Нарушения самооценки (61) (62) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Нарушения самооценки (61) (62)

2021-01-29 70
Нарушения самооценки (61) (62) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Самооценка, или самосознание, имеет для любого человека центральное значение. Она сильно влияет на личность в целом, на ее внутреннюю уверенность и все ее действия. Нарушенная самооценка искажает все внутреннее и внешнее развитие. Только достаточно высокая оценка своих способностей поможет человеку раскрыться полностью. Разумеется, сказывается она и на состоянии здоровья. Достаточно сравнить жизнерадостного, самоуверенного человека с подавленным, неуверенным в себе: первый нередко пышет здоровьем, второй – завсегдатай врачебных кабинетов.

Недаром я уже в главе о душевно‑психических расстройствах указывал, что понятия душевных, или внутренних, конфликтов, комплексов и тому подобного еще встретятся нам в разговоре о самооценке и ее особых нарушениях. Четкой разделительной линии между обеими этими главами провести нельзя.

Присмотритесь к обзору (61). Перед вами две опоры, на которых держится индивидуальная самооценка. Это основное качество нашей личности, конечно же, комплексно и трудно поддается постижению. Теперь мы прольем на него свет. С одной стороны расположено чувство самоценности, основа нашей веры в себя, свойственное людям с высокой самооценкой. Теперь мы понимаем, почему в повседневном языке это понятие так размыто: с одной стороны, это комплекс оценки всего себя, с другой – лишь одна из опор, держащих целое. Это надо критически осознать. Иначе ясности мы не добьемся.

Левая колонка таблицы (61) – как говорилось – чувство самоценности. Оно присуще любому, кто оценивает себя. Главное здесь, в противоположность правой колонке: это не побудительная причина, не интерес (всегда жаждущий удовлетворения), то есть не движущая сила. Мы всегда в большей или меньшей степени верим в себя, и большинство довольно тем я, что есть. Но стоит оценить себя слишком высоко, и все неприятности завышенной самооценки не замедлят сказаться: безапелляционность, самодурство и высокомерие будут с нами неразлучны.

Совершенно иначе обстоят дела в том, что касается стремления самоутвердиться, отображенного справа Обратите внимание, что здесь то и дело возникают слова: стремление, потребность, побуждение…любие… Они совершенно ясно показывают, что здесь нас все время что‑то подстегивает, требуя самоутверждаться все в большей и большей степени. Эта сила, постоянно подгоняющая нас, – существенное отличие от левой стороны таблицы, от другой опоры нашей самооценки.

Дальше вникать здесь в столь важные и нередко столь загадочные, а порой и противоречивые формы проявления самооценки невозможно. Это должен делать каждый, кто часто имеет дело с людьми. Я уверен, что он извлечет из этого большую пользу. Я хотел бы привести лишь один пример оттуда: он делает особо наглядной практическую сторону схемы

Для повседневного поведения человека характерны следующее черты.

 

 

Присмотритесь на основании этого к окружающим вас людям!

Вы сразу же осознаете большую важность обзора (61) для оценки человека. Но не забывайте критически относиться и к самому себе: кто из нас, несовершенных созданий, вправе утверждать, что свободен от недостатков!

Метод работы с маятником прост. Сначала спрашиваете, какая из двух сторон – и в какой степени – сильнее выражена. Шкала разделена так же, как АВ‑схема (3): 0, 20, 40, 60, 80, 100 % в обоих направлениях. И принцип считывания данных тот же: преобладает та сторона, к максимуму которой показание ближе, а расстояние до него – доля противоположной стороны. Определив средне‑суммарное преобладание той или иной стороны, переместите маятник к соответствующей внешней точке и задайте вопрос снова… Скоро вы поймете, что эта таблица способна сообщить вам ключевую информацию.

Второй психологический обзор приобретает в этой связи большое значение. Речь идет о созидании и разрушении самооценки и тем самым – всей личности. Обзор (62) представляет (и это могу сказать с уверенностью) психологический механизм, работающий столь же четко, как хорошо сконструированная зубчатая передача. Без обоснованной веры в свои силы, из которой следует уверенность в себе, не может быть свободного и позитивного развития ни ребенка, ни взрослого, как не может быть действительно самостоятельных действий, а значит, и роста успехов. Как на негативной стороне таблицы (61) так и здесь справа мы видим источник бесчисленных внутренних конфликтов и комплексов. Лишь человек, у которого эта основа личности развита в меру, может в повседневной деятельности осмысленно и глубоко использовать свои силы и способности. Перед нами – корень жизненных трагедий многих миллионов людей.

Отраженная в обзоре (62) психологическая закономерность говорит сама за себя. При вынужденно кратком изложении она дальнейших пояснения не требует. Самое ценное в ребенке – его наивная уверенность в себе как выражение еще наивно‑бессознательной веры в свои силы. Сохранить эту первоначальную веру, не разрушить и не растоптать ее – самое важное в воспитании младшего поколения. Только так можно избежать тяжелых и тяжелейших душевных ран и сломанных судеб.

Работа с маятником здесь совершенно элементарна. Надо в точности следовать указаниям к таблице (61). Мне остается рассказать о третьей психологической закономерности – сверхкомпенсации слабостей личности, например, известного комплекса неполноценности. В обзоре (61) вы уже видели понятие «сверхкомпенсация» на правой стороне ниже надписи «тщеславие». Что здесь происходит, как действует этот скрытый психологический механизм? Несмотря на все внешние различия, связанные с бесчисленным многообразием жизненных ситуаций, события в принципе всегда развиваются по следующей четырехстадийной схеме.

Первая стадия – чувство неполноценности или отставания по отношению к другому, прежде всего к тому, кто служит эталоном.

Вторая стадия – вытеснение. Наша жажда самоутверждения, наше тщеславие, честолюбие, наше Я лишь с трудом или совсем не переносит своей слабости и чужого превосходства. Значит, этого для нас быть не может. Для вытеснения нужна –

Третья стадия – самообман. Самый простой – с помощью правдоподобного оправдания типа «зелен виноград» или «завтра будет попутный ветер, Мы дурачим себя, а потом и других лживым оправданием, избавляющим нас от необходимости действовать и похожим на правду! Спасаясь бегством в подобные мысли, скоро мы всерьез начинаем в них верить.

Четвертая стадия – сверхкомпенсация («избыточное выравнивание»). Еще легче самоутвердиться, изобразив превосходство над тем, от кого мы действительности отстаем, или представив, что недостижимая цель осталась далеко позади.

Тут‑то наша и взяла! Отсюда возникает даже откровенная или скрытая заносчивость (высокомерие):

– либо в виде какого‑то принижения того, кто на самом деле превосходит нас или вызывает нашу зависть (примитивный, но действенный вариант: «Этому идиоту, конечно, не понять…»);

– либо в форме неправомерного выпячивания своей персоны (хвастовство, бахвальство любого вида: «Я‑то могу сделать совсем по‑другому…»).

В ранних публикациях я приводил целый ряд практических примеров, взятых из гущи жизни, каждый из которых можно разбить на четыре таких стадии. Распознавать эту схему, учиться угадывать ее в самых различных обстоятельствах, несмотря на все новые и новые формы проявления – значит сделать большой шаг вперед в познании людей. Но для этого опять‑таки нужен критический взгляд. Вот кто‑то пытается принизить другого, облить его грязью, наговорить о нем гадостей или, наоборот, выделить себя, изобразить значительной, важной персоной. Сразу вопрос: зачем? Какие свои слабости хочет он скрыть? В чем превосходит его объект нападок и почему? Это надежный ключ к познанию личности.

Немаловажное дополнение. Ту же четырехстадийную схему можно узнать и в своих действиях, стоит лишь усвоить по отношению к своим поступкам внимательный, критический взгляд. Как сказал Лютер: «Все мы грешны!»

Компенсация и сверхкомпенсация. «Компенсация» означает «выравнивание», в данном случае – ради сохранения самооценки, по образцу: «В этой сфере он бесспорно лучше меня, зато в той я лучше него. Таким образом, мы равноценны». Тут нет скрытой потребности в неправомерной переоценке себя, и самооценка остается здоровой. Совсем иначе, конечно, обстоит дело при искусственной сверхкомпенсации, преувеличении своей персоны. Несколько слов о высокомерии. В таблице (61) это слово есть на обеих сторонах. Высокомерие как сверхкомпенсация собственной слабости встречается не в пример чаще, надменность как результат завышенной самооценки, когда человек просто не желает знать законных интересов других. Обе формы друг друга стоят. Кто сумеет отличать их, по скольку корни их совсем различны, тот сможет видеть людей глубже и зорче. Разумеется, не затем, чтобы самому теперь возвыситься над ними. Просто он сумеет лучше понимать человека и мир. Он дорастет до новых знаний. Он стане: внутренне богаче, а жизнь его – полнее.

Чем здесь может помочь маятник? Используя 100‑процентную шкалу (2), спросите:

– в самом общем виде: «До какой степени для меня (X) в среднем характерна психическая сверхкомпенсация, если 100 % – абсолютный самообман?»;

– в частном случае: «До какой степени я (X) использовав сверхкомпенсацию при недавнем… (как выше)?»;

– в частном случае по АВ‑схеме (3): «Насколько мое (X) высокомерное, заносчивое поведение было следствием сверхкомпенсации, если А – завышенная самооценка, а В – сверхкомпенсация слабости?».

Для простоты фиксации результатов вы можете обозначить самооценку «самооц.», а стремление к самоутверждению – «самоутв.» и записать процентное отношение.

 

 

ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ (63) (64)

 

Человеку столько лет, на сколько он себя чувствует.

Конрад Аденауэр

 

В Древнем Риме сорокалетний человек считался старцем. Цезарь в 23 года уже был полководцем. Сегодня – жизнь начинается с сорока. В Швабии ходит поговорка: «Ты швабом станешь к сорока, а кем другим – через века». В западном мире господствует культ молодости, обратная сторона которого – пренебрежение к старости. В нашем ориентированном на успех обществе старение (часто напрасно) считают деградацией. Поэтому средний человек у нас ощущает сознательный или подсознательный страх перед старением и изо всех сил стремится его отсрочить.

Старение – процесс, происходящий всю жизнь, он захватывает все жизненно важные факторы. Старение неудержимо. Вопрос только в скорости его развития. Поэтому следует различать календарный, биологический и психологический возраст. Оба последних часто совпадают до глубокой старости, но могут и более или менее варьироваться.

Обзор «Психологический возраст»(63) включает, наверно, все важные факторы, которые его определяют и по которым его можно узнать. Я составлял его десятки лет, преподавая психологию и используя все доступные медицинские и психологические разработки во всех странах. Необходимыми кажутся мне лишь несколько коротких комментариев.

– К номеру 1. Жизнерадостность, оптимизм, окрыленность, надежда – или неприязнь к жизни, пессимизм, подавленность, страхи.

– К номеру 2. Кое‑кто уже в сорок пять любит говорить: «В моем‑то возрасте!..»

– К номеру 3. Имеются в виду предпочтения в одежде, внешний вид жилища, повседневные привычки, проведение досуга и отдыха в форме, соответствующей определенной возрастной стадии.

– К номерам 5 и 6. Чем выше и интенсивней, тем «моложе»!

+ К номерам 7 и 8. Ключевые понятия, связанные с пресловутыми старческими консерватизмом и неподвижностью.

– К номеру 10. Здесь особо хорошо видно, молод ли человек сердцем или уже почти «устоялся». Его отношение к признанию и авторитету.

 

Вопросы к маятнику

 

– По АВ‑схеме (3): «Как мой (X) возраст соотносится с календарным, если А – явно меньше, а В – явно больше?»

+ По 100‑процентной шкале (2): «Мой календарный возраст – столько‑то лет. Прошу ответить на вопрос: каков с учетом всех важных факторов мой биологический возраст?» И то же самое: «…мой психологический возраст?»

Вы можете спросить у маятника, по какому из указанных десяти факторов вы дальше всего от календарного возраста; где у вас недобор, а где перебор. Рекомендуется также выяснить три самых неблагополучных фактора (в порядке значимости) и три, с которыми дело обстоит лучше всего. Это почти всегда дает ясную картину с полностью конкретными выводами.

Помогают ли лекарства, укрепляющие и омолаживающие средства? Честные специалисты на конгрессах геронтологов снова и снова констатируют, что медикаменты не способны ни помешать старению, ни замедлить его. Это относится также к гормонотерапии и прокаину с продуктами его расщепления. Скорее можно говорить о вредных побочных действиях. Так называемые успехи имеют скорей психологическую природу – например, связаны с психосоциальным влиянием при перемене обстановки. В нашем подсознании хранятся гигантские резервы жизненной энергии для сохранения здоровья; они скрыты, и нужно уметь активизировать их во имя поддержания и укрепления организма. Их трудно переоценить: ведь они могут дать нам мужество и силы выйти на бой с величайшими трудностями и победить их. Того, кто сознательно или неосознанно способен их мобилизовать, они поистине окрыляют. В них содержится то, что геронтологи называют «внутренним лекарством»: самопомощь стареющего человека, его ответственность за себя, за то, что в нем. Я то и дело возвращаюсь к этой теме. Еще в главе о жизненной позиции я говорил об этом именно в связи с процессом старения.

«Человек остается молод, пока еще может учиться, усваивать новые привычки и терпеть возражения» (Мария фон Эбнер‑Эшенбах).

Теперь о старении. Шесть пунктов обзора «Важные факторы процесса старения» (64) – собственно говоря, лишь краткий итог сказанного в этой части книги о сохранении здоровья. Поэтому в таблице я ссылаюсь и на соответствующую главу. Я делаю это тем охотней, что работающему с таблицей оператору волей‑неволей придется теперь то и дело заглядывать в книгу. Тогда ему гораздо легче будет держать перед духовным взором всю весомость краткого понятия. Вот несколько необходимых добавлений.

– К номеру 4. Отсутствие конфликтный стресс (дистресс) следует хорошо отличать от крайне позитивного функционального стресса (эвстресса). В здоровой дозе последнего нуждается каждый. Во всяком случае «запарка», столь типичная для конфликтного стресса, должна быть прекращена.

– К номеру 5. Прежде всего это относится к людям: тогда не возникает специфически «старческих» явлений. Это ощущение и убеждение, что вы еще полезный член общества, делаете нужную работу, в вас нуждаются и вас признают. Характерный пример – бабушка, опекающая внуков: она будет в добром здравии до глубокой старости. У нее есть свое дело. См. также следующий пункт, номер 6!.. Как часто можно наблюдать противоположную, трагическую картину: старый человек ощущает себя обузой, оттесняемым в сторону и реагирует на это постоянными обидами, чувством безнадежности, уходом в себя, небрежностью к своей персоне и ростом эгоцентризма. Определение Аденауэра «Человеку столько лет, на сколько он себя чувствует» можно расширить: «Человеку столько лет, на сколько он себя чувствует по отношению к себе окружающих».

– К номеру 6. Духовная активность. Ее большое значение для «сохранения молодости» осознают в обществе всё шире. Многие люди, творчески работающие до глубокой старости и остающиеся при этом здоровыми, говорят: «Моя работа заставляет меня быть молодым». Любой геронтолог знает: тренировка мозга – лучшее средство от преждевременного старения. Духовная и физическая бодрость идут рука об руку, как утверждают проделанные на широкой основе исследования.

Здесь есть еще большое «но». У человека должны быть живые интересы, нуждающиеся в удовлетворении. На это часто не обращают внимания, а ведь это самое главное. Иначе не будет побуждений к духовной активности и тренировке мозга! Человек, так сказать, пустеет внутри, жизнь становится бессмысленной и соответственно угасает в его теле. Лучшее доказательство тому – «пенсионит», психогенная смерть, столь часто довольно быстро наступающая после вынужденного окончания работы по профессии. Это касается ушедших на покой людей, не имеющих широких интересов или заглушивших их долгой монотонной работой.

 

Работа с маятником

 

– «Какой из этих шести факторов недостаточно развит у…?»

– «Какой… можно оценить позитивно?»

– «Для какого из шести приведенных факторов быстрее всего можно в максимальной степени наверстать упущенное?»

– Можно точно выяснить значимость как ряда негативных, так и ряда позитивных факторов.

В заключение главы я хотел бы рассказать об исследований образа жизни сорока тысяч людей со всего мира, проживших более 100 лет. Вот в краткой форме его черты (к сожалению, в свое время я забыл указать источник, записывая эти выводы в свою картотеку).

1. Много физической работы и связанного с ней укрепления организма (иначе внутренние органы не могли бы нормально развиваться и оставаться здоровыми).

2. Хороший воздух (безо всяких химических загрязнений) и внешняя среда (без особого шума и чрезмерных оптических раздражителей).

3. Отсутствие конфликтных стрессов (мало гнева и суеты), но здоровая порция функциональных стрессов.

4. Преимущественно вегетарианское питание: свежие овощи, травы, мед (настоящий, не из сахара), молоко и творог как основной рацион.

5. Особо важно. Отношение этих людей к окружающему миру имеет форму активного контакта с обществом:

а) ежедневная полезная работа, в основном физическая – для семьи, деревни, племени;

б) признание старших со стороны младших, прежде всего, в виде обращений за советом;

в) для всех особо старых: счастливый брак и активная половая жизнь.

 

 

ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ

 

В конце этой части, где речь идет о сохранении здоровья, я хотел бы еще упомянуть альтернативную медицину разных направлений, которая находит все более широкое распространение. Отчасти она основана на испытанных домашних средствах, в значительной мере забытых во времена безоговорочного предпочтения химии. Сегодня их как наследие тысячелетий открывают вновь. Многие из них появятся в обзоре последней части книги. В этой связи я сошлюсь еще раз на первую свою книгу о маятнике: на цветочную терапию, многажды проверенную на людях и животных (!)(28) на все большее понимание действенности цвета и основанную на этом хромотерапию (28) и, наконец, на так называемое духовное и энергетическое лечение (29). Наконец, для понимания здоровья в целостном смысле много можно почерпнуть из следующей части книги, где речь пойдет о глубинах личности с основными ее убеждениями и установками. Располагаясь на уровне нашего подсознания, они не могут не влиять на внутреннее физическое здоровье.

Здесь я не могу не вспомнить общеизвестную банальность – якобы смысл медицины с ее великолепной ныне техникой – в помощи людям. Ее смысл в том, чтобы напрасно их не мучить. Почему бы не позволить человеку умереть, если естественный срок его жизни истек? Даже если он этого хочет, ему откажут в этом во имя профессионального долга врачей. Вчера он еще мог это сделать. Это само собой разумелось. Лишь сегодня, часто во имя так называемого научно‑технического прогресса, человека медленно и систематично мучат до самой смерти. Если это неприятно и самим участникам процесса, то перед нами полное извращение. Разве это правильно?

Принимая жизнь, дарованную нам природой и высшим порядком, разве не должны мы принять также смерть и болезни – ведь они тоже часть природы? Какой смысл в односторонней борьбе с ними? Освободим же от этого свои мысли ради верной жизненной установки и обратимся к великой, Божественной созидательной и целительной силе. Она – как мы уже видели – вездесуща и окружает каждого из нас. Да, она окутывает нас, хоть мы этого не замечаем. Сосредоточим же мысли на ней, доверимся ей! Если мы откроемся, осознаем, что переполнены ею, она войдет в нас, наполнит наши пораженные члены и сделает их здоровыми. Natura sanat – природа лечит.

В заключение этой части хочу указать еще на один момент, на который в нынешнюю эпоху перехода от старой телесно‑ориентированной к новой целостной медицине обращают слишком мало внимания. Наша официальная медицина исходит из подтвержденных статистикой физических реакций на отдельные средства и куда меньше учитывает душевно‑обусловленную, выражающуюся каждый раз по‑иному индивидуальность пациента.

У альтернативной же медицины совсем другая направленность. Из почти шести миллиардов человек ни один душевно и духовно не равен другому, даже если физическое строение их одинаково. Индивидуальный рисунок колебаний каждый раз новый. И в этом основа ценности радиэстезии, особенно маятника и энергетического сенсора, для решения проблем сохранения и, конечно, возвращения здоровья. Здесь к человеку подходят не с общей меркой: его лечение основано исключительно на уникальных колебаниях его организма. К этому же стремится и гомеопатия. Верное обращение с радиэстезическими приборами – залог того. Впрочем, теперь и достаточно обученный больной имеет куда больше возможностей: лозунг – ответственность за себя! Все это в корне отличается от принципов привычной вчерашней медицины, которая господствует и сегодня. Наш подход вряд ли можно переоценить. По мере медленного освобождения от еще живучих предрассудков он все в большей степени будет определять лицо завтрашней медицины.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.