Глава шестая: все Его формы суть одно — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава шестая: все Его формы суть одно

2021-01-29 119
Глава шестая: все Его формы суть одно 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Посредством преданного служения можно понять, что Кришна прежде всего являет Себя в виде сваям‑рупы, Своей личной формы, затем – в виде тад‑экатма‑рупы и затем – в виде авеша‑рупы. Таковы три вида трансцендентных форм, в которых проявляется Кришна. Сваям‑рупа – это форма, в которой Кришну может постичь даже тот, кто не знает других Его форм. Иначе говоря, та форма, в которой постигается Сам Кришна, называется сваям‑рупой, Его личной формой. Тад‑экатма‑рупа – это форма, в значительной степени сходная со сваям‑рупой, однако имеющая некоторые внешние отличия. К тад‑экатма‑рупе относятся два вида проявлений Кришны: личные экспансии (свамша) и игровые экспансии (виласа). Что касается авеша‑рупы, то, когда Кришна наделяет подходящее для этого живое существо полномочиями представлять Его, такое живое существо называется авеша‑рупой или шактьявеша‑аватарой.

Личные формы Кришны подразделяются на две категории: сваям‑рупа и сваям‑пракаша. Сваям‑рупа – это форма, в которой Кришна всегда пребывает во Вриндаване и общается с его обитателями. Есть два вида проявлений сваям‑рупы: прабхава и вайбхава. Например, во время танца раса Кришна распространил Себя во множество форм, чтобы лично танцевать с каждой гопи. Аналогичным образом в Двараке, женившись на 16 108 царевнах, Он распространил Себя в 16 108 форм. Некоторые великие мистики посредством йоги являли экспансии своего тела, однако экспансии Кришны были совсем другими. Из ведической истории известно, что Саубхари Риши с помощью йоги распространил себя в восемь форм, но эти формы были всего лишь его отражениями, поскольку Саубхари остался одним. Между тем каждая из форм, в которых проявил Себя Кришна, была самостоятельной личностью. Именно это поразило Нараду Муни, когда он посещал многочисленные дворцы Кришны в Двараке. Нарада нисколько не удивился бы, увидев экспансии тела, явленные посредством йоги, потому что он знает, как это делается.

В «Шримад‑Бхагаватам» описано изумление Нарады Муни при виде экспансий Кришны в Двараке. Нарада не мог понять, каким образом Господь находится со Своими царицами в каждом из 16 108 дворцов. Рядом с каждой царицей был Сам Кришна, но выглядел и действовал Он по‑разному. В одном из Своих обликов Он разговаривал с женой, в другом – ласкал детей, в третьем – выполнял какие‑то домашние обязанности. Этой разнообразной деятельностью Господь занимается, пребывая в Своих «эмоциональных» формах, которые называются вайбхава‑пракаша. Есть также бесчисленные другие экспансии Кришны, но, хотя эти формы делятся, или распространяются, безгранично, все они суть одно. Между Его формами нет разницы. Такова абсолютная природа Верховной Личности Бога.

В «Шримад‑Бхагаватам» (10.39.44–57) говорится, что, когда Акрура, сопровождая Кришну и Балараму из Гокулы в Матхуру, вошел в воды Ямуны, он увидел там все планеты духовного неба. Он увидел Господа в образе Вишну, а также Нараду и четырех Кумаров, поклонявшихся Ему. Как утверждается в «Бхагавата‑пуране» (Бхаг., 10.40.7),

 

анйе ча самскртатмано

вибхинабхихитена те

йаджанти тван‑майас твам ваи

баху‑муртй‑эка‑муртикам

 

Верховному Господу поклоняется множество вайшнавов, или ариев, которые очистились благодаря разным видам поклонения, соответствующим их убеждениям и уровню духовного понимания. Все эти виды поклонения подразумевают постижение различных форм Господа, упоминаемых в священных писаниях, но суть в том, что нужно поклоняться Самому Богу, Всевышнему.

В Своем аспекте вайбхава‑пракаша Господь проявляет Себя как Баларама. Баларама равен Самому Кришне; единственное различие между Ними состоит в том, что у Кришны тело темного цвета, а у Баларамы – белого. Когда Кришна, только появившись в этом мире, предстал перед Своей матерью Деваки в четырехруком образе Нараяны, а затем по просьбе Своих родителей принял двурукий облик, это тоже была вайбхава‑пракаша. Иногда Кришна проявляет четыре руки, а иногда – две. Двурукая форма – это вайбхава‑пракаша, а четырехрукая – прабхава‑пракаша. В Своей изначальной форме Кришна выглядит как пастушок и считает Себя пастушком. Но когда Он принимает облик Васудевы, то считает Себя сыном кшатрия и склонен поступать как правитель‑ кшатрий.

В двуруком образе пастушка, сына Махараджи Нанды, Кришна в полной мере являет Свое великолепие, красоту, богатство, привлекательность, а также лилы (божественные игры). В некоторых произведениях вайшнавской литературы даже говорится, что иногда Сам Господь в образе Васудевы пленяется Своим же обликом Говинды во Вриндаване. Будучи Васудевой, Он порой хочет наслаждаться так, как наслаждается Говинда, хотя в конечном счете Говинда и Васудева суть одно. В «Лалита‑Мадхаве» (4.19) Кришна обращается к Уддхаве с такими словами: «Друг Мой, облик этого пастушка, Говинды, привлекает Меня. Поистине, Я хотел бы уподобиться девушкам Враджа, которых тоже привлекает облик Говинды». Далее в «Лалита‑Мадхаве» (8.34) Кришна опять говорит: «Какое чудо! Кто это? Он настолько привлекает Меня Своей красотой, что Я хочу обнять Его, как это делает Радхика».

Есть также формы Кришны, которые немного отличаются от Его изначального облика и называются тад‑экатма‑рупа. Они делятся на две категории: виласа и свамша, которые имеют много разных особенностей и, в свою очередь, подразделяются на формы прабхава и вайбхава. Что касается форм, относящихся к категории виласа, существуют бесчисленные прабхава‑виласы, возглавляемые такими экспансиями Кришны, как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Иногда Кришна думает, что Он пастушок, а иногда – что Он кшатрий, правитель, сын Васудевы. Эти «мысли» Господа называются Его «играми». На самом деле, проявляясь в формах вайбхава‑пракаша и прабхава‑виласа, Господь остается одной и той же личностью, однако выглядит Он при этом по‑разному, например как Кришна и Баларама. Его экспансии в образе Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи являются изначальной чатур‑вьюхой, состоящей из четырехруких форм.

Существуют бесчисленные четырехрукие формы Господа, проявленные на разных планетах, в разных местах; к примеру, такие формы вечно проявлены в Двараке и Матхуре. Из четырех изначальных четырехруких форм (Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха) проявляются двадцать четыре главные формы, называемые вайбхава‑виласа. Они носят разные имена в соответствии с расположением раковины, булавы, лотоса и диска в Их руках. Те же четыре главных проявления Кришны присутствуют на каждой планете духовного мира. Эти планеты называются Нараяналоками или Вайкунтхалоками. На каждой Вайкунтхалоке Кришна проявляется в четырехрукой форме Нараяны, а из каждого Нараяны проявляются формы Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи. В центре находится Нараяна, а вокруг Него – Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Каждая из этих четырех форм распространяется еще в три формы, и все Они имеют различные имена, начиная с Кешавы. Всего этих форм двенадцать, и Они носят разные имена соответственно расположению атрибутов в Их руках.

Три формы, являющиеся экспансиями Васудевы, – это Кешава, Нараяна и Мадхава. Три формы, проявленные Санкаршаной, известны под именами Говинда, Вишну и Шри Мадхусудана. (Необходимо, однако, отметить, что данная форма Говинды отличается от формы Говинды, сына Махараджи Нанды, проявленной во Вриндаване.) Три экспансии Прадьюмны носят имена Тривикрама, Вамана и Шридхара, а три формы, исходящие от Анируддхи, – это Хришикеша, Падманабха и Дамодара.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.