Общие принципы постановки учета — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие принципы постановки учета

2021-01-29 138
Общие принципы постановки учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теперь пришло время познакомиться с основными принципами организации бухгалтерского учета на современном предприятии.

Общий порядок организации бухгалтерского учета на предприя- тии регламентируется федеральным законом «О бухгалтерском уче- те». Руководитель и главный бухгалтер несут перед государством полную ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность его данных. Ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя предприятия, а непосредственное руководство бухгалтерским учетом — на главного


бухгалтера предприятия. Именно поэтому главных бухгалтеров не- редко считают «занудами», «буквоедами» и т. п.: в силу специфики должности главный бухгалтер должен скрупулезно следить за со- блюдением буквы закона и не допускать ни малейших отклонений.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Многим руководителям доводилось вступать в споры с работниками бухгалтерии по мелочным, казалось бы, вопросам: то авансовый отчет неправильно оформлен и бухгалтерия его не принимает, то в наклад- ной не все реквизиты заполнены, то счет-фактура на оплату сформи- рована неправильно, и т. п. Директора возмущаются: мол, как это так, из-за какой-то мелочи бухгалтерия не производит в срок перечисле- ние денег поставщику (а ведь поставщик вам поверил под честное слово!), или не принимает отчет о командировке («что же, мне теперь опять ехать в командировку и ставить недостающую печать?») и т. д. При этом больше всего их возмущает то, что даже в тех случаях, когда руководитель предприятия готов взять на себя всю ответственность за неправильное оформление документов, бухгалтерия твердо стоит на своем и упорно не соглашается.

 

Человеку, который не знаком со спецификой бухгалтерской рабо- ты, невдомек, что он при всем желании не сможет взять на себя от- ветственность за нарушения в бухгалтерском учете (в частности, за неправильное оформление документов). Даже если бухгалтерия со- гласится принять неправильно оформленные документы с тем усло- вием, что ответственность за возможные последствия будет возло- жена на руководителя (вообще-то такие случаи являются музейной редкостью, и их могут допускать только совсем неопытные бухгалте- ры), при обнаружении этих нарушений налоговыми или фискальны- ми органами никто не примет во внимание эту «джентльменскую договоренность». Ответственность перед государством за подобные нарушения будет нести только главный бухгалтер.

Для ведения бухгалтерского учета на предприятии создается от- дельное структурное подразделение — бухгалтерия, которое воз- главляет главный бухгалтер. Численность работников бухгалтерии определяется трудоемкостью учетной работы, объемами производ- ства, численностью работающих на предприятии сотрудников, сте- пенью автоматизации учета, возможностями используемого про- граммного продукта, а также иными факторами, в зависимости от специфики конкретного предприятия. Отметим, что на небольших предприятиях бухгалтерский учет может осуществлять специалист- предприниматель либо специализированная организация (в каждом случае необходимо заключение соответствующего договора).


Предприятие в соответствии с действующим законодательством выбирает форму и порядок ведения бухгалтерского учета, разраба- тывает основные принципы ведения документооборота, определяет порядок оформления хозяйственных операций и проведения инвен- таризаций, выбирает способ начисления амортизации и списания затрат, и т. д. Иначе говоря, предприятие самостоятельно разрабаты- вает свою учетную политику, которая официально утверждается ру- ководством предприятия и сдается в письменном виде в налоговый орган по месту регистрации.

Главный бухгалтер поручает каждому сотруднику бухгалтерии определенный участок работы. Должностные обязанности и порядок работы на каждом рабочем месте определяются должностной ин- струкцией, которая разрабатывается и утверждается главным бух- галтером предприятия.

 

План счетов и структура счета

Как уже отмечалось выше, план счетов является ведущей состав- ляющей бухгалтерского учета, его базой и основным структурным элементом. В свою очередь, основным элементом Плана счетов явля- ется счет бухгалтерского учета. Сущность и назначение Плана счетов рассматривались выше (см. раздел «Ключевые элементы современ- ного учета»), а здесь мы узнаем, какую структуру имеет счет бухгал- терского учета, какие бывают счета, и какая разница заключается между синтетическим и аналитическим учетом.

Несмотря на то, что на каждом счете бухгалтерского учета отра- жается информация о разных объектах учета, структура счетов прак- тически одинакова. Некоторые отличия имеются лишь в правилах отражения данных по тому или иному счету (в зависимости от того, что учитывается на данном счете — активы предприятия либо его пассивы).

На каждом счете бухгалтерского учета отражается информация как об увеличении соответствующего актива или пассива, так и об уменьшении. В связи с этим каждый счет делится на две части: левая часть называется дебет, а правая — кредит. Каждая хозяйственная операция отражается либо по дебету, либо по кредиту счета. Поэтому как по дебету, так и по кредиту у каждого счета может быть как одна, так и несколько записей.

Итоговая сумма всех операций по дебету либо по кредиту счета называется оборот (соответственно — дебетовый оборот или кре- дитовый оборот, либо — оборот по дебету и оборот по кредиту). Разница между дебетовым и кредитовым оборотами счета называет- ся остаток по счету, или сальдо по счету. Сальдо по счету может


быть дебетовым или кредитовым — в зависимости от того, какой оборот выше; кроме этого, по некоторым счетам может выводиться сальдо как по дебету, так и по кредиту. Сальдо по счету на начало от- четного периода называется начальное сальдо, а сальдо на конец от- четного периода — конечное сальдо.

Теперь пришло время рассказать о типах счетов бухгалтерского учета. Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. На активных счетах увеличение оборота показывается по дебету, а уменьшение — по кредиту, при этом сальдо может быть только дебе- товым; на пассивных счетах — все с точностью до наоборот. Примеры активных счетов: 01 «Основные средства», 50 «Касса», 10 «Материалы» (например, поступление в кассу денежных средств отражается по де- бету счета 50, а расходование — по кредиту; очевидно, что этот счет не может иметь кредитового сальдо, как не может в кассе находиться

«минус сто рублей»). Примеры пассивных счетов: 02 «Амортизация основных средств», 80 «Уставный капитал» и др. Примеры активно- пассивных счетов: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехо- зяйственные расходы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», и др.

Чтобы рассчитать конечное сальдо по активному счету, нужно к начальному сальдо (напомним, что у активного счета это сальдо бу- дет дебетовым либо нулевым) прибавить сумму дебетового оборота за отчетный период и вычесть сумму кредитового оборота за этот же период. Чтобы рассчитать конечное сальдо по пассивному счету, нужно к его начальному сальдо (у пассивного счета оно будет креди- товым либо нулевым) прибавить сумму кредитового оборота и вы- честь суму дебетового оборота.

Как отмечалось выше, по некоторым счетам может рассчиты- ваться одновременно и дебетовое, и кредитовое сальдо. Такими сче- тами являются активно-пассивные счета. Однако это не исключает возможности расчета по любому активно-пассивному счету либо только дебетового, либо только кредитового сальдо.

Если на конец отчетного периода сальдо по счету отсутствует (т. е. является нулевым), то этот счет по итогам отчетного периода называется закрытым.

По окончании отчетного периода сальдо по всем счетам бухгал- терского учета переносятся в бухгалтерский баланс, причем сальдо по активным счетам отражаются в активе баланса, а сальдо по пас- сивным счетам — в пассиве баланса; сальдо по активно-пассивным счетам могут отражаться как в активе, так и в пассиве баланса. Ито- говые суммы актива и пассива баланса должны совпадать. Подробнее о том, что представляет собой бухгалтерский баланс, будет рассказа- но ниже, в разделе «Бухгалтерская отчетность».


В процессе ведения учета возникает необходимость детализиро- вать общие показатели, более того — выражать целый ряд показате- лей не только в денежном, но и в натуральном выражении. С целью детализации показателей в бухгалтерском учете все счета подразде- ляются на два вида: синтетические и аналитические.

На синтетических счетах отражаются общие (обобщенные) по- казатели (обороты и остатки). Они ведутся только в денежном вы- ражении.

Аналитические счета предназначены для подробной характери- стики объектов бухгалтерского учета. Показатели аналитического учета могут выражаться как в денежных, так и в натуральных пока- зателях. Иначе говоря, данные, хранящиеся на аналитических счетах, являются подробной расшифровкой соответствующих синтетиче- ских счетов.

Для ведения аналитического учета к синтетическому счету от- крываются аналогичные по структуре (активные, пассивные или ак- тивно-пассивные) аналитические счета. Остатки и обороты по синте- тическому счету должны равняться сумме соответствующих остатков и оборотов по открытым к данному счету аналитическим счетам.

В разделе «Ключевые элементы современного учета» мы позна- комились с таким понятием, как субсчет. Так вот — субсчет пред- ставляет своего рода связующее звено между синтетическими и ана- литическими счетами. Например, остаток по счету 10 «Материалы» составляет 5 000 рублей. Из них на субсчете 10/01 «Сырье и материа- лы» числится 2 000 рублей, а на субсчете 10/03 «Топливо» —  3 000 рублей.

Данные аналитического учета позволяют детализировать эту информацию. С их помощью мы узнаем, что, например, на субсчете 10/01 числится 5 банок краски по 150 рублей на сумму 750 рублей, и 10 литров лака по цене 125 рублей за литр на сумму 1 250 рублей (итого 750+1 250=2 000 рублей). В то же время данные аналитиче- ского учета показывают, что на субсчете 10/03 числится 100 литров бензина А-92 по цене 18 рублей за литр на сумму 1 800 рублей, 20 литров дизельного топлива по цене 15 рублей за литр на сумму 300 рублей и 90 литров мазута по цене 10 рублей за литр на сумму 900 рублей (итого 1 800+300+900=3 000 рублей).

Если на предприятии не ведется аналитический учет (вообще-то такая ситуация — нонсенс) или он должным образом не налажен, то это исключает всякую возможность представления полноценной и достоверной картины финансово-экономического состояния данного предприятия.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.