Глава 1. История строительства — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. История строительства

2020-11-19 82
Глава 1. История строительства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как все начиналось

Беломорско-Балтийский Комбинат был организован в 1931 году. Структура Комбината распространялась не только на территорию средней Карелии, но и на весь Русский Север, включая побережье и острова Белого моря. Это был огромный организм, основная задача которого - строительство и обслуживание Беломорско-Балтийского канала - внутреннего водного пути, соединяющего Белое море с Онежским озером. (Приложение1).

С возникновением системы ГУЛАГА (Главного Управления лагерями) ГУЛАГ НКВД СССР превращается почти в единственный централизованный государственный орган по руководству исправительно-трудовыми учреждениями в СССР.

В 1930-х годах советское правительство обратилось к вопросу строительства Беломорско - Балтийского канала. 3 июня 1930 года было принято решение о начале работ. 1 июля 1931 года были поданы на рассмотрение первые эскизные проекты строительства, а месяцем позже начались работы по проектированию на местности.

Постановление Совета Труда и Обороны о постройке Беломорско-Балтийского водного пути (ББК) было принято 18 февраля 1931 года. Несмотря на суровые условие севера, строительство крупнейшего в то время в мире гидротехнического сооружение велось настолько быстрыми темпами, что уже в июне 1933 года канал был сдан в эксплутацию.

Беломо́рско-Балти́йский канал - это канал соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.

Открытие канала сопровождалось мощной информационной кампанией. Газеты, такие как «Правда» или «Известия», публиковали тематические статьи, пропагандистские карикатуры и портреты работников. Советская пропаганда подавала опыт строительства Беломорско-Балтийского канала как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников – рецидивистов и политических врагов».

17 августа 1933 года ББК посетила группа из 120 писателей и художников для освещения строительства канала. Часть из них (36 человек) приняли затем участие в написании 600-страничной книги, посвященной созданию Беломорканала. Памятная книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» была создана в конце 1934 года Государственным издательством «История фабрик и заводов», специально к 17 съезду коммунистической партии.

Идея этой поездки и написания книги принадлежала М. Горькому. Впервые он выразил её во время личной беседы со Сталиным; идея получила согласие и поддержку. В постановлении ЦИК от 4 августа 1933 года говорилось: «Поручить ОГПУ Союза ССР издать монографию строительства Беломорско-Балтийского канала имени т. Сталина». Поездка была организованна быстро и на должном уровне: писатели осуществляли путешествие пароходом по недостроенному каналу, посетили лагеря, общались с рабочими и т.д.[1]

Беломорско - Балтийский канал был грандиозным гидротехническим сооружением того времени, имел очень большое экономическое значение для страны.

Его длина составляет 227 км. Южная часть канала – Повенчанская лестница - проходит по Медвежьегорскому району. Через 9 шлюзов, как по ступенькам, поднимают суда почти на 80 метров над уровнем Онежского озера. Поднявшись за Волозером на водораздел суда по цепочке озёр - Маткозеро, Торосозеро, Телекинское - выходят на просторы Выгозера, крупнейшего озера Сегежского района Карелии, и далее продолжают спуск к Белому морю. Последние шлюзы северного склона расположены на территории Беломорского района. Уникальность канала состоит в том, что шлюзование судов обеспечивается естественным стоком воды. Канал почти в четыре раза сокращает водный путь между Балтийским и Белым морями.

2 августа 1933 года был завершено строительство Беломорско-Балтийского канала (ББК), на который были возложены управление каналом и его эксплуатация, освоение природных богатств родного края. ББК развернул строительство ряда новых промышленных предприятий и населённых пунктов в зоне канала.[2]

Исключительное значение для дальнейшего промышленного развития края имело сооружение Беломорско-Балтийского канала - второй магистрали, пролегшей с юга на север через «край нехоженых троп и не пуганых птиц». Советская власть притворила в жизнь великую мечту многих передовых людей о соединении Белого моря с Балтийским морем  через Онежское и Ладожское озера, Свирь и Неву.[3]

Кураторами стройки стали, будущий нарком внутренних дел СССР Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Н. А. Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых для работы на крупных народно-хозяйственных стройках. В руководство БелБалтЛага на этапе строительства входили также Э. И. Сенкевич, П. Ф. Александров и С. Г. Фирин.

За всё время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ. Норма питания заключённых (так называемая «пайка») зависела от фактической выработки: чем меньше заключённый вырабатывал, тем меньшей была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали. Обычный паёк заключённого-строителя составляли 500 г хлеба и баланда из морских водорослей.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.