Лишь несколько пояснений к таблице (68) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Лишь несколько пояснений к таблице (68)

2021-01-29 121
Лишь несколько пояснений к таблице (68) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Об образовании. Определений этого понятия, суть которого уловить трудно, скоро будет не счесть. В собственном, глубочайшем смысле это, конечно, не просто школьное или специальное образование. Ведь речь должна идти о самостоятельно‑личном подходе к тому, чему вас обучают. Человек должен перерабатывать материал, так сказать, независимо. Мне больше всего нравится определение: «Образование – это то, что остается, когда забудешь выученное». Как правильно говорят остряки, мы живем во времена высокообразованных необразованных или, наоборот, необразованных высокообразованных людей. Ведь образование в узком смысле, которое дает высшая школа, еще далеко не создает истинной образованности в широком смысле. Наоборот, иные люди, имеющие лишь самое простое школьное образование, порой демонстрируют высокую и высочайшую степень подлинной образованности. Не зря великий мыслитель Людвиг Клагес говорит, что ценнейший (и, к сожалению, слишком редко встречающийся) дар – это способность мыслить самостоятельно. Она и лежит в основе подлинного образования.

Потому многие и путают высокоразвитый ум, блестящий интеллект с высокой образованностью. Безразличный интеллектуализм, конечно, далек от нее.

 

Об идеологах всех направлений. Они настолько отождествляют себя с определенными воззрениями, что полностью замыкаются на них и ни за что не соглашаются с самыми очевидными фактами и аргументами, если те противоречат их взглядам. Таких идеологов мы встречаем во всех сферах: в национальной (национализм, шовинизм), религиозной (претензия на непогрешимость, христианская инквизиция с ее кострами, иудейские ортодоксы, исламские фундаменталисты), расовой (например, фанатики превосходства «нордической» или белой расы), партийно‑ и общественно‑политической (однопартийная система, национал‑социализм, коммунизм, марксизм, социализм) и даже в научной: чего нельзя доказать научно (при всей сомнительности этого понятия) – бессмыслица и непременно ложь. Еще раз процитирую Альберта Эйнштейна: «Научная доказуемость – настолько сложный вопрос, что не приставайте ко мне с ним». Все эти идеологи подсознательно заблокированы. Они начисто закрыты от соображений другого рода. Они не желают замечать очевидного. Если им в руки попадает власть, они насилуют жизнь столь одержимо, сколь и последовательно и еще гордятся этим. Ведь они считают себя представителями чистого учения и в своих разрушительных действиях опираются на иллюзию своей непогрешимости. Но рано или поздно жизнь все равно оказывается сильней и потому всегда оставляет их позади… В несколько смягченной форме они будут интересны всякому любителю психологии как уникальные экземпляры странного существа – человека.

 

О движущих силах. В повседневном обиходе мы называем их, как я уже указывал во вступлении к этой главе, интересами человека. Мы можем говорить также о мотивах, побуждениях, стремлениях, склонностях. Конечно, не случайно наш язык создал для этого столько метких названий. Я с давних пор предпочитаю объединять их под именем движущих сил. По самой простой причине, ибо это понятие непосредственно выражает их суть: они движут нами. Можно сказать – мы движимы ими. Мы у них во власти. Мы не субъекты, а объекты действия. Уже несколько раз я указывал на решительную важность этих движущих сил, или интересов, для любой человеческой деятельности или бездействия, например – при обсуждении процессов старения, которые они могут существенно замедлить, а на какое‑то время словно совсем остановить. Там я употребил избитое выражение «первичность интересов»: оно хорошо характеризует их перво‑ степенность. Как я уже указывал в соответствующем примечании, этот столь важный для любого воспитателя и руководителя фактор рассмотрен в специальной главе одной книги на практических примерах. Поэтому, несмотря на его важность, я могу здесь ограничиться сказанным.

Несколько слов об одной духовной движущей силе, имеющей величайшее значение – совести. Многие ныне ее трактуют почти как старомодное, отжившее понятие. Тем не менее она есть у каждого из нас. Она вложена в нас, как говорят философы, априорно, то есть изначально: это идея абсолютного совершенства в форме истины, красоты и нравственного блага. Платон очень точно истолковал ее в своем учении об идеях. Насколько несовершенно мы, несовершенные люди, воплощаем ее в нашем мире, настолько глубоко она заложена в нашей душе как постоянно живая путеводная нить. Снова и снова она тревожит и напоминает о себе. На время мы можем заглушить ее голос, но навсегда это не удается никому. Совесть остается за пределами рационального мышления. Мы подвластны ей как подлинно духовной движущей силе, действующей исподволь, но не подавляемой надолго.

На так называемого современного человека глубокий отпечаток наложила хваленая свобода индивида с ее значительным, по прежним понятиям, ослаблением жестких нравственных принципов и обязанностей. Тем не менее эта скрытая нравственная руководящая сила – совесть – еще жива. Сохранение глубоких человеческих связей вопреки всем трудностям, даже без религиозного или юридического закрепления (например, в гражданском браке или пожизненном партнерстве), безусловно, подтверждает это. То и дело, как всегда, из глубин подсознания всплывает вопрос «зачем?», вопрос о смысле всего сущего, и этот тайный диалог с внутренним голосом придает жизни смысл, а ее требованиям – силу для осуществления. Если поверхностные люди не желают слышать этого голоса, то глубокие натуры постоянно прислушиваются к нему. И по неумолимому закону восстановления нарушенного равновесия первые не могут обрести счастья, а вторые созревают и дорастают до решения своих проблем.

Учитесь внимать своему внутреннему голосу! Он поможет вам вернуться на единственный ПУТЬ, причем без лишних блужданий. А маятник может дать здесь решающий совет. Несколько возможных вопросов – только в качестве примеров.

– По 100‑процентной шкале (2) «В какой степени за последние двенадцать месяцев я, принимая сколько‑нибудь значительные для будущего решения, прислушивался к внутреннему голосу?»

– По АВ‑схеме (3) в конкретном случае: «Какие стремления в основном руководили мною в принятии данного решения, если А – чисто идейные, а В – чисто эгоистические?»

– По списку всех возможностей, даже невероятных на первый взгляд: «Какая из приведенных здесь возможностей способна лучше всех помочь моему дальнейшему внутреннему развитию?»

– Аналогично: «В какой сфере жизни мне следует применить свои силы и способности, чтобы лучше всего помогать другим?»

 

О самореализации современного человека. Она явилась как результат его освобождения от былых обязанностей – перед родом, сельской или местной общиной, императором, королем или владетельным князем, отечеством, религией; так почему бы и не от минимальных требований закона и приличия?

Это обратная сторона хваленой свободы: утрата духовных обязательств и тем самым – защитного крова чего‑то вышестоящего, покрывающего, но и обязующего всех. Эта утрата делает человека внутренне пустым, духовно бездомным и одиноким. Одиночество опять‑таки толкает к поискам спасительной общности: вспомните, как сплочены отверженные обществом группы так называемых радикалов или экстремистов. В такой группе человек находит жизненно необходимые признание и самоутверждение, в которых везде ему отказывают – тем в большей степени, чем большей радикальностью, разрушительностью, экстремизмом отмечено его поведение.

Суть здесь в потере принципиальных ценностей, дающих ясные ориентиры в жизни. Тогда и становится главным реализовать свое Я любой ценой. В том числе и за счет ближнего, если он окажется на дороге.

Побудительные силы людей, то есть интересы и мотивы в целом, мы можем разделить на три группы; эта классификация упрощает практическую работу с ними и проясняет запутанную картину. Представим их в виде, так сказать, трех столпов, на которые опирается человеческая личность:

– инстинкт самосохранения (стремление защитить себя, выжить);

– стремление к самореализации (потребность в самораскрытии);

– желание самоутверждения (потребность что‑то значить, стремление к одобрению и признанию, честолюбие, тщеславие).

Естественно, они сильно переплетены между собой и взаимозависимы. Этот подход облегчит нам практический поиск отправной точки для ответа на вопрос: что делать, если один из трех столпов пошатнулся, поставив под угрозу всю конструкцию и тем самым – опирающегося на нее человека?

Спросите у маятника, какая из трех этих групп наших движущих сил у вас (у X) сейчас и/или в какой‑то важный момент прошлого оказывает (‑ла) наибольшее влияние, какая наименьшее. Ответ часто бывает очень важным и поучительным.

 

О мировоззрении. В начале этой главы мы задумались над понятием смысла жизни и пришли к выводу, что сформулировать его можно по‑разному. Но в любом случае наша задача в этой жизни – познание, а кроме того, мы по сути духовные существа. И мы установили, что по ту сторону нашего рассудочного знания повсюду в пространстве вибрируют духовные, чисто духовные колебания. Вспомните, пожалуйста (или лучше перечитайте), что я в самом начале первой части книги, говорил о нашей душе и нашем духе в связи с энергетическими основами всего сущего. Для многих это совершенно расплывчатые понятия. Однако если посмотреть на них под верным углом, с точки зрения творенья, они абсолютно ясны. Наша душа – нечто взятое напрокат, это капля воды из бесконечного океана непостижимого для нас в своей огромности духа. Он живет и действует в виде неизмеримой, всемогущей созидательной силы космоса – неба и земли. Мы видим, что можем, в зависимости от своей точки зрения, говорить о первоэнергии, о Боге, о духе, о сверхсознании – все это будут лишь разные имена одной и той же, творящей все и управляющей всем по своим законам великой силы.

Это созидающие космические колебания, это великий дух, это вездесущность Бога, проповедуемая религиями. Это равное силе атома всепроникающее и всенаполняющее Божественное присутствие, окружающее нас буквально со всех сторон. Как для Майстера Экхарта и всех глубоко чувствующих мистиков молитвой было бессловесное единство с Божественным: оно выше жизни и смерти, ведь то и другое – не что иное, как формы проявления Божества.

Это идеал гармонического единства с Божественным – моя гармония с собой самим, окружающим меня миром и выполнением моей задачи. При этой гармонии тело, душа, дух создают замкнутое единство. И все‑таки гармония остается здесь на почве реальности: она не может воспарить и затеряться среди мнимой духовности и иллюзорных мистических высот. А могучее стремление к самореализации не доходит до эгоистической вседозволенности. Ведь такой целостный человек постоянно ощущает единство с космическим, Божественным, духовным первоначалом.

Поэтому он никогда и не жалуется Богу на зло в этом мире: оно тоже является частью высшего порядка и, наверно, не без причин. Я повторяю: страдание («дуккха»), согласно учению Будды, – одна из основ нашего бытия. В том же духе иудейско‑христианская Библия толкует о волчцах и терниях этого мира и о том, что люди должны в поте лица добывать хлеб свой. Так уж заповедано нам. Это наша судьба. Если мы не захотим признать ее – что это изменит? Мы можем лишь принять ее как часть высшего порядка – пусть нам, ничтожным людишкам, и не дано постичь этого своим скудным разумом. Лишь тогда мы внутренне вырастем и созреем, стремясь стать совершенней и наконец вновь сделаться существами, исполненными великого духа. Тогда мы наконец вернемся на «прародину» (как прекрасно сказал французский поэт Бодлер), откуда мы все вышли.

Каждый из нас должен идти своим ПУТЕМ. Ведь он отвечает за себя только сам. Лишь он и никто другой должен своими усилиями найти верный для себя ПУТЬ. Как всякий может встретить лишь свою собственную, неповторимую смерть, так и ПУТЬ каждого уникален и всегда отличен от путей всех остальных. Два пути не бывают совершенно одинаковы. Пред лицом высшей силы, столь неизмеримо превосходящей нас, мы не нуждаемся ни в каком посреднике или представителе. Кем бы ни были мы в жизни, какие бы ни занимали в этом мире ступени, самые низшие или самые высшие – все мы вместе должны делать лишь одно: всеми силами служить ближнему. Ведь для духовного мира наши ничтожные земные различия, конечно же, не в счет. Важна лишь внутренняя ценность.

Любой из нас имеет природу будды, утверждает буддизм. В каждом из нас есть Божественная искра, говорит христианство. Природа будды или Божественная искра указывают нам путь и вводят в душу высший порядок. Будда учит: «Что ты думаешь, тем и становишься». А Августин говорит: «Что душа любит, тем она и станет». Будда недвусмысленно требует от учеников: «Вы должны не почитать Будду, а сами стать буддами». Точно так же и Иисус призывает верных ему следовать его примеру. Быть буддой или сознавать Христа – есть ли лучший ПУТЬ к действительно наполненной жизни?

Вопросы к маятнику в этой сфере отличаются в высшей степени лично‑интимным характером. К прежним своим советам мне добавить нечего. Подходящие таблицы вам известны.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.