Особенности взаимодействия с родителями — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности взаимодействия с родителями

2020-10-20 112
Особенности взаимодействия с родителями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:

побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;

поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;

направлять поисковую деятельность старших дошкольников;

способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;

приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.

Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на данном возрастном этапе.

Формы взаимодействия с родителями:

Консультации

Беседы

Проведение открытых занятий

 

Перспективный план работы с родителями

месяц Работа с родителями
сентябрь Анкета для родителей Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
октябрь Выставка фотографий «Моя семья на даче»  
ноябрь Памятка для родителей «Экспериментирование с водой»
декабрь Привлечение родителей к пополнению коллекции «Виды ткани», «Виды бумаги»
январь Выставка фотографий «Мои домашние питомцы»
февраль Акция «Кормушка для птиц»  
март Создание семейного журнала «Экспериментируем дома»
апрель «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей.
май Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

 

Содержание поисково-экспериментальной деятельности

 

Может ли растение дышать?

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у расте­ний.

Материал: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазе­лин (пластилин), лупа.

Ход

Педагог спрашивает, дышат ли растения, как до­казать, что дышат. Дети определяют, опираясь на зна­ния о процессе дыхания у человека. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают пластилином. Дети пы­таются дышать через трубочку и делают вывод, что пластилин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отвер­стия, через которые дышат. Чтобы проверить это, сма­зывают одну или обе стороны листа вазелином (пластилином), ежед­невно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей ниж­ней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

 

Нужен ли корешкам воздух?

Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материал: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Ход

Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

 

Что выделяет растение?

Цель: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материал: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Ход

Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так хорошо дышится. Детям предлагается провести опыт – «что выделяет растение»: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место. Через 1—2 суток наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Педагог объясняет, что так горит кислород. Делается вывод.

 

С водой и без воды

Цель: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Материал: два одинаковых растения (бальзамин), вода.

Ход

Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т.д.). Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.

 

На свету и в темноте

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход

Педагог предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7—10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел).

 

В тепле и в холоде

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Материал: зимние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы.

Ход

Педагог спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев (на улице холодно, наступила зима). Предлагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), сравнивают с ветками без листьев, зарисовывают, строят модель зависимости растений от тепла (для жизни и роста растениям нужно тепло). Педагог предлагает выяснить, как скорее увидеть первые весенние цветы (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Берут корневище мать-и-мачехи с частью почвы (заранее заготовленное), переносят в помещение, наблюдают за появлением цветов. Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости растений от тепла (холодно — растения растут медленно, тепло — растут быстро).

 

Вершки — корешки

Цель: Выяснить, что раньше появляется из семени.

Материал: бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости.

Ход

Дети выбирают любые из предложенных семян, создают условия для прорастания. В прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещают замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10—12 дней за происходящими изменениями (из боба сначала появится корешок, затем пойдут стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться). Дети делают зарисовки.

 

Живой кусочек

Цель: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Материал: плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, алгоритм деятельности

Ход

Перед детьми ставится задача: проверить, есть ли в корнеплодах запас питания. Дети определяют название корнеплода.

Затем помещают верхнюю часть корнеплода в теплое светлое место, наблюдают за появлением зелени, зарисовывают (корнеплод дает питание для новых листьев).

 

Вверх к листочкам

Цель: Доказать, что стебель проводит воду к листьям.

Материал: черенок бальзамина, вода с красителем; бруски березы или осины (неокрашенные), плоская емкость с водой, алгоритм опыта.

Ход

Дети рассматривают черенок бальзамина с корешками, обращая внимание на строение (корешок, стебелек, листья). Педагог предлагает проверить, как вода от корешка попадает к листочкам с использованием окрашенной воды. Через 1—2 недели результат опыта рассматриваются, делают вывод о функции стеблей (проводят воду к листьям).

Дети рассматривают неокрашенные деревянные бруски через лупу, определяют, что в них есть отверстия. Выясняют, что бруски — часть ствола дерева. Педагог предлагает узнать, проходит ли через них вода к листочкам, опускает брусочки поперечным срезом в воду. Выясняет с детьми, что должно произойти с бруском, если стволы могут проводить воду (бруски должны стать мокрыми). Дети наблюдают за намоканием брусков, уровнем поднятия воды вверх по брускам.

 

Что есть в почве?

Цель: Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материал: комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, две стеклянные емкости с водой.

Ход

Детям предлагается рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. Дети с помощью лупы определяют, где какая почва. Выясняют, на какой почве лучше растут растения, почему (в лесу растений больше, в почве больше питания для них). Взрослый вместе с детьми сжигает лесную почву в металлической тарелочке, обращает внимание на запах при сгорании. Пробует сжечь сухой лист. Дети определяют, что делает почву богатой (в почве леса много перегнившей листвы). Обсуждают состав почвы города. Уточняют, как узнать, богатая ли она. Рассматривают с помощью лупы. Помещают почву в стеклянные емкости с водой, хорошо размешивают и рассматривают. Делают выводы.

 

Как устроены перья у птиц?

Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал: перья куриные, гусиные, лупа, восковые карандаши, бумага.

Ход

Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня — пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).

Почему говорят «как с гуся вода»?

Дети перья смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Натирают бумагу восковым карандашом, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.

 

Почему у птиц такой клюв?

Цель: Определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материал: зерно, макет клюва утки, емкость с водой, крошки хлеба, иллюстрации птиц.

Ход

Педагог на иллюстрациях птиц закрывает изображения их конечностей. Дети выбирают из всех птиц водоплавающих и объясняют свой выбор (у них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли — длинные клювы; у гусей, уток, лебедей — плоские, широкие клювы). Дети выясняют, почему у птиц разные клювы (аисту, журавлю, цапле надо доставать лягушек со дна; гусям, лебедям, уткам — вылавливать корм, процеживая воду). Каждый ребенок выбирает макет клюва. Педагог предлагает с помощью выбранного клюва собрать корм с земли и из воды. Результат объясняют.

 

Помощница вода.

Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Материал: банка с мелкими легкими предметами (теннисный шарик), емкость с водой.

Ход

Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Педагог предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

Умная галка

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Перед детьми ставится задача: достать предмет не опуская руку в воду и не доливать воду (класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев). Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.

 

Какие свойства?

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материал: емкости со снегом, водой, льдом.

Ход

Педагог предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).

 

Куда делась вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.

Ход

Дети наливают равное количество воды в емкости, делают отметку уровня, ставят в разные условия: закрытую и открытую емкости — на подоконник, открытую — в тепло, на батарею. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках емкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода? Дети делают вывод, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде; когда емкость закрыта, испарения нет.

 

Откуда берется вода?

Цель: Познакомиться с процессом конденсации.

Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Ход

Педагог предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой.

Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.