Корректные и необидные способы создания физиологического стресса — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Корректные и необидные способы создания физиологического стресса

2021-01-30 69
Корректные и необидные способы создания физиологического стресса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Так что же это, замкнутый круг? С одной стороны, важно исследовать устойчивость кандидата к стрессу, с другой – он либо обидится, либо сфальсифицирует реакцию! Применять или не применять стресс‑интервью?

Выход есть. И заключается он в возвращении к первоначальному, «физиологическому» значению понятия «стресс». Можно ли вызвать стрессовую реакцию у кандидата, не прибегая к мерам, оскорбительным для его достоинства и опасным для репутации фирмы? Можно, если задействовать такие средства неречевого воздействия, как:

– уменьшение (но не демонстративное отсутствие!) количества времени для зрительного контакта;

– резкое изменение темпа речи интервьюера как в сторону убыстрения, так и в сторону замедления;

– изменение громкости голоса интервьюера (намного тише или намного громче стандартного варианта).

То есть все эти приемы действуют так, что общение интервьюера и кандидата происходит как бы «на пороге дискомфорта». При этом кандидат обычно воспринимает такие проявления со стороны интервьюера как особенности поведения данного человека, а очень часто – и просто не замечает их на сознательном уровне. Но организм, от которого требуется дополнительное напряжение, – замечает. И реагирует привычным для себя способом.

Рассмотрим примеры.

Пример № 1.

Кандидат на вакансию торгового представителя – мерчандайзера в телекоммуникационную компанию, мужчина 52 лет, майор в отставке, специалист в области радиосвязи. Предполагаемые его обязанности на новом месте работы – общение с хозяевами и продавцами магазинов, магазинчиков и ларьков в определенном районе города с целью:

а) убедить их приобрести у него оптом карточки для междугородных и международных переговоров;

б) разместить карточки на витринах наиболее выигрышным способом: так, чтобы они сразу же обращали на себя внимание конечного потребителя услуги.

Самый распространенный стресс, с которым встречается торговый представитель в данной компании, – психологический, обусловленный как высокой конкуренцией среди телекоммуникационных компаний, так и весьма специфическими культуральными особенностями потенциальных партнеров. В большинстве случаев при первом контакте торговый представитель – мерчандайзер сталкивается с явно демонстрируемыми ему нежеланием вступать в контакт и незаинтересованностью в сотрудничестве, которые иногда проявляются в грубости и резком отказе от сотрудничества, но чаще – в равнодушии, реальном или напускном.

У интервьюера еще до начала собеседования возникли опасения, связанные с возрастом и большим стажем «военной жизни» у кандидата: насколько гибким окажется немолодой человек, много лет прослуживший в армии? Было решено использовать по ходу собеседования некоторые стрессовые элементы.

Обсуждая профессиональный опыт кандидата, отвечая на его вопросы о вакансии, интервьюер использовал прием ограничения зрительного контакта (благо перед глазами было резюме, в которое можно было «спрятать взгляд»), а ближе к середине собеседования стал использовать прием изменения темпа речи (стал говорить быстро, как будто куда‑то торопился).

Реакция кандидата была следующей: он покраснел, на лбу у него появились капельки пота, он занервничал, заерзал на стуле, бессознательно попытался привлечь внимание интервьюера, повысив голос; заторопился, стал сбиваться с мысли, повторяясь и путаясь в собственном рассказе. Никаких конструктивных попыток к тому, чтобы аккуратно «перестроить» поведение интервьюера, он не предпринял.

Данному кандидату не было сделано предложение о работе торговым представителем – мерчандайзером: было ясно, что у него возможны серьезные проблемы при выполнении этих функций.

Но история окончилась счастливо: учтя его образование и опыт командования, его пригласили руководить бригадой монтажников. Он быстро «построил» всю бригаду, и через полгода она стала в компании образцовой.

Пример № 2.

Кандидат на вакансию кассира в супермаркет, принадлежащий большой сети, молодая женщина 22 лет, студентка‑заочница. Обязанности кассира предполагают «сидячую» работу и общение с большим количеством людей, которые, как известно, не всегда бывают в хорошем настроении. Кроме того, в данном супермаркете (как, впрочем, и во многих) существует проблема организованного воровства по специально разработанной мошенниками схеме. Один из них, подойдя к кассе, специально задерживает очередь (переспрашивает, долго ищет деньги, делает вид, что колеблется, брать или не брать какой‑либо товар из уже выбранного). Люди начинают возмущаться, а сообщник первого мошенника, находящийся в той же очереди позади, начинает обвинять во всем кассира: что она‑де медленно работает. И когда подходит очередь второго, он начинает подгонять кассира, громко и нервно говоря, что очень торопится, а обслуживание идет очень медленно. То есть, по сути, создает ситуацию, в которой у кассира (причем не одного, эта схема работала почти на всех и была выявлена случайно) возникает стрессовая реакция, связанная с кажущейся нехваткой времени.

Кассиру, конечно, хочется, чтобы источник стрессового воздействия поскорее исчез из поля его зрения, вследствие чего бдительность снижается. Остальное – дело техники, и магазин нес немалые убытки. Как раз поэтому вновь набираемые кассиры должны были быть устойчивы к стрессу, связанному с нехваткой времени и – это насущно не только для решения проблемы воровства – к некорректному поведению клиентов.

Интервьюер применил прием изменения темпа речи, постепенно добавляя прием изменения громкости голоса. Выглядело это так: начав разговор в спокойном, размеренном темпе, он уже через 15 минут говорил очень быстро, а через некоторое время – еще и громко.

Реакция кандидата была следующей: сначала молодая женщина напряглась – это было заметно по выражению ее лица, изменившемуся дыханию, чуть поднявшимся плечам. Но она быстро успокоилась и, спокойно выждав, когда интервьюер сделает коротенькую паузу между фразами, сказала мягким и участливым тоном:

– Какая же у вас работа трудная! Это же надо каждому человеку все подробно рассказать, объяснить. А людей так много… Но я все поняла, что вы говорили. Большое вам спасибо.

Любопытно звучит признание интервьюера:

– У меня от удивления «зависла» программа стресс‑интервью, и дальше разговор происходил в нормальном темпе и со стандартной громкостью – а сам я осознал этот факт не сразу, а минут через десять. Сумела‑таки перестроить!

Молодая женщина получила предложение о сотрудничестве, а по окончании испытательного срока была переведена на должность старшего кассира. У нее оказался еще и талант обучать коллег методам стресс‑менеджмента.

Хотелось бы отметить, что в обоих примерах присутствуют пять общих признаков.

1. Объективная необходимость в проведении стрессового интервью.

2. Четкое понимание интервьюером вида устойчивости к стрессу, который исследуется в каждом случае.

3. Критерии адекватной и недостаточно адекватной реакции.

4. Применение исключительно неречевых и, следовательно, мало‑осознаваемых приемов стресс‑интервью.

5. Уважительное отношение к соискателям.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.