Улучшение способности видеть — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Улучшение способности видеть

2021-01-29 102
Улучшение способности видеть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если вы признаете себя «смотровиком», есть много путей расширить и улучшить свою способность видеть. Прежде всего, если вы носите очки или контактные линзы, постепенно, в несколько этапов, уменьшайте свою зависимость от них, и пусть ваши глаза учатся видеть яснее без их помощи, сами по себе. Этого можно добиться, если носить очки или линзы все меньше времени, а также если носить более слабые очки по сравнению с теми, которые вам прописали.

Попробуйте следующее. Определите, сколько часов (из тех, что вы бодрствуете) вы носите очки. Если обычно они используются более 80% времени бодрствования, попытайтесь проводить больше времени с невооруженными глазами. Если вы, как правило, носите контактные линзы, попробуйте заменить их очками, чтобы их легче было снять. Делайте это дома, в комфортной обстановке, но, конечно, не вздумайте экспериментировать за рулем автомобиля или работая с потенциально опасным оборудованием.

Затем попросите своего окулиста выписать вам пару очков на 30% слабее. Скорее всего, очки, которые вам выписывали до этого, должны были давать вам стопроцентную коррекцию зрения. Более слабые очки позволят свету стимулировать вашу фовею и сетчатку более естествен­ным образом и в то же время побудят ваши глаза к тому, чтобы самос­тоятельно стремиться к здоровому зрению.

Если вы какое-то время носили очки или линзы, использование более слабых или попытка ориентироваться в мире с помощью нево­оруженных глаз поначалу могут приводить вас в некоторое замеша­тельство. Вот что вы можете испытывать в этом случае (один симптом, несколько или все сразу):

♦ Вам не нравится, что все расплывается.

♦ Вы ощущаете неудобство и беспокойство.

♦ Почти весь воспринимаемый мир кажется вам нечетким.

♦ Вы не можете действовать уверенно.

67

Сознательное зрение

♦ Вам надо замедлить шаг, сесть и предаться «бытию».

Вы больше чувствуете.

♦ Вы не можете дождаться момента, когда снова можно будет на­деть очки.

♦ Все кажется более смягченным и ощущается так же.

♦ Мир кажется вам импрессионистическим, и это вас радует.

♦ Вы чувствуете себя свободным.

Обращая внимание на то, что и как вы воспринимаете без очков, вы можете подготовить ваш мозг и разум к сознательному зрению. Вы будете каждый день учиться смотреть и видеть, нося более слабые очки или вообще обходясь без очков. Ведите дневник, занося в него все, что касается вашего зрения, а также то, что в ходе этой практики вы чувс­твуете в своем теле и в своем сердце. Вы обнаружите, что ваши глаза начинают посылать мозгу и уму всевозможные новые сообщения: в частности, вы можете более ярко видеть цвета, воспринимать новые измерения мира и расширить поле зрения.

При этом свет, попадающий на сетчатку и фовею, — более рассеян­ный. Поскольку он менее сфокусирован на фовеальной области, сетчат­ка вынуждена принимать большее участие в процессе. Когда в ходе исследования, упомянутого ранее, я прописывал пациентам более сла­бые очки, они сообщали о многих любопытных побочных эффектах. Прежде всего, по меньшей мере 85% из них сказали, что им очень понравилась та смягченность, которая появилась в их зрении и в их теле, когда они стали пользоваться более слабыми очками. Когда они их надели, я увидел: они тотчас же расслабились. Я записал на видео то, что отразилось на их лицах. Нет никаких сомнений: надбровные и лицевые мышцы у них стали менее напряженными. Эти лечебные линзы дейс­твовали как расслабляющее средство (релаксант). Поскольку большин­ство из наблюдаемых были близоруки, терапевтический эффект дости­гался ослаблением минусовых (вогнутых) линз. Общий эффект был сходен с воздействием плюсовых (выпуклых) линз. В фармакологичес­ких терминах этот эффект называется парасимпатическим стимулиро­ванием, при котором стимулятор становится сильным релаксантом.

68

Видеть, а не смотреть

Что же такое релаксация в обсуждаемом случае? В первую очередь это — уменьшение склонности к «смотрению». Усиливается сетчаточ-ное видение. В результате баланс между «смотреть» и «видеть» улучша­ется. Более 80% процентов принявших участие в эксперименте показы­вали более значительное слияние и интеграцию обоих глаз как резуль­тат ношения более слабых стекол. По мере развития интеграции сознательное зрение стало реальностью. Измерения, проведенные в хо­де опытов, показали усиливающиеся слияние и интеграцию; подобный эффект вы сможете проверить сами, установив, насколько успешно вы сумеете выполнить описанные в последующих главах упражнения с сериями фотографий.

Видеть означает смотреть мягко. Когда вы видите, вы меньше дума­ете о том, что вас окружает, и больше чувствуете это. Короче говоря, вы более полно вовлечены в процесс смотрения глазами.

Видеть —значит осознавать возможность того, что есть, без облече­ния этого «чего-то» в определенную форму. Это означает также, что вы встаете на путь, ведущий за пределы вашего обычного способа воспри­ятия. Подумайте об этом упражнении как о приглашающем быть более осознающим, более чувствующим. Не видя сознательно, вы подвергае­те себя опасности закостенеть во взгляде на мир, ограниченном пред­ставлениями, которые коренятся в вашем мышлении.

Начните сейчас

Я сделал фотоколлаж (илл. 4), чтобы помочь вам на пути к сознательно­му зрению. Снимите очки и посмотрите на картинку расслабленными, невооруженными глазами. Представьте себе, что на картинке — пламя свечи. На заднем плане есть и другие образы, призванные стимулиро­вать вашу способность видеть. Посмотрите прямо на огонь в центре картинки. Смотрите все время в одну точку. Обратите внимание, что вы лучше осознаете объект, на который смотрите прямо, чем то, что его окружает. Так происходит потому, что свет, отраженный центральным объектом, попадает в ваш глаз и возбуждает фовею — область в центре сетчатки, дающую четкий образ. Свет, отражаемый остальной частью Картинки и попадающий в ваш глаз, возбуждает область сетчатки, окру­жающую фовею, и служит пищей для периферического зрения —

69

Сознательное зрение

менее четкого, —давая соответствующий образ. Это не значит, что вы не можете видеть эту часть изображения. Вы можете ощущать то, что находится на периферии зрения, но ваши глаза не дадут вам четкой картины.

Дышите. Расслабьтесь. Замечайте все. Перестаньте пытаться уви­деть. Целостное зрение приходит без усилий. Поупражнявшись, вы начнете воспринимать и то, что в центре, и то, что находится на пери­ферии. Видеть целостно — это что-то вроде погружения в медитацию. Продолжайте фокусировать внимание на пламени, но наблюдайте так­же и то, что находится на коллаже вокруг огня. Это — первый шаг к тому, чтобы видеть глубоко. Заметили ли вы два глаза, глядящие на вас? Каково это — когда вас видят? Это — мои глаза, и они приглашают вас в страну СЗ.

Если бы каналы-, через кои наши чувства воспринимают

окружающий мир, были расчищены, то все сущее предстало бы перед человеком в своем истинном виде, то

есть как бесконечная субстанция. Днелг же человек уходит в себя все глубже и глубже, и весь сущий мир он может видеть лишь сквозь узкие щели в своей пещере. Уильям Блейк. Союз небес и преисподней

Реинтеграция

Рассматривание фотоколлажа в предыдущем упражнении — первый шаг к развитию сознательного зрения. Пусть этот опыт поможет вам начать движение по жизни с осознанием и центрального, и перифери­ческого зрения. Это —часть процесса реинтеграции. Если вы расслаби­тесь и просто ему отдадитесь, жизнь станет для вас своеобразной игро­вой площадкой, на которой можно в любое время практиковать этот целостный способ видения. Вам не нужно делать больше никаких уп­ражнений на фокусировку, кроме того, которым я уже с вами поделил­ся. Просто обращайте внимание на свою способность видеть с этим новым осознанием в различные моменты — дома, на работе, играя, отдыхая. Нижеследующий случай служит примером того, какого рода перемены происходят с людьми, ставшими открытыми для нового спо­соба видения благодаря лишь одному упомянутому упражнению. После

70

Видеть, о не смотреть

недель созерцания пламени свечи, видения того, что это пламя окружа­ет, и объединения этих восприятий, Мэтью записал в своем дневнике:

«Я ощущаю присутствие волн перемен в своем зрении. Я больше не хочу фокусироваться на своем мире. Я обнаруживаю, что мне трудно держать глаза открытыми. Я хочу почувствовать удовольствие от понимания того, кто я есть в собственном теле. Я чувствую, что становлюсь высоким и прямым. Сейчас мое зрение расплывчато, и я слышу голос моей любимой. Как только, я начал слышать ее, я ощутил свое реальное присутствие. Она движется ко мне. Я чувствую, как Джин, моя подруга, проникает под мою кожу. Это изумительное чувство единения ошеломляет меня. В этот момент, когда сердце открыто, я жажду ее полного присутствия во всем моем существе. Я провожу долгие минуты, входя в ее сияющие глаза. Я ощущаю полную открытость. Я говорю Джин, как сильно я ее люблю, и хочу, чтобы эта бли­зость длилась всегда Глаза Джин переносят меня в место, где царит любовь; я никогда не ощущал ничего подобного в своей сонной жизни. Я чувствую, как грудь моя расширяется, становясь шире плеч, и я переношусь в мир Адама и Евы — царство чистого блаженства и света.

Моя любимая выглядит очень молодо. Она говорт со мной, и я слышу ее без участия привычной обрабатывающей системы моего разума. Я прошу ее войти в мою жизнь, потому что в этом состоянии мы с ней — одно. Ее нужды — мои, и мои желания — это ее дар мне. Мы нераздельны. Все, чем мы можем в этот момент обладать, — это наши белозубые улыбки. Я чувс­твую, что от непрерывной улыбки у меня болит челюсть. Мягкость и юные черты ее лица уносят меня в то время, когда мы в детстве вместе играли. Мы были счастливы своей дружбой и многому научились друг от друга. На секунду мне кажется, будто я уношусь куда-то, что земля подо мной плывет. Я чувствую свет и свободу. Мое плотское существование освободилось от бремени моей кармы.

Я переношусь в Древнюю Грецию, и чистая любовь античных богов дождем проливается на мое существование. Я знаю только любовь, я вижу только свет. Мои глаза не знают, как реагировать на состояние, когда ты позволя­ешь всему происходить, и как выносить о нем суждения. Я хочу так жить — свободным и полным любви. Я помню это чувство. Я никогда не был спосо­бен испытывать его постоянно, но я могу вызвать его в себе, если позволю

71

I

Сознательное зрение

происходить тому, что происходит. Просто надо отвергнуть необходимость контролировать и редактировать то, что я вижу ясным взором. Я жажду видеть только любовь Исвет

Мои глаза устремляются на горящую свечу. Огонь кажется расплывчатым, и тут я понимаю, что это — ореол вокруг пламени. Яркое радужное кольцо окружает желто-оран#евое пламя. Я смотрю на вещи в комнате, и мне кажется, что они источают свет. Я вижу, что любовь и свет пропитывают все в этой комнате. Как и Д*ин< они Делятся со мной своей любовью. Я опять сажусь погруженный в транс тем, что кажется мне иллюзией. Кричу Джин, что у меня галлюцинации, что я вижу какие-то ауры. Она смеется и подходит ко мне Ее глаза струятся чистой любовью, полупрозрачным светом чистоты новорожденного младенца Понимаю, что я могу так видеть всегда, когда пожелаю Я помню лК>бовь- Чувствую ее в своих мышцах и сухожилиях. Ощущаю свет в своих К°стях'в кажД°й к^™6 моего существа. Ощущаю свет, когда встаю и иду. Не испытываю никакой тяжести, никакого бремени. Вижу только любовь и свет. Слышу лишь слова Джин —любовный зов. Я чувствую себя птицей, поющей любовную песню, обращенную к Джин.

В этот день мы проводи много час°в. не произнеся ни слова, лишь глядя в самую душу друг друге Джин может своб°Дно ввести меня в свой духовный мир Ее открытое серд^е окутывает мою сущность, и наши глаза продолжают ласкать лица друг ДрУга Я ЧУВСТВУЮ себя беспредельно любимым. Мы улы­баемся и дышим вместе, и блаженствуем от перехода в новое измерение. П чему я боялся этого бесконечно прекрасного «видеть» и «любить», боялся стать самой любовью? я помню< что это ощущение у меня было, когда я впервые встретил Д*ин, но потом мой ум стал слишком загруженным жизнью и выживанием: я видел, что это же занимает большинство других людей, они основывси°тся на этом, строят на нем свою жизнь. Это мне напоминает, что я не *отел просыпаться. Но сейчас я проснулся. Я снова чувствую сердечный контакт, и я вышел за пределы владений испуганного эго Я вижу сознательно Я снова испытываю любовь. Мне трудно забыть этот новый способ зрения- Это слишком сильное воспоминание, чтобы оно ус­кользнуло в забвение. Я люблю тебя, мир. Я люблю жизнь и счастлив, что я живой».

72

Видеть, а не смотреть

Реинтеграция включает в себя вспоминание вашей сущности. Качества, свойственные вашей подлинной природе, могут быть достигнуты бла­годаря СЗ. Я считаю, что глаза даны нам именно для этого — чтобы видеть во всей чистоте то, что есть!

Начав погружаться в мир сознательного зрения, имейте в виду сле­дующие правила.

Говорите исходя из силы, а не из страха.

Не отдавайте свою силу никому.

Позвольте словам описывать любовь, которой вы стали.

Увидьте то, что есть, каждой ситуации.

Освободитесь от того, чего нет.

Сосредоточьтесь на том, что есть.

Разделите ощущение того, что есть.

То, что есть, призвано удалить вас от самобичевания и сожаления, от неестественной зависимости от своего прошлого, от жизни в прошлом.

То, что есть, избавит вас от склонности судить других.

То, что есть, — это понимание того, что вы уже способны достичь состояния совершенства здесь и сейчас.

Воспитывайте в себе то, что есть, каждого мгновения —всем сер­дцем, всей душой.

То, что есть: вас всегда ведет что-то, и вы знаете свою истину.

То, что есть, означает, что вы ощущаете ясность.

То, что есть, учит вас отгадывать свои собственные загадки и не

искать ответа за других. То, что есть, простирает на каждого, кого вы встречаете, дух вашего

глубинного сознания.

 

Генетика и развитие личности

Истоки личности

Мы выражаем себя через свою личность, а потому часто считаем ее источником своей индивидуальности. Но представьте, что эта лич­ность — всего лишь маска, которую вы надеваете, выходя на сцену жизни. Подобно актеру, каждый из нас создает о себе представление как о человеке, обладающем теми или иными чертами. Мы можем вести себя агрессивно или иметь мягкие манеры, говорить громко или тихо, демонстрировать свое превосходство, быть любезным, заинтересован­ным или доброжелательным. Личность отражается в вашем поведении, в том, как вы «показываете себя», и в том, как вы себя проявляете. Но как развилась в вас эта личность, устанавливающая, что вы — это вы? Имеется ли личность у новорожденного? Вскоре после рождения становится очевидно, что у младенца уже есть свои уникальные пове­денческие черты. Хотя крик большинства малышей означает: «накорми меня!», «перемени мне пеленки!» или «возьми меня на руки!», однако его личность диктует ему определенное поведение. Некоторые младен­цы шумны, крикливы, другие, напротив, ведут себя тихо. Одни очень подвижны — сучат ручками и ножками, тогда как другие очень спокой­ны. У них у всех одни и те же основные потребности — в пище, тепле, сухости и физическом контакте, но у каждого — свой собственный особый способ выражения этих потребностей. Поскольку проявление личности можно наблюдать уже в самом раннем возрасте, представля­ется наиболее вероятным, что на развитие личности влияет генетика.

Это — от мамы, а это — от папы

При зачатии вы получаете многие качества от своих родителей и от Других представителей вашего фамильного древа. Хотите вы этого или нет, в вас закладывается эта генетическая программа. Она может прояв-

75

Сознательное зрение

ляться в физическом сходстве — росте, телосложении, цвете глаз и волос. Ваш голос может напоминать голос одного из родителей. Но, что лучше (или хуже) всего, вы можете обнаружить, что поступаете так же как они. Двигаясь к сознательному зрению, мы займемся изучением того, как не только физическое строение ваших глаз, но и то, каким образом вы смотрите и видите, а также глубочайшие особенности его восприятия — может быть заложено в вас генетически.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему вы произошли именно от этих родителей? и почему вы замечаете в себе какие-то их черточки каждый раз, когда смотритесь в зеркало или слышите соб­ственный голос? Возможно, вам неприятно обнаружить, что вы унасле­довали какие-то их недостатки. Скажем, как и ваш отец, легко впадаете в гнев. Или же, напротив, сдерживаете свои чувства, как это делает ваша мать. Или не полностью выражаете свои эмоции. Каждое такое наблю­дение может привести вас к пониманию, что ваша жизнь в какой-то степени напоминает жизнь ваших родителей. Возможно, даже ваше плохое зрение — как у них.

Испытывая некоторое недовольство по поводу этого, вы, возможно, критически или пренебрежительно относились к тому, чему вас учили родители. Мы нередко осуждаем своих родителей и их взгляды, клянем­ся никогда не повторять их ошибок при воспитании собственных детей. Но, несмотря на все наши усилия, мы частенько повторяем их.

Я наблюдал эти невольные повторения поведения своих родителей в собственной жизни и в жизни моих пациентов на протяжении многих лет. И это дало мне основание считать, что истоки формирования лич­ности играют особую роль в сознательном зрении. Поэтому рассмот­рим подробнее ранние этапы формирования личности.

Это у меня от рождения

Представьте себе ваших родителей. Путь перед вами возникнут их лица, увидьте их по-настоящему. Услышьте их голоса. Ощутите их объятия. Вспомните уют детской кроватки, их лица, склоненные к вам. Почувствуйте их запах, когда вы прижимались к ним. Воскресив в памяти воспоминания, связанные с ними, подумайте вот над чем: могло ли случиться, что эти люди, которых вы называете отцом и матерью, не стали бы вашими родителями? Или иначе: возможно ли, что вы имели

76

Генетика и развитие личности

право голоса при выборе собственных родителей? Что же касается по­зиций сознательного зрения, то вы даже помогли им решить, когда они должны вас зачать, чтобы ваш дух воплотился на Земле в определенное время. Ведь каждый из ваших родителей достиг той ступени развития сознания, чтобы вы смогли с ними встретиться. Я понимаю, что, воз­можно, это трудно вообразить, ведь все это обычному сознанию кажет­ся слишком невероятным, чтобы отнестись к этому серьезно. Но для того, чтобы обрести сознательное зрение, надо шагнуть за пределы обычного восприятия. Шагнув с помощью воображения за пределы привычного, повседневного понимания вещей, вы почувствуете, что та условная реальность, которую мы столь безоговорочно принимаем, нуждается лишь в самом поверхностном взгляде на жизнь. Сознатель­ное зрение требует, чтобы мы заглянули глубже.

Если бы вы действительно имели возможность получить слово при выборе родителей и если бы от вас зависел выбор момента появления на Земле вашей души, вам открылось бы много любопытного. Напри­мер, тогда вы поняли бы, что унаследованные от ваших родителей черты личности необходимы вам для приобретения определенного опыта. Иначе говоря, оказалось бы, что их хорошие и дурные черты интегрированы в ваше индивидуальное бытие как человеческого сущес­тва. Возможно, будучи ребенком, вы нуждались именно в этих поло­жительных и отрицательных чертах характера и в таких переживаниях, чтобы развиваться. Продолжим наши размышления. Ваши родители произошли от своих родителей, у каждого из которых была собственная уникальная схема бытия, внесшая свой вклад в эволюцию вашего рода. Пусть эти соображения хотя бы на какое-то время войдут в ваш ум, пока мы, пытаясь понять, как развивается сознательное зрение, задума­емся над тем, как все эти элементы могли сойтись вместе.

Много лет я поражался тому, что большинство традиционных оку­листов убеждены, что улучшить зрение невозможно. Одни указывали на деформированные по генетическим причинам глазные яблоки как на первопричину проблем со зрением. Последователи функционалист-ской и бихевиористской школ в офтальмологии винили во всем среду и образ жизни. Так, они считали, что чтение требует от глаз чрезмерной фокусировки, а плохое освещение —излишнего напряжения. Осваивая

77

Сознательное зрение

сознательное зрение, мы увидим, как все эти составляющие — духов­ная, генетическая и связанная со средой и образом жизни — вносят свой вклад в то, как вы видите, причем факторы среды часто оказыва­ются сильнее генетической предрасположенности.

Гибкая личность

Личность бывает гибкой или нет. В семье, где я вырос, сильную личность обычно понимали как несгибаемую, то есть именно негибкую. Сила характера ассоциировалась с выражением гнева, способностью вызывать страх и осуществлять контроль — с обузданием себя и окру­жающих. Только много позже, когда я стал видеть своих родителей более сознательно, я понял, что они, как и я, развиваются. Движение к сознательному состоянию происходит одновременно у всех поколений, хотя и с разной скоростью. Поколение ваших родителей, возможно, развивается не так быстро, как ваше, как и скорость вашего развития отстает от скорости развития ваших детей. Каждое последующее поко­ление, как мне кажется, быстрее совершенствует личность, становясь более сознательным.

Что до меня, то, когда я обнаружил, что мне необходимо преодолеть подавление своих чувств, поначалу это давалось мне с трудом. С юности я просто не давал воли своим чувствам, отвергая их или даже не осозна­вая. Если же я пробовал делиться тем, что чувствую, зачастую это сопро­вождалось глубоко скрытой злостью. Когда я начал сочетать интуицию с разумом, «быть» и «делать», «смотреть» и «видеть», мне стало легче выражать свои чувства без подспудного раздражения (во всяком случае, при общении с членами семьи).

В соответствии с теорией Шиффера (мы рассмотрели его идеи в главе 2), мое неполное понимание искажало мой взгляд на мир, воспри­ятие реальности с детства. Именно так, как отмечал Шиффер, мои негативные впечатления были записаны в глубинных слоях мозга. Пе­редо мной стояла задача вытащить их на поверхность, чтобы сделать их частью сознательной жизни. Я столкнулся при этом с полными страха и сопротивления частями своего Я, интуиция и самовыражение кото­рых были подавлены. Когда я это осуществил, в моей модели восприя­тия мира произошли серьезнейшие перемены.

78

Генетика и развитие личности

Как раз в то время моя дочь работала над способностью выносить свои глубочайшие чувства на поверхность своего сознания и достигла в этом больших успехов, чем я. В раннем детстве она направляла свою злость непосредственно на меня, причем довольно неумело. Когда она подросла, с помощью матери и других людей она сумела научиться справляться с дисгармонией своей личности и смотреть в лицо своим страхам. Теперь она могла общаться со мной от лица своей истинной природы. Она научилась рассказывать мне, что она чувствует, и ощу­щать при этом эффект осознания и присутствия, находясь рядом со мной. Она достигла этого раньше, чем мы с моим отцом. То, чего она добилась в двадцать один год, я едва начинал понимать в пятьдесят два, а мой отец — в восемьдесят два. В поколении моей дочери эволюция сознания шла с тридцатилетним опережением.

На протяжении почти всей своей жизни я получал и принимал как должное многие казавшиеся незыблемыми истины относительно моей личности. Сначала я верил, что я и есть моя личность. Я думал, что то, кем я являюсь, зиждется на том, насколько хорошо я выгляжу, на моей внешности, на том, насколько мое поведение оправдывает ожидания окружающих, и на том, каких карьерных успехов я добиваюсь.

Задумайтесь на минутку над тем, как вы воспринимаете связь между вашей личностью и тем, кто вы есть. Потратьте некоторое время на то, чтобы поглубже вглядеться в свою жизнь и в свое Я. Оцениваете ли вы собственную значительность исходя из своего материального успеха или внешних данных? Как вы оцениваете себя и свою жизнь?

Важнее ли для вас накопление материальных благ, чем искания, способные увеличить ваше знание о себе?

Когда вы ясным взором всматриваетесь в свое прошлое, обнаружи­ваете ли вы там переживания и чувства, которые не нашли себе выхода?

Пытаетесь ли вы доказать другим свой успех?

Пытаетесь ли вы контролировать других, потому что вам неудобно с самим собой, с какими-то частями себя?

Ощущаете ли вы к концу дня, будто вам чего-то не хватает, несмотря на то что вы удовлетворили все свои физические потребности?

79

Сознательное зрение

Видите ли вы себя в невыгодном свете по сравнению с другими, будь

то ваши коллеги или члены семьи? Можете ли вы честно сказать, что любите свое тело? Когда вы смотритесь в зеркало, проводите ли вы какое-то время,

думая, что вам нравится видеть в своих глазах свою сущность?

Если вы ответили «да» на все вопросы, кроме двух последних, постарай­тесь увидеть, как вам изменить ваше повседневное поведение, чтобы достичь состояния, когда вы больше не будете отвечать на эти вопросы положительно. Цель сознательного зрения — научиться быть с самим собой без рассуждений, целиком охватывая множество составляющих своего Я и испытывая жажду понимания того, что питает вашу сущ­ность.

Доминирующий стиль жизни нашей цивилизации — материалис­тический, капиталистический, —побуждает нас оценивать себя прежде всего исходя из критериев этой самой цивилизации и из того, насколько мы вписываемся в соответствующую модель общества. Вы должны хорошо выглядеть. Ездить в соответствующем автомобиле. Иметь са­мых достойных соседей. Зарабатывать кучу денег. Я думаю, что для многих людей этими ценностями может и ограничиваться их уровень осознания себя. Однако я знаю, что многие из моих клиентов, достиг­ших всех этих материальных целей, страдают от расстройств зрения. Состояние их глаз — индикатор дисгармонии в их восприятии самих себя. Личность у них ведет войну с их изначальной природой, и каждая бьется за доминирующую роль, за то, чтобы править их жизнью. В более идеальном мире изначальная натура призывает личность достичь большей гармонии и равновесия между требованиями цивилизации и уникальной личностью индивидуума. Если попытка найти гармонию между этими двумя составляющими сознательна, это может дать тол­чок серьезному объединительному процессу, а в результате личность станет более гибкой и более подлинной. Сознательное зрение может стать плодотворной отправной точкой этого процесса.

Хочется пояснить эту идею историей Сони. В ее точке зрения преоб­ладало восприятие личных амбиций в ее карьере. Когда она это поняла, перед ней открылся путь к новому зрению.

80

Генетика и развитие личности

Соня делала успешную карьеру, работая в лондонском акционерном обществе. Работа захватывала ее, давала возможность путешествовать, чувствовать себя нужной и общаться с людьми самых разных слоев. С глазами ее связывал только ежеутренний и ежевечерний ритуал, когда она вставляла и вынимала контактные линзы. Соня никогда не задумы­валась над тем, что ее зрение может представлять собой проблему или что нужно как-то по-иному обратить на него внимание.

И вот она влюбилась в Годфри, и они поженились. Свадебные тор­жества были обставлены очень стильно и прошли с большой помпой. Соня чувствовала себя окруженной нежной заботой мужа. Годфри дал ей чувство защищенности, роскошный дом и будущее, полное счастья. Она продолжала работать, но сократила рабочие часы ради удоволь­ствия проводить время дома. Соня думала, что у нее есть все.

Годфри часто ездил за границу, и во время его отсутствия Соня подолгу оставалась дома. Она стала замечать, что чувствует какую-то опустошенность. Она поняла, что забросила своих былых друзей, свои прежние увлечения. Ее перестал удовлетворять ее повседневный образ жизни. В это же самое время ей начали приносить неприятности кон­тактные линзы. Соня вынуждена была сократить время их ношения и прибегнуть к запасному варианту — очкам. Она познакомилась с идеей сознательного зрения, предполагавшей проведение определенного вре­мени без очков и пэтчинг («заслонение») глаз —терапевтическую про­цедуру, при которой часть глаза или весь глаз закрывается специальной линзой или же на глаз надевается повязка, что мешает ему видеть.

Заслоняя свой доминирующий «делающий» правый глаз (обычно ассоциируемый с влиянием отца), она обнаружила, как на поверхность всплывает чувство покинутости. Соня попробовала проводить разли­чие между восприятием, управляемым ее личностью, и тем восприяти­ем, которое исходило из ее подлинных нужд. Она стала дальше углуб­ляться в свою чувствующую и эмоциональную натуру. Она начала ви­деть, что затворническое пребывание в этом великолепном доме, когда ее муж уезжает, как раз и вызывает это чувство одиночества. Дом стал казаться ей мавзолеем, воздвигнутым в честь отсутствующего Годфри. Соня разрешила себе глубоко ощутить эту пустоту. Ее подлинная сер­дечная природа протестовала против предоставления эмоциональной

81

I

Сознательное зрение

власти мужу. Соню охватило желание попутешествовать и познако­миться с духовной жизнью других культур.

Глядя через менее сильные линзы очков и меньше нося контактные линзы, Соня сумела сосредоточиться на своих потаенных чувствах и вернуться к естественному пути видения себя и жизни. Теперь она много времени проводит в поездках с мужем, но путешествует и одна. Она опять общается со своими друзьями и находит, что это способству­ет сохранению внутреннего равновесия и радостному восприятию жизни.

«Выживающая» личность

В состоянии полного осознавания ваша личность приходит в гармо­нию с вашей подлинной сущностью. Это состояние можно назвать «душевным присутствием». Это — самая суть того, что именуется — быть, быть человеком. Джозеф, бывший моим пациентом долгое вре­мя, так описал это в своем дневнике.

«Когда я был очень молоя я умел видеть — физически — чистоту натуры другого. Эта способность — часть моего глубинного внутреннего устройства. Я люблю видеть так. Это дает мне сильное чувство связи с моим подлинней-шим Я. Эту часть моего существа воспитывало и лелеяло пребывание на природе, близ океана, среди деревьев, гор.

В юности я был озадачен, обнаружив, что другие люди ведут себя совершен­но не соответствуя тому, как я их вижу. Я видел их душевную природу. То, какой являлась передо мной их личность, было чем-то другим. Теперь я понимаю некоторые причины, по которым каждый из нас может иногда вести себя не так, как велит его истинная природа. Когда я стал стремиться к большему осознанию собственной жизни, я научился видеть такой тип поведения и у себя самого.

Когда я ощущаю полный эффект присутствия, я становлюсь очень любящим человеком, которому нужно много любви и ласки. Я буквально чувствую это в мышцах и на коже. Я чувствую открытость своего сердца просто оттого, что я этим с вами делюсь. Можно сказать, что моя личность несет в себе черты человека нежного, дающего и получающего мягкость и ласку. Действитель­но, в глубине моего существа есть место, к которому применимо такое

82

Генетика и развитие личности

определение. Но моя проблема в том, что я веду себя не так. Проявление нежности для меня — улица с односторонним движением. Я строю свою жизнь так, чтобы отдавать, чтобы быть ласковым человеком. Чего мне не хватало —так это способности принимать ласку. Я жаждал ее, но постоянно отталкивал ее, принимая разве что в сексе. Я развил ту часть личности, которая позволяла мне управлять женщинами, чтобы они давали мне то, чего я хочу, но лишь в форме сексуальной близости».

Джозеф говорил, что для него это стало наркотической зависи­мостью — не от кофеина или сигарет, а от секса.

«Близость с женщиной давала мне те прикосновения и ту страсть, без кото­рых я не мог жить. Но слишком часто для меня это оказывалось чем-то вроде случайного пропитания, которое позволяло мне просто какое-то время не умереть с голоду. Я начал подчинять свою жизнь этой зависимости. У меня с самим собой было что-то вроде договора: я жажду любви; я получаю лю­бовь, когда проявляю сексуальность; я буду вести себя так, чтобы получать сексуальные переживания. Чем больше я искал женщин для физического удовлетворения, тем больше моя личность идентифицировала себя с таким типом поведения. В конце концов я уверился в том, что это я и есть, что это и есть моя истинная натура.

В муках сексуальной зависимости я вел себя как стереотипный мужчина (согласно женской классификации). Я привлекал к себе женщин, чтобы они нашли любовь — в пределах моих тогдашних возможностей. Я развил в себе качества личности человека приятного во всех отношениях. Я сделал себя привлекательным для женщин, чтобы получать любовь. Некоторое вре­мя это действовало. Подобно наркоману, я, получив желаемое, в течение какого-то срока чувствовал себя лучше. Но когда я позволял себе ощутить то, что на самом деле происходило внутри меня, я понимал, что ищу чего-то богаче и глубже и что я не создаю никакой связи. Я стал осознавать внут­реннюю пустоту, вызванную моей ограниченной способностью соответство­вать своей истинной природе.

Я был как алкоголик, который ловит себя на том, что наливает очередной стакан, но не может остановиться. Во время самих этих ласк я чувствовал себя хорошо, по крайней мере пока они длились. Однако в глубине души я

83

Сознательное зрение

знал, что мое поведение не дает мне того, чего я на самом деле ищу, особенно когда это привело к неверности во время моего первого брака. Почему я выбрал такой путь? Чтобы вырваться из этого порочного (во всех смыслах) круга, мне необходимо было оглянуться назая на свою прошлую жизнь. Может быть, в этой предрасположенности моей личности сказались какие-то мои детские переживания? Был ли в моем прошлом какой-то эпизод, которого я не вижу? Если это так, то, может быть, настало время увидеть свою жизнь более сознательно? Какую часть моего существа я дол­жен был подавлять, чтобы выжить? Почему я вел себя как жертва, борющаяся за выживание, жаждущая ласки? И что я хотел увидеть сознательно?»

Спасибо вам, мама и папа

Джозеф стал внимательно изучать то, как жили его родители.

«Я обратился к своему раннему детству, ища в нем ответа на этот мучитель­ный вопрос. Хотя мои родители были женаты сорок пять лет, семейная гармония нарушилась, когда один из них начал заводить связи на стороне. Ребенком я видел разлад между родителями и чувствовал, что они несчаст­ны. Но я был неспособен справиться со своим глубинным эмоциональным страданием. Мне нужно было жить дальше, и я построил стену вокруг этих сильных чувств.

Когда я вырос, моя жизнь во многих отношениях повторила жизнь моих родителей. Я был недоверчив. Я лгал. У меня случались эмоциональные вспышки. Для меня сознательное зрение стало процессом наблюдения этих черт. К счастью, я был достаточно недоволен собой, чтобы захотеть делать все необходимое для того, чтобы достичь большего счастья в жизни. Мне нужно было стать сильнее интеллектуально и развить ту часть натуры, кото­рая связана с умением смотреть. Это стало для меня уроком. Я двигался от размытости и смутных страданий ранних лет жизни к более сфокусирован­ному и концентрированному бытию.

Для меня стало очевидным, что несовершенства моих родителей и их бес­сознательный взгляд на жизнь открывают передо мной возможность стать другим. Они были идеальными родителями в том смысле, что именно у них я получил исходную точку


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.