Игра-путешествие для младших школьников — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Игра-путешествие для младших школьников

2020-11-19 222
Игра-путешествие для младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

"ПУТЕШЕСТВИЕ СВЕТЛЯЧКА В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ"

И.В.МИНАКОВА,О.Л.ПОПОВА,

методисты Рамонского ДТДИЮ Воронежской области

 

Дорогие друзья! Если вы хотите сами придумывать, сами решать, сами оценивать интересные дела, подружитесь с Флюшей.

Светлячок Флюша путешествует по Волшебной стране вместе с ре­бятами - светлячками.

Светлячками становятся первоклассники, побывавшие в сентябре в гостях у Флюши и пожелавшие с ним путешествовать. Светлячкам помогают путешествовать по волшебной стране

вожатые из старших классов.

Светлячки живут под девизом:

"Всегда светить, везде светить, учиться человеком быть!"

Есть у светлячков и свои Законы:

"Чтобы честным, добрым стать, слово данное держать,

 Самому идти по жизни и служить родной Отчизне,

 Светлячками надо быть в ночи всегда светить!"

СВЕТЛЯЧОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТНЫМ, ДОБРЫМ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ!

Путешествие в Волшебную страну длится 3 года: светлячки-семилетки начинают игру в I классе, во 2-ом, /если пошли учиться с 6 лет/. Карта путешествия имеет постоянную форму - в виде листика березы. Наименование и содержание ее меняется.

В зависимости от того, первый, второй или третий год идет путешествие, ребята называются "зелеными", "желтыми" или "оранжевыми" светлячками, соответственно.

Первоклассники, получив значки зеленого Светлячка, вместе с Флюшей путешествуют целый год от домика к домику до хрустального Замка, где в конце года ребята подводят итоги, чему научились, что узнали за год. Всем участникам вручаются награды-медали зеленого Светлячка.

Повзрослевшие второклассники отправляются в более сложное путе­шествие - плавание. На груди у ребят горят уже желтые Светлячки. Путешествие проходит по сказочному морю с островами, заливами, мыса­ми. Кульминационный момент и итог путешествия - посещение Хрусталь­ного Маяка. Здесь ребятам вручаются медали желтого Светлячка.

Получив значки оранжевого Светлячка, третьеклассники с Флюшей отправляются в далекое космическое путешествие на ракете. Остановками в путешествии служат планеты. На последнем пункте путешествия - Хрустальной Планете состоится парад планет. Это большая спортивно-интеллектуальная игра.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ.

 

Игра "Путешествие Светлячка в Волшебную страну" преследует цель: посредством сюжетно-ролевой игры, учитывая возрастные осо­бенности детей, дать максимум информации об окружающем мире, разви­вать интеллект ребят, прививать практические навыки, воспитывать нравственные качества, укреплять здоровье

 

I. ЗЕЛЕНЫЕ СВЕТЛЯЧКИ.

«Жил-был Светлячок" /сентябрь/. Беседы о том, кто такие светлячки, какие у них правила. Рассказ об игре-путешествии.

"Теремок Букваря" /октябрь-ноябрь/. Игры Деда-Буквоеда. Со­чинение рассказов и сказок про Светлячка.

"Ледяная избушка" /декабрь-январь/. Работа мастерской Деда Мороза, клуб "Затейник". Новогодние утренники, "Веселые каникулы", "Зимние забавы".

"Мастерская Самоделкина" для мальчиков /январь-март/. Турнир рыцарей, выставки работ, подарки к 8 Марта, дополнительные заня­тия по труду, "А ну-ка, мальчики!"

"Мастерская Марьи-искусницы" для девочек /январь-март/. Ателье "Золушка", "Едем в гости", конкурс "Мисс", занятия рукоделием, "Веселая иголочка", бал Белоснежки.

"Родной край" /март-апрель/". «Рассказы бабушкиного сундука", "Давным-давно", "Как папа был маленький", оформление альбома "Про­фессии наших родителей", "Домик встреч" - встреча с родителями, с известными людьми. "Зеленый домик" - экскурсии в природу, эко­логическая игра, посадка кустарников. "Домик путешествий" - экскурсии на предприятия, однодневные походы, эстафеты.

"Хрустальный Замок" /май/. Спортивно-интеллектуальная игра, подводящая итоги работы за весь год. Эстафета знаний и умений. Викторины.

 

II. ЖЕЛТЫЕ СВЕТЛЯЧКИ.

"Порт странствий" /сентябрь/. Формирование первоначальных спортивно-туристских навыков; экскурсии в природу, туристские эста­феты, викторины, деловая игра "Катастрофа".

"Залив веселых потешек" /октябрь-ноябрь/. Знакомства с русскими народными традициями, обычаями, обрядами, нарядами. Разучивание народных игр, песен, танцев, загадок, пословиц, сказок. Выставка народных игрушек и промыслов, фольклорные праздники, ярмарки.

"Остров Снегурочки" /декабрь-январь/. Работа мастерской Снегу­рочки, новогодние праздники, лыжные прогулки, "Зимние каникулы", «Снежные забавы", конкурс снежных скульптур.

"Бухта "Хочу стать взрослым" /январь-март/. "Пристань Алёнушки" и "Пристань Иванушки" /для девочек и мальчиков/ - работа кружков по интересам, клуб "Этикет".

"Мыс Отчизны" /март-апрель/. Заочное путешествие по городам России, знакомство с историей родины, "Война с Королем Мycopa».

"Залив сильных, смелых, ловких" /март-апрель/, малые олимпий­ские игры. "Веселые старты", эстафета "Мама, папа, я - спортивная

семья".

"Хрустальный Маяк" /май/. Подведение итогов работы за год.

 

 

III. ОРАНЖЕВЫЕ СВЕТЛЯЧКИ.

"Аэропорт русских забав" /сентябрь-октябрь/. Изготовление народных игрушек, предметов домашнего обихода. Концерты для малы­шей, выставки работ, экскурсии и работа в краеведческом музее.

"Орбита космонавтов" /ноябрь/. Знакомство с простейшими астрономическими понятиями.

"Комета Деда Мороза" /декабрь-январь/ Работа мастерской Деда Мороза, спортивные соревнования на свежем воздухе, игра в хоккей, мини-биатлон, "Веселые каникулы", ''Снежный город".

"Галактика мальчиков" /январь-март/. Первые экономические знания, элементарные экономические игры, знакомство с микрокаль­кулятором и компьютером. Изготовление скворечников. "Галактика девочек". Первые экономические знания, элемен­тарные экономические игры, знакомство с микрокалькулятором и компьютером. Ателье "Золушка", выпуск книги "Марья-искусница".

"Планета Земля" /март-апрель/. "Твоя родословная". Изучение флоры и фауны материков, заочные путешествия. Экологические игры и походы. "Веселая кругосветка".

"Хрустальное Созвездие". Парад планет, подведение итогов игры.

 

«СОТВОРИ ДОБРО!"

                  Программа деятельности для младших школьников.

                 

    Дорогие ровесники, друзья, земляки! Мы с Вами живем на российской земле, которая испокон веков слави­лась богатырями и мудрецами, задушевными песнями, народными умель­цами, богатыми традициями. Сказки и легенды нашего края рассказы­вают, как давала силу и здоровье путешествующему народная песня, как зажигала в минуту веселья народная частушка. Мы часто задумыва­емся, почему мы утратили неторопливую рассудительность своих Пред­ков, почему все меньше слышна в разговоре народная пословица, затейливая загадка, обрядовая поэзия? Зачерпнем живой воды из народной мудрости, накопленной веками! Откроем в себе общечеловеческие ценности! Мы не можем быть безразличными к тому, что происходит вокруг нас. Наравне со взрослыми и дети желают участвовать в обсуждении всех гражданских, экологических и социальных проблем, хотят знать своя права. Мы утратили свои родовые корни, растеряли накопленную дедами и прадедами кладовую мастерства, ремесла, забыли, что уважение к живым измеряется памятью о мертвых. Поможем детям творить добро!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Программа «Сотвори добро!" предлагает учителям, воспитателям, руководителям кружков четыре направления деятельности, которые связаны между собой единой целью - воспитания уважения к личности, народной мудрости.

Занятия по темам "Кто я такой?", "Что мне нравится?" целесообразно проводить в конце первого года обучения в началь­ной школе. Это позволяет лучше узнать ребенка, выявить определен­ные качества характера, умения общаться в коллективе, развивать фантазию, речь, мышление /методика "Колодец желаний"/.

Основное место в первый год занятий по программе отводится первому разделу, где показывается самобытность русского народа, устного народного творчества.

Раздел "Комелек" включается в деятельность ребят только при условии создания в школе разновозрастного творческого союза /РТС/.

2.Семья сегодня утратила ведущую роль хранителя народных тради­ций. И начинать возрождение их необходимо, работая с детьми млад­шего школьного возраста, с родителями. Можно использовать такую форму занятий, как лекторий и др.

3. Теперь в школах восстанавливаются народные обряды, игры, в том числе и те, которые сопровождали такие праздники, как встреча Нового года, Рождество, Масленица, Пасха, Троица и т.д. Долгое время мы не обращали на них внимания, а теперь, приобщая детей к возрождению обрядов, мы можем помочь каждому стать их активным участником, быть непринужденным и веселым. Организаторам этих праздников реко­мендуется не просто копировать старину, а выделять общую, традици­онную основу праздника. Проводить его надо "всем миром", объединен­ными усилиям местных организаций, общественности. Однако не стоит сводить всю работу только к проведению праздников, это даст только поверхностный результат. Необходима повседневная работа, проведе­ние циклов занятий по русскому народному творчеству, народной игру­шке, промыслам. Важно организовать общение ребят со специалистами в кружках по изучению народно-прикладного искусства.

 

 

ПРЕДАНИЯ СТАРИНЫ.

Изучаются потешки, загадки, пословицы, народная песня, пляски, народные игры, шалости, обычаи. Знакомство с русским фольклором, традициями, основными крестьянскими праздниками.

2. Я - ЧЕЛОВЕК.

Это осмысление основных человеческих прав и свобод. Это созда­ние познавательных игровых ситуаций, способствующих осмыслению детьми фундаментального значения основных человеческих прав и свобод, развитию в них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям, это очень важный вид грамотности, посколь­ку полученные знания приводят к чувству ответственности и суждениям, жизненно важным для нашего всеобщего выживания.

 

НА ВЕСЁЛОЙ ВОЛНЕ.

Огромен потенциал игровых видов деятельности. В детском коллек­тиве, в организации через игру познаётся окружающий мир, строится нравственный мировоззренческий образ всей будущей жизни. Игра едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом.

K ОМЕЛЁ K.

Кто я? Откуда родом? Какими были мои родители, когда были маленькими? Сколько у меня бабушек и дедушек, и кем они были? Каждый из нас пытался или пытается, может быть, до сих пор найти ответы на эти вопросы. Чтобы чувствовать себя уверенней в беспо­щадном, порой, урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни. Дерево питается от корней. И чем крепче они, тем щедрее и богаче крона. Есть еще одно уникальное место у дерева, находится оно у корней и называется "комель" или уменьшительно "комелек". С него дерево начинает расти. У каждого из нас есть свой комелек. Это дом, семья, то родное тепло, которое получили мы в детстве и всегда несли в своей душе, в памяти. Нет особой необходимости стимулировать у детей интерес к истории своей семьи, своего рода. Интерес этот дан от природы, его нужно только поддерживать и развивать. Духовное начало лежит в объединении детей, подростков и взрослых для изучения своей семьи, для исторического поиска, исследования.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Тематический план

№ п/п Наименование темы Количество часов
    Всего. Теор.занят. Практ
1 Фольклор  историческая основа мировой художественной культуры 4         4           -
2 Изучение календаря основных крестьянских праздников 40        36               4
3 Зима 112      80            32
4 Весна 96         82            14
5 Лето, осень 92          82          10
6 Обучение народным играм 80            12         68
7 Экскурсии, посещение выступлений фольклорных коллективов 32            -            32
    456        296      160

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПГОГРАММЫ

Цель: способствовать воспитанию художественно-образованной личности ребенка, формированию ocнов целостной эстетической культуры через устное и музыкальное народное творчество.

Задачи: I. Прививать любовь к русской народной культуре, фольклору.

2. Отражать правдивость истории народа - раскрыть черты русского национального характера: патриотизм, мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

3. Развивать воображение и речь, чувство поэтичес­кого слова, формировать эстетический вкус.

I I СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I КЛАСС

"Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Одни игры помогают стать сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. А в третьих все зависит от вооб­ражения, oт того, как хорошо вы сможете представить и сыграть то или иное действующее лицо", - так писал в предисловии к своей книге "Березовая карусель" Г.Науменко.

I. "ОСЕНЬ"

Дети разучивают игры-ловишки, которые начинаются со счи­талки и сопровождаются небольшим диалогом, песней ("У медведя во бору", "Дедушка - рожок", "Коршун), хороводные игры, их содержанием являются движение по кругу с пением и танцевальными движениями ("Каравай", "Яблонька", "А мы просо сеяли"), игры-догонялки ("Салки", "Быстро шагай: смотри не зевай"), "Теремок", колыбельные песни.

Читают сказки "Репка", "Мужик, медведь и лиса" и иллюст­рируют их. Знакомятся с народным праздником "Покров день", (14 октября).

 Итог: ПРАЗДНИК ОСЕНИ.

2. "ЗИМА"

 Знакомятся с зимними играми: у мальчиков - уличные забавы, у девочек - игра в куклы. Изготавливают кукол, игрушки из природного материала: перьев, пуговиц, соломки, проволоки, тряпочек, семян. Участвуют в дне русской самодеятельной игрушки. Дети узнают о празднике Рождества, разучивают колядки "Коляда ты, коляда", "Уродилась коляда накануне Рождества", "Коляда Таусень", играют в игры "Шел козел по лесу", "Шел козел дорогою", где образ козла - символ плодородия, узнают о рождественских угощениях, изготавливают рождественские подарки.

Разучивают хороводные игры "Завивайся, плетень", "Карусель", «Ходим кругом"; подвижные - "Покойник", "У дядюшки Трифона".

Читают сказку "Морозко" и иллюстрируют ее. Подбирают за­гадки о зиме.

 ИТОГ: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЕЛКА И КОНКУРС "КРАСНЫ ДЕВИЦЫ, ДОБРЫ МОЛОДЦЫ».

 

3. "ВЕСНА"

В начале весны дети знакомятся с народным праздником - Масленицей, ее приметах и обычаях. Узнают о семи днях празд­ника: понедельник – встреча, вторник - заигрыш, среда - лаком­ка, четверг - разгул, пятница - тещины вечера, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощание с Масленицей. Узнают о традиционном угощении - блинах как символе солнца. Разучивают песни "Блины", "Едет Масленица", масленичные игры: езда на лошадях, катание с гор на санках, взятие крепости, борьба, кулачные бои - в них удалой характер русского человека. Дети подбирают стихи и загадки о весне, вместе с родителями готовятся к проводам русской зимы.

Итог: ИГРИЩА..

В апреле готовятся к празднику птиц и узнают о Пасхе. Раскрашивают пасхальные яйца как символ жизни и плодородия, разучивают пасхальные игры "Катальница" (катание яйца по желобу), "Стукалки" (стукнуть яйцо об пол, носок обуви), "Качели". Вместе с родителями изготавливают скворечники и проводят тема­тическую экскурсию в природу.

Итог: ПРАЗДНИК ПТИЦ "ГРАЧЕВНЙК" или ПРАЗДНИК "КРАСНАЯ ГОРКА". (см. ж. "Воспитание школьников".1991, № 2, с. 68; ж. "Началь­ная школа", 1984. № 4. с. 69).

4. "ЛЕТО"

Дети узнают о празднике "Николин день" (22 мая) разу­чивают частушки; водят хороводы; поют попевки о дожде, который олицетворяет хороший урожай.

 Итог: ПОСИДЕЛКИ "В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ЛУКЕРЬИ".

В гости к ребятам приходит Русалка и рассказывает им о летнем празднике Троица, разучивает с детьми песни о березе, читает сказки "Хаврошечка", "Сивка-бурка", играет с ними в игры "Ручеек", "Золотые ворота", "Капканы", "Коршун и наседка". Русалка дает детям задание на лето: у родителей, а также бабушек и дедушек узнать, как раньше праздновали Троицу; сде­лать рисунки об этом празднике.

 Итог: ПРАЗДНИК БЕЛОЙ БЕРЕЗКИ (начало сентября).

 

    2 КЛАСС

I."ОСЕНЬ"

К тем знаниям, что получили дети о Покровом дне в I клас­се, дополняются новые игры: "Хоровод", "Рыбачок", "Волк во рву", "Горелки", "Краски", а также хороводы "Виноградие", "Плетень", песни об осени и урожае, загадки, пословицы, поговорки.

 Итог: ПРАЗДНИК "В ГОСТЯX У ВРЕМЕН ГОДА" (см. Г.Науменко, Э.Новлянская. От зимы до осени. М., 1979 или ж. "Начальная школа", 1988, № 4, с. 89).

В конце ноября (22) дети узнают о Матренином дне, после которого зима встает на ноги. Они подбирают стихи, загадки, пословицы о зиме и участвуют в конкурсе "Зимушка-зима". Чи­тают и инсценируют сказки "Лиса и волк", «Маша и медведь". Знакомятся с народными инструментами: балалайкой, гармонью. Бабушка Матрена проводит конкурс "Частушечка - говорушечка".

 Итог: ПРАЗДНИК "ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА!" (cм. ж. "Начальная школа", 1991, 12, с. 86).

. 2. "ЗИМА"

К тем знаниям, которые дети получили о Рождестве в I кл., дополняется рассказ о ряженых, гаданиях, рождественском сочель­нике, церковном посте, о святках. Разучивает святочные колядки "Ой, спасибо, хозяюшка", "Сеем, веем, посеваем", игры "Прянич­ная доска", "Два Мороза", "Шишки, желуди, орехи", "Птицы в клетке". Инсценируют рождественскую сказку "Коза-брякуха".

26 декабря в гости к ребятам приходит лесная Ведьма, она проводит для детей вечер сказок "Жили-были...".

В начале января (I) дети узнают о дне памяти былинного героя Ильи Муромца, знакомятся с былинами "Илья Муромец и Со­ловей", "Илья Муромец и Калин царь", участвуют в вечере былин "Добрым людям на послушание" и конкурсах "Разгуляйся удаль молодецкая".

25 января - Татьянин день. Девочки с таким именем должны быть хорошими стряпухами: "Татьяна и каравай печет, и половики на реке бьет, и хоровод ведет".

 Итог: ПРАЗДНИК "РУССКИЙ КАРАВАЙ"

В феврале в гости к ребятам приходит Мастерица-рукодельни­ца со старинным сундучком, в котором были коклюшки, рисунки, вологодские кружева. Гостья открывает детям секреты мастерства плетения элементов кружева: плетешок, полотнянка, сетка, из которых образуются разнообразные узоры.

 Итог: ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, ДВОРЦЫ И ДОМА ТВОРЧЕСТВА.

3. "ВЕСНА"

К тем знаниям, которые получили дети о Масленице в I клас­се, дополняется рассказ о церковном посте, предшествующем и завершающем этот праздник. В связи с этим разучивают стихи о Масленице, заклички о птицах, песни "Ой, кулики-жаворонушки", "Масленичная", "Едет Масленица дорогая", "Прощай, Масленица", "Блины", масленичные игры "Ворон", "Я на бочке сижу", "Как летели птички".

В марте дети учат песни своих мам и бабушек, готовят им подарки своими руками, учатся выпекать блины, пирожки. Вместе с родителями участвуют в празднике "У самовара».

В апреле к детям в гости приходит дед Всевед и в коробе приносит глиняные игрушки и посуду. Он рассказывает о профес­сии гончара, его мастерстве. Вместе с детьми из глины или пластилина делает тюльки-свистульки в образе птиц, лошадки, козла, оленя.

 Итог: ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК ИЗ ГЛИНЫ И ПЛАСТИЛИНА.

 

4. "ЛЕТО"

Дети продолжают знакомство с праздником Пасхи: узнают названия ее дней, проводят в один из них, например, в субботу - хороводницу (уличные гуляния, разыгрывание хороводов, окликание весны, пение песен про солнышко).

В конце мая дети знакомятся с праздником "Зелень-зеленица, крапива-царица". К ним в гости приходит Лесовичок с корзинкой, наполненной травами. Он рассказывает о целевых свойствах крапивы и других лекарственных растениях. Рассказывает секреты приготовления весенней похлебки из крапивы.

 Итог: ПРАЗДНИК "ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ НАВСТРЕЧУ".

Детям дается задание на лето: у родителей, а также бабушек и дедушек узнать, как раньше праздновали день Ивана Купалы, сделать рисунки волшебных трав: сон-травы, папоротника, одолень-травы.

 Итог: ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ВОЛШЕБНЫХ ТРАВ.

КЛАСС

I. "ОСЕНЬ"

Дети готовятся к большому празднику Покров день, который включает в себя: конкурс "Русское блюдо", инсценирование ска­зок "Вершки и корешки", "Колобок", '"Репка" и другие; сочинение своих сказок об овощах и фруктах; подборка стихов и пословиц, поговорок, загадок о хлебе, а также частушки.

Снова в гости к ребятам приходит Мастерица-рукодельница и приносит с собой короб с дорожками да половичками, льняными поясами, кушаками да полотенцами, а также с шерстяными платками. Она рассказывает о секретах ткацкого дела и вместе с ребятами плетет салфетку.

Итог: ВЕЧЕРИНА (посиделки).

2. "ЗИМА".   

Дети знакомятся с новыми рождественскими колядками "Козынька-коза", "Уж я сяду на порог", "Воробушек летит"; играми "Горшки", "Кот и мыши", "Колокольчик", "Заинька по сеничкам". Инсценируют сказку "Морозко". Участвуют в конкурсе "Рождественские подарки".

У своих родителей, бабушек и дедушек ребята узнают о том, как гадали раньше, и собранный материал оформляют в книжку -малышку.

 Итог: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЕЛКА.        

В феврале участвуют в празднике "На завалинке", главный гость которого - дед Всевед. Он рассказывает о профессии каталей, секретах изготовления вологодских валенок. Разучивает частушки и песни о валенках вместе с ребятами. Проводят весе­лые соревнования (с валенками).

3. "ВЕС HA "

К тем знаниям, которые дети получили о Масленице в I и 2 классе, дополняются новые: к ребятам приходят в гости масле­ничные герои, они проводят игровые программы. Так, Петрушка предлагает детям игры на внимание; Емеля рассказывает сказки-потешки; Медведь разыгрывает пантомимические сценки и показывает русскую пляску, Коза проводит свои музыкальные игры; проводят­ся эстафеты на силу и ловкость, выносливость. Готовится ярмарка поделок и выпечки.

Итог: ПРАЗДНИЧНОЕ ГУЛЯНИЕ "МАСЛЕНИЦА"

В апреле к детям приходит бабушка Маслена с бочоночком масла и Медведь с медом. Они рассказывают о секретах изготов­ления знаменитого вологодского масла; о пасеках, о гречичном и липовом меде. Проводят конкурсы, аттракционы и победителей угощают своими дарами.

4. "ЛЕТО"

Программа подходит к завершению. Дети готовятся к большому фольклорному празднику, который включает в себя все умения и знания детей. Он проводится в несколько этапов:

1. Конкурс "Посидим рядком, поговорим ладком" (пословицы, поговорки, загадки, считалки, прибаутки).

2. Игровая ярмарка (хороводы, состязания, игры).

3. Выставка "Мой милый север, добрый север?" (подведение итогов работ, сделанных руками детей).

4. Вечер русского хоровода (с песнями, играми, частушками).

5. Путешествие с героями сказок и былин.

 

Приложение № I

Приложение № 2

                МАСЛЕНИЦА

Звучит грамзапись русских народных песен "Весна-красна". Выбегают зазывалы:

I. Э-ге-гей! Собирайся, народ!

Сегодня вас много чудесного ждет!

2.Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех!

3. Силу и ловкость проявите здесь,                    

До начала времени осталось в обрез.

4. Ждут вас игры, забавы и шутки,

Скучать не дадут ни минутки (хором).

 

Выходит ведущая в народном костюме:

Эй, господа! Пожалуйте сюда!

 Здравствуйте, жители провинциальные,

 Ближние и дальние!

 Немцы - лекари, евреи-аптекари,

Французы, итальянцы, заграничные мериканцы,

Российские баре, астраханские татаре.

 Господам купцам, молодцам,             

 Бледнолицым современным девицам

 Мое почтение.

Всякая шушера нашу комедию слушает,   

 Остается довольна за представление.

 А посему, еще раз вам мое нижайшее почтение!

 

Зазывалы: I. Внимание, внимание!

Приглашаем всех на гуляние!

 2. Собирайся, честной народ, в гости к нам праздник идет!

3. Выходи и стар, и млад! Запевай-ка песни в лад!

 Все: песни пой и пляши, веселись от души!

Зазывалы и ведущая приглашают всех зрителей в круг на хоровод. Исполняется песня "Масленичная".

Ведущая: Дорогие дети! Сегодня мы отмечаем прекрасный русский праздник – МАСЛЕНИЦУ. О ней в народе говорили так: " не житьё, а масленица", "масленица - объедуха - деньгам прибируха", "не все коту масленица", "без блинов не маслена", "хоть с себя все заложить - а масленицу проводить".

Праздновали ее целую неделю с песнями, плясками, играми и угощениями. Деревня к деревне в гости ехала показать себя.

По стародавнему поверью, кто схоронится в своей избе, тот      и двор свой схоронит.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ - ПОНЕДЕЛЬНИК - так и называется - ВСТРЕЧА. А не повстречать ли и нам Масленицу?

Душа ль ты моя, Масленица,

Перепелиные косточки,

 Бумажное твое тельце,

 Сахарные твои уста,

 Сладкая твоя речь.

 Приезжай ко мне в гости на широк двор.

 На горах покататься,

 В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

Эх, не слышит меня...

А ну-ка, зазывалы, попробуйте докричаться вы! Зазывалы (хором):

 Уж ты ль, наша масленица!

Красная краса, русая коса!

Тридцати братьев сестра,

 Сорока бабушек внучка,

 Трех матерей дочка,

 Кеточка, ясочка,

 Ты ж наша перепелочка,

 Приезжай к нам во тесовый дом!

 Душой потешиться, умом повеселиться,

 Речью насладиться!

Исполняется песня "Едет масленица дорогая", зазывалы вносят соломенную масленицу, обходят всех зрителей и устанавливают на горке.

Ведущая и зазывалы:

 Дорогая наша гостья Масленица,

 Авдотьюшка Изотьевна,

 Дуня белая, Дуня румяная,

 Коса длинная, триаршинная,

 Лента алая, двуполтинная,

 Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведённые,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленые.

 Исполняется «Весна-красна».

Ведущая: Вот и встретили Масленицу в понедельник

Наступал вторник и назывался он - ЗАИГРЫШ. Ни свет, ни заря ряженые собирались по дворам ходить, представление давать, да в игры играть. А мы с вами будем ярмарку открывать.

Зазывалы поднимают красочно украшенную дугу, через которую выходит Коробейник. Коробейник: Эй ты, народ честной,

Торопись, налетай, не стой!   

Кому ленты, кому косынки,

Есть на любой вкус ботинки!

Парча красная да

Парча прекрасная,

Есть ниточки, есть катушечки;

Налетай, покупай, девки-душечки!

Ведущая: Ах, дорогой коробейник, должна тебя огорчить: ярмарка у нас не простая, а настоящая.

 Зазывалы (хором): ИГРОВАЯ!

Ну что тут толковать,

 Пора ярмарку открывать!

Зазывалы: I. Проходите, господа, в золотые ворота

               Первый раз прощается,

              Второй раз запрещается,

               А на третий раз не пропустим вас!

 (с этими словами они опускают "ворота")

Зазывалы делят зрителей на две группы и проводят с ними пере­тягивание каната.

Вбегает Коза в шубе наизнанку и с приделанными рогами.

Ведущая: А вот и Коза! Бегите, детки, кто сюда, От козы спасайтесь,

Да на рога к ней не попадаетесь!

Исполняется «Го-го-го коза» (14 раз).

Под музыку коза бегает за детьми и бодает их, дети разбегают­ся, по окончании музыки зазывалы прогоняют козу.

Проводится игра "Шел козел по лесу" (приложение).

Появляется Поводырь с медведем на длинной веревке.

 Поводырь: Ну-ко, Михайло Потапыч, поворачивайся! Вишь, народ собрался подивиться, Да твоим заморским потешкам поучиться! С праздником, добрые люди, поздравляем! (кланяется) Ну-ко, Мишенька, покажи, как красные девицы-молодицы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются.

(Медведь садится, одной лапой трет морду, другой вертит кукиш)

Поводырь: А как бабушка Ерафеевна блины на масленицу печь собралась? Блинов не напекла, а только сослепу руки сожгла да от дров угорела. (Мишка лижет лапу, ревет, мотает головой)

Поводырь: А ну-ко, Михаило Потапыч, покажи, как бабы на барскую работу не спеша идут. (Мишка еле передвигает ноги)

Поводырь: А как с работы домой бегут? (Бежит косолапя)

Поводырь: А как старые старухи в бане парятся, на полке валяются? (Мишка падает на спину и машет лапами)

 Поводырь: Она, вишь, угорела, у ей головушка заболела.

А ну-ка, Мишка, которое место? (показывает попу)

Поводырь: Да нет, Миша, не это, где головушка-то?

(Миша берется за виски и покачивается)

 Поводырь: Ну-ко, Миша, попляши, у тебя ножки хороши!

(Пляска медведя переходит во всеобщую пляску)

Поводырь: Приободрись же, Михаило Потапыч, поклонись на все четыре ветра, да благодари за почет, за глядение! (уходят)

 

Ведущая: Четвертый день Масленицы назывался ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ или РАЗГУЛ. В этот день славилось возрождение солнечных дней. Будто и блин поспел от солнца. Устраивались катания на лошадях, на горках, проводили всякие соревнования. Давайте и мы с вами посоревну­емся..

Зазывалы: Широкорожая Масленица, мы тобой хвалимся,

 На горах катаемся, блинами объедаемся!

1. Кто дальше всех с горки съедет.

2. Две команды по пять человек: (эстафета). В одну сто­рону бегут задом наперед, обратно бегут как обычно.

3. Две команды по пять человек: бег на одной лыже.

4 Две команды по десять человек (парами): бег на трех ногах.

5. Две команды по пятнадцать человек: из рук делают плетень и по команде - эстафетой - целуют друг друга в щеку. Кто быстрее поцелуется.

Игра "У дядюшки Трифона (приложение).

 ПОБЕДИТЕЛИ ПОЛУЧАЮТ БЛИНЫ.

 Зазывалы: I. А народ-то гомонит, разговаривает,

По ярмарке по нашей похаживает.

2. Закликалы свое дело знают,

Всех людей умело зазывают.

3. Погляди, какие румяные девицы,

           Все, небось, мастерицы - рукодельницы.

  А одна, глянь, в сторонке стоит,

  Ни туда, ни сюда не глядит.

5. Да работа ее, наверно, в том, чтоб ничего не

делать.

Ведущая: А покажи, красная девица, свое умение,

нам на удивление, всем на заглядение.

Интермедия с Петрушкой (приложение).

 Ведущая: Ну, а теперь поиграем в капканы. По кругу стоят несколько "капканов" (по двое ребят сцепились за руки.). Ос­тальные цепочкой под музыку бегут через них. По окончании музы­ки "ворота" закрываются. Те, кого поймали, становятся "капка­нами".

Ведущая: В пятницу были ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРА. И не зятья к тещам хо­дили на блины, как теперь, а наоборот: тещи к зятьям. С утра зятья хлопотали по хозяйству. Ну, а в субботу - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ- молодые невестки принимали гостей со стороны мужа. Что говорить: мир да лад не всегда между бабами царил. А тут праздник как бы давал предлог: сойтись душами, поговорить о житье-бытье. Вот так и было: днем гостей принимали, а потом в игры играли.

 Игры "Дедушко Олень", "Ворон"

Исполняется "А что же у нас ранёшенько на дворе".

 Выезжает Емеля на печи:

Емеля: Ух! Как много-то вас!

А чего это вы тут собрались?

Или, может, ждете чего?

 Отвечайте, не скрывайтесь!

Ведущая: Ну вот, пожалуйста, явился - не запылился!

 Сам Емеля на печи пожаловал! Здравствуй, Емелюшка.

 Емеля: Здравствуйте, здравствуйте!

Давно не виделись, меня-то небось заждались.

Ведущая: Ну не так чтобы очень, но раз уж пришел,       пожелай тогда нам чего-нибудь!

Емеля: Здоровья вам и добра!

 Чтоб была у всех думка одна.

Чтоб знали все наперед.

 И от улыбок не закрывали рот.

 А я вот всем сейчас куплеты спою:

Моя милая красива, только носик короток,

Восемь курочек усядется, девятый петушок.

Ведущая: Ай да Емеля, молодец! Ну, Емелюшка, коли ты приехал, так расскажи гостям о последнем дне масленицы.

Емеля: Да мне неохота.

Господа умные и глупцы, дворяне и купцы.

И купчихи краснощекие, всем вам мои поклоны глубокие.

 А теперь ступайте, по ярмарке нашей гуляйте.

 Да блинами вкусными себя угощайте.

Ведущая: Ох, Емеля, зря! Ведь последний день прощания с Масленицей назывался ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ или ЦЕЛОВНИК. В этот день люди прощали друг друга. Горькое и досадное с душ снимали. А ввечеру зажигали Масленицу.

Ведь в соломе таилась бурная сила растительности, которую люди желали передать полям на благо себе. А заканчивалось про­щание низким поклоном и целованием.

Емеля: А, ну дак целоваться я тоже хочу (слезает с печи)

 Ведущая: Коли уж слез с печи Емелюшка, тогда зажигай Масленицу (Емеля берёт факел)

Емеля: Прощай Масленица пересмешница.

 Тырь, тырь, монастырь.

Ты лежи, лежи старуха,

 На осиновых дровах, три полена в голове.

(Емеля поджигает Масленицу)

Зазывала: Масленица загорела,

 Всему миру надоела

Обманула, провела,

 Годика не дожила,

 До поста довела.

Шла сторонкою и к нам

по заулочкам, закоулочкам,

несла блинов чугуны, надорвала животы.

Блинов напекла, сама все пожрала,

 А нам редьки хвост дала на пост.

 Весело гуляла, песни играла,

 Протянула до поста, гори сатана.

 Емеля: Хозяйка, а целоваться, прощаться когда будем?

 Ведущая: Да вот сейчас и будем.

Игра "Я НА БОЧКЕ СИЖУ".

Ведущая: А сейчас давайте птичек покликаем (исполняется "Ой, кулики - жавороночки") Игра "ЛЕТЕЛИ ПТИЧКИ".

Ведущая: Емелюшка, а нельзя ли нам напоследок блинами полако­миться. Ведь блины это символ солнца, поминальная трапеза по зиме. Третий день Масленицы так и назы­вался - ЛАКОМКА.  

Емеля: (залезает на печь)

По-щучьему веленью,

 По-моему хотенью,

Явитесь сюда торговцы с блинами.

Исполняется песня '"БЛИНЫ" (на площади продаются блины)

 Ведущая: А теперь позвольте отдать вам наше нижайшее почтение, благодарить за посещение. Приходите в другой раз, ува­жим. И одно вам скажем: Что тешились этим праздником в старину не только голь и баре, а и самые первейшие бояре

А теперь ступайте,

По ярмарке нашей гуляйте,

Да блинами вкусными себя угощайте.

Зазывалы: Прошла Маслена, кончилось гуляние.

 Идем теперь на отдыхание.

Исполняется песня "прощай масленица".

 

 

                                           ЗАВЕТНАЯ ШКАТУЛКА

    Программа воспитательной работы с младшими школьниками.

Г.Ростов-на-Дону

Автор: Н.П. Овсянникова,

научный руководитель:Р.М.Ситько.

 

Покажите детям хорошее, не называя его даже хорошим,


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.