Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-01-29 | 72 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Обычное переживание тяжких скорбей пастырем и его умение кротко и спокойно их терпеть в высшей степени поучительно для пасомых. Много переживший руководитель словесного стада в состоянии быть истинным утешителем пасомых. Сам искушен быв, может и искушаемым помочь,– проникновенно говорит о Спасителе апостол Павел (ср.: Евр. 2, 18).
Такими искуснейшими миротворцами были все великие пастыри Церкви, например в древности святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие, а в наше время хотя бы отец Иоанн Кронштадтский. Они неотразимо убеждали слушателей быть равнодушными к мирским благам, легко переносить материальную скудость и сильнее всего бояться одного греха. «Священники Господни!– пишет отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике.– Сумейте утешением веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости, сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека – человеком счастливейшим в мире, уверьте его, что, вмале быв наказан, он будет великими облагодетельствован (ср.: Прем. 3, 5) по смерти: и вы будете друзьями человечества, Ангелами Утешителями, органами Духа Утешителя»[242].
Пред Крестными страданиями Господь Спаситель отметил обратившимся к Нему эллинам, что Сын Человеческий прославится не за чудеса, вызывающие часто непрочную легковерную славу, а за страдания. Когда Я вознесен буду от земли на Крест,– тогда всех привлеку к Себе (ср.: Ин. 12, 32),– сказал Он о пути Своего прославления.
И для всякого доброго имеются христоподражательные условия, при наличии которых руководимые доверяют искренности его идеалов и подчиняются его авторитету невзирая на свой эгоизм. Сюда принадлежит, во-первых, упомянутое выше смирение, или тихое, кроткое проявление самоотвержения, и яркая форма самоотвержения – прямые страдания по любви к душам. Пастырь добрый,– по слову Спасителя,– душу свою полагает за овец, ибо нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих (ср.: Ин. 10, 11; 15, 13). Пастырские страдания способны привлечь к страдальцу даже недругов, если они крайне не ожесточат своего сердца.
|
Это подтверждается наблюдениями над общечеловеческой психологией. В человеческом обществе имеет широкую распространенность вера в глубокое значение страдания. Здесь уважаемы всеми даже враги, ведущие искреннюю принципиальную борьбу за свои интересы. Страдания и кровь (ср.: Евр. 9, 22) органически связывают людей на почве мщения, ненависти и тем более любви.
Эта мысль раскрыта апостолом Павлом в девятой главе Послания к Евреям, где читаем: При завещании необходимо, чтобы последовала смерть завещателя… почему и первый завет был утвержден не без крови (ср.: Евр. 9, 16, 18). Потому и Христос, Первосвященник будущих благ… со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (ср.: Евр. 9, 11–12). Кровь Христова была лишь самым могучим последним звеном в общей цепи страданий Искупителя, привязавшим к Небесной скинии уверовавших в Него. Подобно этому и кровь мучеников, как справедливо подметил Тертуллиан, становилась семенем христиан[243]. И доселе ко Христу притягивает, безразлично всех обращающихся к Нему, Крест Его, выразитель Божественной любви.
Ввиду сказанного понятно, насколько закрепляют дело Христово пастырские скорби во имя Спасителя, насколько могуче возбуждают они любовь к христианству даже лиц, ему враждебных. «Пусть тебя гонят,– говорит преподобный Исаак Сирин пастырю,– ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; пусть на тебя клевещут, ты не клевещи»[244].
«Такова наша жизнь,– замечает Златоуст,– таково свойство апостольского призвания, чтобы переносить бесчисленные бедствия. Яко на сие лежим,– говорит <Апостол (ср.: 1 Фес. 3, 3)>. Что такое – на сие лежим? Как съестные припасы предназначены для того, чтобы идти в продажу, так и апостольская жизнь для того, чтобы подвергаться поношению, терпеть всякое зло, никогда не успокаиваться, никогда не иметь облегчения»[245].
|
По возвращении из первой ссылки Златоуст, описывая воспламенение к нему любви добродетельной паствы, красочно говорит: «Прежде любили меня мои, а теперь почитают и иудеи; думали удалить меня от моих и привлекли ко мне чужих… Прежде наполнялась одна только церковь, а теперь и площадь стала церковию… Что мне говорить? Где сеять?.. Где мне созидать? Храм переполнен, сети мои разрываются от множества рыб… Видите, как истинно то, что я всегда говорил вам, то есть кто мужественно переносит искушение, тот собирает от него и великие плоды»[246].
И эти плоды, добавим от себя, возрастут везде, где только посеяны будут пастырские скорби. Зерно если не умрет, то и не оживет (ср.: 1 Кор. 15, 36). Вследствие сказанного пастырь не только не должен бежать скорбей или роптать на них, но радостно терпеть их с верой в помощь Божию и с уверенностью в их спасительную необходимость. Ему можно надеяться на вкушение плодов страдания еще на земле, в момент переживаний.
Трудящемуся земледельцу,– внушает апостол Павел тотчас после речи о пастырских скорбях,– первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем (2 Тим. 2, 6–7). Чем больше пастырь будет сострадать пасомым, тем более он будет желать утоления жажды из чаши состраждущей любви и все счастье свое будет полагать в кресте. Таково было служение Пастыреначальника Господа. Таковы были вселенские пастыри. Таким был известный всем отец Иоанн Кронштадтский. Он с воссияния солнца выходил на дело свое и на делание свое до вечера (ср.: Пс. 103, 22–23), неся непрерывный, но радостотворный крест состраждущей любви до заката своих дней. Такими будем и мы, заурядные пастыри, но не забытые и любимые Христом Спасителем.
[1] Еп. Вениамин (Милов). Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 139.
[2] Там же. С. 163, 173.
[3] Еп. Вениамин (Милов). Дневник инока. Письма из ссылки. С. 230.
[4] Архим. Кирилл (Наумов). Пастырское богословие. СПб., 1853. С. 5.
|
[5] См.: Свт. Григорий Двоеслов. Правило пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. С. 23–24, 31, 58, 64–65, 245–247.
[6] См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. 3-е изд. М., 1889. Ч. 1. С. 20.
[7] Цит. по: Иером. Иннокентий (Пустынский). Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. С. 41.
[8] Архим. Кирилл (Наумов). Пастырское богословие. С. 5.
[9] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М., 1891, № 8–9. С. 186–229.
[10] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Основные начала православного пастырства // Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. М., 1906. С. 17–18.
[11] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Из чте-ний по Пастырскому богословию // Православный собеседник. Казань, 1896, № 4. С. 430–431, 438.
[12] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 32, 33, 36–37.
[13] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 38–39, 39, 39–41, 42–45.
[14] Достоверно известно, что эта книга «писана по указанию высокоученого подвижника святителя Феофана <Затворника.– Ред. > и под непосредственным руководством его» (Прот. Иоанн Кобяков [О книге игумена Тихона] // Богословский библиографический листок: Прил. к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1895. Вып. 6–7. С. 169); по выходе книги святитель писал автору: «Очень рад, что труд Ваш одобрен и будет в ходу. Он есть очень сильное напоминание иереям Божиим… Е. Феофан» (Там же. С. 169–170).– Примеч. ред.
[15] См.: Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 406.
[16] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1903. Т. 9. С. 775.
[17] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 13.
[18] Иоанн Кронштадтский (Сергиев), св. прав., прот._Дневник_Т2 1857-1858_Тверь_2006. С. 212
[19] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1890. Вып. 2. С. 461–462.
[20] Певницкий В.Ф. Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении. Киев, 1892. С. 1–2.
[21] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 1.
|
[22] Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. 8-е изд. М., 1899. С. 9.
[23] Там же.
[24] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 111.
[25] Там же. С. 111–112.
[26] Там же. С. 117.
[27] Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. СПб., 1911. С. 75, 76.
[28] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 770–771.
[29] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Речь, произнесенная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Петрозаводскому и Олонецкому Нектарию во Всехсвятском храме г. Москвы 29 июня 1947 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1947, № 8. С. 9.
[30] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 18.
[31] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 24, 14.
[32] Свт. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. 2-е изд. М., 1893. С. 294–295.
[33] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 424–425.
[34] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 426.
[35] См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 92–121.
[36] Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Киев, 1891. Ч. 1. С. 398.
[37] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 29.
[38] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 21.
[39] См.: Там же.
[40] См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 23.
[41] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 768.
[42] См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 3. С. 246.
[43] Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. Казань, 1888. С. 22.
[44] Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 22.
[45] Там же. С. 25.
[46] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. С. 591.
[47] Там же. Т. 9. С. 138.
[48] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. С. 589.
[49] Свт. Василий Великий. Творения. Сергиев Посад, 1900. Ч. 3. С. 246.
[50] Прав. Иоанн Кронштадтский. Живоеслово мудрости духовной. С. 74.
[51] Там же. С. 73.
[52] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 425.
[53] См.: Архиеп. Симеон Фессалоникийский <Солунский.– Ред. >. Сочинения. СПб., 1856. С. 225.
[54] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 760.
[55] Свт. Григорий Нисский. Творения. М., 1872. Ч. 8. С. 6–7.
[56] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). Из чтений по Пастырскому богословию. С. 439.
[57] См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 360.
[58] Там же. Т. 8. С. 591.
[59] Прп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 3. С. 234.
[60] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.
[61] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 444, 446.
[62] Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 77.
[63] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 49.
[64] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. 2-е изд., испр. СПб., 1893. Т. 4. С. 33.
[65] Он же. Живое слово мудрости духовной. С. 70.
[66] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 468.
[67] См.: Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 51.
[68] Цит. по: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 450.
[69] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 16, 39.
|
[70] Ср.: Прав. Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. С. 76.
[71] Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 1. С. 258, 257, 258.
[72] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 92.
[73] Там же.
[74] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 104.
[75] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 113–114, 119, 120.
[76] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 323.
[77] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 429.
[78] См.: Там же. С. 469.
[79] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 431.
[80] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 38.
[81] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 123.
[82] Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. СПб., 1881. С. 119.
[83] Там же. С. 120.
[84] Там же. С. 110.
[85] Свт. Григорий Двоеслов. Правило пастырское, или О пастырском служении. С. 67, 70.
[86] Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119, 120, 119–120.
[87] Там же. С. 99.
[88] См.: Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 280.
[89] Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119.
[90] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 26.
[91] Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский). Книга о должностях пресвитеров приходских… СПб., 1776. С. 70.
[92] См.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения. 2-е изд. СПб., 1825. Т. 10. С. 241.
[93] Постановления апостольские. Казань, 1864. С. 256.
[94] Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 76.
[95] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 425, 471.
[96] См.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского. 2-е изд. М., 1906. Кн. 4. С. 630–631.
[97] См.: Кратиров П. Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897. С. 62, 70–71.
[98] Некрасов А.А. Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 32–33.
[99] Слово святого Афанасия, еже не осужати всякого согрешающего // Пролог. М., 1643. Л. 9 об.–10.
[100] См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послание с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 80–81.
[101] Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 2. С. 150.
[102] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. С. 277.
[103] См.: Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 2. С. 183–184.
[104] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 158.
[105] См.: Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. Ч. 2. С. 151.
[106] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 5. С. 170.
[107] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 278.
[108] Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. 3-е изд., испр. СПб., 1891. С. 221–222.
[109] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 16; ср.: Там же. Ч. 1. С. 18, 51–53; Ч. 2. С. 148–149, 239–240.
[110] См.: Прп. Нил Синайский. Подобные же мысли и увещания, извлеченные из других писаний // Добротолюбие. 2-е изд. М., 1895. Т. 2. С. 291.
[111] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 5. С. 170.
[112] Цит. по: Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. 4-е изд. Муром, 1893. С. 162–163.
[113] Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 233.
[114] См.: Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях… // Добротолюбие. Т. 5. С. 208.
[115] Там же. С. 205.
[116] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад, 1908. С. 232.
[117] Там же. С. 237.
[118] См.: Прп. Марк Подвижник. Наставления о духовной жизни // Добротолюбие. Т. 1. С. 506.
[119] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. С. 835; ср.: Там же. С. 843; ср.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 232–233; ср.: Прп. Каллист Тиликуда. О безмолвнической жизни // Добротолюбие. Т. 5. С. 431–432.
[120] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 233.
[121] Прп. Марк Подвижник. К тем, которые думают оправдаться делами // Добротолюбие. Т. 1. С. 547.
[122] Архиеп. Симеон Солунский. О священной молитве // Там же. Т. 5. С. 442.
[123] Прп. Исаак Сирин. Подвижнические наставления // Там же. Т. 2. С. 730.
[124] Из жития святого Григория Паламы, архиепископа, Солунского чудотворца // Там же. Т. 5. С. 481.
[125] Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях… С. 205.
[126] Сказания о житии старца Божия иеромонаха Серафима, пустынника и затворника Саровской обители. 4-е изд. СПб., 1885. С. 114.
[127] Цит. по: Там же. С. 115.
[128] Свт. Григорий Палама. О молитве и чистоте сердца три главы // Добротолюбие. Т. 5. С. 301.
[129] Одиночество миссионеров.
[130] Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 347.
[131] В недоумениях указания Божия, полагаемые на совесть,– поразительны.
[132] Ср.: Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях… С. 205.
[133] Архиеп. Симеон Солунский. О священной молитве.С. 446.
[134] См.: Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский). Книга о должностях пресвитеров приходских… С. 191, 254, 260.
[135] Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский). Книга о должностях пресвитеров приходских… С. 257.
[136] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 604, 658–659.
[137] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 480–481.
[138] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 633.
[139] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 471.
[140] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 267.
[141] Ср. замечание епископа Феофана Затворника о панихиде, где заказчики молятся, а служащие «трещат».
[142] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 566; ср.: Там же. С. 567.
[143] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 564.
[144] Там же. С. 604.
[145] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 604.
[146] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 235.
[147] Там же. С. 238.
[148] Там же.
[149] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 604.
[150] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 238.
[151] Там же. С. 264.
[152] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 267.
[153] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 238; ср.: Там же. С. 261.
[154] Цит. по: Игум. Тихон (Ципляковский). Святое, высокое служение иерея Божия (мирянина и монаха) – добровольное мученичество. М., 1894. С. 74.
[155] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 255.
[156] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 357.
[157] Там же. С. 358.
[158] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 358.
[159] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 358–359.
[160] Там же. С. 359.
[161] Там же. С. 360.
[162] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 376.
[163] Известие учительное // Служебник. 5-е изд. СПб., 1903. С. 490.
[164] Там же.
[165] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 373.
[166] Там же.
[167] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 352–353.
[168] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 198.
[169] Там же. С. 21.
[170] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 77, 78.
[171] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 416–417.
[172] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 75.
[173] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 107.
[174] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 386.
[175] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 256.
[176] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 446.
[177] Там же. С. 451, 452, 451–452.
[178] Там же. Т. 12. С. 195.
[179] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.
[180] Там же. Т. 3. С. 461.
[181] Там же. С. 440, 451.
[182] Там же. С. 440–441.
[183] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 3. С. 389.
[184] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. С. 591.
[185] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 6. С. 33.
[186] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 260–261.
[187] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 91.
[188] Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 44.
[189] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 246.
[190] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 88.
[191] Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 333, 336.
[192] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 360.
[193] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 6. С. 245–246.
[194] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 880.
[195] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 37.
[196] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 355.
[197] Там же. С. 356.
[198] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 255.
[199] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 658.
[200] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. С. 164–165.
[201] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 102.
[202] Там же. С. 255–256.
[203] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 468; ср.: Там же. Т. 9. С. 38..
[204] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 257.
[205] Там же. С. 253.
[206] См.: Там же. С. 256.
[207] См.: Там же. С. 254.
[208] Там же. С. 257.
[209] См.: Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова… С. 406.
[210] См.: Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 338–339.
[211] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 158–159.
[212] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 5. С. 51.
[213] Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 182.
[214] Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Отечник. С. 195.
[215] Там же.
[216] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 38.
[217] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.
[218] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.
[219] Прп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 4. С. 318.
[220] Там же. С. 320.
[221] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.
[222] См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. С. 45.
[223] Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. С. 259.
[224] См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 72.
[225] Прп. Исаак Сирин. Подвижнические наставления. С. 685.
[226] Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. С. 73, 74.
[227] Там же. С. 73.
[228] См.: Там же. С. 71.
[229] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 761, 783.
[230] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 606.
[231] Там же.
[232] Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 9. С. 60–61.
[233] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 213.
[234] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 658.
[235] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 606.
[236] Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. С. 21.
[237] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. С. 476–477.
[238] Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 9. С. 49.
[239] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. С. 605–606.
[240] Цит. по: Игум. Тихон (Ципляковский). Святое, высокое служение иерея Божия… С. 187; ср.: Свт. Тихон Задонский. Сочинения. Т. 14. С. 168.
[241] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. С. 41.
[242] Прав. Иоанн Кронштадтский. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 8.
[243] «Plures efficimur quoties metimur a vobis, semen est sanguis Christianorum» (Quintus Septimius Florens Tertullianus. Apologeticus. Cap. 50 // Opera… omnia. Parisiis, 1616. T. 1. P. 81). В переводе с латинского языка: «Нас становится больше по мере того, как вы уничтожаете нас: кровь христиан есть семя».– Примеч. ред.
[244] Цит. по: Игум. Тихон (Ципляковский). Святое, высокое служение иерея Божия… С. 207.
[245] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. С. 543.
[246] Там же. С. 455, 456, 456.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!