Сретение Господне. 2 (15) февраля — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сретение Господне. 2 (15) февраля

2021-01-29 69
Сретение Господне. 2 (15) февраля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что означает этот праздник? Давайте внимательно ознакомимся с источником, книгой «Праздники Православной Церкви».

«За древнее искупление израильтян от рабства египетского, смертию первенцев египетских, погубленных рукою Ангела, закон Господень требовал от евреев, чтобы всякий перворожденный младенец мужского пола в 40-й день по рождении своем был принесен во храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа. Это было представление, или посвящение, младенца Богу. Божественный Законодатель исполнил закон Моисеев о первенцах. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен.

Младенец Господь принесен был во храм иерусалимский Богоматерью и Иосифом в день, который есть 40-й по рождении Спасителя. По закону Моисееву, жене, родившей младенца мужского пола, воспрещено было входить во храм в продолжение 40 дней: это были дни очищения. По окончании этого срока мать новорожденного приходила в храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу – или двух горлиц, если не в состоянии были дать агнца. Дщерь Давида могла принести только последнего рода жертву. Хотя Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева, но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона.

Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон: и Дух был Свят в нем. Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа. По внушению Духа Божия Симеон пришел в то время, когда родители принесли младенца Иисуса, чтобы поставить Его пред Господом; он принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимец; благословил Его и изрек пророчественную песнь о Спасителе. Жизнь праведника, по воле Божией, как говорит предание, продлилась долее обыкновенного, дабы он, узрев Младенца – Спасителя Мира, миром отошел от жизни настоящей.

Празднованием Сретения Господня Церковь исповедует и утверждает ту непреложную истину, что Христос явился мирови не мнением, ни привидением, но истиною. И, следовательно, обличает тех древних лжеучителей, которые отвергали в Иисусе Христе естество человеческое, считая его недостойным Бога и не истинным. Примером Иисуса Христа, посвященного Богу, яко первенца, Церковь внушает, что и мы, купленные ценою крови Христа, уже не свои; от рождения своего должны мы быть посвящены родителями Богу, дабы после этого и нам, по подражанию Младенцу Христу, возрастать и укрепляться духом, исполняясь премудростию и благодатию Божиею.

Св. Симеон сподобился во храме встретить Богомладенца Господа нашего Иисуса Христа: и мы должны чаще ходить во храм Божий, чтобы удостоиться здесь, в месте особенного Его благодатного присутствия, посвещения своей души Христом».

Народ точно подметил, что Сретение – это время, когда весна с зимою встречаются. Поэтому и описание праздника в «Месяцеслове» начинается так:

«2-й день февраля – Сретение Господне. По замечанию нашего народа, праздник Сретения служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: “На Сретение зима с летом встретилась”; “В Сретение Солнце на лето, зима на мороз поворотила”.

На северо-западе Руси праздник этот был известен под названием Громниц, так как здесь существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые назывались громницами. Этот обряд в римской церкви получил свое начало при папе римском Сергии и был установлен для противодействия языческому празднеству, которое, под именем Фебруалий, совершалось в первых числах февраля в честь Фебра, Прозерпины и других языческих богов и сопровождалось возжжением факелов.

Вводя в христианскую церковь освящение свечей вместо языческих факелов, римляне старались придать им особенное значение в глазах народа и назвали их громницами, “эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верные во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы”.

На праздник Сретения Господня освящают в церквах воду. Освященная сретенская вода считается лечебным средством против разного рода болезней. Считается, что началом этого обычая послужило известное в древнехристианской церкви обыкновение освящать воду в начале каждого месяца. В древние времена оно служило противодействием суеверным иудейским обрядам, которыми сопровождались празднования новолуния.

В быту по погоде в праздник Сретения судят о наступающем лете, особенно его погоде, урожае: “Какова погода на Сретение, такова будет и весна”; “На Сретение утром снег – урожай ранних хлебов; если в полдень – средних; если к вечеру – поздних”; “На Сретение снежок – весной дожжок”; “На Сретение капель – урожай пшеницы”.

По имени праздника Сретения в простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими».

 

Масленица

 

Масленица – это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Как ее все ожидали повсюду, от мала до велика! Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все.

Сударыня Масленица стала олицетворением самого веселого народного праздника, ее встречали как желанную долгожданную гостью и не прогоняли, а, наоборот, в песнях просили подольше погостить. Провожали ее с честью, и если ругали, то за то, что она так скоро кончилась, не дала вдоволь нагуляться.

Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.

Последнее воскресенье перед Масленицей носило название «мясного воскресенья». В этот день тесть ездил звать зятя «доедать барана».

«Заговляюсь на сыр да на масло», – говорит вечер перед Масляной.

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и прочие приметы:

понедельник – «встреча»;  

вторник – «заигрыш»;  

среда – «лакомка», «разгул», «перелом»;  

четверг – «разгуляй-четверток», «широкий»;  

пятница – «тещины вечера», «тещины вечерки»;  

суббота – «золовкины посиделки», «проводы», «прощанья», «целовник»;  

воскресенье – «прощеный день».  

Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая; боярыня Масленица, госпожа Масленица».  

Масленица имела разные прозвища, чаще забавные, иногда непристойные, но в большей части они были определены разгульным характером праздника. Масленицу называли блиноедой, блюдолизой, объедалой, ерзовкой, мокрохвостой (отмечая состояние погоды в это время). Чаще же всего ее называли обманщицей за то, что она только поманила праздником и быстро кончилась, не дала вдоволь погулять: «Мы думали, Масленица семь недель, а она только семь денечков».

Как видите, названия говорят сами за себя. А сколько приговорок!

 

Масленица-обманщица,

Обманула провела,

Нагуляться не дала.

 

«Не житье, а Масленица».

«Сваталась Маланья на Масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что Масленица только ставит молодых на показ».

«Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай».

«Через семь недель будет светлый день».

«Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы».

 

Более двухсот лет назад существовал целый ритуал встречи Масленицы. Как правило, ее открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие Масленице: «Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася».

После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.

И пошло веселье дальше! А какое веселье без угощения?

Русская Масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

 

Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

 

А сколько звучит присказок и поговорок!

«Без блинов не Масленица, без пирогов – не именины».

«Блин добро не один».

«Блины брюха не портят».

«Блин не клин, брюха не расколет».

Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника.

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Изготовляли опару с особенными обрядами. Одни готовили опару из снега, на дворе, когда взойдет месяц, причитая: «Месяц ты, месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару». Считали, что месяц выглядывает из окошка и дует на опару, и будто от этого блины бывают белые, рыхлые. Другие выходили готовить опару на речки, колодези и озера вечером, когда появятся звезды. Приготовление опары содержалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску в продолжение всей недели. Где молодые встречали первую масленицу без свекра и свекрови, тещи приходили к зятьям в дом учить своих дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали таких гостей заранее, чтобы они до наступления масленицы научили уму-разуму. Это считалось нашими бабушками за великую честь; об этом говорили все соседи и родные. Званая теща обязана была прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, дежники, половник и кадку, в чем ставить блины. Тесть присылал мешок манной, гречневой муки и коровьего масла. Неуважение зятя к сему обычаю считалось бесчестием и обидой и поселяло вечную вражду между тещей и зятем. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки, варенье. В общем – на любой вкус.

Существовал строго соблюдаемый обычай: первый блин – за упокой.

Действительно, первый блин, испекаемый на Масленой неделе, клали на слуховое окошко «для душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!»

Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших.

На заигрыши (во вторник)   с утра приглашали девиц и молодцев покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братцы устраивали горы для сестриц среди двора. Матушки посылали посыльных (позываток) звать по родным и знакомым дочек и сынков, с наказом: у нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать. Позываток встречали с почетом и приветом, угощали вином и блинами и отпускали с наказом: «Кланяться хозяину и хозяйке с детками, со всеми домочадцами; а деток своих пришлем к вечеру». Отказ всегда объявлялся условленным, общим выражением: «У нас у самих горы состроены и гости прошены». Соседями такие отказы истолковались по-своему: «Здесь начинается разлад и дочку прочат за другого».

Гостей принимали и встречали у ворот или крыльца. После нескольких угощений гостей отпускали потешиться на горы. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Дети катались с гор во все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды-четверга. Съезжали с гор на донцах, причем считалось, что у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен. И все это сопровождалось шумом, смехом, визгом!

Как видите, целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, помочь холостой молодежи найти себе пару.

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был ей по душе. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, шуток, песен, анекдотов.

 

Теща про зятя пирог пекла.

В этом пироге три осьмины муки,

Соли да крупы на четыре рубли,

Лучку да мачку на семь рублей,

Маслица с яичком на восемь рублей;

Этот ли пирог с рублем двадцать стал.

Зять-то сел, у присеста съел,

Теща посереде похаживает,

Косо на зятя поглядывает.

«Как тебя, зятя, не разорвало?»

Теща-то зятя употчивала,

В четыре дубинки дубовенькие,

В пятую дубинку вязовенькую.

«Дай-ка мне, теща, домой пойти,

Все эти побои на жене взворочу!»

 

Как правило, «тещины блины» происходили на «лакомки», то есть в среду   на Масленой неделе, но могли приурочиваться и к пятнице.

В широкий четверг   начинается масленичный разгул: катанье по улицам, разные обряды и кулачные бои.

Кулачные бои начинались с утра и продолжались до вечера. Сначала бои один на один, а потом уже стена на стену. В кулачных боях раньше принимали участие все возрасты; но сейчас одни только мальчики вспоминают о старых потехах.

С четверга колядовщики начинали петь Коляду. Они ходили по домам с бубнами, рожками и балалайками для поздравления с праздником: «Прикажи, сударь-хозяин, Коляда пропеть». За колядские песни колядовщиков угощали пивом и награждали деньгами.

На тещины вечерки (пятница)   зятья угощали своих тещь блинами. Приглашения бывали почетные, со всею роднею, к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом, утром, присылать нарядных зватых. Чем более бывало зватых, тем теще более оказывалось почести. Дружко или сват также приглашались к таким нарядным позывам и за свои хлопоты с обеих сторон получали подарки.

На золовкины посиделки (суббота)   молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.

Ну, вот и пролетело прекрасное время. Как жалко! Наступило воскресенье – «прощеный день».   В этот день устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра, на котором будут жечь Масленицу.

У масленичного костра всегда собиралось много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:

 

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

 

Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!»

«Не все коту Масленица – будет и Великий пост» – это о том, что веселье, праздный образ жизни, разнообразый стол закончены. Скоро Великий пост.

 

Масленица, обманщица,

Мимо красного села

Обманула, провела,

За заулочек завела,

Дала редьки хвост

На Великий пост.

Пошли по миру

С кузовами на боку, —

Всякий фиг казал:

Ничего не ели

До святой недели.

 

 

* * *

 

Масленица-блиноедка,

Масленица-жироедка,

Масленица-обируха,

Масленица-облюнуха,

Обманула, провела,

До поста довела,

Все ежи взяла,

Дала редьки хвост

На Великий пост.

Мы его поели —

Брюха заболели.

 

 

* * *

 

Масленица-ерзовка,

Обманула нас плутовка.

Оставила нас

На кислый квас,

На постные щи,

На голодные харчи.

 

 

* * *

 

Прощай, Масленица, прощай, красная!

Наступает Великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем.

 

 

* * *

 

Масленица, Масленица,

До чего ты довела:

До Великого поста,

Нет хлеба ни куска,

Дала редьки хвост

На Великий пост.

 

И в преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

Новобрачные ездили по своим родным отдаривать тестя с тещею, сватов и дружек за свадебные подарки. Кроме подарков, дарились и пряники, разрисованные узорами и надписями: «Кого люблю, того дарю», «От милого подарок дороже золота», «Чин чина почитай и подарок не забывай», «Милости просим нашей хлеба-соли», «За все благости наше низкое челобитие». Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались в старину дорогими подарками.

На Прощеный день ездили отдаривать кума с кумой. Подарки дарились равноценные. И здесь выручали пряники. В деревнях самый почетный подарок для кума состоял из полотенца, а для кумы – кусочка мыла.

Вечером происходило прощание между родными и знакомыми. Прощаться приходили родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые добрые времена на прощание также приносили пряники. Вот уж по-настоящему универсальный подарок! Прощаясь, говорили, по обыкновению, друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения. После них приходили все домочадцы и справляли свое челобитье.

Вот вы и познакомились с обычаем проводов Масленицы. Очень интересно, не правда ли? И как знакомо! Вы узнали, что это было? Ну конечно же это современные карнавалы! И вместо того, чтобы изучить свое прошлое, мы восторгаемся настоящим чужеземным. Ах, Бразилия! А ведь следует сказать: «Ах, Россия!»

 

Великий пост

 

Сразу за семью днями разгульного масленичного веселья начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания – Великий пост.

 

Средокрестие

 

Быстро летит время. Прошло три недели Великого поста. Началась четвертая неделя, особо отмеченная. Одной из самых значительных вех Великого поста считалась ночь со среды на четверг, когда «пост ломается пополам». Предки наши верили, что перелом этот происходит так ясно, что можно его услышать ровно в полночь. По замечанию старушек, «будто с этого дня щука разбивает хвостом лед».

Четвертая – серединная – неделя поста называлась Средокрестной, или Крестопоклонной. В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста, а также «наподобие разных земледельческих орудий, например в виде сохи, косы, бороны». В кресты, которые пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или даже человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с каким-либо из этих предметов, считался счастливым.

Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ним начинали засевать свои поля и огороды. Ему приписывали магическое свойство – обеспечивать урожай.

Ослабление веры в магическую силы хлеба и «крестов» привело к тому, что кое-где кресты начали использовать для гадания, для этой цели в них запекали кусочек угля, монетку и пр. и по доставшемуся печенью (по его «начинке») судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае и т. д. Так, уголек сулил печаль, зерно – хороший урожай, лучина – гроб, чаинка – нечаянную жизнь, кусочек кирпича – плохое житье, овсяное зернышко – благополучие, монетка – богатство.

 

Похвалы

 

Пятая неделя Великого поста называется Похвальной (от «Похвалы», которая в субботу читается в церкви).

«На «Похвалу» сорока яйцом похваляется», – гласит народная мудрость. А это означает, что в этот день она начинает класть яйца или успевает уже снести первое яйцо.

В среду на Похвальной неделе в церкви совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского, в народе именуемое «Андреевым стоянием» или просто «поклонами».

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.