Глава первая: наставления Господа Чайтаньи Рупе Госвами — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава первая: наставления Господа Чайтаньи Рупе Госвами

2021-01-29 140
Глава первая: наставления Господа Чайтаньи Рупе Госвами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Шрила Рупа Госвами, старшим братом которого был Санатана Госвами, пришел в Праяг (современное название – Аллахабад) вместе с младшим братом Валлабхой. Когда братья узнали, что Господь Шри Чайтанья Махапрабху находится в городе, они очень обрадовались и пошли повидать Господа. В это время Он направлялся в храм Бинду‑Мадхавы. Господь пел и танцевал, и тысячи людей следовали за Ним. Некоторые из них плакали, некоторые – смеялись; кто‑то пел, кто‑то танцевал, а кто‑то падал ниц, выражая почтение Господу. И все они громко призывали святое имя: «Кришна! Кришна!» В «Чайтанья‑чаритамрите» сказано, что, хотя Праяг находится в месте слияния Ганги и Ямуны, до появления Чайтаньи Махапрабху этот город никогда не подвергался наводнениям, но с Его приходом Праяг затопила любовь к Кришне.

Оба брата, Рупа Госвами и Валлабха, стояли в стороне от огромной толпы и наблюдали за происходящим. Господь танцевал с поднятыми к небу руками и восклицал: «Харибол! Харибол!» Все вокруг взирали на Него с изумлением. Автор «Шри Чайтанья‑чаритамриты» говорит, что он не в силах описать эту удивительную сцену.

Посетив храм, Господь отправился принять прасад (пищу, предложенную Божеству) к знакомому брахману из Южной Индии. Когда Господь сидел один в доме этого брахмана, к Нему пришли Рупа Госвами и Валлабха. На некотором отдалении братья почтительно пали ниц перед Господом и стали декламировать санскритские стихи из священных писаний. Увидев Рупу Госвами, простершегося перед Ним в поклоне, Господь очень обрадовался и сказал: «Встань, дорогой Рупа!» Затем Господь Чайтанья объяснил Рупе Госвами, что тот удостоился беспричинной милости Кришны: ведь Кришна освободил его от материалистического образа жизни, который зиждется на одних деньгах.

Господь Чайтанья признал обоих братьев Своими преданными слугами и процитировал стих из священных писаний, гласящий, что Господь безразличен даже к брахману, изучившему все четыре Веды, если тот не является преданным, однако Он примет человека самого низкого происхождения, если тот – чистый преданный. Затем Господь обнял обоих братьев и благословил их, поставив им на головы Свои лотосные стопы. Благословленные Господом, братья вознесли Ему молитвы собственного сочинения, в которых говорилось, что Господь Шри Кришна Чайтанья Махапрабху – это Сам Кришна, но теперь у Него тело светлого цвета; Он самое щедрое воплощение Кришны, ибо раздает любовь к Кришне. Шрила Рупа Госвами произнес также один стих, который позднее был включен в «Говинда‑лиламриту» (1.2):

 

йо ’джнана‑маттам бхуванам дайалур

уллагхайанн апй акарот праматтам

сва‑према‑сампат‑судхайадбхутехам

шри‑кршна‑чаитанйам амум прападйе

«Я припадаю к лотосным стопам Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, величайшего, всемилостивого Господа. Он спасает тех, кто погряз в невежестве, и предлагает им наивысший дар – любовь к Кришне, делая их помешанными на сознании Кришны».

 

Через некоторое время Господа пригласил к себе домой Валлабха Бхатта, живший на другом берегу Ганги, и Господь отправился к нему. Рупа Госвами последовал за Ним, и, куда бы Господь ни пошел, Рупа Госвами был вместе с Ним. Так как Господу не нравилось находиться в людных местах, Он попросил Рупу Госвами сопроводить Его к Дашашвамедха‑гхату, расположенному на берегу Ганги. В течение десяти дней Он объяснял Рупе Госвами истинное положение Кришны, принципы преданного служения, а также трансцендентные расы (разнообразные сладостные взаимоотношения с Кришной). Он описал все это в мельчайших подробностях, чтобы в будущем Рупа Госвами смог изложить науку о Кришне в своей книге «Бхакти‑расамрита‑синдху». Рупа Госвами упоминает об этом в первом стихе «Бхакти‑расамрита‑синдху», где он говорит о беспричинной милости Господа к нему.

Верховный Господь всеведущ и всесилен, и по Своей беспричинной милости Он может наделить живое существо способностью обрести Его благословения. Зачарованные обусловленной жизнью, люди, как правило, не склонны заниматься преданным служением, практиковать сознание Кришны. Они не знакомы с учением сознания Кришны, раскрывающим наши вечные взаимоотношения с Верховной Личностью Бога и высшую цель жизни, которая заключается в том, чтобы вернуться домой, к Богу. Не знают они и метода, с помощью которого можно вернуться в духовный мир. Поскольку все это неизвестно обусловленным душам, Господь Чайтанья по Своей беспричинной милости дал Рупе Госвами наставления, касающиеся принципов преданного служения. Позднее Рупа Госвами донес эту науку до обычных людей.

В прологе к «Бхакти‑расамрита‑синдху» (1.1.2) Рупа Госвами благодарит Господа Чайтанью следующим образом:

 

хрди йасйа преранайа правартито ’хам варака‑рупо ’пи

тасйа харех пада‑камалам ванде чаитанйа‑девасйа

«Я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам Господа Чайтаньи, Верховной Личности Бога, который вложил в мое сердце желание поведать о преданном служении. Вот почему я взялся за написание этой книги о науке преданности („Бхакти‑расамрита‑синдху“)».

 

Господь Чайтанья наставлял Рупу Госвами десять дней подряд, и начал Он эти наставления так: «Мой дорогой Рупа, наука преданного служения подобна огромному океану, и показать тебе все его бескрайние просторы невозможно. Однако Я попытаюсь объяснить тебе природу этого океана, взяв одну лишь его каплю. Ощутив ее вкус, ты сможешь понять, что представляет собой океан преданного служения».

Затем Господь объяснил, что внутри этой брахманды, вселенной, находится бесчисленное множество живых существ, которые в соответствии со своей кармической деятельностью переселяются из одного вида жизни в другой, с одной планеты на другую. Так они с незапамятных времен остаются в тюрьме материального существования. На самом деле эти живые существа являются атомарными частицами Высшего Духа. В «Шветашватара‑упанишад» говорится, что размеры индивидуальной души составляют одну десятитысячную часть сечения кончика волоса. О микроскопических размерах живого существа говорится также в «Шримад‑Бхагаватам» (11.16.11). В Десятой песни «Шримад‑Бхагаватам» (10.87.30) Санандана‑Кумар во время великого жертвоприношения цитирует слова олицетворенных Вед: «О Высшая Истина! Если бы живые существа не были бесконечно малыми искрами Высшего Духа, каждое из них пронизывало бы всё мироздание и никому не подчинялось. Но если признать, что живые существа являются крошечными частицами Верховного Господа, то сразу становится понятным, что они подвластны Ему. Это положение естественно для них, и если они остаются в нем, то могут достичь полной свободы. Однако тот, кто ошибочно полагает, что по своей истинной природе он равен Верховной Личности Бога, оскверняется доктриной недвойственности, и его усилия в духовной жизни не приведут к успеху».

Господь Чайтанья продолжил Свои наставления, отметив, что есть две категории живых существ – вечно свободные и вечно обусловленные. Вечно обусловленных живых существ можно разделить на два типа: движущиеся и неподвижные. Существа, которые неспособны двигаться, например деревья, остаются на одном месте и относятся к категории стхавара (неподвижные). Те же, кто может двигаться, например птицы и звери, называются джангама – движущиеся существа. Они, в свою очередь, подразделяются на три категории: те, кто летает в небе, те, кто плавает в воде, и те, кто передвигается по суше. Из великого множества живых существ, обитающих на суше, люди составляют лишь малую часть. Людей сравнительно немного, и большинство из них совсем не знают духовную науку, имеют нечистые привычки и не верят в существование Верховной Личности Бога. Короче говоря, в большинстве своем люди ведут животный образ жизни. Таких людей нельзя причислять к цивилизованному человеческому обществу.

Трудно найти человека, имеющего веру в ведические писания и существование Бога или хотя бы в необходимость правильного поведения. Тех, кто верит в ценность всего этого и признаёт важность духовного развития, называют ариями. Люди, обладающие верой в священные писания и в прогресс человеческой цивилизации, подразделяются на две категории – благочестивых и неблагочестивых. Благочестивые обычно совершают разные религиозные обряды с целью насладиться их плодами. Из всех тех, кто занимается благочестивой деятельностью ради чувственных удовольствий, лишь немногие узнаю́т о существовании Абсолютной Истины. Таких людей называют гьяни, философами‑эмпириками, которые ищут Абсолютную Истину. Из многих сотен и тысяч таких философов лишь единицы действительно достигают освобождения. Достигнув освобождения, человек теоретически понимает, что живое существо не состоит из материальных элементов, а представляет собой душу, отличную от материи. Даже теоретического понимания этого достаточно, чтобы называться муктой, освобожденной душой. Однако настоящий мукта – тот, кто понимает, что по своей истинной природе он является неотъемлемой частицей Господа и Его вечным слугой. Такие освобожденные души с верой и преданностью служат Господу. Они обладают сознанием Кришны, и их называют кришна‑бхактами.

Кришна‑бхакты свободны от всех материальных желаний. Хотя те, кто обладает теоретическим знанием о нематериальной природе живого существа, формально могут быть отнесены к освобожденным душам, у них сохраняются желания, и главное их желание – слиться воедино с Верховной Личностью Бога. Многие люди очень привязаны к ведическим обрядам и прочей благочестивой деятельности, совершаемой ради наслаждения материальным процветанием. Хотя некоторые из них поднимаются над материальными наслаждениями, они пытаются наслаждаться духовным миром, погружаясь в бытие Верховного Господа. Другим свойственно желание с помощью практики йоги приобрести мистические способности. До тех пор, пока в сердце человека есть эти желания, он не может понять природу чистого преданного служения. И поскольку его постоянно обуревают желания, он не знает покоя. Воистину, пока у человека остается хоть малейшее стремление к материальному совершенству, он не может обрести умиротворение. Однако у преданных Господа Кришны нет материальных желаний, и потому они – единственные в материальном мире, кому ведом покой. Это подтверждается в «Шримад‑Бхагаватам» (6.14.5):

 

муктанам апи сиддханам

нарайана‑парайанах

судурлабхах прашантатма

котишв апи махамуне

«О великий мудрец, среди многих миллионов освобожденных душ, а также тех, кто достиг успеха в мистической йоге, едва ли найдется хоть один человек, который полностью посвятил себя Верховной Личности Бога и благодаря этому обрел умиротворение».

 

Далее Господь Чайтанья объяснил, что среди огромного количества живых существ, скитающихся по материальному миру, лишь очень редкая, удачливая душа по милости Господа Кришны и духовного учителя получает семя преданного служения. Благочестивые, религиозные люди склонны поклоняться божествам в различных храмах, но если случайно, даже не отдавая себе в том отчета, они склонятся перед Господом Вишну или удостоятся благосклонности вайшнава, преданного Господа, то получат право приблизиться к Верховной Личности Бога. Это ясно показывает история великого мудреца Нарады, которая описана в «Шримад‑Бхагаватам». Благодаря тому что в своей прошлой жизни Нарада служил вайшнавам, он удостоился их благосклонности и стал великим мудрецом.

Для вайшнавов, преданных, характерно глубокое сострадание к обусловленным душам. Не дожидаясь приглашения, преданный ходит от дома к дому и просвещает людей. Чтобы вывести их из тьмы невежества, он дает им знание о том, что естественное предназначение живого существа – служить Господу Кришне. Таких преданных Господь наделяет способностью распространять духовное сознание, сознание Кришны, и они приобретают известность как наделенные полномочиями духовные учители. Только по их милости обусловленное живое существо может получить семя преданного служения. Впервые человек осознаёт, что такое беспричинная милость Верховной Личности Бога, когда встречается с истинным духовным учителем, способным просветить обусловленную душу и поднять ее до высшего уровня преданности. Поэтому Господь Чайтанья сказал, что по милости духовного учителя можно получить беспричинную милость Господа, а по милости Верховной Личности Бога можно обрести милость истинного духовного учителя.

Итак, по милости духовного учителя и Кришны человек получает семя преданного служения. Ему остается только посадить это семя в своем сердце, подобно тому как садовник сажает семечко ценного дерева. Посадив это семя, человек должен поливать его, повторяя и слушая святое имя Верховного Господа и принимая участие в обсуждениях науки преданного служения в обществе чистых преданных. Когда семя преданности дает росток преданного служения, он со временем превращается в лиану, и она вырастает до таких размеров, что выходит за пределы этой вселенной и оказывается в трансцендентной атмосфере духовного мира, где все залито сиянием брахмаджьоти. Эта лиана проникает даже сквозь брахмаджьоти и постепенно достигает планеты, которая называется Голока Вриндавана. Там она находит прибежище под сенью лотосных стоп Кришны. Такова высочайшая цель преданного служения. Обретя прибежище у лотосных стоп Кришны, лиана преданного служения приносит плод – любовь к Богу. Однако, чтобы насладиться вкусом этого плода, преданному – трансцендентному садовнику – нужно ежедневно поливать лиану водой повторения и слушания. Если не делать этого, лиана преданности наверняка засохнет.

Господь Чайтанья предупредил Рупу Госвами, что, поливая корень ростка преданного служения, человек может столкнуться с еще одной опасностью. Когда росток станет достаточно большим, может прийти какое‑нибудь животное и съесть или сломать его. Когда животные объедают у растения зеленые листья, оно, как правило, погибает. Таким образом, необходимо защищать росток преданного служения от животных, олицетворяющих оскорбления. Наибольшую опасность представляет бешеный слон: если бешеный слон ворвется в сад, он причинит огромный ущерб всем растениям. Оскорбление, нанесенное чистому преданному Господа, называется вайшнава‑апарадхой и сравнивается с бешеным слоном. Если человек, идущий путем преданного служения, нанесет оскорбление стопам чистого преданного, это станет для такого человека настоящим бедствием, и его духовное развитие прекратится. Поэтому необходимо оберегать росток бхакти, возведя вокруг него ограду и тщательно избегая оскорблений в адрес чистых преданных. Тогда растение преданного служения будет в безопасности.

Оскорбление чистого преданного – одно из десяти оскорблений святого имени. Это первое оскорбление – поносить великих преданных, пытающихся распространить славу святого имени по всему миру. Негодяй, завидующий таким преданным, является величайшим оскорбителем святого имени. Святое имя Кришны неотлично от Самого Кришны, и Господь не потерпит оскорблений в адрес чистого преданного, который, следуя указанию своего духовного учителя, повсюду распространяет святое имя. Второе оскорбление – отрицать, что Господь Вишну есть Абсолютная Истина. Между Его именем, качествами, обликами и деяниями (играми) нет никакой разницы, и тот, кто проводит между ними различия, считается оскорбителем. Господь – Верховное Существо, и нет никого, кто был бы равен Ему или превосходил Его. Следовательно, тот, кто думает, что имя какого‑либо полубога равноценно имени Господа, относится к Господу оскорбительно. Верховного Господа нельзя приравнивать к полубогам.

Третье оскорбление – считать истинного духовного учителя обыкновенным человеком. Четвертое оскорбление – поносить ведическую литературу: Веды и дополняющие их писания, такие как Пураны. Пятое оскорбление – считать славу святого имени преувеличенной. Шестое оскорбление – давать ложные, надуманные объяснения святого имени. Седьмое – совершать греховные поступки, надеясь на силу святого имени. Понятно, что повторение святых имен освобождает человека от последствий его прошлых греховных поступков, но это вовсе не означает, что нужно продолжать грешить, полагаясь на силу повторения святых имен. Это величайшее оскорбление. Восьмое – приравнивать повторение святого имени к религиозным ритуалам, аскетизму, отречению от мира и жертвоприношениям. Повторение святого имени равносильно непосредственному общению с Верховной Личностью Бога, тогда как все эти виды благочестивой деятельности лишь помогают человеку приблизиться к Господу, а кроме того, иногда их совершают из материальных побуждений. Поэтому оскорбительно приравнивать их к повторению святого имени Бога. Девятое оскорбление – проповедовать славу святого имени среди неверующих. Десятое, и последнее, оскорбление – сохранять материальные привязанности, несмотря на слушание и повторение святого имени Бога. Суть в том, что, повторяя святое имя без оскорблений, человек достигает освобожденного состояния, в котором у него уже нет никаких материальных привязанностей. Следовательно, тот, кто повторяет святое имя и тем не менее сохраняет материальные привязанности, наносит святому имени какие‑то оскорбления.

Существуют также другие факторы, представляющие опасность для лианы преданного служения. Вместе с этой лианой могут расти и сорняки материальных желаний. Естественно, что к тому, кто достиг высокой ступени преданного служения, будет приходить множество людей, прося принять их в ученики и предлагая ему какие‑то материальные блага. Если человека привлекает идея иметь большое число учеников, которые будут обеспечивать его всевозможными материальными удобствами, и он забывает, в чем заключаются обязанности истинного духовного учителя, это мешает росту лианы преданности. Просто потому, что он будет пользоваться этими удобствами, у него может развиться склонность к наслаждению материальным комфортом.

Есть и другие препятствия: стремление к освобождению, желание обрести благодаря преданному служению мирскую славу, а также пренебрежение запретами. В авторитетных священных писаниях упомянуты следующие запреты: нельзя вступать в незаконные половые отношения, употреблять одурманивающие средства, участвовать в азартных играх и есть мясо. Человек вообще не должен есть ничего, кроме кришна‑прасада, пищи, предложенной Кришне. Эти ограничения касаются всех, кто хочет совершенствоваться в преданном служении. Если не следовать этим принципам строго, возникнут серьезные трудности на пути преданного служения.

Если не быть крайне осмотрительным, то в результате полива деревца преданного служения пышным цветом начнут разрастаться вышеназванные сорняки, препятствуя духовному развитию человека. Когда сад обильно поливают, это приводит к более быстрому росту не только культурных растений, но и сорняков. Если садовник не обращает внимания на сорняки и не выпалывает их, они могут стать сильнее лианы преданности и задушить ее. Обязанность начинающего преданного – выпалывать все сорняки, вырастающие вследствие полива, которым является преданное служение. Если человек проявляет бдительность и не дает этим сорнякам разрастаться, лиана преданности будет хорошо расти и достигнет высшей цели, Голоки Вриндаваны. Когда живое существо, занимающееся преданным служением, вкушает плод любви к Богу, оно забывает обо всех религиозных ритуалах, выполняемых ради улучшения своего экономического положения. У такого существа пропадает всякое желание удовлетворять свои чувства, равно как и желание слиться с Верховным Господом воедино, погрузившись в Его сияние.

Существует множество методов обретения духовного знания и трансцендентного блаженства, включая рекомендуемые Ведами жертвоприношения, аскетизм, исполнение религиозных обязанностей и практику мистической йоги. Применение каждого из этих методов приносит различные плоды, однако все эти плоды кажутся человеку заманчивыми лишь до тех пор, пока он не возвысился до трансцендентного любовного служения Господу. Любовь к Богу дремлет в каждом, и ее можно пробудить, занимаясь чистым преданным служением, подобно тому как человека, потерявшего сознание от укуса змеи, можно привести в чувство, дав ему вдохнуть нашатырный спирт.

Объяснив таким образом значение чистого преданного служения, Господь Чайтанья стал описывать Рупе Госвами признаки этого служения. Он сказал, что в чистом преданном служении не может быть никаких желаний, помимо желания совершенствоваться в сознании Кришны. В сознании Кришны нет места ни поклонению полубогам, ни даже поклонению другим формам Господа. Сознание Кришны несовместимо с эмпирическим философствованием или кармической деятельностью – от всех этих загрязнений следует избавиться. Преданный должен принимать только то, что нужно для поддержания души в теле, и отвергать все, что приводит к увеличению телесных потребностей. Заботясь о своем теле, он должен довольствоваться тем, что действительно необходимо. Отводя удовлетворению телесных потребностей второстепенную роль, человек сможет бо́льшую часть времени посвящать тому, чтобы развивать в себе сознание Кришны, повторяя святые имена Бога. Чистое преданное служение означает вовлечение всех своих чувств в служение Господу. В настоящий момент все наши чувства, как и само тело, связаны нашими материальными самоотождествлениями. Мы думаем, что наше тело принадлежит какому‑то определенному обществу, стране или семье. Тело связано этими самоотождествлениями, а поскольку чувства принадлежат телу, они тоже зависят от наших самоотождествлений. Пока мы занимаем свои чувства деятельностью, совершаемой ради семьи, общества, нации и так далее, мы не способны развивать в себе сознание Кришны. Необходимо очистить чувства, и человек сможет достичь этого, только ясно осознав, что он принадлежит Кришне и его жизнь также принадлежит Кришне. Иными словами, человек должен понять, что по природе своей он – вечный слуга Кришны. Тогда он сможет занять свои чувства служением Господу, и это называется чистым преданным служением.

Чистый преданный принимает трансцендентное любовное служение Господу, но отвергает любые виды освобождения, так как не ищет собственного удовольствия. Объясняя природу чистого преданного служения, Господь Капила говорит в «Шримад‑Бхагаватам» (3.29.11–14), что, как только преданный слышит о величии и трансцендентных качествах Верховной Личности Бога, пребывающей в сердце каждого, его ум тотчас же устремляется к Господу, подобно тому как воды Ганги текут к океану. Эта спонтанная привязанность преданного к служению Верховной Личности Бога является признаком чистого преданного служения.

Преданное служение является чистым, когда человек служит Верховному Господу, не преследуя каких‑либо корыстных целей, и когда его служению не могут помешать никакие материальные препятствия. Чистый преданный не стремится жить на одной планете с Верховным Господом, обладать такими же богатствами, как Господь, иметь такой же облик, как у Господа, постоянно находиться рядом с Господом или раствориться в Его бытии. Даже если Господь хочет вознаградить преданного такими благами, чистый преданный отказывается от них. Он настолько поглощен трансцендентным любовным служением Господу, что у него нет времени думать о чем‑либо другом. Подобно тому как обычный, материалистичный бизнесмен, когда он занят своими делами, не думает ни о чем другом, чистый преданный, служа Господу, не думает ни о чем, кроме своего служения.

Тот, в чьем поведении проявляются эти признаки, поднялся на высшую ступень бхакти. Только благодаря такому трансцендентному любовному служению можно преодолеть влияние майи и ощутить вкус чистой любви к Богу. А пока у человека сохраняется стремление к материальной выгоде или к освобождению, которые называют двумя ведьмами‑обольстительницами, он не сможет ощутить сладость трансцендентного любовного служения Верховному Господу.

Существует три стадии преданного служения. Первая, начальная стадия – это взращивание преданного служения; вторая – осознанное служение, а третья, высшая стадия – обретение любви к Богу. Есть девять разных методов взращивания преданного служения (слушание, повторение, памятование и т.д.), и все эти методы используются уже в начале, на первой стадии. Если человек занимается повторением и слушанием с верой и преданностью, все его материальные сомнения и опасения постепенно рассеиваются. По мере того как его вера в преданное служение растет, он все больше приближается к высшему совершенству. Так он обретает стойкость в преданном служении, более глубокий вкус и привязанность к этому служению, а затем появляются экстатические переживания, которые предшествуют любви к Богу. Этот экстаз приходит к человеку благодаря практике преданного служения. Если человек продолжает слушать и повторять, его привязанность к Кришне постепенно усиливается и в конце концов превращается в любовь к Богу.

На стадии трансцендентной любви к Богу развитие продолжается: эта любовь проявляется в виде трансцендентного влечения, эмоций, экстаза и сильнейшей привязанности, обозначаемых терминами рага, анурага, бхава и махабхава. Переход от одного состояния к другому можно сравнить с загустеванием сока сахарного тростника. Сначала сок сахарного тростника – это просто жидкость, но по мере выпаривания он становится все гуще и гуще, пока не превращается в патоку. Кристаллизуясь, он превращается в сахар, а затем и в леденцы. Подобно тому как тростниковый сок претерпевает эти превращения, трансцендентная любовь к Верховному Господу, развиваясь, принимает различные формы.

Когда человек реально поднимается на трансцендентный уровень, его положение становится устойчивым, но, пока он не достиг этого уровня, оно остается неустойчивым и возможно падение. Тому, кто действительно находится на трансцендентном уровне, падение не грозит. На этом уровне, называемом стхайи‑бхавой, в ходе дальнейшего развития возникают вибхава, анубхава, саттвика и вьябхичари. Когда эти четыре компонента добавляются к устойчивому состоянию чистой трансцендентной жизни, начинаются подлинные отношения с Верховным Господом, которые исполнены трансцендентной сладости (расы). Такой трансцендентный обмен любовными чувствами между преданным и Кришной, Верховной Личностью Бога, носит общее название кришна‑бхакти‑расы. Необходимо, однако, отметить, что, как говорилось выше, трансцендентные любовные отношения опираются на прочный фундамент стхайи‑бхавы. Основой вибхавы является стхайи‑бхава, а все остальное играет вспомогательную роль в развитии трансцендентной любви.

Экстаз трансцендентной любви имеет две составляющие – условия появления этой любви и побуждающая причина. Условия, в свою очередь, делятся на две части: субъект и объект. Субъектом является преданное служение, а объектом – Кришна. Его трансцендентные качества являются причинами пробуждения этой любви. Это означает, что у преданного, очарованного трансцендентными качествами Кришны, возникает стремление служить Ему. Философы‑имперсоналисты (майявади) называют Абсолютную Истину ниргуна, то есть «не имеющая качеств», однако философы‑вайшнавы говорят, что в священных писаниях слово ниргуна употребляется по отношению к Абсолютной Истине потому, что у Нее нет материальных качеств. Это не означает, что Абсолютная Истина не обладает духовными качествами. На самом деле духовные качества Господа столь восхитительны, что привлекают к Нему даже освобожденных душ. Это объясняется в стихе атмарама (Бхаг., 1.7.10), где сказано, что даже тех, кто достиг самоосознания, привлекают трансцендентные качества Кришны. Это значит, что качества Кришны не материальны – они чисты и трансцендентны.

Есть тринадцать признаков высочайшего трансцендентного экстаза: 1) танец, 2) катание по земле, 3) пение, 4) хлопание в ладоши, 5) потягивание, 6) громкие возгласы, 7) зевота, 8) тяжелое дыхание, 9) пренебрежение общественными условностями, 10) слюноотделение, 11) смех, 12) покачивание головой, 13) икота. Эти признаки проявляются не одновременно. Иногда, в соответствии с трансцендентными взаимоотношениями, проявляется какой‑то один из этих признаков, а иногда – другой.

Существует пять трансцендентных рас, или видов взаимоотношений с Господом. Начальная ступень этих взаимоотношений называется шанта‑рати. На этой ступени человек, свободный от материальной скверны, осознаёт величие Верховной Личности Бога. Строго говоря, тот, кто достиг этой ступени, еще не занимается трансцендентным любовным служением Господу, ибо находится с Ним в нейтральных отношениях.

На второй ступени, которая называется дасья‑рати, человек понимает, что он всегда подвластен Верховному Господу и вечно зависит от Его беспричинной милости. В нем просыпается естественная привязанность, подобная той, которую испытывает подрастающий сын, когда начинает понимать, сколь многим он обязан своему отцу. На этой ступени живое существо хочет служить Верховному Господу, а не майе, иллюзии.

Третья ступень развития трансцендентной любви называется сакхья‑рати. На этой ступени преданный общается со Всевышним на равных, как друг, испытывая при этом к Нему любовь и уважение. По мере дальнейшего развития сакхья‑рати появляются такие непринужденные формы общения, как шутки, смех. Это ступень дружеских взаимоотношений с Господом, на которой человек ощущает полную свободу. На этом уровне преданный забывает, что, будучи обыкновенным живым существом, он занимает по отношению к Господу подчиненное положение; в то же время он относится к Верховной Личности с глубочайшим уважением.

На четвертой ступени, называемой ватсалья‑рати, дружеские чувства, характерные для предыдущей ступени, развиваются в родительскую любовь. Теперь живое существо выступает в роли отца или матери Бога. И, будучи отцом или матерью Всевышнего, живое существо уже не поклоняется Ему, а становится для Него объектом поклонения. На этой ступени Господь зависит от милости Своего чистого преданного, подчиняется ему и доверяет преданному воспитывать Его. Такой преданный может обнимать Верховного Господа и даже целовать Его голову.

На пятой ступени трансцендентных взаимоотношений, которая называется мадхура‑рати, преданные испытывают к Господу супружескую любовь. На этой ступени Кришна и девушки Враджа бросали друг на друга любовные взгляды; кроме того, для таких отношений характерны движения бровей, приятные слова, обворожительные улыбки и т.д.

Помимо этих пяти основных рас, есть еще семь второстепенных – смех, изумление, рыцарство, жалость, гнев, ужас и опустошенность. Например, Бхишма находился с Кришной в рыцарской расе: это были отношения между двумя воинами. А Хираньякашипу испытал на себе расы ужаса и опустошенности. Пять основных рас постоянно присутствуют в сердцах чистых преданных, тогда как семь второстепенных рас то появляются, то исчезают, чтобы сделать богаче вкус и аромат основных. Обогатив основные расы, они исчезают.

Примерами шанта‑бхакт – преданных, находящихся на ступени нейтральных взаимоотношений с Господом, – являются девять йогов: Кави, Хави, Антарикша, Прабуддха, Пиппалаяна, Авирхотра, Дравида (Друмила), Чамаса и Карабхаджана. Четыре Кумара (Санака, Санандана, Санат‑Кумар и Санатана) – тоже примеры преданных, находящихся на этом уровне. Примерами преданных, находящихся на второй ступени, ступени служения, являются Рактака, Читрака и Патрака – слуги Кришны в Гокуле. В Двараке у Господа есть такие слуги, как Дарука, а на планетах Вайкунтхи – Хануман и другие. Преданные на третьей ступени, ступени дружбы, – это Шридама во Вриндаване, а также Бхима и Арджуна в Двараке и на поле битвы Курукшетра. Среди тех, кто испытывает к Кришне родительскую любовь, – Его отец, мать и другие старшие. В отношениях супружеской любви с Ним находятся девушки Враджа (Вриндавана), царицы Двараки и богини процветания на Вайкунтхе. Никому не под силу сосчитать количество преданных, находящихся с Господом в этой расе.

Привязанность к Кришне бывает двух видов. К первому относится привязанность, в которой присутствует благоговение, преклонение. Этот тип привязанности характеризуется некоторым недостатком свободы и проявляется в Матхуре и на планетах Вайкунтхи. В этих обителях Господа дух трансцендентного любовного служения ограничен определенными рамками. Но в Гокуле (Вриндаване) любовные взаимоотношения абсолютно свободны, и, хотя мальчики‑пастушки и девушки Вриндавана знают, что Кришна – Верховная Личность Бога, у них нет преклонения и благоговения перед Ним, потому что при любых обстоятельствах их отношения с Кришной остаются очень близкими. В пяти основных видах трансцендентных взаимоотношений благоговение и почтение иногда препятствуют служению Господу. Это особенно касается дружеских отношений, родительской любви, а также супружеской любви. Например, когда Кришна появился как сын Васудевы и Деваки, Его родители обратились к Нему с молитвами, исполненными благоговейного трепета, потому что поняли, что это Сам Верховный Господь Кришна, или Вишну, предстал перед ними в образе их ребенка. В «Шримад‑Бхагаватам» (10.44.51) говорится: «Деваки и Васудева, понимая, что их сын – Верховная Личность Бога, начали молиться Ему, хотя Он находился перед ними в образе их ребенка». А когда Арджуна увидел вселенскую форму Господа, он очень испугался и стал просить у Кришны прощения за то, что вел себя с Ним как с близким другом. Будучи другом Господа, Арджуна часто не оказывал Ему должного почтения, поэтому, увидев вселенскую форму Господа, внушающую благоговейный ужас, Арджуна воскликнул:

 

сакхети матва прасабхам йад уктам

хе кршна хе йадава хе сакхети

аджаната махиманам таведам

майа прамадат пранайена вапи

«О Кришна, иногда я звал Тебя: „Друг мой Кришна“ – и тем самым наносил Тебе оскорбление, не зная, сколь велико Твое непостижимое могущество. Это было безумием с моей стороны – обращаться к Тебе, как к обычному другу или обычному человеку» (Б.‑г., 11.41).

 

Когда Кришна решил подшутить над Рукмини, она испугалась, что Он покинет ее, и пришла в такое волнение, что опахало, которым она обмахивала Кришну, выпало из ее рук. Волосы ее разметались, и Рукмини, лишившись чувств, рухнула на пол, словно банановое дерево, сваленное порывом ветра.

Но что касается Яшоды, матери Кришны во Вриндаване, в «Шримад‑Бхагаватам» (10.8.45) сказано:

трайиа чопанишадбхиш ча

санкхйа‑йогаиш ча сатватаих

упагийамана‑махатмйам

харим саманйататмаджам

«Матушка Яшода считала, что Верховный Господь, которому поклоняются те, кто изучает Веды, Упанишады и другие священные писания, а также философию санкхьи, родился из ее лона». Говорится также (Бхаг., 10.9.14), что матушка Яшода, считая Кришну просто своим сыном, связала Его веревкой. В другом стихе «Шримад‑Бхагаватам» (10.18.24) приводится еще один пример обращения с Кришной как с обыкновенным человеком. Там сказано, что, когда Кришна, играя со Своими друзьями, мальчиками‑пастушками, потерпел поражение, Ему пришлось катать Шридаму на Своих плечах.

При описании отношений между гопи Вриндавана и Шри Кришной в «Шримад‑Бхагаватам» (10.30.36–38) говорится, что, когда Шри Кришна увел Шримати Радхику с места, где проходил танец раса, Она с гордостью подумала: «Мой дорогой Господь Кришна покинул других гопи, хотя красотой они не уступают Мне, и довольствуется Мною одной». В лесу Она сказала Кришне: «Дорогой Кришна, Я больше не могу идти. Если хочешь, неси Меня, куда Тебе угодно». Кришна ответил: «Забирайся Мне на плечи»


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.