Глава 1. Теоретические основы современного учета — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Теоретические основы современного учета

2021-01-29 139
Глава 1. Теоретические основы современного учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современный учет — это система получения и обработки эконо- мический информации, которая предназначена для расчета показа- телей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также контроля и управления этой деятельностью. Данные бухгалтерского учета используются не только внутри предприятия, но и предостав- ляются в иные организации: налоговые органы, вышестоящие орга- низации, банки и иные финансово-кредитные учреждения, контр- агенты, страховые организации и т. д. В этой главе мы узнаем, каковы его принципы, цели и задачи, из каких основных составных элементов состоит бухгалтерский учет, что представляет собой ин- струментарий учета и т. д.

 

Роль учета в экономике предприятия

Бухгалтерский учет обеспечивает наличие информации о фи- нансово-экономическом состоянии предприятия на любой момент времени. Ведь каждое предприятие обладает значительным коли- чеством активов и пассивов (объектов бухгалтерского учета), к ко- торым относятся не только упомянутые выше расчетный счет и за- работная плата, но и основные средства, нематериальные активы, незавершенное производство, материальные запасы, дебиторская и кредиторская задолженность, расходы будущих периодов и т. д. Эти активы и пассивы (объекты бухгалтерского учета) в процессе дея- тельности предприятия постоянно изменяются, и все данные об этих изменения скрупулезно фиксируются и отражаются в бухгал- терском учете.

На основании данных бухгалтерского учета руководство пред- приятия принимает важные управленческие решения. Расчет сумм налоговых и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды, также целиком и полностью базируется на данных бухгалтерского учета.

Одной из важнейших функций бухгалтерского учета является контрольная функция. Смысл ее заключается в том, что, во-первых, бухгалтерия не должна принимать к исполнению документы, не от- вечающие требованиям действующего законодательства, а во- вторых — бухгалтерия должная периодически проводить проверку соответствия фактических данных и данных бухгалтерского учета. Например, во время инвентаризации товарно-материальных ценно- стей проверяется соответствие фактических остатков по складу остаткам, которые числятся по данным бухгалтерского учета.


По своей сути учет является одним из направлений управленче- ской деятельности. Процесс любого учета состоит из следующих от- носительно самостоятельных стадий (этапов):

· наблюдение;

· измерение;

· регистрация;

· обработка и обобщение результатов (подведение итогов). Наблюдение — это начальная стадия любого учетного процесса.

Данные, полученные в результате наблюдения, являются основой дальнейшего учета.

На стадии измерения дается точная количественная оценка дан- ных, полученных в результате наблюдения. Эта оценка выражается в определенных единицах, называемых единицами измерения.

Регистрация результатов наблюдения и измерения осуществля- ется путем фиксирования данных на бумажных либо электронных носителях информации. Благодаря регистрации достигается возмож- ность длительного хранения данных и использования их в любой момент по мере необходимости, а также документального подтвер- ждения подлинности тех или иных фактов и событий.

Заключительной стадией учета является обработка и обобщение имеющихся данных и представление их в виде, удобном для хране- ния и дальнейшего использования (группировка, сортировка, и т. п.). Эта стадия используется для подведения итогов (в том числе — для расчета налогов), анализа имеющейся информации, а также для при- нятия управленческих решений.

 

Основные объекты учета

Бухгалтерский учет по своей природе не может быть некой аб- страктной субстанцией, которая существует сама по себе. Реализация бухгалтерского учета на практике возможна только в том случае, ко- гда известно, что именно нужно считать: наличные и безналичные деньги, оборудование, задолженность, материальные ценности, не- завершенное производство, и т. д. Иначе говоря, бухгалтерский учет может состояться только при наличии определенных объектов, ко- торые так или иначе используются в процессе ведения финансово- хозяйственной деятельности предприятия либо оказывают непо- средственное влияние на осуществление этой деятельности. Такие объекты и принято называть объектами бухгалтерского учета.

Перечень наиболее часто используемых объектов бухгалтерского учета приведен ниже.

· Движимое и недвижимое имущество предприятия, включая арендованное, подаренное, а также переданное во временное пользо- вание имущество.


· Права пользования интеллектуальной и промышленной соб- ственностью, природными ресурсами, авторскими правами и иными нематериальными активами, которые могут приносить доход.

· Программное обеспечение, приобретенное и используемое пред- приятием, а также расходы по его обслуживанию и сопровождению.

· Денежные средства предприятия (как наличные, так и безна- личные), акции, облигации, иные ценные бумаги.

· Сырье, материалы, иные товарно-материальные ценности, го- товая продукция, незавершенное производство.

· Расходы и доходы будущих периодов.

· Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.

· Дебиторская и кредиторская задолженность предприятия.

· Доходы и расходы предприятия по их видам и периодам, фи- нансовый результат деятельности предприятия.

· Распределение и использование прибыли, а также нераспреде- ленная прибыль предприятия.

· Фонды и резервы, создаваемые и используемые на предприятии.

· Уставный капитал предприятия.

· Обязательства предприятия по уплате налогов, неналоговых платежей, а также по иным расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

В ряде случаев могут использоваться и иные объекты бухгалтер- ского учета, в зависимости от особенностей организации учета на предприятии, специфики финансово-хозяйственных процессов и других факторов.

В отличие от среднего и крупного бизнеса, учет в малом бизнесе характеризуется относительно небольшим количеством объектов. К этим объектам в первую очередь относятся перечисленные ниже объекты.

· Денежные средства в любом виде (наличные, безналичные, в валюте); некоторые малые предприятия могут использовать в рас- четах ценные бумаги (векселя и т. п.) — они также будут являться объектами учета.

· Товарно-материальные ценности: предназначенные для про- дажи товары, топливо для автомобиля, киоск (лоток, палатка и т. п.), прилавок, весы и т. д.

· Работы, услуги (для предприятий и предпринимателей, вы- полняющих работы и оказывающих услуги).

· Дебиторская и кредиторская задолженность. Любой предпри- ниматель четко знает, кому, чего и сколько он должен, а также кто и что должны ему.

· Выручка от реализации. Некоторые предприниматели, зани- мающиеся торговлей за наличный расчет, учитывают выручку вме-


сте с денежными средствами. Такой подход является неправильным, поскольку выручка от реализации и наличные денежные средства — это разные объекты учета.

· Средства, вложенные в дело (по-научному — уставный капи- тал). Этот объект учета особенно важен, если в дело вложили сред- ства несколько человек: например, один участник купил киоск, дру- гой — приобрел товар, третий — заплатил за аренду торгового места на определенный срок и т. п.

· Накладные расходы предприятия.

· Налоги и неналоговые платежи.

Помимо перечисленных, на конкретном предприятии (у пред- принимателя) могут быть и иные объекты учета, в зависимости от специфики деятельности, формы собственности, предлагаемого ас- сортимента товаров (работ, услуг), особенностей организации учета и иных факторов.

 

Элементы современного учета

Несмотря на то, что бухгалтерский учет на каждом предприятии имеет свои характерные особенности, в любом случае он включает в себя несколько основных элементов, которые перечислены ниже.

1. Документация — элемент, с помощью которого осуществля- ется сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Напри- мер, осуществление с каким-либо контрагентом сделки купли- продажи в большинстве случаев подразумевает оформление следу- ющих документов: договор (контракт), платежный документ, под- тверждающий факт оплаты за поставляемые товарно-материальные ценности (выполненные работы, указанные услуги), товарно- сопроводительный документ (накладная), счет-фактура, приходный складской ордер. Важнейшее место в составе документации предпри- ятия занимают первичные документы.

2. Первичный документ — это документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции и составленный уполно- моченными представителями заинтересованных сторон в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — то сразу после ее окончания. Исходя из этой формулировки, можно сде- лать вывод, что, например, товарно-транспортная накладная, прове- денное банком платежное поручение, приходный кассовый ордер либо акт выполненных работ (услуг) являются первичными доку- ментами, а договор либо протокол согласования цен — нет. Формы первичных документов утверждаются законодательно и обязатель- ны к применению. Первичный документ является основой для созда- ния бухгалтерской записи.


3. План счетов — элемент, который является ведущей составля- ющей бухгалтерского учета, его базой и основным структурным эле- ментом. С помощью плана счетов производится группировка и сорти- ровка информации о финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, что позволяет получать полную, достовер- ную и наглядную картину состояния активов и пассивов предприятия в денежном выражении. Типовой план счетов, действующий на терри- тории Российской Федерации, законодательно утверждается соответ- ствующими государственными органами и обязателен к применению. Следует отметить, что в процессе финансово-хозяйственной деятель- ности каждый субъект хозяйствования может разработать свой соб- ственный план счетов, составленный с учетом вида деятельности предприятия, особенностей организации учета на предприятии, спе- цифики производственного процесса, формы собственности и иных факторов. Однако в любом случае внутренний план счетов предприя- тия либо организации должен базироваться на типовом плане счетов, действующем на территории Российской Федерации.

4. Счет бухгалтерского учета — основной составной элемент плана счетов, предназначенный для отображения в денежном пред- ставлении информации об объектах бухгалтерского учета (активах и пассивах предприятия). Одно из важнейших назначений счетов — систематизация и группировка информации о финансово- хозяйственных операциях по экономически однородным признакам. Например, для учета наличных денежных средств в кассе предприя- тия в типовом плане счетов предназначен счет 50 «Касса», для учета безналичных денег на расчетном счете в банке — счет 51 «Расчетный счет», для учета основных средств — счет 01 «Основные средства», для учета сырья и материалов — счет 10 «Материалы» и т. д. Счет бухгалтерского учета может включать в себя субсчета, которые пред- ставляют собой подчиненные элементы счета и предназначенные для более детального учета. Например, для счета 50 «Касса» можно открыть субсчета 50/01 «Касса рублевая», 50/02 «Касса доллары США» и 50/03 «Касса евро»; для счета 10 «Материалы» можно от- крыть субсчета 10/01 «Сырье и материалы», 10/02 «Покупные изде- лия и полуфабрикаты», 10/03 «Топливо» и т. д. Счета бывают актив- ными, пассивными и активно-пассивными. На активных счетах увеличение оборота показывается по дебету, а уменьшение — по кредиту, при этом сальдо может быть только дебетовым; на пассив- ных счетах — все с точностью до наоборот. Примеры активных сче- тов: 01 «Основные средства», 50 «Касса», 10 «Материалы» (например, поступление в кассу денежных средств отражается по дебету сче- та 50, а расходование — по кредиту; очевидно, что этот счет не может иметь кредитового сальдо, как не может в кассе находиться «минус


сто рублей»). Примеры пассивных счетов: 02 «Амортизация основных средств», 80 «Уставный капитал» и др. Примеры активно-пассивных счетов: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйствен- ные расходы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

5. Двойная запись — способ регистрации финансово- хозяйственных операций одновременно на двух разных, но экономи- чески взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в равных сум- мах. Чтобы было понятнее, этот способ можно сравнить с законом сохранения энергии: «ничто из ниоткуда не берется и в никуда не исчезает». Иначе говоря, уменьшение сальдо (остатка) по любому счету одновременно ведет к увеличению сальдо (остатка) по другому счету на такую же сумму. Например, рассмотрим такую ситуацию, как снятие наличных денег со счета в банке в количестве 1 000 рублей. Очевидно, что после выполнения данной операции на расчетном сче- те в банке сумма уменьшится, а в кассе — увеличится. Для отражения операции по снятию наличных денег в банке и оприходованию их в кассу бухгалтер делает следующую запись: Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 51 «Расчетный счет» на сумму 1 000 рублей (такая за- пись называется «бухгалтерская проводка»; отсюда выражение  —

«операция проведена по учету»). Счета 50 и 51 являются активными, поэтому дебетовое сальдо после проведения операции по счету 50

«Касса» увеличится на 1 000 рублей, а по счету 51 «Расчетный счет» — уменьшится на 1 000 рублей. Счета, участвующие в бухгал- терской проводке, называются «корреспондирующими счетами», а сама проводка может называться также «корреспонденция счетов». Любая финансово-хозяйственная операция без исключения должна отражаться одновременно на двух счетах, один из которых показы- вает «что именно увеличилось (уменьшилось)», а другой — «за счет чего это произошло»; еще раз напомним, что сумма оборота по сче- там будет одинаковой.

6. Инвентаризация — способ проверки соответствия фактиче- ского наличия товарно-материальных ценностей и имущества пред- приятия в натуральном выражении (штуки, комплекты, наборы, лит- ры, килограммы и т. д.) данным бухгалтерского учета. Цель проведения инвентаризации — обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета, а также сохранность товарно-материальных ценностей и имущества предприятия. Инвентаризация проводится в случаях, установленных действующим законодательством, в при- сутствии материально-ответственных лиц.

7. Отчетность — система показателей, которые характеризуют финансово-хозяйственную деятельность предприятия за определен- ный период времени, и его финансовое состояние на определенную


дату (эта дата называется «отчетной»). Без показателей отчетности невозможно обойтись при проведении анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия, а также при принятии управленческих решений.

Важно помнить и понимать, что все перечисленные элементы бухгалтерского учета неразрывно связаны между собой.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.