II. Методический комментарий — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

II. Методический комментарий

2020-11-19 90
II. Методический комментарий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная программа может стать основой воспитательной ра­боты для учителей начальных классов, вожатых, руководителей различных детских объединений, воспитателей групп продленного дня. Предлагается она прежде всего педагогическим и музыкальным работникам, занимающимся с младшими школьниками.

Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Земля наша испокон веков славится своими одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство, в котором отражались их чаяния и мечты, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Реализуя цели и задачи программы, педагог формирует у детей любовь к малой Родине, народному творчеству своего края, поэтому, кроме словесных форм работы, необходимо много времени по­святить практике: играм, хороводам, пляскам, инсценированию и сочинению сказок, пению, участию в традиционных народных праздниках. Все это взаимосвязано с творческими принципами народного искусства: повтором, вариациями, импровизациями.Нами разработаны четыре тематических цикла: "Осень", "Зима", "Весна", "Лето". В каждом из них представлена тематика занятий с ребятами и определены формы дел. Программа реали­зуется в течение 1-2-3 лет. Она не будет осуществлена, если педагог возьмет за основу работы один или два тематических цикла. Каждый цикл поэтапно раскрывает и углубляет знания и умения детей.

 Напоминаем педагогам, что рабо­та по программе предполагает учёт возрастных и психологических особенностей младшего школьного возраста, методики игровой деятельности. Игра предлагается как один из ведущих методичес­ких приемов в организации творческой работы с младшими школьни­ками. Программа станет увлекательной, если к детям будут при­ходить сказочные герои: Петрушка, скоморохи, медведь, Коза-дереза, Лесовичок, а также дед Всевед, бабушки Матрена, Лукерья, Арина, Емеля, Масленичный дед и другие.

На первом этапе работы следует начать с установления дружеских отношений между мальчиками и девочками, атмосферы взаимопонимания, что очень важно для создания творческого коллектива. Залогом успеха в реализации программы станет тесный контакт с мамами и папами, дедушками и бабушками, которые будут ближайшими и надежными союзниками в интересной совместной работе.

 

I I СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I КЛАСС

"Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Одни игры помогают стать сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. А в третьих все зависит от вооб­ражения, oт того, как хорошо вы сможете представить и сыграть то или иное действующее лицо", - так писал в предисловии к своей книге "Березовая карусель" Г.Науменко.

I. "ОСЕНЬ"

Дети разучивают игры-ловишки, которые начинаются со счи­талки и сопровождаются небольшим диалогом, песней ("У медведя во бору", "Дедушка - рожок", "Коршун), хороводные игры, их содержанием являются движение по кругу с пением и танцевальными движениями ("Каравай", "Яблонька", "А мы просо сеяли"), игры-догонялки ("Салки", "Быстро шагай: смотри не зевай"), "Теремок", колыбельные песни.

Читают сказки "Репка", "Мужик, медведь и лиса" и иллюст­рируют их. Знакомятся с народным праздником "Покров день", (14 октября).

 Итог: ПРАЗДНИК ОСЕНИ.

2. "ЗИМА"

 Знакомятся с зимними играми: у мальчиков - уличные забавы, у девочек - игра в куклы. Изготавливают кукол, игрушки из природного материала: перьев, пуговиц, соломки, проволоки, тряпочек, семян. Участвуют в дне русской самодеятельной игрушки. Дети узнают о празднике Рождества, разучивают колядки "Коляда ты, коляда", "Уродилась коляда накануне Рождества", "Коляда Таусень", играют в игры "Шел козел по лесу", "Шел козел дорогою", где образ козла - символ плодородия, узнают о рождественских угощениях, изготавливают рождественские подарки.

Разучивают хороводные игры "Завивайся, плетень", "Карусель", «Ходим кругом"; подвижные - "Покойник", "У дядюшки Трифона".

Читают сказку "Морозко" и иллюстрируют ее. Подбирают за­гадки о зиме.

 ИТОГ: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЕЛКА И КОНКУРС "КРАСНЫ ДЕВИЦЫ, ДОБРЫ МОЛОДЦЫ».

 

3. "ВЕСНА"

В начале весны дети знакомятся с народным праздником - Масленицей, ее приметах и обычаях. Узнают о семи днях празд­ника: понедельник – встреча, вторник - заигрыш, среда - лаком­ка, четверг - разгул, пятница - тещины вечера, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощание с Масленицей. Узнают о традиционном угощении - блинах как символе солнца. Разучивают песни "Блины", "Едет Масленица", масленичные игры: езда на лошадях, катание с гор на санках, взятие крепости, борьба, кулачные бои - в них удалой характер русского человека. Дети подбирают стихи и загадки о весне, вместе с родителями готовятся к проводам русской зимы.

Итог: ИГРИЩА..

В апреле готовятся к празднику птиц и узнают о Пасхе. Раскрашивают пасхальные яйца как символ жизни и плодородия, разучивают пасхальные игры "Катальница" (катание яйца по желобу), "Стукалки" (стукнуть яйцо об пол, носок обуви), "Качели". Вместе с родителями изготавливают скворечники и проводят тема­тическую экскурсию в природу.

Итог: ПРАЗДНИК ПТИЦ "ГРАЧЕВНЙК" или ПРАЗДНИК "КРАСНАЯ ГОРКА". (см. ж. "Воспитание школьников".1991, № 2, с. 68; ж. "Началь­ная школа", 1984. № 4. с. 69).

4. "ЛЕТО"

Дети узнают о празднике "Николин день" (22 мая) разу­чивают частушки; водят хороводы; поют попевки о дожде, который олицетворяет хороший урожай.

 Итог: ПОСИДЕЛКИ "В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ЛУКЕРЬИ".

В гости к ребятам приходит Русалка и рассказывает им о летнем празднике Троица, разучивает с детьми песни о березе, читает сказки "Хаврошечка", "Сивка-бурка", играет с ними в игры "Ручеек", "Золотые ворота", "Капканы", "Коршун и наседка". Русалка дает детям задание на лето: у родителей, а также бабушек и дедушек узнать, как раньше праздновали Троицу; сде­лать рисунки об этом празднике.

 Итог: ПРАЗДНИК БЕЛОЙ БЕРЕЗКИ (начало сентября).

 

    2 КЛАСС

I."ОСЕНЬ"

К тем знаниям, что получили дети о Покровом дне в I клас­се, дополняются новые игры: "Хоровод", "Рыбачок", "Волк во рву", "Горелки", "Краски", а также хороводы "Виноградие", "Плетень", песни об осени и урожае, загадки, пословицы, поговорки.

 Итог: ПРАЗДНИК "В ГОСТЯX У ВРЕМЕН ГОДА" (см. Г.Науменко, Э.Новлянская. От зимы до осени. М., 1979 или ж. "Начальная школа", 1988, № 4, с. 89).

В конце ноября (22) дети узнают о Матренином дне, после которого зима встает на ноги. Они подбирают стихи, загадки, пословицы о зиме и участвуют в конкурсе "Зимушка-зима". Чи­тают и инсценируют сказки "Лиса и волк", «Маша и медведь". Знакомятся с народными инструментами: балалайкой, гармонью. Бабушка Матрена проводит конкурс "Частушечка - говорушечка".

 Итог: ПРАЗДНИК "ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА!" (cм. ж. "Начальная школа", 1991, 12, с. 86).

. 2. "ЗИМА"

К тем знаниям, которые дети получили о Рождестве в I кл., дополняется рассказ о ряженых, гаданиях, рождественском сочель­нике, церковном посте, о святках. Разучивает святочные колядки "Ой, спасибо, хозяюшка", "Сеем, веем, посеваем", игры "Прянич­ная доска", "Два Мороза", "Шишки, желуди, орехи", "Птицы в клетке". Инсценируют рождественскую сказку "Коза-брякуха".

26 декабря в гости к ребятам приходит лесная Ведьма, она проводит для детей вечер сказок "Жили-были...".

В начале января (I) дети узнают о дне памяти былинного героя Ильи Муромца, знакомятся с былинами "Илья Муромец и Со­ловей", "Илья Муромец и Калин царь", участвуют в вечере былин "Добрым людям на послушание" и конкурсах "Разгуляйся удаль молодецкая".

25 января - Татьянин день. Девочки с таким именем должны быть хорошими стряпухами: "Татьяна и каравай печет, и половики на реке бьет, и хоровод ведет".

 Итог: ПРАЗДНИК "РУССКИЙ КАРАВАЙ"

В феврале в гости к ребятам приходит Мастерица-рукодельни­ца со старинным сундучком, в котором были коклюшки, рисунки, вологодские кружева. Гостья открывает детям секреты мастерства плетения элементов кружева: плетешок, полотнянка, сетка, из которых образуются разнообразные узоры.

 Итог: ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, ДВОРЦЫ И ДОМА ТВОРЧЕСТВА.

3. "ВЕСНА"

К тем знаниям, которые получили дети о Масленице в I клас­се, дополняется рассказ о церковном посте, предшествующем и завершающем этот праздник. В связи с этим разучивают стихи о Масленице, заклички о птицах, песни "Ой, кулики-жаворонушки", "Масленичная", "Едет Масленица дорогая", "Прощай, Масленица", "Блины", масленичные игры "Ворон", "Я на бочке сижу", "Как летели птички".

В марте дети учат песни своих мам и бабушек, готовят им подарки своими руками, учатся выпекать блины, пирожки. Вместе с родителями участвуют в празднике "У самовара».

В апреле к детям в гости приходит дед Всевед и в коробе приносит глиняные игрушки и посуду. Он рассказывает о профес­сии гончара, его мастерстве. Вместе с детьми из глины или пластилина делает тюльки-свистульки в образе птиц, лошадки, козла, оленя.

 Итог: ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК ИЗ ГЛИНЫ И ПЛАСТИЛИНА.

 

4. "ЛЕТО"

Дети продолжают знакомство с праздником Пасхи: узнают названия ее дней, проводят в один из них, например, в субботу - хороводницу (уличные гуляния, разыгрывание хороводов, окликание весны, пение песен про солнышко).

В конце мая дети знакомятся с праздником "Зелень-зеленица, крапива-царица". К ним в гости приходит Лесовичок с корзинкой, наполненной травами. Он рассказывает о целевых свойствах крапивы и других лекарственных растениях. Рассказывает секреты приготовления весенней похлебки из крапивы.

 Итог: ПРАЗДНИК "ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ НАВСТРЕЧУ".

Детям дается задание на лето: у родителей, а также бабушек и дедушек узнать, как раньше праздновали день Ивана Купалы, сделать рисунки волшебных трав: сон-травы, папоротника, одолень-травы.

 Итог: ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ВОЛШЕБНЫХ ТРАВ.

КЛАСС

I. "ОСЕНЬ"

Дети готовятся к большому празднику Покров день, который включает в себя: конкурс "Русское блюдо", инсценирование ска­зок "Вершки и корешки", "Колобок", '"Репка" и другие; сочинение своих сказок об овощах и фруктах; подборка стихов и пословиц, поговорок, загадок о хлебе, а также частушки.

Снова в гости к ребятам приходит Мастерица-рукодельница и приносит с собой короб с дорожками да половичками, льняными поясами, кушаками да полотенцами, а также с шерстяными платками. Она рассказывает о секретах ткацкого дела и вместе с ребятами плетет салфетку.

Итог: ВЕЧЕРИНА (посиделки).

2. "ЗИМА".   

Дети знакомятся с новыми рождественскими колядками "Козынька-коза", "Уж я сяду на порог", "Воробушек летит"; играми "Горшки", "Кот и мыши", "Колокольчик", "Заинька по сеничкам". Инсценируют сказку "Морозко". Участвуют в конкурсе "Рождественские подарки".

У своих родителей, бабушек и дедушек ребята узнают о том, как гадали раньше, и собранный материал оформляют в книжку -малышку.

 Итог: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЕЛКА.        

В феврале участвуют в празднике "На завалинке", главный гость которого - дед Всевед. Он рассказывает о профессии каталей, секретах изготовления вологодских валенок. Разучивает частушки и песни о валенках вместе с ребятами. Проводят весе­лые соревнования (с валенками).

3. "ВЕС HA "

К тем знаниям, которые дети получили о Масленице в I и 2 классе, дополняются новые: к ребятам приходят в гости масле­ничные герои, они проводят игровые программы. Так, Петрушка предлагает детям игры на внимание; Емеля рассказывает сказки-потешки; Медведь разыгрывает пантомимические сценки и показывает русскую пляску, Коза проводит свои музыкальные игры; проводят­ся эстафеты на силу и ловкость, выносливость. Готовится ярмарка поделок и выпечки.

Итог: ПРАЗДНИЧНОЕ ГУЛЯНИЕ "МАСЛЕНИЦА"

В апреле к детям приходит бабушка Маслена с бочоночком масла и Медведь с медом. Они рассказывают о секретах изготов­ления знаменитого вологодского масла; о пасеках, о гречичном и липовом меде. Проводят конкурсы, аттракционы и победителей угощают своими дарами.

4. "ЛЕТО"

Программа подходит к завершению. Дети готовятся к большому фольклорному празднику, который включает в себя все умения и знания детей. Он проводится в несколько этапов:

1. Конкурс "Посидим рядком, поговорим ладком" (пословицы, поговорки, загадки, считалки, прибаутки).

2. Игровая ярмарка (хороводы, состязания, игры).

3. Выставка "Мой милый север, добрый север?" (подведение итогов работ, сделанных руками детей).

4. Вечер русского хоровода (с песнями, играми, частушками).

5. Путешествие с героями сказок и былин.

 

Приложение № I


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.