Готовимся к ЕГЭ по литературе. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Готовимся к ЕГЭ по литературе.

2020-10-20 228
Готовимся к ЕГЭ по литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Готовимся к ЕГЭ по литературе.

Занятие №1-2.

СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

· Отрывок из эпического или драматического произведения:

задания1-7 с кратким ответом на вопрос словом или словосочетанием

и задания 8 и 9 с развернутым ответом на вопрос.

· Лирическое произведение: задания 10-14 с кратким ответом

на вопрос словом или словосочетанием и задания 15 и 16

с развернутым ответом на вопрос.

Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно

выбрать только ОДНО (сочинение-рассуждение, объем

не менее 200 слов) и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

 

ЭТО НАДО ЗНАТЬ!!!

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ

Сведения по теории и истории литературы.

1.1.Художественная литература как искусство слова.

1.2.Фольклор. Жанры фольклора.

1.3.Художественный образ. Художественные время и пространство.

1.4. Содержание и форма. Поэтика.

1.5.Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел.

Фантастика.

1.6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.

1.7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание,эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

1.8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия.  Ремарка.

«Вечные  темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

1.9.Деталь. Символ. Подтекст

1.10.Психологизм. Народность. Историзм.

1.11.Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

1.12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон.

Звукопись: аллитерация, ассонанс

1.13. Стиль.

1.14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

1.15. Литературная критика.

 

 ЭТО НАДО ПЕРЕЧИТАТЬ…

 

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

4. Из литературы первой половины XIX в.

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»

4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…»

4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»

4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»

4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

5. Из литературы второй половины XIX в.

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»

5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

5.10 Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

 6. Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

7. Из литературы первой половины XX в.

7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

7.3 М. Горький. Пьеса «На дне»

7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»

7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.15. А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)

Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»

7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

8. Из литературы второй половины ХХ в.

8.1 Проза второй половины XX в.

Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д.Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

8.2 Поэзия второй половины XX в.

Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

КАК ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ 8 И 15.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ.

 

ЗАДАНИЯ 8 и15 с развернутым ответом

№ 8 – анализ эпизода  № 15 – анализ стихотворения

     
 

 


НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ 8 И 15.

•прямой связный ответ на вопрос

•опора на текст (анализ текста, цитирование)

•выявление авторской позиции входе комментария (анализа) текста

•использование теоретико-литературных понятий

•обобщение наблюдений над текстом

•отсутствие фактических ошибок

•соблюдение норм речи.

 

Вопросы для самопроверки ответа к заданиям 8 и 15

1. Даёте ли вы прямой связный ответ на вопрос с учётом авторской позиции?

2. Насколько убедительно вы аргументируете тезисы своего ответа, привлекая текст художественного произведения?

3. Не подменяете ли свои рассуждения пересказом произведения?

4. Допускаете ли фактические и речевые ошибки?

 

КАК ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ  9 И  16.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ.

        Вопросы 9 и 16 (привлечение литературного контекста)

· указать не менее двух примеров

· обосновать каждый из примеров;

· сопоставить каждый из примеров с исходным текстом в заданном направлении анализа

ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

Искусство – довольно специфическая область деятельности человека. Через искусство человек может выразить себя и свои переживания, свое видение мира. В основе всех произведений искусства лежит окружающая действительность. Через искусство человек также познает мир, самого себя и других людей – человечество в целом, – приобщается к опыту других людей. Искусство отображает действительность через художественные образы, однако художественная действительность отличается от реальной действительности.

Существуют разные виды искусства: музыка, живопись и графика, скульптура, архитектура, хореография, киноискусство, художественная фотография, театр, художественная литература. Каждый из этих видов искусства использует свои инструменты – музыка использует ноты для записи звука, танец использует движения тела, архитектура использует формы, живопись – цвет и линии для создания художественного образа. Единственный инструмент художественной литературы как вида искусства – это слово. Слово как инструмент художественной литературы выделяет этот вид искусства среди всех остальных – только художественная литература способна отразить процесс мышления через диалоги, монологи и внутреннюю речь героев.

Виды искусства:

1) изобразительные (живопись, театр)

2) пространственные (архитектура, скульптура)

3) выразительные (литература, музыка)

4) временные (литература, музыка, театр)

Художественная литература тесно связана со многими другими видами искусства. Если бы Чехов, Островский и Грибоедов и сами не писали бы пьесы и другим не давали писать, то театра как вида искусства бы просто не было. Художественная литература в сочетании с другими видами искусства дает очень интересные результаты.

Художественная литература + музыка = песни, оперы

художественная литература + актерское мастерство = театр

художественная литература + танец + музыка + актерское мастерство = мюзикл

 

ФОЛЬКЛОР. ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

Жанры устного народного творчества (фольклора)

Название жанра Краткая характеристика Примеры художественных произведений
Сказка Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов  «Колобок», «Липовая нога»; «Василиса Премудрая», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка»
Былина Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы «Три поездки Ильи Муромца», «Вольга и Микула Селянинович»
Песнь Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека Песни о С. Разине, о Е. Пугачеве

 

Малые жанры фольк лора

Загадка Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью «Висит сито, не руками свито» (паутина) Пословица Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии «Семеро одного не ждут» Поговорка Выражение, образно определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли «Легок на помине» Скороговорка Шутливое выражение, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку; рак за руку Грека цап» Частушка Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера «Пойду плясать. Дома нечего кусать. Сухари да корки, А на ногах опорки».

 

Сказка

Народная Литературная
Автор – коллективный (народ) Автор – конкретное лицо
Есть исполнители сказок - сказители Исполнителя как такового нет

Примечание: сказитель отличается от писателя тем, что стремится не создать сказку, а передать услышанное от кого-то.

Народная Литературная
Существует в устной форме Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения) Образ героя предельно типизирован: герой, вредитель, даритель, искомый персонаж Набор сюжетов ограничен определёнными мотивами Поэтика традиционна, используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств Время создания определить невозможно; по отдельным признакам можно установить время бытования сказки Создается в письменной форме Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений) Образ героя предельно индивидуален Сюжет не ограничен набором каких-либо мотивов (число вариантов ничем не ограничено) Поэтика определяется творческой манерой автора Время создания сказки или известно, или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте

 

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Задание №1. Из приведенного ниже материала для справки выберите соответствующее каждому из теоретико-литературных понятий определение и запишите его в нужную строку.

1. Тема —

2.Идея —  

3.Проблема —

4.Композиция

5.Конфликт —

6.Сюжет —  

7.Экспозиция —  

8.Завязка —

9.Кульминация —  

10.Развязка —  

11.Эпилог —  

12.Портрет —

13. Пейзаж —

14. Деталь —  

15. Реплика -  

16. Ремарка —  

17. Монолог —

18. Диалог —  

19. Персонаж

Материал для справки:

 1.Вступительная, исходная часть сюжета, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших началу действия; знакомит с персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.

2. Изображение внешности героя как средство его характеристики, разновидность описания.

3. Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения, вершина конфликта.

4. Краткие указания или пояснения автора в драматическом произведении, характеризующие жесты, мимику, интонацию, темп речи героев, а также описание обстановки действия, состава персонажей и т.д.

5. Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

6. Сложный вопрос, исследуемый автором в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным).

7. Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий.

8. Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении с определенных мировоззренческих позиций.

9. Развернутое высказывание одного персонажа, обращение к собеседникам или самому себе.

10.  Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или драматургического произведения.

11. Главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения, выражающаяся в образной форме.

12. Событие, с которого начинается конфликт, действие в художественном произведении и которое влечет за собой все последующие существенные события сюжета.

13. Фраза, произнесенная одним персонажем произведения в ответ на слова другого.

14. Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.

15. Изображение картин природы в художественном произведении, разновидность описания.

16. Общее название любого действующего лица литературного произведения.

17.Острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

18.Заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейших судьбах героев; при этом излагаются события, которые произошли с действующими лицами после окончания основного сюжета.

19.Разговор двух или нескольких лиц в литературном произведении, представленный в форме отдельных высказываний.

 

Задание№2. Выполните тест.

 

Часть 1 «Часто встречаемые вопросы»

1. Укажите роды  литературы

1) роман 2) эпос 3) драма  4) лирика 5) повесть 6)рассказ   7) стихотворение

2. Как называются устойчивые сочетания, например «дважды убить нельзя»?

3. Каким термином принято называть устойчивые словосочетания слов, смысл которых может быть идентичен значению одного слова?

4. Как в литературоведении называ ется авторское указание на жесты, мимику, интонацию, движения актёров в драматическом произведении?

5. Укажите название авангардистского течения в поэзии XX века, оказавшее влияние на творчество С.Есенина

1) символизм   2) классицизм 3) имажинизм  4) романтизм 5) футуризм

6. Как называется направление литературы второй половины XIX века, характеризующееся отражением жизненных закономерностей, взаимоотношений человека и среды, к которому принадлежит произведение А.Н.Островского «Гроза»?

1) Футуризм 2) символизм 3)классицизм 4) реализм 5) акмеизм

7. Назовите термин, которым в литературоведении называют художественное преувеличение

8. Как в литературоведении называют тип героя, имеющего невысокое социальное положение, к которому принадлежит Акакий Акакиевич?

9. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

10. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу.

Часть 2 «Редко встречаемые вопросы»

11. Назовите категорию поэтики литературного произведения, которая, наряду с пространством, являясь одной из форм бытия и мышления, позволяет дать всестороннюю характеристику жизни героев

12. Как называется четырнадцатистишной строфы с особой системой рифмовки?

13. Каким термином принято обозначать в литературоведении максимально ослабленное повествовательное начало лирики А.А.Фета, когда преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя?

14. Каким термином принято определять центральный предмет изображения и лирического переживания?

15. Каким термином принято обозначать многозначный иносказательный образ, основанный на общности предметов?

Часть 3 «Соотнесение»

Найдите ошибку (ошибки)

Основные признаки футуризма:

1) бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

2) отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

3) бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

4) перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»;

5) поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

6) культ техники, индустриальных городов;

7) пафос эпатажа.

 

Задание №3.

Выберите из приведенного списка произведений те, в которых рассматривается тема подвига на войне, и запишите их номера в ответе:

1. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

2. М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»

3. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

4. Л.Н. Толстой. «Война и мир»

5. И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

6. М.А. Шолохов. «Судьба человека»

7. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

8. А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»

Ответ: ____________________________________________________________________________

Задание №4.

Выберите из приведенного списка произведений те, в которых поставлена проблема взаимоотношений личности и государства, и запишите их номера в ответе:

1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

2. А.С. Пушкин. «Медный всадник»

3. И.А. Гончаров. «Обломов»

4. А.П. Чехов. «Вишневый сад»

5. А.А. Ахматова. «Реквием»

6. А.А. Блок. «Двенадцать»

7.А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»

 

Ответ: _____________________________________________________________________________

 

Задание №5.

В каких произведениях русской литературы создается образ «героя времени»? Назовите не менее трех произведений.

 

Ответ: ______________________ _______________________________________________________

КЛЮЧИ.

1.Тема — Круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении с определенных мировоззренческих позиций.

 

2.Идея — Главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения, выражающаяся в образной форме.

3.Проблема — Сложный вопрос, исследуемый автором в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным).

4.Композиция — Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.

5.Конфликт — Острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

 

4.Сюжет — Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или драматургического произведения.

 

7.Экспозиция — Вступительная, исходная часть сюжета, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших началу действия; знакомит с персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.

8.Завязка — Событие, с которого начинается конфликт, действие в художественном произведении и которое влечет за собой все последующие существенные события сюжета.

9.Кульминация — Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения, вершина конфликта.

10.Развязка — Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий.

 

11.Эпилог — Заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейших судьбах героев; при этом излагаются события, которые произошли с действующими лицами после окончания основного сюжета.

 

12.Портрет — Изображение внешности героя как средство его характеристики, разновидность описания.

13. Пейзаж — Изображение картин природы в художественном произведении, разновидность описания.

14. Деталь — Выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

15. Реплика - Фраза, произнесенная одним персонажем произведения в ответ на слова другого.

 

16. Ремарка — Краткие указания или пояснения автора в драматическом произведении, характеризующие жесты, мимику, интонацию, темп речи героев, а также описание обстановки действия, состава персонажей и т.д.

  17. Монолог — Развернутое высказывание одного персонажа, обращение к собеседникам или самому себе.

18. Диалог — Разговор двух или нескольких лиц в литературном произведении, представленный в форме отдельных высказываний.

 

19. Персонаж — Общее название любого действующего лица литературного произведения

 

Готовимся к ЕГЭ по литературе.

Занятие №1-2.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.