Опера в одном действии с прологом — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опера в одном действии с прологом

2021-01-29 118
Опера в одном действии с прологом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Либретто Ринуччини

 

Действие происходит в Древней Греции.

 

Пролог. Овидий, покинувший счастливые места, населённые бессмертными богами, спустился к людям. Он воспевает на своей лире любовь бессмертных, воспламеняет любовью холодные сердца и облегчает сердцам пламенным любовные муки.

Действие первое. Действие происходит в дикой местности. Пастухи беседуют об ужасном драконе‑людоеде, появившемся в этих краях. Чудовище мешает им пасти стада. Они предостерегают друг друга от встречи с дракононом, скрывающимся в лесной чаще.

Тирсис обращается к Юпитеру с мольбой, прося поразить чудовище своей смертоносной стрелой. Остальные пастухи присоединяются к мольбе Тирсиса. Эхо вторит их жалобам. Внезапное появление дракона приводит пастухов в бегство.

Юпитер, внимая обращённым к нему мольбам, посылает на землю Аполлона, который вступает с чудовищем в единоборство.

Тремя метко пущенными стрелами Аполлон убивает дракона к великой радости пастухов, с волнением следивших за исходом борьбы. Победив чудовище, Аполлон возвращается на небо.

Аполлон и Амур оживлённо спорят. Аполлон, считающий себя неуязвимым для стрел Амура, подсмеивается над юным охотником, вечно кого‑то подстерегающим. Амур просит Венеру помочь ему ранить любовной стрелой гордого бога. Следуя указаниям Венеры, Амуру удаётся ранить Аполлона, который влюбляется в прекрасную Дафну, дочь речного бога.

Избегая преследований влюблённого Аполлона, Дафна обращается в лавровое дерево. Нимфы хором оплакивают печальную участь Дафны. Аполлон, узнав о гибели Дафны, разыскивает лавровое дерево. Увенчав свою голову листьями, сорванными с лавра, Аполлон поёт о своей печали, о смерти любимой девушки.

 

Цыганка

Опера в одном действии

 

Низа и её брат Тальяборсе, промышляющие воровством, встречают за городом на дороге старого Кальканте с его слугой. Низа заговаривает со стариком, очаровывает его и предлагает погадать, а тем временем её брат надевает шкуру медведя. Старик ничего не подозревает и просит продать медведя; Низа соглашается, получает деньги и кокетничает с Кальканте, а Тальяборсе вытаскивает у старика кошелёк, сбрасывает медвежью шкуру и исчезает. Одураченный Кальканте остаётся один на дороге.

После ряда приключений цыгане заманивают Кальканте в лес, пугают страшными духами, обирают его и предлагают жениться на Низе. Ошеломлённый старик на всё соглашается. Опера заканчивается общим праздником.

 

Чёрное домино

Опера в трёх действиях

Либретто Эжена Скриба

 

Анжела, молодая аббатиса, тяготеющая монашеским саном, надев домино, тайком отправляется на бал, надеясь снова встретить секретаря посольства Ораса, которого она полюбила. Анжела действительно встречает Ораса. Увлечённая беседой, она пропускает час возвращения в монастырь. Наступила ночь. Заблудившись в темноте, Анжела ищет убежища в доме графа

Жулиано. Экономка Клавдия выдаёт Анжелу за свою племянницу. Анжела переодевается крестьянкой. Орас, пришедший навестить своего друга, узнаёт в мнимой крестьянке незнакомку с бала. Анжела скрывается в комнате Клавдии при появлении монастырского эконома Хиля Переца. Чтобы не быть узнанной, Анжела надевает чёрное домино и, смертельно перепугав пьянчугу эконома, отнимает у него ключ от монастырских дверей. Тщетно хозяин и Орас пытаются найти исчезнувшую

«крестьянку». Анжеле удаётся незаметно вернуться в монастырь и сменить домино на облачение аббатисы. Урсула, старшая монахиня, сурово отчитывает Хиля Переца за его беспутство. Тем временем в монастырской приёмной появляется Орса, пришедший просить аббатису освободить его от обязательства вступить в брак, на который он согласился против воли. Он открывает ей, что любит незнакомку и потому не может жениться на другой. Прибывает письмо королевы, освобождающее

Анжелу от монашеского обета. Анжела уступает обязанности аббатисе Урсуле и, свободная располагать собой, даёт согласие на брак с Орасом.

 

Чёрт и Кача

Опера в трёх действиях

Либретто А. Венига

 

Действующие лица

 

Йирка, овчар (тенор)

Кача (меццо‑сопрано)

Мать Качи (меццо‑сопрано)

Чёрт Марбуэль (бас)

Люцифер (бас)

Чёрт‑привратник (бас)

Княгиня (сопрано)

Камеристка (сопрано)

Управляющий (бас)

Крестьяне, крестьянки, музыканты, черти, придворные.

Действие происходит когда‑то в чешской деревне, аду и замке княгини.

 

Действие первое. Шумный сельский праздник. Под звуки задорного вальса весело кружится молодёжь. Одну лишь Качу никто не приглашает на танец: все боятся её злого язычка. Кача вне себя. Она выражает желание танцевать хоть с самим чёртом. Её желание мгновенно исполняется: в корчме появляется переодетый охотником чёрт Марбуэль. Он здесь по делу:

повелитель ада Люцифер поручил ему разузнать, как обращается с народом помещица‑княгиня. Крестьяне с проклятием говорят о своей барыне и её бессердечном управляющем. Что ж, Марбуэль запомнит их слова. Молодцеватый охотник‑чёрт галантно подходит к Каче и приглашает её на вальс. Девушка на седьмом небе от радости. Пусть теперь её подружки лопнут от зависти: она до упаду будет танцевать с незнакомцем. Охотник расписывает ей великолепие замка, в котором он живёт. Кача не прочь там побывать. Едва успевает она произнести эти слова, как раздаётся страшный удар грома, и девушка вместе с мнимым охотником проваливается в преисподнюю. Это видит влюблённый в Качу молодой пастух Йирка. Он решает следовать за любимой: ведь управляющий выгнал его со службы и послал ко всем чертям.

Действие второе. В преисподней шумно и весело: черти коротают время в попойках и за игрой в карты. Люцифер осведомляется об отсутствующем Марбуэле. Тот, как всегда, лёгок на помине. На его спине восседает Кача. Бедняга

Марбуэль вконец измучен. Кача истязает его, бьёт, щиплет: подумать только – вместо обещанного замка она попала в ад.

Разгневанная девушка заявляет, что не сойдёт со спины чёрта до тех пор, пока он не доставит её обратно на землю. Вид взбалмошной и крикливой крестьянки приводит в ужас обитателей ада. Сам князь преисподней озадаченно покачивает головой

– он тоже не находит выхода из положения. Слышится стук в ворота. Это Йирка. Он пытается освободить Марбуэля, но безуспешно. Тогда парень пускается на хитрость. Он советует чертям посулить Каче золотую цепь. Сказано – сделано. Увидев блестящее украшение, девушка тотчас спрыгивает со спины Марбуэля. Люцифер приказывает своему подчинённому отнести

Качу на землю. На обратном пути он доставит в ад помещицу, а управляющего предостережёт: последний будет жестоко наказан, если не прекратит издевательства над народом. Мысль о том, что вновь придётся иметь дело с Качей, приводит

Марбуэля в ужас. Йирка готов услужить чёрту. Но с условием: Марбуэль хорошенько помучает управляющего и отпустит его только тогда, когда того пожелает пастух. Чёрт обрадован: он дёшево отделался. Сделка заключена. По знаку Марбуэля затеваются танцы. Кружась с Качей в вальсе, Йирка подталкивает партнёршу к дверям преисподней. Мгновенье – и ворота захлопываются. Черти бурно выражают свой восторг: наконец‑то они освободились от непрошеной гостьи.

Действие третье. Замок помещицы. В страхе мечется княгиня из угла в угол, ожидая возмездия за своё жестокое обращение с народом. Ей известно: вчера чёрт приходил за управляющим, и тот спасся лишь благодаря Йирке. Княгиня посылает за пастухом. Она готова на всё, лишь бы избежать ада. Что ж, Йирка поможет помещице, но пусть она вначале отменит ненавистную крестьянам барщину. Княгиня тут же подписывает указ и вручает его молодому крестьянину. Йирка посылает за

Качей и, когда она приходит, прячет её в зале.

Темнеет. Внезапно комната княгини освещается призрачным светом луны. Появившийся Марбуэль страшным голосом приказывает помещице следовать за ним в ад. Однако узнав, что в замке находится Кача, чёрт, охваченный паническим страхом, убегает.

Собираются крестьяне. Среди них уже распространилась весть об отмене барщины. Радостно празднуют они своё освобождение.

 

Чёртова стена

Опера в трёх действиях

Либретто Э. Красногорской

 

Действие происходит в Чехии в XIII веке.

 

Дьявол Рарах, соблазнивший пустынника Бенеша, появляется в городе в его обличье и раскидывает свои сети, рассчитывая увлечь людские души. Вок Виткович, один из знатнейших вельмож Чехии, отвергнутый любимой девушкой, дал обет безбрачия.

Его вассал рыцарь Ярек клянётся не жениться до тех пор, пока его сеньор не вступит в брак, хотя у него есть невеста, прекрасная Катушка. Рарах уговаривает Вока построить аббатство и вступить в него монахом, рассчитывая стать приором и завладеть душами христиан. Вок колеблется, так как некогда любимая им женщина умерла, поручив его заботам свою дочь –

Гедвику. В сердце Вока пробуждается любовь к девушке, но он всё же решает уйти в монастырь. Дьявол готов торжествовать победу, но отшельник Бенеш, чей облик принял Рарах, кается в своих грехах. Рарах преграждает стеной течение Влтавы, и река заливает монастырь, в котором находится Вок. Однако козни дьявола уничтожены: чистая любовь Гедвики и раскаяние отшельника посрамляют сатану. Чёртова стена, преграждавшая Влтаву, разрушена, и река входит в своё русло. Жизнь людей спасена. Действие завершается браком Вока с Гедвикой и Ярека с Катушкой.

 

Честное слово

Опера в одном действии

Либретто Я. Хенцинского

 

Молодой шляхтич Станислав, став жертвой несчастного случая, нашёл приют у помещика Лагоды. За больным ухаживала дочь помещика Зузя. Молодые люди полюбили друг друга. Но брак их невозможен, так как отец Зузи дал слово чести выдать дочь замуж за сына своего приятеля. В ответ на протесты Зузи и настояния Станислава рассерженный Лагода даёт новую клятву: ни при каких обстоятельствах его дочь не выйдет замуж за Станислава. Юноша решает уехать. К отцу Зузи приезжает старый приятель, пан Мартин, – за его сына Михала и должна выйти замуж Зузя. Ещё не остывший после ссоры с дочерью и

Станиславом, Лагода не очень радостно встречает напоминание о браке Зузи. Гость обижен, вспыхивает ссора, которая, однако, вскоре утихает – торжествует долг гостеприимства. Во время завтрака пан Мартин с удивлением узнаёт в Станиславе своего сына Михала – тот, опасаясь, что до отца дойдут известия о его болезни, назвался другим именем. Всё выясняется к общему удовольствию, но отец Зузи вспоминает о клятве, что его дочь никогда не выйдет замуж за Станислава, а шляхтич не может нарушить честное слово. Выход находит Зузя, объясняющая отцу, что нарушения клятвы нет: ведь Станислав на самом деле Михал, а она хочет выйти замуж именно за него. Старик успокаивается и благословляет влюблённых.

 

Чужим добром не разживёшься

Опера в двух действиях

Либретто Джузеппе Паломбы

 

Сюжет строится на взаимоотношениях четырёх основных персонажей – двух слуг и двух хозяев.

Деревенская площадь заполнена крестьянами, торговцами, бродячими артистами, развлекающими толпу песнями и танцами.

Здесь и местный чиновник Джанфабрицио, отдающий распоряжения по поводу встречи баронессы, которая должна прибыть с минуты на минуту. Один из артистов – Габбомондо – запевает уличную песенку, ему вторит Мирандолина, и вскоре песенку подхватывают все присутствующие.

Наконец прибывает баронесса, все радостно её приветствуют. Никто не знает, что под видом баронессы явилась её служанка

Нинетта, решившая во время отсутствия хозяйки выдать себя за знатную даму. Вскоре в деревню приезжает под видом капитана его слуга Мартуффо. Но когда появляются истинные баронесса Стеллидаура и капитан дон Путифоре, выясняются проделки слуг. Возмущённые хозяева обличают их. Короткими жалобными фразами кающейся Нинетты начинается комедийный квартет. Ответы посрамлённого Мартуффо – отрывистые, растерянные, в то время как скороговорка разъярённой баронессы наступательная, с резкими выкриками, а речь капитана дона Путифоре напоминает сердитое ворчание. Спор слуг и хозяев переходит в перепалку, в которой тонет даже последняя просьба Нинетты о примирении.

Во втором действии происходит дуэт Нинетты и Мартуффо, в котором выражено отчаяние разоблачённых слуг, вынужденных расстаться с розовыми мечтами и вернуться к повседневным делам – одной на кухню, другому – в хлев к своим ослам.

Финальная сцена оперы изображает карнавальный спектакль с участием бродячих артистов Габбомондо и Мирандолины в костюмах Вакха и Минервы, и Нинетты – в образе богини Юноны. Остальные персонажи принимают участие в этом весёлом празднестве в качестве зрителей, комментирующих происходящее. Спектакль завершается общим ликованием.

 

Далибор

Опера в трёх действиях

Либретто Йозефа Венцига

 

Действующие лица

 

Владислав, король Чехии (бас)

Далибор, рыцарь (тенор)

Будивой, начальник стражи (баритон)

Судья (бас)

Бенеш, тюремщик (бас)

Витек, оруженосец Далибора (тенор)

Милада, сестра убитого бургграфа (меццо‑сопрано)

Итка, девушка из свиты Далибора (сопрано)

Вассалы короля, советники суда, слуги Далибора, народ.

Действие происходит в Градчанах в Праге в XV веке.

 

Действие первое. В пражском кремле Градчанах собирается народ. Люди ждут прибытия короля Владислава. Вместе с судьями он вынесет приговор рыцарю Далибору – мужественному борцу за справедливость, любимцу народа. Далибор обвиняется в том, что напал вместе со своей дружиной на замок Плошковиц и убил бургграфа. Милада – сестра погибшего – всё ещё находится под впечатлением ужасов страшной ночи. Горячо убеждает она судей в виновности рыцаря.

Приводят обвиняемого. Он не отрицает своего поступка: возмездие было вызвано жестокостью бургграфа, обезглавившего его лучшего друга Зденека. Смелая, гордая речь Далибора покоряет сердце Милады. Она видит, что рыцарь защищает правое дело. Но напрасно молит девушка об оправдании благородного воина. Король и судьи настаивают на пожизненном заключении преступника. Они напуганы бесстрашием рыцаря, его популярностью у народа.

Вместе с Иткой, воспитанницей Далибора, Милада клянётся помочь рыцарю вновь обрести свободу.

Действие второе. Картина первая. На улице, возле корчмы, Итка встречается со своим возлюбленным Витеком и его друзьями. Она рассказывает о жестоком и несправедливом приговоре Далибору, о плане его освобождения, предложенном

Миладой. Переодевшись в мужское платье, Милада проникла в тюрьму. Девушка берёт на себя организацию побега Далибора.

Витек и его соратники выражают готовность принять участие в освобождении храброго рыцаря.

Картина вторая. Начальник королевской стражи Будивой приказывает тюремщику Бенешу бдительно следить за Далибором:

не исключена возможность, что преступник попытается бежать – ведь у него всюду друзья. Многоопытный стражник подозрительно смотрит на появившегося в это время юношу. Тюремщик успокаивает Будивоя: это бедный сирота, он помогает

Бенешу в его трудной работе.

Картина третья. Милада уговаривает тюремщика разрешить ей посетить Далибора в его камере и передать ему скрипку. Этой единственной милостью, – просит девушка, – добрый и мягкосердечный Бенеш облегчит тяжёлую участь заключённого.

В могильном сумраке темницы перед Далибором возникает образ его убитого друга Зденека, слышатся мелодии, которые он играл на своей скрипке. Внезапно появляется Милада. Она передает рыцарю вместе со скрипкой инструменты: он перепилит ими решётку. Звуки скрипки будут означать, что побег удался; они послужат для соратников Далибора сигналом к восстанию против деспотизма королевской власти.

Действие третье. Картина первая. Взволнованный Бенеш рассказывает королю Владиславу, что юноша‑сирота, которого он приютил из жалости, исчез. Очевидно, он должен был помочь Далибору бежать. Вслед за Бенешем входит Будивой. Начальник стражи докладывает: готовится народное восстание. Король вновь созывает судей. Принимается решение – осудить мятежного рыцаря на смертную казнь.

Картина вторая. Перепилив решётку темницы, Далибор берёт в руки скрипку, чтобы подать условленный сигнал. Неожиданно распахивается дверь тюремной камеры. Входит начальник стражи и объявляет рыцарю смертный приговор.

Картина третья. Площадь перед тюремной башней. Витек, Милада и их сообщники ждут условного сигнала Далибора. Но что это? Вместо звуков скрипки слышится погребальный звон колоколов. Милада понимает: побег не удался, мужественного воина ведут на казнь. Девушка призывает людей к борьбе. Толпа врывается в тюрьму и освобождает Далибора из рук крепостной стражи. Однако повстанцы не могут устоять перед многочисленными прислужниками короля. В неравном бою Милада и

Далибор погибают.

 

Дальний звон

Опера в трёх действиях

Либретто Ф. Шрекера

 

Увлекаемый чудящимся ему «дальним звоном», молодой музыкант Фриц оставляет невесту Грету и отправляется на зов мечты.

Отец Греты, пропойца Гроуман, проигрывает дочь трактирщику. Грета убегает из дома. Она встречает старую сводню и становится кокоткой. Но и в своём падении она продолжает мечтать о Фрице.

Преследуемый «дальним звоном», музыкант приезжает в Венецию, где видит Грету. Узнав, кем она стала, он отталкивает её.

Написанная Фрицем опера проваливается, и он слишком поздно узнаёт, что только Грета могла его понять.

Фриц умирает. Поиски «дальнего звона» увели его от счастья и от Греты.

 

Декабристы

Опера в 4 действиях


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.