Опытность пастыря в перенесении скорбей и значение ее для возрождения паствы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опытность пастыря в перенесении скорбей и значение ее для возрождения паствы

2021-01-29 72
Опытность пастыря в перенесении скорбей и значение ее для возрождения паствы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обычное переживание тяжких скорбей пастырем и его умение кротко и спокойно их терпеть в высшей степени поучительно для пасомых. Много переживший руководитель словесного стада в состоянии быть истинным утешителем пасомых. Сам искушен быв, может и искушаемым помочь,– проникновенно говорит о Спасителе апостол Павел (ср.: Евр. 2, 18).

Такими искуснейшими миротворцами были все великие пастыри Церкви, например в древности святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие, а в наше время хотя бы отец Иоанн Кронштадтский. Они неотразимо убеждали слушателей быть равнодушными к мирским благам, легко переносить материальную скудость и сильнее всего бояться одного греха. «Священники Господни!– пишет отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике.– Сумейте утешением веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости, сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека – человеком счастливейшим в мире, уверьте его, что, вмале быв наказан, он будет великими облагодетельствован (ср.: Прем. 3, 5) по смерти: и вы будете друзьями человечества, Ангелами Утешителями, органами Духа Утешителя»[242].

Пред Крестными страданиями Господь Спаситель отметил обратившимся к Нему эллинам, что Сын Человеческий прославится не за чудеса, вызывающие часто непрочную легковерную славу, а за страдания. Когда Я вознесен буду от земли на Крест,– тогда всех привлеку к Себе (ср.: Ин. 12, 32),– сказал Он о пути Своего прославления.

И для всякого доброго имеются христоподражательные условия, при наличии которых руководимые доверяют искренности его идеалов и подчиняются его авторитету невзирая на свой эгоизм. Сюда принадлежит, во-первых, упомянутое выше смирение, или тихое, кроткое проявление самоотвержения, и яркая форма самоотвержения – прямые страдания по любви к душам. Пастырь добрый,– по слову Спасителя,– душу свою полагает за овец, ибо нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих (ср.: Ин. 10, 11; 15, 13). Пастырские страдания способны привлечь к страдальцу даже недругов, если они крайне не ожесточат своего сердца.

Это подтверждается наблюдениями над общечеловеческой психологией. В человеческом обществе имеет широкую распространенность вера в глубокое значение страдания. Здесь уважаемы всеми даже враги, ведущие искреннюю принципиальную борьбу за свои интересы. Страдания и кровь (ср.: Евр. 9, 22) органически связывают людей на почве мщения, ненависти и тем более любви.

Эта мысль раскрыта апостолом Павлом в девятой главе Послания к Евреям, где читаем: При завещании необходимо, чтобы последовала смерть завещателя… почему и первый завет был утвержден не без крови (ср.: Евр. 9, 16, 18). Потому и Христос, Первосвященник будущих благ… со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (ср.: Евр. 9, 11–12). Кровь Христова была лишь самым могучим последним звеном в общей цепи страданий Искупителя, привязавшим к Небесной скинии уверовавших в Него. Подобно этому и кровь мучеников, как справедливо подметил Тертуллиан, становилась семенем христиан[243]. И доселе ко Христу притягивает, безразлично всех обращающихся к Нему, Крест Его, выразитель Божественной любви.

Ввиду сказанного понятно, насколько закрепляют дело Христово пастырские скорби во имя Спасителя, насколько могуче возбуждают они любовь к христианству даже лиц, ему враждебных. «Пусть тебя гонят,– говорит преподобный Исаак Сирин пастырю,– ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; пусть на тебя клевещут, ты не клевещи»[244].

«Такова наша жизнь,– замечает Златоуст,– таково свойство апостольского призвания, чтобы переносить бесчисленные бедствия. Яко на сие лежим,– говорит <Апостол (ср.: 1 Фес. 3, 3)>. Что такое – на сие лежим? Как съестные припасы предназначены для того, чтобы идти в продажу, так и апостольская жизнь для того, чтобы подвергаться поношению, терпеть всякое зло, никогда не успокаиваться, никогда не иметь облегчения»[245].

По возвращении из первой ссылки Златоуст, описывая воспламенение к нему любви добродетельной паствы, красочно говорит: «Прежде любили меня мои, а теперь почитают и иудеи; думали удалить меня от моих и привлекли ко мне чужих… Прежде наполнялась одна только церковь, а теперь и площадь стала церковию… Что мне говорить? Где сеять?.. Где мне созидать? Храм переполнен, сети мои разрываются от множества рыб… Видите, как истинно то, что я всегда говорил вам, то есть кто мужественно переносит искушение, тот собирает от него и великие плоды»[246].

И эти плоды, добавим от себя, возрастут везде, где только посеяны будут пастырские скорби. Зерно если не умрет, то и не оживет (ср.: 1 Кор. 15, 36). Вследствие сказанного пастырь не только не должен бежать скорбей или роптать на них, но радостно терпеть их с верой в помощь Божию и с уверенностью в их спасительную необходимость. Ему можно надеяться на вкушение плодов страдания еще на земле, в момент переживаний.

Трудящемуся земледельцу,– внушает апостол Павел тотчас после речи о пастырских скорбях,– первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем (2 Тим. 2, 6–7). Чем больше пастырь будет сострадать пасомым, тем более он будет желать утоления жажды из чаши состраждущей любви и все счастье свое будет полагать в кресте. Таково было служение Пастыреначальника Господа. Таковы были вселенские пастыри. Таким был известный всем отец Иоанн Кронштадтский. Он с воссияния солнца выходил на дело свое и на делание свое до вечера (ср.: Пс. 103, 22–23), неся непрерывный, но радостотворный крест состраждущей любви до заката своих дней. Такими будем и мы, заурядные пастыри, но не забытые и любимые Христом Спасителем.


[1] Еп. Вениамин (Милов). Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 139.

[2] Там же. С. 163, 173.

[3] Еп. Вениамин (Милов). Дневник инока. Письма из ссылки. С. 230.

[4] Архим. Кирилл (Наумов). Пастырское богословие. СПб., 1853. С. 5.

[5] См.: Свт. Григорий Двоеслов. Правило пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. С. 23–24, 31, 58, 64–65, 245–247.

[6] См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. 3-е изд. М., 1889. Ч. 1. С. 20.

[7] Цит. по: Иером. Иннокентий (Пустынский). Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. С. 41.

[8] Архим. Кирилл (Наумов). Пастырское богословие. С. 5.

[9] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М., 1891, № 8–9. С. 186–229.

[10] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Основные начала православного пастырства // Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. М., 1906. С. 17–18.

[11] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Из чте-ний по Пастырскому богословию // Православный собеседник. Казань, 1896, № 4. С. 430–431, 438.

[12] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 32, 33, 36–37.

[13] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 38–39, 39, 39–41, 42–45.

[14] Достоверно известно, что эта книга «писана по указанию высокоученого подвижника святителя Феофана <Затворника.– Ред. > и под непосредственным руководством его» (Прот. Иоанн Кобяков [О книге игумена Тихона] // Богословский библиографический листок: Прил. к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1895. Вып. 6–7. С. 169); по выходе книги святитель писал автору: «Очень рад, что труд Ваш одобрен и будет в ходу. Он есть очень сильное напоминание иереям Божиим… Е. Феофан» (Там же. С. 169–170).– Примеч. ред.

[15] См.: Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 406.

[16] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1903. Т. 9. С. 775.

[17] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 13.

[18] Иоанн Кронштадтский (Сергиев), св. прав., прот._Дневник_Т2 1857-1858_Тверь_2006. С. 212

[19] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1890. Вып. 2. С. 461–462.

[20] Певницкий В.Ф. Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении. Киев, 1892. С. 1–2.

[21] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 1.

[22] Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. 8-е изд. М., 1899. С. 9.

[23] Там же.

[24] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 111.

[25] Там же. С. 111–112.

[26] Там же. С. 117.

[27] Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. СПб., 1911. С. 75, 76.

[28] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 770–771.

[29] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Речь, произнесенная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Петрозаводскому и Олонецкому Нектарию во Всехсвятском храме г. Москвы 29 июня 1947 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1947, № 8. С. 9.

[30] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 18.

[31] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 24, 14.

[32] Свт. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. 2-е изд. М., 1893. С. 294–295.

[33] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 424–425.

[34] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 426.

[35] См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 92–121.

[36] Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Киев, 1891. Ч. 1. С. 398.

[37] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 29.

[38] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 21.

[39] См.: Там же.

[40] См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 23.

[41] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 768.

[42] См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 3. С. 246.

[43] Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. Казань, 1888. С. 22.

[44] Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 22.

[45] Там же. С. 25.

[46] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. С. 591.

[47] Там же. Т. 9. С. 138.

[48] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. С. 589.

[49] Свт. Василий Великий. Творения. Сергиев Посад, 1900. Ч. 3. С. 246.

[50] Прав. Иоанн Кронштадтский. Живоеслово мудрости духовной. С. 74.

[51] Там же. С. 73.

[52] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 425.

[53] См.: Архиеп. Симеон Фессалоникийский <Солунский.– Ред. >. Сочинения. СПб., 1856. С. 225.

[54] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 760.

[55] Свт. Григорий Нисский. Творения. М., 1872. Ч. 8. С. 6–7.

[56] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Из чтений по Пастырскому богословию. С. 439.

[57] См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 360.

[58] Там же. Т. 8. С. 591.

[59] Прп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 3. С. 234.

[60] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.

[61] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 444, 446.

[62] Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 77.

[63] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 49.

[64] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. 2-е изд., испр. СПб., 1893. Т. 4. С. 33.

[65] Он же. Живое слово мудрости духовной. С. 70.

[66] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 468.

[67] См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 51.

[68] Цит. по: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.

[69] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 16, 39.

[70] Ср.: Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 76.

[71] Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 1. С. 258, 257, 258.

[72] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 92.

[73] Там же.

[74] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 104.

[75] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 113–114, 119, 120.

[76] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 323.

[77] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 429.

[78] См.: Там же. С. 469.

[79] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 431.

[80] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 38.

[81] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 123.

[82] Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. СПб., 1881. С. 119.

[83] Там же. С. 120.

[84] Там же. С. 110.

[85] Свт. Григорий Двоеслов. Правило пастырское, или О пастырском служении. С. 67, 70.

[86] Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119, 120, 119–120.

[87] Там же. С. 99.

[88] См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 280.

[89] Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119.

[90] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 26.

[91] Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский). Книга о должностях пресвитеров приходских… СПб., 1776. С. 70.

[92] См.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения. 2-е изд. СПб., 1825. Т. 10. С. 241.

[93] Постановления апостольские. Казань, 1864. С. 256.

[94] Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 76.

[95] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 425, 471.

[96] См.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского. 2-е изд. М., 1906. Кн. 4. С. 630–631.

[97] См.: Кратиров П. Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897. С. 62, 70–71.

[98] Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 32–33.

[99] Слово святого Афанасия, еже не осужати всякого согрешающего // Пролог. М., 1643. Л. 9 об.–10.

[100] См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послание с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 80–81.

[101] Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 2. С. 150.

[102] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. С. 277.

[103] См.: Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 2. С. 183–184.

[104] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 158.

[105] См.: Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 2. С. 151.

[106] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 5. С. 170.

[107] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 278.

[108] Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. 3-е изд., испр. СПб., 1891. С. 221–222.

[109] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 16; ср.: Там же. Ч. 1. С. 18, 51–53; Ч. 2. С. 148–149, 239–240.

[110] См.: Прп. Нил Синайский. Подобные же мысли и увещания, извлеченные из других писаний // Добротолюбие. 2-е изд. М., 1895. Т. 2. С. 291.

[111] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 5. С. 170.

[112] Цит. по: Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. 4-е изд. Муром, 1893. С. 162–163.

[113] Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 233.

[114] См.: Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях… // Добротолюбие. Т. 5. С. 208.

[115] Там же. С. 205.

[116] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад, 1908. С. 232.

[117] Там же. С. 237.

[118] См.: Прп. Марк Подвижник. Наставления о духовной жизни // Добротолюбие. Т. 1. С. 506.

[119] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. С. 835; ср.: Там же. С. 843; ср.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 232–233; ср.: Прп. Каллист Тиликуда. О безмолвнической жизни // Добротолюбие. Т. 5. С. 431–432.

[120] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 233.

[121] Прп. Марк Подвижник. К тем, которые думают оправдаться делами // Добротолюбие. Т. 1. С. 547.

[122] Архиеп. Симеон Солунский. О священной молитве // Там же. Т. 5. С. 442.

[123] Прп. Исаак Сирин. Подвижнические наставления // Там же. Т. 2. С. 730.

[124] Из жития святого Григория Паламы, архиепископа, Солунского чудотворца // Там же. Т. 5. С. 481.

[125] Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях… С. 205.

[126] Сказания о житии старца Божия иеромонаха Серафима, пустынника и затворника Саровской обители. 4-е изд. СПб., 1885. С. 114.

[127] Цит. по: Там же. С. 115.

[128] Свт. Григорий Палама. О молитве и чистоте сердца три главы // Добротолюбие. Т. 5. С. 301.

[129] Одиночество миссионеров.

[130] Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 347.

[131] В недоумениях указания Божия, полагаемые на совесть,– поразительны.

[132] Ср.: Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях… С. 205.

[133] Архиеп. Симеон Солунский. О священной молитве.С. 446.

[134] См.: Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский). Книга о должностях пресвитеров приходских… С. 191, 254, 260.

[135] Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский). Книга о должностях пресвитеров приходских… С. 257.

[136] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 604, 658–659.

[137] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 480–481.

[138] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 633.

[139] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 471.

[140] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 267.

[141] Ср. замечание епископа Феофана Затворника о панихиде, где заказчики молятся, а служащие «трещат».

[142] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 566; ср.: Там же. С. 567.

[143] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 564.

[144] Там же. С. 604.

[145] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 604.

[146] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 235.

[147] Там же. С. 238.

[148] Там же.

[149] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 604.

[150] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 238.

[151] Там же. С. 264.

[152] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 267.

[153] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 238; ср.: Там же. С. 261.

[154] Цит. по: Игум. Тихон (Ципляковский). Святое, высокое служение иерея Божия (мирянина и монаха) – добровольное мученичество. М., 1894. С. 74.

[155] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 255.

[156] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 357.

[157] Там же. С. 358.

[158] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 358.

[159] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 358–359.

[160] Там же. С. 359.

[161] Там же. С. 360.

[162] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 376.

[163] Известие учительное // Служебник. 5-е изд. СПб., 1903. С. 490.

[164] Там же.

[165] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 373.

[166] Там же.

[167] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 352–353.

[168] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 198.

[169] Там же. С. 21.

[170] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 77, 78.

[171] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 416–417.

[172] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 75.

[173] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 107.

[174] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 386.

[175] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 256.

[176] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 446.

[177] Там же. С. 451, 452, 451–452.

[178] Там же. Т. 12. С. 195.

[179] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.

[180] Там же. Т. 3. С. 461.

[181] Там же. С. 440, 451.

[182] Там же. С. 440–441.

[183] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 3. С. 389.

[184] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 591.

[185] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 6. С. 33.

[186] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 260–261.

[187] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 91.

[188] Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 44.

[189] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 246.

[190] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 88.

[191] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 333, 336.

[192] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 360.

[193] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 6. С. 245–246.

[194] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 880.

[195] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 37.

[196] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 355.

[197] Там же. С. 356.

[198] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 255.

[199] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 658.

[200] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. С. 164–165.

[201] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 102.

[202] Там же. С. 255–256.

[203] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 468; ср.: Там же. Т. 9. С. 38..

[204] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 257.

[205] Там же. С. 253.

[206] См.: Там же. С. 256.

[207] См.: Там же. С. 254.

[208] Там же. С. 257.

[209] См.: Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 406.

[210] См.: Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 338–339.

[211] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 158–159.

[212] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 51.

[213] Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 182.

[214] Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 195.

[215] Там же.

[216] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 38.

[217] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.

[218] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.

[219] Прп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 4. С. 318.

[220] Там же. С. 320.

[221] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.

[222] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 45.

[223] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.

[224] См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 72.

[225] Прп. Исаак Сирин. Подвижнические наставления. С. 685.

[226] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 73, 74.

[227] Там же. С. 73.

[228] См.: Там же. С. 71.

[229] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 761, 783.

[230] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 606.

[231] Там же.

[232] Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 9. С. 60–61.

[233] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 213.

[234] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 658.

[235] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 606.

[236] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 21.

[237] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 476–477.

[238] Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 9. С. 49.

[239] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 605–606.

[240] Цит. по: Игум. Тихон (Ципляковский). Святое, высокое служение иерея Божия… С. 187; ср.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 14. С. 168.

[241] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.

[242] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 8.

[243] «Plures efficimur quoties metimur a vobis, semen est sanguis Christianorum» (Quintus Septimius Florens Tertullianus. Apologeticus. Cap. 50 // Opera… omnia. Parisiis, 1616. T. 1. P. 81). В переводе с латинского языка: «Нас становится больше по мере того, как вы уничтожаете нас: кровь христиан есть семя».– Примеч. ред.

[244] Цит. по: Игум. Тихон (Ципляковский). Святое, высокое служение иерея Божия… С. 207.

[245] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 543.

[246] Там же. С. 455, 456, 456.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.