Художественный образ. Художественное время и пространство — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Художественный образ. Художественное время и пространство

2020-10-20 523
Художественный образ. Художественное время и пространство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — важнейшее понятие эстетики; специфическая форма познания и отражения действительности искусством, неотъемлемое свойство искусства; результат художественного обобщения; все, что обращено к воображению и чувству, а не рассудку. О. X. неотделим от своего объективно существующего материального прообраза (О. Х. — это непременно образ чего-либо; это не сама жизнь, а картина жизни) и в то же время является своего рода выражением взгляда автора на данный прообраз, отношения к нему, выражением духовного мира и мира идей автора. Помогает не просто механически воспроизвести то или иное явление действительности, но увидеть и выразить его сущность.

О. Х. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение. Является формой чувственно-образного восприятия мира (в противоположность понятийно-логическому).

ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ ВРЕ́МЯ И ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРА́НСТВО — важнейшие характеристики художественного образа, организующие композицию произведения и обеспечивающие его восприятие как целостной и самобытной художественной действительности.

Время и пространство в литературе представляют собой своего рода условность, от характера которой зависят разные формы пространственно-временной организации художественного мира.

Художественное пространство неразрывно связано с художественным временем. В художественном тексте данная взаимосвязь выражается в определенных формах. В качестве примера рассмотрим некоторые из них:

1) две одновременные ситуации изображаются как пространственно раздвинутые, соположенные (ср. пространство города и пространство дома в романе «Белая гвардия М.А. Булгакова);

2) при убыстрении времени происходит сжатие пространства (ср. романы Ф.М. Достоевского);

3) при замедлении времени происходит расширение пространства, художественными средствами которого являются детальные описания пространственных координат, места действия, интерьера и т.д.

Для выражения пространственных отношений и пространственных характеристик в тексте существуют и грамматические средства. Это могут быть синтаксические конструкции со значением местонахождения, бытийные предложения, предложно-падежные формы с локальным значением, глаголы движения, глаголы со значением обнаружения признака в пространстве, наречия места, топонимы и др.

В словесно-образном искусстве существуют следующие типы художественного пространства:

1) географическое пространство принадлежит к одной форм пространственного конструирования мира, модель которого зависит от определенных исторических условий. Данный тип пространства обычно представлен в виде конкретного места, обжитой среды: городской, деревенской или природной. Обладает определенными признаками и свойствами: может быть направленным/ненаправленным, открытым, отграниченным, близким/далеким.

2) психологическое пространство отличается замкнутостью, погруженностью во внутренний мир субъекта. Ракурс изображаемых событий меняется в зависимости от мировосприятия героя, точка зрения которого может быть как строго зафиксированной, статичной, так и подвижной, динамичной.

3) фантастическое или волшебное пространство, будучи неограниченно большим, наполнено нереальными, как с научной, так и с обыденной точки зрения, существами и событиями. Это чужое для человека пространство. Одной из характерных черт является динамичность, так как в пределах данного локуса постоянно что-то совершается.

4) космическое пространство, имеющее вертикальную ориентацию, является далеким для человека, наполненным свободными и независимыми от него телами (солнце, луна, звезды).

5) социальное пространство является близким, освоенным для человека, так как в нем протекает почти вся его сознательная жизнь, совершаются события, имеющие социально-общественный характер.

Выделенные типы художественного пространства в литературном произведении не отрицают, а чаще всего взаимодействуют, взаимопроникают и дополняют друг друга.

 

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Задание №1. Из приведенного ниже материала для справки выберите соответствующее каждому из теоретико-литературных понятий определение и запишите его в нужную строку.

1. Тема —

2.Идея —  

3.Проблема —

4.Композиция

5.Конфликт —

6.Сюжет —  

7.Экспозиция —  

8.Завязка —

9.Кульминация —  

10.Развязка —  

11.Эпилог —  

12.Портрет —

13. Пейзаж —

14. Деталь —  

15. Реплика -  

16. Ремарка —  

17. Монолог —

18. Диалог —  

19. Персонаж

Материал для справки:

 1.Вступительная, исходная часть сюжета, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших началу действия; знакомит с персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.

2. Изображение внешности героя как средство его характеристики, разновидность описания.

3. Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения, вершина конфликта.

4. Краткие указания или пояснения автора в драматическом произведении, характеризующие жесты, мимику, интонацию, темп речи героев, а также описание обстановки действия, состава персонажей и т.д.

5. Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

6. Сложный вопрос, исследуемый автором в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным).

7. Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий.

8. Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении с определенных мировоззренческих позиций.

9. Развернутое высказывание одного персонажа, обращение к собеседникам или самому себе.

10.  Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или драматургического произведения.

11. Главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения, выражающаяся в образной форме.

12. Событие, с которого начинается конфликт, действие в художественном произведении и которое влечет за собой все последующие существенные события сюжета.

13. Фраза, произнесенная одним персонажем произведения в ответ на слова другого.

14. Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.

15. Изображение картин природы в художественном произведении, разновидность описания.

16. Общее название любого действующего лица литературного произведения.

17.Острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

18.Заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейших судьбах героев; при этом излагаются события, которые произошли с действующими лицами после окончания основного сюжета.

19.Разговор двух или нескольких лиц в литературном произведении, представленный в форме отдельных высказываний.

 

Задание№2. Выполните тест.

 

Часть 1 «Часто встречаемые вопросы»

1. Укажите роды  литературы

1) роман 2) эпос 3) драма  4) лирика 5) повесть 6)рассказ   7) стихотворение

2. Как называются устойчивые сочетания, например «дважды убить нельзя»?

3. Каким термином принято называть устойчивые словосочетания слов, смысл которых может быть идентичен значению одного слова?

4. Как в литературоведении называ ется авторское указание на жесты, мимику, интонацию, движения актёров в драматическом произведении?

5. Укажите название авангардистского течения в поэзии XX века, оказавшее влияние на творчество С.Есенина

1) символизм   2) классицизм 3) имажинизм  4) романтизм 5) футуризм

6. Как называется направление литературы второй половины XIX века, характеризующееся отражением жизненных закономерностей, взаимоотношений человека и среды, к которому принадлежит произведение А.Н.Островского «Гроза»?

1) Футуризм 2) символизм 3)классицизм 4) реализм 5) акмеизм

7. Назовите термин, которым в литературоведении называют художественное преувеличение

8. Как в литературоведении называют тип героя, имеющего невысокое социальное положение, к которому принадлежит Акакий Акакиевич?

9. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

10. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу.

Часть 2 «Редко встречаемые вопросы»

11. Назовите категорию поэтики литературного произведения, которая, наряду с пространством, являясь одной из форм бытия и мышления, позволяет дать всестороннюю характеристику жизни героев

12. Как называется четырнадцатистишной строфы с особой системой рифмовки?

13. Каким термином принято обозначать в литературоведении максимально ослабленное повествовательное начало лирики А.А.Фета, когда преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя?

14. Каким термином принято определять центральный предмет изображения и лирического переживания?

15. Каким термином принято обозначать многозначный иносказательный образ, основанный на общности предметов?

Часть 3 «Соотнесение»


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.