

Участники: учитель-логопед, педагог-психолог, учителя начальных классов, родители.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность индивидуального логопедического занятия составляет до 25­-35мин.

Программное содержание

Материал программы систематизирован с учетом речевых возможностей учащихся, структурой речевого дефекта, речевых возрастных норм, содержанием программы школы. В предлагаемой системе занятий центральное место отводится обогащению речевого опыта ребёнка.

Содержание программы:

•  развитие артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, слухо­зрительно-моторных координаций, пространственно-временных ориентировок и представлений;

•  развитие мелкой моторики, подготовки руки к письму;

•  формирование зрительного образа печатных и прописных букв, умения сливать звуки и буквы в обратные и прямые слоги;

•  составление предложений из 3-4 слов, деление предложений на слова, называя их по порядку, понимание и использование в речи терминов «предложение, слово, слог, звук, гласный, согласный»;

•  развитие внимания к звуковой стороне речи;

•  формирование фонематических представлений, умение различать гласные и согласные звуки и буквы, согласные звуки между собой по основным дифференциальным признакам: твердость-мягкость, звонкость-глухость, свистящие-шипящие;

•  умение производить звуко-слоговой анализ и синтез слов, используя различные средства, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;

•  развитие лексико-грамматического строя речи через:

-  уточнение значений слов, расширение и активизация словаря по лексическим темам,

-  обогащение словарного состава за счет развития умений активно пользоваться различными способами словообразования,

-  уточнение значений используемых синтаксических конструкций,

-  развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;

•  развитие связной речи через формирование связного учебного высказывания при составлении словосочетаний, предложений, ответов на вопросы;

•  формирование речемыслительной деятельности через обобщение, классификацию, выделение и сравнение предметов и явлений на речевом уровне;

•  развитие произвольности поведения и деятельности в целом;

•  упражнение в правильном звукопроизношении;

•  формирование планирующей и регулирующей функций речи;

•  развитие и совершенствование культуры устной речи: дикции, дыхания, голоса, интонирования.

Планируемые результаты

Предполагается, что проведенная с учащимися коррекционно-развивающая работа

будет способствовать:

•  преодолению недостатков в развитии устной речи;

•  обеспечению достаточного освоение учащихся АООП для детей с РАС вариант 8.1;

•  предупреждению нарушения в формировании письменной речи;

•  созданию условий для обеспечения преемственности в работе со всеми участниками коррекционно-развивающей работы;

•  повышению коммуникативных возможностей учащихся;

•  развитию и нормализации общих познавательных способностей, восприятия, воображения, внимания;

•  развитию общей и мелкой моторики;

•  формированию планирующей и регулирующей функций речи, речемыслительной деятельности в целом.

•  создание предпосылок к формированию ключевых компетенций: коммуникативной, готовности к социальному взаимодействию, личностной, умению учиться, организационной.

У учащихся будут сформированы:

1. Ориентироваться на теле, на листе, в пространстве, во времени.

2.  Писать буквы, слоги, слова и предложения каллиграфически правильно прописными буквами под диктовку.

3.  Читать, сливая в слоги слова и предложения.

4.  Составлять предложения из 3-4 слов, делить предложение на слова, называть слова в предложении по порядку.

5.  Различать гласные и согласные звуки и буквы, согласные звуки между собой по основным дифференциальным признакам: твердость-мягкость, звонкость-глухость, свистящие-шипящие.

6.  Производить звукослоговой анализ и синтез слов, используя различные средства, выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове, давать характеристику звука по схеме.

7.  Пользоваться различными способами словообразования.

8.  Составлять и использовать связное учебное высказывание.

9.  Обобщать, классифицировать, выделять и сравнивать предметы и явления на речевом уровне.

10.  Правильно произносить все звуки речи.

11.  Регулировать и планировать свою деятельность.

12.  Обобщать предметы и явления по основным лексическим темам.

Учащиеся научатся:

1.  Понимать и использовать в речи термины «предложение, слово, слог, звук, гласный, согласный».

2.  Все буквы русского алфавита, как в печатном, так и в прописном виде.

3.  Временные сериации (части суток, дни недели, месяцы года), понимать и правильно использовать в речи предлоги.

4.  Правила правописания слов с ЖИ ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

5.  Оформление границ предложения.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия носят практический характер и основываются на организации активной речевой деятельности ребёнка, в ситуациях игрового и обучающего общения, с самостоятельностью выбора речевого поведения в различных игровых ситуациях.

В ходе занятий особое внимание уделяется технике речи, поэтому в содержание занятий включены артикуляционные и дыхательные упражнения, биоэнергопластика, упражнения на развитие слухомоторных координаций и зрительно-пространственно­временных представлений, повторение ритмического рисунка и логоритмические упражнения, которые помогают в усвоении и закреплении произносительных умений.

Использование в логопедической работе с ребёнком биоэнергопластики, логических упражнений, оречевление действий и плана действий с последующим анализом результатов работы позволяют повысить эффективность логопедического воздействия на ребенка. Эти виды работы проводятся в начале занятия. Они организуют учащихся, активизируют мыслительную деятельность, направляют внимание, включают в работу.

 

Методическое обеспечение


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.