Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-01-29 | 86 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
И правит е ли С р е днего жу за
Имя Михаила Михайловича Сперанского (1772–1839), несо- мненно, хорошо известно и историкам, и правоведам, причем не только в России, но и в мире. Одним из важных и специфических этапов его многолетней и разнообразной государственной деятельно-
135
сти является его управление Сибирью в качестве генерал-губернатора (1819–1821). Практически все биографы этого государственного дея- теля непременно касаются «сибирского периода» его жизни и карье- ры (см., напр.: [Корф, 1861 б, с. 164–259; Raeff, 1969; Томсинов, 2006, с. 294–334]), имеется также целый ряд специальных исследований, посвященных именно деятельности Сперанского в Сибири (см., в частности: [Вагин, 1872 а; 1872 б; Ядринцев, 1876; Попов, 1879; Фатеев, 1942; Мурзина, 1950; Raeff, 1956; Дамешек, Перцева, Ремнев, 2003]).
|
|
3 Среди исследователей распространено мнение, что М.М. Сперанский не придавал особого значения собственно ревизии и в большей степени сосредо- точился на проблемах преобразования управления восточными регионами Рос- сийской империи (см.: [Ядринцев, 1876, с. 464–465; Дамешек, 1998, с. 57–58]). Однако официальные акты и личные документы самого Сперанского убеждают в обратном. Так, в рескрипте Александра I подчеркивается цель отправки Спе- ранского в Сибирь именно для ревизии [В память, 1872, с. 106], это же отмечает и сам Сперанский в письмах князю А.Н. Голицыну от 25 июня 1819 г. и императору Александру I от 30 января 1820 г. [Сперанский, 2002, с. 610–613] (см. также: [Корф, 1861 б, с. 217, 226–228, 237–238]). Другое дело, что ревизия была ему менее интерес- на, чем возможность провести реформы системы управления.
|
5 Некоторые исследователи считают, что «уставы» и «правила» представляли собой составные части «Уложения об управлении сибирских губерний» (см.: [Да- мешек, 1998, с. 63]).
136
для нас наиболее важным достижением М.М. Сперанского являют- ся «Устав об управлении сибирских инородцев» и особенно вышеу- помянутый «Устав об управлении сибирских киргизов». Фактически это были первые в истории России кодифицированные акты, регла- ментировавшие правовой статус кочевых подданных Российской империи и их взаимоотношение с имперскими властями, поскольку до Сперанского эти вопросы регламентировались лишь отдельными актами, нередко принимавшимися ad hoc и не обеспечивавшими по- следовательной правовой политики Российский империи на ее на- циональных окраинах.
|
|
|
Попытаемся вернуться к этому наблюдению и проследить, как именно личные политико-правовые взгляды М.М. Сперанского от- разились в «Уставе об управлении сибирских киргизов», т.е., по сути, как личная позиция генерал-губернатора повлияла на изменение пра- вового статуса Казахстана в составе Российской империи. Впрочем, некоторые авторы не считают, что Сперанский был единственным создателем кодификаций для кочевых народов Сибири и Казахстана, отмечая, что не меньшую роль в разработке «Устава об управлении сибирских инородцев» и «Устава об управлении сибирских киргизов»
137
|
сыграл его помощник Г.С. Батеньков, будущий декабрист (см.: [Даме- шек, 1975, с. 156–157; Gooding, 1988]). Нет оснований отвергать это мнение, однако следует иметь в виду, что окончательная редакция про- екта обоих уставов оставалась все же за Сперанским, который учел те предложения Батенькова, которые не противоречили его собственным представлениям об управлении национальными окраинами Россий- ской империи. Кроме того, следует иметь в виду, что в силу известных обстоятельств (возвышение в начале правления Александра I, затем опала и ссылка и, наконец, возвращение к государственной деятельно- сти) взгляды М.М. Сперанского претерпевали существенную эволю- цию с 1800-х до 1830-х годов, хотя и в поздний период своей деятельно- сти он не отказывался от прежних идей и представлений, «адаптируя» их под новые обстоятельства. Исследователи даже высказывают пред- положение, что в результате опалы и ссылки М.М. Сперанский мог в какой-то степени отказаться от намерения преобразования в масшта- бе всей империи и сконцентрироваться на возможностях реформы в конкретных регионах [LeDonne, 2003, р. 18–19].
|
По нашему мнению, именно в «Уставе об управлении сибирских
|
|
138
|
Это представление М.М. Сперанского в еще большей степени окрепло по результатам немногочисленных контактов с представи- телями казахского Среднего жуза, в отличие от более частых и более конструктивных контактов с «сибирскими инородцами», в частности, с бурятами (см.: [Handley, 1984]). Несмотря на то что, отправляясь в Сибирь, он постарался получить как можно больше информации о местном коренном населении (в частности, по пути он консультиро- вался в Казани с известным востоковедом К.Ф. Фуксом [Дневник, 1872, с. 12] (см. также: [Корф, 1861 б, с. 190]), однако, вероятно, не су- мел сформировать более-менее целостного представления именно о казахах6. Вероятно, поэтому он был вынужден руководствоваться сло- жившимся со времен Екатерины II7 стереотипом о них как о народе диком и чуждом цивилизации — подобная позиция нашла отражение в его личных документах. Наиболее ярким примером является пассаж из его дневника, в котором он повествует о празднике, устроенном
«киргизами» в честь его приезда: «Вообще нет ничего отвратительнее сей одичавшей и униженной природы: это почти полузвери» [Там же, с. 26] (см. также: [Корф, 1861 б, с. 195]). Несомненно, своей миссией он считал (опять же подобно Екатерине II) приобщение этого «дико- го» народа к цивилизации, распространение среди казахов имперских политических, правовых, культурных и религиозных ценностей.
В связи с этим нельзя не сказать несколько слов о правителях Среднего жуза в то время, когда Сперанский управлял Сибирью, т.е. на рубеже второго-третьего десятилетий XIX в. Несмотря на то что казахи этого жуза (или «сибирского ведомства», как они именова- лись в российской официальной документации имперского периода)
6 Первые труды, в которых давалась подробная и разносторонняя характе- ристика казахов, появились лишь в 1820–1830-х годах — это публикация Г. Спас- ского «Киргиз-Кайсаки Большой, Средней и Малой Орды» в «Сибирском вестни- ке» (1820) и «казахского Геродота» А.И Левшина, собравшего материал для своей книги «Описание киргиз-кайсакских или киргиз-казачьих орд и степей» в 1820– 1822 гг., но опубликовавшего ее лишь в 1832 г.
|
|
«Устава об управлении сибирских киргизов» российская администрация в отно- шениях с казахами руководствовалась именно указами Екатерины II 1780-х годов [Olcott, 1995, р. 46]. Таким образом, Сперанский при разработке своих проектов мог опираться не только на идеологию екатерининского времени, но и на офици- альную правовую базу того же периода.
139
|
не причиняли столько беспокойства российским властям, как казахи Младшего жуза (соответственно, «оренбургского ведомства»), нельзя сказать, что в отношениях с ними вообще не было никаких проблем. Хан Вали, стоявший во главе Среднего жуза в 1781–1821 гг., яв- лялся довольно противоречивой личностью. С одной стороны, он, конечно, не «дотягивал» до уровня своего отца и предшественника на троне — хана Аблая, который осуществлял масштабную внутреннюю и внешнюю политику, ведя себя на равных с джунгарскими ханами (до падения ханства в 1758 г.), российскими и китайскими импера- торами и в 1770-е годы признавался едва ли не верховным ханом всех казахов. Вали еще при жизни отца стяжал себе славу довольно лег- комысленного человека и (по свидетельству его собственного внука Ч.Ч. Валиханова) был известен среди казахов под прозвищем «тен- тек», т.е. хулиган или озорник (см., напр.: [Темиргалиев, 2013, с. 165]). С другой стороны, некоторые исследователи отмечают его неплохие дипломатические способности: так, еще в правление Аблая он успеш- но осуществлял дипломатические связи с империей Цин (подробнее см.: [Хафизова, 2015]), затем, сам став ханом, умудрялся одновремен- но считаться подданным и российских, и китайских монархов, при этом не портя отношений ни с одним из своих сюзеренов [Цинская
империя, 1989 б, № 175, с. 107; Ерофеева, 2001, с. 129].
|
В дальнейшем отношение подданных к Вали-хану не улучшалось, и в последние годы своего царствования он практически не пользо- вался уважением с их стороны. Особенно ярко отражает положение сына Аблая следующий эпизод, описанный сибирским горным чи- новником И.П. Шангиным, который в 1810-е годы побывал в Казах-
140
стане с целью разведки полезных ископаемых. В 1810 г. хан разбирал спор двух своих подданных из племени аргын, и один из участников процесса, недовольный ханским решением, публично отвесил Вали пощечину. И хотя в соответствии с традиционным казахским правом за подобное действие он должен был поплатиться жизнью, в качестве наказания ему лишь символически отрубили… край рукава его чапана [Эпистолярное наследие, 2014 б, с. 288].
|
|
«шоковой терапии» и, хотя вошел в историю как реформатор-радикал (см.: [Christian, 1976, р. 193–194]), на самом деле он придерживался идеи о постепенном, последовательном внедрении перемен в обще- стве, особенно в обществе традиционном, к каковым относились в то время казахи. Эту идею постепенности преобразований он выска- зывал как в собственных сочинениях, так и в переписке с представи- телями властей, которым предстояло реализовывать задуманные им реформы [Сперанский, 2002, с. 261–262; В память, 1872, с. 759] (см. также: [Быков, 2003 б, с. 66; Томсинов, 2006, с 328]). Надо полагать, это объяснялось отнюдь не только его теоретическими представлениями о реформе системы управления и права, но и практическим опытом, приобретенным в период правления в Сибири. В 1820-е годы Средний жуз стал ареной борьбы между Российской империей и китайской им-
141
перией Цин, в результате чего казахские ханы и султаны, недовольные российской политикой в Степи, неоднократно переходили в цинское подданство (подробнее см.: [Цинская империя, 1989 б ]). Сибирский генерал-губернатор знал об этом не только со слов представителей сибирской пограничной администрации, но и «из первых рук»: неко- торые казахские султаны сами направляли ему послания, в которых заверяли в своей лояльности, но намекали, что имеют и возможность перехода в подданство Цин в случае недовольства политикой сибир- ских властей (см.: [Noda, Onuma, 2010, р. 81–85]).
|
Таким образом, в основу «Устава об управлении сибирских кир- гизов» легли теоретические представления М.М. Сперанского о го- сударстве и праве, причем сформулированные в различные периоды его жизни и деятельности, а также и знания (вернее, представления) о казахах, приобретенные за время пребывания в Сибири.
Итак, какие же конкретные политико-правовые идеи М.М. Спе- ранского нашли отражение в «Уставе об управлении сибирских кир- гизов» 1822 г.? Ниже мы попытаемся выявить положения некоторых теоретических работ этого государственного деятеля, которые нашли отражение в конкретных параграфах «Устава».
|
8 Сама же М.Б. Олкотт ниже в своей работе отмечает, что создание «Свода степных законов» было завершено лишь в 1841 г. [Olcott, 1995, р. 59].
142
Глава III. Казахстан в эпоху коренных преобразований (1810–1840-е годы)
тельными монархами (пусть и вассальными по отношению к России), а, по сути, наместниками, подконтрольными имперским погранич- ным властям, и ведавшими только внутренними делами собственных округов. В этом нашел отражение еще один постулат Сперанского о верховной власти: правит один государь, остальные же управляют [Там же, с. 70]. Кроме того, вновь создаваемые органы власти имели четкую иерархию и официально подчинялись имперским погранич- ным властям, что также соответствовало идее Сперанского о едином нормативном обеспечении и единой централизованной системе всех органов власти в империи [Там же, с. 287].
Преобразования же М.М. Сперанского оказались более эффек- тивными и не встретили в Среднем жузе такой негативной реакции, как реформа О.А. Игельстрома в Младшем жузе 35 годами ранее. Успешность реформы Сперанского объясняется, на наш взгляд, не- сколькими причинами. Во-первых, казахи ко времени принятия
|
143
|
щих ханских семейств по нисходящей линии (§ 30–31). Здесь можно усмотреть отражение еще одного принципа, высказанного М.М. Спе- ранским в его поздних сочинениях, — о сохранении владения за ро- дом прежнего «владельца» по прямой нисходящей линии и призвании боковых наследников лишь в случае пресечения нисходящей линии [Сперанский, 2002, с. 62]. В результате потомки прежних ханских ро- дов в Казахстане лишились права на высший титул, ханский, однако сохранили монополию на власть в соответствии с наследственным принципом, сформулированным Сперанским, и вместе с тем — с древней традицией, согласно которой только потомки Чингис-хана могли претендовать на верховную власть в тюрко-монгольских госу- дарствах.
Однако М.М. Сперанский отнюдь не стремился сохранить пози- ции прежних казахских монархических семейств незыблемыми — ведь это могло привести к проблемам в отношениях казахских правителей и российской администрации и создать препятствия для дальнейших преобразований в Казахстане. Напротив, он старался связать казах- скую знать с имперской сановной иерархией, действуя в соответствии со сформулированным им принципом о том, что «высший класс» дол- жен быть связан с престолом — «союзом почестей и некоторым коли- чеством собратий своих, волею монархов в сословие его вводимых» [Там же, с. 242].
Эта идея нашла отражение в «Уставе об управлении сибирских киргизов», в соответствии с § 51–55 которого все должностные лица в Среднем жузе — от окружных султанов до заседателей окружных при- казов — получали в зависимости от занимаемой должности чины в со- ответствии с «Табелью о рангах». Так, старший султан признавался в чине майора, а после занятия этой должности в течение трех трехлет- них сроков имел право на российское дворянство, заседатели окруж- ных приказов имели право на чин 9-го класса (капитан), а волостные султаны — 12-го класса (лейтенант).
|
144
|
лял возможность получать имперские чины не только членам ханских родов, занимавших султанские должности, но и тем представителям ханской элиты, которые не принадлежали к потомкам Чингис-хана и могли рассчитывать на должности в окружных приказах. В резуль- тате в глазах российской администрации они формально ничуть не уступали по чинам и вскоре de facto (поскольку «Устав» формально не предполагал такой возможности) получили право участвовать в вы- борах на должность султанов. Уже в 1826 г. было избрано несколько волостных султанов, которые не были Чингисидами, а в 1836 г. пред- ставитель «черной кости» Шорман Кучуков (капитан русской служ- бы, пользовавшийся уважением в Степи) был избран старшим сул- таном Баян-аульского округа (см.: [Джампеисова, 2006, с. 131, 137])9. Таким образом, можно отметить, что идеи М.М. Сперанского, даже прямо не отраженные в «Уставе», тем не менее нашли применение в практике взаимодействия российских властей с казахами, позволив российской администрации сформировать класс лояльной элиты, поддержавшей и дальнейшие преобразования в государственной и правовой сфере в Казахстане — а ведь именно к этому стремился и сам Сперанский.
Но вместе с тем нельзя не отметить, что М.М. Сперанский в пол- ной мере осознавал (и даже считал истинно российской спецификой) своеобразие всех народов, пребывающих в подданстве Российской империи и обоснованно считал, что эту специфику необходимо учи- тывать в процессе преобразований [Сперанский, 2002, с. 296] (см. также: [Дамешек, 2007, с. 38])10. Возможно, именно с этим связан сам факт сохранения им системы выборов аульных старшин, волостных и окружных султанов (§ 25–50 «Устава об управлении сибирских кир- гизов») — некоего аналога курултая, традиционного института тюр-
9 Правда, официально право казахов неханского происхождения, но имею- щих имперские чины или награды, избираться в волостные и окружные султаны, было закреплено лишь в 1855 г. [ПСЗРИ, Собрание второе, т. ХХХ, отд. I, 1856,
|
10 В связи с этим интересно отметить замечание М.В. Довнар-Запольского о том, что современники нередко обвиняли М.М. Сперанского в увлечении ан- глийскими и французскими политико-правовыми идеями, однако император Александр I, напротив, упрекал его в чрезмерном «обрусении» европейских те- орий и апеллировании к историческому прошлому России [Довнар-Запольский, 1905, с. 7].
145
|
ко-монгольских народов и государств, на которых выбирались даже ханы11. И тем не менее в системе выборов также нашли отражение взгляды М.М. Сперанского, хотя в исследовательской литературе и высказывалось мнение, что принцип выборов был ему чужд12. Анализ сочинений Сперанского (по крайней мере ранних) свидетельствует, что он придерживался принципа выборности местных органов вла- сти (т.е., видимо тех, которые в последующей традиции стали органа- ми местного самоуправления) [Сперанский, 2002, с. 235–236], а ведь именно в качестве таковых он рассматривал и казахских управителей различных уровней, как следует из § 56 «Устава»: «Старший султан есть земский чиновник, которому по избранию его родовичей вверя- ется от российского правительства местное управление».
|
11 Даже в поздних тюрко-монгольских государствах, когда власть монархов стала наследственной, вступление на трон все равно производилось в форме созы- ва курултая и формального «избрания» монарха. Хотя это мероприятие и являлось фикцией, потомки Чингис-хана продолжали соблюдать древний ритуал (подроб- нее см.: [Почекаев, 2012 в ]).
12 Подобное мнение, высказанное, в частности, В.В. Леонтовичем, приведе- но и раскритиковано А.Ю. Быковым [Быков, 2005, с. 184].
146
|
Естественно, обладая всей полнотой власти в Сибири и в от- ношении народов, подведомственных сибирской администрации, М.М. Сперанский в своей преобразовательной деятельности не огра- ничился только изменением системы органов власти и управления в Казахстане. Как мы помним, он видел свою миссию в приобщении ка- захов к имперским ценностям, привитии им основ европейской циви- лизации. С негодованием он писал о роли общественного мнения того или иного народа, которое могло жестокость или другие негативные качества и поступки воспринимать как проявление мужества и т.п. [Сперанский, 2002, с. 268]. Примером такого «неправильного» обще- ственного мнения среди казахов являлась для М.М. Сперанского ба- ранта, которую в «Уставе об управлении сибирских киргизов» он при- равнивал к грабежам и неповиновению власти и призывал всячески искоренять, а занимающихся ею — предавать суду (§ 62, 206, 256, 287, 301), тогда как в глазах самих казахов она являлась проявлением удали, и многие «барантачи», т.е. занимающиеся ею, считались героями13.
Соответственно в большой степени Сперанский связывал изме-
|
13 Баранта (барымта) представляла собой довольно сложны
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!