Режим промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Режим промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон

2021-01-29 135
Режим промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" на территории РФ могут создаваться ОЭЗ следующих видов:

1) промышленно-производственные;

2) технико-внедренческие;

3) туристско-рекреационные;

4) портовые.

В настоящее время такие зоны существуют в следующих субъектах РФ: промышленно-производственные - в г. Астрахани и г. Владивостоке, Республике Татарстан, Калужской, Липецкой, Псковской, Самарской и Свердловской областях; технико-внедренческие - в г. Дубне, г. Москве, г. Санкт-Петербурге и г. Томске, Республике Татарстан; туристско-рекреационные - в республиках Алтай и Бурятия, Алтайском, Приморском и Ставропольском краях, Иркутской области; портовые - в Хабаровском крае, Мурманской и Ульяновской областях*(366).

Для обеспечения целей создания ОЭЗ - развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции - ОЭЗ одного вида или нескольких видов могут быть объединены решением Правительства РФ в кластер. В настоящее время такой туристический кластер*(367) создан в Северо-Кавказском федеральном округе (в республиках Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках), Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Согласно Федеральному закону "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" создание ОЭЗ проходит следующие этапы:

1) подача заявки на создание ОЭЗ. Она направляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований с обоснованием целесообразности и эффективности создания ОЭЗ для решения задач федерального, регионального, местного значения в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти - Минэкономразвития России (ч. 2 ст. 6)*(368);

2) принятие Правительством РФ решения о создании ОЭЗ исходя из критериев создания ОЭЗ, утвержденных Правительством РФ*(369), и оформление его постановлением Правительства РФ (ч. 1 и 1.2 ст. 6). При этом не допускается создание ОЭЗ на территории муниципального образования, на которой уже создана зона территориального развития*(370);

3) заключение соглашения о создании ОЭЗ, которое осуществляется в течение 30 дней со дня принятия Правительством РФ решения о создании ОЭЗ. Сторонами такого соглашения являются Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ) и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), на территориях которых создается ОЭЗ.

Предметом соглашения выступает совместная деятельность названных органов исполнительной власти по обеспечению создания и функционирования той или иной ОЭЗ на конкретной территории. При этом оно не только касается гражданско-правовой сферы, но и содержит элементы публично-правового характера, приобретая тем самым комплексный (межотраслевой) характер. В частности, такое соглашение предусматривает:

- обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ, на срок ее существования;

- порядок осуществления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти контроля за деятельностью органа исполнительной власти субъекта РФ;

- порядок представления органом исполнительной власти субъекта РФ в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти ежегодного отчета о результатах функционирования ОЭЗ;

- порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ;

- комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;

- объем и сроки финансирования создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования и др.

Управление ОЭЗ возлагается на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти - Минэкономразвития России, который:

1) проводит регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ОЭЗ;

2) осуществляет ведение реестра резидентов ОЭЗ*(371);

3) выдает по требованиям резидентов ОЭЗ или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов ОЭЗ*(372);

4) ежегодно оценивает эффективность функционирования ОЭЗ в порядке, установленном Правительством РФ*(373);

5) обобщает информацию о результатах функционирования ОЭЗ и представляет в Правительство РФ ежегодный отчет о результатах функционирования ОЭЗ;

6) осуществляет контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти*(374);

7) заключает соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ;

8) опубликовывает не реже одного раза в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения о наличии земельных участков, государственного и (или) муниципального имущества, расположенных в границах ОЭЗ и не сданных в аренду;

9) выполняет функции государственного заказчика по подготовке документации по планировке территории в границах ОЭЗ и созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, если иное не установлено законодательством РФ;

10) управляет и распоряжается земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

- предоставляет в аренду такие земельные участки и иные объекты недвижимости,

- принимает решения об образовании земельных участков в границах ОЭЗ,

- принимает решение о продаже арендаторам земельных участков, расположенных в границах ОЭЗ и находящихся в государственной или муниципальной собственности,

- осуществляет иные действия по управлению и распоряжению такими земельными участками и иными объектами недвижимости;

11) обеспечивает проведение экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий;

12) получает технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и производит передачу этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию;

13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

По решению руководителя (Министра) Минэкономразвития России отдельные полномочия по управлению ОЭЗ могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта РФ либо управляющей компании. Последняя, в частности, призвана осуществлять следующие функции:

1) обеспечение создания объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ, в соответствии с соглашением о создании ОЭЗ;

2) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ;

3) привлечение резидентов и иных инвесторов в ОЭЗ, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ;

4) разработка проекта планировки ОЭЗ и представление его на утверждение в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.

Все названные лица - Минэкономразвития России, органы исполнительной власти субъектов РФ, управляющие компании - составляют единую централизованную систему управления ОЭЗ.

В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию ОЭЗ, осуществления контроля за выполнением соглашения о создании ОЭЗ, содействия в реализации проектов резидентов ОЭЗ, проектов иных инвесторов, а также в целях рассмотрения и утверждения перспективных планов развития ОЭЗ, осуществления контроля за реализацией этих планов создается наблюдательный совет ОЭЗ, состав которого утверждается Минэкономразвития России либо органом исполнительной власти субъекта РФ в случае передачи ему соответствующих полномочий. Его членами, как правило, являются представители Минэкономразвития России, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, управляющей компании, резидентов ОЭЗ и иных организаций, в том числе образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования или в границах муниципальных образований, на территориях которых расположена ОЭЗ.

К компетенции наблюдательного совета относятся следующие вопросы*(375):

1) рассмотрение перспективных планов развития ОЭЗ и их реализация;

2) реализация плана обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;

3) участие новых резидентов в ОЭЗ и ознакомление с их бизнес-планами, а также участие лиц, заинтересованных в заключении соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры ОЭЗ, и иных инвесторов, планирующих реализовать проекты на территории ОЭЗ;

4) соблюдение резидентами условий соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой ОЭЗ, в том числе наличие оснований лишения лица статуса резидента ОЭЗ;

5) выполнение обязательств исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в соответствии с соглашением о создании ОЭЗ;

6) досрочное прекращение существования ОЭЗ;

7) использование бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории ОЭЗ;

8) подготовка информации по запросам Минэкономразвития России;

9) оказание содействия в реализации проектов резидентов ОЭЗ и иных инвесторов;

10) другие вопросы, отнесенные Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и соглашением о создании ОЭЗ к компетенции наблюдательного совета.

Резидентами ОЭЗ признаются лица, внесенные в реестр резидентов ОЭЗ вследствие заключения ими с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ - договора, в силу которого резидент ОЭЗ обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную таким соглашением, и сделать инвестиции и капитальные вложения в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти - осуществлять полномочия, предусмотренные Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", в том числе предоставить резиденту ОЭЗ в аренду земельный участок при условии, что для осуществления соответствующей деятельности резиденту ОЭЗ требуется земельный участок, а управляющая компания - выполнять необходимые действия в порядке и в пределах, которые установлены соглашением об управлении ОЭЗ, в том числе обеспечить создание объектов инфраструктуры ОЭЗ.

В зависимости от вида ОЭЗ ее резиденты вправе осуществлять: промышленно-производственную деятельность (деятельность по логистике); технико-внедренческую деятельность; туристско-рекреационную деятельность; портовую деятельность и (или) строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта. При этом в любом случае на территории ОЭЗ не допускается разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов), а также производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов)*(376). Правительство РФ может определять иные виды деятельности, реализация которой не допускается в ОЭЗ.

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в ОЭЗ на общих основаниях, за исключением портовой ОЭЗ. В последнем случае это могут делать лишь:

1) администрация морского порта, речного порта, аэропорта, федеральные государственные предприятия и открытые акционерные общества (акции которых находятся в федеральной собственности) - по обеспечению функционирования и безопасности морского порта, речного порта, аэропорта в полном объеме в соответствии с законодательством РФ;

2) орган исполнительной власти субъекта РФ либо управляющая компания или акционерное общество, наделенные отдельными полномочиями по управлению портовой ОЭЗ, - по обеспечению функционирования портовой ОЭЗ;

3) индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами портовой ОЭЗ, - по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ и объектов инфраструктуры, создаваемых в границах земельных участков, предоставленных органом управления портовой ОЭЗ резидентам портовой ОЭЗ.

Предоставляемый резидентам ОЭЗ льготный (преференциальный) режим осуществления предпринимательской деятельности в настоящее время включает в себя:

1) льготный режим налогообложения:

а) при исчислении налога на прибыль организаций:

- применение специального коэффициента к основной норме амортизации основных средств, но не выше двух в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ (подп. 3 п. 1 ст. 259.3 НК РФ),

- возможность установления законами субъектов РФ пониженной налоговой ставки налога на прибыль (но не выше 13,5%), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ*(377),

- для организаций - резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, - применение налоговой ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% (п. 1.2 ст. 284.5 НК РФ),

б) освобождение от налогообложения НДС проведения работ (оказания услуг) резидентами портовой ОЭЗ (подп. 27 п. 3 статьи 149 НК РФ),

в) освобождение от налогообложения акцизами ввоза на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, которые размещены в портовой ОЭЗ (п. 3 ст. 183 НК РФ), а также ввоза подакцизных товаров в портовую ОЭЗ с остальной части территории РФ (подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ),

г) освобождение от налогообложения налогом на имущество:

- организаций - резидентов ОЭЗ, за исключением судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента ОЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, - в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (п. 17 ст. 381 НК РФ),

- судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, - в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, - в течение 10 лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, - в течение 10 лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной ОЭЗ (п. 22 ст. 381 НК РФ),

- организаций, признаваемых управляющими компаниями ОЭЗ и учитывающих на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, - в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (п. 23 ст. 381 НК РФ),

д) освобождение от налогообложения земельным налогом:

- организаций - резидентов ОЭЗ, за исключением судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, - в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, - сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ),

- судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, - с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ сроком на 10 лет (п. 11 ст. 395 НК РФ);

2) таможенную процедуру свободной таможенной зоны (за исключением туристско-рекреационных ОЭЗ), содержание которой и условия помещения товаров под которую определяются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010*(378). В частности, товары, ввезенные на территорию ОЭЗ и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза;

3) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах.

Срок действия и прекращение существования ОЭЗ. ОЭЗ создается на 49 лет. Данный срок существования ОЭЗ продлению не подлежит. Досрочное прекращение существования ОЭЗ допускается только в случаях, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой ОЭЗ либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд в ОЭЗ ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

Решение о досрочном прекращении существования ОЭЗ принимается Правительством РФ.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.