Возрастные особенности психических расстройств. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Возрастные особенности психических расстройств.

2021-01-29 61
Возрастные особенности психических расстройств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возрастные особенности психических расстройств.

Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей.

 В определенный период времени ребенок может отставать в развитии (ретардация), затем под влиянием стимуляции в процессе обучения или спонтанно развитие ускоряется. Возможно также и ускорение развития (акселерация). Развитие гетерохронно, т. е. разные психические функции проходят одни и те же этапы возрастного развития в разное время. Более часто гетерохрония наблюдается у детей раннего возраста или у подростков. У тех детей, у которых она особенно выражена, диагностируют асинхронию развития.

В определенных возрастах дети чаще заболевают нервно-психическими расстройствами - кризисы развития психики. Возрастные кризисы встречаются в момент смены одного возрастного периода другим.

Отклонения в психосексуальном развитии.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. В 1,5-2 года происходит первичная половая идентификация, дети обоего пола осмысляют свою половую принадлежность и различия между полами. К 5-6-летнему возрасту уже хорошо выражено полоролевое поведение.В 3 года задают вопросы о физиологических различиях между полами. Интересуются малышами и хотят иметь братишку или сестренку. Спрашивают о том, откуда берутся дети.

 Мастурбация не может связываться только с умственной отсталостью, детской нервностью или органическим поражением головного мозга. Причиной особого интереса некоторых детей к игре своими половыми органами может быть их необычная чувствительность, длительное перевозбуждение, реакция на трудную психологическую ситуацию(лишение любви и заботы, противоречивое поведение матери, деспотическое обращение и т. д.) или заболевание (аномальное развитие) головного мозга.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 8 до 11-12 лет)

 Дети в этом возрасте разбиты на два лагеря. Их игры и интересы утрированно маскулинны и фемининны. Дружба носит почти исключительно однополый характер. Однако общение между мальчиками и девочками интенсивно. Собственное поведение оценивается установками однополой группы.

ПУБЕРТАТНЫЙ ВОЗРАСТ (возраст полового созревания)

Выделение гормонов приводит к формированию вторичных половых признаков. У мальчиков увеличиваются гениталии, появляется волосистость на лобке, подмышках, лице. Ломается голос, развиваются мышцы, происходят эякуляции (в 13,4—14 лет). У девочек увеличиваются соски, набухают молочные железы, появляются волосы на лобке, подмышках, формируются половые органы взрослой женщины и появляются менструации (в 12,4—14,4 лет)

 Самосознание у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков: Они раньше взрослеют. Сексуальные проявления определяются и биологическими, и социально-культурными факторами, и уровнем половых гормонов.

Пубертатная мастурбация смягчает или снимает физиологический дискомфорт, порождаемый биологической потребностью, не находящей адекватного удовлетворения.

Психический дизонтогенез. Классификация психического дизонтогенеза.

Классификация Лебединского.

Дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие.

Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.

Основными типами психического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхрония психического развития.

Регрессия (регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни.

Распад -происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию.

Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.

Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

· Общее психическое недоразвитие (общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга, что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем) Пример:олигофрения

· Задержанное психическое развитие(замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм). Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

 

· Поврежденное психическое развитие;(Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.) Пример: органическая деменция

· Дефицитарное психическое развитие;(связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.

· Искаженное психическое развитие;(Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера).

· Дисгармоничное психическое развитие(основой является врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности. Ядерную группу этих состояний составляют конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение. шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии.

Возрасте.

ВОЛЯ — способность человека действовать сознательно и целеустремленно, подавляя непосредственные желания и стремления.

Возрастные особенности: Волевым действие становится лишь тогда (2-5л), когда оно диктуется необходимостью, но не представляет интереса само по себе.

У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженностью, более характерны эпизодических удерживания одной позы. (кататоническая шизофрения, депрессия, маниакально-депрессивном психозе)

Гипобулия - понижение волевой активности,

Абулия — полное исчезновения всякой активности,

Ступор — двигательное оцепенение, проявляющееся в обездвиженности, с повышением мышечного тонуса.

Субступорозное состояние — заторможенное состояние без полной обездвиженности.

 Гипербулия — повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в повышении аппетита, гиперсексуальности, агрессии, активном,расторможенном поведении.

Двигательное возбуждение проявляется либо в стремлении к движению, либо в более или менее целесообразных действиях. Кататоническое возбуждение —стереотипные, бессмысленные движения или импульсивные двигательные акты. У детей младшего возраста может проявляться в виде однообразного бега по кругу, подпрыгивание, потряхивание кистями рук. Старшие - кричат, поют, бранятся, без конца о чем-то говорят, выкрикивают бессвязные фразы.

Маниакальное возбуждение характеризуется целенаправленным, но чрезвычайно активным, подвижным и неутомимым поведением.(чрезмерная подвижность с непослушанием, дурашливость)

Эпилептигеское возбуждение-провоцируется недовольством больного отношением к нему окружающих. На фоне ярости или гнева появляются агрессия или разрушительные действия.

Тревожное возбуждение-это неспособность усидеть на месте, метания из стороны в сторону, заламывания рук, стремление к самоповреждениям и попытки уйти из жизни, рыдания, стенания, причитания, призывы о помощи, проклятия в адрес судьбы, призывы покарать явных и воображаемых обидчиков.

Парабулии:

эхопраксия - копирование жестов и движений окружающих,

эхолалия - повторение услышанных слов и предложений,

негативизм (активный или пассивный) - сопротивление воздействиям извне,

мутизм — отказ от речи,

стереотипия - повторение одних и тех же движений или действий, каталепсия, или восковая гибкость- сохранение больным приданной ему позы

патологигеская внушаемость — беспрекословное подчинение инструкциям окружающих.

(встречаются либо в виде отдельных симптомов, либо в той или иной комбинации при шизофрении)

ВНИМАНИЕ — направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте.

Зачатки активного внимания появляются уже на первом году жизни в управлении органами чувств и в играх. Особенность детского внимания — подвижность. У дошкольников оч легкая отвлекаемость. Внимание у ребенка почти всегда привлечено внешними событиями и обращено не к сути, а поверхности явления. У школьников все еще в сравнении со взрослыми внимание более подвижно, неустойчиво и отличается особенно легким привлечением к эмоционально окрашенным раздражителям.

Отвлекаемостъ-невозможность сосредоточиться на нужном объекте, поверхностность и неустойчивость внимания.(мания, слабоумие,аутизм)

Апрозексия — полная невозможность сосредотогения (расстройства сознания, поражениях лобных отделов,умственной отсталости,шизофрении).

Прикованность — неспособность переключиться на другие события.(депрессия,ипохондрия)

Истощаемость внимания — снижение способности к длительному сосредоточению на определенном объекте (астения, минимальные дисфункции мозга, органических поражения ЦНС)

Сужение объема внимания 

Тугоподвижность внимания — неспособность к быстрому и частому переключению(эпилепсия)

При модально-неспецифигеских нарушениях внимания страдает сосредоточение на слуховых, зрительных и любых других объектах(поражении лобных долей коры).

Модально-специфигеские нарушения внимания:при поражении зрительной области коры головного мозга нарушается зрительное внимание, при поражении височной — слухового.

 Нарушения внимания могут быть особенностями психики детей с хроническими или часто повторяющимися болезнями (ангины), детей, перенесших в прошлом травмы головы или менингиты, страдающих неврозами или имеющих аномальное развитие личности.

Нарушения мышления.

МЫШЛЕНИЕ - процесс отражения общих свойств в вещах и явлениях, а также закономерных связей между ними. Оно создает возможность опосредованного познания путем умозаключений и суждений.

Первое обобщение ребенка связано с его практической деятельностью, которая выражается в одних и тех же действиях, выполняемых со сходными предметами (11-20 мес).

 Первичное обобщение, индукция, дедукция появляются у детей 3—4 лет. Ребенок мыслит действуя. Он не предвосхищает предстоящих действий. В процессе школьного обучения расширяется круг понятий, содержание понятий обогащается, происходит переход от конкретных к абстрактным понятиям. Школьник овладевает умственными операциями, развивается обоснованность, критичность, обстоятельность мышления.

 У д е т е й в связи с неразвитостью ассоциативных полей бред возникает редко. Более часто возникает патологигеское фантазирование (бредоподобные фантазии), в них ребенок стремится осуществить не реализованное в действительности.Эти фантазии отличаются нелепостью, несвязанностью с конкретной реальной обстановкой, неподверженностью влиянию детского опыта (прочитанным книгам, услышанным сказкам, просмотренным телепередачам), трудностью переключения к обыденной домашней ситуации.

НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ.

Ускоренное мышление характеризуется быстрым, облегченным возникновением и сменой мыслей, вплоть до «скачки идей (маниакальная фаза).

Заторможенное мышление — замедление темпа течения мыслей, бедность представлений, понятий и суждений, длительное застревание на одной и той же идее.(депрессиЯ)

Прерывистость, задержка мыслей (шперрунг) выражается во внезапных провалах, остановках хода мыслей. от нескольких минут до дней (шизофрения)

Наплыв мыслей (ментизм) — непроизвольное, насильственное возникновение в сознании быстро следующих друг за другом представлений, нецеленаправленный поток мыслей, воспоминаний, чаще бессвязных и плохо запоминающихся.

Обстоятельность мышления — медленное, с затрудненным переходом от одной мысли к другой, чрезмерно детализированное, вязкое мышление с топтанием на месте. (эпилепсии, тяжелая умственная отсталость)

Персеверация мышления — застревание на каком-нибудь представлении, повторение одних и тех же слов, одних и тех же ответов на различные вопросы. (эпилепсия, органические психозы)

Резонерство характеризуется склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. (Встречается при шизофрении, эпилепсии, умственной отсталости)

Паралогигеское мышление характеризуется грубыми нарушениями логики, которые приводят больного к необоснованным, даже нелепым выводам, не имеющим достаточных доказательств. (при паранойе, парафрении, шизофрении,при психопатиях)

Разорванность мышления выражается в нарушении связей между представлениями и понятиями. Отсутствует целенаправленность мышления. Порядок мыслительного процесса искажается, но иногда сохраняется грамматическая форма фраз, что делает лишенную смысла речь внешне упорядоченной. В тех случаях, когда утрачиваются и грамматические связи, мышление и речь превращаются в бессмысленный набор слов - «словесную окрошку».

Навязчивое мышление — в сознание больного вторгаются мысли, сомнения, воспоминания, страхи. Больной понимает ненужность, неуместность и нелепость этих явлений, но не может с ними бороться. Навязчивые идеи — сущность обсессивного синдрома.

Сверхценные идеи - ошибочные или односторонние суждения, вследствие своей чрезмерной аффективной насыщенности получающие перевес над всеми остальными идеями и доминирующие в сознании (у паранойяльных, эпилептоидных, психастенических, психопатических личностей)

Бредовые идеи -не соответствующие реальности представления и суждения, искаженно отображающие действительность, в достоверности которых больной убежден и не поддается коррекции извне. 1)С положительным эмоциональным тоном (бред величия, эротический бред, бред богатства, бред изобретения) 2) С отрицательной эмоциональной окраской (бред самообвинения, самоуничижения, бред обнищания и материального ущерба, бред ипохондрический). 3) Окрашенные чувством страха, подозрительности (бред преследования, бред отношения ИЛИ особого значения, бред воздействия).

Бред у детей фрагментарен и нестоек (на фоне делирия, сопровождается иллюзиями и галлюцинациями). С наступающим прояснением сознания он легко разрушается.

В раннем детстве нередки страхи темноты, одиночества, в более старших возрастах — страх заражения, пожара, животных, потери родителей. Навязчивые мысли обычно появляются у подростков.

У подростков бредовые идеи встречаются чаще. Бред может возникать остро, минуя длительную картину развития, свойственную детям. Содержание бредовых переживаний богаче.

Ранний детский аутизм.

Детский аутизм выражается в отсутствии или исчезновении у детей каких-либо контактов со средой, в отсутствии у них заметного интереса к окружающему, адекватных эмоциональных реакций, а нередко и вообще каких-либо реакций на раздражители и, наконец, в отсутствии каких-либо форм целенаправленной активности и деятельности. Дети с аутизмом выглядят «отрешенными», «отсутствующими», «аутистически» погруженными будто бы в мир каких-то собственных переживаний.

Аутизм характеризуется тремя группами расстройств: 1) нарушения в социальном взаимодействии; 2) нарушения коммуникабельности и воображения; 3) значительное сужение интересов и активности

проявляется до 3 лет. У мальчиков наблюдается в 3—5 раз чаще, чем у девочек.

Клинические проявления.

Нарушения социального взаимодействия, отсутствие привязанности к другим людям и слабость эмоциональных связей с родителями. Создается впечатление, что в младенческом возрасте дети не нуждаются в родителях. Даже находясь среди детей, они, как правило, в одиночку манипулируют каким-нибудь предметом. Подавляющее большинство аутистов не подражают активности окружающих, что мешает им приобрести необходимые навыки для взаимодействия со сверстниками. Отсутствие «глазного контакта» между больным и теми, с кем он «общается". не способны оценивать социальную обстановку и поэтому совершают поступки или произносят слова, не соответствующие ситуации, не понимая этого.

Речь:У половины аутистов речь никогда не развивается. У тех же, у кого она появляется, она развивается медленно и отличается большим своеобразием. Наиболее частое нарушение -эхолалия. Речь монотонна, лишена эмоциональности, воображения, обобщений. Речь лишена коммуникативной цели.

Патологическое реагирование на физическое окружение. Реакции аутиста на сенсорные стимулы могут быть либо повышенными, либо сниженными, в том числе в разное время и на те же самые.

Симптом тождества. Наиболее характерный симптом аутизма — озабоченность сохранить неизменность своего окружения. Эти дети проявляют чрезмерную чувствительность к изменениям. Игра отличается однообразием, неизменностью, отсутствием вариантов.

Страхи. На первом году жизни могут появиться страхи шума пылесоса, лифта. Страхи возникают также и в связи со зрительными раздражителями: включением света, мельканиями при движении в транспорте. Могут быть страхи всего черного, круглого или определенных предметов: зонта, растений. При тактильной гиперестезии появляются страхи всего мокрого при купании, во время дождя, если влага попадает на лицо.

Аутостимуляция. Проявляется в однообразных повторных действиях (стереотипиях), повышает уровень активности, компенсирует недостаток стимулов, получаемых извне. У здорового младенца активация себя движениями конечностей, фиксацией взгляда на изменении положения пальцев и т. д. — нормальное явление. Стереотипии - отличаются постоянством, сохранением их не только в раннем возрасте, но и позже, упорством, необычностью. (раскачивания, повороты, удары головой, подпрыгивания, хлопки руками, сгибание и разгибание кистей, перебирание пальцами перед глазами, движение или вращение глазами, слежение за источниками света).

Самоповреждающее поведение. Оно чаще наблюдаются в виде ударов головой о стены, мебель или в виде укусов предплечья, запястья.

Своеобразные умения. У многих детей-аутистов на фоне замедленного общего развития выявляются необычные для их уровня функционирования способности: музыкальные, механические или математические.

Лишь 20% аутистов имеют интеллект — 70 и выше.

Игра. аутисты либо не играют вовсе, либо однообразно манипулируют тем, что попадает в руки. Играют молча и не откликаются на зов, появляющаяся иногда речь — монолог — ни к кому не обращена или адресуется игрушке.

 Аффективные нарушения разнообразные, наряду с недифференцированностью эмоций отмечаются преобладание сниженного или повышенного настроения, эмоциональная лабильность и даже в некоторых ситуациях необычная чувствительность (сенситивность).

Влечение. Агрессивное поведение, нередко наблюдающееся у больных, может быть связано с тревогой, гневом.

Детская шизофрения.

10% больных шизофренией заболевают ею в детском возрасте.

Шизофрения - хронически текущее прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся утратой единства психических процессов с развивающимися изменениями личности особого типа: аутизмом (прогрессирующей интравертированностью), аффективным уплощением, снижением активности (апатия) и разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами (галлюцинациями, бредом.

Злокагественно текущая форма: начинается в 1,5—2 года с угасания психической активности, побуждений, приостановки психического развития.

ИГРЫ: Уменьшение интереса к играм (сначала появляются однообразные игры, затем они сменяются стереотипиями: непрекращающимся размахиванием, верчением, постукиванием, преимущественно используются неигровые предметы: веревочки, палочки, бумажки, железки).

Эмоционально-личностное общение с матерью (родителями):Пассивная реакция на ласку родителей, недостаточное стремление к общению.

РЕЧЬ:В речи прекращает использовать известные слова, произнесит своеобразные фразы.

 Кризис 3 лет- течение более злокачественное (контакт нарушается резко, ребенок не отвечает на вопросы, совсем не реагирует на разлуку, еще больше обедняются игры. Появляются страхи, нарушения зрительного восприятия).

Непрерывно-прогредиеятная форма: Начало 5— 9 лет. Начинается с эмоциональных расстройств (подозрительность, недоверчивость) и аутизации. «Ни с кем дружить нельзя, возьмут игрушки, книжки». Может быть бредовая настроенность. Усиливается враждебность. Появляются отдельные слуховые галлюцинации, элементы психического автоматизма. При другом варианте преобладают галлюцинации, образное фантазирование. Постепенно фантазии начинают возникать непроизвольно, присоединяются зрительные псевдогаллюцинации, сновидные переживания, отрывочные идеи воздействия, деперсонализация.

Вялая форма: начало в 3-4 года. Развитие процесса медленное, постепенно меняется личность. Снижается потребность в контакте, общительность становится избирательной (начало аутизации), утрачивается эмоциональная живость, но еще может оставаться чрезмерная сенситивность. Диссоциация в психическом развитии- ускоряется формирование интеллекта, склонность к отвлеченным интересам, снижены познавательные интересы, а моторное развитие заторможено. Имеют место свойственные для раннего и дошкольного возраста соматовегетативные нарушения (снижение аппетита, расстройства сна), двигательные и речевые расстройства (нарушения темпа речи, манерность, вычурность интонаций). Могут быть также страхи космического характера («упадет солнце»), страхи, связанные с сюжетом сказок, навязчивые страхи (заражения, загрязнения). Возможны переходы навязчивых симптомов в бредовые переживания.

Шизофрения детей школьного возраста. Начинается медленно и незаметно. Ребенок становится отгороженным, ослабевают привязанности и интересы к играм и учебе. Появляется враждебность или безразличие к родителям. Возникают расстройства мышления-становится непродуктивным, появляются наплывы мыслей и обрывы их течения. Помимо страхов заражения и других ипохондрических переживаний, возможно появление боязни школы, прогулок, чужих людей. Вначале страхи могут быть обоснованными, затем становятся нелепыми. Могут присоединиться мысли о постороннем влиянии, воздействии, порче... измененных влечений (агрессии, садизма). Эти влечения проявляются словесно, и тогда ребенок постоянно угрожает, оскорбляет окружающих. Если он выражает их в рисунках, то основной тематикой оказываются убийства, стрельба, взрывы, бандиты, бомбы и т. д. Играет в одиночку выдуманными игрушками, персонажами, рисует фантастические миры, в которых обитает, строит взаимоотношения с теми, кто существует лишь в воображении. При этом о чем-то задумывается, шепчет, гримасничает, совершает какие-то действия. Они проявляются охваченностью и одержимостью «мечтами», полной «погруженностью в мир своих фантазий», трудной переключаемостью на реальные события и попытками систематизировать фантастические идеи, а также в появлении веры в то, что их выдумки существуют на самом деле.

Шизофрения подросткового возраста. Практически не отличается от взрослой шизофрении.

В 1/3 случаев за несколько лет/месяцев до начала заболевания предшествуют предвестники («зарницы»:нелепые, неожиданные, необъяснимые поступки,галлюцинаторные или бредовые эпизоды, маниакальные или депрессивные приступы, дереализационные состояния, продолжающиеся несколько дней/недель. Начало заболевания провоцируется серьезными конфликтами со сверстниками, несложившимися отношениями в семье, попытками насилия, неблагоприятно протекающим пубертатным кризом и т. д. Так же заболевание подразделяется на ряд форм.

Прогредиентная форма (с заметным развитием стойких психических нарушений)у 70% больных подростков. Течение непрерывно-прогредиентное или чаще приступообразно-прогредиентное (волнообразное).

Возрастные особенности психических расстройств.

Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей.

 В определенный период времени ребенок может отставать в развитии (ретардация), затем под влиянием стимуляции в процессе обучения или спонтанно развитие ускоряется. Возможно также и ускорение развития (акселерация). Развитие гетерохронно, т. е. разные психические функции проходят одни и те же этапы возрастного развития в разное время. Более часто гетерохрония наблюдается у детей раннего возраста или у подростков. У тех детей, у которых она особенно выражена, диагностируют асинхронию развития.

В определенных возрастах дети чаще заболевают нервно-психическими расстройствами - кризисы развития психики. Возрастные кризисы встречаются в момент смены одного возрастного периода другим.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.