Видеть: искусство чувствовать — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Видеть: искусство чувствовать

2021-01-29 95
Видеть: искусство чувствовать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новорожденные младенцы видят. Кроме того, они чувствуют. Факти­чески эмбрионы начинают испытывать эмоции, еще находясь в утробе. Растущий эмбрион полностью воспринимает звуки дыхания своей ма­тери. Его достигают даже звуки, раздающиеся за пределами тела матери и усиленные околоплодной жидкостью. Сходным образом и способ­ность видеть возникает в первые четыре месяца после зачатия. Откры­тые глаза развивающегося младенца могут воспринимать рассеянный свет. При рождении глазам предстает новый мир, и видение продолжа­ется. Однако свет не полностью сфокусирован, пока ребенок находится в утробе и даже когда он уже родился. Ум ребенка должен теперь нау­читься обрабатывать световые сигналы, поступающие в глаз и затем —

62

Видеть, а не смотреть

в мозг. Фовеальная ясность достигается лишь спустя несколько лет; такое зрение подразумевает и стимуляцию тех зон мозга, которые отве­чают за познавательную деятельность. Но в основе всего этого лежит способность принимать свет как рассеянный возбудитель сетчатки, то есть умение видеть. В раннем возрасте такая стимуляция кажется мла­денцу «удовольствием от рассеянного света». Если вам случалось много бывать с новорожденными, вы могли заметить это по их восторженно-возбужденной реакции на яркие или блестящие предметы, оказываю­щиеся перед ними, или на цветную движущуюся игрушку, подвешен­ную над их кроваткой, вне пределов досягаемости. Умение видеть при­носит с собой умение глубоко чувствовать, а из всего этого рождается интуиция.

Маленьким детям свойственно интуитивное знание вещей, и они видят то, чего не могут видеть взрослые. У детей эта способность не заслонена «смотрением», как это зачастую происходит с дядями и тетями. Может быть, когда мы становимся старше, мы не желаем приз­навать присутствие чего-то, на что мы не смотрим. Видеть подобно ребенку означает проецировать самих себя на невидимое. Когда вы видите, предметы (или ваша собственная, индивидуальная точка зре­ния) могут быть не совсем в фокусе. Вместо этого у вас может появиться смутное чувство «знания» или, как у ребенка, полнейшего восторга. Об этом говорят: «нутром чую». Это очень важная способность —умение видеть, осознавать свое внутреннее знание и быть к нему открытым.

Умение видеть —нечто очень интимное, поскольку оно затрагивает самые глубины нашей внутренней жизни. Ансель Адаме, известный своими замечательными черно-белыми фотографиями природы, от­лично понимал уникальность своего внутреннего зрения. Когда журна­листы спрашивали его, почему он сфотографировал именно это или что, по его мнению, должен извлечь из его фотографий зритель, Адаме отвечал, что то, что человек вынесет из его работ, — личное дело каж­дого. И прибавлял: «А то, что вижу я, — это мое личное дело». Умение видеть —способность личности, и эта способность может быть глубоко творческой, проявляясь, например, в форме искусства, как у Адамса. То, как вы видите, является отражением вашей чувствующей натуры. Антония Орфилд, специалист в области бихевиористской оптометрии,

63

Сознательное зрение

описывает видение как восприятие пространства: «Мир простран­ства — умственное представление о том, «как далеко», «насколько глу­боко» и «как широко». Все мы можем отмерить шесть метров одинако­во, но каждый из нас видит это отмеренное пространство по-своему». Когда зрение совершенно, когда «видеть» и «смотреть» полностью сли­ты друг с другом, у человека складывается уникальное впечатление о том, что он видит. Ваше представление о том, что вы видите, напрямую связано с вашим личным сознанием.

Чувствующая часть вас — отражение одной из сторон вашей нату­ры, один из аспектов вашей способности ощущать. Чувствовать озна­чает ощущать то, что происходит внутри вас. К сожалению, это не всегда приятно, поэтому мы иногда находим способы одурачить себя, чтобы не испытывать тех или иных тяжелых переживаний. Например, если вы склонны к «смотрению», вы можете спутать мышление и чувс­твование, то есть вы можете думать о чувствах и полагать, что вы их по-настоящему испытываете. Конечно, размышления о чувствах —это не обязательно плохо. Если проявлять должное внимание, мышление тоже может стать способом достучаться до собственных чувств. Напри­мер, в моей жизни, как я выяснил, так оно и было.

Чтобы глубже проникнуть в собственные чувства, мне сначала нуж­но исследовать их, думая и говоря о них. Это согласуется с моей склон­ностью давать преимущество смотрению перед видением. Я должен уметь объяснить свои чувства логическим путем, и уже тогда я буду ощущать себя в безопасности, «пребывая» с тем, что я чувствую. Это — очень важный пункт. Мне необходимо уверенно понять свои чувства на интеллектуальном уровне, а уже потом я буду готов полностью им отдаться. Мое «смотреть» помогает мне видеть и ощущать истину. Этот процесс вдумывания в собственные чувства является одной из цент­ральных составляющих объединительного процесса.

Освоение сознательного зрения предполагает исследование многих уровней зрения, подобно тому как мы можем исследовать много уров­ней чувствования. Чувства могут быть чистыми, спонтанно возникаю­щими изнутри. Они могут появляться как реакция на определенное событие, происходящее вне нас. Чувства, как кажется, в дружеских отношениях с эмоциями — с тем, что я называю «заряженными чувс-

64

Видеть, а не смотреть

твами». На этом уровне то, что вы чувствуете (и то, что вы видите), может быть связано с тем, что я описываю в книге «Сила по ту сторону ваших глаз» как состояние реакции. Эти эмоции могут быть взрывны­ми, как, например, вспышка гнева. Когда мы подстраиваемся к нашей способности видеть, мы способны к лучшему контакту с тем, что связа­но с нашими мыслями. Вот почему (как в моем случае) наши мысли иногда способны помочь углубить и наши чувства, и наше видение.

Есть и еще один аспект видения, который мы должны рассмотреть: что делать, если, когда вы обращаетесь преимущественно внутрь себя, вы чувствуете тоску и депрессию? На поверхность могут всплыть обра­зы и события прошлого, что, в свою очередь, может повлечь за собой сожаление и чувство вины. Но видение на этом уровне требует более пристального взгляда. Оставаясь наедине со своим Я, то есть осознавая собственные действия, вы можете направить свое поведение на дости­жение целостности. В частности, вы должны, так сказать, смотреть в лицо своим реактивным состояниям и научиться отвечать жизни, пог­ружаясь в свое Я целиком. Занимаясь этим, вы обнаружите, что в основе реактивных состояний бытия лежат скрытые чувства. Они могут быть связаны с травмами и ранами прошлого, до сих пор присутствующими в вашем сознании. Ответственное зрение, в отличие от реактивного, созидательно и направлено на движение к цельности и всеобщности. Ответственное зрение означает, что вы берете на себя ответственность за свои чувства, не показывая на других обвиняющим перстом.

Когда вы находитесь в состоянии реакции, вами управляет та часть вашего Я, которую вы можете ощущать и в своем теле, как если бы она действительно была там. Ваше тело создано для того, чтобы чувство­вать. Становясь более осознающим и постепенно все лучше настраива­ясь в унисон с собственным телом, вы прокладываете путь к тому, чтобы найти собственное Я. В связи с этим один из моих пациентов выразился так: «Когда я полагаюсь на свое Я, я выхожу за пределы тела. Я по-прежнему ощущаю свое тело, но мое присутствие настолько ост­ро, что я вибрирую на значительно более высоком уровне и моя связь с

На немецком языке она вышла под заглавием «О1е 1п1е§га11Уе 5еЬЙ1егар1е» — «Интегра-тивное самоврачевание».

65

3-1529

Сознательное зрение

собой и с жизнью намного сильнее». Вот вам пример соединения «смот­реть» и «видеть». Это и есть сознательное зрение.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.