Канал с естественным питанием — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Канал с естественным питанием

2020-11-19 152
Канал с естественным питанием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы познакомились с экспозицией, посвящённой плотинам и дамбам на ББК - особая страница в мировой практике гидростроительства. До Беломостроя никто не брался возводить столь масштабные плотины, плавно обтекающего профиля из

деревянных наклонных ряжей, постоянно смачивающихся водой. До сего времени непревзойдённый образец подобной плотины – Шаваньская, что неподалёку от Надвоиц, - исправно служит вот уже более 70-ти лет. Автор её проекта и руководитель работ – инженер К.М. Зубрик. Не менее оригинальную и впечатляющую плотину на Маткожне спроектировал и построил инженер О.В. Вяземский, потомок Рюриковичей, князь.

На ББК научились строить глухие земляные плотины без устройства перемычек – путём отсыпки каменных опорных призм («банкетов») прямо в текущую воду. Фильтрация уничтожалась последующей укладкой сортированного грунта, в такой последовательности, чтобы он не размывался и не проносился сквозь каменный «банкет». Подобный профиль принимался при сооружении даже водонапорных дамб. На ББК было построено 49 дамб длинной от нескольких десятков метров до 3,5 километров и высотой от 1,5 метра до 13 метров.

Каналы с естественным питанием – это каналы, питание которых осуществляется самотеком из водораздельного бьефа, т.е. из водоемов, лежащих на водоразделе вода самотеком питает оба склона канала.

Документальный фильм  

Из просмотра документального фильма про Беломорско-Балтийский канал, мы узнали процесс строительства ББК и с какими проблемами сталкивались люди при этом строительстве. Люди работали, не смотря на мороз, снег, метель и бури. Были нечеловеческие условия труда, но они смогли в короткий срок построить 19 шлюзов и через 18 месяцев пустить первые суда. В процессе просмотра этого фильма мы увидели некоторые инструменты, которые использовались при строительстве ББК, например, колесо от тачки, главный механизм канала. Делали из него вагонетки и вороты, блоки и телеги, только обеда из колеса от тачки сварить не удалось. Другим, кроме тачки, транспортом был беломорский «форд», тяжёлая платформа на четырёх брёвнах вместо колёс. Для подъёма массивных каменных глыб из котлована использовали деревянные лебёдки (только трущиеся части были из стали) или сети, в которых глыбу заворачивали и тащили на верёвках, наматывая их на коловорот. Иногда лошадьми. Подручные орудия зэков были – кувалда, зубило и кайло.

Экскурсия в пгт. Повенец

В 2019г. с классным руководителем Галиной Дмитриевной, нам удалось посетить один из шлюзов под номером - Пять (пятый шлюз) – однокамерный судоходных шлюз Беломорско-Балтийского канала. Находится он в пгт. Повенец в 20 км к востоку от железнодорожной станции Медвежья Гора (линия Санкт-Петербург – Мурманск). На экскурсию попасть сложно, т.к. для нас был выписан специальный пропуск, был экскурсовод – начальник шлюза. Нам удалось побывать в головной башне, посмотреть пульт управления, механизмы как открываются ворота, как идет шлюзование судов и т.д.

Шлюз находится в составе так называемой «Повенчанской лестницы» ББК, в которую входят шлюза номер 1 - номер 7. Географические координаты: 34°50’29” с.ш., 62°50’48” в.д.

Габариты камеры шлюза: длина - 133,5 метров, ширина - 14,3 метров, глубина - 4 метра. Срок работы шлюза в навигацию - с 20 мая по 31 октября. Шлюз находится в управлении Повенецкого района гидросооружений - филиала ФБУ «Администрация Беломорканал».

Во время экскурсии мы побывали и на втором шлюзе (Приложение 2 фото7). Особенность шлюза - поворотный мост на пересечении с Федеральной трассой A119 (ранее Р5) Вологда -Медвежьегорск. По трассе А119 от Медвежьегорска 23 км, от Пудожа 170 км.

Канал был открыт в 2 августа 1933 года. В середине 1960-х и в конце 2000-х годов шлюз проходил реконструкцию. Глубина канала со стороны шлюза №1 - 4 метра, со стороны шлюза №3 - 4 метра по судовому ходу.

В верхнем бьефе шлюза расположен разводной поворотный автодорожный мост, находящийся на трассе Федеральной автодороги A119 «Вологда - Медвежьегорск». Разводка моста осуществляется диспетчером шлюза.

Когда мы ездили на экскурсию с Г.Д. Налейкиной всем классом в 2019 году на ББК, нам удалось увидеть, как проходили суда. В 2020 году мы, к сожалению, не смогли увидеть шлюзование судов, поэтому не удалось сфотографировать, как проходили суда, так как это считается секретным объектом.

         Сегодня на базе канала действует историко-культурный комплекс «Беломорско-Балтийский канал», который представляет собой систему гидротехнических сооружений, жилищных и административных зданий, памятных мест.

         Вдоль канала установлено несколько памятников заключенным, погибшим при строительстве. В Повенце на берегу второго шлюза построена церковь-памятник (церковь Святителя Николая, настоятель храма – священник Роман Соболев).[7]   (Приложение 2 фото 10, 11). Мы всем классом посетили и храм, познакомились с настоятелем церкви, он нам провел интересную экскурсию. Здесь постоянно бывает много туристов.

 


Заключение

Изучив материалы о строительстве и работе ББканала за 1931-1933гг., нам удалось узнать, где он находится, как он выглядит. Узнали о том, в каких условиях жили и работали строители Беломорско-Балтийского канала. ББ канал до сих пор является темой многочисленных споров.

Для изучения данной темы мы всем классом посмотрели документальные фильмы, посетили сам канал и выставку, посвящённую Беломорско-Балтийскому каналу в краеведческом музее в городе Медвежьегорск и пгт. Повенец. Также мы посмотрели информацию в интернет – ресурсах и прочитали множество различной литературы.

В этом проекте мы смогли достигнуть нашей цели, и нам удалось прикоснуться к изучению материалов о строительстве Беломорско-Балтийского канала.

В итоге нашей работы нам хотелось сказать, что каждому человеку стоит посетить Беломорско-Балтийский канал, ведь каждый должен знать историю этого удивительного канала. Должен знать историю родного Карельского края, своей любимой Родины -России.

Беломорский канал остается в мировой истории явлением уникальным. До сих пор он привлекает историков, которые изучают на его примере трансформацию власти по отношению к собственному народу. ББК уникален в инженерном смысле, как гидротехническое сооружение.

 Никогда прежде в таком массовом порядке в конструкциях важнейших плотин и гидроузлов не применялось дерево. Беломорский канал интересен специалистам в качестве "наглядного пособия" по истории карательных органов СССР начала века. "Архипелаг ГУЛАГ" (по определению Нобелевского лауреата А. И. Солженицына) начинался именно здесь. Все это дает основание говорить о Беломорско-Балтийском канале как о феномене ушедшего в историю ХХ века, изучение истории которого продолжается и не теряет своей актуальности.

Для сравнения- Суэцкий канал короче Беломорканала на 67 километров, и строили его почти 10 лет…

  

 

 

Список литературы

· Беломорско-Балтийский канал / wlkl 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB (дата обращения: 14.12.209).

· Гришин В. Город у Медвежьей Горы / В. Гришин, В. Кучаев. – СПб.: Издательство Сергея Ходова, 2013. – 448 с.: ил. 

· Гравит В.В. Медвежьегорск: города и районы Карелии / В.В. Гравит, И.М. Мулло. – Петрозаводск: Карелия, 1979. – 150 с.: ил.

· Беломорско-Балтийский канал / Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB#%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 14.12.2019).

· Гнетнев К. Беломор канал: Времена и судьбы / К. Гнетнев – Петрозаводск: Острова, 2008. – 416 с.: ил.

· История строительства Беломорско-Балтийского канала / РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20130802/953345579.html (дата обращения: 14.12.2019).

· Беломорско-Балтийский канал / Академик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/143687#.D0.A8.D0.BB.D1.8E.D0.B7.D1.8B (дата обращения: 14.12.2019).


 

Приложение 1

 

 

В ББКомбинате насчитывалось 14 отделений. Кроме отделений, в составе были

· Пиндушский отдельный лагерный пункт,

· Расть-Наволожский отдельный лагерный путь

· Надвоицкая ТКМ (трудовая колония для малолетних)

· Беломорско-Балтийский канал

 

    Комбинат имел собственный поезд, самолет, суд, который постоянно работал на ББКомбинате.

   На Соловецких островах Комбинат имел электростанцию, ремонтную мастерскую, карбасную мастерскую, завод по выработке йода, мельницу, на островах действовали совхозы.

  В городе Кеми и его окрестностях действовали: швейная фабрика, обувная фабрика, кирпичные заводы, механическая мастерская и т.д.

Ударно строился Повенецкий порт с якорной стоянкой на рейде перед входом в канал одновременно для 54 судов.

В Медвежьегорске действовали заводы по выделке кожи и пошиву обуви, производства Комбината обрабатывали древесину на 12-ти лесопильных рамах, выпускали столярку и мебель…

Большая часть этих заводов, фабрик и цехов работали на нужды самого Комбината.

 

http://rummuseum.ru/lib_g/belomor33.php К.Гнетнев.Беломорканал: времена и судьбы

 

 

                                                                                                   Приложение 2

 

фото 1

Водораздельный путь

 

 

 

Фото 2

Строительство ББК

 

Фото 3

Строительство ББК

 

Фото 4

Строительство ББК

 

Фото 5

Строительство ББК

 

Фото 6

Статистические сведения о заключённых на строительстве ББВП по объёмам работ

25 ноября 1931г.

 

 

Фото 7

 

 

 

 

Фото 8

 

пгт. Повенец сегодня. Первый и второй шлюзы.

Фото 9

 

                                                                                                                               Фото 10

 

Церковь Святителя Николая на берегу 2-го шлюза.

Фото

 

                                                                                                                                Фото 11


[1] Беломорско-Балтийский канал / wlkl 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB (дата обращения: 14.12.209).

[2] Гришин В. Город у Медвежьей Горы / В. Гришин, В. Кучаев. – СПб.: Издательство Сергея Ходова, 2013. – 448 с.: ил. 

[3] Гравит В.В. Медвежьегорск: города и районы Карелии / В.В. Гравит, И.М. Мулло. – Петрозаводск: Карелия, 1979. – 150 с.: ил.

[4] Беломорско-Балтийский канал / Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB#%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 14.12.2019).

[5] Гнетнев К. Беломор канал: Времена и судьбы / К. Гнетнев – Петрозаводск: Острова, 2008. – 416 с.: ил.

[6] История строительства Беломорско-Балтийского канала / РИА Новости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20130802/953345579.html (дата обрещения: 14.12.2019).

[7] Беломорско-Балтийски канал / Академик. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/143687#.D0.A8.D0.BB.D1.8E.D0.B7.D1.8B (дата обращения: 14.12.2019).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.