Глава седьмая: безграничные проявления Бога — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава седьмая: безграничные проявления Бога

2021-01-29 109
Глава седьмая: безграничные проявления Бога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В вайшнавском календаре каждый из двенадцати месяцев года называется по имени одной из двенадцати форм Господа Кришны, проявленных на Вайкунтхе. Эти формы считаются господствующими Божествами двенадцати месяцев. Начинается календарь с месяца маргаширша (ноябрь‑декабрь). Вайшнавыназывают этот месяц Кешава. Декабрь‑январь называется Нараяна, январь‑февраль – Мадхава, февраль‑март – Говинда, март‑апрель – Вишну, апрель‑май – Шри Мадхусудана, май‑июнь – Тривикрама, июнь‑июль – Вамана, июль‑август – Шридхара, август‑сентябрь – Хришикеша, сентябрь‑октябрь – Падманабха, октябрь‑ноябрь – Дамодара. Этот Дамодара отличается от Дамодары во Врадже. Имя Дамодара было дано Кришне, когда мама Кришны связала Его веревками, однако Дамодара, являющийся Божеством месяца карттика (октябрь‑ноябрь), – это другая форма Господа.

Двенадцатью именами Верховного Господа называются не только месяцы в календаре, но и знаки, которыми вайшнавы отмечают двенадцать частей тела. Например, знак тилака на лбу называется Кешава, а знакам на животе, груди и руках соответствуют другие имена Господа. Это те же самые имена, которые даны месяцам.

У Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи есть еще восемь экспансий, относящихся к категории виласа‑мурти. Это Пурушоттама, Ачьюта, Нрисимха, Джанардана, Хари, Кришна, Адхокшаджа и Упендра. Среди Них Адхокшаджа и Пурушоттама – это виласамурти Васудевы, Упендра и Ачьюта – виласамурти Санкаршаны, Нрисимха и Джанардана – Прадьюмны, а Хари и Кришна – Анируддхи. (Этот Кришна отличается от изначального Кришны.)

Эти двадцать четыре формы – четыре изначальных формы Вишну, двенадцать других форм, в которых Господь пребывает на Вайкунтхе, и восемь вышеупомянутых виласа‑мурти – являются игровыми экспансиями формы прабхава (четырехрукой) и носят разные имена в соответствии с расположением атрибутов в Их руках (булава, диск, цветок лотоса и раковина). Некоторые из этих двадцати четырех форм, в частности Прадьюмна, Тривикрама, Вамана, Хари и Кришна, поскольку Они имеют разный облик, относятся к категории вайбхава. Итак, Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха – это проявления Кришны, называемые прабхава‑виласа, а из Них исходят еще двадцать форм. Эти формы Господа располагаются на восьми различных направлениях, и у каждой из Них есть Своя Вайкунтха, планета в духовном небе. Хотя у каждой формы Господа есть вечная обитель в духовном небе, некоторые из Них присутствуют и в материальном мире.

Все планеты духовного неба, которыми правит Господь в образе Нараяны, вечны. Над ними находится высшая планета духовного неба, которая называется Кришналокой и состоит из трех областей: Гокулы, Матхуры и Двараки. В Матхуре Господь всегда пребывает в образе Кешавы. Он присутствует в этом образе и на Земле, в городе Матхура (Индия), где поклоняются мурти Кешавы. В Джаганнатха‑Пури (штат Орисса) Господь пребывает в образе Пурушоттамы, в Анандаранье – в образе Вишну, а в Майяпуре, месте рождения Шри Чайтаньи Махапрабху, – в образе Хари. Есть и много других форм Господа в разных местах на Земле.

Формы Кришны существуют повсюду, не только в нашей вселенной, но и во всех остальных. Согласно ведическим писаниям, Земля делится на семь островов (то есть семь континентов), и на каждом из этих островов есть формы Господа. Однако в настоящий момент такие формы известны только в Индии. Хотя из ведических писаний явствует, что в других частях света тоже имеются формы Господа, сейчас у нас нет информации об Их местонахождении.

Кришна проявляется в этих формах по всему миру, во всех вселенных, ради удовольствия преданных. Было бы неверным считать, что преданные рождаются только в Индии. Преданные есть во всех частях мира, просто они забыли о своей истинной природе. Кришна воплощается таким образом не только ради удовольствия преданных, но и для того, чтобы возродить преданное служение и выполнить другие задачи, которые Он, Верховная Личность Бога, считает важными. Некоторые из этих форм упоминаются в ведических писаниях как аватары, например Вишну, Тривикрама, Нрисимха и Вамана.

В «Сиддхартха‑самхите»дано описание двадцати четырех форм Вишну, причем эти формы именуются в зависимости от расположения атрибутов в Их четырех руках. Описывая расположение предметов в руках форм Вишну, начинают с нижней правой руки, затем переходят к верхней правой, верхней левой и наконец нижней левой руке. В руках Васудевы эти атрибуты располагаются так: булава, раковина, диск и цветок лотоса. В руках Санкаршаны – булава, раковина, цветок лотоса и диск. Прадьюмна изображается с диском, раковиной, булавой и цветком лотоса, а Анируддха – с диском, булавой, раковиной и цветком лотоса. В духовном небе существует двадцать форм Нараяны, в том числе Шри Кешава (лотос, раковина, диск и булава), Нараяна (раковина, лотос, булава и диск), Шри Мадхава (булава, диск, раковина и лотос), Шри Говинда (диск, булава, лотос и раковина), Вишнумурти (булава, лотос, раковина и диск), Мадхусудана (диск, раковина, лотос и булава), Тривикрама (лотос, булава, диск и раковина), Шри Вамана (раковина, диск, булава и лотос), Шридхара (лотос, диск, булава и раковина), Хришикеша (булава, диск, лотос и раковина), Падманабха (раковина, лотос, диск и булава), Дамодара (лотос, диск, булава и раковина), Пурушоттама (диск, лотос, раковина и булава), Ачьюта (булава, лотос, диск и раковина), Нрисимха (диск, лотос, булава и раковина), Джанардана (лотос, диск, раковина и булава), Шри Хари (раковина, диск, лотос и булава), Шри Кришна (раковина, булава, лотос и диск), Адхокшаджа (лотос, булава, раковина и диск) и Упендра (раковина, булава, диск и лотос).

В «Хаяширша‑панчаратре» говорится о шестнадцати формах Господа, и Они тоже именуются в соответствии с расположением диска и других атрибутов. Из нее следует, что Верховной Изначальной Личностью Бога является Кришна. Его называют лила‑пурушоттамой, и живет Он главным образом во Вриндаване как сын Нанды. Кроме того, из «Хаяширша‑панчаратры» известно, что есть девять форм Кришны, которые защищают два города, называющихся Матхура‑Пури и Дварака‑Пури. Эти девять форм – Васудева, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха, Нараяна, Нрисимха, Хаягрива, Вараха и Брахма. Таковы проявления Господа Кришны, относящиеся к категориям пракаша и виласа.

Затем Господь Чайтанья сообщил Санатане Госвами, что существуют также различные формы, которые называются свамша. Они подразделяются на две категории: к первой относятся Санкаршана и три пуруша‑аватары – Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну, а ко второй – лила‑аватары, например воплощения Господа в образе рыбы и черепахи.

Есть шесть типов воплощений Кришны: 1) пуруша‑аватары, 2) лила‑аватары, 3) гуна‑аватары, 4) манвантара‑аватары, 5) юга‑аватары и 6) шактьявеша‑аватары. Есть также шесть проявлений Кришны, которые относятся к категории виласа и в соответствии с Его возрастом называются балья или пауганда. В Своем изначальном облике Кришна, сын Махараджи Нанды, наслаждается обоими периодами детства: бальей и паугандой.

Можно смело сделать вывод, что экспансиям и воплощениям Кришны нет конца. Господь Чайтанья поведал Санатане о некоторых из них, чтобы, по крайней мере, дать ему представление о том, как Кришна распространяет Себя и наслаждается. Этот вывод находит подтверждение в «Шримад‑Бхагаватам» (1.3.26), где сказано, что воплощения Верховного Господа бесчисленны, как волны в океане.

Сначала Кришна воплощается в виде трех пуруша‑аватар, к которым относятся Каранодакашайи‑аватара, или Маха‑Вишну, Гарбходакашайи‑аватара и Кширодакашайи‑аватара. Это подтверждается в «Сатвата‑тантре». Энергии Кришны также можно разделить на три вида: энергию мышления, энергию ощущения и энергию действия. Когда Он проявляет Свою энергию мышления, Он – Верховный Господь; когда Он проявляет энергию ощущения, Он – Господь Васудева; когда же Он проявляет энергию действия, Он – Санкаршана‑Баларама. Без мышления, ощущения и деятельности Господа не могло бы возникнуть мироздание. Хотя духовный мир, в отличие от материального, не создается, и духовный, и материальный миры представляют собой проявления энергии действия, которую Кришна применяет, находясь в облике Санкаршаны (Баларамы).

Духовный мир – планеты‑Вайкунтхи и Кришналока – пребывает в энергии мышления Кришны. В духовном мире не происходит процессов творения, ибо он вечен, и все же нужно понимать, что духовные планеты зависят от энергии мышления Верховного Господа. Эта энергия описывается в «Брахма‑самхите» (5.2), где сказано: «Высочайшая обитель, именуемая Голокой, напоминает цветок лотоса с огромным количеством лепестков, и всё в ней проявлено Анантой, формой Баларамы, Санкаршаны». Материальный космос и многочисленные вселенные внутри него проявляются посредством майи, материальной энергии. Однако не следует считать материальную энергию, материальную природу, причиной космического проявления. На самом деле его причиной является Верховный Господь, который через Свои экспансии управляет материальной природой. Иначе говоря, никакое творение не возможно без руководства со стороны Верховного Господа. Форма Господа, побуждающая энергию материальной природы создать космос, называется Санкаршаной. Проявленный космос создается, когда материальная природа вступает в контакт с вышестоящей энергией Верховного Господа, Санкаршаны. Это объясняется на примере железа, которое, если раскалить его в огне, приобретает способность обжигать, как огонь.

В «Шримад‑Бхагаватам» (10.46.31) говорится, что Баларама и Кришна являются источником всех живых существ и что эти две личности входят во всё. К числу лила‑аватар, упоминаемых в «Шримад‑Бхагаватам», относятся: 1) Кумары, 2) Нарада, 3) Вараха, 4) Матсья, 5) Ягья, 6) Нара‑Нараяна, 7) Кардами Капила, 8) Даттатрея, 9) Хаяширша, 10) Хамса, 11) Дхруваприя, или Пришнигарбха, 12) Ришабха, 13) Притху, 14) Нрисимха, 15) Курма, 16) Дханвантари, 17) Мохини, 18) Вамана, 19) Бхаргава (Парашурама), 20) Рагхавендра, 21) Вьяса, 22) Праламбари Баларама, 23) Кришна, 24) Будда, 25) Калки. Поскольку почти все эти двадцать пять воплощений Бога появляются в течение одной калпы (то есть одного дня Брахмы), их иногда называют калпа‑аватарами. Среди этих воплощений Хамса и Мохини не вечны, но Капила, Даттатрея, Ришабха, Дханвантари и Вьяса – это пять вечных форм Господа, и они более известны. Курма (воплощение Господа в образе черепахи), Матсья (рыба), Нара‑Нараяна, Вараха (вепрь), Хаяширша, Пришнигарбха и Баларама считаются вайбхава‑аватарами. Кроме того, есть три гуна‑аватары, или воплощения, которые управляют гунами (качествами) материальной природы: Брахма, Вишну и Шива.

Манвантара‑аватар насчитывается четырнадцать: 1) Ягья, 2) Вибху, 3) Сатьясена, 4) Хари, 5) Вайкунтха, 6) Аджита, 7) Вамана, 8) Сарвабхаума, 9) Ришабха, 10) Вишваксена, 11) Дхармасету, 12) Судхама, 13) Йогешвара, 14) Брихадбхану. Из этих четырнадцати манвантара‑аватар Ягья и Вамана являются также лила‑аватарами. Манвантара‑аватары относятся к категории вайбхава‑аватар.

Четыре юга‑аватары также описаны в «Шримад‑Бхагаватам». Воплощение Бога в Сатья‑югу – белого цвета, в Трета‑югу – красного, в Двапара‑югу – черного. В Кали‑югу Он тоже черного цвета, но иногда, в особую Кали‑югу (например, когда Он приходит как Чайтанья Махапрабху), цвет Его тела желтый. Что же касается шактьявеша‑аватар, то к ним относятся Капила, Ришабха, Ананта, Брахма (хотя иногда Господь Сам становится Брахмой), Чатухсана (то есть Кумары, воплощение знания), Нарада (воплощение преданного служения), царь Притху (воплощение исполнительной власти) и Парашурама (воплощение способности уничтожать носителей зла).

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ: АВАТАРЫ

 

Господь Чайтанья стал дальше рассказывать Санатане Госвами об аватарах (воплощениях) Господа Кришны, то есть о Его экспансиях, которые приходят в материальный мир. Слово аватара означает «тот, кто нисходит из духовного мира». В духовном небе существуют бесчисленные планеты‑Вайкунтхи, и с этих планет экспансии Верховной Личности Бога нисходят в материальный космос.

Первое воплощение Верховной Личности Бога, являющееся экспансией Санкаршаны, – это Маха‑Вишну, первая пуруша‑аватара. В «Шримад‑Бхагаватам» (1.3.1) сказано, что, когда Верховный Господь нисходит в виде первой пуруша‑аватары, Он сразу же проявляет шестнадцать основных энергий, необходимых для создания материальных миров. Маха‑Вишну, лежащий в Причинном океане, является первой из всех аватар. В «Шримад‑Бхагаватам» (2.6.42) говорится, что Маха‑Вишну повелевает временем, природой, причинами и следствиями, умом, эго, пятью стихиями, тремя гунами, чувствами и вселенской формой. Он ни от кого не зависит, и Ему подвластны все движущиеся и неподвижные живые существа в материальном мире.

То, что находится за Вираджей, Причинным океаном, неподвержено воздействию материальной природы. Это подтверждается в «Шримад‑Бхагаватам» (2.9.10), где сказано, что влияние материального времени и гун материальной природы (благость, страсть и невежество) не распространяется на планеты Вайкунтхи. На этих планетах вечно живут свободные души, спутники Кришны, которых почитают и полубоги, и демоны.

Материальная природа выступает в двух качествах: как майя и как прадхана. Майя является непосредственной причиной возникновения материального космоса, а прадхана – это компоненты, из которых он создается. Когда первая пуруша‑аватара, Маха‑Вишну, бросает взгляд на материальную природу, та приходит в возбужденное состояние. Тогда пуруша‑аватара оплодотворяет материю живыми существами. Просто благодаря взгляду Маха‑Вишну возникает сознание, называемое махат‑таттвой. Управляющим Божеством махат‑таттвы является Васудева. Это сотворенное сознание затем разделяется на три вида в соответствии с тремя гунами, или «режимами деятельности» материальной природы. Сознание в гуне благости описывается в Одиннадцатой песни «Шримад‑Бхагаватам». Управляющим Божеством этой гуны является Анируддха. Сознание в гуне страсти порождает разум. Управляющим Божеством разума является Прадьюмна, и Он же – повелитель чувств. Сознание в гуне невежества является причиной возникновения эфира (неба) и слуха. Материальный космос представляет собой сочетание этих гун, и таким образом создаются бесчисленные вселенные. Никто не способен сосчитать количество вселенных.

Эти бесчисленные вселенные появляются из пор тела Маха‑Вишну. Подобно тому как через крошечные отверстия в оконной сетке проходят бесчисленные атомы, из пор тела Маха‑Вишну появляются бесчисленные вселенные, которые возникают при Его выдохе и уничтожаются во время Его вдоха. Все энергии Маха‑Вишну духовны и не имеют ничего общего с материальной энергией. В «Брахма‑самхите» (5.48) говорится, что Брахма, управляющее божество отдельной вселенной, живет лишь в течение одного выдоха Маха‑Вишну. Таким образом, Маха‑Вишну – изначальная Сверхдуша всех вселенных, повелитель всех материальных миров.

Второе воплощение Господа в образе Вишну, Гарбходакашайи Вишну, входит в каждую вселенную. Выделив из Своего тела пот, Он заполняет им вселенную и ложится на эти воды. Из Его пупка вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается первое сотворенное существо, Брахма. В стебле этого лотоса находятся четырнадцать планетных систем, которые создает Брахма. В облике Гарбходакашайи Вишну Господь заботится о каждой вселенной, обеспечивая ее всем необходимым. Хотя Господь находится внутри каждой материальной вселенной, Он неподвержен влиянию материальной энергии. Когда приходит время, тот же самый Вишну принимает облик Господа Шивы и разрушает сотворенный космос. Три воплощения Гарбходакашайи Вишну – Брахма, Вишну и Шива – являются управляющими божествами трех гун материальной природы. Однако властелин вселенной – это именно Гарбходакашайи Вишну, которому поклоняются как Сверхдуше‑Хираньягарбхе. Ведические гимны называют Его тысячеглавым.

Третья форма Вишну, Кширодакашайи Вишну, управляет гуной благости. Он лежит на океане молока в этой вселенной и является Сверхдушой в каждом живом существе. Так Чайтанья Махапрабху поведал о пуруша‑аватарах.

Затем Господь Чайтанья рассказал о лила‑аватарах, «игровых» аватарах. Господь отметил, что эти аватары бесчисленны, но все же упомянул некоторых из них, в частности Матсью, Курму, Рагхунатху, Нрисимху, Ваману и Вараху.

Что касается гуна‑аватар, или воплощений Вишну, которые управляют качествами материальной природы, то их три: Брахма, Вишну и Шива. Брахма относится к числу живых существ (джив), но благодаря своему преданному служению он обладает огромным могуществом. Он является первым живым существом, повелителем гуны материальной страсти, и уполномочен Самим Гарбходакашайи Вишну на создание бесчисленных живых организмов. В «Брахма‑самхите» (5.49) Брахма сравнивается с драгоценным камнем, сверкающим в солнечных лучах, а Верховный Господь, Гарбходакашайи Вишну, сравнивается с солнцем. Если в какую‑то из калп не находится живого существа, способного выступать в роли Брахмы, Гарбходакашайи Вишну Сам становится Брахмой и выполняет его функции.

Подобно этому, чтобы уничтожить вселенную, Верховный Господь принимает облик Господа Шивы. У Господа Шивы есть много форм, возникающих из‑за его соприкосновения с майей; как правило, считается, что их одиннадцать. Господь Шива не является дживой: он, можно сказать, Сам Кришна, но в то же время отличается от Него. В связи с этим часто приводится пример молока и йогурта. Хотя йогурт – молочный продукт, его нельзя использовать в качестве молока. Хотя Господь Шива – экспансия Кришны, он не может действовать, как Кришна, и даровать нам такое же духовное обновление, какое дарует Кришна. Существенное различие между ними заключается в том, что Господь Шива связан с материальной природой, а Вишну, или Господь Кришна, не имеет с материальной природой ничего общего. В «Шримад‑Бхагаватам» (10.88.3) сказано, что Господь Шива является сочетанием трех видов трансформированного сознания, которые называются вайкарика, тайджаса и тамаса.

Вишну, несмотря на то что Он управляет гуной благости в каждой вселенной, никоим образом не подвержен влиянию материальной природы. Хотя Вишну равен Кришне, изначальной личностью является Кришна. Вишну – это часть, а Кришна – целое. Таково заключение ведических писаний. В «Брахма‑самхите» (5.46) приводится пример исходной свечи, от которой зажигают другую свечу. Хотя они горят одинаково ярко, всё же говорится, что вторая свеча зажжена от первой, исходной свечи. Проявление Господа в форме Вишну подобно второй свече. Оно так же могущественно, как и Кришна, но Кришна – это изначальный Вишну. Брахма и Господь Шива – покорные слуги Верховного Господа, а Верховный Господь в образе Вишну является экспансией Кришны.

Поведав Санатане Госвами о лила‑аватарах и гуна‑аватарах, Господь Чайтанья стал говорить о манвантара‑аватарах – воплощениях, которые приходят в периоды правления разных Ману. Он сразу сказал, что сосчитать манвантара‑аватар невозможно. В течение одной калпы, или одного дня Брахмы, появляется четырнадцать Ману, и для каждого Ману есть манвантара‑аватара. Один день Брахмы длится 4 миллиарда 320 миллионов лет по земному исчислению, а живет Брахма сто лет, состоящих из таких дней. Итак, если за один день Брахмы приходит четырнадцать Ману, то в течение одного месяца Брахмы приходит 420 Ману, а за один год Брахмы – 5040 Ману. Брахма живет сто таких лет; следовательно, за время жизни одного Брахмы появляется 504 000 Ману. Поскольку вселенным нет числа, никто не в состоянии представить себе, сколько всего в них приходит манвантара‑аватар. При выдохе Маха‑Вишну возникает бесчисленное множество вселенных, поэтому нельзя даже приблизительно указать количество Ману, существующих одновременно.

Каждый Ману известен под определенным именем. Первого Ману зовут Сваямбхува, он сын самого Брахмы. Второй Ману, Сварочиша, – сын божества огня. Третий Ману – Уттама, сын царя Приявраты. Четвертый Ману, Тамаса, и пятый Ману, Райвата, являются братьями Уттамы. Шестой Ману – Чакшуша, сын полубога по имени Чакшус. Седьмой Ману – Вайвасвата, сын бога Солнца. Восьмой Ману – это Саварни, сын, которого родила богу Солнца его жена Чхая. Девятый Ману – Дакша‑Саварни, сын Варуны. Десятый Ману – Брахма‑Саварни, сын Упашлоки. Имена четырех остальных Ману: Рудра‑Саварни, Дхарма‑Саварни, Дева‑Саварни и Индра‑Саварни.

Господь Чайтанья назвал имена воплощений Бога, которые приходят в периоды правления этих Ману, а затем рассказал Санатане Госвами о юга‑аватарах. Есть четыре юги, или эпохи, – Сатья, Трета, Двапара и Кали, – и для этих эпох существуют особые воплощения Верховного Господа, имеющие разный цвет. В Сатья‑югу цвет главного воплощения Господа белый, в Трета‑югу – красный, в Двапара‑югу – черный (Кришна), а в Кали‑югу – желтый (Чайтанья Махапрабху). Это подтверждает в «Шримад‑Бхагаватам» (10.8.13) Гарга Муни, астролог, который, придя к Махарадже Нанде, составил гороскоп Кришны.

В Сатья‑югу методом самоосознания была медитация, и этому методу учило белое воплощение Бога. По Его благословению у мудреца Кардамы родился сын, который был воплощением Верховного Господа. В Сатья‑югу все медитировали на Кришну и обладали полным знанием. В нынешнюю эпоху, Кали‑югу, люди, не обладая полным знанием, пытаются заниматься разными видами медитации, которые, однако, не рекомендованы для этой эпохи.

В Трета‑югу, чтобы достичь самоосознания, нужно было совершать различные жертвоприношения, и этому методу учило красное воплощение Бога.

В Двапара‑югу Кришна лично приходил на Землю, и методом самоосознания для всех, кто жил в ту эпоху, было поклонение Ему. Он явился в теле темного цвета и, будучи Верховной Личностью Бога, Сам побуждал людей поклоняться Ему, о чем свидетельствует «Бхагавад‑гита». В «Шримад‑Бхагаватам» (11.5.29) говорится, что в Двапара‑югу люди поклонялись Верховному Господу Кришне, декламируя следующий гимн:

 

намас те васудевайа

намах санкаршанайа

прадйумнайанируддхайа

тубхйам бхагавате намах

«Я почтительно склоняюсь перед Верховной Личностью Бога, принявшей образы Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи».

 

В следующую эпоху – в нынешний век, Кали‑югу, – Господь приходит в теле желтого цвета и учит людей тому, как обрести любовь к Богу: для этого нужно петь имена Кришны. Сам Кришна в образе Чайтаньи Махапрабху показывает, как применять этот метод. Проявляя любовь к Богу, Он повторяет и поет Его имена, танцует вместе с тысячами людей. Данное воплощение Верховной Личности Бога предсказано в «Шримад‑Бхагаватам» (11.5.32):

 

кршна‑варнам твишакршнам

сангопангастра‑паршадам

йаджнаих санкиртана‑прайаир

йаджанти хи су‑медхасах

«В век Кали Господь воплощается в облике преданного и постоянно повторяет Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Хотя Он – Сам Кришна, Его кожа не темного цвета, как у Кришны в Двапара‑югу, а золотистого. Он постоянно занят проповедью любви к Богу посредством движения санкиртаны, и разумные люди принимают этот метод самоосознания».

 

В другом стихе «Шримад‑Бхагаватам» (12.3.52) говорится:

 

крте йад дхйайато вишнум

третайам йаджато макхаих

двапаре паричарйайам

калау тад дхари‑киртанат

«Самоосознания, которое в Сатья‑югу достигается с помощью медитации, в Трета‑югу – посредством различных жертвоприношений, а в Двапара‑югу – поклонением Господу Кришне, в Кали‑югу можно достичь повторением и пением святых имен, Харе Кришна».

 

Это подтверждается в «Вишну‑пуране» (6.2.17):

 

дхйайан крте йаджан йаджнаис

третайам двапаре ’рчайан

йад апноти тад апноти

калау санкиртйа кешавам

«В эту эпоху медитация, жертвоприношения и храмовое поклонение бесполезны. Чтобы достичь совершенного самоосознания, нужно просто петь святое имя Кришны: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».

 

Когда Господь Чайтанья дал описание аватары для нынешней эпохи, Кали‑юги, Санатана Госвами, занимавший ранее пост министра в правительстве и прекрасно умеющий делать выводы из полученных сведений, спросил Господа: «Как определить, кто является воплощением Бога?» Из описания аватары, приходящей в эпоху Кали, Санатана Госвами понял, что Господь Чайтанья и есть это воплощение Кришны. Он также понял, что многие люди будут пытаться подражать Господу Чайтанье, потому что Господь, хотя Его преданные признавали в Нем воплощение Бога, играл роль обычного брахмана. Зная, что в будущем появится много обманщиков, Санатана спросил Господа: «Как распознать воплощение Бога?»

«Узнать о различных воплощениях Бога в прошлые эпохи можно, обратившись к ведическим писаниям, – отвечал Господь, – и точно так же можно определить, кто действительно является воплощением Бога в эту эпоху, Кали‑югу». Тем самым Господь подчеркнул необходимость обращения к авторитетным писаниям. Иначе говоря, не следует произвольно принимать кого‑то за воплощение Бога – надо постараться определить, кто является воплощением, на основе признаков, указанных в священных писаниях. Воплощение Верховного Господа никогда не объявляет Себя таковым, но Его последователи, сверяясь с авторитетными писаниями, должны установить, кто является воплощением, а кто – обманщиком.

Любой разумный человек способен распознать настоящее воплощение Бога по двум видам признаков: сущностным, которые называют личными, и внешним, то есть Его деяниям. В священных писаниях приводятся оба вида признаков. Например, в самом начале «Шримад‑Бхагаватам» (1.1.1) содержится замечательное описание признаков аватары. В этом стихе употреблены термины парам («высшая») и сатьям («истина»), и Господь Чайтанья указал, что эти слова являются сущностной характеристикой Кришны. Другие, внешние признаки воплощения Бога заключаются в том, что Он обучил ведическому знанию Брахму, а также низошел в образе пуруша‑аватары, чтобы создать материальные миры. Эти признаки связаны с осуществлением определенных целей и не являются постоянными. Необходимо научиться узнавать аватару по сущностным и внешним признакам. Никто не вправе объявлять себя воплощением Бога, не имея этих отличительных особенностей. Разумный человек никого не станет признавать аватарой, пока не убедится, что присутствуют оба вида признаков аватары. Когда Санатана Госвами, видя, что Господу Чайтанье присущи отличительные черты аватары, которая должна прийти в нынешнюю эпоху, спросил Его об этом, Господь Чайтанья косвенно подтвердил его вывод, просто сказав: «Давай‑ка не будем это обсуждать, а перейдем к описанию шактьявеша‑аватар».

Затем Господь отметил, что шактьявеша‑аватарам нет числа, но в качестве примера можно упомянуть некоторых из них. Шактьявеша‑аватары бывают двух типов: прямые и косвенные. Когда Господь приходит Сам, это называется сакшат, прямой шактьявеша‑аватарой, а когда Он наделяет какое‑то живое существо полномочиями представлять Его, это живое существо называется косвенным воплощением, или авешей. Примерами косвенных аватар являются четыре Кумара, Нарада, Притху и Парашурама. На самом деле это живые существа, которых Верховный Господь наделил определенным могуществом. Живое существо, наделенное тем или иным достоянием Верховной Личности Бога, называется авеша‑аватарой. Четыре Кумара олицетворяют знание, являющееся достоянием Всевышнего, а Нарада олицетворяет преданное служение Всевышнему. Преданное служение олицетворяет также Господь Чайтанья, и считается, что в Нем преданное служение проявлено во всей полноте. В Брахму вложена созидательная энергия, а в царя Притху – способность заботиться обо всех живых существах. Парашурама наделен способностью уничтожать злодеев. Что касается вибхути, особой благосклонности Верховного Господа, в десятой главе «Бхагавад‑гиты» Господь Кришна говорит, что если какое‑то живое существо отличается могуществом или красотой, значит на нем лежит особая милость Верховной Личности Бога.

Примерами прямых шактьявеша‑аватар являются Шеша и Ананта. Ананта наделен способностью держать на Себе все планеты, а в Шеша‑аватару вложена способность лично служить Верховному Господу.

Поведав о шактьявеша‑аватарах, Чайтанья Махапрабху стал говорить о возрасте Верховного Господа. Он сказал, что Верховный Господь Кришна всегда выглядит как шестнадцатилетний юноша и что когда Он желает спуститься в эту вселенную, то сначала отправляет сюда Своих отца и мать, в роли которых выступают Его преданные, а затем нисходит Сам. Все Его деяния, начиная с убийства демоницы Путаны, разворачиваются в бесчисленных вселенных, и деяниям этим нет конца. Каждое мгновение, каждую секунду в разных вселенных (брахмандах) можно видеть Его проявления и те или иные игры. Его деяния подобны волнам Ганги. Непрерывно текут воды Ганги, и так же непрерывно протекают во вселенных разнообразные игры Господа Кришны. С самого детства Он проводит множество игр, вершиной которых является танец раса.

Все игры Кришны вечны: подтверждения этому есть в любом богооткровенном писании. Обычно люди не в состоянии понять, как Кришна разворачивает Свои игры, но Господь Чайтанья объяснил это на примере движения солнца. В ведической астрологии сутки делятся на шестьдесят данд или 3600 пал. Перемещение солнечного диска по небу измеряют периодами, каждый из которых равен шестидесяти палам, или одной данде. Восемь данд составляют одну прахару, а время между восходом и заходом солнца – четыре прахары. Ночь, то есть время между закатом и восходом, тоже исчисляется четырьмя прахарами. Подобно тому как солнце можно видеть в его движении через 3600 пал, все игры Кришны можно видеть в каждой вселенной.

Господь Кришна проводит в этой вселенной только сто двадцать пять лет, но все Его игры, которые проходят за это время, разворачиваются и в остальных вселенных. Эти игры включают в себя явление Кришны, деяния, которые Он совершает в детстве и юности, а также позднее, в том числе в Двараке. Поскольку в любой момент времени каждая лила Кришны проходит в какой‑то из многочисленных вселенных, эти лилы называются вечными. Солнце существует всегда, однако мы видим, как оно восходит и заходит, появляясь в поле нашего зрения и исчезая из него, в соответствии с нашим положением на Земле. Точно так же игры Кришны проходят постоянно, хотя в данной вселенной мы можем видеть их лишь в определенные промежутки времени. Как уже упоминалось, обитель Кришны – это высшая из всех планет, которая называется Голокой Вриндаваной. По Его воле эта планета, Голока Вриндавана, проявляется как в нашей вселенной, так и в других вселенных. Подобно имени Кришны, славе Кришны, всему, что непосредственно связано с Кришной, Голока Вриндавана абсолютна и потому равна Самому Кришне.

Итак, Господь всегда пребывает в Своей высочайшей обители, на Голоке Вриндаване, и по Его божественной воле деяния, которые Он там совершает, проявляются и в определенных местах материального мира, в бесчисленных вселенных. И всякий раз, когда Кришна приходит в этот мир, Он являет шесть Своих достояний.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.